Римская империя в лицах. Первые русские государи (очень коротко о важном периоде истории) Предания о роде московских государей

Описанное в Библии древнееврейское царство существовало в XI-X вв. до н. э. К этому периоду относят правление царей Саула, Давида и Соломона. При них еврейский народ жил в едином мощном

Эпоха судей

История Палестины тех далеких времен связана с множеством мифов и легенд, о правдивости которых продолжают спорить историки и исследователи античных источников. Древнееврейское царство больше всего известно благодаря Ветхому Завету, в котором описаны события упомянутой эпохи.

До возникновения единого государства иудеи жили под руководством судей. Они избирались из числа самых авторитетных и мудрых членов общества, но при этом не обладали фактической властью, а только разрешали внутренние конфликты между жителями. В то же время евреи находились в постоянной опасности, исходившей от агрессивных соседей-кочевников. Главной угрозой были филистимляне.

Избрание царем Саула

Приблизительно в 1029 году до н. э. обеспокоенный народ потребовал от пророка Самуила (одного из судей) избрать царем самого достойного кандидата. Мудрец поначалу отговаривал своих соплеменников, убеждая их в том, что власть военного лидера обернется диктатурой и террором. Тем не менее простой люд стенал от нашествий врагов и продолжал настаивать на своем.

Наконец, согласно Библии, Самуил обратился за советом к Богу, который ответил, что царем должен стать юноша Саул из колена Вениамина. Это был самый незначительный из еврейских родов. Скоро пророк привел претендента к жаждущему народу. Тогда было решено чтобы подтвердить правильность выбора царя. Он действительно указал на Саула. Так появилось Древнееврейское царство.

Процветание Израиля

Первые годы правления Саула были временем облегчения для всего его народа. Военный лидер собрал и организовал армию, которая смогла защитить отечество от врагов. В ходе вооруженных конфликтов были побеждены царства Аммон, Моав и Идумея. Особенно ожесточенным было противостояние с филистимлянами.

Государь отличался религиозностью. Каждую свою победу он посвящал Богу, без которого, по его мнению, давно бы погибло Древнееврейское царство. История его войн против соседей детально описана в Библии. Там же раскрывается характер молодого Саула. Он был не только религиозным, но и очень скромным человеком. В свободное от власти время государь сам возделывал поле, показывая, что он ничем не отличается от жителей своей страны.

Конфликт царя и пророка

После одного из походов между Саулом и Самуилом произошла ссора. Ее причиной стал богохульный поступок царя. Накануне битвы с филистимлянами он сам совершил жертвоприношение, в то время как не имел на это права. Делать это могли только священнослужители, а точнее Самуил. Между царем и пророком произошел разрыв, ставший первым сигналом о наступлении непростых времен.

Самуил, покинувший двор, разочаровался в Сауле. Он решил, что посадил на трон неправильного человека. Бог (чьи реплики часто встречаются в Библии) был согласен со священнослужителем и предложил ему нового кандидата. Им стал юный Давид, которого Самуил тайно помазал на царствование.

Давид

Молодой человек обладал многими талантами и удивительными чертами. Он был превосходным воином и музыкантом. О его способностях стало известно при дворе царя. Саул в это время стал страдать приступами меланхолии. Жрецы посоветовали ему лечить этот недуг с помощью музыки. Так при дворе появился Давид, игравший правителю на гуслях.

Скоро приближенный царя прославил себя еще одним подвигом. Давид присоединился к израильскому войску, когда началась очередная война против филистимлян. В стане врага самым страшным ратником был Голиаф. Этот потомок великанов обладал гигантским ростом и силой. Давид вызвал его на личный поединок и одолел с помощью своей ловкости и пращи. В знак победы юноша отрезал поверженному гиганту голову. Этот эпизод является одним из самых известных и цитируемых во всей Библии.

Победа над Голиафом сделала Давида любимцем народа. Между ним и Саулом произошел конфликт, переросший в гражданскую войну, которая сотрясла Древнееврейское царство. В это же время в Палестине опять орудовали филистимляне. Они разбили войско Саула, а сам он покончил с собой, не желая оказаться во вражеском плену.

Новый царь

Так в 1005 году до н. э. царем стал Давид. Еще при дворе Саула он женился на его дочери, таким образом, став зятем монарха. Именно при Давиде столица Древнееврейского царства была перенесена в Иерусалим, который с тех пор стал сердцем всей народной жизни. Новый государь покровительствовал градостроительству и облагораживанию провинций.

Местоположение Древнееврейского царства того времени остается предметом дискуссии. Если ссылаться на Библию, то можно предположить, что границы Израиля пролегали от Газы до берегов Евфрата. Как и другие правители Древнееврейского царства, Давид вел удачные войны против соседей. Кочевники раз за разом отбрасывались от границ, когда они затевали очередной поход с грабежами и кровопролитием.

Однако не все правление Давида было безоблачным и спокойным. Стране вновь пришлось пережить гражданскую войну. На этот раз против центральной власти взбунтовался собственный сын Давида Авессалом. Он покусился на престол отца, хотя не имел на него права. В конце концов, его армия была разбита, а сам блудный сын - убит царскими слугами, что противоречило приказам царя.

Соломон

Когда Давид состарился и одряхлел, вновь остро встал вопрос о престолонаследии. Царь хотел передать власть одному из своих младших сыновей Соломону: тот отличался мудростью и способностями к государственному управлению. Выбор отца не понравился другому старшему отпрыску - Адонию. Он даже попытался организовать государственный переворот, назначив собственную коронацию при жизни недееспособного отца.

Однако попытка Адонии провалилась. Из-за своего малодушия он бежал в Скинию. Соломон простил брата после его раскаяния. В то же время другие участники заговора из числа чиновников и приближенных были казнены. Цари Древнееврейского царства надежно держали власть в своих руках.

Строительство Иерусалимского храма

После смерти Давида началось фактическое правление Соломона (965-928 гг. до н. э.). Это был период расцвета Древнееврейского царства. Страна надежно охранялась от внешних угроз и стабильно развивалась и богатела.

Главным деянием Соломона стало строительство Иерусалимского храма - главной святыни иудаизма. Это культовое сооружение символизировало объединение всего народа. Большую работу по подготовке материалов и созданию плана проделал еще Давид. Незадолго до смерти он передал все бумаги сыну.

Соломон приступил к строительству на четвертый год своего правления. Он обратился за помощью к царю Тира. Оттуда приехали знаменитые и талантливые зодчие, которые руководили непосредственной работой по сооружению храма. Главное религиозное здание евреев стало частью царского дворца. Оно располагалось на горе, получившей название Храмовой. В день освящения в 950 году до н. э. в здание была перенесена главная национальная реликвия - Ковчег Завета. Евреи праздновали окончание строительства на протяжении двух недель. Храм стал центром религиозной жизни, куда стекались паломники из всех иудейских провинций.

Смерть Соломона в 928 году до н. э. положила конец процветанию единого государства. Преемники государя разделили державу между собой. С тех пор существовало северное царство (Израиль) и южное царство (Иудея). Эпоха Саула, Давида и Соломона считается золотым веком всего еврейского народа.

Верховная власть носила в Древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь — царь и великий князь всея Руси.

