Что такое эстетическое отношение человека к действительности? Сущность и специфика эстетического отношения к миру Эстетическое отношение к окружающему миру.

Терминологическое пространство образовательной области Художественно-эстетическое развитие Становление эстетического отношения к окружающему миру Ценностно-смысловое восприятие Приобщение к искусству Продуктивные виды деятельности Художественно-эстетическая предметно- пространственная среда


Цели образовательной области Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы. Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность). Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной др.).


Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусств. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).


Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства 1. Развитие эстетического восприятия детей. 2. Формирование элементарных представлений о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора). 3. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.


Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства Виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн. Представление о музеях. Обсуждение содержания и выразительных средств произведений искусства, выражение своего отношения к произведению. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Особенности: яркость, нарядность, связь с природой, народным бытом, традициями и обычаями. Сказочные образы в искусстве. Средства выразительности разных видов декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство Урала: камнерезное искусство, каслинское литье, златоустовская гравюра, нижнетагильский поднос, уральская роспись, вышивка, кружевоплетение и др. Жанры и средства выразительности живописи. Виды скульптуры: монументальная, садово-парковая, скульптура малой формы. Средства выразительности скульптуры: материал, техника обработки, объём, пластика формы, композиция, динамика, постамент. Особенности архитектуры: назначение, прочность, красота. Средства выразительности: материал, объём, украшения (колонны, арки, решетки, портики, купола).


Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы 1. Дать представление о категориях: красиво-некрасиво (прекрасное – безобразное); форма и содержание (приятное - неприятное, комическое – трагическое, реальное –фантастическое, возвышенное – низменное, веселое - грустное, живое – неживое, правдивое - лживое); пространство и время (движение – покой, причина- следствие, изменение: развитие - разрушение). 2. Развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.


Эстетическое отношение к миру Структура эстетического опыта: компоненты Познавательный ЭмоциональныйОценочный Деятельностный Эстетическое Восприятие Представление Понятие Суждение Эстетические Эмоции Чувства Переживания Состояния Эстетические Оценки Вкусы Нормы Идеалы Восприятие Исполнительство Творчество


Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле). Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи, графики. Представление о назначении дизайна. Особенности дизайна одежды, аксессуаров, интерьера, ландшафта.


Развитие продуктивных видов деятельности детей формировать умения, связанные с художественно- образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности. учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации). учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации). учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда. поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.


Развитие продуктивных видов деятельности детей Материалы для рисования: фломастер, гелевые мелки, графитный карандаш, цветные карандаши, уголь, пастель, сангина, восковые мелки и т.д. Приёмы работы с графическими материалами: штриховка, тушевка, растушевка. Разные способы условно-плоскостного изображения плодов, цветов, деревьев, птиц, животных, человека. Изображение зданий и транспортных средств разными способами. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Живописные материалы: гуашь, акварель. Цвет основное средство выразительности в рисовании. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения, экспериментирование с цветом. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Выбор средств художественной выразительности для создания образа в соответствии с замыслом. Декоративное рисование по мотивам народных росписей: дымковской, городецкой, хохломской, гжельской. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Простые геометрические формы. Природные формы. Зависимость композиции от формы предмета. Сюжетное рисование. Отражение явлений окружающей жизни в сюжетном рисунке. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе больше, дальше меньше, загораживания. Композиционный центр: главное и второстепенное в композиции.


Развитие продуктивных видов деятельности детей Материалы для создания выразительного образа в лепке: глина, пластилин, мокрый песок, бумага и др. Элементарные приёмы работы с пластическими материалами для создания выразительного образа: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание и др. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон сгибание, вырезание, разрезание, скручивание и др.). Конструктивно-модельная деятельность.


Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности Передача настроения в творческой работе с помощью: цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала; различных художественных техник и материалов (коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов).


Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности Способствовать развитию словесного творчества (придумывать рифмовки, истории, сказки). Прогнозировать возможные действия героев, место действия, завершение сюжета. Отражать литературный опыт в самостоятельной художественно- эстетической деятельности. Реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники. Исполнять любимые песни, импровизировать голосом простейшие интонации. Организовывать детей для совместной игры с инструментами. Исполнять, самостоятельно придумывать музыкально-ритмические движения. Побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию.


Формы, приёмы организации образовательного процесса Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность с семьей (в семье) Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Образовательные ситуации Занятия Творческие проекты Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Рассматривание произведений фотографий, иллюстраций Экскурсии Беседы Обсуждение Утро радостных встреч Общий итог дня Культурный досуг Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Наблюдения Рассматривание Решение проблемных ситуаций Беседы Ситуативные разговоры Решение проблемных ситуаций Дидактические игры С.-р. игры Наблюдения Рассматривание Сбор материала для детского дизайна, декоративного творчества Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства Консультации Мастер-класс Конкурсы Беседы Участие в коллективной работе Выставка работ Наблюдение Рассказы Экскурсии Ситуативное обучение Чтение


Художественно-эстетическая деятельность в режимных моментах: Утренний отрезок времени Индивидуальная работа по усвоению технических приемов, изобразительных умений Игровые упражнения Обследование предметов и игрушек Наблюдение Проблемные ситуации («Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?») Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д. Прогулка Дидактические игры Проблемная ситуация Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Моделирование Вечерний отрезок времени, включая прогулку Игры - экспериментирование Упражнения по развитию мелкой моторики рук Ситуативные разговоры Виртуальные путешествия


