Правление василия 3 завершение объединения русских земель. Образование Российского государства в конце XV — начале XVI в

Заключительными этапами «собирания» русских земель Москвой стали присоединения Ярославской, Ростовской, Тверской и Новгородской земель, а также западнорусских, входивших в состав Великого княжества Литовского. Паде­ние независимости Ярославля пришлось на 60-е годы XV в, а Ростов присоединяется в 1474г.

Наиболее сложной задачей было присоединение Новго­рода, где традиции независимости оставались очень сильны­ми, несмотря на то что в 1456 г. по Яжелбицкому соглаше­нию в Новгороде усиливалась судебная власть великого (мо­сковского) князя, а новгородцы лишались права самостоя­тельности в международных делах. События осложнялись тем, что в городе сложились две политические группировки, пер­вая из которых ориентировалась на Литву, а вторая на Мо­скву. В 1471 г. пролитовская «партия», возглавлявшаяся Мар­фой Борецкой, «посадницей» (вдовой посадника), и ее сы­новьями, заключила договор с великим князем Литовским и Польским королем Казимиром IV, который, присылая сво­его наместника, тем не менее обещал сохранить новгород­ские вольности и «оборонять» Новгород от Москвы.

В ответ на это Иван III двинулся в поход, в который вы­ступили также подчиненные ему князья. На р. Шелони в ию­ле 1471 г. новгородцы, бившиеся неохотно (полк архиепи­скопа вообще не принял участия в сражении), потерпели поражение. Новгород заплатил 15 тыс. рублей, но пока оставался независимым, хотя обязался не вступать впредь в от­ношения с Литвой. В последующие годы в Новгороде ожила пролитовская «партия», но укреплял спои полиции и Иван III. А в конце 1477 г. он предпринимает новый поход. Город был окружен плотным кольцом московских войск. Великий князь предъявил вечевым властям жесткий ультиматум, означавший ликвидацию Новгорода.

В январе 1478 г. Новгород капитулировал, вече отменялось, вечевой колокол увезли в Москву, а вместо посадников и тысяцких стали править московские наместники. Земли наи­более враждебных Ивану III бояр (в том числе Марфы Борецкой) были конфискованы. А в 1484 - 1499 гг. происходи­ло массовое выселение остальных новгородских бояр. Их земли отдали московским служилым людям.

К Москве отходили и северные новгородские земли. Та­ким образом, Тверские земли оказались окруженными поч­ти со всех сторон. Тверской князь Михаил Борисович выну­жден был заключить союз с Каземиром IV. Этого только и ждал Иван 111. В сентябре 1485г. московские войска подо­шли к Твери, Михаил бежал в Литву. ТВЕРСКИМ наместником стал сын Ивана Ш Иван Иванович. Присоединение Твери означало в основном окончание процесса территориального объединения русских земель. Полностью это было осуществлено при Василии Ш Ивановиче (1505 - 1533), при кото­ром к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). «Чего не успел довсршить, Иван 11, то доканчивал Василий»,- писал русский историк С- Ф. Платонов.


Несколько ранее, в результате двух русско-литовских войн (1487- 1494 и 1500- 1503), к Руси отошли Чернигово-Северская земля и восточная часть Смоленской земли, а в 1514г. и сам Смоленск.

В XV в. происходит распад некогда могущественной Зо­лотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым (здесь ут­вердилась династия ханов Гиреев), Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Пре­емницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой должны были платить дань русские князья.

Это «традиция» была нарушена Иваном III в 1476 г. Тогда, воспользовавшись неблагоприятными условиями для мос­ковского князя (конфликт с братьями из-за уделов, напря­женность на западных границах), хан Большой Орды Ахмат, собрав почти 100-тысячное войско и заключив договор с литовским князем Казимиром, выступил в поход.

Иван III, находясь в сложной ситуации, не решался на круп­ные военные действия, хотя его войска стояли в ожидании на Оке. В начале октября обе рати оказались друг против друга на берегах притока Оки - Угры. Дважды пытался Ах­мат форсировать небольшую, но бурную речку, и оба раза был отброшен. Не дали результата и переговоры.

