Сценарий урока по алгебре: «Стандартный вид числа»(8 класс). «стандартный» урок: ключевые проблемы внедрения стандартов нового поколения битюков к.о., доц

Урок 104

Тема урока. Стандартный вид числа.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные цели:

  1. создать условия для усвоения учащимися новой формы записи больших и малых чисел и правил выполнения действий над числами, записанными в стандартном виде, для формирования навыков определения порядка числа, перехода от обычной записи к стандартной, и обратно;
  2. развивать познавательный интерес к изучению предмета;
  3. способствовать формированию умений планировать свою деятельность: работе с отдельными шагами алгоритма, способам осуществления контроля и самоконтроля.

Оборудование: проектор, ПК, экран, карточки с тестовыми заданиями, карточки с алгоритмами.

Ход урока 

I. Организационный момент

  1. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний 

Задача. Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км. За сколько секунд свет от Солнца дойдет до Земли, если скорость света 300 000 км/ч?

(ученик решает на доске)

Решение: 150 000 000:300 000= 500 секунд (8 минут 20 секунд)

III. Изучение нового материала 

1. Вводное слово учителя.

Стремление постичь тайны времени, пространства и своё место во Вселенной издавна не давало покоя человеку. Вот и сегодня, как отмечает известный писатель-фантаст Е. И. Парнов, человек снова «стоит на перекрёстке бесконечностей. Одна дорога уводит его в мир галактик, туда, где разлетающееся вещество достигает почти световых скоростей, другая — в микромир с исчезающе малыми масштабами расстояний и длительностей...». И уже несколько тысячелетий, не зная покоя, человеческая мысль блуждает по этим дорогам.

Отправной точкой в её странствиях всегда была Земля. Диаметр нашей планеты составляет около 12 800 км, Солнца — в 109 раз больше. Если представить себе Землю в виде крупинки размером 1 мм, то диаметр Солнца окажется равным примерно 11 см. При этом Земля (в выбранном масштабе) будет двигаться вокруг светила по орбите радиусом чуть меньше 12 м. Диаметр же всей Солнечной системы превысит 900 м!

Выйдем за её пределы. Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Кентавра находится от нас на расстоянии, почти в 7 тыс. раз превышающем радиус Солнечной системы. Чтобы преодолеть такой путь, свету требуется более четырёх лет. Если же выразить это расстояние в километрах, получится 14-значное число. Космическая станция, движущаяся с третьей космической скоростью (16,67 км/с), доберётся до неё не ранее чем за 70 тыс. лет! А ведь это наша ближайшая «соседка», остальные звёзды расположены ещё дальше.

Обратим теперь свой взгляд в обратную сторону — ту, которая уводит нас в глубь материи.

Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть ни в один оптический микроскоп. По своим размерам (примерно 10~ 10 м) они во столько же раз меньше обыкновенного яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. А число атомов в яблоке так же велико, как и число звёзд в наблюдаемой Все ленной.

В науке и технике астрономы, физики, химики, биологи ставят эксперименты, затем исследуют получившиеся результаты и получают очень большие и очень малые числа. Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел.

Например, большим числом выражается масса Земли - 5 980 000 000 000 000 000 000 т.

(5 секстиллионов 980 квинтиллионов т).

Давайте с помощью таблицы его прочитаем.

На слайде - таблица названий больших чисел.

МИЛЛИОН - 6

МИЛЛИАРД - 9

ТРИЛЛИОН - 12

КВАДРИЛЛИОН - 15

КВИНТИЛЛИОН - 18

СЕКСТИЛЛИОН - 21

СЕПТИЛЛИОН - 24

ОКТИЛЛИОН - 27

НОНИЛЛИОН - 30

ДЕЦИЛЛИОН - 33

Малым числом выражается размер вируса гриппа равен 0, 000000103 м. (нуль целых, сто три миллиардных м).

2. Проверка решения задачи на доске.

Вывод: мы видим, что читать такие числа и выполнять над ними какие-либо действия очень сложно.

Известна ли вам более удобная форма записи больших и малых чисел?