Князь.

Не решаю, слово «князь» заимствовано ли нашим языком из немецкого, а не сохранилось в нем из первоначального индоевропейского лексического запаса, общего всем индоевропейцам, подобно, например, слову «мать». Время заимствования определяют различно. Одни думают, что это слово могло войти в славянские языки и в язык восточного славянства еще в III, IV вв. из языка готского, когда славяне близко соприкасались с державой готов, простиравшейся по Южной Руси и далее на запад, за Карпаты; это слово тогда заимствовано вместе с другими, как то: пенязь, стькло, хлеб. Другие думают, что это слово более позднего происхождения, вошло в наш язык в то время, когда вошли в состав русского общества варяжские-скандинавские князья с их дружинами. Князь — это русская, восточнославянская форма немецкого «Konung», или, правильнее, «Kuning». Князем назывался носитель верховной власти на Руси IX, X и XI вв., как тогда понимали эту власть.

Великий князь.

С середины XI в. носитель верховной власти, князь киевский, назывался «великим князем». Великий — значит старший; этим термином князь киевский отличался от младшей своей братии — областных князей.

Князь — государь.

В удельные века, в XIII и XIV вв., термином, выражавшим сущность государственной власти, является «государь», соответствовавший, как и территориальный термин в смысле удел. Слово это заимствовано из частной жизни; слово «государь» имеет параллельную форму в слове «господарь». Кажется, вместе с последним первое слово произошло от слова «господа» (в смысле собирательном); церковнославянские памятники не знают слова «государь», заменяя его словами «господь», «господин» или «господарь». «Господа» имело двоякое значение: первое — собирательное — это собрание господ; отсюда в летописи выражение, с каким обращается посадник или кто-нибудь другой к вечу: «господо братие» (зват. пад.); «господа» — собирательный термин, параллельный слову «старшина» — собрание старост. Второе значение — отвлеченное- это владычество и как предмет владения хозяйство; господа — хозяева, а потом хозяйство, господство. Так, в одной рукописи Кормчей книги мы читаем о людях, вступивших в монашество с известным имуществом, что это имущество, с которым поступающий входит в монастырь, «господы монастыря да будет», т. е. должно принадлежать хозяйству монастыря. В связи с этим последним значением слово «господа» имело и значение единоличное — господина, домовладыки, οτκοδεσπο της. В памятниках русского происхождения вместо «господаря» встречается обыкновенно «государь»; однако в Древней Руси отличали «государя» от «господина» (параллельная форма «господаря»). Известен спор Ивана III с новгородцами из-за титула; Иван осердился, когда новгородцы, назвав его господином, потом стали звать по-прежнему господином. Значит, в государе разумелась высшая власть, чем в господине. «Господин» — только властитель с правом управления, а не собственник с правом и распоряжения, отчуждения, уничтожения. «Государь» -хозяин, собственник; в таком значении назывались государями князья удельные — dominus — это хозяин удела, владелец его территории на вотчинном праве.

Государь — царь и великий и князь всея Руси.

Государь — царь и великий князь всея Руси — титул, который по частям усвоен был московскими государями приблизительно с середины XV в. В составе этого титула новый термин — «царь»; царь — русская сокращенная форма слова «цесарь». Происхождение этой сокращенной формы легко объяснить древним начертанием слова. В памятниках XI и XII вв. — в Остромировом Евангелии, в отрывках Четвероевангелия, в Сказании о князьях Борисе и Глебе мниха Иакова — слово это изображается так: цср — цесарь; впоследствии с под титлом исчезло и вышло: цръ — царь. Как известно, в Остромировом евангелии еще господствует форма «цесарьство нбсное», а не «црство нбсное». В «Сказании мниха Иакова» мы встречаем такое выражение (в похвальном слове святым князьям, по списку XII в.): «Поистине, — обращается к князьям автор — вы цесаря (двойственное число) цесарем и князя князем»; это написано так: цесаря, цсрем — «царем» в Древней Руси еще с XI в. называли иногда и нашего князя, но в виде особого почетного отличия; это не был официальный титул всех киевских князей. Под царем разумели власть, более высокую сравнительно с властью местных племенных или национальных государей; царь, или цесарь, — это, собственно, римский император. Когда впоследствии Русь была завоевана татарской ордой, царем стали называть хана этой орды. Когда власть хана над Русью пала, а Византийская, Восточно-Римская, империя разрушена была турками, московские государи, великие князья всея Руси, считая себя преемниками павших римских императоров, официально усвоили себе этот титул. Под царем разумели независимого, самостоятельного государя, никому не платящего дани, никому не отдающего ни в чем отчета. Такое же понятие государя, не зависящего от чуждой власти, соединяли и с другим термином «самодержец»; термин этот — неудовлетворительный перевод греческого «αυτχρατορ». Титул самодержца также придавали иногда в виде почетного отличия или как знак особого уважения древним русским князьям. Так называют им в житиях и похвальных словах князя Владимира Святого; так звали современники Владимира Мономаха. Тот же мних Иаков говорит в начале своего рассказа о Борисе и Глебе: «Сице убо бысть малым преже сих (незадолго перед этим) летом сущю самодрьжцю Русьскей земли Володимеру, сыну Святославлю». Вместе с титулом царя московские государи усвоили себе и титул самодержца, понимая его в смысле внешней независимости, а не внуреннего полновластия. Слово «самодержец» в XV и XVI вв. значило, что московский государь не платит никому дани, но зависит от другого государя, но тогда под этим не разумели полноты политической власти, государственных полномочий, не допускающих разделения власти государем с какими-либо другими внутренними политическими силами. Значит, самодержца противополагали государю, зависимому от другого государя, а не государю, ограниченному в своих внутренних политических отношениях, т. е. конституционному. Вот почему царь Василий Шуйский, власть которого была ограничена формальным актом, в грамотах продолжал титуловать себя самодержцем.

Таковы термины, какими обозначалась в Древней Руси верховная государственная власть: это «князь», «великий князь», «князь-государь» и «государь-царь и великий князь всея Руси». Все эти термины выражали различные типы верховной власти, сменявшиеся в истории нашего государственного права до Петра Великого. На этих типах можно остановиться.

Схема развития верховной власти в Древней Руси.

Оканчивая изложение оснований методологии, я заметил, что, изучая термины того или другого порядка, мы будем пытаться составлять схемы, которые бы представляли процесс развития явлений этого порядка, прилагая таким образом одно из требований исторического метода к изучению нашей истории. Я и попытаюсь для памяти вывести вам схему развития верховной власти на Руси. Схема эта вберет в себя только объясненные мною термины верховной власти. Мы не объясняли последнего титула, который усвоен нашей верховной властью: император; но этот титул не вопрос политической археологии, а явление нашей настоящей действительности, и схема наша не будет распространена на этот последний тип, известный нам в истории русского права. Чтобы вывести эту схему, надо точно характеризовать все сменившиеся в нашей древней истории типы верховной власти.
Князь — это вождь вооруженной дружины, боевой компании, охраняющий Русскую землю и за то получающий от нее известное вознаграждение — корм. Точную формулу этого типа дает нам псковской летописец XV в., называя одного псковского князя «воеводою, князем кормленным», о котором было им (псковичам) «стояти и боронитеся». Итак, князь — кормовой, т. е. наемный, охранитель границы земли. Элементы верховной власти не раскрыты, все заключены в его значении вождя вооруженной силы, обороняющей страну, поддерживающей одну из основ государственного порядка — внешнюю безопасность.