Не пришел на помощь и Казимир IV, на владения которо­го совершил набег союзник Ивана III и враг Ахмата крым­ский хан Менгли-Гирей. Выпавший в начале ноября 1480г. снег как бы похоронил последние надежды ордынцев. 11 но­ября Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре погиб. Так закончилось «стояние на Угре», приведшее к неизмеримо большим результатам, чем сражения: данническая зависи­мость была уничтожена,

Видимо, не являясь крупным военным стратегом, Иван III обладал талантом дипломата. Именно это привело к той ситуации на политической карте Европы, которую лако­нично сформулировал не чуждый занятиям русской истори­ей Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стис­нутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена вне­запным появлением огромного государства на ее восточных границах». В 1462 г. Иван Ш наследовал территорию, размеры которой не превышали 430 тыс. кв. км. при вступлении на пре­стол его внука - Ивана IV в 1533 г. территория единой Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 28ОО тыс. кв. км.

Политика Ивана III (1462-1505). В его правление сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и пр. При нем было свернуто Монголо-татарское иго (Стояние на Угре, 1480). Составлен Судебник 1497, (18 вопрос) развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула – Великий Князь Всея Руси.

Основой Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте.

Политика Василия III (1505-1533) Энергично боролся за централизацию русского государства: при нем были присоединены к России последние полу самостоятельные русские земли – Псков (1510), Волоцкий удел (1513), Смоленск (1514), Рязань (1521).

последний этап- вторая половина 15- начало 16 века.: образование единого централизованного государства.

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускоренно необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казанским ханствами, Литвой и Польшей. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. Образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505гг.) и Василия III (1505-1533гг.). Иван III после присвоения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель». Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться централизованный аппарат управления.

Ивану III удалось завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля. Новгород был присоединен к Москве в 1478 г. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

После объединения двух крупнейших русских центров- Москвы и Новгорода следующим шагом Ивана 3 было свержение монголо-татарского ига:

· в 1478г. Иван3 отказался платить дань Орде

· хан Ахмат вместе с золотоордынской армией выступил на русские земли

· в октябре- ноябре 1480г. русская и золотоордынская армии стали лагерями на реке Угре, что получило название «стояние на реке Угре».

Данное событие считается моментом окончания монголо-татарского ига. длившегося 240 лет. Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван3 женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва- третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти.

В честь свержения монголо-татарского ига при Иване3 началось строительство нового символа власти- Московского Кремля. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо белокаменного, была построена основная часть современного московского Кремля из красного кирпича.

Также при Иване 3 в 1497г. был принят Судебник- первый свод законов независимого русского государства.

Василий III (1505-1533гг.) присоединил к Москве:

· Псков 1510г

· великое княжество Рязанское 1517г

· княжества Стародубское и Новгород – Северское 1517-1523гг

· Смоленск 1514г

Василий 3 фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.

В XIV-XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV - начало ХVI вв.).


При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.


В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.


Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв.: государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество. государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.


Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах. укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.


Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию.


Верховный правитель московский князь верховным собственником земли всей полнотой судебной и исполнительной власти. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие. приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.


При Иване III местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя. местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.


Местничество Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости. Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.


Иван III В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).


На Руси началось складывание крепостного права Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.




Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние. Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем. Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.


Иван III Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление.


Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.)


При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу


Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь". В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".


Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.


Идеология Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.


1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.


2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь). В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов.


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

В основе формирования российского централизованного государства был рост феодального землевладения и хозяйства, а в дальнейшем – развитие крепостного права. Расширение масштабов земельной собственности заставило феодалов искать пути закрепления за собой крестьян.

В период феодальной раздробленности крестьяне зачастую переходили из одного княжества-государства в другое. Только единое государство могло обеспечить закрепление крестьян за определенными феодалами.

Таким образом, в отличие от передовых стран Западной Европы, образование единого государства в России происходило при полном господстве и дальнейшем прогрессе феодального способа производства. Это повлекло за собой в дальнейшем установление крепостного права в стране.

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

Ученые выделяют следующие факторы, повлиявшие на формирование единого русского государства: территориальный, экономический, политический, идеологический, личностный, внешнеполитический.

К территориальному фактору относится то, что Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие на его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.