Художественно-эстетическая деятельность в непосредственно-образовательной деятельности: Образовательные ситуации («Секреты линии горизонта»,«Детали в картине», «У природы нет плохой погоды»), Обучающие занятия («Подбери палитру», «Волшебная линия», «Фигурные отпечатки») Творческие проекты: («Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя», «Музей красоты») Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Экскурсии Беседы Обсуждение Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование. Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Опыты Конкурсы


Художественно-эстетическая деятельность в самостоятельной деятельности: Решение проблемных ситуаций Дидактические игры Сюжетно-ролеавые игры Наблюдения Рассматривание Сбор материала для детского дизайна, декоративного творчества Экспериментирование с материалами Рассматривание предметов искусства


Художественно-эстетическая деятельность в семье: Ситуативное обучение. Упражнения. Коллекционирование Просмотр видео Рассматривание произведений искусства Обследование предметов Домашнее экспериментирование Совместное творчество Сопровождение семьи: Беседы Консультации Открытые просмотры Выставка работ Встречи по заявкам Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные игры Совместные занятия Мастер-классы Опросы, анкетирование, информационные листы


Технология Р.М. Чумичевой Ознакомление дошкольников с живописью 1. Эмоционально – личностный Характерны личные мотивы, собственное понимание, связанное с опытом ребенка, его эмоциями, интересами 2. Выделение познавательной, эстетической и нравственной ценностей содержания произведения


Диагностика определения уровней развития представлений о произведениях искусства (Р.М. Чумичевой) Показатели уровней представлений о произведениях изоискусства Высокий Отвечает на вопросы, что изображено, о чем картина, что художник рассказал. Подтверждает логическими связями между содержанием и выразительными средствами (цветом, композицией, формой, мимикой, позой), точно определяет и обосновывает настроение, чувства, пользуется образным языком). Средний Отвечает на вопросы правильно, но не объясняет, почему так думает, редко использует эпитеты, сравнения. Низкий Затрудняется отвечать на вопросы, выделяет несущественные связи в содержании и выразительных средствах.




Этапы работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах искусства 1 этап: Цель: создание интереса к произведению, формирование умения внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание 2 этап: Цель: развивать умение самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности 3 этап: Цель: формировать творческое восприятие произведений изоискусства. 3 этап 2 этап 1 этап






Технология Л.А. Парамоновой Конструирование в детском саду Два типа конструирования: техническое и художественное К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. К техническому типу конструирования часто относят: конструирование из строительного материала, из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, из крупных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. Лего-конструирование создано для развития умственных способностей детей. В серию входят разнообразные конструкторы: модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, робототехника.


Технология Л.А. Парамоновой Задачи обучения конструированию: Конструирование по образцу (Ф. Фребель) заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту мо­дель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков) задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Каркасное конструирование, предложенное Н.Н. Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.


Используемые методы и приёмы Сенсорное обследование лего - деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями с целью целостного восприятия постройки Демонстрация и рассматривание иллюстраций и картин с изображением объектов для конструирования Наблюдение натуральных объектов Использовани е схем и чертежей Демонстрация вариативных соединений деталей при создании модели Объяснение последовательности и способов выполнения постройки Использование схем и чертежей Показ и анализ образца Предъявление речевого образца Создание проблемной ситуации Анализ и оценка конструктивной деятельности


Особенности художественно-эстетической предметно- пространственной среды в ДОУ О бразовательная среда должна учитывать возрастные интересы детей дошкольного возраста О бразовательная среда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития Предмет но-пространственная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка Динамика образовательной среды должна учитывать исходную инициативности ребёнка




Задачи музыкального развития детей формирование представлений о связи музыки слова, жеста и движения с жизнью; воспитание интереса к музицированию чрез игровую деятельность; воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество; развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты; развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение; развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию; развитие речевой активности через звукоподражание развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальных инструментах развитие тембрового слуха через игру на инструментах развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и образами звуковыми, пластическими, художественными


Формы, приёмы организации образовательного процесса Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность с семьей (в семье) Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Слушание Беседы Обсуждение Музыкально- дидактические игры Театрализованная деятельность Рассматривание портретов композиторов Использование музыки: на утренней гимнастике, во время умывания, в сюжетно-ролевых играх, в компьютерных играх, перед дневным сном, при пробуждении. Индивидуальная работа Музыкально- дидактическая игра, Праздники. Развлечения. Просмотр мультфильмов, детских музыкальных фильмов С.-р. Игры в «праздник», «концерт», «оркестр», «музыкальное занятие», «телевидение». Импровизации мелодий, движений. Пение. Хороводы. Импровизация на инструментах Музыкально- дидактические игры Игры – драматизации Детский ансамбль, оркестр Посещение детских музыкальных театров, Прослушивание аудиозаписей Просмотр видеофильмов Обучение игре на музыкальных инструментах


Использование музыки в совместной деятельности: Игры-импровизации: игра-сказка; игра-балет; игра-опера; игра-карнавал; игра- фантазия; Двигательно-игровые импровизации(показ пластики образов « Мальвина», «Буратино», показ в пластике характеров образов (Весёлый Буратино», «Сердитая Мальвина); Вокально-речевые импровизации; Интонационные этюды (разыгрывание сценок из жизни животных, птиц предметов и явлений); перевоплощение в персонажей;,исполнение роли за всех персонажей в настольном театре; Игровые ситуации (войти в изображаемую ситуацию и вообразить кукол-марионеток в цирке); Инструментальные импровизации; Сюжетосложение; Музыкально -игровые композиции: игры –приветствия; игры речевые; игры с палочками; игры со звучащими жестами, игры-уподобления, игры-настроения, игры- образы; Инструментальное музицирование; Танцевальные миниатюры; Компьютерные музыкально-игровые программы