Формулирование целей урока (вместе с учениками)

Обратимся к помощи учебника, п. 39 (до примера 1).

Задание. Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы (вопросы на слайде).

Какая запись называется стандартным видом числа?

Как называется число n в этой записи?

Что показывает большой положительный порядок в стандартной записи числа?

Что показывает большой по модулю отрицательный порядок?

3. № 1013 (устно). (Назвать порядок числа, записанного в стандартном виде).

4. Алгоритм записи числа в стандартном виде

Составим алгоритм записи числа в стандартном виде.

Для этого разберите по учебнику примеры 1,2 в учебнике. (слайд)

(формулируем этапы алгоритма)

Алгоритм записи числа в стандартном виде

1. Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

3. Определить знак порядка числа n :

N>0, n<0,

Если α>10 если α<1

IV. Закрепление изученного материала 

1. (устно) Представьте в стандартном виде числа: (задания на слайде)

350, 72000 , 0, 026, 0, 00000905.

2. Запишите в стандартном виде числа: (ответы - на доску)

А) масса атома кислорода 0, 000 000 000 000 000 000 000 02662 г;

Б) толщина пленки мыльного пузыря 0,000 000 06 см;

В) диаметр молекулы воды 0,000 000 03 см;

3. Можно ли про следующие числа сказать, что они записаны в стандартном виде:

; ; .

(прокомментировать решение).

4. Самостоятельное выполнение № 1014, № 1015.

5. Взаимопроверка по решению, представленному на слайде.

6. Дифференцированная работа с учащимися.

1 группа - ученики, успешно справившиеся с заданиями, дальше самостоятельно работают с учебником. Задание для них проецируется на экране:

Ответьте на вопрос: как выполняется умножение и деление чисел, записанными в стандартном виде? (слайд)

1. Для этого рассмотрите пример 3 в учебнике.

2. Выполните действия:

а) (3,5 · 10 -7 ) · (3 · 10 -5 )= (3,5 · 3) · (10 -7 · 10 -5 ) = 10,5 · 10 -12 = 1,05 · 10 · 10 -12 =

1,05 · 10 -11 .

б) .

(сначала проецируется задание, затем для проверки - решение)

3. Решите задачи: (на слайде)

1. Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 10 5 км. В году 3 · 10 7 с. какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

2. Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 10 6 световых лет. Сколько километров до нее?

(решение появляется на экране позже для проверки)

2 группа - это ученики, испытывающие затруднения при решении заданий, они работают с учителем, выполняя задание, записанное на доске:

1. Представить числа в стандартном виде:

67; 0, 0027; 29,54; 0,000087; 95 000 000.

V . Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

Тест

1. Самостоятельная работа для 1 группы - выполнение теста:

Для данного числа выберите запись его в стандартном виде и запишите в тетрадь букву соответствующую выбранному ответу:

1. 480

3. 0,000008

5. 17 000 000

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

МАСТЕР-КЛАСС

Карманова Ольга Васильевна

учитель информатики и математики МБОУ ООШ № 19 п. Железнодорожный, Борский район, Нижегородская область

СТАНДАРТНЫЙ УРОК

НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ 5 И 6 КЛАССОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье представлены два плана-сценария уроков информатики: для 5 класса по теме: «Формы представления информации» и для 6 класса по теме: «Растровое кодирование графической информации». Уроки спланированы по единому шаблону: проект - сценарий (ход урока, обоснование деятельности учителя, прогнозируемые действия учеников, примерное время) - самоанализ урока. Такой подход позволяет минимизировать затраты учителя на подготовку рутинной стороны стандартного урока, освобождая учителя для «живой работы» по формированию УУД и личностных результатов образования.

Ключевые слова: стандартный урок, шаблон плана-сценария урока, информатика и ИКТ.

Переход системы образования на принципиально новые стандарты вызывает затруднения у большинства учителей и требует от учителя больше внимания уделять формированию УУД и личностных результатов образования . Труд учителя может быть значительно облегчен при использовании компактных шаблонов «рутинной» части урока при его подготовке и проведении. Представленные уроки входят в курс информатики и ИКТ на основе УМК «Информатика и ИКТ» для основной школы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой .

Проект урока (5 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 5 кл.

2. Тема урока: Формы представления информации. (10 урок в теме «Информация вокруг нас»)

3. Раздел: Информация вокруг нас.

Планирование раздела:

1. Информация. (1 ч.)

2. Действия с информацией. (1 ч.)

3. Хранение информации. (1 ч.)

4. Носители информации. (1 ч.)

5. Передача информации. (1 ч.)

6. Кодирование информации. (1 ч.)

7. В мире кодов. (2 ч.)

8. Формы представления информации. (1 ч.)

9. Метод координат (2 ч.)

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор.

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

Кодирование.

Графический способ кодирования.

Числовой способ кодирования.

Символьный способ кодирования.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация

по теме урока

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. актуализация.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал

6. закрепление новой темы игра «остров»

7. Формирование новых знаний. Технологический материал

8. Практическая работа.

9. Подведение итогов.

МАСТЕР-КЛАСС

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Женя встань и ответь, пожалуйста, что такое код и кодирование. Приведи, пожалуйста, пример кодирования информации из нашей повседневной жизни. Хорошо садись. Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». Давайте еще вспомним о том, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. А как и почему это делают люди сегодня нам и предстоит узнать. Итак, тема сегодняшнего урока «Формы представления информации». Давайте запишем ее. (Дети на экране видят тему урока) (Слайд 1) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока. Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Человечество выработало множество форм представления информации. (Слайд_2) К ним относятся разговорные языки (русский, английский и т.д.- всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки (азбука Морзе, азбука Брайля...) . Способ кодирования, а другими словами форма представления информации зависит от той цели, которую мы преследуем для кодирования информации. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание информации, удобство обработки. Мы с вами разберем 3 наиболее часто используемых способа кодирования информации. Итак, когда мы кодируем информацию с помощью рисунков и значков? (Слайд 3) Посмотрите на экран, что сообщает вам эти изображения. Катя как ты думаешь? Правильно. А какие цели люди преследуют, когда устанавливают эти знаки? Хорошо, садись. Действительно с помощью графического метода наиболее быстро получается воспринять ту информацию, которую мы видим короткий промежуток времени. Итак, давайте запишем 1 способ графический. (Слайд 4) Мы измерили комнату и получили что ее ширина 4 метра а длина 5 метров. Нам надо узнать ее периметр. Дима, скажи, пожалуйста, что мы напишем на доске для решения этой задачи? Верно. А с помощью каких знаков мы это сделали? Верно с помощью чисел. Итак, метод № 2 - числовой. (Слайд 5) И давайте запишем последний метод символьный, используя этот метод мы кодируем информацию с помощью символов того же алфавита. Давайте посмотрим на экран и попробуем расшифровать сообщение, зная, что каждая буква исходного текста заменена буквой, которая следует после нее в алфавите «лбмэлфмаупс» запишем полученное выражение в тетради. Саша ответь, что получилось у тебя? Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях, дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 10-15 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Игра «остров». Представьте, что вы два племени на острове: 1 - выращивает только фрукты, 2 - только овощи. Вы, племя «Фру-фру», решили попросить у первого племени некоторых овощей и послали им записку с почтовым голубем, но, не зная их языка сообщение представили, используя разные формы представления информации, надеясь что они хоть что-нибудь смогут прочитать. Племя «овощи» точно также попросило у вас некоторых фруктов. Но ни то ни другое племя не знало, какие виды фруктов и овощей выращивает сосед. Поэтому ваша задача расшифровать сообщение, обвести те фрукты и овощи, которые вы можете обменять с соседом и послать сообщение обратно. Давайте подведем итог: какие формы представления информации использовало соседнее племя в сообщении? Верно это 3 изученных сегодня формы. (Слайд 6) Закрепление новой темы. Сплотить и заинтересовать детей групповой работой в игровой форме. Дети заинтересованы предстоящей работой и получением результатов 7-8 мин.