Кроме того, прикрытое с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золото-ордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

Экономический фактор объединения русских княжеств в единое государство выразился в том, что с начала XIV века дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.


В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пшенной системы, которая требует постоянной обработки земли. Поскольку крестьянин всегда имеет дело только с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или через два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий труда.

В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси.

Укрепление экономических связей требовало и политического объединения русских земель. Однако в отличие от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он таковым не был, (единый российский рынок сложился лишь в XVII веке).

Политический фактор, обусловивший объединение русских земель, выразился в обострении классовой борьбы, усилении классового сопротивления крестьянства.

Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения.

В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть выполнена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуататорского государства – подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Экономический и политический факторы играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV – XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства. Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну.

В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV – XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

Немалую роль в создании централизованного государства сыграл и идеологический фактор, заключавшийся в том, что русская церковь всегда была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу надо было укрепить свои нравственные силы.

Историки уделяют большое внимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируется теория «Москва – Третий Рим», которая обеспечивала компромисс царской власти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не стяжателями. Последние наиболее активно использовали эту концепцию для упрочения материального и политического могущества церкви.

Важную роль в создании единого государства внес и личностный фактор.

Так, историки отмечают, что все московские князья до Ивана Калиты, были как две капли воды похожи друг на друга.

В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им поводов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига.

Сбор дани всей русской земли, производимый Калитой со всей жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточению в руках московского князя значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое давление на Новгород и другие русские земли.

В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Сын Калиты князь Семен Иванович (1340 – 1353) уже претендовал на титул «великого князя всея Руси» и за свое высокомерие получил прозвище «Гордого».

Внешнеполитическим фактором, ускорившим, централизацию Российского государства явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага.

Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золото-ордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага – иго было свергнуто окончательно.

2. МОСКВА КАК ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ

Процесс собирания земель начался на рубеже XIII – XIV вв. при сыне Александра Невского князе Данииле, продолжился при Иване Калите (1325 – 1340 гг.), Дмитрии Донском (1359 – 1389 гг.), Иване III (1462 – 1505 гг.) и завершился в основном при его сыне Василии III (1505 – 1533 гг.). Только за время правления Ивана III и Василия III территория Руси выросла более чем в 6 раз.

На этапе собирания Руси характерной чертой было становление в Северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками были Москва и Тверь. Но претендовали на роль лидера и Нижний Новгород, Рязань.

Центром Руси считалось Владимирское княжество. Ярлык на княжество давал его обладателю власть над всей Русью, (то есть княжества северо-восточные и северо-западные – Новгород Великий и Псков, и собственно Владимирско-Суздальское княжество).

Однако центром объединительных процессов становится все же Москва.

Решающую роль в ликвидации независимости нескольких десятков самостоятельных княжеств и образовании единого государства (Московской Руси) выполнила Москва – небольшой городок Владимирского княжества. Этому первоначально способствовали определенные причины, и, прежде всего выгодное географическое положение города.

Москва была окружена густыми лесами и отгорожена от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищал Новгород, Псков и Смоленское княжество. Поэтому люди уходили от восточных и западных притеснителей и селились в самом городе и подмосковных селах, способствуя экономическому подъему этого края.

Москва стояла на перекрестке торговых путей (сухопутных и водных). По Москве-реке на судах плыли Новгородские купцы к Волге и далее на восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела.

Во-вторых, причиной возвышения Москвы явилась целенаправленная и гибкая политика московских князей, которые использовали различные методы расширения и укрепления своего княжества. Широко использовался вооруженный захват, скупка земель духовных и светских феодалов, новые территории захватывались и с помощью Орды, увеличению размеров княжества также способствовало и расселение населения из Московского региона в другие регионы с последующим присоединением, а Ростовское княжество добровольно вошло в Московское княжество в 1474 году.

Третьей причиной успешной политики московских князей стала поддержка Москвы церковью, так как князья умело привлекали ее на свою сторону.

Особенно укрепилось московское княжество при сыне Даниила Александровича Иване Калите (1325 – 1340 гг.).

Иван Калита заложил основу могущества Москвы. При нем московское княжество стало сильнейшим на Руси. Можно выделить три важнейших направления политической деятельности Ивана Калиты. Иван I стремился укрепить престиж своей власти и заручиться поддержкой церкви. Это ему удалось. С 1326 года Москва становится религиозным центром Руси, туда митрополит Петр перенес из Владимира свою резиденцию.

