Тьюторское сопровождение детей с овз в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования. Организация тьюторского сопровождения для детей с овз в условиях инклюзивной практики Работа тьютора дистанционное обучение детей с овз

Короткая Ирина Борисовна,магистрантфакультета коррекционной педагогикиФГБОУ ВПО«Челябинский государственный педагогический университет»,г.Челябинск[email protected]

Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск[email protected]

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возрастас детским церебральным параличом

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ДЦПмладшего школьного возраста. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, включающую в себя пять структурных компонентов:целевой, эмоциональномотивационный, организационно

содержательный, рефлексивный и оценочный. Данная модель может быть использована тьюторами, учителями, психологами образовательных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья,семьи детей с детским церебральным параличом.

Начало XXI века характеризуется значительными изменениями в социальнополитической и экономической жизни общества, которые повлекли за собой изменения во всех областях человеческой деятельности. Эти изменения диктуют новые требования к системе общего образования. В соответствии с основными идеями модернизации,российское образование должно быть более эффективным и функциональным, более индивидуальным. Таким образом, глобальный характер изменений в образовании подразумевает углубление индивидуализации образования и увеличение количества инновационных методов образования и самообразования.Сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным. А для семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровьятьюторское сопровождение приобретает с каждым годом все большее значение. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенкаинвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.Тьютор –новая профессия для российского образования. Как отмечает Т.А. Ковалева, реформируемая образовательная средапоможетобучающемуся и его семье выстраивать свою индивидуальную образовательную программу.Всвязи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом.При рассмотрении проблемытьюторского сопровождения семьи мы столкнулись с рядом противоречий. Одно из них между заказом общества на обеспечение комплексной тьюторской поддержки семьи и недостаточной готовностью образовательных организацийк выполнению этих функций. Также мы обратили внимание на ещё одно противоречие

между необходимостью обновления содержания сопровождения семьи в образовательной организациии недостаточной разработанностью теоретических основ данной проблемы.С целью разрешения данных противоречий и для определения наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй нами было организовано исследование. В эксперименте приняли участие 10 семей, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. В ходе исследования мы выяснили, что родители и педагоги не знакомы с тьюторской практикой и не считают данную деятельность одной из форм сопровождения.В ходе исследованиябыло принято применить метод моделирования, который позволяетрассмотреть изучаемый объект более полно.

Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающейдействительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Учитывая цель настоящего исследования, мы пришли к выводу, что разрабатываемая нами модель по характеру воспроизводимых сторон является системнодеятельностной. Компоненты предполагаемой нами модели раскрывают организацию процесса тьюторскогосопровождения(рис.1).

Целевой компонентопределяет ираскрывает запрос, цель и задачи тьюторского сопровождения. Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором процесса.Учитывая запрос на тьюторское сопровождение от педагогов и родителей, проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с детским церебральным параличом, мы определили общую цель тьюторского сопровождения семей, воспитывающих данную категорию детей:повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации иинтеграции детей с детским церебральным параличомв общество.

Для решения данной цели поставлены задачи:1. Выбрать эффективные формы, методы и приёмы работы тьютора с семьёй.2. Способствовать мотивации участников в тьюторском сопровождении.3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.4. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.5. Сформировать адекватную самооценку родителей.

Многочисленные исследования свидетельствуют отом, чтопоявление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровьянарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет засобой нарушения, которые могутпроявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены: неприятие личности ребенка;неконструктивные формы взаимоотношений с ним; страх ответственности; отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; гиперболизация проблем ребенка; вера в чудо; рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за чтолибо; нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с детским церебральным параличом.