Практическая работа. Сегодня мы будем изучать калькулятор, которым как программой обеспечен наш компьютер. Сейчас, используя мышку, вам предстоит сделать практическую работу № 5. Посмотрите на экран - я покажу, как начать. А сейчас откройте стр.148 учебника, а я посмотрю, как вы справляетесь. Не забудьте переписать пример и его результат в тетрадь. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. 15 мин.

Итоги урока. Закончите работу. Кто не доделал, у вас будет возможность доделать на следующем уроке. Алена, давай вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке, с какими формами представления информации познакомились? Хорошо садись.(Слайд 6) Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем домашнее задание п.1.7 вопросы 1-4. Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Самоанализ урока.

Данный урок является 10 в теме «Информация вокруг нас», на которую отводится 12 часов.

Что такое код и кодирование;

Знакомы с многообразием кодов;

Как хранят и передают информацию.

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор;

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-групповая.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Благодаря игровой форме закрепления начальных навыков, работа на уроке происходит более интересно. Поскольку всего в классе 12 человек, то наиболее эффективно происходит освоение компьютера, если дети сидят по 1 или по 2 человека за машиной,- с одной стороны, им легко по очереди или одному целиком выполнять работу, с другой стороны (если их двое), для детей, первый год изуча-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

ющих этот предмет, не возникает страха перед компьютером.

Результаты:

Дети могут соотносить способ кодирования с преследуемой целью. Благодаря визуальному ряду наиболее ярко представляют многообразие кодов в окружающей нас жизни.

Закреплены понятия «код» и «кодирование».

Класс получил навыки групповой работы.

Дети ознакомлены со стандартным приложением «калькулятор» и могут выполнять основные арифметические операции.

Кроме того, ученики на таких занятиях совершенствуют свои навыки владения компьютером в целом.

Проект урока (6 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 6 кл.

2. Название урока: Растровое кодирование графической информации. (9 урок по теме «Информация и компьютер»)

3. Глава: Информация и компьютер.

Планирование темы:

1. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

2. Файлы и папки.

3. Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

4. Двоичное кодирование числовой информации.

5. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

6. Тексты в памяти компьютера.

7. Кодирование текстовой информации.

8. Создание документов в текстовом процессоре Word

9. Растровое кодирование графической информации.

9. Векторное кодирование графической информации.

10. Единицы измерения информации.

Тип урока: сообщение новой темы.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

Основные понятия:

Графический объект.

Пиксель.

Растровое кодирование.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация по теме урока.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос пройденного на предыдущем уроке материала.

3. Сообщение темы урока. Постановка цели.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал.

6. Практическая работа.

7. Подведение итогов.

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Организационный этап. Здравствуйте дети. Садитесь. Все ли вы сегодня присутствуете на уроке? Подготовка учащихся к работе на уроке. Готовность класса к работе. 2 мин.

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Рома встань и ответь, пожалуйста, на вопрос. Каким образом мы кодируем текстовую информацию? Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». А сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как компьютер кодирует изображения. Какие типы изображений вам знакомы? Наташа, приведи примеры? На экране мы можем увидеть рисунки, фотографии изображения, полученные путем сканирования. Все это изображения. Итак, тема сегодняшнего урока «Растровое кодирование графической информации» (Слайд 1-2) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Каким же образом компьютер выводит нам изображения на экран? Как всегда секрет кроется в двоичном коде. Посмотрите, на самом деле, любая картинка при сильном увеличении состоит из точек - пикселей. (Слайд 3-4) Почему точки вовсе не точки, а маленькие квадратики? Давайте сами попробуем закодировать простую черно-белу картинку (На экране появляется изображение). «0» - обозначим не закрашенную точку, а «1» - закрашенную (Слайд 5). Итак, каждая строка состоит из 16 точек, значит в последовательности будет 16 «0» или «1». Катя, как ты думаешь, как можно закодировать эту строку? (Слайд 6) Хорошо, садись. После ответа появляются все составляющие кода на экране. Такой способ кодирования графической информации и называется растровым. А теперь посмотрим на предложенный код. (Слайд 7) Попробуем узнать, что скрывается за этими цифрами? Перед нами числа,- в какой системе счисления? Андрей, подскажи, что нужно сделать, чтобы получить изображение. Верно, для начала с помощью калькулятора или других ручных методов вычисления переведем числа из десятичной системы счисления в двоичную. Обратите внимание, мы получили цепочки разной длины. Сдвинем их вправо и по самой длинной сориентируемся, какой длины все они должны быть. Допишем на пустые места «0». А теперь самое интересное - закрашиваем точки! В соответствии с единицами закрасим нужные клеточки! Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 15-18 мин.

