Эстетические чувства, их эволюция в истории и какие их виды выделяют ученые. Чувства, их психологическая характеристика Что такое эстетическое чувство

Страница 16 из 24

Эстетические чувства.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.

Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувствав обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

Эстетические чувства – сложное психическое образование. Oни присущи лишь человеку как социальному существу. При этом их со­циальная природа определяется не только тем, что они возникли исторически, но и тем, что в онтогенезе личности они становятся человеческими лишь благодаря её участию в общественной жизни.

Эстетические чувства, как и вся эмоционально-чувственная сфера человеческой психики, – своеобразная форма отражения дей­ствительности, в которой объект-субъектные отношения существен­но отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отра­жении действительности.

Субъективные переживания личности – это часть её собствен­ной индивидуальной жизни, кровь и плоть её реального бытия. В эмоциях нет отделения объективного содержания, отражающего окружающую действительность, от внутренних состояний субъекта. В них мир не выступает чем-то существующим объективно, сам по себе, не имеющим отношения к жизни субъекта. Чувства и эмоции являются той формой психической деятельности, в которой человек присваивает себе объективный мир, делает его частью себя, придаёт ему субъективную значимость. И объективные свойства действительности в данном случае не имеют никакого значения для человека.

Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека. Связь эстетических чувств с предметами, вызывающими их, настолько глубока, что некоторые психологи и эстетики стали ут­верждать, что эстетические чувства являются “вчувствованием” в предмет. То есть эти чувства не просто порождаются соответствующими объектами, а входят в предмет, проникают в него с особой интимной любовью. И эта проникновенность порождает собственную cущность предмета, выявляет её и делает человека соавтором объек­та.

Под влиянием эстетических чувств происходят существенные изменения в личности человека. Они оставляют неизгладимый след в нашей памяти, который сохраняется зачастую на всю жизнь. Этим объясняется надолго запоминающееся воздействие подлинных произведений искусства. Мы иногда лучше помним социальные явления, события, описанные художником, чем те, которые видели собственны­ми глазами. Объективные, не зависящие от воли и желания субъек­та изменения его психических функций, происходящие в эстетичес­ких чувствах, способствуют превращению черт личности героев художественных произведений, образов и идей художника в черты, убеждения, образы и свойства личности читателя, слушателя, зрителя. В этом превращении содержательно-личностных особенностей воспринимаемого образа в черты личности эстетические чувства играют роль “закрепителя”.

Эстетические чувства оказывают положительное, тонизирующее и оптимизирующее влияние на все психофизиологические процессы человека. Как правило, они стимулируют нашу творческую социальную активность.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, проти­воположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем созна­нии. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвраще­ние, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетают­ся своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Так, например, смех, вызываемый произведениями искусства комедийного характера, сопровождается целой гаммой эмоций самой разной направленности и интенсивности. Известно, что Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как смех сквозь невидимые миру слезы. У А. П. Чехова смешное всегда одновременно и печально, часто вызыва­ет боль и у автора, и у читателя.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и состра­дание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстети­ческого чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем не сравнимую прелесть эстетических чувств.

Другой особенностью эстетических чувств является изменение характера эмоций, входящих в их состав. Эстетические эмоции су­щественно отличаются от исходных “натуральных” их прототипов. Oни “очеловечены”, подведены под общий знаменатель тональности всего эстетического объекта, участвуют в осуществлении объединяющего их замысла художника. Так, страх, испытываемый нами при восприятии трагедийного произведения – не та эмоция, которую мы переживаем в реальной жизни при угрожающих нам обстоятельствах, хотя и называется так же. Горе и радость, счастье и несчастье, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, восторг и разочарование как компоненты эстетических чувств существенно отличаются от их прототипов в реальной жизни.

При восприятии произведений искусства человек не пассивно переживает те или иные эмоции. Он всей душой, всей своей сущностью участвует в описываемых художником событиях. В эстетических чувствах присутствует волнение за судьбы героев, имеющее определённую линию развития: от зарождения чувства к его максимальной интенсивности иразрядке. Мы радуемся торжеству справедливости, победе героев, которым симпатизируем, испытываем страх, когда их жизни угрожает опасность, по-настоящему плачем, когда они погибают.

Существенной особенностью эстетических чувств является сло­жное взаимодействие в них эстетических и этических моментов в нашей психике.

Нравственно воспитанным человеком является не тот, кто лишь твердо знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания не­разрывно сливаются с чувством, превращаясь в убеждения, состав­ляющие сущность человеческой личности. Именно благодаря эстетическим переживаниям наши знания о нормах поведения, наши представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, получают своё эмо­циональное “подкрепление” и становятся убеждениями, побудительными силами.

С образно-эстетическим содержанием произведения искусства непосредственно связаны эстетические чувства, которые принима­ют активное участие в формировании этической оценки личностью того, что вызывает эстетические переживания.

Рассматривая соотношение эстетических чувств и социально-этических функций искусства, следует иметь в виду, что почва для этического воздействия должна быть эмоционально подготовлена.

Эстетические чувства – не вторичная реакция на сформировав­шийся в сознании объективно-предметный образ того, что заложено художником в его произведении. То, что склады­вается в сознании как некоторое объективно-образное содержание, зависит в первую очередь от эмоционально-эстетической реакции на соответствующие события. При этом сенсорный материал, входящий в состав образа, несёт в себе соответствующую эмоциональную окраску, он подобран согласно “этической мерке” личности, он тенден­циозен по своему составу и этической “нагрузке”. Поэтому одни и те же события, изображённые художником, могут восприниматься специфически разными людьми именно с этической точки зрения. В за­висимости от эмоционально-эстетической реакции одна личность может осуждать поступки героя, в то время как другой человек может воспринимать их как образец для подражания.

Этическое воспитание при помощи эстетических средств осуществляется не словесными призывами к подражанию действиям героев, а положительной реакцией на них, эстетическим отношением. Мы будем подражать только тем героям, которые оцениваются нами как красивые, возвышенные, героические.

В современном обществе бурно развивается техническая эстетика, эстетика производства и другие виды эстетического освоения действительности. Главная цель этого типа эстетической деятель­ности состоит в том, чтобы способствовать развитию творческого начала, духовно-эмоциональному обогащению личности и эстетичес­комувоспитанию. Основным каналом, при помощи которого средства эстетизации человеческой деятельности влияют на настроение и формирование личности, являются эстетические чувства.