Великий князь — глава княжеского рода, владеющего охраняемой им Русской землей. Он имеет значение не сам по себе, не как одинокое лицо, а как старший представитель владетельного княжеского рода, совместно владеющего, т. е. правящего Русской землею как своей отчиной и дединой.

Князь — государь удельных веков — земельный владелец удела на вотчинном, т. е. наследственном, праве. Он владеет территорией удела с прикрепленными к ней рабами, холопами, челядью, но его владельческие права не распространяются на свободное население удела, которое может покидать эту территорию и переходить на территорию другого удела.

Наконец, государь-царь и великий князь всея Руси есть наследственный властитель Русской земли не только как территории, но и как национального союза. Подобно тому как титул, которым обозначался этот последний тип верховной власти, есть свод предшествующих титулов, так и в политическом содержании этого типа сведены черты предшествующих ему типов той же власти. Он и территориальный хозяин Русской земли, и старший представитель всех наличных государей Руси, но он и верховный властитель Русской земли как национального целого.
Чтобы по этим типам, преемственно сменявшимся, обозначить ход исторического развития верховной власти в Древней Руси, надобно припомнить основные признаки, которыми характеризуется в государственном праве понятие о верховной власти. В содержание этого понятия входят три элемента: 1) пространство действия верховной власти, т. е. территория; 2) задачи верховной власти, т. е. охранение общих интересов населения, занимающего территорию; 3) средства действия власти, т. е. верховные права над подданными, составляющими это население. Первый элемент сообщает верховной власти территориальное значение, третий — значение политическое, а второй служит основанием того и другого и вместе связью между ними: территория определяется пределами, в которых действуют эти общие интересы; права верховной власти определяются свойством задач, которые на нее возлагаются. Приняв за основание эти три элемента, мы и восстановим ход развития верховной власти в Древней Руси.

В первом типе не ясно ни территориальное, ни политическое значение. Не определено свойство отношения носителя верховной власти — князя к территории; например, не определено точно, какая разница в отношении к этой территории самого князя и местных властителей, ему подчиненных: посадников, наместников или местных князей — сыновей и других родственников князя. Ясна лишь одна из задач верховной власти — охранение границ земли от внешних врагов, но неясно политическое содержание власти, не определено, что должен делать князь в отношении к самому внутреннему порядку, насколько он должен лишь поддерживать этот порядок и насколько может изменять его. Словом, князь IX, X вв. — сберегатель границ Русской земли с неопределенным территориальным и политическим значением.

Во втором типе — великого князя — обозначаются уже оба значения — и территориальное и политическое, но это значение принадлежит не лицу, а целому княжескому роду, главою которого является великий князь. Весь княжеский род владеет всей Русской землей и правит ею как своей вотчиной и дединой; но каждый отдельный князь, член этого рода, не имеет ни постоянного территориального, ни определенного политического значения: он владеет известной волостью лишь временно, он правит ею лишь по соглашению с родичами. Словом, верховная власть получает определенное и постоянное территориальное и политическое значение, но она не единоличная, а собирательная.

В князе-государе является единоличная власть, но она имеет только территориальное значение. Князь-государь удельных веков — земельный владелец удела, но в круг его власти не входят постоянные права над свободными обывателями удела, потому что эти обыватели не прикреплены к территории, могут прийти и уйти. Все их отношения к князю — поземельные, т. е. вытекают из частного, гражданского договора с ним: свободный обыватель удела признает над собой власть князя, пока служит ему или пользуется его землей, городской либо сельской. Князь поэтому не имеет политического значения, не является государем с определенными, постоянно действующими правами над подданными; он практикует известные верховные права — судит, законодательствует, правит, но эти права суть лишь последствия гражданского договора его со свободными обывателями: он законодательствует средь них, судит их, вообще правит ими, пока те состоят в договорных отношениях с ним — служат ему или пользуются его землею; следовательно, политические права князя суть лишь последствия его гражданских отношений к свободным обывателям. Итак, в князе-государе является единоличная власть, но лишь с территориальным значением без политического.

В государе-царе и великом князе всея Руси выступает власть единоличная с территориальным и политическим значением; он наследственный владелец всей территории, он правитель, властитель живущего на ней населения; его власть определяется целями общего блага, а не гражданскими сделками, не договорными служебными или поземельными отношениями к нему его подданных. Общим основанием того и другого значения, территориального и политического, служит народность: государь-царь и великий князь всея Руси есть владелец и властитель территории, на которой живет великорусское население; это национальное значение и обозначено в титуле термином «всея Руси». Термин шире действительности, заключает в себе сверх нее еще политическую программу, политическое притязание на части Русской земли, еще находившиеся вне власти «всероссийского» государя, но действительное значение этого термина указывает на господствующую часть русской народности — на великорусское племя.

Итак, князь IX — Х вв., наемный охранитель границ, сменяется шедшим от него княжеским родом, владеющим сообща Русской землей, который в XIII — XIV вв. распадается на множество удельных князей, гражданских владельцев своих удельных территорий, но не политических властителей удельных обществ, а один из этих удельных владельцев со значением территориальным, но без политического превращается в территориального и политического властителя, как скоро границы его удела совмещаются с пределами великорусской народности.

Такова схема, которой можно обозначить ход развития верховной власти в Древней Руси. Из того как мы ее вывели, можете видеть, для чего нужны такие схемы. Они сводят известные однородные явления в формулу, которая указывает внутреннюю связь этих явлений, отделяя в них необходимое от случайного, т. е. устраняя явления, условленные только достаточной причиной, и оставляя явления необходимые. Историческая схема, или формула, выражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его последствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления.

