Варианты включения детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельность в сфере дополнительного образования и модели специальных условий. Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ

  • 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные.
  • 6. Научные основы специальной педагогики: экономические и правовые.
  • 7. Научные основы специальной педагогики: клинические и психологические.
  • 8. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
  • 9. Выдающиеся ученые-дефектологи – научная деятельность и вклад в развитие дефектологической науки.
  • 10. Личность педагога системы специального образования.
  • 11. Основы дидактики специальной педагогики.
  • 12. Понятие особых образовательных потребностей.
  • 13. Содержание специального образования.
  • 14. Принципы специального образования.
  • 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
  • 15. Технологии специального образования.
  • 16. Методы специального образования.
  • 17. Формы организации обучения.
  • 18. Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
  • 19. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  • 20. Современная система специальных образовательных услуг.
  • 21. Психолого-медико-педагогическая комиссия как диагностико-консультативный орган: нормативно-правовая база, цели, задачи, состав.
  • 22. Медико-социальная профилактика нарушений в развитии.
  • 23. Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 24. Медико-педагогический патронаж детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 25. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  • 26. Школьная система специального образования.
  • 27. Профессиональная ориентация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 28. Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 29. Система начального, среднего и высшего профессионального образования для лиц с отклонениями в развитии.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.
  • 31. Социально-трудовая реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью.
  • 32. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.
  • 33. Педагогические системы специального образования лиц с различными отклонениями в развитии.
  • 34. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 35. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.
  • 36. Интегрированное и инклюзивное образование.
  • 30. Дополнительное образование лиц с нарушениями в развитии.

    Система дополнительного образования, получила развитие в 90-е годы 20 века. Учреждения дополнительного образования разделяют детей по их индивидуальным способностям и интересам. Для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, в которых они реализуют свои способности, осваивают новые программы.

    Деятельность учреждений дополнительного образования, детей строится на принципах: дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образования личности, возможности адаптации ее к современной социокультурной среде.

    Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей характеризуется особенностями: занятия проводятся в свободное от учебы время; нарушения слуха не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования; обучение организуется на добровольных началах всех сторон; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется стандартами; допускается переход уч-ся из одной группы в другую.

    Таким образом, образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования имеет развивающий характер , направлен на развитие природных задатков, реализацию интересов детей и развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

    Основная задача педагога дополнительного образования - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

    В учреждениях дополнительного образования возможно применение вариантов дифференциации: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация (делят по уровням познавательного интереса); профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей.

    Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. При этом часто используют технологию проблемного обучения, которая предполагает следующую организацию: педагог создает проблемную ситуацию, организует поиск путей ее решения; ученик ставится в позицию субъекта обучения, разрешает проблемную ситуацию, приобретая новые знания, способы действия. Главное в технологии- направленность обучения на речевое общение. Основной метод обучения – диалог, речевое общение. Главная методическая особенность - субъектная позиция личности.

    Лицо с ОВЗ - лицо, имеющее физический и/ или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

    Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

    Система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

    Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

    Обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся;

    Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    Профессиональную ориентацию учащихся;

    Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    Подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

    Социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    формирование общей культуры учащихся.

    Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по следующим направленностям (профилям):

      естественнонаучное, включая эколого-биологическое

      техническое творчество, включая робототехнику

      туристско-краеведческое

      художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.)

      физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)

    Программы дополнительного образования нуждаются в адаптации для детей с ОВЗ.

    Задачи адаптации программы связаны с решением проблем:

    Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

    Организация индивидуального маршрута в детско-взрослых сообществах по программам дополнительного образования, ориентированным на интересы и возможности ребёнка;

    Развитие клубных форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

    Помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

    Выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, викторины, тренинги, беседы);

    Оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

    Основные направления реализации адаптации программ дополнительного образования детей

    Важнейшей задачей участия ребёнка инвалида в программах дополнительного образования является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Основным направлением адаптации программы дополнительного образования детей является обеспечение и сопровождение развития творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

    Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития, в связи с чем, возможности их принятия здоровыми сверстниками в едином детско-взрослом сообществе возрастает.