Использование музыки в самостоятельной деятельности: Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО; Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»; Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании; Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок; Придумывание простейших танцевальных движений; Инсценирование содержания песен, хороводов; Составление композиций танца; Импровизация на инструментах; Музыкально-дидактические игры; Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр; Создание системы театров для театрализованной деятельности: театр на пружинках; плоскостной театр; театр масок; театр из клубков; театр из природного материала; театр из бросового материала; театр моды; театр оригами; театр вязаной игрушки; театр кукол из старых газет; театр на ложках; театр из спичечных коробков; театр «Смешарики»


Использование музыки в семье: Изучение мнения родителей о музыке и музыкальном воспитании (анкетирование, интервьюирование, наблюдение). Тематические музыкальные лектории. Педагогические конференции с приглашением специалистов. Игровые практикумы для родителей. Создание мини-библиотеки по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. Клубы по интересам. Организация семейных досугов. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним). Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр). Открытые музыкальные занятия для родителей. Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы- передвижки). Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров. Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. Просмотр видеофильмов.

За всю историю учений о эстетике и о прекрасном было много различных теорий возникновения у человека эстетического восприятия и понимания чего-либо. Некоторые древние считали, что это дар Божий, в то время Чарльз Дарвин считал, что чувство прекрасного нам передалось непосредственно от животных. В своих убеждениях он опирался на многие наблюдения за животными, которые проводил в течении жизни. Однако, я считаю, нельзя утверждать, что умение воспринимать мир и все нас окружающее эстетически досталось нам от наших животных предков.

Вначале разберемся, что же такое «эстетическое восприятие мира». Эстетическое восприятие мира , в моем понимании – это абсолютно осознанный процесс создания и формирования у человека эстетического отношения к окружающему миру и действительности, которое развивалось вместе с человечеством.

Я считаю, что нельзя утверждать, что человек приобрел бессознательно способность к эстетическому восприятию мира и его материального и духовного окружения. Ведь мы можем наблюдать и проследить с самых ранних цивилизаций и до настоящего времени как развивалось и формировалось понимание прекрасного у людей, как менялись их вкусы и предпочтения.

С долгим течением времени эстетическое восприятие в общих массах менялось. Если возьмем, к примеру, древнюю Грецию и античность в общем, то увидим, что прекрасное выражалось в различных великих архитектурных сооружениях, скульптурах. Древние греки, также, находили эстетическим и прекрасным само человеческое тело, его считали венцом творения Господа. По сути, почти вся направленность античности была на культ человеческого тела и его обожествления. Почти и полностью обнаженные тела изображались в виде скульптур, картин, фресках, которые сохранились и по сей день.

Более того, даже в более древних цивилизациях по-своему понимали эстетику и люди того времени имели свое эстетическое отношение к миру, хоть и своеобразное, как по меркам современных людей. Своеобразное мировоззрение люди имели с учетом их религиозной культуры, окружающей среды. Древние египтяне оставили нам такие великие объекты, при виде которых многие ощущают эстетическое удовольствие.

Таковыми являются древние египетские пирамиды, сфинкс, настенные иероглифы и различные украшения. Больше всего мне нравится величественный сфинкс. Сфинксы в египетской культуре изображали в виде животного (чаще это было тело льва), с человеческой головой.

В отдельных случаях вместо человеческих голов могли сооружать сфинкса с головой сокола, и еще в более редких случаях встречается голова барана. Слово «сфинкс» переводится, как «душительница». Данное название было выбрано не случайно, ведь сфинксы имели священную миссию — они оберегали фараонов в загробной жизни. На самом деле, культура древнего Египта очень интересна и завораживающая. Также, невероятное количество необычных богов просто захватывает дух.

Но перейдя от древнего Египта и античности к средневековью мы видим остановку и невероятный регресс в плане культуры и создании эстетических объектов. Виной всему этому, по большей части, играет приход церкви к абсолютной власти и всеобщим контролем населения. Церковь запрещала заниматься развитием культуры, созданием картин, скульптур и почти всего, что можно отнести к эстетическому восприятия мира у людей того времени.

По сути, чуть ли не единственными объектами для эстетического восприятия остались великие соборы и храмы из периода средневековья. К построению соборов и храмов уделялось очень много усилий и денег, что дало свои плоды. Теперь мы можем наслаждаться различными архитектурными построениями того времени, которые, как эхо, позволяют нам прочувствовать и представить быт и обстановку людей во времена средневековья.

Но на смену серой эпохи средневековья приходит эпоха возрождения, или ренессанса. Она занимает, относительно, не долгий период времени и, частично, возвращает эпоху античности. Церковь подвергаясь постоянной критике уходит на задний план, вновь набирает огромную популярность гуманизм, культ человеческого тела. Самыми яркими представителями эпохи ренессанса были такие выдающиеся люди как: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Уильям Шекспир и многие другие, которые внесли огромный вклад в культуру.

Как мы можем наблюдать, человечество с самых древних времен создавало объекты эстетического наслаждения. С течением времени искусство менялось и принимало различные течения и направления. Но по-прежнему нет единого объекта искусства, который бы вызывал у всех людей эстетическое удовольствие одинаково. Ведь каждый человек формирует в течении жизни свои определенные вкусы, взгляды, в конце концов, свое личное понимание и осознание эстетики и прекрасного.