Государь

по древнерусской терминологии это слово обозначало, прежде всего, человека властного, но лишь в сфере отношений частных, а не публичных. Это был господин, хозяин (dominus), права которого распространялись на вещи и людей. Термины "господин", "господарь" и "государь" в древнейших письменных памятниках употребляются безразлично, означая, в частности, рабовладельца и землевладельца. В Русской Правде господином назыв. собственник украденной вещи, хозяин хором, рабовладелец и хозяин ролейного закупа. В памятниках церковной письменности XI-XIV вв. хозяин нивы и собственник челяди наз. господарем или Г. С XIV в. и официальные памятники светского права усваивают эту терминологию. По новгородскому праву не дозволялось судить холопа и раба без господаря; по псковскому праву Г. называется хозяин и землевладелец, которому служат наймиты и у которого арендуют землю озорники, огородники, кочетники. Такое значение эти термины сохраняют очень долго и в течение московского периода. Холоп, убивший своего господина, называется в Судебниках государским убийцею; рабовладелец всегда именуется Г., и даже хозяин пожни назван поженным Г. Официальные памятники XVII в. избегают этого термина, заменяя его термином "боярин"; так, в Уложении хозяева старинных и кабальных холопов называются их боярами. Но в языке неофициальном термин Г. долго еще сохранял прежнее значение и, утеряв свой смысл, дожил до наших дней в обычной формуле: "милостивый государь". С половины XIV в. термин Г. начинает проникать и в сферы политические, для обозначения представителей верховной власти. Такое применение произошло совершенно незаметно и естественно, так как великие князья были крупными хозяевами, землевладельцами и рабовладельцами и в этом своем качестве были Г. Служба им на праве частном, хозяйственном не могла быть отграничена от службы государственной: такого различия еще не существовало. Поэтому слуги вольные и даже служилые князья начинают титуловать господарями и государями тех владетельных князей, которым служили. "Господарем русския земли" и "многих земель государем" называли иногда во второй половине XIV в. польских королей. В начале XV в. Ягайло титулует себя "многих земель государь", а Витовта титуловали "многих русских земель государем" даже великие князья тверской и рязанский. Принятие этого титула великими князьями московскими совпало с моментом возрождения национально-религиозного самосознания, когда после покорения Константинополя турками московские князья оказались единственными представителями и охранителями православия и на них стали переносить ореол власти византийских императоров. Вел. кн. Василия Темного представители духовенства называли одновременно великим Г., государем земским, самодержцем и царем. Иван III приказал отчеканить титул Г. всея Руси и на печати, и на монетах и употреблял этот титул даже в сношениях с Литвой. Но и при нем титул Г. еще не пользуется общим признанием и входит в употребление лишь постепенно. До покорения Новгорода новгородцы называли великого князя московского "господином", а ошибочное прозвание Ивана III государем в 1477 г. послужило поводом к окончательному покорению Новгорода. Одновременно с упрочением этого титула с ним начинает соединяться представление о неограниченности власти Г. Уже Иван III явился сторонником этой идеи, потребовав от новгородцев в 1478 г. такого же государства в Новгороде, какое у него на Москве. В предложенных новгородцами условиях подчинения он усмотрел желание "чинити урок нашему государству быти", т. е. ограничить его власть. "Что это и за государство? - возразил он и разъяснил, какое государство на Москве: - вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати ". В этом смысле понятие "государь" противополагается понятию "урядник". Такое понимание термина Г. стоит в ближайшей связи с политическими стараниями московских Г. упрочить за собою и международное значение византийских императоров, поставить себя во главе или по крайней мере наряду с самыми влиятельными из европейских Г. В этой борьбе за международное первенство московское правительство создало и своеобразную оценку чести Г. на основании двух признаков: родословности и полноты власти. Московские Г. считали себя Г. родословными и самодержцами, которые никем "не обдержимы" и правят своим царством только по указанию божественных велений. Эти притязания нашли свое юридическое выражение только при Петре Вел., да и то под влиянием иноземных (шведских) образцов.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Государь" в других словарях:

    Муж. всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, владетельный герцог или князь и пр. Государями чествуют у нас всех членов царской семьи, ставя почет этот перед саном, где к сану или званию… … Толковый словарь Даля

    См. правитель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. государь господин, правитель, монарх, самодержец, царь, король; высочайшая особа, падишах, император, порфироносец,… … Словарь синонимов

    - “ГОСУДАРЬ” (“II Principe”) произведение итальянского политического писателя и историка ff. Макиавелли, принесшее ему всемирную известность. Состоит из посвящения Лоренцо Медичи, племяннику папы Льва XII и правителю Флоренции, и 26 небольших… … Философская энциклопедия

    - («Il Principe») – произведение итальянского политического писателя и историка Н.Макиавелли, принесшее ему всемирную известность. Состоит из посвящения Лоренцо Медичи, племяннику папы Льва XII и правителю Флоренции, и 26 небольших глав. Создано в… … Философская энциклопедия

    ГОСУДАРЬ, государя, муж. (дорев. офиц.). Монарх, глава государства. || В дореволюционной России слово, прилагавшееся к титулу лиц императорского дома. Государь император. ❖ Милостивый государь (дорев.) формула вежливого обращения. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    ГОСУДАРЬ, я, муж. 1. В Древней Руси: князь правитель. Киевские государи. Дружина государя. 2. Единовластный правитель, царь. Г. император. Указ государя. Г. и его приближённые. Милостивый государь или государь мой (устар.) вежливое обращение. | … Толковый словарь Ожегова

    государь - ГОСУДАРЬ, арх., истор. 1. Верховный владетель, государь. Матвей Михайлович получил от государя сердитое послание, в котором он отчитывал его, как последнего холопа (3. 385). 2. Принятое обращение к мужчине, как правило, более высокого социального … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    См. Король (

III. Государь и его двор

В такой обстановке являлась в Москве верховная власть перед иностранными послами. Далеко от столицы, с первых шагов, на почве Московскаго государства, наблюдательный иностранец начинал уже чувствовать вокруг себя, на людях, которых он встречал, могущественно действовавшее обаяние этой власти и должен был чувствовать это тем сильнее, что в соседних западных государствах он встречал совершенно противоположныя явления. Умный австрийский дипломат, хорошо знавший состояние соседних с Австрией стран, проезжая чрез Венгрию, поет ей полную грустнаго чувства похоронную песнь, видя, как разоряют ее пышные и ленивые вельможи. Таких могущественных и пышных вельмож должен был он прежде всего заметить и в Польше. В Литве он дивится страшной вольности вельмож и сосредоточению в их руках земельной собственности. Совсем иного рода явления встречал он в Московском государстве. После всех церемоний на пути, в которых московские пристава с такой неумолимой строгостью оберегали честь своего государя, в полумили от Москвы Герберштейн встретил знакомаго старика, который был товарищем московскаго посла, ездившаго в Испанию; он прибежал озабоченный, обливаясь потом, с известием, что на встречу послам едут бояре. Когда Герберштейн спросил его, зачем бежал он с таким спехом, тот отвечал: «у нас служат государю не по вашему, Сигизмунд»! - Поэтому иностранец, приезжавший в Москву, и без особенной наблюдательности, только присматриваясь и прислушиваясь к тому, что происходило и говорилось вокруг него, мог понять значение и размеры власти московскаго государя. По описанию иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своею над ними превосходит всех монархов в свете. Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не отдавая отчета в действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных. Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны пред его волей. Такому значению верховной власти соответствует высокое понятие о ней самих подданных. Иностранцы дивятся благоговейной покорности, с которой подданные относятся к московскому государю. Слушая разсказы московских послов, венский архиепископ приходил в умиление от такого послушания подданных государю «яко Богу». Никто из подданных, как бы он ни был высоко поставлен, не смеет противоречить воле государя или не соглашаться с его мнением; подданные открыто говорят, что воля государя - Божия воля, и государь - исполнитель воли Божией. Когда их спрашивают о каком-нибудь сомнительном деле, они отвечают выражениями, затверженными с детства, в роде следующих: это знает Бог да великий государь; один государь знает все; одним словом своим разрешает он все узлы и затруднения; что мы имеем, чем пользуемся, успехи в предприятиях, здоровье - все это получаем мы от милости государя, - так что, добавляют наблюдатели, там никто не считает себя полным хозяином своего имущества, но все смотрят на себя и на все свое, как на полную собственность государя. Если среди беседы упомянуть имя государя и кто-нибудь из присутствующих не снимет при этом шапки, ему тотчас напоминают его обязанность; нищие, сидя у церковных дверей, просят милостыню ради Бога и государя. Разсказывать, что делается и говорится во дворце государевом, считается величайшим преступлением. В день имянин царя никто не смеет работать, хотя в церковные праздники простой народ вообще не прекращает будничных занятий. В челобитных царю все пишутся уменьшительными именами; бояре и все служилые люди прибавляют к этому «холоп твой», гости - «мужик твой», прочие купцы - «сирота твой», боярыни - «рабица или раба твоя», поселяне - «крестьянин твой», слуги бояр - «человек твой».

