Индивидуальная программа профессионального развития педагога. Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста Индивидуальная образовательная программа педагога: связь с условиями реализации ООП

Определение в общей характеристике сильных сторон учащегося (воспитанника), его потребностей, текущих достижений служат основой для разработки индивидуальной программы развития.

Определение направлений в разработке индивидуальной программы развития

Все дети способны обучаться, но не все усваивают одно и тоже в одинаковом темпе или одинаковым способом. Для определения основного направления в разработке индивидуальной программы развития команда поддержки учащегося (воспитанника) должна проанализировать его общую характеристику, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, разработать предполагаемые долгосрочные цели и краткосрочные задачи, определить, какие виды поддержки ему необходимы.

Если учащемуся (воспитаннику) необходимы специфические виды поддержки для достижения долгосрочной цели в соответствии с типовым учебным планом, то это обстоятельство документируют с определением видов поддержки, а также данных об их эффективности. Такие записи необходимы для планирования и коммуникации. Кроме адаптаций, важно фиксировать текущие достижения учащегося, чтобы провести связь между его потребностями, стратегиями и материалами, которые используются для предоставления поддержки. Необходимо также постоянно пересматривать адаптации, чтобы они и в дальнейшем оставались эффективными и полезными для ребенка.

Если учащемуся (воспитаннику) необходима только адаптация, то нет необходимости формулировать для него краткосрочные задачи. В таком случае он обучается в соответствии с адаптацией, предусмотренной типовым учебным планом общеобразовательной школы. Некоторые учащиеся могут учиться по программе общеобразовательной школы, но, кроме определенных долгосрочных целей, имеют потребности в других сферах, например, в усовершенствовании поведения и моторики. Для них необходимо разрабатывать краткосрочные задачи только в целевых сферах.

Приоритетные учебные потребности по сферам

На основе характеристики учащегося команда поддержки определяет его сильные и слабые стороны, приоритетные учебные потребности (или общие аспекты, которые требуют внимания). Как правило, эти аспекты можно сгруппировать по сферам. Чем больше потребностей у учащегося (воспитанника), тем больше количество сфер для разработки его индивидуальной программы развития.

Выделяют следующие сферы:

Коммуникативная (вербальная и невербальная);

Когнитивная (академическая);

Трудовая деятельность;

Проведение свободного времени;

Социальные навыки и отношения;

Самообслуживание;

Самостоятельная жизнь;

Физическая;

Эмоционально-волевая и поведение.

Описание текущего уровня развития и успешности ребенка по сферам


Текущий уровень развития и успешности ребенка – это точное описание достижений учащегося (воспитанника) по каждой сфере. Эту информацию можно получить из общей характеристики ребенка и использовать как основу для разработки долгосрочной цели, так и базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.

Разработка долгосрочных целей по сферам

Долгосрочные цели – это краткая формулировка, в которой говорится, что учащейся (воспитанник) должен знать и уметь делать в конце учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реальным количеством долгосрочных целей для каждой сферы.

Каждая долгосрочная цель должна:

1. быть направлена на удовлетворение ведущей учебной потребности, которая указана в общей характеристике учащегося;

2. выходить из его текущих достижений;

3. учитывать степень прогресса учащегося (воспитанника) из предыдущего периода;

4. быть достаточно сложной, чтобы мотивировать учащегося (воспитанника);

5. быть достижимой;

6. делать акцент на том, чему учащейся (воспитанник) должен научиться;

7. определять, что учащейся (воспитанник) будет делать (а не какие действия перестанет делать).

Фундаментальная составляющая технология индивидуального планирования – это поиск соответствующих формулировок для записи долгосрочных целей. Результативность долгосрочных целей должна отвечать критериям SMART .

Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31.12.2005 г.).

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации инвалидов.

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы: 1) научные взгляды, идеи и представления; 2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации; 3) научные и научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, приемов и методов реабилитации; 5) программы реабилитации, в том числе: на федеральном уровне - федеральную базовую программу реабилитации инвалидов; на региональном уровне - региональные базовые программы и региональные комплексные (или целевые) программы реабилитации инвалидов; на индивидуальном уровне - индивидуальную программу реабилитации; 6) реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.); 7) органы управления государственной службой реабилитации; 8) реабилитационную индустрию; 9) общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов; 10) систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. По данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инвалида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Это полезно знать Понятие «профессиональный стандарт» трактуется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности.
В Профстандарте педагога определены две обобщенные трудовые функции:

  1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.
  2. Педагогическая деятельность по проектированию и .

