Можно устать от учебы за две недели. Усталость школьников: как проявляется и как с ней бороться

В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!

Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.

(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )

Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.

Приступим-с.

Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:

1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?

2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?

3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?

4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?

Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:

1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?

2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?

3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?

Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.

Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:

Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.

Ситуация Б:все с точностью наоборот.

— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.

— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.

Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?

Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:

1. Минимизировать потери времени в универе.

2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.

3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.

4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).

Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.

Минимизация потерь времени:

  • в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
  • чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
  • в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
  • на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.

Выжимание из вуза всего, что можно:

  • повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
  • путевка на юг;
  • знакомства и связи.

За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Почему школьники сильно устают?

  • 21445
  • 08.11.2017

Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей.

Сейчас это стало расхожей идеей - школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий. Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних заданиях.

Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

Обычный учебный день в старших классах - это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома. И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе. Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация - не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

Уровень шума

В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день. 15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах. В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно. А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах?

Уровень стресса

«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу. Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина. И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

Резкое переключение

Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, - бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока.

И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня - быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться.

Я не знаю, насколько я права в своих предположениях. Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений. И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать.

Комментарии (12)

    Спасибо!Прекрасный анализ.Я с Вами полностью согласна.Хотя и домашние задания сейчас стали не только объёмнее,но и...бестолковее!Нет ясной структуры,и учителя сами не видят целей и задач.Вернее задача одна,-впихнуть!Увеличился темп подачи информации,а способности к усвоению у детей,как Вы правильно заметили,из-за дополнительных внешних факторов влияния уменьшились!Вот и загоняем себя и детей.

    Статус в сообществе : Конфиденциально

    На сайте : 9 лет

    Род деятельности : Конфиденциально

    Регион проживания : Конфиденциально

    • Ну, у толкового учителя бестолковых заданий, пожалуй, не будет.
      А задача "впихнуть" в принципе невыполнима. Тем более, что просто "подавать информацию" учитель вовсе не должен.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 11 лет

      Род деятельности : Учитель в

      Регион проживания : Новгородская область, Россия

      Я говорю о практике.О том,что наблюдаю и слушаю каждый день в учительской.Несмотря ни на какие инновации,ситуация в школе не меняется.Впихивают в расчёте на репетиторов,и даже не скрывают этого.

      Статус в сообществе : Конфиденциально

      На сайте : 9 лет

      Род деятельности : Конфиденциально

      Регион проживания : Конфиденциально

      Усталость школьника - она не только следствие неразумной организации школьного обучения, она ещё и причина постепенного отказа школьника от обучения вообще, не только в школе.
      Не соглашусь с автором только в одном.
      Не все дети устают в школе, а только те, кто всё ещё приходит в школу учиться. У того, перед кем такая задача уже не стоит, всё в порядке, особенно сейчас, когда учителя перестали быть дотошными и не пытаются достучаться до каждого ученика. Но это только доказывает авторскую мысль, что причина усталости - в организации учёбы. И не только усталости, но и болезней.

      Мой старший сын не смог закончить первый класс. Весь год он неделю учился - месяц лечился. Когда в апреле учительница сказала, что оставит его на второй год, мы с женой забрали ребёнка из школы. За лето сами изучили программу начальной школы, проанализировали доступные учебные материалы. По чтению и окружающему миру подобрали книжки, по русскому языку и математике не нашли ничего подходящего, написали и издали свои. Для закрепления материала купили готовые рабочие тетради. Запаслись десятком разных словарей.
      С началом учебного года арендовали в одной из школ две классных комнаты, пригласили ещё несколько детей, у которых тоже в школе не получалось, и начали заниматься. Использовали Технологию обучения, о которой я много рассказываю на Педсовете, в которой ученик самостоятельно добывает знания из учебника под наблюдением и при поддержке учителя. Три года мой сын занимался таким образом. Четыре урока в день по 60 минут. За всё время не болел ни разу.

      Когда пришло время вернуться в пятый класс, управление образования организовало для него тестирование в одной из школ города. Нам не разрешили сдать все четыре экзамена за один раз. Не положено. Хотя каждый тест занимал у ребёнка не более 15 минут. Члены комиссии извинялись: "Вы понимаете, мы не можем поставить вам все пятёрки, потому что вы не обучались в школе". Интересные критерии оценки.