Защищая интересы русской земли, Иван Калита установил хорошие отношения с золоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Он часто ездил в Сарай и всегда привозил хану и его женам ценные подарки. Он помог хану в 1327 году подавить восстание в Твери. За это он получил ярлык на великое княжение. Москва стала политическим центром русских земель.

Опираясь на авторитет церкви, Иван Калита последовательно добивался возвышения и расширения своего княжества, выступил образцовым устроителем своего удела. Он поставил под свое влияние ростовское, Белозерское и ярославское княжества, упрочил свое влияние в Новгороде, Угличе, Галиче.

В 50 – 70-е годы при сыне Ивана II Красного Дмитрии (1359 – 1389 гг.) обострилась борьба между Москвой и Тверью за ярлык на владимирское княжество. Тверь поддерживал литовский князь Ольгерд, который трижды (в 1368, 1370, 1372 гг.) совершал походы против Москвы.

Московского князя Дмитрия поддерживал митрополит Алексей (церковь уже давно поддерживала политику московских князей) и московское боярство, не желавшее переходить под власть тверского князя. Лидерство Москвы уже было неоспоримым. Московского князя поддерживала почти вся Северо-Восточная Русь. В 1376 году в результате военного похода на Тверь и ее капитуляции была признана принадлежность владимирского стола московским князьям.

Большую роль на усиление образования централизованного государства оказала и победа Дмитрия Донского в Куликовской битве, происшедшей в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 года на правом берегу Дона. Она имела огромное политическое значение. Хотя зависимость от Орды еще сохранилась, Орда признала Москву независимой национальной столицей. Размер дани ордынскому хану был уменьшен. Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчизну». Дмитрий Донской впервые передал власть своему сыну Василию без ханского ярлыка.

Новые приращения территории московского княжества в восточном и северо-восточном направлениях произошли в период княжения Василия I (1389 – 1425 гг.), сына Дмитрия Донского. Тверское княжество было со всех сторон окружено землями московского князя, что предрешило его судьбу. Василий I сделал попытку, борясь с Ордой, укрепить союз с Литвой, женившись на литовской княжне Софье Витовне. Но вскоре Литва изменила Москве. В результате этого в 1402 году Василий I заплатил правителю Орды Едигею, разорившему в ходе набега московские земли, огромную контрибуцию в 3 тысячи рублей. Но, собравшись с силами, Москва отразила новое нашествие Едигея.

Новый порядок престолонаследия (от отца к сыну, а не от старшего брата к младшему, существовавший ранее) не сразу укрепился на Руси. Правление внука Дмитрия Донского Василия II (1425 – 1462 гг.) ознаменовалось кровопролитной 30-летней феодальной войной. Претензии на власть в Москве предъявили дядя Василия II – Галицкий князь Юрий Дмитриевич и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

При Василии II прекратилась зависимость церкви от Константинопольской епархии. В 1442 году собор русского духовенства самостоятельно назначил митрополита Иону. Русская церковь стала автокефальной. Московская митрополия попала теперь в прямую зависимость от окрепшей великокняжеской власти.

После смерти Василия II в 1462 году московский престол занял его старший сын Иван III (1462 – 1505 гг.). Он явился фактически создателем Московского государства. К моменту овладения престолом Иваном III территория московского княжества намного превышала владение остальных русских князей.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Иван III вложил большое вклад в создание централизованного государства.

Территория московского княжества требовала централизованного управления. Верховная власть принадлежала московскому князю. Он получил право налагать на бояр опалы, конфисковывать их имущество, даровать им новые вотчины, удалять бояр от государственной службы.

При Иване III сформировалась Боярская Дума. В число московских бояр стали входить князья ранее независимых княжеств, т.е. бывшие удельные владыки превращались из вассалов в подданных Москвы.

Был создан Дворец, который ведал великокняжескими землями, а также разбирал тяжбы о земельной собственности.