Каждая из обобщенных трудовых функций делится на функции, отражающие квалификацию педагогов в обучении, воспитании, развитии обучающихся; разработке и реализации образовательных программ по уровням образования.

Позиции Профстандарта пересекаются с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), где введено требование соответствия дополнительных профессиональных программ профессиональным стандартам и квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках (п. 9 ст. 76).

Ряд позиций Профстандарта педагога прямо связан с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) начального общего образования, содержащим требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования, включая описание характера квалификации работников образовательной организации (далее - ОО).

Профстандарт и индивидуальная образовательная программа педагога

В Профстандарте применяются следующие базовые термины и их определения (рисунок) :

вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда; обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе; трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение безопасного образовательного процесса, направленного на достижение общечеловеческого идеала гармонично развитой личности.

Структура профстандарта педагога

Целесообразность индивидуальной образовательной программы педагога

Поскольку ситуация складывается таким образом, что и в ближайшей, и в отсроченной перспективе содержание непрерывного профессионального образования педагога будет строиться вокруг вопросов реализации Профстандарта, текущее и планируемое к внедрению содержание повышения квалификации педагогов нужно скорректировать именно в логике утверждаемых им позиций.

Индивидуальная образовательная программа педагога (далее - ИОП) может стать весьма действенным средством и фактором адаптации к введению Профстандарта, т. к. позволяет решить следующие задачи Программы:

  • апробация программ повышения квалификации педагогических работников в соответствии с Профстандартом педагога, в т. ч. направленных на овладение современными образовательными технологиями и методиками ;
  • разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации педагогов;
  • внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и , разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) 3 .

Выбор ИОП как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин:

  • Индивидуальная образовательная программа педагога - это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период).
  • Посредством индивидуальной образовательной программы реализуется право на выбор индивидуального маршрута повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальную образовательную программу самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров.
  • Индивидуальная образовательная программа разрабатывается согласно локальному нормативному акту ОО: специализированному (Положение об индивидуальной образовательной программе педагога) или комплексному (Положение о методической службе ОО).
  • Посредством ИОП оказывается содействие профессиональному росту согласно его интересам, потребностям и возможностям; индивидуальный подход к планированию содержания и объема повышения уровня профессиональных компетенций педагога выгоден с точки зрения делегирования педагогу ответственности за результаты своего труда;
  • ИОП может выступить основанием и дополнением портфолио педагога в период подготовки к аттестации и (или) профессиональным конкурсам;
  • ИОП будет отражать степень готовности различных ОО (в зависимости от качественного состава педагогов (по уровню образования, квалификационным категориям, стажу, возрасту и др.) к работе в условиях введения Профстандарта.

Работающие педагоги уже имеют, как правило, соответствующее образование и определенный опыт, владеют набором необходимых педагогических технологий, методик и т. п. И, поскольку требования, предъявляемые Профстандартом к трудовым действиям, необходимым умениям и необходимым знаниям, не являются для них совершенным новшеством, их «наслоение» на сложившийся у педагогов опыт работы будет индивидуальным. Следовательно, индивидуальным должно быть и содержание профессионального развития.

Индивидуальная образовательная программа: структура

Структура ИОП педагога (приложение 1) основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации образования.

Возможны два варианта структуры ИОП педагога.

Первый вариант - ориентированный на доступные педагогу средовые ресурсы повышения квалификации: уровень развития внешних методических служб; внутриорганизационная методическая и управленческая культура. В этом случае целесообразно включение в ИОП педагога следующих структурных блоков:

  • цели и задачи непрерывного профессионального образования (самообразования);
  • этапы реализации целей и задач; формы, методы и содержание деятельности по решению поставленных задач;
  • связь ИОП педагога с образовательными достижениями обучаемых;
  • приложения.

Указанный вариант разумен в тех случаях, когда внешние по отношению к педагогу методические службы недостаточно мобильны и не готовы к обновлению своей деятельности в соответствии с меняющимся нормативно-правовым и программно-методическим полем деятельности.

Второй вариант - прямо ориентированный на требования Профстандарта. В этом случае структура ИОП будет представлять собой таблицу, горизонталь которой детализирует трудовые функции и трудовые действия согласно требованиям Профстандарта, а вертикаль отражает перечень направлений повышения квалификации педагога в отношении каждой из обозначенных трудовых функций. На пересечении фиксируются мероприятия, планируемые педагогом в обозначенных направлениях (табл. 1).