    Методы, используемые для адаптации программы дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

    Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программам дополнительного образования;

    Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;

    Проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программ дополнительного образования;

    Организация знакомства представителей детско-взрослого сообщества, в том числе в дистанционном режиме;

    Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения;

    Проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;

    Организация экскурсий, в том числе имеющих образовательную направленность;

    Дистанционные формы участия в программе и взаимодействия с детско-взрослым сообществом.

    Специфика реализации рассмотренных в параграфе 2.2. теоретических положений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в сфере дополнительного образования проявляется в нескольких вариантах включения их в процесс освоения дополнительных образовательных программ.

    Целесообразность реализации того либо иного варианта зависит от ряда факторов, наличие или отсутствие которых обусловливает его выбор ребенком, родителями или специалистами сферы дополнительного образования. Чтобы подобрать наиболее подходящий для обучающегося способ включения в процесс освоения дополнительной образовательной программы, стоит ответить на ряд вопросов.

    • 1. Насколько ограничены возможности ребенка? В параграфе 2.1 мы рассмотрели основные группы, на которые можно разделить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Безусловно, категория, к которой относится обучающийся в зависимости от своих психофизиологических особенностей, имеет определенное значение при выборе варианта получения дополнительного образования. Но, как показывает анализ опыта, наиболее значимой является степень выраженности имеющихся у ребенка ограничений. С этой точки зрения возможны три варианта освоения обучающимся дополнительной образовательной программы:
    • 1) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации общего или дополнительного образования, т.е. вместе с детьми, не имеющими ограничений возможностей здоровья. Данный вариант реализуется в том случае, если отклонения в развитии ребенка не накладывают существенного отпечатка на его возможности и позволяют ему освоить дополнительную программу при условии помощи со стороны педагога дополнительного образования и других специалистов. Примером реализации данного варианта может служить описанная выше ситуация с девочкой, успешно занимавшейся в студии «Глиняная игрушка» вместе со здоровыми детьми;
    • 2) в детском образовательном объединении, создаваемом на базе организации дополнительного образования, коррекционного класса или образовательного учреждения для детей, имеющих отклонения в психофизиологическом развитии, не позволяющие им получать дополнительное образование вместе со здоровыми сверстниками. В качестве примера можно привести занятия в коррекционной разновозрастной группе «Юный парикмахер», созданной на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 82 г. Ярославля. Посещать занятия могут учащиеся с пятого по одиннадцатый класс во внеурочное время, педагог работает с ними и в группе, и индивидуально, используя технологию проектной деятельности, которая позволяет обучающимся, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, успешно осваивать основы парикмахерского искусства;
    • 3) в процессе индивидуальной образовательной деятельности, организованной педагогом дополнительного образования. Этот вариант выбирается тогда, когда ребенок в силу имеющихся проблем не может осваивать дополнительную программу, систематически посещая групповые занятия, и находится на домашнем обучении. Основой для работы с детьми данной группы может стать индивидуальное проектирование, организуемое педагогом в процессе индивидуальных занятий на дому или в рамках дистанционного общения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но даже в этом случае не стоит пренебрегать организацией социального взаимодействия ребенка, для чего следует периодически включать его в ситуацию общения с другими людьми, например в рамках презентации или выставки проектов, создаваемых другими детьми.

    Стоит отметить, что обозначенные варианты могут быть интегрированы. Например, часть дополнительной образовательной программы ребенок может осваивать в группе, а часть - в рамках индивидуальной образовательной деятельности. Также возможно совместное проведение некоторых занятий объединений, в которых занимаются дети с ограниченными возможностями, с участием их сверстников, не имеющих проблем со здоровьем.