Ясно и скоро, даже не изучая обычаев Постельнаго крыльца, поняли иностранцы и значение московских вельмож, их характер и отношение к государю. Как ни старались иные московские послы выставить пред иностранными дворами могущество и богатство этих вельмож, преобладание аристократии в Московском государстве, но довольно было иностранному послу бросить беглый взгляд вокруг себя при проходе по передним палатам дворца и в самой приемной палате, довольно было узнать, откуда достали многие из толпившихся здесь магнатов свои дорогие блестящие кафтаны, чтобы понять, что это за вельможи и в каких отношениях стоят они к своему государю. Поссевин дивится отсутствию всякаго аристократическаго гонора в этих вельможах, разсказывая, как большие послы московские, приехав на Киверову гору для заключения мира с Польшей, привезли с собой товары, и безцеремонно открыли лавки для торговли с польскими купцами. Во второй половине XVI века всем особенно ясно сказывалось безсилие этих вельмож пред верховною властью. Государь мог каждаго из них, кого захочет, лишить сана и имущества, которые он же и дал ему, и низвести в положение последняго простолюдина. Все вельможи, советники и другие люди высшаго класса называли себя холопами государя и не считали безчестием для себя, когда государь приказывал кого-нибудь из них побить за какой-нибудь проступок; побитый, напротив, оставался очень доволен, видя в этом знак благосклонности государя, и благодарил его за то, что пожаловал, удостоил исправить и наказать его, своего слугу и холопа. Неудивительно, что люди, привыкшие к другим порядкам, побывав при московском дворе, уносили с собой тяжелое воспоминание о стране, в которой все рабствует, кроме ея властелина.

О составе двора государева иностранцы XVI века сообщают немного подробностей. Иовию русские послы говорили, что двор государя составляют важнейшие князья и военные сановники, которые чрез определенное число месяцев поочередно вызываются из областей для поддержания придворнаго блеска, для составления царской свиты и отправления разных должностей. Подле царя всегда находился окольничий, принадлежавший к числу высших советников государя; этот окольничий, по словам Герберштейна, занимал должность претора или судьи, назначеннаго от государя. Из других придворных сановников в конце XVI века упоминаются: конюший боярин, смотревший за царскими лошадьми, - первый сановник при дворе; потом дворецкий, казначей, контролер, кравчий , главный постельничий и 3 фурьера . При дворе постоянно находились на страже 200 жильцов-стряпчих из детей дворян. Ночью подле царской спальни находился главный постельничий с одним или двумя приближенными; в соседней комнате сторожили по ночам еще 6 верных служителей, а в третьей несколько дворян из жильцов-стряпчих, которые чередовались каждую ночь по 40 человек; у каждых ворот и дверей во дворце стояло на страже по нескольку молодых людей истопников. К постоянной дворцовой страже принадлежали также 2000 стремянных стрельцов, которые поочередно стояли день и ночь с заряженными пищалями и зажженными фитилями, по 250 у дворца, на самом дворе и у казначейства.

Известия XVII в. описывают с большими подробностями лествицу чинов, сосредоточивавшихся при дворе, около особы государя. На верху ея стояли бояре, которых, по словам Олеария, при дворе было обыкновенно до 30; они занимали разныя или чисто-придворныя или государственныя должности, между которыми, впрочем, не проходило резкой разграничительной черты. Трое из бояр занимали три высшия должности в государстве, принадлежавшия по существу своему к дворцовому ведомству. Это были: конюший боярин, дворецкий и оружейничий. Конюший считался первым боярином в государстве. Первым после него был дворецкий, главный управитель государева двора, или «набольший во дворе», как его называли в простонародье. За ним следовал оружейничий, ведавший придворный арсенал, украшения дворца, принадлежности торжественных царских выходов и вообще все, что составляло обширное ведомство Оружейной палаты. За боярами следовали, по порядку чиновнаго достоинства, окольничие, думные дворяне, думные дьяки или государственные секретари, спальники с постельничим во главе, комнатный с ключем, или главный камердинер, стольники и кравчий, стряпчие, дворяне московские, наконец, жильцы или пажи, дьяки и подьячие. При дворе жило также множество низших дворцовых служителей и приспешников. Число всех вообще слуг, постоянно живших при дворце, на непосредственном содержании государя, Олеарий полагает больше 1000. В это число не входили стрельцы, составлявшие царскую гвардию и находившиеся при дворце «для оберегания». Вот люди, которых иностранные послы встречали при дворе московскаго государя в качестве придворных сановников или служителей, употреблявшихся «для царских услуг». Те же люди, восходя из чина в чин, размещались по разным приказам в Москве, служили орудиями государственнаго управления, ибо вообще не полагалось строгаго различия между делом государевым и делом государственным.

Бояре и прочие люди высших чинов, не «спавшие на царском дворе»; тем не менее имели с ним самую тесную связь, были постоянно на глазах у государя. Они постоянно жили в Москве, редко отлучались в свои деревни, и то не иначе, как спросившись у государя. Кроме торжественных случаев при дворе, когда они в парадном наряде окружали государя, в обыкновенное время они обязаны были каждый день и не один раз являться во дворец ударить челом государю. При дворе проводили они большую часть дня. По словам Маржерета, они вставали летом обыкновенно при восходе солнца и отправлялись во дворец, где присутствовали в думе от перваго до шестого часа дня (по старинным московским часам), потом шли с государем в церковь, где слушали литургию от 7 до 8 часов, по выходе государя из церкви возвращались домой обедать, после обеда отдыхали часа 2 или 3, а в 14 часов (пред вечерней), по звону колокола снова отправлялись во дворец, где проводили около 2 или 3 часов вечера, потом удалялись, ужинали и ложились спать. Во дворец они ездили летом на лошадях верхом, зимой в санях; в каретах ездили только старики, которые не могли сидеть верхом. Когда боярин ехал верхом, у арчака его седла висел маленький набат, около фута в поперечнике; проезжая по улице или рынку, где было много народа, боярин время от времени ударял по этому набату рукояткой плети, чтобы встречные сторонились с дороги.

Мы видели, в каких резких чертах рисуют иностранцы власть московскаго государя и его отношения к окружающим; в заключение наиболее спокойные из них приходят к нелестной дилемме: трудно решить, говорят они, дикость ли народа требует такого самовластнаго государя, или от самовластия государя народ так одичал и огрубел. Другие с горькой иронией решают эту дилемму басней о журавле и лягушках. При таком представлении о власти московскаго государя очень легко было причислить его к восточным, азиатским деспотам, или подумать, что он старается подражать соседу своему, султану турецкому. Сравнение с турецким султаном стало даже общим местом для иностранных писателей при характеристике власти московскаго государя. По замечанию Поссевина, московский государь считает себя несравненно выше западных христианских монархов, и когда папский легат указал ему на главнейших из них, тот с пренебрежением возразил: «что это за государи».