Таблица 1 Вариант структурного блока ИОП сориентацией на Профстандарт педагога 4

Представленные в табл. 1 элементы трудовой функции «обучение» носят общий характер и в процессе проектирования структуры ИОП и ее содержания должны быть подвергнуты спецификации.

Индивидуальная образовательная программа педагога начальной школы: спецификация

Очевидно, что организация непрерывного профессионального образования на локальном уровне потребует спецификации структуры и содержания ИОП в соответствии с уровнем реализуемой ООП общего образования. Рассмотрим возможность спецификации ИОП педагогов начальной школы на примере трудовой функции «развивающая деятельность».

Основным ресурсом спецификации будет согласование элементов трудовой функции с требованиями ФГОС начального общего образования к содержанию ООП начального общего образования и условиям ее реализации (табл. 2).

Использованы только отдельные элементы трудовой функции, определяемые Профстандартом. В зависимости от результатов предварительного анкетирования выбор содержательных направлений ИОП педагога начальной школы может быть скорректирован.

Принцип спецификации содержания ИОП важно учитывать уже на этапе предварительного анкетирования, где допустимы вербальные варианты позиций Профстандарта педагога, их группировка в вопросах анкет.

Индивидуальная образовательная программа: факторы разработки

Содержание ИОП, следовательно, будет зависеть не столько от амбиций и усердия педагога в планируемом объеме повышения квалификации, сколько от качества методического сопровождения самой системы непрерывного профессионального образования на разных его уровнях (институциональном, окружном, региональном). Внести какое-либо мероприятие в ИОП можно лишь в том случае, если это мероприятие спланировано внешними методическими службами и доведены до сведения педагогов. Самостоятельный поиск мероприятий, способствующих повышению квалификации, не исключается, однако в подавляющем большинстве случаев, как показывает опыт, сотрудники рассчитывают на предложение извне.

Принимая решение об использовании ИОП как формы и средства повышения квалификации в рамках непрерывного профессионального образования, руководитель ОО и или заместитель руководителя ОО должен быть уверен, что институциональная и региональная методическая среда функционируют должным образом, и педагог не будет испытывать затруднений в выборе мероприятий по повышению квалификации.

Целесообразно в указанной связи осуществлять внешнее по отношению к педагогу планирование мероприятий повышения квалификации в том же варианте, в каком педагогу будет предлагаться для разработки и реализации структура ИОП. То есть методисты органов управления образования и заместители руководителя ОО должны придерживаться опережающей тактики и формировать пакет мероприятий повышения квалификации в логике последующего контроля состояния системы непрерывного профессионального образования в ОО, городе, округе и т. д.

Индивидуальная образовательная программа: учет потребностей педагогов

С целью изучения потребностей педагогов в направленности и содержании мероприятий повышения квалификации, лицам, организующим соответствующую деятельность, целесообразно проводить предварительное анкетирование педагогов. Для удобства обработки результатов анкетирования можно использовать готовые интернет-формы, встраивая в них необходимое содержание (приложение 2). Анкетирование проводится анонимно; количество анкетируемых должно быть достаточным для обобщения и анализа результатов. Разработка анкеты не потребует особых временных затрат, если пойти путем соотнесения ее содержания со структурой ИОП, разрабатываемой по варианту соответствия Профстандарту педагога. Достаточно, как мы уже показывали выше, детализировать заложенные в Профстандарте педагога трудовые функции и облечь их в нужные, соответствующие уровню ООП, речевые конструкции.

Деловая игра является формой организации профессионального обучения и творчества, основанной на проживании участниками игры специально смоделированной ситуации, приближенной к реалиям профессиональной деятельности. Деловая игра позволяет выйти за привычные рамки методического обеспечения самообразования педагогов, предоставляя им возможность самостоятельно, с учетом мнений коллег, спроектировать потенциальный объем ИОП.

Важно поставить педагогов в известность о предстоящем анкетировании, проведя с ними необходимую подготовительную, в т. ч. инструктивно-разъяснительную, работу. Необходимо мотивировать их на неформальное отношение к анкетированию. Для этого можно использовать прием планируемой рефлексии. В данной ситуации педагогам сообщается, что по окончании анкетирования состоится коллективное обсуждение его результатов в формате круглого стола. Также можно предложить написать эссе на тему «Пространство развития в условиях введения Профстандарта». При желании и должном уровне организации можно устроить конкурс подобных эссе с последующим размещением фрагментов работ на официальном сайте ОО и (или) органа управления образования.

