Как выглядит технологическая карта урока по фгос. Виды и структура технологических карт (фгос)

Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.

Структура и форма технологической карты урока по ФГОС

Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.

Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:

  • конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
  • соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
  • порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:

Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.

Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.

Образец технологической карты урока по ФГОС

Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

Технологическая карта урока - передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контексте она представляет собой новую форму проектирования взаимодействия учеников и учителей. Оформляется неизменно в виде таблицы, где отражаются:

  • цели и задачи занятия;
  • действия педагога и учащихся;
  • формы взаимодействия;
  • планируемые образовательные результаты.

Технологическая карта урока по ФГОС: образец документа

В отличие от традиционного конспекта урока, образец технологической карты урока по ФГОС предполагает лаконичную подачу информации и следование установленной структуре, благодаря чему обеспечивается достижение учениками предметных и личностных компетентностей, освоение УУД. Документу присущи алгоритмичность, структурированность, интерактивность и технологичность. Технологические карты уроков по ФГОС позволяют выстроить учебное занятие в таком ключе, чтобы вызвать искренний интерес у всех участников учебного процесса, обеспечивая детей необходимыми навыками и знаниями, развивая творческое сознание.

Ключевые отличия между технологической картой и конспектом урока

Карта Конспект
Отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных Перечисляет общие цели учебного занятия

Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия:

  • прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности;
  • планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие);
  • достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий;
  • анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала;
  • детализировать содержание занятия;
  • организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой;
  • согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения;
  • реализовывать на практике межпредметные связи.

Схема технологической карты урока по ФГОС

В связи с тем, что переход на ФГОС был успешно осуществлен на всех уровнях школьного обучения, все учителя знают, что такое технологическая карта урока по ФГОС, и активно пользуются ими для сокращения времени подготовки к учебным занятиям и планирования эффективного учебного процесса. Развитие и популяризация ИКТ в российской педагогике позволяет учителям пользоваться специальными программами - электронными конструкторами, - ускоряющими процесс создания техкарт уроков.

Существуют единые принципы составления технологических карт урока , хотя форма и структура документа на законодательном уровне не урегулированы. Опытные педагоги, давно практикующие составление техкарт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа:

  • Особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
  • Указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы.
  • Вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя.
  • Перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы.
  • В качестве дополнения в таблицу можно добавить графы «Использование ИКТ», «Время» и «Промежуточный контроль усвоения материала», а в качестве приложений к ней использовать схемы, тесты или образцы решения.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста техкарты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки.

Таким образом, начиная работу над технологическими картами уроков по ФГОС , необходимо следовать алгоритму действий:

  1. Определить вид и место урока в изучаемом разделе или теме.
  2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия.
  3. В соответствии с видом урока обозначить его этапы, сформулировав цели каждого из них.
  4. Обозначить УУД и результаты каждого из этапов урока.
  5. Определить формы работы на уроке и принципы взаимодействия педагога и учащихся.

Учитывая принципы системно-деятельностного подхода даже молодой педагог сможет составить по образцу технологических карту урока по ФГОС .

Технологические карты уроков по ФГОС: примеры

Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока по ФГОС , перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.

Обобщенно-графический сценарий учебного занятия. Вариант 1.

Технологическая карта урока по ФГОС . Вариант 2.

Более подробная таблица разделяет деятельность учителя и учеников, а работу последних на регулятивную, коммуникативную и познавательную.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

  • осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
  • обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий;
  • эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы;
  • обеспечивать реализацию метапредметных связей;
  • выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.

Технологическая карта урока – один из самых современных способов организации образовательного процесса, таблица, в которой преподаватель описывает то, как будет обучать детей. Чаще всего используется в начальных классах (с 1-го по 4-ый), но подходит и для средней, и для основной школы.

Функции технологической карты урока

Функциями технологической карты урока являются:

1. Организация образовательного процесса в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (для учителя).
2. Появление и развитие не только образовательных, но и всех остальных – развивающих и воспитательных навыков. Другими словами, технологическая карта обеспечивает комплексное обучение (для учеников).
3. Планирование образовательного процесса не на один или несколько уроков, а на более серьезный срок – четверть, полугодие и даже год (для учителя).
4. Применение на практике межпредметных связей (для учеников).
5. Диагностирование уровня освоения материала по этапам темы (для учителя).