Практическая работа. На каждую парту я раздаю по листочку с кодом, возьмите фломастеры и закрасьте необходимые точки будущей картинки. А через 5 минут мы посмотрим что получилось. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Заинтересовать класс посредством рисунка. Увлеченность приносит также ожидание результата. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. Обсуждение результатов. 15 мин.

Скорее всего, у вас возникает вопрос: «Как же быть с цветными изображениями?». Я вам показала упрощенный вариант кодировки, мы каждую точку кодировали 1 битом. На самом деле, каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 «0» и «1». 8 первых битов кодируют 256 оттенков красного, 8 следующих - 256 оттенков зеленого, остальные 8-256 оттенков синего. После чего эти оттенки, как цветные стекла, накладываются друг на друга - получается нужный нам цвет. Этот метод позволяет различать более 16 миллионов цветов. Запишем это в тетрадях (демонстрация процесса на экране) (Слайд 8-10) Разбор реальной ситуации. Понимание детьми, как происходит образование цвета.

Итоги урока. Лена, расскажи, пожалуйста, с какими новыми понятиями мы познакомились. Хорошо. Вы все сегодня хорошо поработали. Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность.) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем задание на дом: «Придумать и закодировать черно-белое изображение размером 16*12 тетрадных клеток». Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Самоанализ урока.

Данный урок является 9 в теме «Информация и компьютер», на которую отводится 12 часов.

Тип урока: закрепление - изучение нового материала.

Исходный уровень: Учащиеся знают:

Что такое двоичный и десятичный код;

Способы и методы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

Знакомы с понятием 1 бит информации;

Способы кодирования текстовой информации.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-парная.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Кроме того, этот метод преподнесения нового материала увлекает и заинтересовывает детей поскольку в этом возрасте дети более охотно включаются в работу если им интересно работать по предложенному методу. Для детей-кинестетиков был наиболее полезен 2 этап - практическое задание. Кроме того, работая в парах, дети более уверенно выполняют задание.

Результаты:

У детей сформировалось более четкое представление о формировании графических объектов в памяти компьютера. При актуализации пройденного дети освежили в памяти необходимые для введения новой темы знания. На этапе сообщения новой темы попыталась заинтересовать детей будущим рассказом.

Включение всех ребят в деловой ритм урока. Задавая вопрос о предполагаемых действиях, попыталась подтолкнуть детей к самостоятельному выводу, который их приведет к нужному способу кодирования.

Все дети участвовали в декодировании предложенной информации, «руками потрогали» компьютерный код и усвоили продемонстрированный метод. Для учеников с низким уровнем интеллектуального развития были подготовлены задания пониженной трудности.

Полагаю, что цели урока достигнуты.

Литература

1. Артемьева В.В., Воронина Л.В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.41-47.

2. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. М.: БИНОМ, 2006.

3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ, 2006.

4. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5 с 95-102

5. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

6. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

7. Стариченко Б.Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С. 91-101.

8. Шибирова Н.В. Модель проектирования урока в развивающем обучении // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

Урок № 24 11.12.2014 алгебра 8 класс Шевчук Е.И.

Тема урока:

СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА

Цели урока:

Познавательная:

1. Ознакомить учащихся с записью чисел в стандартном виде и полученные значения использовать при решении задач. Установить межпредметные связи.

2.Показать способы записи больших и малых чисел.

3.Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания.

4.Показать значимость темы при изучении смежных дисциплин.