Индивидуальная образовательная программа педагога: организационно-методическое обеспечение

По мере обработки результатов анкетирования характер потребностей педагогов анализируется и соотносится со стратегическими вопросами развития кадрового резерва ОО. Полученных результатов может быть достаточно, чтобы сразу перейти к формированию пакета предложений методических (в т. ч. научно-методических) мероприятий для использования педагогами в планировании ИОП. В этом случае должностные лица полностью принимают на себя ответственность за направленность и содержание мероприятий.

Возможен и другой подход, когда ответственность за направленность и содержание мероприятий в рамках ИОП частично делегируется самим педагогам. Это можно сделать посредством включения педагогов в организационно-деловые игры, разработанные под проблематику содержания повышения их квалификации. Деловая игра может быть платформой для решения разных задач.

Ее можно провести в рамках:

  • научно-практической конференции или форума;
  • выставки стендовых докладов;
  • педагогического совета; корпоративного праздника;
  • совещаний по стратегическому планированию или разработке программы развития ОО.

Можно порекомендовать такие деловые игры, как «Документы и документация», «Делегирование ответственности», «Скорая помощь на уроке», «Публичная защита инновационного проекта». Проводя их на материале требований Профстандарта педагога, должностные лица, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование, добиваются продуманного и осознанного отношения педагогов к перспективам и целям повышения квалификации в формате самообразования, деятельно включают педагогов в проектирование содержания профессионального саморазвития. Впоследствии в ходе реализации ИОП педагога на пересечении ячеек таблицы (шаблон табл. 1) педагогами можно отмечать факт участия в запланированных мероприятиях, делая сноски с указанием его формата и тематики.

Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №  1643 внесены изменения во ФГОС начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Внесены уточнения в периодичность повышения квалификации педагогов начальной школы. Указано, что «непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, программ дополнительного профессионального обучения для педагогов по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года».

При должном объеме и качестве подготовительной работы к планированию ИОП педагогу несложно будет систематизировать освоенный им объем навыков и специальных знаний в период подготовки к аттестации и (или) профессиональным конкурсам. Кроме того, указанная работа сможет содействовать оптимизации внутренней системы оценки качества образования в части оценки кадровых условий реализации ООП начального общего образования.

Предложенные подходы удобны тем, что позволяют руководителям ОО, их заместителям, курирующим вопросы начальной школы, мобильно отреагировать на трудности, возникающие сегодня в связи с введением Профстандарта педагога. Чем быстрее эти требования станут предметом организационно-методической помощи педагогам, тем безболезненнее пройдет период их адаптации к процессу согласования требований Профстандарта с системой оплаты труда (в частности, перехода на эффективный контракт 5 ), определения должностных обязанностей педагога и др.

Индивидуальная образовательная программа педагога: связь с условиями реализации ООП НОО

Практика использования ИОП педагога целесообразна с точки зрения «дорожной карты» развития условий реализации ООП начального общего образования. Во ФГОС начального общего образования, в блоке требований к кадровым условиям, говорится о необходимости комплексного взаимодействия образовательных организаций, «ведения постоянной методической поддержки» педагогов 6.

Межкурсовая подготовка педагогов, организуемая в формате ИОП, имеет ряд очевидных преимуществ:

  • ИОП разрабатывается на пересечении индивидуальных потребностей и возможностей педагога и содержания деятельности внешних по отношению к педагогу методических служб (школьные и районные/городские/ окружные методические объединения, методические центры при органах управления образования и т. п.);
  • подготовка к планированию ИОП содействует самоопределению педагога в проблемных зонах профессиональной деятельности по реализации ООП начального общего образования;
  • ИОП, разработанная на основе требований Профстандарта педагога, позволяет сократить адаптационный период функционирования педагога в соответствии с этими требованиями;
  • содержание ИОП является основой самоанализа работы педагога и может служить материалом для заключения эффективного контракта.

Индивидуальная образовательная программа педагога: трансляция опыта

По мере реализации ИОП создаются условия для трансляции освоенного педагогом опыта в профессионально-образовательную среду . Традиционные подходы в этом направлении продолжают иметь место:

  • выступления педагогов на различного уровня методических объединениях; участие в семинарах, конференциях и форумах;
  • подготовка публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций;
  • участие в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов и открытых уроков;
  • разработка авторской методической продукции, контрольно-измерительных материалов.