Усложнение государственного управления выразилось в создании Казны. Казна выполняла финансовые функции, являлась госканцелярией и ведала внешнеполитическими вопросами (в середине XVI века она распалась на приказы). Ведущую роль в аппарате играли дьяки (писцы). Они регулировали финансовые отношения, занимались посольскими поместными, ямскими и другими делами.

В административном порядке страна делилась на уезды, станы, волости, во главе которых стояли наместники и волостели. Они получали территорию в «кормление», т.е. брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых на данной территории.

Росту авторитета московского князя способствовал второй брак Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье в 1472 году. Этот брак способствовал возвышению Руси, но не реализовывал планы папы римского на объединение католичества и православия.

При Иване III на земли Великого Новгорода претендовало великое княжество Литовское. В самом Новгороде также существовала пролитовская ориентация среди бояр во главе с вдовой новгородского посадника Марфо Борецкой.

В 1471 году новгородская знать призвала для правления в город литовского наместника, ставленника польско-литовского короля Казимира IV. Иван III предпринял ряд походов против Новгорода в 1471, 1475, 1478 гг., победа в которых сопутствовала московскому князю. Новгородцы признали Ивана III своим государем, политический строй Новгорода был ликвидирован, вече было отменено, вечевой колокол был увезен в Москву. Вместо посадников и тысяцких городом стали править московские наместники.

Псков сохранил самоуправление. Но его политика находилась под жестким контролем Московского князя.

При Иване III последовательно проводилась политика присоединения удельных княжеств к Москве. Мелкие удельные князья переходили на службу к московскому князю, а их уделы превращались из независимых земель в вотчины. Так Ярославское и Ростовское княжества присоединились к Москве.

Тверской князь Михаил Борисович решил укрепить свой союз с Литвой, чтобы противостоять Москве. Узнав об этом, Иван III начал поход против Твери и в 1485 году окончательно присоединил тверские земли к Москве.

Хотя Рязанское княжество формально сохраняло свою независимость до 1521 года, фактически правил им московский князь.

Закрепляя достигнутое, Иван III стал именоваться «государем всея Руси» вместо «великий князь». В конце XV века появилось новое название страны – Россия. Ранее сложились атрибуты верховной власти. Двуглавый орел – византийский герб стал гербом Московской Руси.

В период правления Василия III (1505 – 1533 гг.) произошло завершение объединения русских земель. Он присоединил Псковскую землю, отвоевал у Литвы Смоленск, присоединил Рязанское княжество. Итак, сложилось единое Российское государство со столицей в Москве. Оно стало крупнейшей державой на европейском континенте.

В начале XVI века оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована игуменом Филофеем в его послании Василию III. Филофей считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда – в Москву. Москва являлась «третьим Римом», а четвертому не бывать. Утверждение о Москве – «третьем Риме» призвано было служить возвеличиванию московских государей.

Деятельность Ивана III и Василия III отразила особенность образования московской Руси. Российское единое централизованное государство создавалось как государство феодальное в условиях укрепления собственности феодалов на землю, закрепощения крестьян, их борьбы против крепостных порядков при незначительной роли городов.

Усилившийся процесс единения русских земель позволил русским князьям проводить активную внешнюю политику. Главными направлениями внешнеполитической деятельности России оставались борьба за окончательное свержение ига Золотой Орды и установление отношений с выделившимися из ее состава Казанским и Крымским ханствами, борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель, борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.

При Иване III Русь оформилась не только как единое, но и как суверенное государство. В ноябре 1480 года в результате «великого стояния» на реке Угре (притока Оки) монгольское иго было окончательно ликвидировано. В конце XV века в состав Руси вошли северские и часть смоленских земель, ранее служившие Литве, позже Россия опять потеряет эти земли. Иван III не позволил вовлечь Россию в антиосманскую лигу христианских государей, которую создавал папа римский. Он установил дипломатические отношения с Италией, Германией, Венгрией, Данией, Турцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси. Не смотря на огромные разрушения хозяйства и культуры, причиненные татарами с конца XIII и начала XIV века, стало восстанавливаться сельское хозяйство, отстраивались города, оживлялась торговля.

Значительные изменения произошли в основной сфере производства. Земледелие становилось более производительным. На местах появились богатые скупщики хлеба.