На формирование вкусов и взглядов влияет очень много факторов, таких как: воспитание, социальное окружение из которых берут начало взгляды и вкусы на определенные вещи, которые, в свою очередь, воплощаются в личное и уникальное понимание и отношение к эстетическому.

Кто-то находит что-то прекрасное в некоторых видах музыки, которую мало кто оценит, некоторые же в иных экзотических вещах, но в общих чертах это направление искусства называет «арт-хаус». Означает оно направленность на определенную аудиторию людей. Различных вариаций эстетического и прекрасного невероятное количество, но, в конце концов, каждый человек находит что-то прекрасное для себя.

1

Статья содержит краткий анализ этапов становления интегративного подхода, усиления его значения в соответствии с реализацией новой концепции образования, основанной на идеях гуманизации и ценностного отношении к личности. Автором даны характеристики компетенций, необходимых ребенку для освоения культурного пространства и самореализации в нем, раскрыты возможности искусств как наиболее эффективных средств эстетического воспитания, дан анализ программ дошкольного образования, ориентированных на формирование эстетического отношения к окружающему миру и развитие творческих способностей детей. В статье раскрывается значение интеграции как принципа организации образовательной деятельности, описаны этапы интеграционного процесса, варианты интегративных связей между объектами; определены необходимые условия, представлена роль сопровождающих факторов. Автор дает описание результатов образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции искусств, подтверждающих его эффективность – появление у дошкольников интегративных качеств, определяющих черты творческой личности.

результат.

новые способности

детерминанта

комплекс

структура

компетенция

социокультурный опыт

искусство

дифференциация

интеграция

1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994. – С. 152.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 440.

3. Краевский В.В. Проблема разработки образовательных стандартов модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. – Ч. 1. – Оренбург, 2002.

4. Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 1983. – С. 191-202.

5. Мурзина И.Я. Региональное образовательное пространство и его составляющие // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 5. – С. 53.

6. Щярнас В.И. Принцип интеграции в профессионально-технической педагогике // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: технологический аспект: тез. докл. / Свердловский инженерно-педагогический институт. – Свердловск, 1991. – С. 7-10.

7. Яфальян (Лобова) А.Ф. Школа самовыражения. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 444.

Сегодняшнее образование представляет собой открытую, сложную и динамичную систему, характеризуемую высоким уровнем интегративных связей между отдельными ее компонентами, выбор и взаимодействие которых основаны на обеспечении условий для целостного и гармоничного развития личности, опосредованы конкретным историческим временем, социальными и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Первые попытки создания новой системы образования на интегрированной основе были осуществлены в начале века в США Дж. Дьюи, в Германии Г. Кершенштейнером и в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким, М.М. Рубинштейном. Созданные трудовые школы представляли собой принципиально новую систему образовательного процесса, основанную на «методе жизненного комплекса», объединяющем интеграцию знаний и умений из различных предметных областей вокруг некоторой проблемы . Теория межпредметных связей прочно вошла в педагогическую практику, благодаря исследованиям П.Р. Артурова, С.Я. Батышева, О.Ф. Федорова. Определение междисциплинарного взаимодействия как одного из принципов дидактики дано в работах И.Д. Зверева, В.Н. Максимова, М.М. Левина.

История развития науки XX столетия свидетельствует о нарастающей специализации (дифференциации) научного знания, дроблении окружающей действительности на множественность элементов, каждый из которых заслуживает внимания и исследования. Одновременно с эти в период середины - конца XX столетия явно просматривается тенденция к пониманию мира как целостности, в единстве и взаимозависимости всех его составляющих, желание увидеть и осознать единство объективного и внутренне субъективного существования. В этом смысле системный подход с его объективированным взглядом на совокупность элементов в их взаимосвязи представляется как разновидность холистического (всеобщей гармонии, гуманизации отношений) . Человек и мир, в котором он живет, воспринимаются как самостоятельно существующие и взаимопроникающие социокультурные системы, обуславливающие существование друг друга на протяжении истории. Образование при этом становится процессом освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта, развития личности, раскрывающего ее творческие возможности.

Как показывает анализ теоретических источников, изучение и активное освоение механизмов интеграции в педагогической практике XX столетия осуществлялось в системе школьного и вузовского образования. И только на рубеже XX и ХXI веков проблема интеграции стала привлекать внимание исследователей и практиков дошкольного образования. Значение интегративного подхода в образовательном процессе ДОУ сегодня находит отражение в основных документах, определяющих политику развития дошкольного образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.09 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 27.10.11 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»). Согласно новой образовательной концепции условием становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру является, прежде всего, ценностное отношение к самобытному миру детства как важнейшему периоду в жизни ребенка; его развитию, обоснованному индивидуальной природой. Многочисленные исследования проблемы эстетического развития в период дошкольного детства (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.В. Демидова, Н.С. Акатова, О.Ф. Николаева) рассматривают одной из основных задач формирование способностей ребенка к самовыражению, «обеспечивающему согласование внутреннего мира ребенка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением, что в конечном итоге определяет развитие творческих способностей» . При этом особую роль приобретают знания. Обеспечивая возможность получения детьми первичного представления о законах бытия, которые являются основой формирования общей картины мира, понимания своего места в этом мире, они служат основой деятельности ребенка, позволяют представить последствия своих действий, предоставляют возможность определенным образом отнестись к познаваемому миру, оценить его явления, а также свои действия в построении отношений с окружающим миром.