    • 2. Каковы возможности образовательной организации, в которой ребенок получает основное образование? Рассматривая выше варианты получения дополнительного образования, которые могут быть выбраны ребенком или родителями в зависимости от степени ограничения возможностей здоровья, мы упоминали, что реализовываться они могут на базе общеобразовательной или специальной (коррекционной) школы или организации дополнительного образования. Исходя из этого, можно выделить следующие варианты освоения дополнительной образовательной программы:
    • 1) обучающийся и родители могут выбрать одну из программ, реализуемых педагогами дополнительного образования, на базе школы, в которой учится ребенок. Например, специальная (коррекционная) школа-интернат № 82 г. Ярославля предлагает своим ученикам следующий перечень дополнительных образовательных программ: «Домашний парикмахер», «Студия анимационных фильмов “Оживляй-ка, поживей”», «Компьютерные игры», «Компьютерный контроль», «Театральная студия» и т.п. Указанные программы реализуются в разновозрастных группах для детей, интересующихся определенным видом деятельности;
    • 2) ребенок и родители выбирают дополнительную образовательную программу, реализуемую во взаимодействии организаций общего и дополнительного образования. Данный вариант возможен в том случае, если в школе, где обучается ребенок, нет интересующей его и родителей программы, но администрация образовательного учреждения, заинтересованная в удовлетворении потребностей обучающихся, устанавливает контакт с педагогами дополнительного образования и организует (на своей базе или на базе находящегося рядом учреждения дополнительного образования) занятия для своих учеников. Например, в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 77 VIII вида администрацией совместно с педагогами центра дополнительного образования организованы занятия по программам «Спортивные игры», «Прикладное искусство», «Оригами», «Музыка», «Танцкласс», «Семейный досуг». Указанный перечень определялся в рамках проведенного педагогами опроса детей и родителей ;
    • 3) детям и родителям предоставляется возможность выбора дополнительной образовательной программы, реализуемой в рамках сетевого взаимодействия нескольких общеобразовательных организаций. Указанный вариант может быть использован школами, находящимися в сельской местности. В данном случае для удовлетворения интересов ребенка и оптимизации работы с детьми с ОВЗ на базе каждой школы, включенной в систему взаимодействия, специалистом реализуется определенная дополнительная образовательная программа, осваивать которую могут желающие из числа обучающихся во всех образовательных организациях района. Таким образом, даже при отсутствии в школе интересующей обучающегося дополнительной образовательной программы и невозможности овладения ею на базе организации дополнительного образования в силу территориальной удаленности создаются условия для удовлетворения потребностей ребенка и организации работы с ним специалиста, а кроме того, значительно расширяется круг его общения.

    Хотя чаще встречается описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями в сфере дополнительного образования, организованной на базе центров дополнительного образования, следует отметить, что организации общего образования обладают не меньшими возможностями для реализации дополнительных образовательных программ и могут удовлетворять потребностям обучающихся, привлекая педагогов дополнительного образования для проведения занятий на своей базе.

    • 3. С какой целью будет осваиваться дополнительная образовательная программа? Если, отвечая на первые два вопроса, мы рассматривали по большей части организационные варианты реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ, то данный вопрос напрямую связан с содержательной составляющей возможного варианта работы с обучающимися данной категории в сфере дополнительного образования. Анализ опыта включения детей с ограниченными возможностями в процесс освоения дополнительных образовательных программ позволяет выделить следующие варианты:
    • 1) дополнительные образовательные программы, нацеленные прежде всего на трудовую и профессиональную реабилитацию детей с ОВЗ. Данный вариант дополнительного образования реализуется в большинстве специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций. Например, в специальной (коррекционной) школе-интернате № 82 г. Ярославля обучающиеся могут выбрать и освоить (если позволяют имеющиеся проблемы в развитии) любую из пяти профессий: швея, столяр, обувщик по ремонту обуви, художник росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий;
    • 2) дополнительные образовательные программы, ориентированные на социальную реабилитацию через включение ребенка в различные виды творческой деятельности. Этот вариант реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования и предполагает развитие творческого потенциала обучающегося в рамках доступной ему деятельности и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в коллективе (в том числе и во взаимодействии со здоровыми людьми). Также стоит отметить и компенсаторную составляющую указанного варианта, поскольку возможность развить в себе определенные способности и проявить себя в каком- либо виде творчества позволяет скорректировать самооценку ребенка, раскрыть весь спектр его возможностей, тем самым отодвигая на второй план имеющиеся ограничения;
    • 3) коррекционные дополнительные образовательные программы, предназначенные в первую очередь для компенсации слабых сторон ребенка, оказывающие ему помощь в формировании определенных, значимых для успешного личностного развития качеств.

    Пример

    На базе центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаев- ского муниципального района Республики Мордовия создана школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда». В рамках учреждения реализуется коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих общеобразовательные организации (в силу ограниченных возможностей) и специальные учреждения (поскольку в районе они отсутствуют). В школе с обучающимися работают педагоги дополнительного образования, психолог, педагог-дефектолог, логопед.