Руководитель ОО и курирующий заместитель руководителя принимают меры к систематизации подобного рода деятельности, ее учету в рамках эффективного контракта.

С целью интеграции индивидуального опыта педагогов в инновационную среду их развития рекомендуется использовать следующие формы:

Это полезно знать

Флеш-семинар - технология профессионального взаимодействия, позволяющая быстро и комфортно получить большой объем актуальной информации по конкретному виду профессиональной деятельности и отрефлексировать имеющиеся профессиональные затруднения. Первоначально флеш-методики (flash - вспышка, молния) использовались для интенсификации психотерапии.
Скрининг-педсовет - педагогический совет, главной целью которого является выявление (от screening - отбор, сортировка) проблемных зон по завяленной проблеме и выработка путей ее решения.

Безусловной обязанностью руководителей ОО и их заместителей становится выработка требований к формату и содержанию транслируемого опыта, к концептуализации этого опыта как средству развития кадровых условий реализации ООП начального общего образования. И руководство, и педагоги должны отчетливо понимать, какой именно вклад в методическое обеспечение образовательного процесса начальной школы вносят мероприятия по трансляции педагогического опыта.

Приложение 1
Базовая структура индивидуальной образовательной программы педагога 7:

Таблица
Скачать в.docx

Блок ИОП Структурные элементы
Информация о педагоге Ф. И. О., стаж работы по занимаемой должности.
Образование и квалификация.
Сроки последней аттестации.
Квалификационная категория
Выходные данные ИОП Период, на который разрабатывается ИОП.
Научный руководитель (если есть).
Методист-консультант
Факторы и предпосылки разработки ИОП Профессиональные затруднения, на решение которых
направлена ИОП.
Условия непрерывного профессионального образования,
способствующие разработке ИОП.
Характер запроса на содержание ИОП со стороны работодателя
Основные направления ИОП и планируемые результаты ее реализации Основные направления ИОП, формулируемые как задачи профессионального развития.
Планируемые результаты, формулируемые как компетенции,
освоение которых предусмотрено в ходе реализации ИОП
Система мероприятий в рамках ИОП Оформляется по аналогии с табл. 1 8 .
В горизонталь таблицы вносятся планируемые результаты ИОП
(см. предыдущий пункт)
Трансляция осваиваемого педагогического опыта Планируемые сроки, формы и методы трансляции
педагогического опыта
Ожидаемые эффекты Эффекты индивидуального профессионального роста.
Эффекты для микросоциума (коллектива ОО).
Эффекты для информационно-образовательной среды ОО
(включая новые условия реализации ООП начального
общего образования)

Приложение 2
Анкета на выявление проблемных зон готовности педагога к введению Профстандарта педагога 9

Уважаемый коллега! Ваше участие в анкетировании очень важно. Содержание анкеты отражает наиболее актуальные проблемы, требующие включения в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, планов мероприятий по методическому сопровождению профессионального развития педагогов в связи с вступлением в силу Профессионального стандарта педагога (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Просим Вас оценить свое владение включенными в содержание анкеты компетенциями, используя один из вариантов ответа: «да» или «нет».

1 Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8.

2 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“».

3 Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8.

4 В таблице представлена только одна трудовая функция в соответствии с Профстандартом педагога. Аналогичным образом проектируется содержание ИОП и по всем другим трудовым функциям.

5 Комментарий к эффективному контракту см.:электронная система «Образование». Демоверсия.

6 Пункт 24 разд. IV ФГОС начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643).

7 На титульном листе ИОП размещается маркер согласования с внешней методической службой ОО, курирующей развитие кадровых условий на муниципальном или окружном уровне, и маркер утверждения заместителем руководителя ОО.

8 С целью минимизации затрат на оформление ИОП допустимо составлять общий нумерованный перечень мероприятий и вносить в ячейки таблицы только номера. Номера могут повторяться, поскольку на одном и том же мероприятии педагог может освоить несколько профессиональных компетенций. Кроме того, наличие общего перечня мероприятий удобно с точки зрения использования информации о тех или иных мероприятиях в период аттестации или участия в профессиональных конкурсах.

9 Анкета разработана и апробирована в рамках научно-исследовательской работы: «Обоснование принципов отбора, структурирования и организации содержания дополнительного профессионального образования в логике ФГОС общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и Профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“», проводимой ГАОУ ВПО МИОО.