Способы познавательной деятельности, которыми должны овладеть дошкольники, представлены в виде ключевых компетенций, определяемых как осознанная способность решать жизненно важные задачи (проблемы) в конкретных ситуациях.

1. Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры.

2. Социальная компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия.

3. Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми.

4. Компетенция в сфере личностного самоопределения, обеспечивающая способность самовыражения (в дошкольный период закладываются ее основы): формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий .

Опыт творческой деятельности включает в себя информацию о социальном опыте (сведения о разных видах искусства, изобретениях и открытиях человечества, доступных пониманию дошкольника), а также отражает черты творческой деятельности, обеспечивающие возможность дошкольника решать проблемы исследовательского характера:

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

Видение новой функции предмета (объекта);

Видение проблемы в стандартной ситуации;

Видение структуры объекта;

Способность к альтернативным решениям;

Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в содержании познавательного процесса включает и социальную, и личностную составляющие. В социальном опыте дошкольников этот список ценностей выглядит следующим образом. Прежде всего, это - человек, его жизнь, здоровье, моральные ценности (добро, справедливость, честь, достоинство, любовь и т.д.), Отечество, культурные ценности (ценности произведений культуры, ценность языка, обычаев, традиций и т.д.), ценность свободы выбора. Важными составляющими ценностей являются ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой деятельности и вообще деятельности на благо человека.

Личностная составляющая эмоционально-ценностного отношения к миру определяется ценностным выбором и связана с определением способа действия в предлагаемых ситуациях (воображаемых или жизненных).

Опыт эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру определяет способность к идентичности, которая «носит ценностно-ориентированный характер и может рассматриваться как одна из форм включенности человека в социально-культурное пространство».

Особую роль в формировании эмоционально-ценностного отношения дошкольников к окружающему миру играют чувства, активизирующие воображение, способности к перевоплощению, творческому преобразованию существующих объектов, явлений, отношений. Возникновение данных чувств опосредовано эмоциональным воздействием на сознание ребенка, силой которого в наибольшей степени обладают различные виды искусств. Основанное на явлении синкретизма, искусство создает условия для расширения ассоциативного поля; используемое в видовом разнообразии, обеспечивает усиление образной выразительности воспринимаемых ребенком предметов, явлений, отношений.

Рассматривая возможности взаимодействия различных видов искусства в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, мы говорим об их интеграции. В качестве рабочего определения данного понятия нами выбрано следующее. Интеграция - есть качественно новое образование, возникающее на основе объединения в целое различных элементов, частей, функций, какой-либо системы, а также процесс, ведущий к такому образованию . Идея формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе использования интеграции различных видов искусств нашла отражение в многочисленных теоретических исследований (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Л.А. Венгер, А.А. Мелик-Пашаев, З.А. Новлянская и др.), в определении содержания программ дошкольного образования (Т.Н. Доронова «Радуга», Л.А. Венгер «Развитие», Л.А. Парамонова «Истоки», В.И. Логинова «Детство» и др.), при разработке образовательных технологий (К. Орф «Шульверк. Музыка для детей», О.П. Радынова «Шедевры классической музыки», В.А. Шестакова «Росток», О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева «Путешествие в прекрасное» и др.). Однако, несмотря на достаточно высокую степень теоретической и технологической разработанности идеи использования различных видов искусств в эстетическом развитии дошкольников, анализ практики показывает, что произведения мирового искусства, являясь составляющими содержания образования, рассматриваются в основном как средства формирования познавательной сферы детей. Не достаточно используются возможности интеграции искусств в развитии эмоционального, оценочного и деятельностного компонентов системы эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

Реализация возможностей интеграции в построении образовательной системы, обеспечивающей развитие у дошкольников способностей активного и творческого освоения окружающего мира, строится на основе исполнения ее триединой роли: принцип, процесс, результат .

Проявляясь как принцип построения образовательного процесса, интеграция становится ведущей идеей в определении объектов интегрирования - различных видов искусств, наиболее близких и понятных детям (музыка, изобразительное искусство, художественная литература), соответствующих им видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, литературной); в выявлении факторов, способствующих интегрированию, а также не способствующих этому (анализ влияния внутренних и внешних детерминант на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру) (Ю.Ф. Лаврентьева, Т.Б. Захараш, Р.Р. Денисова); в формулировке ожидаемого результата (методика формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств, система соответствующих психолого-педагогических условий, личностные и деятельностные характеристики «портрета» дошкольника, определяющие активность и творчество ребенка в освоении окружающего мира).

Рассмотрим более подробно значение факторов (внутренних и внешних детерминант), влияющих на процесс формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру. Определяющими внутренних детерминант являются психические процессы дошкольников (восприятие, внимание, мышление, воображение, память), уровень развития которых на данном возрастном этапе обуславливает активность детей в освоении различных способов познания окружающего мира, систематизации полученной информации, вариативном использовании компетентностных возможностей для выражения своего отношения к явлениям и событиям, создания новых эстетических и художественных образов.