На создание единого централизованного государства оказали влияние следующие факторы: территориальный, экономический, политический, идеологический, личностный, внешнеполитический.

При этом важнейшими из них были экономический и политический факторы.

В первый период образования единого централизованного государства на Руси (начала XIV – середина XIV вв.) произошло формирование на северо-восточной Руси крупных феодальных центров (Тверское, Московское княжества и т.д.) и выделение из них сильнейшего – будущего ядра и политического центра в формировании централизованного государства.

Первый период завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60 – 70 гг. XIV века разгромило своих основных противников: Тверь, Суздальско-Нижегородское княжество.

Второй период образования единого централизованного государства приходится на вторую половину XIV – 50-е гг. XV вв. К этому времени Московское княжество накопило такое количество людских, материальных и политических ресурсов, что в борьбе за объединение оно нуждалось в минимальной поддержке. А его противники были вынуждены обращаться за помощью во вне. Третьими силами были Орда и Литва. В этот период Москва стала объединять вокруг себя земли. Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. В этот период Москва встает во главе борьбы против татаро-монгольского ига.

В третий период (правление Ивана III и частично правление Василия III) продолжается процесс территориального объединения. Этот процесс связан с бесконечными войнами с Литвой, т.к. русские земли стали переходить обратно под власть Москвы. В этот период было ликвидировано татаро-монгольское иго. Начинает формировать новый государственный механизм. Происходит завершение формирования единого централизованного государства – Московской Руси. Именно в этот период появляется новое название страны – Россия.

Наступала зима. Угра замерзала и из водной преграды с каждым днём всё более превращалась в крепкий ледяной мост, соединяющий враждующие стороны. И русские, и ордынские воеводы начинали заметно нервничать, опасаясь, что противник первым решится на внезапное нападение. Сохранение войска сделалось главной заботой Ивана III. В случае гибели русских полков Ахмату открывалась дорога в самое сердце Руси, а король Казимир IV не преминул бы воспользоваться случаем и вступить в войну. Не было уверенности и в том, что сохранят лояльность братья и недавно подчинённый Новгород. Да и крымский хан, видя поражение Москвы, мог быстро позабыть о своих союзнических обещаниях.

Взвесив все обстоятельства, Иван III в начале ноября приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, который в зимних условиях представлял собой более выгодную оборонительную позицию. И тут случилось неожиданное! Ахмат, решив, что Иван III уступает ему берег для решающей битвы, начал спешное отступление, похожее на бегство. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы. Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Ахмат спустя несколько месяцев был убит в Орде заговорщиками. Стратегический план обороны русских земель в 1480 г. был хорошо продуман и четко осуществлен. Дипломатические усилия великого князя предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление. Да и сама Русь была уже не той, что в XIII в., во времена нашествия Батыя, и даже в XIV в. - перед лицом орд Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя ещё и не совсем окрепшее внутренне Московское государство.

Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось.

1.2.4 Покорение Твери и Вятки.

Спустя пять лет после «стояния на Угре» Иваном III был сделан ещё один шаг к окончательному объединению русских земель: в состав Русского государства было включено Тверское княжество. Давно прошли те времена, когда гордые и отважные тверские князья спорили с московскими о том, кому из них собирать Русь. История разрешила их спор в пользу Москвы. Однако Тверь ещё долго оставалась одним из крупнейших русских городов, а её князья были в числе самых могущественных.

Сын Бориса Александровича Михаил уже не имел ни могущества, ни блеска своего отца. Однако он хорошо понимал, что происходит на Руси: всё движется к Москве - вольно или невольно, добровольно или уступая силе.

Последней надеждой Михаила сделалась Литва. В 1484 г. он заключил с Казимиром договор, нарушивший пункты достигнутого ранее соглашения с Москвой. Остриё нового литовско-тверского союза было недвусмысленно направлено в сторону Москвы. В ответ на это в 1485 г. Иван III объявил Твери войну. Московские войска вторглись в тверские земли. Казимир не спешил помочь своему новому союзнику. Не имея сил сопротивляться в одиночку, Михаил поклялся, что больше не будет иметь никаких отношений с врагом Москвы. Однако вскоре после заключения мира свою клятву он нарушил. Узнав об этом, великий князь в том же году собрал новую рать. Московские полки подступили к стенам Твери. Михаил тайно бежал из города. Тверичи во главе со своими боярами открыли великому князю ворота и присягнули ему на верность. Независимое великое княжество Тверское прекратило своё существование. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена Вятка - отдалённая и во многом загадочная для современных историков земля за Волгой.