Мирошниченко И.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов учащихся, т.е. технология, учитывающая индивидуальные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, и ценностные ориентации обучающихся. Обосновывается перспективность применения квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок к отбору и структурированию учебного материала.

Ключевые слова: содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, экспертные оценки, приоритеты учащихся.

Miroshnichenko I.L.

PhD in Pedagogy, associate professor of the Chair of Mathematics and the Chair of the Theory and Mathematics Technique, Glazov Korolenko State Pedagogical Institute

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH VARIOUS EDUCATIONAL NEEDS

Abstract

In article the pedagogical technology, which allows to select and to structure teaching material based on the priorities of students, i.e., taking into account individual peculiarities, professional intentions, interests, aptitudes, and values of students. Substantiates promising application of qualitative approach and, in particular, the group method of expert assessments to the selection and structuring of educational material.

Keywords: the content of education, individual educational trajectory, expert assessments and priorities of students.

В новом Законе «Об образовании в РФ», говорится о свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям обучающихся, создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения. Но отбор учебного материала и его структурирование осуществляет учитель-предметник, который в одиночку не в состоянии учесть потребности и возможности каждого ученика, а современные требования диктуют учитывать образовательные потребности учащихся и проектировать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию обучения. Причем, перед учителем стоит задача учитывать возможности не только одаренных и талантливых детей, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этими требованиями, образовательному учреждению необходимо создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности. Несомненно, в образовательном процессе надо использовать современные методы обучения, в том числе и информационные технологии. Широко обсуждается и практикуется инклюзивное обучение, которое признано мировым сообществом. Но в любом случае, посещает ли такой ребенок учебное заведение или учится на дому, перед учителем стоит важная проблема не только как учить, но и чему учить.

В связи с этим, в научной литературе активно исследуется вопрос о сущности индивидуальных образовательных траекторий, но чтобы от теории перейти к практике необходима технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе индивидуальных потребностей учащихся. Реализовать данную проблему возможно с помощью технологии, основанной на применении квалиметрического подхода, в частности, метода групповых экспертных оценок. Разработана педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов обучающихся. В общем случае под приоритетом понимаются первенство, предпочтения по различным основаниям. Приоритетно-логическая структура понимается как вариант некоторой логической структуры учебной информации, выделенный из множества существующих структур по каким-либо признакам: по индивидуальным особенностям, по уровням обучения, по профессиональным предпочтениям учащихся и др.

В широком смысле любая технология определяет совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Содержательное обобщение различных определений этого понятия позволяет сделать заключение о том, что педагогическая технология является частью педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения и должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах. Процессуально-описательный аспект предполагает наличие алгоритма технологического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств.

Педагогическая технология приоритетно-логического структурирования учебной информации должна удовлетворять, как и любая другая педагогическая технология, основным методологическим требованиям, которые можно рассматривать в качестве критериев технологичности процедур структурирования учебной информации:

  • критерий концептуальности как научное обоснование достижимости поставленной цели;
  • критерий системности требует наличия у предлагаемой технологии всех признаков системы: логики процесса, целостность и взаимосвязь всех этапов. Центральной частью системного подхода является наличие модели исследуемого элемента педагогической системы;
  • критерий эффективности накладывает определенные условия на все этапы технологии для оптимизации затрат и эффективности результатов;
  • критерий воспроизводимости подразумевает возможность воспроизведения процедур структурирования учебной информации другими исследователями;
  • критерий управляемости предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции получаемых результатов;
  • необходимым условием управляемости в указанном выше смысле являются требования критерия алгоритмичности.

Теоретической базой для создания педагогической технологии приоритетно-логического структурирования учебной информации, является разработанная концепция отбора и структурирования учебной информации по приоритетам (индивидуальным особенностям) учащихся. Следовательно, можно говорить о выполнении требований критерия концептуальности как научного обоснования достижимости поставленной цели. Принятая тезаурусная модель в качестве центральной части системного подхода разработанной концепции свидетельствуют о соответствии требованиям второго критерия технологичности процедур структурирования учебной информации (критерий системности).