Большое значение для эстетического развития ребенка в этот период имеют навыки и умения, необходимые для осуществления продуктивных видов деятельности (музицирования, изобразительного и речевого творчества, театрализованной деятельности). Высокий уровень развития игровых умений в данном возрасте обеспечивает для ребенка возможность успешного апробирования в непринужденной и естественной для него атмосфере способностей к перевоплощению, проживания самых разных чувств, проявления самых разных эмоций. К числу используемых в образовательной работе с детьми игр относятся сюжетно-ролевые, дидактические, игры на установление эмоциональных контактов. Организуя последние, предпочтение отдается играм, представляющим этнокультурный и региональный компонент образования. Дети с интересом осваивают правила национальных игр народов Южного Урала (татар, башкир, русских, казахов), ориентированные на развитие и проявление наблюдательности (игры «Смелый охотник», «Кто быстрее», «Волшебный платок»), умение передавать красоту и пластику движений, характер эмоций и настроения («Веселые наездники», «Лиса и куропатки», «Будь ловким»), развитие ведущих психических процессов, определяющих готовность к восприятию разных видов искусств, активной и творческой деятельности по созданию самостоятельных художественных образов. Именно в процессе игры складывается система отношений с окружающим миром, развивается желание и способности к его усовершенствованию.

Определяя значение социокультурной среды в формировании эстетического отношения дошкольников к окружающему миру как внешней детерминанты, мы говорим о роли и значении следующего.

1. Микросоциум (семья ребенка, интерес, внимание и возможности родителей к использованию искусств в эстетическом развитии ребенка). На основе данных, полученных в ходе анкетирования родителей по изучению характера сотрудничества с педагогами и самоаудита педагогами взаимодействия с родителями по вопросам эстетического воспитания детей, были определены концептуальные основания данных отношений, спланировано содержание деятельности, основанное на активных формах социального партнерства участников образовательного процесса. Так, по инициативе и при активном участии самих родителей были созданы творческие клубы: «Семейное чтение», «Туристическая тропа», «Творческая мастерская», подготовлены и проведены конкурсы: «Наши семейные увлечения», «Открываем таланты», «Путешествие по генеалогическому древу нашей семьи», «Семейное портфолио», «Семья года», опубликованы родительские издания: «Азбука родительского воспитания», «Воспитываем мальчиков и девочек», «Наше творчество - юбилею родного Снежинска», организована работа разделов информационного сайта детского сада: «Галерея творчества», «Выставочные экспозиции музея детского сада «Чебурашка».

2. Социум ДОУ (определение интеграции видов искусств как концептуальной идеи в выборе и реализации содержания образования, создании предметно-развивающего пространства в ДОУ, формировании микроклимата, определяемого духом сотворчества детей и взрослых; повышение уровня профессионализма педагогических кадров, обеспечивающего возможность эффективного осуществления образовательной деятельности с детьми). Концептуальной основой программы дошкольного образования К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Гармония» является вариативное сочетание разнообразных видов музыкальной деятельности детей (слушание, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация). Усиление эффекта восприятия дошкольниками музыкальных произведений обеспечивается за счет интеграции музыки с изобразительным искусством, художественной литературой. Их содержание в образовательном процессе определяется программой дошкольного образования Л.А. Венгера «Развитие» (раздел «Художественная литература»), образовательной технологией полихудожественного воспитания дошкольников В.А. Шестаковой «Росток». Компонент, определяющий этнокультурную и региональную составляющую образовательного содержания по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, представлен программой воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой «Наш дом - Южный Урал». С учетом требований интеграции видов искусств осуществляется выбор организационных форм образовательной деятельности, в котором равное внимание отводится как непосредственно образовательной, так и последующей самостоятельной деятельности детей. Определяя и выстраивая содержание образования в ДОУ на основе интеграции разных видов искусств, педагоги успешно реализуют метод проектов, требующий активности, целенаправленной поисковой деятельности, сотрудничества и взаимопомощи всех его участников. В организации работы творческих групп большое внимание уделяется разработке идей музейной педагогики. Успешность реализации интегративного подхода обеспечивается необходимыми условиями, содержание которых представлено соответствующим программно-методическим и дидактическим сопровождением, комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности с детьми, разнообразными игровыми материалами и техническим оборудованием, необходимыми для творчества дошкольников.

3. Макросоциум (расширение границ познания детьми окружающего мира, освоения комплекса искусств и проявления творческих способностей в разнообразной художественно-творческой деятельности в центрах культуры и дополнительного образования города, области, страны). Используя возможности расширения границ интегративного поля воздействия искусств на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру, ДОУ поддерживает тесную связь с Центрами дополнительного образования города (музыкальной и художественными школами, детской библиотекой, многочисленными театральными студиями). Результатом такого сотрудничества являются участие и победы воспитанников детского сада в различных конкурсах юных дарований на уровне города Снежинска, Челябинской области, России («Утренняя звезда», «Юная поэзия Снежинска», «Минута славы», «Край родной - Земля Уральская», «Молодые зодчие России» и др.).

Исследование педагогической интеграции как основного процесса формирования эстетического отношения дошкольников к окружающему миру позволяет определить характер связей между видами искусств для создания целостной образовательной системы, обеспечивающей наиболее высокие результаты развития эстетического восприятия и творческих способностей детей. В качестве основных интегративных форм данного процесса рассматриваются комплексные занятия, творческие лаборатории, мастер-классы, тематические гостиные, экскурсии, викторины, конкурсы. По сущностному основанию интеграция может быть предметно-образной, понятийной, деятельностной, концептуальной. По степени плотности между интегрируемыми компонентами может иметь форму обобщения, комплекса, системы, синтеза, по видовому - как внутрипредметная (внутри одного вида искусства), так и межпредметная (между несколькими его видами). Выбор интегрируемых компонентов и установление интегративных связей между ними напрямую зависит от образовательных задач, сопровождается процессом дифференциации, позволяющим определить функциональное назначение каждого из компонентов интегративного новообразования, степень плотности и характер связи между ними, уровень интегративного процесса - величину результата интегрирования, чаще всего представленную как модернизация и новация. Перевод процесса интеграции на инновационный уровень обеспечивается благодаря потенциальным возможностям педагогического коллектива и родителей, реализующих авторский подход в создании оптимальных условий для образовательной деятельности с детьми (организация деятельности музея, развивающих центров в учебных кабинетах и группах), принимающих активное участие в реализации образовательных проектов, проведении тематических бесед, экскурсий, конкурсов, концертов, акций.