    Обозначенные выше варианты предполагают наличие у педагога дополнительного образования компетенций, позволяющих ему в полной мере реализовывать содержание определенной дополнительной образовательной программы: первый вариант требует владения навыками в рамках какой-либо профессии, второй предполагает сформированные умения в творческой сфере, третий предусматривает наличие специальных логопедических, дефектологических, психологических знаний.

    Стоит отметить, что выделение обозначенных выше вариантов достаточно условно, так как многие дополнительные образовательные программы носят интегрированный характер. Например, освоение ребенком программы, связанной с каким-либо видом искусства, может стать основой для его будущей профессиональной деятельности. Большинство программ, разрабатываемых для детей с ограниченными возможностями, обязательно содержат и коррекционную составляющую.

    Таким образом, ответив на три обозначенных выше вопроса, можно конкретизировать характеристики оптимального варианта получения дополнительного образования ребенком, исходя из его возможностей, желаний и интересов, а также особенностей образовательного пространства.

    Однако перечень возможных вариантов организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования может быть дополнен вариантами интеграции ребенка данной категории в образовательное пространство школы или центра дополнительного образования.

    Опираясь на предлагаемые Л. В. Байбородовой варианты организационного решения проблем обучения детей с ограниченными возможностями, можно выделить следующие способы реализации дополнительных образовательных программ для детей данной категории на базе образовательной организации :

    • 1) организация реализует дополнительную образовательную программу для всех детей с ОВЗ, проживающих в муниципальном районе (пример реализации такого варианта был приведен выше);
    • 2) дополнительная образовательная программа, реализуемая для группы детей одного возраста с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
    • 3) дополнительная образовательная программа, реализуемая в разновозрастной группе детей с ОВЗ, обучающихся в данной образовательной организации;
    • 4) дополнительная образовательная программа, реализуемая образовательной организацией как для здоровых детей, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при этом для последних разрабатываются индивидуальные планы ее освоения;
    • 5) индивидуальные проекты в сфере дополнительного образования, реализуемые детьми с ОВЗ под руководством педагога дополнительного образования на базе школы, где они обучаются, или организации дополнительного образования.

    Описанные варианты организации работы с детьми с ОВЗ в сфере дополнительного образования иллюстрируют наличие достаточно широкого спектра возможностей реализации дополнительных образовательных программ для рассматриваемой категории обучающихся.

    Вместе с тем специфика работы педагога дополнительного образования с ребенком с ОВЗ обусловлена не только выбранным вариантом реализации образовательной программы: на организацию работы в дополнительном образовании также оказывает влияние модель включения в образовательную деятельность.

    Авторы и разработчики проекта Департамента образования г. Москвы «Разработка педагогических технологий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования» на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе организаций дополнительного образования, выделяют три таких модели :

    • а) модель интеграции, опирающаяся на концепцию нормализации;
    • 6) модель инклюзии, основанная на социальной модели инвалидности;
    • в) культурологический подход к включению детей с ОВЗ, опирающийся на концепцию реабилитации детей с ОВЗ творческими видами социокультурной деятельности.

    Реализуемая модель накладывает отпечаток на характеристики условий, которые должны быть созданы для обучающихся данной кате-

    гории в образовательной организации (в том числе с помощью программ сопровождения). В табл. 2.2 представлена характеристика условий, создаваемых в рамках той или иной модели.

    Таблица 2.2

    Модели специальных образовательных условий

    Культурологический подход

    Модель

    интеграции

    Модель

    инклюзии

    Философско- методологический базис

    На основе развития культурно-исторической концепции Л. С. Выготского

    Концепция нормализации

    Социальная

    Включение в собственное культурное развитие и формирование основ активного участия в социальной среде

    Нормативная социализация на основе культурной ассимиляции индивида

    Успешная социализация в муль- тикультурной социальной среде на основе принципа уважения культурных отличий

    Результаты

    (качество,

    индикаторы)

    Создание включающей социокультурной развивающей среды (один из индикаторов включения - длительность пребывания в программе; индикаторы развития подбираются индивидуально для каждого включаемого ребенка)