Но как ни резки черты, в которых изображают иностранцы отношения верховной власти к ея окружению, мы не можем назвать их преувеличенными. В XVI в., к которому относятся приведенныя известия, между государем и людьми, составлявшими его двор, его думу, сохранялась прежняя близость, непосредственность отношений, но не сохранилось прежней свободы, прежняго доверия. Близость сохранялась потому, что придворные вельможи сами старались сохранить свое положение в прежнем дружинном виде, оставаясь дружинниками, дворовыми людьми великаго князя, состоящими на личной ему службе и на его содержании, а князь не имел причин изменять такое положение; но свобода, доверие дружинных отношений было потеряно, потому что великий князь не остался прежним вождем дружины, получил другое, более широкое значение, получил большия силы и средства, предъявил новыя требования, на которыя не могли согласиться прежние дружинники, не отказываясь от своего прежняго характера. Отсюда борьба, результатом которой было низведение прежних дружинников и вступивших в их число служилых князей, советников и товарищей великаго князя по прежним отношениям, на степень слуг. Иностранцы не могли во всей ясности разглядеть все фазы этой борьбы, но результат они заметили: все эти знатные вельможи и советники, говорят они, зовут себя холопами великаго князя.

Также не покажутся нам преувеличенными резкие отзывы иностранцев второй половине XVI в. о произволе, с которым московский государь распоряжался имуществом своих вельмож, если сравним их с мерами Василия и Иоанна IV касательно вотчин служилых князей: таким именно произволом, и только произволом, могли иностранцы объяснить себе эти меры, не видя других побуждений, коренившихся в более отдаленных условиях и отношениях, среди которых росла власть московских государей.

Но если иностранцы не представляли ясно этих отдаленных условий и отношений, под влиянием которых начался и продолжался рост верховной власти в центре северо-восточной Руси, то они не могли не заметить того движения, которым обнаруживалось усиление этой власти со второй половины XV в., тем более, что это было тогда единственное движение в северо-восточной России, которое могло обратить на себя внимание иностранцев. Они не могли не заметить тесной связи и последовательности стремлений в деятельности трех государей, преемственно занимавших московский престол со второй половины XV и до конца XVI в. Они видели, как одновременно с украшением столицы быстро поднималась и власть живущаго в ней государя, делаясь все недоступнее для подданных. Они не знают, откуда все это взялось, и вместе с недовольными московскими боярами готовы все приписать личным свойствам этих трех государей и другим случайным обстоятельствам вроде появления Софьи в Москве и т.п.; но они знают пункт, с котораго начало обнаруживаться такое неожиданное, по их взгляду, усиление. Поссевин прямо говорит, что нестерпимая надменность московских государей началась преимущественно с того времени, как они сбросили с себя иго татар. Они ясно отмечают два явления, которыми обнаружилось это государственное движение: в то время, как извне сказывается все сильнее и сильнее стремление государства к расширению своих пределов на востоке и западе, внутри заметно столь же сильное стремление к объединению; постепенно и быстро исчезают один за другим независимые областные князья, унося с собою в Москву или Литву почти одни только названия прежних своих вотчинных княжеств; последний из этих независимых князей уже в конце первой четверти XVI в. отправляется в московскую тюрьму, сопровождаемый горькой насмешкой московскаго юродиваго, гибнет самостоятельность северных вольных городов, - и иностранный путешественник, пересчитывая в первой четверти XVI в. города и области северо-восточной России, не находит вокруг Москвы ни одного пункта, в котором уцелели бы какие-нибудь следы прежней политической особности, кроме свежих еще воспоминаний о ней.

Местные князья, выжитые из своих вотчин, перебрались мало-помалу в Москву; и здесь опять поднялась борьба, которую иностранцы расписывают самыми черными красками. Если они не понимали настоящаго характера этой борьбы при отце и сыне, которые вели ее осторожно и разсчетливо, то тем менее могли они понять ее при внуке, который возобновил ее со всею страстностию личной вражды. «По всей Европе, говорит Одерборн, ходит молва о его страшных жестокостях, и, кажется, в целом свете не найдется человека, который бы не желал тирану всяких адских мук.» Гваньини не находит ни в древнем, ни в новом мире таких деспотов, с которыми можно было бы сравнить Иоанна Грознаго; даже спокойный Герберштейн, до котораго также дошел слух о страшном московском царе, приходит в недоумение, не зная, чем объяснить его ожесточение, тем более, добавляет он, что, говорят, в лице этого тирана нет ничего напоминающаго свирепыя черты Аттилы.

Итак, не зная истинных, скрытых мотивов борьбы, виня во всем только одну сторону, иностранцы заметили однако же последния ступени, которыя прошла в продолжение этой борьбы власть московских государей, начав явно усиливаться.

Василий, говорит Герберштейн, докончил то, что начал отец, - именно, добавляет он в пояснение, отнял у князей и других владетелей все города и укрепления, не доверяет даже родным своим братьям и не дает им городов в управление. Сын Василия заставил всех князей и бояр писаться своими холопами и название слуги сделал самым почетным титулом.

Иоанн IV, довершивши образование Московскаго государства, едва ли не более всех государей древней России сделался известен в современной Европе, хотя и с черной стороны. Иностранцы XVII в., писавшие о России, готовы были отнести к нему даже и то, что сделали его предшественники для утверждения своего единодержавия. Описывая неограниченную власть московскаго государя над подданными, Олеарий замечает, что к такой покорности приучил их царь Иван Васильевич, хотя голштинский ученый, так часто ссылающийся на Герберштейна, не мог не знать, что последний теми же самыми чертами описывал самодержавную власть великаго князя Василия Ивановича. Такой известности, без сомнения, много содействовал личный характер Иоанна: его страшный образ в отечественных, как и иностранных, известиях резко выделяется из ряда его предшественников, столь похожих друг на друга. При том писатели вроде Гваньини или Одерборна распространяли в Европе о его жестокости всевозможные разсказы, которые Мейерберг, далекий от желания оправдывать в чем-нибудь Иоанна, вынужден был однако же признать слишком преувеличенными. Но была другая, более важная причина, почему Иоанн IV оставил по себе такую черную память в Европе. Недаром иностранные писатели XVII в. с его царствования, как с поворотнаго пункта, начинают обыкновенно свои очерки русской истории. Это царствование действительно было поворотным пунктом в истории Московскаго государства. Иоанн IV первый резко столкнулся с западной Европой, решительно наступив на тех из своих западных соседей, которых Европа считала своими и которые, обращаясь к ней с жалобами на притязания московскаго государя, старались выставить на вид, что эти притязания, в случае успеха, не ограничатся какой-нибудь Ливонией, а пойдут дальше за море. Вот почему Европа обращала такое внимание на Иоанна, что не было сочинения по истории его времени, как говорит Олеарий, в котором не говорилось бы о его войнах и жестокостях. Так почувствовались следы и другого стремления, которым не замедлило заявить себя сложившееся государство, - стремление возвратить себе старыя, растерянныя вотчины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Опричнина и «псы государевы» автора Володихин Дмитрий