Технологическая карта и конспект: чем они отличаются друг от друга

Самое явное, но не основное отличие технологической карты от конспекта в том, что первая имеет вид таблицы.

Другие отличия технологической карты от конспекта представлены в таблице:

Технологическая карта Конспект
Представляет собой описание деятельности и учителя, и учеников на всех этапах урока, предоставляет возможность понять, как учитель взаимодействует с учениками Представляет собой описание того, что должен делать учитель на уроке, и то в общем
Содержит описание деятельности учеников с указанием универсальных учебных действий (УУД) после каждого этапа урока Содержит только формы предполнесения материала на уроке
Позволяет отмечать результаты после каждого этапа урока и, если требуется, вносить коррективы в образовательный процесс Позволяет отмечать результаты только после урока

Несколько советов о том, как сделать технологическую карту урока

В российском законодательстве не говорится о том, какой должна быть технологическая карта урока. Поэтому мы приведем только рекомендации относительно этого документа.

Во-первых, не сбрасывайте со счетов «шапку», она – основа основ. «Шапка» состоит из нескольких пунктов:

● название предмета;
● название темы урока;
● вид урока;
● результаты, которые хотелось бы видеть после урока (предметные, межпредметные и личностные);
● дидактические средства;
● оборудование.

Во-вторых, не делайте технологическую карту очень подробной, это только вызовет путаницу и затруднит преподнесение материала. Оптимальный вариант:

В третьих, если нужно, то технологическую карту можно дополнить столбцами «Продолжительность», «Используемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» и «Способ предварительно проверки уровня освоения материала» (самостоятельная, лабораторная, контрольная и др. работы).

В-четвертых, несмотря на то, что в технологической карте принято писать «классические» этапы урока, можно не следовать этому правилу. В частности, исходя из вида урока можно исключать или объединять некоторые из них.

В-пятых, при прописывании универсальных учебных действий (УУД) и результатов, которые хотелось бы видеть, лучше всего пользоваться рабочей программой.

В-шестых, ни в коем случае нельзя забывать, что современный урок должен быть построен так, чтобы у учеников появлялись и развивались не только образовательные, но и все остальные – развивающие и воспитательные навыки.

В-седьмых, внизу технологической карты можно поместить дополнения: образцы выполнения упражнений, тесты и т.д.

И последнее. Есть программы, которые упрощают и ускоряют работу над технологической картой. В них заложены рабочие программы, универсально-учебные действия (УУД) и результаты, которые хотелось бы видеть. Никто не запрещает прибегать к их помощи.

Работа над технологической картой урока

Работа над технологической картой урока включает в себя:

1. Определение того, какую роль играет именно этот урок во всей теме, выбор вида урока (типовой или необычный, например, урок-конференция).
2. Составление списка из самой главной и вспомогательных целей урока. Их можно взять из любого блока – образовательного, развивающего, воспитательного.
3. Структурирование урока в зависимости от того, к какому виду он относится (расписывание по этапам).
4. Формулирование задач для каждого из этапов урока.
5. Обозначение результатов, которые хотелось бы видеть после каждого из этапов урока.
6. Выбор форм преподнесения материала на уроке.
7. Написание особенностей деятельности учителя и учеников.

Основные этапы, из которых состоит технологическая карта урока:

1. Подготовка к уроку. На этой стадии учитель активизирует учеников совсем небольшим вступлением в устной форме, а ученики включаются в деловой ритм – начинают учиться.
2. Выявление сильных и слабых сторон ребят. На этой стадии учитель устанавливает, насколько хорошо усвоился старый материал, а ученики делают задание на проверку какого-то навыка.
3. Постановка самой главной цели урока. На этой стадии учитель создает проблему, которая должна быть решена по завершении занятия, а ученики ставят подцели и, если есть необходимость, задают вопросы уточняющего характера.
4. Разработка проекта решения проблемы. На этой стадии учитель в общих чертах объясняет, как решить проблему (предлагает несколько вариантов), а ученики выбирают наиболее оптимальные средства для этого (алгоритм, модель и т.д.).
5. Закрепление нового материала. На этом этапе учитель обобщает то, что было пройдено, а ученики выполняют стандартные упражнения.
6. Самостоятельная работа по новому материалу (индивидуально или в группах). На этой стадии учитель создает условия для использования нового материала, а ученики контролируют себя, обращаясь к эталону.
7. Рефлексия урока, т.е. подведение итогов. На этой стадии учитель создает условия для рефлексии, а ученики сравнивают, соответствует ли самая главная цель урока тому, чего они достигли.

