Эволюция человека единство происхождения человеческих рас кратко. Человеческие расы, единство их происхождения

Основными признаками, по которым расы отличаются друг от друга, являются: форма волос на голове; характер и степень развития волосяного покрова на лице (борода, усы) и на теле (третичный волосяной покров у мужчин бывает выражен гораздо сильнее, чем у женщин); цвет волос, кожи и радужки глаз; форма верхнего века, носа и губ; длина тела, или рост. Важнейшим расовым признаком является также пигментация. В коже пигмент (меланин) залегает в поверхностном слое, эпидермисе. В более глубоком слое кожи, дерме, пигмент у взрослых людей, как правило, отсутствует. Если он все-таки имеется, то кожа приобретает синеватый оттенок, т. к. меланин просвечивает через тонкий слой эпидермиса. Явление это чаще отмечается у детей в области крестца. Впервые его наблюдали у монголов, поэтому оно получило название «монгольских пятен». Для цвета кожи существенное значение имеет просвечивание крови через стенки мельчайших сосудов (капилляров). Такое просвечивание придает коже розовый цвет и характерно для светлокожих.

Основные морфологические особенности рас

Представители негроидной расы имеют темный цвет кожи, темный цвет глаз, темные курчавые волосы.

У монголоидной расы желтый цвет кожи, жесткие прямые волосы темного цвета, темные глаза, узкий разрез глаз, так называемое монголоидное веко.

Представители европеоидной расы обладают светлой кожей различных оттенков, мягкими волосами, различных оттенков светло-русого или темно-русого цвета, цвет глаз от карего до голубого.

Несмотря на различие, у представителей этих рас очень много и общих черт: одинаковое количество хромосом - 46, одинаковый уровень развития головного мозга, объем головного мозга. Самым главным признаком является то, что в браках между представителями различных рас дети, рожденные от этих браков, здоровы и полноценны. Это говорит о том, что человек представляет собой единый вид, независимо от расовой принадлежности (Рис. 2).

Рис. 2. Человек, как единый вид ()

Генетики подсчитали, что генетическое различие между представителями различных рас составляет всего около 8 %, при этом генетические различия между ближайшими соседями в городах и селах составляют от 20 до 40 %. Поэтому чужестранец может генетически быть ближе, чем живущий рядом сосед.

Данные физиологов говорят о том, что по группам крови европеоиды ближе к негроидам, а по составу иммуноглобулина в крови ближе к монголоидам. Это говорит нам о том, что биохимический состав крови человека, его генетические особенности сложились значительно ранее, чем произошло разделение единого вида на разные расы. Влияние природных условий на развитие человеческих рас несомненно. Первоначально в древнем человечестве оно было, наверное, более сильным, в процессе же формирования современных рас сказывалось слабее, хотя и до сих пор в некоторых признаках, например в пигментации кожного покрова, обнаруживается с достаточной ясностью. Влияние всей сложной совокупности условий жизни, очевидно, имело важнейшее значение для возникновения, формирования, ослабления и даже исчезновения расовых признаков.

Примером может служить цвет кожи; предок человека, скорее всего, имел темный цвет кожи, связано это с местом его возникновения - Африкой. В связи с тем, что в Африке очень сильная солнечная радиация, темная кожа служила защитой человеку. При расселении его в северные регионы, где солнечная активность значительно меньше, возникла другая проблема - без солнечного света во внутренних слоях кожи не образуется витамин D. Без него развивается болезнь рахит и повышается детская смертность, поэтому в эволюционном процессе получали преимущество люди со светлым цветом кожи.

Все различия между расами связаны с местами обитания древнего человека, так, невысокий рост эскимосов, их утолщенная подкожная жировая клетчатка говорит о том холодном климате, в котором они живут, а широко развитая грудная клетка представителей негроидной расы, живущих в горах, приспособлена к разреженному воздуху.

Во всех расах большинство генов представлено одними и теми же аллелями; различие состоит лишь в отношениях, в которых эти аллели участвуют в генофонде. Количество генов отличающих одну расу от другой, невелико, и они определяют лишь внешние признаки: цвет кожи, цвет глаз, форму носа и так далее, то есть они имеют одинаковый наследственный потенциал , а значит и единое происхождение .

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Sbio.info ().
  2. Reftrend.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие основные расы выделяются наукой?
  2. Назовите основные морфологические особенности рас.
  3. Как условия жизни влияли на формирование расовых признаков?

