Материал о первобытных людях. Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории

На Земле первобытные люди появились более 2 миллионов лет назад. Важной отличительной чертой людей от человекоподобных обезьян стало появление каменных орудий труда – обломков грубо обработанных камней. Именно наличие примитивных орудий труда дает возможность археологам отличать останки человекоподобной обезьяны от останков древнего человека. Эпоха существования первобытных людей стала называться палеолит – древнекаменный век.

10 интересных данные о жизни представителей палеолита.

  1. Одомашнивание животных началось с волка в ориньякский период. Животное приручалось для оказания помощи в охоте и значительно позже стало выполнять сторожевые функции. Первые доказательства совместного существования зверя и человека обнаружены в пещере Chauvet во Франции. Следы оставлены 26 тыс. лет назад. Следующими одомашненными животными стали муфлоны (овцы), козы, быки и бараны.
  2. Огонь первобытные люди научились добывать около 500 тыс. лет назад. Покорение огненной стихии началось с выработки навыков поддерживать некоторое время пламя, которое возникало во время природных пожаров, ударов молний. Если огонь потухал, вновь приходилось ждать появления его естественных источников. Так происходило до тех пор, пока случайно не была обнаружена закономерность — трение сухих веток или кусков кремния дают заветную искру. Ею можно поджечь сухую траву, листья. С этого момента использование огня первобытным человеком можно считать осознанным.
  3. Охота на мамонтов велась не ради добычи пищи. Интерес представляли бивни и кости, использовавшиеся для производства орудий труда. Исследование повреждений животных позволило ученым сделать вывод о существовании на тот момент писаных методов (инструкций) правильного ведения охоты. В бедренных и лопаточных костях мамонтов остались каменные наконечники, следы нанесения удара копьями. Угол следов доказывает, что люди подходили к добыче сзади с правой стороны, удары делали целенаправленно в грудную клетку. Археологи предполагают, что наскальные рисунки Руффиньяк с линиями на теле животного указывают область нанесения удара, то есть учат правилам охоты.
  4. Хижина с костром, обнаруженная в Ницце на горном склоне (Терра-Амата) – достояние людей неандертальского периода. Сооружение датируется 380 000 г. до н.э. Находка свидетельствует, что местом проживания древних людей были настоящие хижины, поделенные на зоны: кухня, спальня, мастерская.
  5. Танец для первобытного человека являлся способом жизни, основой разных обрядов: тотемных, охотничьих, военных. Танец по кругу был сопряжен с культами Луны и солнца. Хлопки, прыжки, дерганье – несли определенный смысл. Например, топанье, как движение, заставляло землю дрожать и покориться силе человека.
  6. Лук – изобретение людей, проживавших около 25 тысяч лет назад. В пещере Сальтадора (Испания) есть рисунок охотника, стреляющего дротиком из лука размером с человека. Лук и три дротика он держит левой рукой, а правой – отводит тетиву.
  7. Первобытным людям не было чуждо искусство. Его зарождение относят к эпохе мустье. Находки, возраст которых (150-30.000 лет) содержат примитивный орнамент в виде ямок, насечек, крестиков. Наскальные изображения эпохи палеолита окрашены охрой, оксидами металлов, древесным углем. Наиболее известен рисунок со сценой боя носорогов, выполненный около 32.000 лет назад на стенах пещеры Шове (Франция). Делаем вывод: предки любили и умели рисовать.<
  8. Погребения и магические ритуалы появились в среднем палеолите. Доказательством тому являются могилы неандертальцев в Хорватии. Их возраст – 130 тысяч лет. Кости погребенных содержат следы очистки от мышц, придания им определенного положения, то есть речь идет о первых культах и ритуалах.
  9. Флейта – древнейший музыкальный инструмент. Найденный археологами костяной образец относится к эпохе ориньякской культуры палеолита. Первые флейты датируются учеными 35-40.000 годами до н.э.
  10. В период верхнего палеолита становятся популярными украшения, выполненные из костей животных, их зубов, бивней мамонтов. Это обручи для волос, браслеты, бусы, подвески. В этот же период активно развивается вязание, плетение и даже ткачество. Первый текстиль, обнаруженный в Центральной Европе в месте стоянок первобытных людей, насчитывает 26 тысяч лет. Сырье для него – волокна крапивы и конопли.

Похоже на сказку? На самом деле изложенные факты – чистая реальность.

Интересные данные о первобытных людях кратко.

Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходь-бе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на по-мощь, выражая радость и гнев.

Древнейшие люди жили небольшими группами . Питались тем, что давала при-рода. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством . Дру-гим их важнейшим занятием стала охота .

Тем не менее, это были люди, а не жи-вотные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это ру-било . Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.


Добывание огня. Современные рисунки

Овладение огнём

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготов-ленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжига-ли и заостряли наконечники копий.

Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развива-ло их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.

Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и но-чью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Внача-ле человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

Значение охоты в жизни первобытных людей

Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она дава-ла людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большо-го зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно .

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, по-гнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учи-лись у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

Орудия каменного века

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечни-ком. Им ловили рыбу.


1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны

Но самым важным материалом оставался камень. Время, ког-да люди пользовались каменными орудиями труда, учёные на-зывают каменным веком .

Великое оледенение

Около 100 тысяч лет назад на плане-те наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда тол-щиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату живот-ные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный мед-ведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Как же повлияло великое оледе-нение на жизнь и развитие чело-века? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень круп-ных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было толь-ко сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, кос-тей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо со-хранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жи-лищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Лю-дям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали кос-тяными иглами из мохнатых шкур. Материал с сайта

Изобретение лука и стрел

Примерно 13 тысяч лет назад , после великого оледенения вновь наступи-ло потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за со-бой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных не-большими группами или в одиночку. Для такой охоты требова-лось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы , поражав-шие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел де-лали из камня.

Появились каменные ножи, со-стоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые встав-ляли в рукоятки из кости или де-рева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сдела-ли топор . Через несколько тысяч лет они научились сверлить ка-мень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Осваивая освобождаемую лед-ником территорию, люди изобре-ли плот, а затем из толстых ство-лов деревьев стали выдалбливать лодки .

Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способство-вали его развитию.

Вопросы по этому материалу:

  • Что давала древнейшим людям охота?

  • Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

  • Как древнейшие люди использовали огонь?

  • Какую роль играли живот-ные в жизни людей?

  • Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных лю-дей, чем собирательство?

  • Почему охота могла быть только коллективной?

  • Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

    Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

    Первый огонь

    Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

    Оружие и орудия труда

    История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

    Особенности приготовления пищи

    Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

    Рыболовство, охота и собирательство

    В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

    Выращивание скота

    На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

    Земледелие

    Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

    Ремесла

    Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

    Духовная жизнь

    Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

    Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

    В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

    Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

    Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

    Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

    25.01.2016

    Окружающий мир

    Тема. Начало истории человечества. История первобытного мира.

    Первобытное искусство

    Цели:

    1. Дать учащимся представление о первобытных людях.

    2. Развивать кругозор.

    3. Воспитывать интерес к истории.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Раз – читаем летопись,

    Два – идем в музей,

    Узнаем о первобытном времени

    И станем мы мудрей.

    Звенит звонок,

    Начинаем наш урок.

    Нам надо многое понять,

    Чтобы историками стать.

    Учитель. Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия.

    Ученики. Мы будем изучать историю.

    Учитель. А что такое история?

    Ученики. История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

    Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

    Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

    2. Учреждение, где хранятся документы.

    3. Деловая бумага.

    4. Книжка с перечнем всех дней в году.

    5. Предмет, выставленный в музее.

    Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?

    Ученики. Геродот – первый ученый-историк.

    Учитель. Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

    II. Изучение новой темы.

    Учитель. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?



    Ученики. О наших предках, о первобытных людях.

    Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

    Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

    Учитель. Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

    Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

    Учащиеся дают ответы.

    Учитель. Прочитайте текст на с. 4–6 учебника. Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

    Учащиеся дают ответы.

    К о м п л е к с для улучшения мозгового кровообращения:

    1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

    Повторить 4–6 раз.

    2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.

    Повторить 6–8 раз в медленном темпе.

    3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – правую руку вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук. Повторить 6–8 раз.

    4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. Два – исходное положение. Три, четыре – то же правой рукой.

    Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника.

    рассказ о первобытном человеке

    Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

    Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.

    Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

    Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…

    Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

    И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

    Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.

    Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

    Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.

    Как жили древние люди: быт

    В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

    Орудия труда и огонь

    Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

    В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

    Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

    Охота и собирательство

    Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

    Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.

    И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 2. Первобытный охотник.

    Земледелие и скотоводство

    Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

    Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

    Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

    Появление неандертальцев

    Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.

    Рис. 3. Неандерталец.

    Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.

    Что мы узнали?

    Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1337.