    Достижение результатов, ориентированных на общие социальные и культурные нормы, всеми детьми, включенными в программы

    Формирование толерантного отношения к особенностям другого человека, готовности к межкультурной коммуникации

    Специальные образовательные условия

    Специфика специальных образовательных условий определяется результатом, планируемым в рамках каждой модели. Специальные образовательные условия:

    • 1) программы (адаптированные, авторские, комплексные и др.);
    • 2) подходы;
    • 3) методы;
    • 4) методики;
    • 5) формы (проекты, исследования, экскурсии, кейс-стади и пр.);
    • 6) материально-технические условия;
    • 7) психолого-педагогическая поддержка и сопровождение

    Окончание табл. 2.2

    Модели специальных образовательных условий

    Культурологический подход

    интеграции

    инклюзии

    Функция образовательных программ

    Программы дополнительного образования проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования

    Дополнительное образование определяется как средство достижения внешних по отношению к процессу образования целей

    Участие в образовательных программах ставит целью включение в создаваемую с их помощью социальную среду обитания и культурное развитие личности

    Участие в образовательных программах является средством получения профессии, средством достижения субъективного жизненного благополучия

    Участие в образовательных программах является средством формирования социальной компетентности в муль- тикультурной среде (толерантности, принятия другого и т.п.)

    Реализуемые

    ценности

    Ценность развития

    Ценность нормы

    Ценность различий

    Приоритеты образовательного процесса

    Направленность на создание комплекса жизни; поливариантность, разноуровневость используемых программ

    Единство требований к освоению учебных дисциплин ко всем участникам образовательного процесса

    Приоритет качества отношений участников образовательного процесса

    Способ социальной организации образовательной среды

    Совместное творчество социокультурной общности участниками интегративного коллектива

    Адаптация ребенка к системе образования, культурная ассимиляция

    Адаптация системы образования к ребенку, культура толерантности

    Авторы моделей специальных условий, представленных в табл. 2.2, отмечают, что определяемые для моделей характеристики обозначены по признаку приоритетности проявления при их использовании, но могут быть реализованы в рамках любой из моделей при условии приспособления их под ее цели и задачи . Покажем на примерах реализацию описанных моделей в практике дополнительного образования.

    • См.: Девяткова Т. А. Эффективные способы повышения мотивации овладениядетьми с умственной отсталостью видами дополнительного образования, значимымидля их успешной социализации и социальной адаптации // Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / подред. А. Ю. Шеманова. С. 57-74.
    • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования / под ред. А. Ю. Шеманова. С. 18.

    Аннотация: Рассмотрены современные подходы к организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт творческих объединений по работе с детьми и подростками с различными нарушениями развития.

    Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, творческие объединения.

    Развитие дополнительного образования детей в последние годы становится приоритетным направлением политики Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии с приоритетами современной социальной политики, отраженных в «Стратегии 2020», одно из ключевых направлений развития образования и социализации детей и подростков заключается в обеспечении образовательной успешности каждого ребѐнка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей. К ним относятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и одаренные дети. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей. .

    В рамках данной статьи мы попытаемся определить основные формы работы и направления программ дополнительного образования и обобщить опыт по включению детей с ограниченными возможностями здоровья, накопленный педагогами Дворца творчества детей и молодежи г. Саратова.

    Опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе дополнительного образования еще недостаточно изучен. Обращаясь к уже имеющейся практике работы с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, можно сформулировать основную цель воспитания и обучения таких детей как социокультурную реабилитацию средствами разнообразной творческой деятельности, обеспечивающую включение детей с ОВЗ в социум. Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей применение. Особенно актуальной является приобретение опыта по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования, в связи со значительным включающим потенциалом последнего. Так же инклюзивное дополнительное образование рассматривается как средство повышения конкурентной способности ребенка в борьбе за академические, творческие достижения и впоследствии на рынке труда.

    Формы работы нашего учреждения с детьми с ОВЗ разнообразны: это проведение традиционных занятий и подготовка к конкурсным мероприятиям и фестивалям, а также это подготовка волонтѐров для работы с детьми с ОВЗ.

