Социометрия учебно-методический материал на тему. Социометрия и социометрические методики в психологии Социометрия кратко

Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.

Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.

Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;

2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;

3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью

Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.

Особенности:

Можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе

Используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах

Изучение внутригрупповых статусов членов группы

Изучение степени сплоченности / разобщенности группы

Выявление внутригрупповых подсистем

Выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов

Изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования

Выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп

При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.



Достоинства:

Применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда

Смягчение и разрешение конфликтов

Способствует выработке, принятию групповых управленческих решений

При методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп

Разрешение вопросов комплектования групп

Недостатки:

Непременим для изучения больших социальных групп

Основные понятия:

Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.

Виды социометрических критериев:

-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение

-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.

Неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения

Дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий

критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

Параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов

Непараметрические – предполагают любое количество выборов

На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.

Число членов группы социометрическое ограничение

Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.

Выбор –единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)

Этапы социометрического исследования:

1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы

2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.

3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.

4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений

Виды социограмм:

Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.

Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.

Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.

Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.

Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.

Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».

Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.

Виды индексов:

1.Персональные–отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.

Социометрический статус, [C] – это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.

Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;

В – количество полученных i-ым членом группы выборов;

N –количество членов группы.

Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1

Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.

Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;

Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;

Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.

Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.

2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.

индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.

Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.

G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.

Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;

Q – количество взаимных положительных выборов.

6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам

Заключение

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения.

Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Cоциология - освобождающая наука она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

Список литературы

1. Агапова Т. Марксистская социология // Российский Экономический Журнал. 2007. №10. С. 15-22.

2. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1992.

3. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М, 2008. С. 416.

4. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 2000.

5. Гречко П.К., «Введение в обществознание», М.,2007.

6. Духов В.А. Классические теории социологии. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 165.

7. Катаева В. Социологические исследования. М.: Русаки. 2008. С.280.

8. Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М.: Высшая школа. 2007. С. 312.

9. Маркович Д.Ж., «Общая социология», Изд-во «Центр Владос», 2008.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1998.

11. Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. 1-2. Санкт-Петербург, 1847 1848;

12. Михневич Н.П. Военная наука и степень точности ее выводов. Санкт-Петербург, 1899; Леер Г.А.

13. Панасюк Б., Сергиенко И. Становление социологии как науки // Экономист. 2006. №1. С. 28-31.

14. Смелсер Н. Социология. М., 2004

15. Советская военная энциклопедия. Т. 7. М: Воениздат, 1979. С 459.

16. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

17. Торопков В. Основы социологии. М.: Колос, 2004. С.316.

18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. М. 2008. С. 245.

19. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

20. http://www.krugosvet.ru/

Социометрические методы были предложены в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено(1892-1974) в рамках развиваемой им теории социометрии – метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрия в трактовке Морено – проект социальной науки в целом. Основная идея – малая группа – модель общества: для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе; недостаток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно и это неустранимо. Структура неформальных групповых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур порождает конфликты, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. А значит, все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, т.к. социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы.

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Назначение социометрической процедуры:

а) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основная цель – превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и преобразование групп, чтобы формальная поверхностная структура соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

В узком смысле социометрические методы – это способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Правило адекватной мотивации участников: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых.

Триединая система Морено включает в себя три группы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию).


Критерии (по Золотовицкому):

1. Социометрия должна быть добровольна, а не анонимна.

2. Критерий выбора должен быть событие, а не вопрос, очевидное и понятное всем. Самый надежный способ, оказаться всем в одном и том же событии – это социодрама.

3. Экспериментов должно быть столько, сколько человек в группе.

4. Результатом будет не знание, а определение и оптимизация меры общения.

5. Культурный запрет на отрицательные выборы и на перенос выбора на человека.

Возможности социометрического метода:

1. изучение межличностных отношений в малых группах.

2. изучение социометрического статуса членов малой группы,

3. выявление уровня сплоченности группы, представление о групповых ценностях,

4. возможная коррекция взаимоотношений людей в группах.

Ограничения метода:

1. данный метод можно реализовывать только при наличии всех или почти всех членов группы,

2. исследование можно проводить только в коллективах имеющих опыт в 6 месяцев,

3. полученные данные нельзя рассматривать как полноценную картину внутригрупповых отношениях, надо проводить еще другие методы,

4. ситуация в группах быстро меняется, она динамична. Изменяются социометрические статусы и роли,

5. социометрическая карточка не является анонимной.

Понятие «социометрия»

В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.

Сам термин «социометрия» имеет латинское и греческое происхождение и обозначает:

  • С одной стороны – отрасль социальной психологии и социологии. Отрасль занимается изучением межличностных отношений, симпатиями и антипатиями внутри группы;
  • С другой стороны – прикладное направление, оно включает в себя изучение, совершенствование, использование необходимого инструментария для решения практических задач.

Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии » (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.

Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира. В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.

Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:

  • Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
  • Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
  • Внутригрупповые статусы участников процедуры;
  • Качество психологической атмосферы группы.

Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.

Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Социометрические тезисы Морено

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
  1. Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
  2. Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  3. Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов.
  • Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;

  • Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это еще и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
  • Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

    Методы социометрии

    Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.

    Аутосоциометрические методы

    Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:

    • Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
    • Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
    • Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:

  • Упражнение «Планета». Это косвенный путь видения своего положения в системе межличностных отношений. Это упражнение, заимствованное из социодрамы, может быть включено в тренинг личностного роста или использоваться в русле учебных занятий по психологии;
  • Социометрический перцептивный тест. Он используется, как правило, в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Испытуемый не только отмечает свои выборы, в соответствии с заданными критериями, он отмечает выборы, касающиеся его самого и отвержения со стороны членов группы. Результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в результате сопоставления социограмм у психически здоровых людей в значительной степени совпадают.
  • Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество психологической атмосферы группы в целом.

    Социометрия - теория и целостный практический метод психодиагностического социально - психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892-1974г.г.). По его мнению, психологическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия - это способ первичной диагностики наличия определенных проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что групповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

    Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малый групп, а также исследования личности как члена группы. Методика "Социометрия" используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

    Таким образом, область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определенном виде деятельности или взаимодействовать в какой либо ситуации.

    Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

    Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы без ограничения числа выборов или отклонений. Параметрическая процедура - ограничение числа выборов.

    Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выделяют реальные отношения), гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др.

    С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления "глубинной" связи членов группы. Последняя предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещение т.п.

    Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом.

    Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус - величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанный индивидов выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу.

    Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, "предписанная роль", приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально - психологическими понятиями.

    К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплоченности и ряд других.

    Подчеркнём, что одной из самых значимых научно - практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графических аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру - тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее - менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

    Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограммы. Социограммы позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые "участки" внутри групповых отношений, "популярных" его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо "отвергаемых" (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы.

    Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

    Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

    • социально-психологических отношениях в группе;
    • статусе людей в группе;
    • психологической совместимости и сплочённости в группе.

    В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

    Теоретические основы

    Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. "Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

    Суть "общей теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

    Основные положения теории Морено

    • Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
    • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
    • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
    • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

    История создания

    Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

    Процедура проведения

    Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

    1-й этап

    Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

    2-й этап

    Разработка социометрических критериев.

    Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

    • формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
    • двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
    • прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
    • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

    Требования к критериям

    1. Ограниченное количество (3-4);
    2. логическая связь между собой;
    3. критерии должны вызывать интерес;
    4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
    5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

    3-й этап

    Выбор типа процедуры социометрического исследования.

    Социометрия может проводится в двух вариантах:

    Непараметрическая процедура

    При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N-1) человек - основная константа социометрии , где N - количество человек в группе.

    Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

    Достоинства непараметрической процедуры:

    • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
    • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
    • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
    • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

    Параметрическая процедура

    Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов . Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

    d={P(A)}\times{(N-1)}

    где Р(А) - вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах ;

    N - число членов группы.

    Достоинства параметрической процедуры:

    • повышает надёжность полученных данных;
    • облегчает статистическую обработку;
    • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
    • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

    Недостатки непараметрической процедуры:

    • не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
    • социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

    4-й этап

    Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты .

    При проведении социометрии, возможны два варианта:

    • I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
    • II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
      • готовятся списки членов группы;
      • каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

    Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

    • заголовок;
    • инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
    • подписание карточки (разборчиво).

    В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    Пример социометрической карточки

    В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

    При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

    Величины ограничения социометрических выборов

    5-й этап

    Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом - цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

    В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

    Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

    Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

    • необходим доверительный контакт с группой.
    • Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
    • Мягкое формулирование целей тестирования.

    В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

    • каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
    • при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
    • при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

    Варианты инструкций

    Инструкция для школьников «Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

    Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

    Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

    Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше - отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

    Инструкция для студентов «Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

    6-й этап

    Непосредственно обработка и интерпретация результатов

    Обработка результатов

    Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).

    Социометрическая матрица

    Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

    Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

    Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

    Социограмма

    Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

    Социограммы бывают двух типов:

    • групповые
    • индивидуальные

    Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

    Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

    • конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
    • "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

    Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

    Социометрические индексы

    Выделяют два типа социометрических индексов:

    • персональные социометрические индексы;
    • групповые социометрические индексы.

    Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

    Основными персональными социометрическими индексами являются:

    • индекс социометрического статуса i-члена;
    • индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
    • индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

    Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

    • i – объект выбора;
    • j – субъект выбора;
    • ij – совмещение ролей.

    Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

    • индекс эмоциональной экспансивности группы;
    • индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

    Интерпретация результатов

    Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

    Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

    Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К уд) своим положением в группе:

    К уд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

    Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К уд = 0/ 3 = 0.

    Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

    Стимульный материал

    Варианты социометрических критериев (Вопросов)

    Литература

    1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
    2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2001.
    3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970
    4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
    5. Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.