С присоединением Вятки дело собирания русских земель, не входивших в Великое княжество Литовское, было закончено. Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество Рязанское. Однако они находились в зависимости от Москвы. Расположенные на опасных рубежах Руси, эти земли часто нуждались в военной помощи великого князя московского. Власти Пскова уже давно не решались ни в чём перечить Ивану III. В Рязани правил юный князь Иван, который приходился великому князю внучатым племянником и был ему во всём послушен.

1.2.5 Внутренние преобразования.

Внутри государства постепенно отмирали пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, ещё недавно обладавшие огромной властью, теряли её. В последние десятилетия великого княжения Ивана III, наконец, исчезли удельные княжества.

После смерти Ивана III удельная система в прежнем своём значении никогда уже не возрождалась.

В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления - «приказы», которые были прямыми предшественниками петровских «коллегий» и министерств XIX в. В провинции главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем.

Претерпевало изменение и войско. На место княжеских дружин приходили полки, состоящие из помещиков. Помещики получали от государства на время своей службы населённые земли, которые и приносили им доход. Земли эти назывались «поместьями». Провинность или раннее прекращение службы означали потерю поместья. Благодаря этому помещики были заинтересованы в честной и долгой службе московскому государю.

В 1497 г. был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель.

1.2.6 Государь всея Руси. Завершения воссоединения русских земель.

Избавление от ордынского ига способствовало ускорению объединения Руси. В 1485 г. перестало существовать Тверское княжество - давний соперник Москвы. Давно зависимый от Москвы Псков также лишается самостоятельности. После удачных войн с Литвой при Иване III и Василии III в состав Русского государства вошли княжества по верхней Оке, Сожу и Десне. В 1514 г. Был отвоеван у Литвы Смолеск. В 1521 г. Настала очередь Рязанского княжества, которое уже давно находилось в зависимости от Москвы.

Таким образом, к 30-м годам XVI в. в Восточной Европе сложилось крупнейшее государство со столицей в Москве. Преобладающее население составляли русские. Вместе с ними в состав государства входили и другие народы: карелы, коми, пермяки, частично удмурты и мордва. Продвижение на Урал и далее привело в состав подданных великого князя московского племена хантов, манси и др.

В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия была временем юности - быстро расширялась территория, завязывались отношения с далёкими странами.

Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья - «бармы» - и драгоценную «шапку», похожую на корону. Но, для того чтобы каждый - будь он русский или иноземец, крестьянин или государь соседней страны - осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия - идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией. Начало формирования идеологии единого Московского государства относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия (1505-1533 гг.). Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий,- идеи богоизбранности и независимости Московского государства. Теперь всем предстояло узнать, что на востоке Европы появилось новое и сильное государство - Россия.

Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно московский князь, а не тверской или рязанский великий князь, является законным «государем всея Руси» - единственным владыкой всех русских земель. Надо было, наконец, заставить Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде», незаконно. Тем золотым ключом, который подобрали создатели идеологии единого Русского государства сразу к нескольким политическим «замкам», стало учение о древнем происхождении власти великого князя. Об этом думали и раньше, но именно при Иване III Москва со страниц летописей и устами послов громко заявила, что власть свою великий князь получил от самого Бога и от своих киевских прародителей, владевших в Х-XI вв. всей русской землёй.

Не менее важна была и мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Провозглашаемая «близость» к Богу накладывала на монарха ряд обязанностей. Ему надлежало быть благочестивым, милостивым, заботиться о сохранении его народом истинной православной веры, творить справедливый суд и, наконец, «боронить» (защищать) свою землю от врагов.

Новые идеи происхождения власти великого князя московского, древности его династии позволили ему уверенно заявить о себе среди европейских и азиатских правителей. Русские послы давали понять иностранным владыкам, что «государь всея Руси» - независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван III не желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению. По примеру того же императора он приказал вырезать на своей печати символ власти -увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».