    В ходе работы объединения пантомимы и пластики «Театр Ветра» в состав его участников были включены учащиеся школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что «Театр Ветра» - театр движения, свободы, силы, пространства – уличный, балаганный театр. Это театр, в который включено все – и актерское мастерство, и сценическая речь, и пластика, и танец, и пантомима, и клоунада, и акробатика с элементами эквилибристики, и искусство импровизации, и перфоменсы, и музыка, и изобразительное искусство. Для участия в нем требуется всестороннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное, эстетическое.

    Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают к соучастию, состраданию, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

    Еще один момент – в нашем современном мире появилось множество профессий, требующих творческого подхода. Это объединение создает максимальные условия для развития креативности и умения смотреть на мир, на избранное дело с «другого угла зрения», что помогает ребятам в дальнейшем, в выбранных ими профессиях.

    На протяжении полутора лет дети из интерната в сопровождении воспитателя посещали занятия этого объединения. В рамках занятий возникла идея постановки конкурсного номера. Всем детям в зависимости от их возможностей были даны свои роли, с которыми каждый из них справился безупречно. В результате сценический номер был показан на городском конкурсе «Звѐздочки Саратова» и получил звание лауреата. Члены жюри этого конкурса были удивлены тем, что в номере на равных с обычными детьми участвовали дети с ОВЗ.

    Для детей с ОВЗ в нашем дворце творчества существует возможность не только реализовать себя в системе дополнительного образования, добиваясь высоких результатов и признания в различных видах творчества, но и раскрыть свои потенциальные возможности и способности в разных видах художественной деятельности, чтобы перейти впоследствии к профессиональному обучению по выбранному направлению. Так, интересна была работа педагога творческого объединения «Орфей», к которой привели ребѐнка-инвалида по зрению. В процессе обучения по дополнительной образовательной программе по академическому вокалу воспитанница с нарушением зрения этого объединения стала постоянным участником вокальных конкурсов различного уровня (от городских до международных), где получала высокие оценки членов жюри. Впоследствии она окончила Саратовский областной колледж искусств по классу академического вокала, а в настоящее время является студенткой Московского государственного института искусств.

    Важность включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования состоит еще и в том, что в результате развития социальных и творческих навыков у ребенка появляется возможность творческого самовыражения, повышается самооценка, облегчается процесс принятия самого себя и своего окружения, формируется позиция активного члена общества. Эта совместная работа детей с разными возможностями и способностями в условиях инклюзии обоюдовыгодна и необходима для обеих сторон – участников образовательного процесса, так как помогает не только ребятам с проблемами здоровья проходить успешную социализацию и самоактуализацию, открывая перед ними новые возможности, но и тем, кого мы относим к здоровым, поскольку учит их жить в мире и согласии с теми, кто рядом, учит их сопереживать, оказывать помощь и поддержку. Как правило, у последних значительно меняются жизненные ценности и их жизненная позиция.

    В качестве примера можем привести проект «Рука в руке» творческой лаборатории детского лидерства «Синегория». Одним из основных направлений деятельности организации является социальное проектирование. Имея большой опыт в работе с подростками, организаторы проекта сфокусировали своѐ внимание на низком уровне гендерной социализации подростков, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. В качестве целевой аудиторией данного проекта были выбраны учащиеся школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Организаторы проекта предположили, что после участия в тренингах и праздниках, посвященных 23 февраля и 8 марта, у воспитанников школы-интерната повысятся коммуникативные навыки и уровень гендерной компетентности, что окажет положительное влияние на их социализацию. Работа над проектом прошла успешно, ребята получила ожидаемые результаты, а самое интересное, то, что по результатам работы участники проекта выпустили сборник методических рекомендаций, где описали свои впечатления, проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые впечатления участников-волонтѐров:

    «Новые навыки волонтерской деятельности я получила в ходе работы с воспитанниками школы-интерната V типа, т.е. с детьми, страдающими нарушениями речи. Эти дети воспринимают мир по-другому. Эта работа дала мне возможность понять и почувствовать важность выражения чувств и мыслей людей. Это способствовало изменению моего восприятия мира. Я научилась лучше понимать окружающих. У меня повысился уровень эмпатии к инвалидам». (Максимова Владлена (Онест)).