Именно сдвиги в психоэмоциональных состояниях человека определяют достижение цели эстетического освоения мира. Что же касается производственной эстетики, то через эстетические чувства, порождаемые умелым использованием света и цвета, в ряде производственных процессов мы можем компенсировать отрицательные факторы их воздействия на организм человека. Речь идёт не только о снижении утомляемости, но и о защите органов зрения, о купировании неблагоприятных влияний микроклимата производственных помещений и т.п. Музыка на производстве не только ритмизирует трудовой процесс и делает его намного эффективнее, но и оказывает оп­тимизирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы, не говоря уже о положительных эмоциях, которые она вызывает.

Все эти эффекты эстетизации труда объясняются тем, что эмоциональная жизнь человека связана с деятельностью тех образова­ний его мозга, которые имеют самое непосредственное отношение к регуляции важнейших его физиологических и психических функций.

Анализ эстетических чувств был бы неполным без характерис­тики такого свойства, с которым Аристотель связывал “катарсис” или “трагическое очищение”.

В произведении искусства художник показывает действия законченные, достигающие своей цели. Объективная действительность, не подвергнутая эстетической обработке (прототип изображаемой художником реальности), даётся читателю, слушателю, зрителю лишь в воображении. Её он видит благодаря ассоциациям, которые возникают в его сознании под влиянием изобразительных средств искусства. Эта только воображаемая на уровне представления действительность вызывает с точки зрения замысла всего произведения “снятые”, “воображаемые”, нейтрализованные отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции в эстетическом переживании имеют скорее всего харак­тер воспоминаний о событиях реальной жизни. Положительные эмоции, вызываемые эстетически обработанной действительностью, являются реальными на уровне ощущения, то есть их раздражительность дей­ствует непосредственно на наши органы чувств и имеет характер “осязаемой” реальности.

В эстетических чувствах сталкиваются реальные положительные эмоции со снятыми, воображаемыми, оставшимися в прошлом, за контекстом эстетического восприятия, отрицательными эмоциями. При этом динамика эстетических эмоциональных реакций во времени разворачивается от “воображаемых” отрицательных к полноценным положительным эмоциям.

Отмеченное здесь развёртывание эстетических чувств от“воображаемых” отрицательных эмоций к положительным идёт параллель­но с решением реальных задач в сфере реального времени, реальной жизни. Чаще всего это задачи, которые личность не могла решить до восприятия соответствующего произведения искусства и которые она решает для себя, следуя логике событий, изображённых худож­ником. Именно таким образом личность снимает причины патогенных аффектов, овладевает “безусловным раздражителем” и ликвидирует источник морально-этического конфликта.

То же самое происходит и в тех случаях, когда эстетические переживания и этико-эстетические решения возможных жизненных ситуаций предшествуют реальной встрече человека с подобными ситуациями в его личной и общественной жизни. Оставившие след в соз­нании человека эстетические переживания подсказывают правила решения реальных жизненных проблем, по их образцу строится логика реальных действий личности, на этом пути жизненные, внеэстетические отрицательные эмоции попадают в “ловушку” целостной реакции личности, связанной с эстетическими чувствами. Это происходит благодаря тому, что эмоциональные переживания группируются, ассоциируют между собой не по вызывающим их внешним причинам, а по их личностно-ценностному знаку (страх, сострадание, радость, боль, горе, восторг).

В силу этого страх, отчаяние и сострадание, которые вызывают у нас трагедийные художественные произведения, ассоциируются в единые комплексы с подобными аффектами, порождаемыми реальной жизнью. Поэтому эстетическое чувство, приводя какую-либо целостную психическую деятельность к положительному финишу вместе с “воображаемыми” эстетическими отрицательными эмоциями, выводит наружу, очищает душу человека и от подобных аффектов, вызванных реальной жизнью.

Эти механизмы лежат в основе “лечебно-профилактической (иммунизационной)” функции эстетических переживаний. При этом, очищая, искусство воспитывает личность, помогает ей решать по заданному эстетическому образцу сложнейшие этические проблемы. Катарсическое действие искусства – это двуединый процесс очищения от отрицательных патогенных аффектов и этического воспитания личности.

Таким образом, мы видим, что эстетические чувства возникают в процессе эстетического освоения действительности. Они способствуют формированию определенных черт личности, принимают самое активное участие в ее социально-этическом воспитании и играют большую роль в саморегуляции психических и физиологических функций организма. “Очищая” нас от “застойных” отрицательных эмоций, они оказывают этико-эстетическое влияние на формирование личности человека.

Эстетическое сознание - это форма общественного сознания, которая является продуктом исторического развития общества и отражает степень эстетического освоения мира. Эстетическое сознание формируется исключительно в рамках эстетической деятельности субъекта. Сфера эстетической практики пронизывает собой все сферы человеческого бытия, хотя уровень проявления самодостаточности является различным. Определенные отрасли характеризуются лишь частичным присутствием эстетического компонента, однако в некоторых, прежде всего в искусстве - эстетический компонент является доминантным. Именно искусство, в котором наиболее полно реализуется потребность человечества в эстетическом наслаждении является сферой, где через эстетическую деятельность и раскрываются компоненты эстетического сознания.

Основные составляющие эстетического сознания это эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическая теория.

С психологической точки зрения, если человек достаточно долгое время находится в определенном эмоциональном состоянии, то этот процесс называют эстетическим переживанием. Сохранение в памяти человека определенного эстетического переживания характеризуют как эстетическое впечатление. Накапливаясь, эстетические впечатления способствуют формированию у человека эстетических чувств.

Эстетические чувства не является врожденным явлением, процесс его становления связан с общественным и индивидуальным развитием личности. Оно определяется тем культурным, социальным средой, которая окружает человека от рождения. Собственно сфера эстетических чувств является идеальной и формируется не только в результате практического освоения мира, а в основном - духовного.

Бесспорным является взаимосвязь между становлением и развитием эстетических чувств в их зависимости от органов чувств (зрение, слух и др..), однако именно в процессе индивидуальной деятельности человека происходит корреляция формы созерцания, общения и развития личности. Степень развития эстетического чувства влияет на любое проявление духовного переживания человека, а следовательно и на все формы ее деятельности. Проявлением эстетического чувства есть тяга к прекрасному, гармонии, совершенства, что приводит к самообогащения и развития личности.