Человеческие расы, их происхождение и единство

Урок в рамках конкурса «Толерантность» (10-й класс)

Цели урока: формирование знаний о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.

Оборудование: таблица «Человеческие расы».

Ход урока

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.) Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750). Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

Тема сегодняшнего урока: «Человеческие расы, их происхождение и единство».

(Ученики с помощью учителя формулируют задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.)

Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом. Вспомните такие понятия, как вид и популяция. Давайте дадим их полные определения. (Ответы учащихся.)

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено… (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из… (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Самостоятельная работа

(Класс делится на 4 группы, каждая группа изучает «свою расу».)

Используя учебник, изучите биологические особенности рас и заполните таблицу.

Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.

(Краткие сообщения учащихся по темам: расоведение, социал-дарвинизм, расизм и нацизм. В ходе сообщений раскрывается суть этих учений. Ученики высказывают свое мнение по поводу сообщений. Сообщения сопровождаются комментариями учителя.)

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Лекция: «Человеческие расы. Критика расизма. Критика положений социального дарвинизма»

Единство происхождения рас.

40-50 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из сущности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства.

Единство происхождения рас вытекает из общих характерных признаков человека. Это:

  • 46 хромосом
  • одинаковые группы крови
  • скрещивание и получение плодовитого потомства
  • строение стопы, руки –
  • уровень развития мозга
  • строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
  • один биологический вид (Homo sapiens).

Все вопросы, связанные с происхождением и эволюцией человека, образованием рас, изучает наука антропология. Одним из разделов антропологии является - расоведение - наука, изучающая человеческие расы. Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем облике. Когда речь идет о расах, всегда подчеркивают их связь с местом, где они распространены. Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше изображений и описаний представителей разных народов. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.

Систематика рас.

Существует целый ряд классификаций рас. Первая из них была принята в конце 17 века. Современные классификации различаются по количеству выделяемых человеческих типов, принципов их выделения в группы и названия. Российские антропологи довольно согласованно выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы, или расы первого порядка: негроидная, европеоидная, монголоидная. 30-40 т. лет назад люди уже жили во всех частях света. Именно этот период, по мнению ученых, и начали складываться расы. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике. По мнению ученых, многие расовые признаки возникли случайно на ранних этапах развития человека. Некоторые из них помогли людям приспособиться к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора закрепились в генах и начали передаваться из поколения в поколение. Можно предположить, что особенности негроидов складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды могут находиться под палящими лучами солнца без головного убора и почти без одежды. От вредных лучей солнца их предохраняет темная кожа, черные курчавые волосы, особенности строения носа (широкий, большие ноздри), утолщенные губы. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые европеоиды, гораздо хуже переносят солнечные лучи, особенно от них страдают рыжеволосые и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин. У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с резко континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температуры, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли эпикантус - кожная складка, во внутреннем уголке глаза и развитая складка верхнего века, защищающая от ветра и пыли.

Антропология и расоведение – науки изучающие расы человека.

1). Негроидная раса.

Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов характерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле.

2). Европеоидная раса.

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевропиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко, небольшая скуластость (у русских и даже немцев), а на западе ее нет. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана.

3). Монголоидная раса.

Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы характерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.

Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности.

Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По мере развития общества и производства большинство расовых признаков утратило адаптивное значение. Для современного человека решающим является не цвет кожи или волос, а способность развивать свои интеллектуальные качества.

Единство и полноценность рас.

По интеллектуальным и умственным способностям расы не имеют отличий. Т.к. это определяется общественно-экономическими факторами. Между расами нет генетической изоляции. В настоящее время на земле существует один вид человека - Человек разумный.

Основными ведущими признаками современного человека являются:

ü Строение мозга

ü Строение репродуктивной системы

Они являются общими независимо от расовой принадлежности.

В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. Так как абсолютно идентичных людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так на­зываемых «чистых расах» не имеет оснований. При равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

Хотя не все так считают!

Расизм

Расизм - это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас» (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас).

Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас). Расисты игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию), сходные у всех рас, и ставят на первое место внешние наследственные признаки (цвет кожи, строение головы). Для всех разновидностей расизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господствуй вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации. Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств человека от формы черепа, цвета кожи и языковой семьи.