      Когда сын снова начал заниматься в школе, его сильно удивляло, что на уроках они очень мало выполняли практических заданий. Одно-два, редко - три. Он привык делать по 20-30.
      И ещё один показательный случай. Как-то в пятом классе моей жене позвонила мама одноклассника сына, говорит, что её ребёнок пришёл из школы в слезах, не может успокоиться, учительница очень сильно ругалась и кричала на уроке. Спрашивает, как наш? Наш ничего не рассказывал, а когда его спросили, он спокойно ответил, что у учительницы сегодня были какие-то проблемы, не связанные с учёбой.

      Вывод очевиден. Когда ребёнок занимается предметом без посредника, в своём темпе, и у него это получается, он спокоен, он не устаёт и не болеет, потому что он не расстраивается. Ребёнок селфдетерминирован, он сам управляет своей учёбой и учится управлять жизнью.

      Вы абсолютно правы, Софья. В школе нужно что-то поменять.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 2 года

      Род деятельности : Предприниматель

      Регион проживания : Самарская область, Россия

      • Андрей, вы правы. В школе нужно что-то поменять. Количество учеников в классах зашкаливает уже под 35. Какой уже там индивидуальный подход. Выжить бы как-нибудь.

        Статус в сообществе : Пользователь

        На сайте : 2 года

        Род деятельности : Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

        Регион проживания : Челябинская область, Россия

        Очень интересный опыт!Вижу,что мой сын в школу ходит точно не учиться.Учится он в Интернете,причём это интересная информация и практические навыки,разные ремёсла,идеи для изобретений,которые он воплощает руками!А в школе у него друзья и его любимая...хоровая капелла!:)

Банально, но факт. Вставать в одно и то же время, ложится ни в коем случае не позднее 12. Знаю, что сложно, но это правда поможет. И на выходных не давать себе спать по двенадцать часов тоже. Лично у меня было так, что шестидневка, а все олимпиады по выходным, поэтому выбора не было особо, но если хоть день сбивалась - ходила никакущей.

Тоже сюда - если есть возможность, включить час сна днем. После школы и до репетиторов, например. Он серьезно будет давать те силы, которых не хватает.

Нормальное питание, нормальный завтрак, обед и ужин уже по состоянию. Но первые два приема точно должны быть, иначе к курсам в семь часов вечера просто не доползти. Пить витаминки. Следить за собой: вечером если насморк появился, то срочно отпариться, напиться молока. Это просто, но это и правда не делается по умолчанию ("ну ладно, само пройдет" не пройдет).

3) Планировать

Составить график и стараться по нему следовать. Пытаться перенести курсы/репетиторов так, чтобы было удобно туда ездить и чтобы нагрузка была равномерна. При правильной планировке экономится время. Завести ежедневник, в нем сразу будет видно, где есть свободное время.

4) Оптимизировать

На дорогу уходит у большинства людей как минимум полтора часа в день. Например, если сдаешь английский, слушай в метро английское радио, вместо музыки, а в автобусе заучивай аргументы для эссе по русскому. Каждый день ждешь полчаса дополнительного урока? Возьми и прорешай десяточку номеров, засеки, сколько ушло времени.

5) Расставляй приоритеты

Откажись от лишнего. Если ты сдаешь химию и биологию, то, наверное, обществознание ни к чему. Ну так подойти и скажи учителю, что так и так, но я буду приходить раз в три недели, скажите пожалуйста, когда контрольные. Если возникают административные проблемы - оформи индивидуальный план уроков, такое есть почти везде. Ведь в институты принимают по ЕГЭ, а не дипломам, на которые никто и никогда не посмотрит (слышала про конкурс аттестатов, но, согласись, его и вправду не откроют, если у тебя будет 390 баллов суммарно). У тебя таким образом уйдет половина школьной нагрузки, ненужных тебе уроков. Да, учителя будут возникать, но это их проблемы. Твоя цель - сдать экзамен, всякая чепуха волновать не должна. Будет тройка по непрофильному предмету - обожемой, да через год и не вспомнишь.

6) Вдохновляйся

Вот это сложно, но меня мотивировала мысль, что "осталось три недели до каникул". И так от точки до точки. Вознаграждай себя. Написала пробник (без разницы, хорошо или плохо, себя надо в любом случае радовать) - купила новые ботинки/джинсы/чтотамтебехочется. Разговаривай с друзьями - наверняка вы одногодки - хвалите друг друга, жалейте и любите, как можете. Глупо, быть может, но мы сейчас на последнем курсе с друзьями, у нас у всех работа-учеба-экзамены-стажировки и прочее; мы каждый день вместе обедаем, друг другу рассказываем, как прошел день, ноем, жалуемся и т.д. - и нам вправду легче. Это полчаса в сутки, они точно есть, но они действительно нужны, чтобы переживать эмоции. Слушайте друг друга, жалуйтесь, плачьте, нойте - главное, чтобы каждая мысль "как я устал" не забивалась саможалостью внутри, а выплескивалась в поток взаимопонимания.