Эстетические чувства могут иметь как "созерцательный" характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, так и быть включенными в процесс нашей деятельности, предоставляя ей определенные эстетические формы и черты. С одной стороны, эстетические чувства проявляются при нашем созерцании художественных явлений - когда мы слушаем музыку, читаем книгу, смотрим театральное представление, находимся на художественной экспозиции или наслаждаемся изысканным архитектурным ансамблем. С другой - они проявляются в процессе нашей собственной активной творческой деятельности - когда мы поем, танцуем или рисуем и т.п.

Эстетические чувства связаны с окружающей действительностью, однако обычная (бытовая) деятельность человека направлена на достижение объективных результатов, в то время как эстетическая деятельность связана со сферой нашей субъективности, которая проявляется в наших эстетических переживаниях.

Характерной особенностью эстетических чувств является их не утилитарный характер. Они не связаны с удовлетворением наших насущных материальных потребностей. В основе эстетических чувств заложена потребность, которая присуща только человеку - это потребность в эстетическом переживании. Наиболее сильное влияние на развитие эстетических чувств осуществляет искусство, которое стимулирует и воспитывает способность воспринимать мир чувственно через формы культурно развитого созерцания. Повторяемость эстетического переживания обновляет и углубляет его. Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, которые возникли под влиянием искусства и собственно специфическое его постижения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, представитель немецкой классической философии, отмечал, что искусство не нуждается в существовании внешних критериев и масштабов, понять его можно только исходя из него самого. Главная цель искусства заключается в раскрытии истины в почуттєвій форме.

В истории эстетики было немало концепций относительно специфики эстетического переживания. Согласно одной из них, представленной в творчестве советского психолога Льва Выготского, по своей природе механизм образования эстетического переживания и собственно его сущность являются нераскрытыми и непонятными для субъекта. Выготский указывает, что мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам нравится то или иное произведение. Все, что мы придумываем для объяснения его действия, является более поздним домыслом, совершенно явной рационализацией без сознательных процессов. Сама же сущность эстетического переживания остается загадочным для нас. Искусство заключается в том, чтобы "скрывать" искусство.

Другая теория эстетического переживания принадлежит польскому философу Роману Інгардену, которую он предлагает в своей работе "Переживания, произведение, стоимость" (1966) ее основная идея заключается в том, что эстетическое переживание является сложным, багатофазовим. Развиваясь во времени, оно проходит ряд этапов различного характера: в одном - проверяется теория активной позиции, в другом - пассивной, в одном - интеллектуальной, в другом - эмоциональной. Согласно Інгардену, началом переживания есть "вступительная эмоция", которая характеризуется волнением. Второй этап переживания наступает, когда под влиянием этого волнения все наше сознание мы обращаем к предмету, который его вызвал. Это приводит к торможению обычного процесса осознания, сужение его поля, заинтересованность концентрируется на наблюдаемой качества. На этом третьем этапе эстетическое переживание может закончиться, но может продолжаться и дальше, если продолжается, то субъект уже имеет перед собой сформированный им предмет и общается с ним, реагируя волнением на то, что сам сделал. Таким образом, в эстетическом переживании последовательно выступают: чистое волнение субъекта, формирование предмета субъектом и переживание этого предмета зрителем. На ранних этапах переживания имеет уязвим и динамичный характер, который на конечном этапе угасает, уступая место созерцанию.

Другая концепция эстетических переживаний представлена в работе польского философа Владислава Татаркевича "Фокусировки и мечты" (1934). ее сущность заключается в том, что эстетические переживания бывают разного вида, как пассивного, так и активного, наделены как ярко выраженным интеллектуальным фактором, так и чисто эмоциональным: оно охватывает как состояния созерцания и успокоения, так и состояния обостренной чувствительности. И первые, и вторые содержатся в обычном понятии эстетического переживания и оба имеют право называться эстетическими переживаниями. Теория, которая говорит, что эстетические переживания являются опьянением, дельная, но только для части переживаний, которые охватываются этим названием.

Итак, эстетические чувства - это базисный уровень эстетического сознания человека, который является составляющей всех видов эстетической деятельности человека. Это чувства высшего уровня, что культивируется в процессе общественно-исторического развития. Оно имеет сложную структуру, которая связана с обращением, как в реальных, так и идеальных объектов. Для него характерен не утилитарный и аксиологический характер.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.

В зависимости от предметной сферы , к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

1. Нравственные, илиморальные чувства.

Это чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными.

Например, к моральным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

2. Морально-политические чувства.

Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

3. Интеллектуальные чувства .

Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства - является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

4. Эстетические чувства.

Это эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др..

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогран­ны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели».

Дружба

Избирательные привязанности находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Ж.-Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, - это не любовь, а дружба». К.К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные сопереживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери; престижная (обычно идеализированная) его оценка. По Платонову, чувство дружбы к объекту другого пола входит в чувство половой любви, но может и не быть с ней связано.

Следует подчеркнуть, что как один из видов аттракции дружба обладает специфичностью. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба таковой быть не может. Она предполагает межличностную аттракцию, т. е. проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интимно-доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.

М. Аргайл отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Она важнее всего для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова становится высоко значимой в пожилом возрасте, когда люди выходят на пенсию или теряют близких людей. В промежутке между этими возрастами дружба по значимости уступает работе и семье.

Причины дружбы. М. Аргайл отмечает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:

1) нужда в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) нужда в социальной поддержке в форме совета, сочувствия, доверительного общения (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) совместные занятия, общие игры, общность интересов.

И.С. Кон в качестве таких причин называет: потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему; особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию парных отношений;объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Согласно данным Аргайла, женщины имеют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм с друзьями.

Критерии выбора друзей. Во многих работах обсуждается вопрос - по каким признакам (по сходству или по различию) выбираются друзья. И.С. Кон считает, что, прежде чем решать этот вопрос, нужно уточнить ряд обстоятельств.

Во-первых, о каком классе сходств идет речь (пол, возраст, темпермент и т. д.). Во-вторых, степень предполагаемого сходства (полное или ограниченное). В-третьих, значение и смысл данного сходства для самой личности. В-четвертых, объем, широта диапазона сходств. Сходство друзей может ограничиться одной какой-либо характеристикой, а может проявиться по многим. Определение сходства или несходства во многом зависит также от того, каким представляет человек самого себя и друзей и какие они есть на самом деле.

Многочисленные социально-психологические исследования показывают, что ориентация на сходство в социальных установках явно преобладает над ориентацией на дополнительность. Подавляющее большинство людей предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Желательно также сходство основных ценностей, интересов. Правда, когда речь идет не о социальных установках и демографических признаках, получаемые результаты не так однозначны.