    «Мы работали с детьми из школы-интерната V вида, т.е. - с детьми, которые страдают нарушениями речи. Проведя с ними ряд занятий, я пришла к выводу, что эти ребята более интересны, изобретательны и некоторые из них даже более одарены, чем учащиеся общеобразовательных школ. Мне было приятно работать с ними, и я намерена продолжать эту работу». (Ефимова Мария (Маруся)).

    «Я понял, что каждый из нас – индивидуален, а в подростковом возрасте формируется личность человека. Эти ребята ничем не отличаются от нас с вами, а наша поддержка во время прохождения подросткового периода является для них особенно важной». (Гливенко Дамир (Хави)).

    По результатам участия в проекте у воспитанников школы-интерната наблюдалось повышение уровня гендерной компетентности и, как следствие, улучшение уровня социализации подростков. Реализованный проект может иметь дальнейшее развитие, заключающееся в том, что «синегорцы» планируют заинтересовать воспитанников школы-интерната волонтерской работой, а также задействовать их при подготовке мероприятий различного уровня.

    Всѐ это говорит о том, что дети с ОВЗ могут быть успешно интегрированы в дополнительное образование. Они находят интересующее их объединение, достигают высокого творческого успеха, помогающего преодолеть психологические последствия нарушений тех или иных функций, сформировать устойчивый интерес к различным видам творческой деятельности, что может стать основой дальнейшего профессионального выбора. И, наконец, совместная деятельность различных по состоянию здоровья участников творческих объединений способствует действенной интеграции детей с ОВЗ, принятию их со стороны здоровых сверстников и выстраиванию равноправных межличностных отношений.

    Следует отметить, что обязательным условием успешного включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования является мастерство педагогов. Именно педагог формирует у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого дополнительной образовательной программой, стимулирует к достижению высоких результатов. С помощью педагога между всеми участниками образовательного процесса выстраиваются доброжелательные отношения, нацеленные на одно общее дело.

    Таким образом, интеграция в общество детей с ОВЗ должна включать: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование общества, системы социальных отношений. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования.

    Список литературы

    1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

    2. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. //«Внешкольник» № 5 (155). М. 2013 г.

    Краткое описание

    Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной жизни и их творческое развитие.