Государь

автора Вяземский Юрий Павлович

Государь Вопрос 3.17Какой английский полководец в 1826 году приехал на коронацию Николая Первого и во что был одет?Вопрос 3.18В июне 1826 года было создано Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Руководитель Отделения, генерал Бенкендорф,

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Государь Ответ 3.17На коронацию Николая Первого из Англии приехал прославленный полководец Веллингтон, который имел чин фельдмаршала русской армии и на прием надел русский мундир.Ответ 3.18Государь разъяснил: «Единственная задача - утирать слезы невинно обиженных».В

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Государь и его семья Ответ 4.1Село называлось Останкино и принадлежало графу Шереметеву.Ответ 4.2«Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу».Ответ 4.3В 1856 году император Александр

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

автора Андреев Игорь Львович

Государь и человек К неполным сорока годам царь Алексей Михайлович вполне преуспел на поприще государственном. Мы помним, с чего он начинал. Первые годы - почти номинальное царствование, во время которого Тишайший во всем послушно следовал за Морозовым. Но с тех пор

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Человек и государь Если церковные церемонии подчеркивали благочестивый характер православного Московского государства и его правителей, то придворные церемонии прежде всего были призваны продемонстрировать могущество и величие царей. Придворным церемониям мы чаще

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Государь и его близкие Сохраняя прежнюю схему повествования, познакомимся теперь с царской семьей, когда ее главой стал Александр III, и прежде всего с самим императором.В момент вступления на престол Александру III шел тридцать седьмой год. С того времени, когда умер его

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Княжий двор и «двор теремный» Игорю в Киеве принадлежал «двор княж». Но здесь он, видимо, останавливался только во время наездов в город. Княжеский замок («двор теремный») находился за пределами Киева, «вне града». Эта постройка была необычным явлением для Восточной

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

Из книги Франкская империя Карла Великого [«Евросоюз» Средневековья] автора Левандовский Анатолий Петрович

Государь Свою огромную державу Карл тоже рассматривал как вотчину и регулировал ее жизнь теми же методами и средствами, которые применял к домениальным поместьям. Вдохновляемый идеалом мира, порядка и равновесия, он проводил здесь целенаправленную политику, которая

Из книги 100 запрещенных книг: цензурная история мировой литературы. Книга 1 автора Соува Дон Б

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

Правители Месопотамии

Ниже приводятся краткие сведения о самых значительных правителях Месопотамии.

Урукагина (ок. 2500 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша. Перед тем, как он воцарился в Лагаше, народ страдал от чрезмерных налогов, взимавшихся алчными дворцовыми чиновниками. В практику вошли незаконные конфискации частной собственности. Реформа Урукагины заключалась в отмене всех этих злоупотреблений, в восстановлении справедливости и даровании свободы для народа Лагаша.

Лугальзагеси (ок. 2500 до н. э.), сын правителя шумерского города-государства Уммы, создавший недолговечную империю шумеров. Нанес поражение лагашскому правителю Урукагине и подчинил себе остальные шумерские города-государства. В походах завоевал земли к северу и западу от Шумера и достиг побережья Сирии. Правление Лугальзагеси длилось 25 лет, его столицей был шумерский город-государство Урук. В конце концов он потерпел поражение от Саргона I Аккадского. Шумеры восстановили политическую власть над своей страной только двумя столетиями позже при III династии Ура.

Саргон I (ок. 2400 до н.э.), создатель первой известной в мировой истории долговечной империи, которой он сам правил 56 лет. Семиты и шумеры долгое время жили бок о бок, но политическая гегемония принадлежала в основном шумерам. Воцарение Саргона знаменовало первый крупный прорыв аккадцев на политическую арену Месопотамии. Саргон, придворный чиновник в Кише, вначале стал правителем этого города, затем завоевал юг Месопотамии и нанес поражение Лугальзагеси. Саргон объединил города-государства Шумера, после чего обратил свои взоры на восток и захватил Элам. Кроме того, он осуществил завоевательные походы в страну аморитов (Северная Сирия), Малую Азию и, возможно, на Кипр.

Нарам-Суэн (ок. 2320 до н.э.), внук Саргона I Аккадского, стяжавший почти такую же славу, как его знаменитый дед. Правил империей 37 лет. В начале правления подавил мощное восстание, центр которого находился в Кише. Нарам-Суэн вел военные кампании в Сирии, Верхней Месопотамии, Ассирии, горах Загроса к северо-востоку от Вавилонии (знаменитая стела Нарам-Суэна прославляет его победу над местными жителями гор), в Эламе. Возможно, воевал с одним из египетских фараонов VI династии.

Гудеа (ок. 2200 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша, современник Ур-Намму и Шульги, двух первых царей III династии Ура. Гудеа – один из самых известных шумерских правителей, оставил после себя многочисленные тексты. Самый интересный из них – гимн, в котором описывается сооружение храма бога Нингирсу. Для этого крупного строительства Гудеа привозил материалы из Сирии и Анатолии. Многочисленные скульптуры изображают его сидящим с планом храма на коленях. При преемниках Гудеа власть над Лагашем перешла к Уру.

Рим-Син (правил ок. 1878–1817 до н.э.), царь южновавилонского города Ларсы, один из самых сильных противников Хаммурапи. Эламитянин Рим-Син подчинил себе города юга Вавилонии, включая Иссин, резиденцию соперничавшей династии. После 61 года правления потерпел поражение и был пленен Хаммурапи, который к этому времени находился на троне уже 31 год.

Шамши-Адад I (правил ок. 1868–1836 до н.э.), царь Ассирии, старший современник Хаммурапи. Сведения об этом царе почерпнуты в основном из царского архива в Мари, провинциального центра на Евфрате, находившегося в подчинении у ассирийцев. Смерть Шамши-Адада, одного из основных соперников Хаммурапи в борьбе за власть в Месопотамии, существенно облегчила распространение власти Вавилона на северные области.

Хаммурапи (правил в 1848–1806 до н.э., в соответствии с одной из систем хронологии), самый знаменитый из царей I Вавилонской династии. Кроме знаменитого свода законов, сохранилось множество частных и официальных писем, а также деловых и юридических документов. Надписи содержат сведения о политических событиях и военных действиях. Из них мы узнаем, что на седьмом году правления Хаммурапи отобрал Урук и Иссин у Рим-Сина, своего главного соперника и правителя мощного города Ларса. Между одиннадцатым и тринадцатым годами правления власть Хаммурапи окончательно укрепилась. В дальнейшем он совершал завоевательные походы на восток, запад, север и юг и разбил всех противников. В результате к сороковому году правления он возглавлял империю, простиравшуюся от Персидского залива до верховьев Евфрата.