Дружат часто совершенно не похожие по психическому складу люди. Открытый и импульсивный человек может выбрать себе в друзья замкнутого и сдержанного человека. Отношения между такими друзьями дают каждому из них максимальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности. Однако друзья редко бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

Правила поведения друзей. М. Аргайл и М. Хендерсон установили общие правила поведения, которые считаются наиболее важными для продолжения дружеских отношений и несоблюдение которых приводит к их разрыву и распределили их на четыре группы.

Обмен:

- делиться новостями о своих успехах;

Выказывать эмоциональную поддержку;

Добровольно помогать в случае нужды;

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

Возвращать долги и оказанные услуги.*

Интимность:

Уверенность в другом и доверие к нему.

Отношение к третьим лицам:

- защищать друга в его отсутствии;

Быть терпимым к остальным его друзьям*;

Не критиковать друга публично**;

Сохранять доверенные тайны**;

Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.**

Координация:

- не быть назойливым, не поучать*;

Уважать внутренний мир и автономию друга.**

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям. Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют отличить близких друзей от менее интимных. Они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям. Они считаются важными и их нарушение может привести к прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Они не являются специфичными только для дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

Детская дружба. Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа, изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

1) ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

2) договорный характер отношений - неукоснительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

3) «внутренне-психологическая» стадия - первостепенное значение приобретают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Например, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли. Детская дружба может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее из-за потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интимностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отношениях не возникнут какие-то трудности.

Любовь

В настоящее время Д. Ли разработал более детальную типологию любви:

1) эрос - страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма - возникает из сочетания людуса и сторге - рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5) мания - появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

Любовь к конкретному человеку, по Э. Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Любовь -это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным.

Выделяют несколько разновидностей любви.

Так, говорят об активной и пассивной формах любви; в первом случае любят, а во втором - позволяют себя любить.

Подразделяют кратковременную любовь - влюбленность и длительную - страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви.

Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений.

Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Таблица 12.2 Систематика видов любви Р. Стернберга

Вид любви

Интимность

Решение-обязательство

Симпатия

Страстная любовь

Придуманная любовь

Романтическая любовь

Любовь-товарищество

Слепая любовь

Совершенная любовь

Примечание: + компонент присутствует, - компонент отсутствует.

Любовь родителей к детям.

Э. Фромм (1998) указывает на различия материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет.

Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости до полного равнодушия.

Ревность

Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности.

Ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. .

П. Тительман следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что значимо для него.

Если зависть в большинстве случаев считается недостатком человека, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и поощряется обществом.

Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав собственности.

Ревность к объекту сексуальной любви. Особое положение занимает ревность, проявляемая во взаимоотношениях между полами. Она связана с чувством любви и поводом для нее служит тот факт, что кто-то любит не нас, а другого. В этом случае собственное достоинство любящего становится уязвленным, оскорбленным. Эта ревность переживается особенно остро. Стоит только человеку представить, что его возлюбленный встречается не с ним, а с кем-то другим, как он начинает испытывать невыносимую душевную боль. В такие моменты человека пронизывает мысль, что он навсегда лишился чего-то очень ценного, что его бросили, предали, что он никому не нужен, а его любовь оказалась бессмысленной. Возникающее сознание своего одиночества и внутренней опустошенности сопровождается разочарованием, печалью, обидой, стыдом, досадой, гневом. В подобном состоянии человек не способен вести себя рационально.

Ревность связана с имевшейся ранее уверенностью человека в любви близкого человека и с его представлением, что только он вправе обладать им. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозрительность. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к трагическим последствиям. Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда человек стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого им человека. Подобная ненависть часто остается подавленной и проявляется в виде измывательства над возлюбленным.

А. Н. Волкова реакции ревности классифицирует по нескольким основаниям: по критерию нормы - нормальные или патологические; по содержательному критерию - аффективные, когнитивные, поведенческие; по типу переживания -активные и пассивные; по интенсивности - умеренные и глубокие, тяжелые.

Нормальные, непатологические реакции отличаются адекватностью ситуации, понятны многим людям, подотчетны субъекту, нередко контролируемы им. Патологическая ревность имеет противоположные характеристики.

Когнитивные реакции выражаются в стремлении анализировать факт измены, искать ее причину, искать виновного (я - партнер - соперник), выстраивать прогноз ситуации, прослеживать предысторию, т. е. создавать картину события. Когнитивные реакции больше выражены у лиц астенического склада, интеллектуалов.

Аффективные реакции выражаются в эмоциональном переживании измены. Наиболее характерные эмоции - отчаяние, гнев, ненависить и презрение к себе и партнеру, любовь и надежда. В зависимости от типа личности аффективные реакции протекают на фоне меланхолической депрессии или гневной ажитации. Преобладание аффективных реакций наблюдается у людей художественного, истероидного, эмоционально-лабильного склада.

Поведенческие реакции выступают в виде борьбы или отказа. Борьба выражается в попытках восстановить отношения (объяснения), удержать партнера (просьбы, уговоры, угрозы, давление, шантаж), устранить соперника, затруднить встречи с ним, привлечь внимание к себе (вызывание жалости, сочувствия, иногда кокетство). При отказе восстановить отношения связь с партнером обрывается или приобретает характер дистантный, официальный.

При активных реакциях, характерных для стеничных и экстравертированных личностей, человек ищет нужную информацию, открыто выражает свои чувства, стремится вернуть партнера, соревнуется с соперником. При пассивных реакциях астеничные и интровертированные личности не предпринимают настойчивых попыток повлиять на отношения, ревность протекает внутри человека.

Острые и глубокие реакции ревности являются результатом полной неожиданности измены на фоне благополучного супружества. Измена больше ранит доверчивого и преданного человека. Ревность становится затяжной, если ситуация не разрешается, партнер ведет себя противоречиво, не принимая определенного решения.

Волкова отмечает, что усилению реакции ревности способствуют:

1) инертные психические процессы, затрудняющие осознание, отреагирование и действие в данной ситуации;

2) идеалистический настрой, при котором человек не допускает никаких компромиссов в любовной жизни;

3) выраженное собственническое отношение к вещам и лицам;

4) завышенная или заниженная самооценка; при завышенной самооценке наблюдается деспотический вариант переживания ревности, при заниженной - человек остро переживает собственную неполноценность;

5) одиночество, бедность межличностных связей, при которой партнера некем заменить;

6) чувствительность человека к предательствам разного рода в иных партнерствах;

7) сильная зависимость от партнера в достижении каких-либо жизненно важных целей (материальная обеспеченность, карьера и др.).

