Презентация на тему "справедливость". Презентация "Справедливость" (4 класс) по обществознанию – проект, доклад «Ценные качества человеческой души»

Тема: Справедливость Урок 12.
Основы светской этики

Задача:
Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению

Цели:
Познакомить учащихся с понятием «справедливость» Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека
Воспитывать стремление поступать по справедливости Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас

Ход урока:
Оргмомент Проверка дом.задания Объяснение нового материала - В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо. Что же такое справедливость? - Вспомните всё, что вы знали раньше о справедливости. (Высказывания учащихся)

Справедливость -
моральное правило, регулирующее отношения между людьми
совершение действия в соответствии с истиной, законом
Объяснение учителя:

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Марк Туллий Цицерон:

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
Фемида - богиня правосудия
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Почему?

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Признаки справедливости
соразмерность
уравнивание
оценка по заслугам
«равное за равное»

Моральные правила:
соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Самостоятельная работа (работа в парах)

Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: - Я лишний. Пять деревьев, пять ребят - Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. - Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто.
Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?

Работа в группах:
Чтение и обсуждение притчи «Справедливость». Игра: «Собери пословицы».

Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло. Марк Аврелий
Марк Аврелий Антонин4 апреля 174 года – 8 апреля 217 года римский император, философ
Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо́ 28 июня 1712 - 2 июля 1778,) - французский писатель, мыслитель, композитор.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ
Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский
Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне

Ка
Домашнее задание(по выбору) :
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ. Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом (или вспомни историю из жизни или литературы). Дай оценку их поступкам. Итог урока(выводы, обобщения).

Над проектом работала:
Учитель начальных классов: Гришанова Н.К. МБОУ « Соколовская СОШ»,







Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).


Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца... Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами... Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза... Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...

Урок ОРКСЭ (Светская этика) 4класс

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Автор Н.В.Емелькина, учитель начальных классов ГБОУ Школа 2080 г. Москвы

Цель и задачи(УУД) (слайд 1,2)

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметные

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты: (слайд 3)

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана урока,сочинение.

Основные термины и понятия: справедливость, несправедливость, моральные правила, соразмерность, уравнивание.

Оборудование: учебник («Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5кл.» Москва, «Просвещение» 2012г), тетрадь, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Демонстрация эпизода из сказки «Золушка» (мачеха и Золушка). (слайд 4)

3. Беседа.

Ученики: Плохо, зло, неправильно, несправедливо…

Учитель: Именно о справедливости и несправедливости мы поговорим сегодня. Давайте запишем в тетрадь тему урока «Справедливость» (слайд 5) и подумаем

Что такое «справедливость»? (Учитель предъявляет первый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 6)

Ученики: …(ответы учащихся)

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом.

Но если обобщить, то справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью.(Определение записывают в тетрадь) (слайд 7)

Учитель: В каких произведениях русской литературы герои поступают несправедливо?

Ученики: “Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится” и др. (слайд 8)

Учитель: Могут ли “похожие ситуации” произойти в отношениях между людьми в повседневной жизни?

Ученики: (Ответы учащихся, примеры из жизни.)

Учитель: Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым? (Учитель предъявляет второй пункт плана работы на уроке на доске или слайде 9)

Ученики: затрудняются ответить.

4. Работа с литературой.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику. Какая страница нам поможет найти ответ? Работа по учебнику.

Ученики: предлагают прочитать ответ, опираясь на тему урока и опорные слова в тексте учебника, с. 29 2-7 абзац. Выписывают правила в тетрадь.

Учитель: Назовите противоположное по значению слово к слову «справедливый».

Ученики: несправедливый.

(Учитель предъявляет третий пункт плана работы на уроке на доске или слайде10)

Учитель: Что значит быть «несправедливым»?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Давайте узнаем, правы мы или нет? Поищем ответ в учебнике.

Ученики: Читают учебник с. 29 последний абзац.