Этапы урока зависят от типа выбранного урока.

Таким образом, технологическая карта – это эффективная форма взаимодействия учителя и учеников. Благодаря ей оптимизируется образовательный процесс. И от этого выигрывают обе стороны: и учитель, и ученики. Учитель не выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов, систематизирует свою работу, а ученики всесторонне развиваются.

Пример технологической карты урока:

Междисциплинарный урок по алгебре и информатике

в 11 классе по теме «Решение задач на проценты с использованием электронных таблиц»

Тип урока: интегрированный комбинированный урок комплексного применения знаний по алгебре и информатике.

Цель урока:
Создать условия для формирования:
– личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
– регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
– познавательных УУД (общеучебные, логические);
– коммуникативных УУД(планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
средствами предмета алгебра при изучении темы «Проценты».
Задачи:
– способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через вопросы анкеты;
– актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
– организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации, а так-же решению задач из реальной жизни;
– организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
– организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
– учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
– учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
– учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
– учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
– учащиеся умеют корректировать свои действия;
– учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;
Познавательные:
– учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
– учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
– учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
– учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
– учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
– учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
– учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;
– учащиеся умеют контролировать и оценивать действия партнера;
– учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
– учащиеся знают формулы нахождения процентов
– учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни

– учащиеся умеют пользоваться электронными таблицами

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

– частично-поисковый.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал: Приложения 1–10
  2. Презентация «Проценты».
  3. Мультимедиа-комплекс.

Организационные формы:

– фронтальная;

– индивидуальная;

– групповая.

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

План урока

Содержание деятельности учителя Задания для учащихся Содержание деятельности ученика Какие УУД приоритетно формируются
Этап урока: организационный
Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку

Создает положительную атмосферу в классе

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД: организация своей учебной деятельности

Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Организует заполнение анкеты при помощи презентации и уточняющих комментариев Ответьте письменно на вопросы (Приложение 1) Заполняют анкету, пользуясь своим жизненным опытом
Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов Сравните свои ответы на вопросы 1-4 с правильными. Записывают в анкету рядом со своими ответами правильные ответы
Организует целеполагание учебной деятельности на уроке Определите по вопросам тему урока Формулируют цель урока ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели;
Этап урока: Актуализация знаний
Задает вопросы по теме “Проценты” Вспомните правила нахождения процентов Отвечают на вопросы по теме “Проценты” ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации;
Организует распределение по группам с помощью жребия Распределитесь на 4 группы. Обсудите и выполните задание. Распределение на 4 групп. Уточнение задания. ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
ПУУД (общеучебные): выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Организует работу групп над решением задач Подготовьтесь к публичному представлению информации Работа в группах: выполнение заданий на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 2), «Задание Группе 2» (Приложение 3), «Задание Группе 3» (Приложение 4) и «Задание Группе 4» (Приложение 5).

Совместное обсуждение и решение задач. Подготовка устного выступления



КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Организует выступления представителей групп по результатам выполнения заданий. Представьте результаты групповой деятельности Объясняют решения задач. Отвечают на поставленные вопросы ПУУД (логические): синтез как составление целого из частей, в т.ч. восполнение недостающих компонентов;
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Организует обсуждение вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Обсудите ответ на вопрос: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Принимают участие в обсуждении вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” ЛУУД (самоопределение): мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ПУУД (логические): выдвижение гипотез и их обоснование
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации
Организует работу групп над решением задач из реальной жизни с использованием электронных таблиц Получите следующее групповое задание. Выполните вычисления Работа в группах: выполняют задания на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 6), «Задание Группе 2» (Приложение 7), «Задание Группе 3» (Приложение 8) и «Задание Группе 4» (Приложение 9).