Тукульти-Нинурта I (правил в 1243–1207 до н.э.), царь Ассирии, завоеватель Вавилона. Около 1350 до н.э. Ассирия была освобождена от власти Митанни Ашшурубаллитом и начала набирать все большую политическую и военную силу. Тукульти-Нинурта был последним из царей (среди которых – Иреба-Адад, Ашшурубаллит, Ададнерари I, Салманасар I), при которых могущество Ассирии продолжало возрастать. Тукульти-Нинурта нанес поражение касситскому правителю Вавилона Каштилашу IV, впервые подчинив Ассирии древний центр шумеро-вавилонской культуры. При попытке захватить Митанни, государство, расположенное между восточными горами и Верхним Евфратом, встретил противодействие со стороны хеттов.

Тиглатпаласар I (правил в 1112–1074 до н.э.), ассирийский царь, пытавшийся восстановить могущество страны, которым она обладала во время правления Тукульти-Нинурты и его предшественников. Во время его правления главную угрозу для Ассирии представляли арамеи, вторгавшиеся на территории в верховьях Евфрата. Тиглатпаласар предпринял также несколько походов против страны Наири, расположенной к северу от Ассирии, в окрестностях озера Ван. На юге он одержал победу над Вавилоном, традиционным соперником Ассирии.

Ашшурнасирпал II (правил в 883–859 до н.э.), энергичный и жестокий царь, восстановивший могущество Ассирии. Он нанес разрушительные удары по арамейским государствам, расположенным в районе между Тигром и Евфратом. Ашшурнасирпал стал следующим ассирийским царем после Тиглатпаласара I, который вышел к побережью Средиземного моря. При нем стала складываться Ассирийская империя. Завоеванные территории были разделены на провинции, а те – на более мелкие административные единицы. Ашшурнасирпал перенес столицу из Ашшура к северу, в Калах (Нимруд).

Салманасар III (правил в 858–824 до н.э.; 858 считался годом начала его царствования, хотя в действительности он мог взойти на престол несколькими днями или месяцами раньше наступления нового года. Эти дни или месяцы считались временем правления его предшественника). Салманасар III, сын Ашшурнасирпала II, продолжил усмирение арамейских племен к западу от Ассирии, в частности, воинственного племени бит-адини. Используя их захваченную столицу Тиль-Барсиб как опорный пункт, Салманасар продвинулся к западу в северную Сирию и Киликию и пытался несколько раз завоевать их. В 854 до н.э. у Каракара на р.Оронте объединенные силы двенадцати вождей, среди которых был и Бенхадад Дамаскский и Ахав Израильский, отразили нападение войск Салманасара III. Усиление царства Урарту к северу от Ассирии, близ озера Ван, не дало возможности продолжить экспансию в этом направлении.

Тиглатпаласар III (правил ок. 745–727 до н.э.), один из величайших ассирийских царей и подлинный строитель Ассирийской империи. Он ликвидировал три препятствия, стоявшие на пути установления господства Ассирии в регионе. Во-первых, он одержал победу над Сардури II и присоединил большую часть территории Урарту; во-вторых, провозгласил себя царем Вавилона (под именем Пулу), подчинив арамейских предводителей, которые фактически правили Вавилоном; наконец, он решительно пресек сопротивление сирийских и палестинских государств и низвел большинство из них до уровня провинции или данников. В качестве метода управления широко пользовался депортацией народов.

Саргон II (правил в 721–705 до н.э.), царь Ассирии. Хотя Саргон не принадлежал к царском роду, он стал достойным преемником великого Тиглатпаласара III (Салманасар V, его сын, правил очень недолго, в 726–722 до н.э.). Проблемы, которые должен был решать Саргон, были в основном теми же, которые стояли перед Тиглатпаласаром: сильное Урарту на севере, независимый дух, царивший в сирийских государствах на западе, нежелание арамейского Вавилона подчиниться ассирийцам. Саргон начал решать эти задачи с захвата столицы Урарту Тушпы в 714 до н.э. Затем в 721 до н.э. он завоевал укрепленный сирийский город Самарию и депортировал его население. В 717 до н.э. он овладел другим сирийским форпостом, Кархемышем. В 709 до н.э., после недолгого пребывания в плену у Мардук-апал-иддины, Саргон провозгласил себя царем Вавилона. Во время правления Саргона II на арене истории Ближнего Востока появились киммерийцы и мидийцы.

Синахериб (правил в 704–681 до н.э.), сын Саргона II, царь Ассирии, разрушивший Вавилон. Его военные кампании были нацелены на завоевание Сирии и Палестины, а также на покорение Вавилона. Он был современником иудейского царя Езекии и пророка Исайи. Осаждал Иерусалим, но не смог его взять. После нескольких походов на Вавилон и Элам, а главное – после убийства одного из сыновей, которого он назначил правителем Вавилона, Синахериб разрушил этот город и увез статую его главного бога Мардука в Ассирию.

Асархаддон (правил в 680–669 до н.э.), сын Синахериба, царь Ассирии. Он не разделял ненависть к Вавилону своего отца и восстановил город и даже храм Мардука. Главным деянием Асархаддона было завоевание Египта. В 671 до н.э. он нанес поражение нубийскому фараону Египта Тахарке и разрушил Мемфис. Однако главная опасность исходила с северо-востока, где усиливались мидийцы, а киммерийцы и скифы могли прорваться через территорию слабеющего Урарту в Ассирию. Асархаддону было не под силу сдержать этот натиск, который вскоре изменил весь облик Ближнего Востока.

Ашшурбанипал (правил в 668–626 до н.э.), сын Асархаддона и последний великий царь Ассирии. Несмотря на успехи военных кампаний против Египта, Вавилона и Элама, он не смог противостоять возраставшему могуществу персидской державы. Вся северная граница Ассирийской империи оказалась под властью киммерийцев, мидийцев и персов. Возможно, самым значительным вкладом Ашшурбанипала в историю было создание библиотеки, в которой он собрал бесценные документы всех периодов истории Месопотамии. В 614 до н.э. Ашшур был захвачен и разграблен мидийцами, а в 612 до н.э. мидийцы и вавилоняне разрушили Ниневию.

Набопаласар (правил в 625–605 до н.э.), первый царь нововавилонской (халдейской) династии. В союзе с мидийским царем Киаксаром участвовал в разрушении Ассирийской империи. Одно из главных его деяний – восстановление вавилонских храмов и культа главного бога Вавилона Мардука.

Навуходоносор II (правил в 604–562 до н.э.), второй царь нововавилонской династии. Прославил себя победой над египтянами в битве при Кархемыше (на юге современной Турции) в последний год правления своего отца. В 596 до н.э. захватил Иерусалим и пленил иудейского царя Езекию. В 586 до н.э. снова овладел Иерусалимом и положил конец существованию независимого Иудейского царства. В отличие от ассирийских царей, правители нововавилонской империи оставили немного документов, свидетельствующих о политических событиях и военных предприятиях. Их тексты повествуют в основном о строительной деятельности или прославляют божества.

Набонид (правил в 555–538 до н.э.), последний царь нововавилонского царства. Возможно, для создания союза против персов с арамейскими племенами перенес свою столицу в аравийскую пустыню, в Тайму. Править Вавилоном оставил своего сына Валтасара. Почитание Набонидом лунного бога Сина вызвало противодействие жрецов Мардука в Вавилоне. В 538 до н.э. Кир II занял Вавилон. Набонид сдался ему в городе Борсиппа неподалеку от Вавилона.