Эмоциональномотивационный компонентнаправлен на формирование и развитие положительных мотивов деятельности тьютора и семьи. Установление позитивного эмоционального отношения между участниками процесса важно на начальном этапе работы тьютора с семьёй. Распространено такое явление в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как полный отказ от общения со специалистами. Родители ссылаются на отрицательный опыт подобного общения или категорически игнорируют специалистов, считая их людьми некомпетентными. Таким образом, важно сформировать адекватную оценку родителями и другими членами семьи предстоящей деятельности. Проблемы в учёбе и социуме у детей родителями часто воспринимаются также неадекватно. Гиперопека ребёнка не даёт возможности правильно оценить состояние развития ребёнка в данный период. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества бывает разной. Одни родители сами идут к специалисту и практически требуют поддержки и помощи, стараясь таким образом перенести груз ответственности на образовательное учреждение, другие абсолютно пассивны в такой деятельности. Важно корректное отношение родителей к роли специалистов и умение продуктивно использовать их рекомендации.

Параметрами уровня готовности родителей к сотрудничеству будем считать: сформированность адекватнной оценки родителями состояния развития ребенка в данный период; достаточную степень инициативы родителей в плане сотрудничества; признание родителями ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого–педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Организационносодержательный компонент включает разработку содержания тьюторского сопровождения, отражающего смысл, который вкладываетсякак в общую цель,так и в каждую конкретную задачу. Данный компонент разделён на три направлениядеятельности тьютора: плановодиагностическая деятельность, координационная деятельность и консультативная.

Целью плановодиагностической деятельностиявляется анализ медикопсихологопедагогической документации, диагностика семьи, выяснение возможностей и проблем семьи, осознание интересов, способностей, ресурсов, составление плана работы с семьёй. В процессе данной диагностической деятельности будем использовать следующие формы: выявление мотивов и потребностей, выявление характеристик семьи, составление индивидуальной образовательной программы работы с ребёнком и его родителями.

Целью координационной деятельностиявляется осуществление работы с кругом специалистов через проведение консилиумов службы сопровождения, организацию круглого стола, выявление окружающего социума и ресурсов с включением родителей в данный процесс. Тьютор выступает как координатор процесса, он находится в центре и осуществляет контроль, наблюдение за системой работы с семьёй на каждом этапе.

Консультативная деятельностьнаправлена на теоретическую и практическую помощь семье в организации пребывания ребёнка с детскимцеребральным параличом в школе через различные формы организации: групповые и индивидуальные консультации, работа с портфолио, тьюториалы, образовательные события, форумы успеха и другие. Консультирование семьи будет способствовать повышению родительской компетенции, которая заключается в грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей: открытость и доверительное отношение с детьми; контроль и координирование в развитии ребёнка; гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; последовательность в своих требованиях к детям; оптимистичность взаимоотношений в семье.

Деятельность родителей по воспитанию детей сходна с педагогической. Поэтому педагогическая компетентность рассматривается как составляющая педагогической культуры родителей и семьи.

Педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, включает внутренний педагогический потенциал, педагогическую подготовленность (соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач: восстановительных, психологических, коррекционнопедагогических), педагогическое мастерство.

В этом направлении интересна позиция С. С. Пиюковой,в которой педагогическая компетентность родителей рассматривается как системное образование, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье, что позволило автору сделать вывод о структурном характере педагогической компетентности родителей с наличием личностного, гностического, конструктивного компонента.

Ожидаемым результатом можно считать появление интереса родителей к работе образовательного учреждения, повышение компетентности родителей в психологопедагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия», возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в образовательном учреждении; рост удовлетворенности родителей работой образовательной организации в целом.

Основной признак родительской компетентности –способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть при тесном взаимодействии тьютора и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.

Рефлексивный компонент связан с наличием постоянной обратной связи между родителями и ребенком, тьютором и родителями, позволяющей получать информацию о соответствии полученных результатов поставленной цели. Рефлексивные умения (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция) ценны для родителей при осуществлении ими контрольнооценочной деятельности. Самоконтроль требует от родителей умения анализировать: правильность постановки целей и задач воспитания; соответствие содержания деятельности ребенка поставленным воспитательным задачам; эффективность методов, приемови средств педагогической деятельности родителей. Саморегуляция связана с умениями родителей управлять своими эмоциональными проявлениями, поступаться своими интересами ради интересов ребенка. Тьютор на данном этапе проводит с родителями тьюториал, которыйспособствует анализу проведённых мероприятий, выявляет степень удовлетворённости родителей своей проведённой работой и продуктивности работы специалистов. Намечается направление дальнейшего сотрудничества по развитию коммуникативных, перцептивных или педагогических способностей родителей.