Учитель: Какой вывод можно сделать из прочитанного абзаца? Подтвердите строками из текста.

Ученики: (Читают) Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки, не может их исправить и стать лучше, самосовершенствоваться.

Учитель: Послушайте, что говорил французский философ Ж.-Ж. Руссо о несправедливости: Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней. (Слайд 11)

Согласны ли вы с этим высказыванием сегодня?

Ученики: (Ответы детей.)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди считали справедливым одно и то же? (Учитель предъявляет четвёртый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 12 «История»)

5. Сообщения учащихся.

Учащиеся: (сообщения, подготовленные заранее (представления о справедливости у разных народов) (слайд 13)

Известны разные представления о справедливости. Например, в XIX в. Дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали, прежде всего, за благородное происхождение и за богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось правило «Око за око, зуб за зуб». И сегодня кое-где существует обычай кровной мести. Однако в современном обществе большинство людей считают это несправедливым и принимают меры для искоренения этого дикого обычая.

И др.

6. Работа с учебником.

Учитель: Как вы думаете, как определить что справедливо, а что нет? (Учитель предъявляет пятый пункт плана работы на уроке на доске или слайде14 «Признаки справедливости»)

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Давайте докажем, что мы правы, с помощью учебника. Какая страница нам поможет?

Учащиеся: читают с. 28 последний абзац, с. 29 1 абзац, записывают названия признаков в тетрадь (признак соразмерности, признак уравнивания)

7. Самостоятельное чтение учащихся.

Учитель: Познакомимся с рассказом Е.Пермяка “Самое страшное” (тексты у детей на партах).(слайд 15)

Учащиеся читают:

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Ничего не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился. Да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Один – одинёшенек!

8. Проверка восприятия. Беседа.

Учитель:

Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Справедливо ли окружающие поступили с Вовой?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Почему самое страшное на свете остаться одному?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика?

Учащиеся: отвечают.

9. Подведение итогов.(Слайд 16 с гиперссылками)

Учитель: Давайте подведём итог.

Учитель: Что значит «быть справедливым»?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Назовите признаки справедливости.

Учащиеся: соразмерность и уравнивание.

Учитель: Назовите моральные правила, которые надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим.

Учащиеся: отвечают (у. с.29)

Учитель: Быть справедливым сложно?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: (Самостоятельная творческая работа учащихся.) Сочините и запишите в тетрадь рассказ или сказку о справедливости.

10. Домашнее задание.

Учитель: (Задание на дом) Дома оформите сочинение в виде страницы книги для первоклассника.

На следующем уроке книгу для первоклассника собирают, оформляют обложку и обсуждают тексты. После урока книгу можно подарить ученикам первого класса или школьной библиотеке.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Справедливость

Вспомните, у вас были ситуации, когда с вами поступили несправедливо?

Сердце подскажет Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает. – Я же поделился и дал Жене его половину. – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо. – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась. – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо. – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные? – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

– Как поступить в данной ситуации справедливо? -Что подсказывает вам ваше сердце? – Почему Саша поступил несправедливо? – Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?

Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).

Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Русская энциклопедия)

Мудрые мысли. Если сила соединиться со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза. Эсхил Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. В. Гюго Видеть несправедливость и молчать- это значит самому участвовать в ней. Ж.Ж. Руссо

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие,с весами в одной руке и мечом в другой - такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды - символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Справедливость – совершенная добродетель Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.

В XIX веке дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за высокое положение и за богатство, а не заслуги и выдающиеся способности. Это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось «Око за око, зуб за зуб» И сегодня еще существует обычай кровной мести.

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»

«Моральные правила» - Избегать в своих действиях зла(унижения достоинства, обмана и насилия) - Стремиться в борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть - Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения Стремиться найти решение, которое устроило бы всех Соблюдение прав других людей;

Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости: * соответствие действительности; * хорошее и непредубежденное отношение к людям; * исполнение закона.