Выделяют несколько видов ревности: тираническую, от ущемленности, обращенную, привитую (Линчевский, 1978).

Тираническая ревность возникает у упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных субъектов. Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, выполнить которые бывает трудно или вовсе невозможно и не вызывают у сексуального партнера не только сочувствия, но и приводят к охлаждению во взаимоотношениях. Когда такой деспотичный субъект пытается найти объяснение этому охлаждению, то причину ее он видит не в себе, а в партнере, «у которого возник посторонний интерес, наклонность к неверности».

Ревность от ущемленности самолюбия проявляется у людей с тревожно-мнительным характером, с низкой самооценкой, неуверенных в себе, легко впадающих в тоску и отчаяние, склонных преувеличивать неприятности и опасности. Неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности заставляет его видеть соперника в каждом встречном. И если ему покажется, что партнер не проявил к нему должного внимания, у него сразу возникают сомнения, подозрения относительно верности любимого человека.

Обращенная ревность представляет результат собственных тенденций в неверности, ее проекция на партнера. Ход рассуждений ревнующего такой: раз помыслы о супружеской неверности имеются у него, то почему они не могут быть и у других, в том числе и у его партнера? Обычно обращенная ревность возникает на месте угасшей любви, так как сохраняющаяся любовь редко сочетается с мечтами о других сексуальных партнерах. Данный вид ревности наиболее бытовой, прозаический.

Привитая ревность является результатом внушения со стороны, что «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков по поводу неверности супруга.

Существуют следующие способы преодоления ревности:

1) отвлечение на что-либо значимое для человека (учеба, работа, забота о детях, хобби);

2) выработка нового взгляда на вещи, формирование морали прощения, сознательный контроль над реакциями ревности;

3) извлечение уроков, поиск собственных ошибок, построение новых отношений с партнером, возможно, другого типа;

4) обесценивание партнера и ситуации измены - соизмерение их в ряду других ценностей, жизненных утановок;

5) в случае распада партнерства - поиск нового партнера, изменение образа жизни, формирование других межличностных связей.

Детская ревность.

В детстве все испытали эмоциональные переживания, связанные с ревностью. Сначала ребенок любит свою мать и отца пассивно, при этом скоро он начинает понимать, что не всегда может добиться от них ответного чувства: ведь даже самая нежная мать и самый заботливый отец время от времени оставляют ребенка ради друг друга. Это убеждает ребенка, что всякий раз. когда он желает, чтобы кто-нибудь его любил, он рискует оказаться брошенным.

Первые реакции ревности наблюдаются уже у девятимесячных детей. Они примитивны и стереотипны. Ребенок кричит, плачет, дрыгается, когда он видит, как мать подходит к другому ребенку, берет его на руки. Реже ребенок ревнует к взрослому, например, когда мать делает вид, что обнимает отца. Ребенок может ревновать и к кукле, он бросает ее, если видел, как ее гладили родители. В десять месяцев видя, как мать кладет голову отцу на плечо, старается всунуться между ними.

В возрасте один год и девять месяцев девочка не хочет, чтобы шили платье ее кукле. В возрасте два с небольшим года враждебные действия в связи с ревностью уже сдерживаются, вместо них появляются переживания, обида, надувание щек.

Затем в возрасте от двух с половиной до пяти лет ревность появляется при наличии у ребенка уже активной любви к родителям, которая оказывается ими «неразделенной»; мать или отец не ответили ему взаимностью, не отнеслись к его чувству с желаемым трепетом. Ребенок чувствует себя отвергнутым, изолированным, «выставленным за дверь дома, в котором наслаждаются любовью и счастьем другие». Этот опыт закладывает основу для всех последующих невротических расстройств и других психопатологий у данного человека.

У мальчиков возникает позитивный эдипов комплекс (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца). Он проявляется в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Возможен и негативный эдипов комплекс, когда у мальчика возникает любовь к отцу и ненависть к матери. Иногда обе формы сочетаются и возникает амбивалентное отношение к родителям.

У девочек возникает комплекс Электры (по имени мифической царевны, которая, мстя за убийство своего любимого отца, участвовала в убийстве своей матери, виновной в его гибели). У девочек возникает сексуальное влечение к отцу и ревность к матери, которая рассматривается как соперница. Как и у мальчиков, этот комплекс может быть позитивным, негативным (любовь к матери и ненависть к отцу) и смешанным.

У детей ревность возникает и по отношению к своим братьям и сестрам. Для первенца появление второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Ведь старший ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (два-три года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанен и необходим для них.

Можно полагать, что чувство ревности имеет филогенетические корни. Один из цирковых дрессировщиков рассказывал, что когда молодой леопард начинает выполнять трюки старого, последний начинает ревновать.

Враждебность

Чувство враждебности - это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А. Басс понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Мне более импонирует понимание враждебности К. Изардом, который определяет ее как комплексную аффективно-когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Чувство враждебности возникает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с каким-либо человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии» (Н.Д. Левитов), т. е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению.

Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств.

К. Изард тоже подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя трудно представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него кому-нибудь, не сказал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о проявлении прямой физической и вербальной агрессии).

К. Изард даже считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием, но здесь, на мой взгляд, он допускает ошибку. Чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонении от контакта) в качестве одного из мотиваторов, но подменить весь мотивационный процесс и мотив оно не в состоянии.

Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть.Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и человечество в целом, хотя сильное разочарование относится только к конкретному лицу.

Озлобленность - это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни всех и вся, ожесточение. Это хроническое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости, озлобления (ненависти: см. также раздел 12.8). Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились когда-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования.

Ксенофобия. Ненависть, обращенная против определенных групп населения, например против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, обозначается как ксенофобия, в которой, как пишет П. Куттер, «нет и следа страсти, а есть только неприкрытая ненависть и жажда разрушения...». У некоторых женщин и мужчин в результате неудачной любви может возникнуть ненависть ко всем лицам противоположного пола.

Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому-нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.

В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.

Цинизм. Специфичным проявлением презрения является цинизм, т. е. устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «цинизм» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges . В латинском языке слово «киники» стало звучать как «циники». Киники проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Проявляется цинизм как в словах, так и в поступках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеянии идеалов, попрании человеческого достоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и моральным чувством.