Рис.1.Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом

Оценочнорезультативный компонентпоказывает эффективность протекания процесса, достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью и возможность перехода на более высокий уровень, включает конечный результат тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом младшего школьного возраста, который заключается в оценке сформированности уровня родительских компетенций.Критерии и показатели эффективности тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича в младшем школьном возрасте будем считать:успешность социальной адаптации родителей ребенка с тяжелыми формами детского церебрального паралича, содержащийактивность родителей в образовательнодосуговой деятельности; снижение уровняситуативной тревожности родителейребенка с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича; социальнопедагогическая подготовленность родителей, состоящая в наличии знаний и умений, необходимых для реабилитационной работы с детьми с детским церебральным параличомв процессе школьного обучения;приобретениекоммуникативных умений и навыков;снижениеуровня тревожности родителей и их детей.

Таким образом, разработанная системно

деятельностная модель представляет сложное системное образование, реализация которой в результате поможет обеспечить результат процессатьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребёнкамладшего школьного возраста с детским церебральным параличом.Представленные компонентывзаимосвязанымежду собой. Данная структуризация дает возможность теоретически осмыслить педагогическую компетентность родителей и служит материалом для практического ее использования.

Процесс реализации тьюторской поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако, главная роль в этом процессе принадлежит тьютору, поскольку он является координаторомв работе с семьёй, разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на развитие родительской педагогическойкомпетенции, а также адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Ссылки на источники1.Ковалёва Т.М. Принцип индивидуализации в профессия тьютора в российском образовании [Текст]: Учебное электронное издание. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. Учебнопрактическое электронное издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» (уровень магистратуры, направление «Психологопедагогическое образование»).Владивосток,2014г.2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа ДОУ с семьей:Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -112 с. 3.Пиюкова Светлана Станиславовна. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Самара, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:0313/7707.

Многие ли люди знают о таком понятии, как «тьюторское сопровождение»? Что оно означает? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно будет найти ответы в данной статье.

Кто такой тьютор

Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Иными словами - это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные возможности. Надо отдать должное такому специалисту, ведь это тяжёлый труд, который даётся не каждому.

Каким должен быть тьютор

Тьюторское сопровождение - это трудоёмкая работа. Какими качествами и навыками необходимо обладать для её осуществления? Немаловажную роль играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться такой профессии. Однако пытаются создавать кафедры и факультеты с уклоном к тьюторскому сопровождению. Неужели невозможно получить такую помощь?

Возможно. В школах и детских садах существуют такие люди, как социальные психологи-педагоги, они-то и могут оказывать такую помощь. Волонтёры тоже рады помочь, но они не обладают теми методическими навыками, которые необходимы для осуществления тьюторства.

Нужны ли тьюторы в системе образования

Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень актуальны на настоящий момент. Рассмотрим их подробнее.

Не стоит скрывать, что во времена наших мам и пап, бабушек и дедушек педагоги были более эмоционально сдержанны, не позволяли себе разговаривать с учениками на высоких тонах, а некоторые и вовсе обладали потрясающей выдержкой. В наше же время педагоги порой проявляют невероятную грубость по отношению к своим подопечным. Как в таких условиях ребёнку воспринимать учебный материал и вообще иметь желание учиться? Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем, ответ очевиден.

Без ограничений в обучении

В подобной помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно привести тьюторское сопровождение различными ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.

Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. Здесь тьюторам необходимо выстраивать процесс обучения, опираясь на особенности каждого ребёнка. Тьюторское сопровождение поможет таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их. Главнейшая задача - не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. Здесь требуется не только педагогическая и методическая помощь, но и психологическая поддержка.