Показателями успешности и эффективности процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств являются данные о возросшей творческой активности детей. Анализ многочисленных детских работ позволяет говорить о достаточно высоком уровне и разнообразии знаний, полученных дошкольниками. Освоение навыков переноса и использования имеющейся информации в новых образовательных ситуациях определяет возможность продуцирования оригинальных идей и нестандартных решений. Говоря о развитии познавательных процессов, следует отметить совершенствование образного восприятия, ассоциативного мышления, речи, воображения; обогащение словаря, увеличение показателей концентрации внимания, долгосрочной памяти. Характеризуя особенности, эмоциональных проявлений, необходимо отметить их яркость, точность, глубину. Расширение границ социокультурного опыта обозначило устойчивую тенденцию в определении эстетических ценностей дошкольников, проявлении предпочтений и избирательности в творческой деятельности, активное осуществление которой стало возможным благодаря развитию специфических способностей: музыкальных, изобразительных и речевых.

Анализ результатов исследования процесса формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств позволил сделать следующие выводы.

1. Изменения в общественной жизни, в системе межличностных отношений, признание целостности личности определяют тенденцию к интеграционным процессам.

2. Ценностное отношение к самобытному миру детства является основным условием реализации новой образовательной концепции развития личности, формирования навыков освоения ребенком культурного опыта человечества, актуализации его личностных возможностей, развития способностей к идентификации.

3. Наличие современных программ дошкольного образования, соответствующих новой образовательной концепции, обеспечивает возможность формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств.

4. Интеграция искусств, выступающая в триединой роли (принцип, процесс, результат), определяет сущностную основу образовательного процесса по формированию эстетического отношения дошкольников к окружающему миру.

5. Учет внутренних и внешних детерминант, оказывающих влияние на интеграционный процесс, способствует получению более высоких результатов в развитии ключевых компетенций, определяющих черты творческой личности, ее способности к активному освоению и изменению окружающей действительности.

Рецензенты:

Мурзина И.Я., доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Сутырина Т.А., доктор педагогических наук, профессор инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Филинкова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Научный руководитель: доцент кафедры педагогики Левченко Наталья Валерьевна

Согласно ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155 художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Конструированию во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Проблема развития конструктивно-модельной деятельности в дошкольном возрасте специально изучалась А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия, Л.А. Венгер и другие.

Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Например, «Дворец Снежной королевы» имеет острые пики так, как она злая, живет в царстве холода и т.д. или «Космическая станция» представляет собой несколько построек для тренировки космонавтов и мест их проживания.

Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира важная задача, стоящая перед педагогом. Одним из способов, способствующих решению данной задачи является художественное конструирование, которое позволяет наполнить предмет содержанием, удобством, гармонией, красотой. В качестве художественно-эстетического продукта могут выступать фигурки для игр (сюжетные, театрализованные), литературные персонажи, транспорт, поделки для украшения интерьера и т.д. Художественным конструированием ребенок способен овладеть довольно рано, но так же этот процесс требует образности мышления, развитого эстетического вкуса и воображения .

К художественному конструированию относятся: конструирование из плоских элементов конструктора, из бумаги, природного материала.

В процессе обучения художественному конструированию важно учить симметрично и красиво располагать постройку, подбирать нужный цвет. Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа, рассмотрение эстетичности объекта. При этом имеет более высокую значимость «подталкивание» ребенка к самовыражению при использовании не только знаковых, но и символических средств.

Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

В занятиях по художественному конструированию методикавыстраивается в контексте разных видов деятельности и активно включается в целостный образовательный процесс (в ознакомление с окружающим миром, в формировании математических представлений и др.) и состоит из практического, наглядного и словестного метода. При этом методика проведения занятий включает этапы:

  • Предварительный –сбор необходимой информации посредством изучения литературы, дополнительного материала; разработка хода занятия (цели, мотивации, сюрпризного момента, физминуток, игр, принадлежностей для деятельности и пр.).
  • Организационный- проведение занятия, которое состоит из вводной части: предварительной беседы, рассматривания картинок, демонстраций, объяснений и т.д. и основной, включающей сюрпризный момент, художественное конструирование, физминутку (можно сопровождать музыкальным оформлением, привлекать сказочных персонажей в лице других педагогов).
  • Заключительный-подведение итогов, анализ наиболее удачных работ детей, создание выставок детского творчества.

Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающихся в конструкциях, постройках, поделках. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе .

В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Актуальным остается конструирование по образованию образцов по условиям и по замыслу.