    Описание

    Социализация и развитие детей с ОВЗ средствамидополнительного образования.
    Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главн ых задач деятельности учрежденийдополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения,попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Все без исключения дети имеют право на получение образования. В90-е годы было принято решение о том, что необучаемых детей нет. В Российской федерации дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность обучаться в восьми видах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Существуют школы для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей, для слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением интеллекта. Для детей с определёнными заболеваниями возможно дистанционное обучение. И совсем немногоучреждений ведут работу по интеграции детей. Л.С. Выготский в своей книге «Коллектив как фактор развития дефектного ребенка» писал о том, что дети с ограниченными возможностями и дети здоровые должны развиваться вместе. Возможность интеграции детей с ОВЗ в социум дает система инклюзивного (интегрированного) образования. Повсеместное внедрение интегрированного обучения требует комплексного подхода, включающего создание безбарьерной среды, подготовку педагогических кадров и формирование толерантного отношения учащихся и родителей к проблемам «особых» детей и их семей. Ребенок-инвалид в процессе инклюзивного образования уже с раннего возраста включен в социум, что позволяет ускорить процесс его адаптации и социализации в обществе, даёт возможность почувствовать себя равным среди равных. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое действие. И это позволяет ему наиболее полно и успешно интегрироваться в среду сверстников. Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, является одним из важнейших социальных институтов, создающих условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Именно здесь педагогов, детей и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. С 2007 года в нашем учреждении реализуется целевая программа «Дети особой заботы» для детей-инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска» (опекаемых, детей, находящиеся в СОП, КДН, из многодетных семей). При этом появилась новая возможность разнообразить виды деятельности на базе учреждения и предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, физкультурно-спортивному и эколого-биологическому направлениям. Цель программы: создание условий для комплексного воздействия на ребенка, его развития с целью социальной реабилитации средствами дополнительного образования. Задачи: 1. Преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; 2. Способствовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка, используя различные направления деятельности; 3. Создать систему волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей; 4. Организовать культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности. Социализация, благодаря которой в последние годы у детей с ограниченными возможностями здоровьяпоявилась реальная возможность быть включенным в общество, приносит свои плоды. НашЦентр детского творчества даёт детямвозможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют ввыставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением. Высокую оценку работе педагогического коллектива ЦДТ дают родители. В октябре 2012года наше учреждение получило диплом победителя в краевомконкурсе «Родительское признание» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования». В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей,желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. При этом используются такие формы работы: беседы, семинары, лекции, мастер-классы, творческие кружки, исследования, акции и т.д. Изменения в социально-политической и экономической жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. «Дети особой заботы» -это попытка решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, посредством обучения в творческих объединениях,которые бы предоставляли им равные возможности. В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Дети занимаются по дополнительным образовательным программам декоративно-прикладного творчества «Радуга», «Сувенир», «Искорки» (ритмика), эколого-биологического направления «Мастерская Берендея», как по индивидуальной образовательной траектории, так и вместе со здоровыми детьми. На каждого ребенка ОВЗ заполняется индивидуальная карта развития, в которой отслеживаются поведенческие, психофизические, организационно-волевые, ориентационныекачества, дается характеристика его деятельности. С детьми работает педагог-психолог. В конце учебного года подводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка, а также намечается перспективный план работы на следующий учебный год. С педагогами дополнительного образования регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы. Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ необходим для того, чтобы организовать обучение детей в режиме «двустороннего движения»: 1. Педагоги дополнительного образования едутк ребенку, не имеющему возможности приехать в ЦДТ, и проводят занятия на дому. Обучение на дому необходимо детям со сложными диагнозами, которые по состоянию здоровья не могут посещать Центр детского творчества. Методики обучения включат нетрадиционные формы работы, использование специальных пособий и тренажёров на развитие мелкой моторики рук. В этом нам помогает библиотека для слепых, располагающая огромной «методической базой». 2.Занятия как индивидуальные, так и в интегрированных группах, организуемых в Центре. 3. Консультации для родителей и занятияпроводятся педагогом-психологом. 4. Привлечение детей ОВЗ и их родителей к культурно-массовым мероприятиям, проводимым в ЦДТ. Кроме того, на базе«Центра детского творчества» создан добровольческий отряд «Поколение», целью работы которого является объединение подростков и молодежи для развития и защиты творческих, интеллектуальных и других возможностей и интересов.Сегодня участники отряда работают активно и плодотворно. Добровольцы участвуют в трудовой деятельности: благоустройство территорий, уход за памятниками и обелисками, оказывают помощь ветеранам и инвалидам. Добровольцами отряда создана группа в «Контакте» для привлечения новых волонтеров. Организуются досуговые мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья,акции, такие как: - акция «Сердце отдаю детям». Ребята собирали игрушки, вещи, книги, нашли возможностьвыделить деньги, которые пошли на покупку сладких подарков.Подготовили игровую программу для детей. -акция «Помощь детям». В течение месяцадобровольцы расклеивали объявления на остановках, дверях подъездов и обращалась к посетителям Интернета с просьбой об оказании помощидетям с ОВЗдетских домови интернатов.В планахотряда «Поколение» – постоянное посещение интернатов, домов малютки, детских больниц с различными развлекательными и обучающими программами. Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детьми с ограниченными возможностями здоровья.У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения. В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет, а также участие в очных и заочных Общероссийских и международных научно-практических конференциях. Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. В перспективе мы планируем реализовывать программы дистанционного обучения по двум направлениям:

    • Во-первых, обучение может проходить в режиме онлайн. Это будет диалог педагога с воспитанником через веб-камеру.
    • Во-вторых, возможно самостоятельное обучение воспитанников, которые осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описанием способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы. Но есть проблемы и трудности в обучении на расстоянии , так как многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, ведь у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может дать ребёнку положительный эмоциональный настрой, успокоить в случае неудачи, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Но, тем не менее, надо изучить все возможности использования Интернет–ресурсов. Педагогический коллектив Центра старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности ребёнка с ОВЗ. Педагогам важно не только научить ребёнка какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией. Ещё можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов, ОВЗ и их творческом развитии, но в условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.
      Методист МБОУ ДОД ЦДТ п. УральскийОксана Викторовна Бусовикова.