Дети с ограниченными возможностями

А как быть детям, которые передвигаются, к примеру, на инвалидном кресле? Как своё обучение получат они, если посещать школу они не могут? Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Куратор помогает в обеспечении необходимой литературой, предоставляет необходимую информацию, осуществляет полную связь между учеником и учителем, создаёт максимально расширенные возможности для саморазвития и обучения ребёнка. Даже если ученик отправляется на лечение или на профилактический отдых в санаторий, наставник всё равно продолжает с ним взаимодействовать через различные средства связи, не покидает своего подопечного. Важным аспектом также является и то, что тьюторы организовывают взаимодействие не только в системе «ученик - учитель», но и «ученик - одноклассники».

Дети с аутизмом

Тьюторское сопровождение детей с аутизмом подразумевает осуществляется в несколько этапов. Необходимо оценить, какими навыками обладает ребёнок, как он проявляет себя в индивидуальных занятиях и в групповых, научить следовать социальным правилам, соблюдать распорядок дня и воспринимать сенсорные раздражители. Оценить, насколько он может взаимодействовать с другими людьми, как реагирует на просьбы и обращается ли за помощью сам. Дети с таким диагнозом сложнее воспринимают окружающую среду, им труднее усваивать обучающий материал, но это не повод лишать их образования. В таких случаях тьюторское сопровождение расширяет свои границы. Наставнику требуется составить не только подробный план обучения, но и подробный план диагностики личности ребёнка, а также следить за изменениями поведения подопечного на протяжении всего процесса обучения и взаимодействия. Без всех этих составляющих результата просто невозможно будет достичь.

Дети с ограничением слуха

Обучение в школе является важным этапом в жизни каждого человека. Отсюда начинается развитие и составление будущей модели жизни, поэтому посещать школу так важно. Тьюторское сопровождение детей с нарушением слуха начинается со знакомства наставника со своим подопечным. Тьютору просто необходимо провести беседу с родителями ребёнка, выяснить его сильные и слабые стороны, изучить его специфическую сторону болезни.

Только после этого нужно переходить к составлению плана по сопровождению ребёнка. Сам процесс взаимодействия должен строиться на модели того, что тьютор не является главным, он лишь помогает ребёнку выбрать цель и достигать результатов. Одновременно с этим специалист помогает выстраивать общение с одноклассниками и учителями. Такой ребёнок, как правило, не очень контактен, и ему трудно находиться в социальной среде, но тьютор должен помочь преодолеть данные барьеры.

Дети группы риска

Тьюторское сопровождение детей группы риска является очень трудной задачей. Учителя в школах относятся к таким ученикам с апатией, наказывают их, ругают, вызывая тем самым ещё большие отклонения у ребёнка. Часто в подобном поведении ученика винят улицу и неблагополучных друзей. Однако зачастую причины девиантного поведения таятся намного глубже. Родители самостоятельно уклоняются от воспитательного процесса или выбирают агрессивную модель воспитания, что влечет за собой плохие последствия. Разве может малолетний человек самостоятельно принимать правильные важные решения? Его просто толкают на то, чтобы он демонстрировал ненормальное поведение. Это своеобразный крик о помощи, который необходимо услышать. Услышать и помочь. Тьютор же и является тем самым «спасательным кругом», выступая наставником, другом, союзником. И такую помощь обязательно оценит ребёнок из группы риска.

Проблема одарённых детей

Тьюторское сопровождение одарённых детей — это бессмысленно? Многие считают именно так. Зачем помощь тьютора? Ответ на этот вопрос очень прост: такие дети, как ни странно, очень часто сталкиваются с непониманием учителей. И вместо того чтобы создавать для ребёнка индивидуальную программу обучения, педагоги просто заваливают его заданиями. При таком подходе таланты ребёнка можно не только не развить, но и полностью загубить.

Тьюторское сопровождение здесь играет огромную роль. Необходимо не только налаживать отношения между учениками и учителями, но и поддерживать и помогать развивать дар ребёнка. Ведь если происходит угнетение, то откуда же взяться развитию? Если происходит высмеивание талантов, то пропадает желание быть талантливым. А ведь современное общество так сильно нуждается в одарённых детях, в их мыслях и открытиях.