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость». Как аукнется, такова ему и плата Любишь кататься, Око за око, Что посеешь, Где справедливость, Кто за правое дело стоит, Как нажито, Каков работник - так и откликнется так и прожито зуб за зуб. то и пожнёшь там и правда. тот всегда победит. люби и саночки возить

Заставил задуматься… -навёл меня на размышления… -я узнал на уроке… -я считаю нужным запомнить… Рефлексия. Закончи предложение. - с егодня я узнал… -было интересно…

http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://900igr.net/kartinki/biologija/stroenie-serdtsa/005-aristotel.html http://dreamworlds.ru/kartinki/22986-boginja-pravosudija-femida.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0 ttp%3A%2F%2Fmaxpark.com%2Fstatic%2Fu%2Farticle_image%2F13%2F06%2F08%2FtmpcU8uHW.jpeg http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp0%2Csource%2Cweb_tdi%2Curl%2Cp1&text ru. wikipedia .org › Квинт Туллий Цицерон Источник: http:// www.aphorisme.ru / about-authors / eshil /?q=4472


ЗАКОН И СПРАВЕДЛИВОСТЬУрок по предмету «Гражданское воспитание»
в 10 «А» и 10 «Б» классах
2 декабря 2015 г.
Преподаватель – Бурдейная С.

Цели урока:

В конце урока вы будете способны:
Идентифицировать различные определения понятия
«закон», адекватно использовать этот термин
Назвать первые письменные законы в истории
человечества. Выявить специфические черты
законов различных эпохи и стран
Анализировать взаимосвязь понятий «закон» и
«справедливость» в контексте сегодняшних реалий

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Французский математик,
механик, физик,
литератор и философ.
Классик французской
литературы, один из
основателей
математического
анализа, теории
вероятностей и
проективной геометрии

«Справедливость без власти беспомощна, власть без справедливости – тиранична» (Блез Паскаль)

«Справедливос
ть без власти
беспомощна,
власть без
справедливост
и – тиранична»
(Блез
Паскаль)

ФЕМИДА

В древнегреческой
мифологии богиня
правосудия, вторая
супруга Зевса. У римлян -
Юстиция.
Изображается с повязкой на
глазах, весами и мечом в
руках.
Иносказательно Фемида -
правосудие, закон; весы
Фемиды - символ
правосудия; слуги (жрецы)
Фемиды - слуги закона,
судьи

АСТРЕЯ

В греческой
мифологии богиня
справедливости.
По преданию,
является
дочерью Зевса и
Фемиды, а также
сестрой
Стыдливости.

Первый письменный закон

Свод законов Хамураппи

Создан вавилонским царем Хаммурапи (приблизительно в 1792 - 1750
годах до н. э.).
Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе
раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней
Месопотамии).
Свод законов написан на чёрном базальтовом столбе и состоит из 282
законов (37 уничтожено). Законы выбиты клинописью на обеих
сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского
языка.
В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий
законы из рук бога солнца Шамаша.
Оригинал хранится в Лувре. Точные копии столба находятся в Москве,
в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева -
филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

ЗАКОН

Нормативный акт,
постановление
высшего органа
государственной
власти, принятый в
установленном
порядке и имеющий
юридическую силу

Закон

Правило общественного поведения,
являющееся общепринятым,
обязательным, непреложным; ОБЫЧАЙ

ЗАКОН

Связь, устойчивые
взаимоотношения
между явлениями,
между причиной и
следствием

ЗАКОН

Основное
положение какой-либо
деятельности, творчества, игры и
т. п.

ЗАКОН

Система нравственных и обрядовых
требований, принципов какого-либо
религиозного учения

Домашнее задание:

Составить 5 предложений со словом
«ЗАКОН», используя его в каждом
из 5ти предложенных значений
Составить Свод законов
сообщества «NEXT-2»,
состоящий, как минимум, из 5
пунктов