Уточняют задания. Совместно обсуждают и решают задачи. Подготавливают устное выступление

ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
КУУД (планирование): определение цели, функций участников, способов взаимодействия
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Этап урока: Обобщение и систематизация знаний
Организует обсуждение решений задач и сравнение их с правильными ответами Сравните свое решение с правильным ответом Объясняют решение своей задачи. Сравнивают свое решение с правильным ответом. Обсуждают решение своей задачи и решение задач других групп РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организует вычисление погрешности, допущенной при заполнении анкеты в начале урока Сравните свои ответы на вопросы анкеты с правильными ответами Сравнивают свои ответы в анкете с правильными ответами и вычисляют, на сколько процентов они ошиблись РУУД (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Организует анкетирование Оцените свою деятельность на уроке. Напишите отзыв об уроке Заполняют анкету. Оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении Получите домашнее задание Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.

Темы, которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока.Что это такое?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема
Цель
Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД
  • ЛичностныеУУД:
  • Регулятивные УУД:
  • Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:
Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
  • основные
  • дополнительные
Формы урока фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
Технология
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД

Организационный момент

Время:Основные этапы:

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания

Время:Этапы:

Изучение нового материала

Время:Этапы:

Закрепление нового материала

Время:Этапы:

Контроль

Рефлексия

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.

Представленная форма технологической карты урока разработана и используется в ГБОУ СОШ № 1467 г Москвы.

Следующие формы технологических карт были предложены учителям биологии на занятиях курсов по ФГОС ООО в сентябре 2013 года в г. Похвистнево преподавателем ЦРО Тепловым А.А.

Урок биологии, 6 класс (7 класс по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина)

Тема: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Обучающие задачи

  • Рассмотреть особенности строения грибов.
  • Выделить характерные признаки этих организмов.
  • Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи

  • Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
  • Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

  • Продолжить формирования интереса к предмету.
  • Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Этапы урока Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД
1. Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Настраиваются на работу. Сотрудничество с учителем
2. Подготовка к основному этапу Актуализация знаний.

Вопросы классу:

  1. Какие царства живых организмов мы знаем?
  2. О представителях какого царства идет речь в следующих строках?

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.

  1. С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель. -Самостоятельное формулирование темы и цели урока
3. Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов

Грибы. Общая характеристика (Информационный модуль) (ФЦИОР)

Рассказывает о грибах с использованием модуля:

  • Царство грибов;
  • Внешнее и внутреннее строении;
  • Типы питания грибов;
  • Разнообразие;
  • Съедобные и ядовитые грибы;
  • Интересные грибы и т.д.
Воспринимают новый материал. -Умение слушать
4. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Таблица «Общая характеристика

Грибов». (ЕКЦОР)

Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили).

Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками.

Проблемные вопросы:

  • Какие грибы любят расти под определенными деревьями? Приведите примеры таких пар (гриб и дерево).
  • С помощью учебника стр. 24 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин?

Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

Заносят таблицу в тетрадь.

Называют грибы и деревья, под которыми они растут.

Объясняют образование микоризы.

  • Осознанное построение речевого высказывания.
  • Умение сличать свою работу с заданным эталоном. - Обнаружение отклонений.
  • Коррекция.
  • Поиск и выделение необходимой информации.
5. Закрепление новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Строение шляпочного гриба. (ЕКЦОР)

Грибы. Общая характеристика. (Модуль для контроля) (ФЦИОР)

Задание 1:

  • Используя муляжи (на каждой парте) изучите строение грибов.
  • С помощью предложенного ЭОР перечислите основные части гриба.

Задание 2:

  • Из фотографий грибов на слайдах определите какие из них съедобные, а какие ядовитые.

Задание 3:

  • Загадки о грибах. Учитель читает тексты загадок.

Задания в модуле:

  • Перетащите названия частей гриба (внешнее строение);
  • Перетащите названия плесневых грибов;
  • Перетащите названия частей гриба (внутреннее строение)
  • Перетащите споры шляпочных грибов;
  • Разделите на группы ядовитые и съедобные грибы; (перетаскивание)
  • Заполните таблицу «Функции частей гриба»;
  • Впишите термины.

Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба.

Ученики работают с сигнальными карточками (красная -ядовитый, зеленая - съедобный гриб).

Фронтальная работа. Разгадывают загадки.

Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно - поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку.

  • Оценка, самооценка, взаимооценка.
  • Умение находить эффективные способы решения заданий.
6. Подведение итогов урока Анализ и оценка успешности достижения цели

Проблемный вопрос:

Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это.