В формализованном виде технология создания индивидуальной образовательной траектории включает следующие этапы:

Этап 1. Этап формирования рабочей группы по структурированию учебной информации. Под термином “Рабочая группа” понимается группа специалистов, обеспечивающих руководство алгоритмическим процессом формирования структурированной учебной информации;

Этап 2. Этап рабочей группы по формированию экспертных групп для экспертизы создаваемых логических структур учебной информации;

Этап 3. Этап рабочей группы по выявлению приоритетов конкретных учащихся;

Этап 4. Этап экспертизы приоритетов конкретных учащихся

Этап 5. Этап рабочей группы по конструированию семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации с учетом профессиональных интересов учащихся;

Этап 6. Этап экспертизы семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации, с учетом приоритетов учащихся;

Этап 7. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры;

Этап 8. Этап экспертизы модели логической структуры;

Этап 9. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры учебной информации в форме графа, анализ результатов, рекомендации по апробации.

Перечисленные последовательные этапы создаваемой педагогической технологии по своей сути являются описанием (алгоритмом) действий по приоритетно-логическому структурированию учебной информации. Данное описание соответствует всем требованиям критерия алгоритмичности. Для достижения квалиметрической обоснованности профессионально ориентированных структур учебных элементов необходимо применение научно обоснованных процедур на всех этапах их конструирования. Тогда в соответствии с “системным обеспечением качества” они будут удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, т.е. являться качественной задаваемой учебной информацией.

Основными методами квалиметрии являются экспертные методы, которые предполагают проведение экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется опрос. На основе метода групповых экспертных оценок В.С.Черепановым и А.А. Мирошниченко, разработана методика формирования учебных тезаурусов предметов, основывающихся на использовании понятия “тезаурус”, сформулированного П.Георгиевой .

Таким образом, разработанная педагогическая технология, основана на применении квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок, позволяет разработать индивидуальную образовательную траекторию как для одаренных и талантливых учащихся, так и для детей с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Мирошниченко А.А. Управление процессом конструирования профессионально ориентированных структур учебного материала // Вестник педагогического опыта. –1999. – № 10. С. 29-33.
  2. Мирошниченко А.А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов: дис. докт. пед. наук. – Ижевск, 1999. С.52-58.
  3. Мирошниченко А.А., Уткина О.Н. Рабочий XXI века: приоритет -профессиональное самоопределение // Образование и общество. – 2010. – №. С. 72-75.
  4. Мирошниченко И.Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации: дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005.-С.58-60.
  5. Мирошниченко И.Л. Концептуальные положения к отбору и структурированию учебной информации по приоритетам учащихся //Вестник Череповецкого гос. университета, 2014. –№2. С.97-100.
  6. Мирошниченко И.Л. К вопросу использования образовательно-информационной среды в реализации национально-регионального компонента при обучении математике // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: мат. IV Всерос. науч. – практ. конф. – Глазов, 2012. – С. 115-117.
  7. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации. – М.,2013. – Режим доступа: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 15.10.2015).

References

  1. Miroshnichenko A.A. Upravlenie processom konstruirovanija professional’no orientirovannyh struktur uchebnogo materiala // Vestnik pedagogicheskogo opyta. –1999. – № 10. S. 29-33.
  2. Miroshnichenko A.A. Teorija i tehnologija konstruirovanija professional’no-orientirovannyh struktur uchebnyh jelementov: dis. dokt. ped. nauk. – Izhevsk, 1999. S.52-58.
  3. Miroshnichenko A.A., Utkina O.N. Rabochij XXI veka: prioritet -professional’noe samoopredelenie // Obrazovanie i obshhestvo. – 2010. – №. S. 72-75.
  4. Miroshnichenko I.L. Prioritetno-logicheskoe strukturirovanie uchebnoj informacii: dis. kand. ped. nauk. – Izhevsk, 2005. – P. 58-60
  5. Miroshnichenko I.L. Konceptual’nye polozhenija k otboru i strukturirovaniju uchebnoj informacii po prioritetam uchashhihsja //Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. –№2. P. 97-100.
  6. Miroshnichenko I.L. K voprosu ispol’zovanija obrazovatel’no-informacionnoj sredy v realizacii nacional’no-regional’nogo komponenta pri obuchenii matematike // Prepodavanie matematiki v vuzah i shkolah: problemy soderzhanija, tehnologii i metodiki: materialy IV Vseros. nauch. – prakt. konf. FGBOU VPO «Glaz. gos. ped. ins. im.V.G.Korolenko» Glazov, 2012. – P. 115-117.
  7. Federal’nyj Zakon ob Obrazovanii v Rossijskoj Federacii. – M.,2013. – Rezhim dostupa: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (data obrashhenija 15.10.2015).