Периодически говори себе, что люди и на Эверест ходят, и Сибирь покоряли, и что ты не хуже. Повесь мотивашек на стену, напиши на дневнике любимую цитату, поставь ее на заставку - не важно, что. Если вдохновляют истории про великих, трать по 10 минут в день, чтобы прочитать одну биографию.

Не важно как, но вдохновляйся. Это тоже труд - заставить себя поверить в ту уверенность, которой нет. Но этот труд будет вознагражден результатом, ведь количество всегда переходит в качество:)

7) Отдыхай!

Не забывай про разгрузку. Если ты действительно интенсивно готовишься и отдаешь все свое время этому, то такое может произойти. Не забывай, что не резиновая, что нужно время на свои хотелки. Можно освободить одно и то же время в неделю, например, вторая половина воскресенья у тебя - всегда свободная. Тогда, кстати, в течение недели тебя будет мотивировать эта мысль о второй половине воскресенья)

Едва ли сейчас найдётся ребёнок, который с удовольствием ходит в школу. Впереди февраль и март - самые тяжёлые месяцы для учеников. Силы уже на исходе, по утрам на улице по-прежнему темно, и вставать к первому уроку очень трудно. На конец зимы приходится пик вирусных болезней, а тут ещё итоговые проверочные работы не за горами.

Редакция «Летидора» вспомнила свои школьные годы и делится несколькими мыслями, которые помогут пережить самую длинную учебную четверть в году.

Не стоит переживать по пустякам

Сейчас контрольная по математике кажется ужасным испытанием, но вспомнит ли о ней школьник через несколько лет? Вряд ли.

Расскажите ребёнку, что учебные тревоги часто оказываются «пустыми». Припомните свои школьные годы и времена студенчества. Тогда вы переживали о зачётах, экзаменах, а теперь едва ли вспомните, как зовут преподавателя, который был грозой всех ребят.

Эти дурацкие самостоятельные отнимают кучу нервов и времени.

Научите своего школьника задавать себе вопрос «Что я теряю?». Вполне возможно, что ничего.

Правда, подготовки к контрольной этот факт не отменяет. Просто надо изменить отношение к ситуации.

Ошибки помогают двигаться дальше

Когда накатывают болезни и усталость , домашние задания копятся, как снежный ком. Когда ребёнок постоянно ошибается, он чувствует себя неудачником.

Помогите ему посмотреть на ситуацию по-другому. Научите не концентрироваться на факте ошибки, а извлекать из промахов пользу.

Ошибки помогают нам меняться. И чаще - к лучшему.

Просто важно двигаться вперёд и не сдаваться.

Не надо лениться получать новый опыт

Новый опыт обогащает. Когда школьник устал от уроков, подготовьте для него интересное занятие на выходные. Это должно быть что-то принципиально новое. Поход в кинотеатр и Макдональдс не подходят.

Поезжайте в школу конного спорта, сходите на картинг. Неожиданный и свежий опыт - это большая эмоциональная встряска, которая пойдёт на пользу и вам, и ребёнку.

Невыполнимых задач нет, просто на сложные уходит больше времени

Дети сами ограничивают себя, когда говорят «У меня это не получится» . Помогите им мыслить иначе. Не получится сейчас - получится в другой раз. Шаг за шагом, двигаясь к цели, он обязательно добьётся своего.

Неверно сравнивать себя с одноклассниками. Ведь ребёнок не видит всей картины. Вполне возможно, что Васе уроки помогает делать мама. Или мальчик занимается днями и ночами, чтобы добиться высоких результатов. То, что хорошо для него, не всегда подходит другим.

Выбор есть всегда

Если нет сил заниматься, устройте внезапный отдых на несколько дней. Классный руководитель или директор всегда пойдут вам навстречу, когда речь идёт о здоровье (в том числе и психологическом) ребёнка. В случае необходимости можно наведаться в поликлинику за соответствующей справкой.

Ничего не случится, если школьник побудет дома, выспится, наберётся сил. Они так нужны ему именно сейчас!

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», - отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента - к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» - выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска - прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. ). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты - из-за собственного подхода к делу.

У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них - большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами - например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. ). Полезно чередовать виды деятельности - кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в "академический контекст". Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает - идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», - пояснила эксперт.

Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

Трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;

Индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам - например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