Переходя к изложению психологии эстетического чувства, мне хочется прежде всего отметить, что в настоящее время интерес к эстетике все более и более растет, в особенности по сравнению с тем безразличным и даже зачастую враждебным отношением, которое было так распространено еще недавно. В наше время, наоборот, эстетические чувства и эстетические потребности выдвигаются нередко чуть ли не на первый план, в обществе проявляется усиленный интерес к вопросам искусства, возникают целые миросозерцания, в основу которых кладется эстетическое миропонимание, идеалы создаются на основании эстетических критериев, и, таким образом, чувство прекрасного рассматривается как основная или, по крайней мере, одна из основных пружин, движущих развитие человечества. В воспитании эстетические элементы опять- таки выдвигаются усиленно за последнее время. Указывают на то, что и в школе, и в жизни ребенка должна окружать не рутиннооднообразная обстановка современной школы с ее коридорами и пустыми квадратными классами, а произведения искусства, изящная, хотя бы и простая обстановка, вообще такая среда, которая смолоду развивала бы в нем радость жизни и чувство прекрасного. Все это побуждает меня подробнее остановиться на психологии эстетического чувства.

Как и другие высшие чувствования, эстетическое чувство является сложным: в состав его входит целый ряд разнообразных элементов. Начнем с простейших.

Если мы подвергнем анализу свои эстетические переживания, то очень часть встретимся с тем обстоятельством, что уже отдельные ощущения, взятые сами по себе, доставляют нам удовольствие. Пам нравятся яркие или нежные краски на картине, мягкий звук валторны, чистый звук человеческого голоса. Вы вышли из ком наты в солнечный летний день: голубой цвет неба, ярко-зеленая листва деревьев, чириканье птиц, аромат воздуха, напоенного запахом трав, все эти ощущения - зрительные, слуховые и обонятельные - нравятся вам, входят составными элементами в общее эстетическое переживание. Почему нам нравится глядеть на бархат и мрамор? Потому что вид их возбуждает в нас воспоминание о том ощущении, которое получалось, когда мы проводили рукой по мягкому бархату и гладкому мрамору. Таким образом, хотя зрительные и слуховые ощущения играют преимущественную роль в эстетических переживаниях, тем не менее немалое значение имеют здесь также и другие роды ощущений. Интересно в этом отношении заявление, сделанное слепоглухонемой девушкой Элен Келлер. Лишенная от рождения зрения и слуха и потому не имевшая возможности выучиться речи, она тем не менее научилась читать, прошла курс среднего учебного заведения, окончила даже университет, и все это при помощи одного только осязания. Эстетическое чувство у Э. Келлер основано также на осязательных и отчасти на обонятельных ощущениях: она рассказывает, что, ощупывая статуэтку Венеры Милосской, испытывала чрезвычайное наслаждение. У нормальных людей, обладающих всеми органами чувств, обонятельные и вкусовые ощущения имеют, конечно, значительно меньшее эстетическое значение. Гастрономия и парфюмерия не могут быть названы самостоятельными искусствами. Но это не мешает осязательным, обонятельным и вкусовым ощущениям играть важную вспомогательную роль, входя в сложное эстетическое переживание в качестве добавочных элементов.

Гораздо более существенную роль играют в произведениях искусства сочетания различных ощущений и отношения между различными родами ощущений. Какой-нибудь орнамент, в котором обычные цвета - красный, желтый, зеленый и синий - и обычные линии - прямые, ломаные, кривые - переплетены и скомбинированы в сложное сочетание, может произвести чарующее впечатление, гораздо более сильное, чем произвели бы эти краски и линии, взятые порознь.

Приятность или неприятность отдельных ощущений и их простейших комбинаций зависит в значительной степени от условий чисто физиологических. Возьмем для примера эстетическое впечатление, производимое различного рода линиями.

Аудитории предлагаются две нарисованные на таблице линии - ломаная и кривая, сходные по своему общему виду. Из опроса оказывается, что большинству нравится кривая.

Вообще говоря, кривые линии, округлые формы обычно нравятся нам больше, чем ломаные, угловатые. Причина, быть может, заключается в том, что наши члены движутся по кругу, благодаря выпукло-вогнутому устройству суставов. Для того чтобы совершить ломаное движение, нужно употребить известное усилие, необычное и потому неприятное. С другой стороны, тут могут примешиваться и другие, ассоциативные элементы, которые усиливают или, наоборот, ослабляют данное впечатление. Так, например, округлые формы человеческого тела нравятся больше, чем костлявые, еще и потому, что с округлостью соединено представление о здоровье. Иногда ассоциативные факторы перемешиваются, и тогда нам начинают нравиться прямые линии (широкая, прямая аллея), острые углы (шпиль колокольни) и т. п.

Известны, далее, физические и физиологические условия, лежащие в основе приятности звуковых интервалов и музыкальных аккордов: те интервалы, в которых количества колебаний тонов относятся друг к другу как простые числа (1:2, 2:3 и пр.), нравятся нам, и наоборот.

Важное значение имеет также известная правильность или порядок (иногда, правда, очень своеобразный) в сочетании внешних впечатлений. В зрительных восприятиях нам нравится симметрия: впечатления располагаются в правильном порядке, таким обрг.зом, что направо и налево мы имеем одинаковые группы. Сюда же относится удовольствие ритма, т. е. от правильно, равномерно чередующихся впечатлений, каковы бы они ни были по своему содержанию: слуховые - в музыкальных произведениях, осязательные - в ритмических движениях танца или бега, зрительные - когда вы смотрите на танцующего или плавно движущегося человека и т. д. Цейзингом был проделан целый ряд измерений над различными произведениями искусства, над архитектурными памятниками, скульптурными произведениями и т. д., и он установил, что в значительном большинстве случаев красота известного сооружения или гармонические размеры какой-нибудь фигуры обусловливаются математическими соотношениями частей в этих объектах. Особенно важную роль здесь играет так называемое правило золотого деления, согласно которому целое должно так относиться к большей части, как большая часть относится к меньшей. Несомненно, что многие отношения между элементами, входящими в состав эстетических переживаний, подчинены известной математически формулируемой закономерности, и очень возможно, что со временем удастся найти более общий закон, объединяющий все эти отдельные виды эстетических переживаний в одно общее целое.

Сопоставляя между собой приведенные выше примеры эстетических возбудителей, мы можем вывести один принцип, играющий очень важную роль в эстетике: нам нравится единство в разнообразии. В самом деле, в симметрии две различные стороны объекта объединены своим одинаковым отношением к средней линии; в ритме объединение достигается благодаря равномерно повторяющимся промежутком между отдельными впечатлениями; в правиле золотого деления разнородные части также объединяются благодаря известному определенному отношению друг к другу. Еще более отчетливо выступает названный принцип в сложных эстетических переживаниях, о чем будет речь дальше.