5.Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Развивающая:

развивать у учащихся мышление, речь, память, умение выделить главное, продолжить развитие умения анализировать.

Воспитательная:

воспитывать общую культуру, активность, самостоятельность, умение общаться, патриотизм.

Тип урока:

урок объяснения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

маршрутный лист,

техническое оснащение урока – компьютеры,

компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

Методы обучения:

по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: урок-практикум.

«Дорогу осилит идущий...!»

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока

Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «Дорогу осилит идущий…!»

Что означают эти слова?

Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором будет фиксировать свою работу и в конце урока оценит её

(раздаются маршрутные листы)

Слайд №1

Витамины,минералы,продукты.

(Задание № 1 на МЛ)

Правильные ответы записаны на обратной стороне доски.

Самопроверка. Слайд №2-3

Набираем баллы.

II Сообщение темы и цели урока

Слайд №4

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, выполните задания на первой странице маршрутного листа (проверка на экране). Если вы правильно выполнили задания, то вы должны получить слово – СТАНДАРТ.
Что такое стандарт? Где вы встречались с этим словом? Что оно означает?

(Самое первое задание на МЛ- таблица)

Слайд №5

Стандарт (от англ. – standard) Образец, эталон, модель, с которым сопоставляются, сравниваются подобные объекты, процессы. (Универсальный энциклопедический словарь). Т.е., когда говорят о стандарте, людям легче представить о чем идет речь. А мы сегодня будем говорить о стандартном виде числа. Итак, это тема сегодняшнего урока.

Слайд № 6

  1. Актуализация знаний учащихся.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и очень маленькими числами. Мы уже с вами знаем, как записывать большие и маленькие числа с помощью степени числа.

IV .Усвоение новых знаний

Слайды № 7-8

– Удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (Занимают много места, тратится много времени, сложно запоминать.)
– Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации? (Записывать числа с помощью степеней.)

(Задание № 3 на МЛ)

Использование понятия степени делает запись выражения более краткой и компактной.

Особенно часто степени используются при записи больших чисел. Такие числа записывают с помощью степени с основанием 10. Например:

10 -1 = 0,1

10 0 = 1

10 1 = 10

10 2 = 100

10 3 = 1000

!!! Показатель степени с основанием 10 показывает, сколько нулей надо записать после цифры 1.

Например, радиус земного шара, приблизительно равный 6,37 млн. м, записывают в виде 6,37 10 6 м.

Степень 10 6 равна 1 000 000 поэтому:

6,37 10 6 м = 6 370 000 м

Кроме этого, запись чисел с помощью степени используется для записи натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

4 835 = 4 1000 + 8 100 + 3 10 + 5 = 4 10 3 + 8 10 2 + 3 10 + 5

!!! Каждое число, бóльшее 10, можно записать в стандартном виде:
a 10 n , где 1 ≤ a ≤ 10 и n - натуральное число.

Такая запись называется стандартным видом числа.

Слайд №9

Запишите массу Земли, используя степень числа. 598 10 25 г. Теперь запишите массу атома водорода. 17 10 –20 г. А можно ли по другому записать эти числа, используя степени? Попробуйте! 59,8 10 26 , 5,98 10 27 ; 0, 598 10 28 ; 5980 10 24 .
17 10 –20 ; 1,7 10 –19 ; 0,17 10 –18 ; 170 10 –21 ;

– Все результаты правильные. Но можно ли говорить о стандартной записи? Как быть? (Договориться о единой записи чисел.)
– Попробуйте обсудить с соседом, какая же запись должна быть единой, стандартной?
– Каким же должен быть множитель перед степенью числа 10, чтобы было удобно и ЗАПОМНИТЬ число и представить его?

– Откройте, пожалуйста, слайд №10

И учебники п 11 стр.104 ,найдите определение стандартного вида числа и запишите его в маршрутные листы.

– Стандартным видом числа называется запись вида а 10 n , где 1 < а < 10, n – целое. n – называют порядком числа.

– В стандартном виде можно записать любое положительное число!!!
Почему? (По определению. Т.к. первый множитель число, принадлежащее промежутку от }