Важное значение необходимо уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей, использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию диапроекторов, видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр. Немаловажно применять в работе с детьми традиции народной педагогики: народные развивающие игры, фольклор, народную декоративно-прикладную деятельность. Использовать экскурсии в педагогической деятельности, на которых наблюдая дети обогащаются впечатлениями. Например, если есть возможность, желательно осуществлять наблюдение за строительством здания, движением поездов, любоваться движением небольших катеров и т.д. Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации. Все полученные знания можно применять на занятиях, которые организуются различным способом. Например, сдвигать столы по два, на середине класть все необходимое для работы из расчета на каждого ребенка сидящего за столом. Воспитатель дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего дети берут то, что им необходимо в данный момент для работы и приступают к ее выполнению. Положительным показателем станет разработка в дошкольном учреждении кабинета для художественного и технического творчества, оснащенного всем необходимым для организации работы, в который можно по очереди приводить всю группу детей и на занятия, и для свободной творческой деятельности.

На прогулках, собирая природный материал для художественного конструирования, декора (листья, шишки, веточки, кора и т.д.) ребенок учится видеть прекрасное в окружающих предметах. Закладываются основы бережного обращения с природой, так как все окружающие предметы могут нести смысловой и ценностный аспект. Окружающая нас природа радует обилием цвета, форм. Каждое время года богато своими природными дарами: от ярких зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы и плетут из них венки, составляют букеты, по-новому распределяют лепестки на крупных цветках и т. д. Если они находят большой лист лопуха, он тут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца. Шелковистые волокна кукурузы становятся волнистыми «волосами феи», плоды репейника служат материалом для изготовления интересных поделок и игрушек. Слыша звуки, возникающие при трении сухих камышинок, дети делают различные инструменты (скрипки, дудочки и т. п.). Однако игрушки из свежих природных материалов недолговечны; более прочны поделки из сухих плодов, но и они вскоре ломаются. Но это не так существенно. Главное - природа богата материалом, который дети могут использовать в художественном конструировании и игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает, неповторимые вещи, радующие глаз своей красоте В природных материалах ребята видят красоту и гармонию; кроме того, они узнают характерные особенности материалов.

В зимней прогулке конструирование из снега, позволяет создать любой художественный образ: будь то снеговик, либо подводная лодка с симметричными иллюминаторами. Далее, можно раскрасить эти иллюминаторы гуашью и превратить прогулку в «подводное погружение». Дети охотно участвуют в таких «погружениях».

Художественное конструирование из бумаги, так же является способом формирования отношения к окружающему миру так, как оно повторяет жизнь, отображает ее разные стороны. Подобными возможностями обладает художественное конструирование из кусочков ткани, коробок и т.д., где дети наглядно преобразуя эти предметы в художественные композиции (кукольный театр, домик Бабы-яги) учатся видеть, как окружающие предметы, приобретают ценность, художественный образ.

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные компоненты становления личности. При этом художественное конструирование играет значительную роль. Правильно организованные занятия помогают сформировать творческие способности, воображение, художественную образность. Происходит развитие коммуникативных навыков детей, так как создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к самореализации. Формированию этих навыков способствует художественное конструирование. Происходит создание представлений детей о созидательном труде людей творческих и прочих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей, формируется устойчивый интерес к художественному конструированию, развивается способность к гармоничному сочетанию элементов в конструкциях и изделиях, аналитические способности, творческая активность. Важным фактором, становится формирование художественно-эстетического вкуса, который влияет на отношение к окружающему миру, так как действительность познаётся детьми через призму полученных знаний и навыков.

Эстетическое отношение к окружающему миру посредством художественного конструирования, проявляется у ребенка в созерцание прекрасного, бережного обращения с природой, аккуратности в быту. Ребенок начинает осознавать, что он творец и может менять мир вокруг себя. Эти способности играют важную роль в развитии личности, которая начинает воспринимать себя частью окружающего мира.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)-18с
  2. Микляева, Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей – М.: УЦ «Перспектива»,2012.-60 с.
  3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.-64 с.
  4. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов -.М.: Изд.- полиграф Центр «Маска»,2013.-100 с.
  5. Педагогическая диагностика по программе «Развития». Рекомендации и материалы к проведению -М.:ООО «Гном и Д», 2000.-110с.
  • II.Внутренняя политика гетмана И.Мазепы. Его взаимоотношения с Запорожской Сечью.
  • V. Взаимоотношения главной бухгалтерии с другими подразделениями предприятия
  • V. Взаимоотношения финансового отдела с другими подразделениями предприятия
  • А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  • 1) Способность эмоционального пере­живания.

    2) Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию (поисковым действиям).

    3) Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

    Методы эстетического воспитания:

    1) Метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.

    2) Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

    3) Метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».).

    4) Метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре).

    5) Метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной художествен­ной практики.

    6) Метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками).

    7) Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности.

    8) Метод эвристических и поисковых си­туаций.

    Принципы интегрированного подхода :

    1) В основе лежит понятие полихудоже­ственного развития. Все искусства выступают как явления жизни вце­лом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчест­ва.

    2) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменя­емы. Они являются разным выражени­ем тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образ­ные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межп­редметных связей или взаимного ил­люстрирования одного искусства при­мерами другого - по их сюжету и со­держанию.

    3) Интегрированный подход предпола­гает учет географических, историчес­ких, культурогенных факторов созна­ния произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, причем у некото­рых народов в определенные истори­ческие периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсут­ствовали.



    4) Учет региональных, национально-ис­торических художественных традиций, связанных с местностью, материаль­ными объектами, духовной устремлен­ностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.

    5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений челове­чества там, где они питаются достиже­ниями друг друга, нередко совмеща­ясь в одном лице.

    Таблица - продуктивная деятельность