Однако приятными ощущениями и их гармоническими сочетаниями еще не исчерпывается чувство прекрасного. Лучшим доказательством этого служит то, что зачастую безобразное входит в произведения искусства. Достаточно вспомнить безобразные маски, украшающие наши здания (как хороши отвратительные химеры в соборе Парижской Богоматери!), вспомнить трагическое с его страданиями, дающими зачастую повод к созданию высоких произведений искусства, вспомнить, что говорит Толстой о модных картинках, несомненно красивых, но которые никто не назовет художественными произведениями, и т. д. Причина заключается в том, что в большинстве эстетических впечатлений наряду с объективными факторами, о которых я сейчас говорил и которые обусловливают собой приятные ощущения и сочетания этих ощущений, приходится отметить также и другие - ассоциативные, или субъективные, факторы, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдем.

Возьмем, например, приятное впечатление, производимое видом апельсина. Вам нравится его желтый цвет, круглая форма, приятный запах. Но ко всему этому присоединяется также не менее приятное воспоминание о его вкусе. Наконец, апельсин может навести вас на мысль о том крае, где он вырос, и когда вы представляете себе Италию с ее голубым небом, рощами, морем и т. д., то эти представления сливаются с видом апельсина, находящегося у вас перед глазами, в одно общее целое. Когда мы видим старинный замок, то его формы могут быть не живописны, не изящны, его запах - гнили и разрушения - может быть прямо неприятен, и тем не менее общий вид замка может вызывать художественное наслаждение, благодаря тому, что к внешним впечатлениям (ощущениям и их комбинациям) присоединяются воспоминания о прошлом этого замка, героических подвигах и трагических происшествиях, свидетелем которых он был; все это вместе, окутанное той дымкой мечтательности, которая свойственна воспоминаниям о прошлом, дает сложное эстетическое переживание, тесно связанное с видом замка, возбудившего все эти поэтические воспоминания.

Спрашивается теперь, насколько велика должна быть роль этого ассоциативного фактора в эстетических чувствах, и не становимся ли мы здесь на неверный путь? В самом деле, если идти по этому пути дальше, то можно прийти к выводу, что эстетические наслаждения вызываются не формой художественных произведений, а тем смыслом, содержанием, которое в них вложено. В конце концов мы придем к утилитарному взгляду на искусство, согласно которому значение произведения искусства заключается только в той пользе, которую оно может принести человечеству, причем, конечно, эту пользу можно рассматривать самым различным образом, соответственно разного рода миросозсрцаниям. Так, утилитаристы-шестидесятники признавали за художественными произведениями значение лишь постольку, поскольку они могли способствовать улучшению общественных отношений. Толстой ценит художественное произведение только тогда, когда оно с особенной силой и яркостью вызывает чувство любви к ближним и к Богу; специфически же эстетические стороны произведения отодвигаются здесь на второй план и в лучшем случае сводятся к некоторым формам, благодаря которым особенно удобно возбуждать в людях известные чувства. По мнению Толстого, художественное дарование сводится к уменью возбуждать в других то настроение, которое сам художник в данный момент переживает, или как он говорит, заражать другого своим собственным чувством и настроением; раз эта цель достигнута, то со стороны формы от художественного произведения больше ничего не требуется.

С этим взглядом, однако, едва ли можно согласиться. Анализируя художественные произведения и возбуждаемые ими эмоции, можно в них отметить такие стороны, которые присущи эстетическому чувству самому по себе и не могут быть сведены к другим чувствованиям и другим, побочным целям. Здесь прежде всего приходится отметить тот самый принцип, на который я уже указывал, говоря об элементарных составных частях эстетического чувства, именно единство в разнообразии, гармония частей, объединенных в одно общее целое. Этот принцип можно видоизменить или, вернее, расширить, включив сюда гармонию между формой и содержанием или соответствие цели и средств. Когда какая-нибудь поэма слишком растянута, когда художник употребляет слишком сильные средства там, где можно было бы достигнуть эффекта более простыми приемами, вы говорите, что произведение не художественно. Когда произведение искусства не соответствует предназначенной цели, например, человек строит дачный дом, а между тем придает ему такую величину и массивность, которые не соответствуют дачным потребностям, то здесь вы опять-таки находите антихудожественным отсутствие соответствия между основным назначением объекта и теми средствами, которые употреблены для достижения этого. Когда слишком громоздкие, толстые, тяжелые колонны поддерживают легкий навес или тонкая, стройная колоннада несет непосильный груз, то и здесь возникает у вас впечатление нехудожественности. Таким образом, и в более сложных художественных произведениях вы встречаете тот закон единства и соразмерности, который уже встречался на более элементарных ступенях.

Соответствие между целью и средствами заставляет нас испытывать при созерцании художественного произведения впечатление целесообразности, причем, однако, эта целесообразность носит совершенно своеобразный характер: какая бы то ни было побочная цель зачастую совершенно отсутствует, художественное произведение само по себе уже является целью. Поэтому говорят нередко, что эстетическому чувству присуща «целесообразность без сознания цели». Этим эстетическое чувство отличается, например, от волевых действий, в которых человек всегда к чему-нибудь стремится, чего-нибудь старается достигнуть. Правда, художественные произведения могут служить также и общежитейским целям, потому что в нашей жизни все так переплетено, что отдельные стороны нашей психики находятся в тесной связи с другими сторонами, но нельзя эстетические чувства всецело сводить к другим чувствам, совершенно отрицая их самостоятельное значение.

Испытываемые человеком чувства и наслаждения многообразны по характеру, структуре и психологическому механизму. Одни из них очень близки животным, другие же являются специфически человеческими и присущи только людям. Эстетическое чувство принадлежит как раз к последним. Это один из сложнейших видов духовного переживания, самое, пожалуй, благороднейшее из чувств человека. Однако нельзя не отметить, что даже ему, человеку, эстетическое чувство не дано от рождения. Как показывают научные исследования, оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вовсе, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных. Как указывал К. Маркс, эстетическое чувство появляется только там, где человек свободен от «грубой практической потребности». И если животное «производит лишь под властью непосредственной физической потребности», то человек производит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда «производит, когда он свободен от нее». Разрабатывая теорию трудового совершенствования человека, К. Маркс установил, что богатство человеческой чувственности и способностей возникло и развивалось под влиянием многообразных форм практической деятельности.