Обучая терпимости

Тьюторское сопровождение в детей является важным фактором. В этом мы уже достаточно убедились. Практика отхождения детей с ОВЗ от обучения в специальных образовательных учрежденьях пока не развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс. Во-первых, дети с ограничениями учатся быть и жить в социуме. Во-вторых, обычные детки учатся взаимодействию с не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для одних, и для других, создаётся тьюторское сопровождение. Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли наставников. Именно таким способом возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом.

Целесообразность тьюторства

Наверное, люди разделятся на два типа: те, кто считает подобный процесс в обучении целесообразным, и те, кто не видит в нём особой нужды. Однако тьюторское сопровождение не просто помогает детям учиться и получать знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети - это ещё маленькие люди, которые самостоятельно не могут научиться толерантности, принятию не таких, как они. Бытует мнение, что не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а от незнания. Тьюторское сопровождение подразумевает общение с одноклассниками своего подопечного. Наставник объясняет и разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями здоровья.

Программа позволяет изучить инновационный опыт тьюторского сопровождения в сфере инклюзивного образования. Вы узнаете о целях и задачах работы тьютора, о содержании, специфике и методах тьюторского сопровождения различных категорий детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.

Дата начала занятий: 21.11.2019

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Место проведения занятий: уточняется

Оферта на портале поставщиков 2.0 № 13175728-18

Записаться на обучение

Преподаватели

Кандидат психологических наук, директор Института проблем инклюзивного образования и проректор по инклюзивному образованию МГППУ.

Более 15 лет занимается изучением работы образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход. Изучает организационные алгоритмы работы инклюзивных детских садов, общеобразовательных и коррекционных школ Москвы и Красноярска.

В сфере дополнительного профессионального образования работает восемь лет. За это время в институте прошли курсы повышения квалификации по 10 программам инклюзивного образования около 1830 педагогов, руководителей ОО, специалистов из 20 регионов РФ.

Член Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ; член Экспертного совета Министерства образования и науки РФ по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Имеет звание "Почетный работник общего образования РФ" и Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ.

В сферу научных интересов входят вопросы развития психологической службы образования, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; психологические технологии поддержки обучения и развития; образовательные отношения.

На данный момент руководит магистерскими программами "Психология и педагогика инклюзивного образования" и "Психолого-педагогические основы социального проектирования", преподает дисциплины "Методологические основы инклюзивного образования" и "Мониторинговые исследования в образовании"

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»

Учитель-дефектолог, кандидат педагогических наук

Методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ

Старший научный сотрудник Городского Ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Обучившись по программе, Вы освоите:

  • Принципы и нормативно-правовое обеспечение работы тьютора;
  • Методические и дидактические основы работы тьютора;
  • Содержание и формы деятельности тьютора;
  • Специфику тьюторской деятельности в работе с детьми в зависимости от характера нарушения здоровья (в программе рассмотрены особенности тьюторского сопровождения детей с нарушениями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с нарушением интеллекта);
  • Умение взаимодействовать с семьёй ребёнка и в команде специалистов.

Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, посещающих общеобразовательные школы, детские сады и другие образовательные учреждения.

В результате слушатели программы познакомятся с философско-ценностным подходом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивном образовательном учреждении, получат представление о целях и задачах в работе тьютора, его специфике.

У слушателей будут сформированы устойчивые представления об особенностях различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья и технологиях работы, используемых тьютором в работе с этими группами.

Программу составляют 36 часов очных лекций по 6 академических часов в день и 36 часов дистанционного контента.

Итоговая аттестация проводится в форме дистанционного тестирования.

В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.

« Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Цели и задачи в работе тьютора

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Тьютор и подопечный: тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель (учителя) класса: тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и другие дети: тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и родители: тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.

Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития

в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

«Смотри на доску»;

«Возьми ручку, пиши»;

«Открывай учебник»;

«Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

следит за организацией рабочего пространства ученика;

соотносит задания учителя с возможностями ученика;

если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание . Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:

    Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Спецификой нарушений развития ребёнка;

Уровнем его активности;

Степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;

Степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;

Степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

Уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

Психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;

Наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;

Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.