Отвечают на проблемный вопрос. Анализ, построение логической цепи рассуждений
7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. Дает на выбор три уровня задания:
  1. Учебник стр. 21-25 + выписать определения в тетрадь.
  2. Подготовить презентацию об отделах грибов.
  3. Сочинить сказку с участием грибов.
Записывают варианты домашнего задания

Предмет: биология
Класс: 7
УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Тема урока: Размножение и развитие насекомых
Тип: урока комбинированный

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организация начала занятия

Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку.

Приветствует детей. Создает позитивный настрой.

Задание «Верна ли схема?»

Направляет на уточнение текущей изучаемой темы.

Показывает слайд - шоу «Насекомые», читает стихотворение о насекомых.

Знакомит с «гостем» урока кузнечиком Кузей

Определяют правильность схемы, дополняют ее.

Слушают стихи, музыку

Создают свои обобщенные образы класса насекомые

Приветствуют учителя

Машут гостю, знакомятся с ним

Сотрудничество с учителем

Планирование удачного сотрудничества на уроке

Настраиваются на работу, на тему урока.

Озвучивают текущую тему

Проверка выполнения домашнего задания

Показывает интерактивный слайд с системами органов насекомых.

Проводит тестирование, организует взаимопроверку тестов самими учащимися и выставление ими оценок за работу.

Узнают и называют по силуэтам системы органов насекомых Анализ, выделение признаков Работа в парах Учебное сотрудничество Контроль Умение самооценивания, взаимооценивания
Актуализация знаний

Акцентирует внимание на ромашку на доске (на лепестках - знания о насекомых). Двух лепестков не хватает.

Направляет учащихся на формулирование темы, которую осталось изучить.

Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о насекомых им пока не известно

Устанавливают связи между частным и общим.

Синтез - составление из частного целого.

Формулируют тему урока Предвосхищение уровня усвоения знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказывает о половом диморфизме (с помощью ЭОР), строении половой системы, типах развития насекомых, отрядах насекомых с полным и неполным превращением.

Организует сравнение типов развития насекомых с помощью проблемных вопросов.

Показывает флеш - анимацию «Рождение бабочки»

Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдами, работают с учебником.

Сравнивают 2 типа развития насекомых с помощью проблемных вопросов учителя.

Усвоение и поиск необходимой информации.

Сравнение с целью выявления черт сходства и различия

Диалоги с учителем

Диалоги с учителем, мини - диспут

Сотрудничество с учителем

Сотрудничество с учителем и со сверстниками

Первичная проверка понимания

Вопросы классу:

  • Как вы поняли, что такое половой диморфизм?
  • Какой тип развития на ваш взгляд прогрессивнее и почему?
Отвечают на вопросы учителя Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента. Анализ. Диалоги с учителем Сотрудничество с учителем Оценка и самооценка Осознание уровня и качества усвоения знаний
Закрепление знаний и способов действий

Игра:
«Угадай насекомое» с сигнальными карточками.

Задание:
Карточка «Стадии развития животных»

Задание:
« Найди ошибку»

Задание:
Цикл развития бабочки

Выполняют задания с помощью интерактивных ресурсов, карточек. Установление причинно - следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов.
Обобщение и систематизация знаний

Добавляет в ромашку знаний о насекомых последние лепестки.

Подводит к промежуточным итогам проекта, в рамках которого идет урок.

Организует предварительную защиту статьи в ПскоВики.

Направляет учащихся на формулировку вывода проекта.

Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них.

Выступление руководителей исследовательских групп, показ статьи в Интернет.

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение анализировать результат и делать выводы.

Построение логической цепи рассуждения.

Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. Умение полно и точно выражать свои мысли. Владение монологической речью. Формулируют вывод всего проекта
Контроль и самопроверка знаний Предлагает заполнить листы самооценки работы в рамках проекта. Проводят самооценку работы на ПскоВики. Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки.
Рефлексия Предлагает поместить на доску в «вазу» цветы розовые или синие (комфортность на уроке) Диалог с учителем.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Информирует о подготовке к защите проектных исследовательских работ (к следующему уроку). Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради.

Ресурсы:

  • Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
  • Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
  • Интернет - ресурс ПскоВики.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта как эффективное средство повышения качества

образования в условиях реализации ФГОС НОО

методическое пособие

Протасова А.В., учитель начальных классов

Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО.:методическое пособие/ 2014

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО, которое поможет результативно проводить уроки в начальной школе в рамках системно-деятельностного подхода

1. Введение

2. Что такое «технологическая карта»

3. Технология использования технологической карты на уроке

4. Этапы составления технологической картой урока

5. Структура технологической карты

6. Назначение технологической карты в работе учителя

7. Список литературы

Приложения:

1. Положение о технологической карте

2. Формы технологических карт

Введение

Когда введены ФГОС НОО.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов (Начального ) общего образования в их деятельностном характере. Главная задача чего? - развитие личности ученика через их деятельность . Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.