Зрением обладают многие животные, но глазом, умеющим наслаждаться красотой предметов, обладает только человек. Орган слуха также присущ многим животным, но музыкальный слух есть только у человека. Образование внешних чувств--это результат длительной биологической эволюции мира, возникновение и развитие эстетических духовных чувств -- результат всей социальной истории человечества. Способность активно воспринимать окружающий мир в формах человечески развитой чувственности не является заложенной в нас природой (в отличие от самих органов чувств), а есть продукт культурно-исторический. Формы созерцания и представлений не только не определяются анатомо-физиологическими особенностями органов восприятия, но, наоборот, задаются им извне различными формами деятельности, многообразием этих форм.

Известный советский философ Э. В. Ильенков так образно представляет этот процесс: «Собственная форма» (физиологическая форма) органов восприятия человека сходна с «формой воска» именно в том отношении, что в ней структурно-физиологически не «закодирована» заранее [априори] ни одна из форм их деятельного функционирования. Структурно они приспособлены эволюцией именно к тому, чтобы воспринимать форму любого предмета, сообразовать свою деятельность с любой предметной формой» 1. «Формы созерцания», так как и «формы мышления»,-- пишет он далее -- ни в коем случае не исследуются физиологически» то есть вместе с анатомией органов мышления и восприятия. Они каждый раз воспроизводятся в индивидууме путем упражнения этих органов и наследуются особым путем -- через формы тех предметов, которые созданы человеком для человека, через формы и организацию предметно-человеческого мира. Культура, созданная трудом человека, является материальным носителем форм мышления и форм созерцания, через который они передаются от одного поколения к другому» 2.

Культура, ее предметные формы, духовное содержание, а также человеческое сообщество -- носители форм чувствования мира и форм мышления. Отдельный человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества эти родовые качества человека не развиваются. Иначе говоря, способ передачи родовых качеств является социокультурным, а не биологическим, генетическим, как у животных. Биологически и генетически у человека есть лишь предпосылки для социальной формы жизнедеятельности. Формируясь в раннем детстве, они действительно превращаются в психологические механизмы и действуют как «естественные» способности человека. Поэтому они и кажутся такими же «природными» особенностями человеческого существа, как и анатомическое строение его тела. Тем более, что эти способности свойственны всем людям, различаясь лишь мерой их развитости и культурно-этническим своеобразием проявления. Все это создает впечатление, что формы мышления и формы чувствования наследуются так же, как цвет глаз и форма носа.

Индивид, вступая в жизнь, застает готовым не только социально-экономический строй, но и определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Для него они выступают, прежде всего, как условие реального бытия. Только в процессе практического присвоения индивидом социального опыта, выкристаллизованного в культуре общества, очеловечиваются его первичные биологические потребности и чувства, формируются собственно человеческие духовные потребности и способности. К их числу принадлежит эстетическая потребность и эстетическое отношение как способность ее удовлетворения.

Ио эстетическая потребность возникает лишь при наличии эстетического чувства -- этого основания эстетического отношения к миру. То есть эстетическое чувство -- это такое духовное образование, которое означает определенный уровень социализации индивида, возвышения его потребностей до истинно человеческих.

Следует при этом иметь в виду, что человек не может удовлетворять какую-либо потребность, не удовлетворяя себя целостно как личность. Характер эстетического чувства, его ценностная ориентация являются поэтому важнейшей социальной характеристикой личности.

Сложившаяся структура культурных, в частности художественных, ценностей каждой конкретной эпохи по отношению к индивидуальному сознанию имеет нормативный характер. Усвоенные индивидом в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания эстетические ценности, принятые в обществе, выступают в качестве ориентира в его эстетическом отношении к действительности, служат эталонами и критериями, позволяющими формировать его собственный духовный мир, внутреннюю структуру личности.

Опосредованность эстетического отношения предшествующим эстетическим опытом человечества, зафиксированном в культуре, служит одной из причин общности эстетического чувства людей. Мера общности эстетического чувства различна. Характер мирочувствования может быть общим для целой исторической эпохи. Наиболее отчетливо это проявляется в искусстве. Романтическое мироотношенне легко отличить от классицистического, общаясь с произведениями искусства, представляющими эти направления в искусстве. Можно обнаружить сходство эстетического чувства у национально-этнической общности людей. Зависит это прежде всего от социально-классового положения человеческой общности: чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем более многообразны эстетические чувства людей.

Существующие в обществе формы эстетического мирочувствования выступают по отношению к отдельному индивиду не в виде норм, предписывающих определенное отношение человека к действительности, -- они скорее приобретают значение моделей, на основе которых человек строит собственное мировосприятие. От того, какой комплекс соцпокультурных факторов окажет наибольшее влияние на индивидуальное развитие личности, зависит качество индивидуального эстетического чувства. Мера его развитости также индивидуальна и в значительной степени зависит от усилий самой личности по овладению богатством эстетической культуры, выработанной человечеством. Она является в то же время и мерой социализации личности. Неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека, о неспособности его подняться до истинной общественной данности любого акта жизнедеятельности. Неодухотворенность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний личности свидетельствуют о неразвитости эстетического чувства.

Следует также учитывать объективные социальные условия, которые могут быть неблагоприятными для эстетического развития как отдельной личности, так и целых социальных слоев или классов. Поэтому доступность богатств эстетической культуры, т. е. равные права всех людей на образование, получение информации, пользование библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры, является важным условием социальной справедливости.

Мера развитости эстетического чувства существенно влияет на характер и качество общественной деятельности человека. Наиболее отчетливо это проявляется в степени тяги к красоте, совершенству, гармонии. Причем становясь существенной характеристикой личности, эстетическое чувство накладывает отпечаток на любой акт деятельности человека и его духовное переживание. Оно обеспечивает не только гармонизацию внешнего мира через деятельность, но и обогащает, делает многообразным внутренний мир человека, его духовные переживания.

Существенное влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. В известной мере оно является копилкой, опытом мирочувствования и обеспечивает не только сохранность культуры чувств, но и сферу развития, обогащения ее. С помощью искусства мы не только развиваем и обогащаем личный, индивидуальный опыт мироотношения, но и умение проникать во внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами, а тем самым раскрываем в себе способность сочувствовать другому человеку, соучаствовать в его радости и беде.

Эстетическое чувство, таким образом, является основанием эстетического сознания, на котором могут формироваться более сложные элементы его структуры, обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и общества, такие, как эстетический вкус и эстетический идеал.