Современные расисты утверждают, что все расы и культуры должны жить отдельно друг от друга на своих «исторических территориях», что они не должны смешиваться, чтобы не потерять свою идентичность и самобытность. Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

Несостоятельность расизма

Фактические материалы, накопление современными общественными и естественными науками (антропологией, этнографией, расоведением и др.), изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность расизма. Они выявили доказательства общего происхождения людей разных рас, т.е. все люди произошли от одного общего предка. Схема, которую мы рассмотрели в начале урока, тоже является доказательством общего происхождения людей. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи других социалистических государств, население которых принадлежит к разным расам. Расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и смерть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма? На отдельном примере это может быть нанесение телесных повреждений, смерть человека. Если мыслить глобально, то это и массовые драки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам и к мировой войне, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это?

Выводы очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился.

Класс: 11

Раздел: Происхождение человека (7 урок).

Тема. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку , задания , папка по проекту , демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ресурсы Internet :

1. http://images.yandex.ru

2. http://www.ecosystema.ru

3. http://search.icq.com

4. http://bufodo.apus.ru/index2.html

5. htm://www.nerungri.edu.ru

Литература:

1. Журнал «Биология» (приложение кгаз. «Первое сентября»), № 42, 2004 год

2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

4. Мифы наpодов миpа - М.: Советская энциклопедия. 1992 - Т. 1. - 671 с.

5. Н.Н.Воронцов,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.

6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.

7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.

8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.

9. Журналы «Биология в школе».

10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. - М. 1980 - 607 с.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Рефлексия

Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Самооценка своего состояния.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

На доске появляется тема проекта.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.

Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».

Записывают тему урока.

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

2 вариант.

Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельнымчеловеческимгруппам пришлосьжитьвразличныхприродныхусловиях:

Они испытывалинасебе разное влияниесолнечногосвета,влажностивоздуха,температуры окружающейсреды,пищиит.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня

2 гр. степь или тундра

3 гр. леса умеренного климата

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet .

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Каковы причины возникновения рас?

Каковы биологические особенности рас?

Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод : Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которогообъединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины«высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Рефлексия своего личного участия в работе

Выставляют оценку в своём листе.

Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

и о происхождении человека.

2. Подготовиться к зачету.

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Путь развития всего человечества был единым -- через труд, через организацию и развитие общества. Когда люди достигли определенной приспособленности к прямой походке и трудовой деятельности, эволюция их физического склада замедлилась и свелась к эволюции мелких второстепенных признаков. По этой причине в настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность к одному виду указывает единство строения у всех людей мозга, стопы, руки, т. е. ведущих признаков, обусловленных человеческим путем развития, а также легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.

Человечество образует несколько групп, давно - получивших название рас. Европейские народы принадлежат к европеоидной расе. Некоторые народы Азии и Америки относятся к монголоидной расе (монголы, буряты, китайцы и др.). Большинство африканских народов составляют негроидную расу. Все расы стоят на одном биологическом уровне. Различия между ними заключаются в особенностях цвета кожи, волос, глаз и т. п. Такие различия возникли когда-то у разных групп людей, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма против ярких лучей солнца в африканских странах. С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологическое отличие между ними уменьшаются в результате смешанных браков.

В буржуазных странах получила распространение так называемая расовая теория. Сущность ее состоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни -- высшие, другие -- низшие. Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в их «расовой биологической неполноценности».

Расисты не признают единства происхождения рас. По их мнению, европеоидная раса произошла от неандертальца, монголоидная -- от синантропа, а негроидная ведет начало от австралопитека; между тем хорошо известно, что неандерталец был распространен во всем Старом Свете.

Ложная теория о делении рас на «высшие» и «низшие» направлена к оправданию империалистических войн, колониальной политики и, расовой дискриминации.

Не расовые отличия, а колониальная политика империалистических стран, угнетение одних народов другими -- вот причина отсталости некоторых народов в экономическом и культурном отношении. Наилучшим доказательством этого положения является расцвет экономики и культуры всех национальностей (свыше 100) в СССР, после Великой Октябрьской социалистической революции.

Освобождение многих стран Азии, Африки и Латинской Америки от колониальной зависимости и угнетения, происшедшее за последние годы, показывает, как быстро идут народы этих стран по пути цивилизации и развития своей экономики.