Требование федерального государственного стандарта: формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Что такое «технологическая карта»?

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инстру­мент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

В ней должен быть описан весь процесс деятельности;

Должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно­деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Что дает использование технологической карты

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

Увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

Полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

Корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

Согласовывать действия учителя и ученика;

Организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

Реализовать планируемые результаты ФГОС;

Сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

Спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

Спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

Выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

Соотнести результат с целью обучения;

Обеспечить повышения качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы: к онтролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

Осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу

сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Возможности технологической карты:

Тщательного планирования каждого этапа деятельности;

Максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

Координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

Введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой

Параметрами карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Структура технологической карты

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Вывод

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Литература

Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС/ Г.Л.Копотева// Управление начальной школой.- 2011.-№12.- с.13-18.

Безрукова,В.С.Достоинства и недостатки современного урока/В.Безрукова// Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.

Лаврентьев,В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-88.

Источник:Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие.-Витебск:УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.

Приложение № 1

Утверждаю:

Директор школы ______________ /ФИО

«______»____________________20 _____ г.

Решение педсовета, протокол №_______

От «______»______________ 20 ____ г.

Приказ № ____ от «____»__________ 20 __ г

Положение

о технологической карте урока

(образец)

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48.1.5.)

  1. Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  2. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
  3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
  4. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
  5. Наличие технологической карты урока является обязательным для работы ОУ.
  6. Технологическая карта урока относится к локальным актам ОУ.
  7. Основное назначение технологической карты:

1.7.1. определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

1.7.2. определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

1.7.3. постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

1.7.4. выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.

  1. Разработка технологической карты

2.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:

2.1.1. целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);

2.1.2. инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);

2.1.3. организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это надо сделать, воплотить).

2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.

Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности учащихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику учащегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

  1. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
  1. Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность учащихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности учащихся на уроке.
  2. Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
  3. Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учащихся.
  1. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
  1. Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены учащимися.
  2. Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учащихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
  3. Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
  4. Действия учащихся как раздел технологической карты отражает деятельность учащихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие УУД.
  5. Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля учащихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
  6. Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
  1. Этапы планирования урока:
  1. определение типа урока, разработка его структуры;
  2. отбор оптимального содержания учебного материала урока;
  3. выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
  4. выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
  5. выбор организационных форм деятельности учащихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
  6. определение формы и объема домашнего задания;
  7. определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
  8. оформление технологической карты урока.
  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
  1. учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
  2. подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности учащихся на уроке и развитию УУД;
  3. дифференциация учебных заданий.
  1. Оформление технологической карты урока

3.1 . Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.

3.2. Учитель самостоятельно определят объем содержательной части технологической карты урока и ее оформление.

  1. Порядок хранения технологической карты урока

4.1. Технологическая карта урока хранится до конца учебного года.

Приложение №2

Виды технологических карт

Технологической карты урока №1

Ф.И.О. учителя:

Класс: .

Дата: .

Предмет: русский язык.

№ урока по расписанию: .

Тема урока:

Место и роль урока в изучаемой теме:

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Характеристика этапов урока

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Технологическая карта урока №2

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Технологическая карта №3

Учебный предмет

Класс

Тип урока

Технология построения урока

Тема урока

Цель урока

Основные термины, понятия

Технологическая карта урока №4

Предмет:

Тема урока :

Тип урока :

Представление о результатах :

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Цель урока :

Технология:

Технологическая карта урока №5

Тема урока _________________________________________________

Цели для ученика

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Технологическая карта урока №6

Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока

Планируемые результаты:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – Организационный этап

Этап 2 - Актуализация знаний

Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

Этап 4 - Первичная проверка понимания изученного

Этап 5 - Домашнее задание

Этап 6 - Закрепление изученного

Этап 7 - Обобщение и систематизация

Этап 8 - Подведение итогов занятия

Этап 9 - Рефлексия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологическая карта №8

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия