Рабочая программа производственного обучения по профессии. Рабочая программа производственного обучения по профессии штукатур, маляр строительный

  • 1.4.Иллюстративный материала (им)
  • Изучение плана методической работы и составление плана работы методической комиссии в учреждениях образования системы пто.
  • Приложение 1. Общегосударственный классификатор
  • 3 Определения
  • 4 Основные положения
  • Приложение 2. Квалификационный справочник
  • I. Должности служащих учреждений образования всех типов и наименований (кроме высших учебных заведений)
  • Заведующий отделением учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)
  • Заведующий учебно-производственной (учебной) мастерской учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)
  • Заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе учреждения образования
  • Заместитель директора (начальника) по производственному обучению профессионально-технического и среднего специального учебного заведения
  • Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной работе учреждения образования
  • Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебно-производственной работе учреждения образования
  • Мастер производственного обучения учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)
  • Методист профессионально-технического и среднего специального учебного заведения
  • II. Должности служащих высших учебных заведений
  • Ректор высшего учебного заведения
  • Декан высшего учебного заведения
  • Заведующий кафедрой высшего учебного заведения
  • Заведующий учебной лабораторией высшего учебного заведения
  • Профессор высшего учебного заведения
  • Доцент высшего учебного заведения
  • Старший преподаватель высшего учебного заведения
  • Преподаватель (ассистент) высшего учебного заведения
  • Преподаватель-стажер высшего учебного заведения
  • Приложение 3. Тарифно-квалификационные характеристики
  • Фрезеровщик
  • Приложение 4 Фрагменты сборника типовой упд для учреждений образования, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (Выпуск №19 Учебная специальность
  • 1. Нормативные документы
  • 2. Формы и сроки освоения учебной специальности
  • 3. Характеристика учебной специальности
  • 4. Профессионально значимые свойства личности работника
  • 4.1. Психические и психофизиологические свойства
  • 4.2. Социально-психологические качества
  • 5. Требования к уровню общего образования поступающего на обучение
  • 6. Требования к результатам обучения по учебной специальности
  • 6.1. Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
  • 6.2. Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям
  • 6.3. Требования к общеспециальным знаниям и умениям
  • 6.4. Требования к специальным знаниям и умениям
  • Приложение 4.3. Форма модели учебного плана птуз
  • Приложение 4.4. Пример типового учебного плана птуз (книга 1 упд)
  • Регистрационный № ___
  • Содержательная структура учебного плана
  • Сводная таблица минимального количества часов на предметы, циклы, виды учебной деятельности профессионального компонента
  • Приложение 4.5. Пример рабочего учебного плана птуз
  • 4.6.1. Программа предмета «специальная технология»
  • 4.6.2. Программа предмета «производственное обучение»
  • Приложение 5. Фрагменты упд для учреждений образования, обеспечивающих получение среднего специального образования Приложение 5.1. Пример Типовой квалификационной характеристики
  • Специалист должен знать:
  • Специалист должен уметь:
  • Приложение 5.2. Пример типового учебного плана ссуз
  • Приложение 5.3. Пример рабочего учебного плана ссуз
  • Приложение 6. Структурно-функциональный метод анализа учебной литературы по машиностроиетльным дисциплинам в пТу и ссУз
  • Приложение 7. Планирующая и отчетная документация по методической работе в учреждениях образования системы пто.
  • План методической работы пту-___
  • План работы методической комиссии
  • Протокол
  • 4.6.2. Программа предмета «производственное обучение»

    Пояснительная записка

    В результате прохождения производственного обучения обучающийся должен:

    Уметь использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности;

    Выполнять токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные работы различной сложности.

    В процессе производственного обучения необходимо создавать условия для:

    Воспитания ответственности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, самообладания, уравновешенности;

    Развития устойчивости внимания, зрительной и моторной памяти, точности и скоординированности движения рук, способности к анализу производственных ситуаций, четкого различия звуковых раздражителей по громкости, тону и скорости для контроля за ритмом работы станка.

    Данная типовая учебная программа предназначена для использования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, при организации производственного обучения по единичной квалификации "Станочник широкого профиля" по учебной специальности "Механическая обработка металла на станках и линиях".

    Отбор и структурирование содержания типовой учебной программы осуществлены на основании требований к общеспециальным и специальным умениям обучающихся, осваивающих единичную квалификацию "Станочник широкого профиля" (подразделы 6.3 и 6.4 профессионально-квалификационной характеристики).

    Основой для успешного освоения учебной программы являются знания и умения, приобретаемые обучающимися при изучении предметов профессионального компонента "Спецтехнология", "Основы технологии машиностроения", "Материаловедение", "Допуски, посадки и технические измерения", "Охрана труда", "Техническое черчение", "Электротехника", а также предметов общеобразовательного компонента "Физика", "Математика", "Химия".

    Типовая учебная программа предусматривает организацию обучения в учебных мастерских и в условиях производства. Заключительный этап обучения – производственная практика на рабочих местах.

    Тематическим планом типовой учебной программы предусмотрены комплексные и проверочные работы. Комплексные работы наиболее рационально проводить после прохождения тем 19, 24, 26.

    Проверочные работы проводятся в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь, за счет времени, выделяемого на производственное обучение.

    Количество, тематика (содержание), конкретные сроки проведения комплексных и проверочных работ окончательно определяются мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются в установленном порядке.

    На основании типовой учебной программы производственного обучения в учреждении образования разрабатываются рабочая учебная программа и тематический план производственного обучения по профессии, утверждаемые в установленном порядке.

    Программа производственной практики разрабатывается с учетом потребностей и специфики производства организаций-заказчиков кадров, конкретных условий и особенностей деятельности учреждения образования. Перечень, содержание тем программы производственной практики, количество часов на их отработку должны обеспечивать возможность освоения единичной квалификации "Станочник широкого профиля" в полном соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.

    Тематический план

    Обучение в учебных мастерских

    Вводное занятие

    Охрана труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

    Экскурсия в организацию

    Упражнения в управлении токарным станком

    Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей

    Обработка цилиндрических отверстий

    Нарезка крепежных резьб метчиками и плашками

    Комплексные работы 1

    Обработка конических поверхностей

    Обработка фасонных поверхностей

    Отделка поверхностей

    Комплексные работы 2

    Нарезка резьбы резцом

    Обработка деталей со сложной установкой

    Комплексные работы 3

    Упражнения в управлении фрезерным станком

    Фрезерование плоских поверхностей, уступов, пазов, канавок и отрезание металла

    Фрезерование с применением делительных приспособлений

    Фрезерование деталей со сложной установкой

    Комплексные работы 4

    Упражнения в управлении шлифовальным станком

    Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей

    Шлифование отверстий

    Шлифование плоских поверхностей

    Комплексные работы 5

    Работа на сверлильных станках

    Комплексные работы 6

    Обучение в организации

    Ознакомление с организацией. Охрана труда и пожарная безопасность в организации

    Работа на металлорежущих станках

    Выполнение производственных работ станочника широкого профиля 2–4-го разрядов

    Производственная практика

    Проверочные работы

    Цель изучения темы

    Результат

    Обучение в учебных мастерских

    1. Вводное занятие

    2–4-й разряды

    Познакомить с целью и задачами производственного обучения.

    Сформировать представление об этапах профессионального становления рабочего, о правилах и порядке работы в учебных мастерских

    Образовательные, воспитательные, развивающие задачи производственного обучения.

    Ознакомление обучающихся с учебной мастерской, организацией рабочего места, порядком получения и сдачи инструмента и приспособлений, режимом работы, с формами организации труда и правилами внутреннего распорядка.

    Ознакомление с программой производственного обучения.

    Планирование учебно-производственной деятельности учебной группы, учебного заведения. Формы стимулирования труда учащихся.

    Высказывает общее суждение о целях, задачах и роли производственного обучения в подготовке станочника широкого профиля, об этапах профессионального становления рабочего, особенностях организаций, для которых готовятся кадры.

    Руководствуется правилами внутреннего распорядка при работе в учебных мастерских

    2. Охрана труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

    2–4-й разряды

    Сформировать знания об основных требованиях безопасности труда, пожарной и электробезопасности в учебных мастерских и на рабочих местах.

    Сформировать умения оказывать первую помощь пострадавшему и пользоваться первичными средствами пожаротушения

    Требования безопасности труда в учебных мастерских и на отдельных рабочих местах. Меры предупреждения травматизма. Основные правила электробезопасности в учебных мастерских.

    Электробезопасность при работе на токарных станках. Первая помощь пострадавшему от действия электрического тока. Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

    Пожарная безопасность в учебных мастерских. Правила поведения при пожаре. Пожарная сигнализация, правила пользования первичными средствами и автоматическими системами пожаротушения. План эвакуации. Посещение пожарно-технических центров.

    6.4. СШП2 – СШП4 I, II, III, IVу – Е, Ж

    Излагает основные требования безопасности труда, пожарной и электробезопасности в учебных мастерских и на рабочих местах.

    Излагает меры по предупреждению травматизма и основные правила безопасных приемов труда при работе на токарных станках, при пользовании инструментами и приспособлениями.

    Демонстрирует приемы оказания первой помощи пострадавшему и пользования первичными средствами пожаротушения

    3. Экскурсия в организацию

    2–4-й разряды

    Познакомить со структурой организации и ее основным оборудованием; с выпускаемой продукцией; системой контроля качества продукции; с организацией рабочих мест токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика

    Общая характеристика организации. Выпускаемая продукция. Система контроля качества продукции. Структура организации и ее основное оборудование. Расположение цехов и участков. Организация рабочих мест токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика.

    Беседа с рабочими и инженерно-техническими работниками об особенностях профессионального становления по выбранной профессии.

    6.2. Б1, Б2, Д

    Высказывает общее суждение о структуре организации, называет основные цеха, вид выпускаемой продукции, систему контроля, место и роль токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных работ в процессе производства. Различает организацию рабочих мест токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика

    4. Упражнения в управлении токарным станком

    2–4-й разряды

    Научить управлять токарным станком, выполнять установку и съем заготовок, установку и закрепление резцов, измерение деталей измерительной линейкой и штангенциркулем.

    Выработать навыки технического обслуживания станка и рабочего места.

    Управление токарным станком.

    Пуск и остановка электродвигателя токарного станка. Включение и выключение привода главного движения и приводов подач.

    Установка заготовок в самоцентрирующем патроне. Установка патрона на шпиндель. Установка, выверка и закрепление обрабатываемой заготовки в патроне. Включение и выключение главного привода.

    Установка заготовок в центрах. Установка центров в шпинделе передней бабки и пиноли задней бабки. Проверка правильности установки. Установка поводкового патрона. Перемещение задней бабки вдоль станины. Подбор и закрепление хомутиков на заготовке. Съем заготовки, центров, поводкового патрона.

    Установка и закрепление резцов в резцедержателях разных конструкций.

    Управление суппортом. Установка заданной частоты вращения шпинделя по таблицам заданных величин продольных и поперечных подач. Включение и выключение механической продольной и поперечной подач резца. Упражнения в пользовании измерительной линейкой и штангенциркулем с точностью отсчета по нониусу 0,1 мм, 0,05 мм.

    Упражнения в установке резца на глубину резания по лимбу.

    Выполняет управление станком, установку заготовок и съем деталей; пуск и остановку электродвигателя; установку и закрепление резцов.

    Измеряет детали измерительной линейкой и штангенциркулем с точностью отсчета по нониусу 0,1 мм, 0,05 мм.

    Производит снятие пробной стружки на длину 20–60 мм ручной и механической подачей.

    Производит техническое обслуживание станка и рабочего места.

    Снятие пробной стружки на длину 4–5 мм по заданной глубине резания. Контроль размера. Снятие стружки на длину 20–30 мм и 50–60 мм с подачей резца от ручного привода и с механической подачей.

    Научить соблюдать требования безопасности труда

    Уборка станка и рабочего места. Протирка и смазка станка. Прием и сдача станка и рабочего места.

    Соблюдает требования безопасности труда

    5. Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей

    2–4-й разряды

    Научить выполнять обработку наружных цилиндрических и торцовых поверхностей.

    Обработка наружных цилиндрических поверхностей ручной подачей при установке заготовок в патроне.

    Подрезка уступов и торцов проходными резцами. Затачивание проходных (прямых, отогнутых и упорных) резцов.

    Обработка наружных цилиндрических поверхностей при установке предварительно зацентрованных заготовок в центрах.

    Центрование заготовок на центровочных и токарно-винторезных станках.

    Обработка торцовых поверхностей проходными и подрезными резцами с установкой заготовок в патроне.

    Вытачивание наружных канавок на цилиндрических и торцовых поверхностях.

    Отрезание. Проверка калибрами-скобами. Измерение линейкой и штангенциркулем.

    Выполняет обработку наружных цилиндрических и торцовых поверхностей в соответствии с требованиями технологического процесса.

    Научить рационально организовывать рабочее место и соблюдать требования безопасности труда

    Организация рабочего места.

    Требования безопасности труда.

    6.4. СШП2 Iу – А1, А3, А6, А7, Б1…Б3, Б5, Б6, В1…З

    Рационально организует рабочее место и соблюдает требования безопасности труда

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    ПРОФЕССИЯ СПО 100116.01(43.02.01) «Парикмахер»

    Срок обучения – 3 года

    (социально-экономический профиль профессионального образования)

    Разработал и составил: мастер производственного обучения

    Антипова Татьяна Васильевна

    Программа рассмотрена

    На заседании предметно-цикловой комиссии

    (корпус центральный)

    Протокол №_18__ от «_28__»__05_____2017г

    Федеральный компонент стандарта

    Реализован полностью

    Председатель комиссии ____________________

    Лапенкова Е.А

    г.о. Электросталь 2017 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа производственного обучения по профессии 100116.01 (43.02.01) «Парикмахер» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (НПО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 555 с учетом региональных условий.

    Рабочая программа производственного обучения составлена на основании профессиональных модулей ПМ. 01; ПМ.02; ПМ.03; ПМ. 04. включающих:

    УП.01.-264 часов;

    УП.02.-102 часа;

    УП.03.-138 часов;

    УП.04.-72 часа

    ПП.00.-216 часов.

    ВСЕГО:792 часа .

    Рабочая программа базируется на следующих междисциплинарных курсах:

    МДК.01.01.-«Стрижки и укладки волос».

    МДК. 02.01.-«Химическая завивка волос».

    МДК. 03.02.-«Окрашивание волос».

    МДК. 04.01.-«Искусство причёски».

    1. Цель освоения программы производственного обучения (УП):

    Освоение профессиональных компетенций:

    Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов;

    Выполнять мытьё волос и профилактический уход за ними;

    Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские);

    Выполнять укладки волос;

    Выполнять бритьё и стрижку усов, бороды, бакенбард;

    Выполнять химические завивки волос различными способами;

    Выполнять причёски с моделирующими эффектами;

    Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

    2.Задачи производственного обучения:

    • Формирование умений выполнять весь комплекс работ по обслуживанию клиентов;
    • Воспитание высокой культуры, трудолюбия, аккуратности при выполнении различных операций технологического процесса клиентов;
    • Развития интереса в области парикмахерского искусства; способностей анализировать и сравнивать производственные ситуации; быстроты мышления и принятий решений.
    1. Место учебной практики: Учебная практика проводится в учебной мастерской училища

    Учебная практика базируется на освоении предметов общепрофессионального и междисциплинарного циклов:

    ОП.01.-«Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»;

    ОП.02.-«Основы культуры профессионального общения»;

    ОП.03.-«Санитария и гигиена»;

    ОП.04.-«Основы физиологии кожи и волос»;

    ОП.05.-«Специальный рисунок»;

    ОП.06.-«Безопасность жизнедеятельности»

    ОП 07- Охрана труда;

    ОП 08- Материаловедение;

    ОП 09 – Основы художественного проектирования и моделирования прически;

    ОП 10- Практикум изготовления постижерных изделий;

    МДК.01.01.-«Стрижки и укладки волос»;

    МДК.02.01.-«Химическая завивка волос»;

    МДК.03.01.-«Окрашивание волос»;

    МДК.04.01.-«Искусство причёски».

    4.Формы проведения учебной практики: учебная практика проходит согласно порядка прохождения профессиональных модулей:

    ПМ.01. «Выполнение стрижек и укладок волос»:

    ПМ.02. «Выполнение химической завивки волос»;

    ПМ.03. «Выполнение окрашивания волос»;

    ПМ. 04. «Оформление причёсок».

    Программа имеет практическую направленность, четко выраженные взаимосвязи с профессиональными и специальными дисциплинами. В программе предусмотрены проверочные работы по каждой теме.

    Профессиональная характеристика профессии СПО 100116.01 (43.02.01) «Парикмахер»

    1.Наименование профессии согласно Общероссийскому классификатору «Парикмахер».

    2.Назначение профессии.

    - Обслуживание клиентов на рабочих местах в парикмахерской.

    Умение правильно моделировать стрижки и прически.

    Выполнять окраску и химическую завивку волос.

    Умение правильно использовать специальные инструменты, приспособления.

    Знание и соблюдение правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности.

    3. Квалификация.

    В системе непрерывного образования профессия «Парикмахер» относится

    к 2-ей ступени квалификации, с присвоением разряда по профессии «Парикмахер».

    Уровень профессионального образования, требуемого для получения профессии на базе полного среднего образования.

    В процессе проведения учебной практики используются образовательные, научно-исследовательские и производственные технологии:

    1.Модульная технология.

    2.Проектный метод.

    3.Информационно – коммуникационные технологии.

    Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно–программной документацией: стандартом, учебным планом и учебной программой.

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 уровень – ознакомительный (узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов);

    2 уровень – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 уровень – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач);

    Для учебных элементов, после которых уровни усвоения не указаны, подразумевается 1 уровень усвоения. Уровень усвоения, отличный от 1 уровня усвоения указывается в круглых скобках за учебным элементом и относится только к нему.

    Структура и содержание УП по профессии парикмахер 100116.01.(43.02.01)

    Тематический план производственного обучения

    ПМ.01.01. «Выполнение стрижек и укладок волос» - 1 курс.

    № тем.

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    Уровень усвоения

    Введение, инструктаж по охране труда и технике безопасности в парикмахерской.

    Мытьё, массаж и лечение волос.

    Операции стрижек.

    Мужские стрижки.

    Женские стрижки.

    Укладка волос на бигуди.

    Укладка волос феном.

    Холодная укладка волос.

    Бритьё и стрижка бороды, усов и бакенбард.

    Проверочные работы.

    Дифференцированный зачет

    Всего:264 час.

    ПМ.02.01. «Выполнение химической завивки волос»-2 курс 1 полугодие.

    № тем

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    Уровень усвоения

    Термическая завивка волос.

    Подготовительные работы при выполнении химической завивки.

    Различные способы накрутки на коклюшки.

    Технология классической химической завивки.

    Заключительные работы при выполнении химической завивки.

    Химическая завивка крашенных и обесцвеченных волос.

    Био завивка.

    Биоламинирование и уход за волосами после химической завивки.

    Проверочные работы.(Дз)

    Всего:102 часа

    ПМ.03.01. «Выполнение окрашивания волос» - 2 курс 2 полугодие.

    № тем

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    Уровень усвоения

    Красители первой группы.

    Красители второй группы.

    Красители третьей группы.

    Красители четвёртой группы.

    Методы декоративной окраски волос.

    Современные методы окраски

    Проверочные работы (Дз)

    Всего:138 часов.

    ПМ.04.01. «Оформление причёсок»-3 курс 1 полугодие.

    № тем

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    Уровень усвоения

    Выполнение вечерних причёсок на волосах средней длины.

    Выполнение вечерних причёсок на длинных волосах.

    Выполнение причёсок с постижёрными украшениями.

    Моделирование причёсок для выпускного бала.

    Выполнение причесок по журналов и фото

    Проверочные работы (Дз)

    Всего: 72 часов.

    ПП.00. Производственная практика – 3 курс.

    № тем

    Наименование тем и разделов

    Количество часов

    Уровень усвоения

    Выполнение мужских салонных стрижек.

    Выполнение женских салонных стрижек.

    Выполнение детских стрижек.

    Выполнение классической химической завивки волос.

    Выполнение современных видов химической завивки.

    Выполнение укладки феном на коротких волосах.

    Выполнение укладки феном волос средней длины.

    Выполнение укладки волос на бигуди.

    Окрашивание волос красителями 1 группы.

    Окрашивание волос красителями 2 группы.

    Окрашивание волос красителями 3 группы.

    Выполнение декоративной окраски волос.

    Выполнение вечерних причёсок.

    Выполнение свадебных причёсок.

    Выполнение фантазийных причёсок.

    Выполнение причёсок с постижима.

    Выполнение пробной квалификационной работы.

    Всего:216 часов.

    ПМ. 01.01. «Выполнение стрижек и укладка волос».

    Производственное обучение в учебной мастерской. УП.01

    Тема 1. Введение. Инструктаж по ОТ.

    Типы современных парикмахерских. Организация интерьера парикмахерских. Характеристика труда парикмахера, творческие аспекты деятельности (профессиональной), значение культуры обслуживания, особенности работы, специфика. Перспективы профессионального роста. Требования безопасности труда в учебных парикмахерских и на рабочих местах. Причины травматизма, виды травм меры предупреждений травматизма. Ознакомление с учебной парикмахерской, расстановка учащихся по рабочим местам.

    Тема 2. Виды парикмахерских инструментов и различные способы владения инструментом.

    Освоение приемов держания всех видов парикмахерских инструментов: инструментов для расчёсывания волос, режущих инструментов и инструментов для завивки и укладки волос. Аппараты для сушки волос; конструкция, принцип действия; правила пользования. Фен, его разновидности, правила пользования. Правила содержания и дезинфицирования инструментов, приспособлений. Требования безопасности при работе любым парикмахерским инструментом. Парикмахерское бельё, его назначение, правила использования, условия хранения.

    Тема 3. Мытьё, массаж и лечение волос.

    Ознакомление учащихся с целями и способами мытья головы; определение структуры волос и подбор моющего средства; первое и второе мытьё головы; мытьё головы хной и другими лечебными препаратами; основные движения при выполнении массажа головы; показания и противопоказания при выполнении массажа.

    Тема 4.Операции стрижек.

    Показ операций стрижки: сведения волос на «нет», стрижка «на пальцах», градуировка, филировка, окантовка, тушевка. Объяснение последовательности выполнения операций стрижки; правила использования инструментов при выполнении различных операций стрижек.

    Тема 5. Мужские стрижки.

    Выполнение подготовительных работ перед стрижкой. Определение особенностей формы головы, подбор вида и фасона стрижки. Выполнение стрижки волос машинкой «наголо». Овладение приемами работы машинкой с расческой и без расчески. Выполнение стрижки «полька», «английская», «бокс» и «полубокс». Определение высоты подъема и стрижки машинкой на затылочной и боковых частях головы. Сведение волос « на нет» на шее, тушевка волос, «стрижка на пальцах». Окантовка. Овладение приемами работы ножниц с расческой, бритвой и филировочными ножницами. Выполнение стрижек «ежик», «бобрик», «каре». Устранение дефектов стрижки с помощью ножниц, бритвы и машинки. Выполнение формы стрижки в зависимости от особенностей головы и лица.

    Тема 6. Женские стрижки.

    Выполнение подготовительных работ перед стрижкой. Определение особенностей формы головы, подбор вида и фасона стрижки. Основные формы и силуэты женских стрижек. Выполнение стрижек с учётом индивидуальных особенностей клиента;

    Тема 7. Укладка волос на бигуди.

    Основные виды бигуди и различные схемы накрутки на бигуди; правила накрутки на бигуди; накрутка волос видоизмененные бигуди и современные схемы накрутки на бигуди.

    Тема 8. Укладка волос феном.

    Общие понятия об укладке волос; укладка волос методами «бомбаж» и «брашинг»;технологическая последовательность укладки волос; работа электрическими щипцами; завивка локонов; виды локонов; способы комбинированной укладки волос.

    Тема 9. Холодная укладка волос волнами.

    Выполнение основных элементов причёсок: проборов волн, локонов; определение факторов, влияющих на сохранность причёски. Способы укладки волос: холодный с применением бигуди, зажимов, пальцев рук. Общие приёмы холодной укладки волос холодным способом: укладка волос в причёску без пробора; с прямым, косым пробором.

    Тема 10. Бритьё и стрижка бороды, усов и бакенбард.

    Подготовительные работы при выполнении бритья; последовательность бритья лица и головы; сложные случаи бритья; техника безопасности и дезинфекция инструментов при выполнении бритья; выполнение холодного и горячего компрессов при выполнении бритья; виды, формы усов и бороды; соотношение типа лица и формы бороды, усов и бакенбард; технологическая последовательность и приёмы стрижки бороды и усов.

    Тема 11. Проверочные работы.

    Учащимся будет предложено выполнить задания:

    Укладка волос холодным способом;

    Выполнить мужскую и женскую стрижки;

    Укладку волос на бигуди по предложенным схемам.

    Укладку феном на различной длине волос.

    ПМ. 02.01. «Выполнение химической завивки волос».

    Производственное обучение в учебной мастерской. УП.02.

    Тема 1.Термическая завивка волос.

    Определение группы волос по степени пригодности для завивки; подготовительные и заключительные работы при выполнении термической завивки; технология термической завивки; уход за волосами после завивки; укладка волос в причёску после завивки.

    Тема 2. Подготовительные работы при выполнении химической завивки.

    Организация рабочего места при выполнении химической завивки; тестирование завивкой; подготовка необходимого инструмента перед выполнением перманента; соблюдение основных правил техники безопасности при выполнении завивки.

    Тема 3. Различные способы накрутки на коклюшки.

    Приёмы накручивания прядей на коклюшки; расположение коклюшек; накрутка на коклюшки затылочной, височных и теменной зон; основные правила накрутки на коклюшки; особенности накрутки на коклюшки длинных волос.

    Тема 4. Технология классической химической завивки.

    Требования к составам для химической завивки; воздействие составов для перманента на различные группы волос; особенности выполнения химической завивки на окрашенных волосах; определение времени выдержки различных составов; определение степени завитости различных групп волос; приготовление и нанесение фиксажа; выполнение реакции нейтрализации.

    Тема 5. Заключительные работы при выполнении химической завивки.

    Причины некачественной химической завивки; разбор ошибок и недочётов при выполнении перманента.

    Тема 6. Химическая завивка крашенных и обесцвеченных волос.

    Особенности перманента крашенных и обесцвеченных волос; проверка волос на разрыв перед выполнением химической завивки; влияние составов на окрашенные волосы; особенности приготовления и нанесения фиксажа при выполнении перманента.

    Тема 7. Био завивка.

    Особенности выполнения биозавивки; составы для биозавивки; технология выполнения биозавивки.

    Тема 8.Выполнение современных видов химической завивки.

    Современные способы химической завивки: вертикальная, спиральная, завивка на две коклюшки, «астра», «близнецы», прикорневая химическая завивка.

    Тема 9. Биоламинировани и уход за волосами после химической завивки.

    Выполнение биоламинирования волос; восстановление кутикулы после химической завивки; бальзамы, маски, применение хромэнергетического комплекса для восстановления волос.

    Тема 10. Проверочные работы.

    В результате освоения ПМ.02.01. учащиеся выполняют:

    Подготовительные и заключительные работы при выполнении химической завивки;

    Выполнять химическую завивку различными способами;

    Выполнять современные виды химической завивки.

    ПМ. 03. 01. «Выполнение окрашивания волос»

    Производственное обучение в учебной мастерской. УП.03.

    Тема 1. «Красители первой группы».

    Выполнение окрашивания волос красителями первой группы; приготовление красителей первой группы; инструменты и приспособления красителей первой группы; правила обесцвечивания волос; работа суперосветляющими красителями; техника безопасности при работе с обесцвечивающими препаратами.

    Тема 2. «Красители второй группы».

    Выполнение окрашивания красителями второй группы; умение выполнять смешивание красителей; окрашивание седых волос в натуральные, модные цвета; работа по окрашиванию очаговой седины; нанесение красителей на волосы; использование в окрашивании волос красителей различных фирм.

    Тема 3. «Красители третьей группы».

    Работа тонирующими красителями; пенками; использование в окрашивании волос тонирующих бальзамов.

    Тема 4. «Красители четвёртой группы».

    Приготовление хны; приготовление басмы; приготовление красителей хна и басма раздельным и совместным способами; лечение волос хной.

    Тема 5. «Методы декоративной окраски волос».

    Окрашивание волос различными современными способами окраски: мелирование; колорирование; тонирование; «балаяж»; «бликаж»; « триада»; «дуэт». Подбор различных видов декоративной окраски волос, в зависимости от дизайн-формы причёски.

    Тема 6 . Современные методы окраски

    В результате освоения ПМ.03.01. учащиеся выполняют:

    Подготовительные и заключительные работы при обслуживании клиентов при выполнении окрашивания волос;

    Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос;

    Выполнять колорирование волос;

    ПМ. 04. 01. «Оформление причёсок».

    Производственное обучение в учебной мастерской. УП.04.

    Тема 1. «Выполнение вечерних причёсок на волосах средней длины».

    Выполнение вечерних причёсок на волосах средней длины для выпускного бала; средней длины для посещения зрелищных мероприятий; выполнение причёсок при помощи различных инструментов; выполнение причёсок для различных типов лиц клиентов; коррекция лица прической.

    Тема 2. «Выполнение вечерних причёсок на длинных волосах».

    Выполнение вечерних причёсок на длинных волосах для выпускного бала; для посещения зрелищных мероприятий; выполнение причёсок при помощи различных инструментов; выполнение причёсок для различных типов лиц клиентов; коррекция лица прической.

    Тема 3. «Выполнение причёсок с постижёрными изделиями».

    Изготовление постижёрных изделий: накладок, шиньонов, кос и украшений; выполнение причёсок с применение различных видов постижёрных изделий на разной длине волос; изготовление постижёрных изделий на каркасах и применение их в причёсках.

    Тема 4. «Выполнение фантазийных причёсок».

    Выполнение фантазийных причёсок на различной длине волос; выполнение окрашивания волос для фантазийных причёсок.

    Тема 5. «Моделирование причёсок для выпускного бала».

    Выполнение вечерних причёсок на волосах средней длины для выпускного бала; выполнение вечерних причёсок на длинных волосах для выпускного бала; коррекция лица причёской; подбор украшений для данного вида причёсок.

    Тема 6. « Выполнение свадебных причёсок».

    Выполнение основных этапов конструирования свадебных причёсок; применение различных инструментов при выполнении свадебных причёсок; применение различных видов укладок при выполнении свадебных причёсок; подбор украшений для выполнения свадебных причёсок.

    Тема 7 «Выполнение прически по журналам и фото»

    Выполнение причесок любой сложности по профессиональным журналам Hairs Nov Uprofehsen Dolores и по фото. Студенты должны проанализировать прическу нарисовать схему и выполнить прическу аналогичную на фото и на обложке журнала.

    Тема 7. «Проверочные работы».

    В результате освоения ПМ. 04. 01. «Оформление причёсок»:

    Выполнять причёски с моделирующими эффектами;

    Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов при оформлении причёсок.

    Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

    Выпускник, освоивший ОПОП (основная профессиональная образовательная программа по профессии ) НПО, должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими способность:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

    ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

    ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

    ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Выпускник, освоивший ОПОП НПО, СПО должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности «ПАРИКМАХЕР» должен уметь:

    1.Готовить рабочее место для работы и содержать его в порядке, вежливо обслуживать посетителей.

    2.Правильно пользоваться инструментами и аппаратурой.

    3.Выполнять подготовительные работы по обслуживанию посетителей.

    4.Выполнять разные стрижки волос, бород, усов.

    5. Выполнять укладку волос холодным способом, выполнять завивку волос химическим и электрическим способом (перманент).

    6. Выполнять массаж и мытьё головы, накладывать компрессы и производить массаж лица.

    7.Наносить на волосы химические препараторы и растворы.

    8.Выполнять завивку волос на бигуди, специальными зажимами или щипцами.

    9.Расчесывать и укладывать волосы в соответствии с направлением моды и особенностями клиента.

    10.Выполнять прически с постижерными изделиями.

    11.Выполнять обесцвечивание и окраску волос в различные цвета и оттенки.

    12.Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

    13.Дезинфировать инструменты.

    14.Выполнять санитарно – гигиенические работы.

    15.Соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

    16 .Организованно планировать свою работу, осуществлять самоконтроль в работе, организовывать рабочее место.

    Должен знать :

    1.Строение свойства кожи, волос и ногтей, правила санитарии и гигиены, способы оказания медицинской помощи.

    2.Оснащение парикмахерских, аппаратуру, применяемый инструмент.

    3.Правила организации рабочего места, порядок расположения инструментов и приспособлений на рабочем месте.

    4.Назначение и устройство оборудования, инструментов, приборов и аппаратуры, правила их использования и хранения.

    5.Применяемые материалы, препараты, их назначение, норма расходов.

    6 .Виды, назначения и применение белья.

    7.Виды стрижек, способы и приемы стрижки волос.

    8.Правила и приемы укладки (завивки) волос холодным способом и горячим, так же завивка волос на продолжительное время.

    9.Правила и техника обесцвечивания и окраски волос.

    11.Нормы и правила по охране труда, требования безопасности труда и пожарной безопасности.

    Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).

    Самостоятельное выполнение практической квалификационной работы,

    соответствующей требованиям квалификационной характеристики для данного уровня квалификации по осваиваемой профессии (разряда, категории и т.п.)

    Собеседование с обучающимися на заседании комиссии для определения соответствия его знаний требованиям квалификационной характеристики.

    Задания на практическую квалификационную работу выдаются обучающимся не позднее, чем за 15 дней до ее проведения.

    Выполнение работ оценивается в соответствии с «Критериями оценивания по производственному обучению» в баллах по пятибалльной системе.

    Критерии оценок учебной и производственной практики.

    Отметка «5»:

    Безошибочное, уверенное и волне самостоятельное выполнение всех приёмов и методов операции;

    Правильная и качественная организация труда и рабочего места перед работой, во время работы и после её окончания;

    Соблюдение правил по охране труда.

    Отметка «4»:

    Правильное и самостоятельное выполнение основных приёмов и методов операции при наличии несущественных недочетов;

    Соответствие выполненного изделия техническим требованиям;

    Соблюдение правил организации труда, рабочего места, безопасности при наличии единичных нарушений;

    Отметка «3»:

    Выполнение приемов операции с нарушениями, не приводящими к

    браку, затруднения в пользовании инструментом или оборудованием;

    Недочеты и отступления от требований в пределах нормы;

    Недочеты в организации труда и рабочего места, затруднения в пользовании технологической картой, нарушения в организации труда, исправляемые по замечанию мастера,

    Отметка «2»:

    Грубые нарушения в приемах и способах выполнения операции;

    Брак в работе;

    Существенные недостатки в организации труда и рабочего места.

    Список используемой литературы для профессиональной подготовки.

    1.Кац А.Л. «Санитария и гигиена по парикмахерскому делу» М. Академа 2017 год.

    2.Куликова О.Н. «Основа дизайна прически» М. Академа 2016 год.

    3.Куликова О.Н. «Технология и оборудование парикмахерских работ» М. Академа. 2016 год.

    4.Алешина Н.П. «Материаловедение» М. Высшая школа. 2016 год.

    5.Смирнова Л.В. «Уроки парикмахерского искусства».М. Паритет 2015 год.

    6 .Одинкова И.Ю. «Технология парикмахерских работ». М Академа 2017год.

    7.Луканова О.В. «Технология парикмахерских услуг». М. Март 2017 год.

    8.Корнеев В.Д. «Моделирование и художественное оформление прически». М. легкая промышленность. 2016 год.

    9.Гутыря Л.Г. «Парикмахерское искусство». М. ФОЛИО 2016 год.

    10.Кравец Л.В. «Модные стрижки и прически».М. Феникс. 2017 год.

    11. Петровская В.А. «Парикмахерское искусство». Москва «Аделаи» 2017г.

    12. Кудинова Л.А. «Прически». Москва «Эксмо» 2015 год.

    Характеристика разрядов.

    По результатам прохождения учащимися производственной практики, сдачи государственных квалификационных экзаменов, защиты пробной квалификационной работы и ИГА, им присваиваются разряды со 2 по 4 разряд. Характеристика разрядов введена Постановлением Минтруда РФ от 15. 01. 1993 г. №3.

    Характеристика работ 2 разряда.

    1.-расчёсывание волос;

    2.- выполнение укладки на бигуди;

    3.- деление волос на проборы и выполнение простых стрижек;

    4.- выполнение химической завивки под руководством мастера;

    5.- основные правила нанесения красителей на волосы.

    Характеристика работ 3 разряда:

    1.-выполнение мытья и массажа головы;

    3.- выполнение различных модельных стрижек и различных вариантов укладки волос:

    4.- выполнение различных вариантов химической завивки;

    5.- выполнение основных способов окрашивания волос;

    6.- выполнение причёсок на различной длине волос.

    Характеристика работ 4 разряда:

    1.- выполнение мытья и массажа головы;

    2.- профилактический уход за волосами различной структуры;

    3.-моделирование различных стрижек, с учётом индивидуальных особенностей клиента;

    4.- выполнение современных видов химической завивки;

    5.- составление различных рецептур красителей при окрашивании волос;

    6.- выполнение вечерних причёсок на различную длину волос с укладкой холодным и горячим способами:

    8.- изготовление постижёрных изделий и создание причёсок из длинных волос с применением постижёрных изделий:

    9.-успешное участие в городских, областных и международных конкурсах мастерства;

    Разряд может быть рекомендован руководителем предприятия, после прохождения учащимся производственной практики по её результатам. Повышенный 4 разряд назначается учащимся, имеющим только положительные оценки по специальным дисциплинам.

    Разряд может быть снижен учащимся, имеющим большое количество пропусков по производственному обучению, даже если они по уважительной причине.


    Министерство образования Российской Федерации
    ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
    в МИНОБРАЗОВАНИИ России
    25.04.2000 N 186/17-11


    Государственным стандартом начального профессионального образования определена "Квалификационная структура профессионального образования Российской Федерации".

    Квалификационная структура представлена ступенями квалификации (их 5), уровнями общего образования, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования.

    К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года.

    Для таких профессий, на данный период, не разработаны Государственные образовательные стандарты.

    Для разработки учебно-программной документации, "стандартом" являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) настоящие рекомендации и другие документы.

    Необходимость создания нового документа - Рекомендаций к разработке учебных планов и программ для краткосрочной профессиональной подготовки продиктована прежде всего появлением ряда новых нормативных документов, которые вносят значительные изменения и дополнения в "паспорта" рабочих профессий. Среди них:

    1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (М. 1999 г.).

    2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

    3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий "Перечень профессий для подготовки рабочих на()производстве" (М. 1987 г.) требует переработки.

    Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

    I. Общие положения

    1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:

    - подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;

    - переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;

    - переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;

    - переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по профессии родственной их предыдущей деятельности;

    - повышение квалификации рабочих.

    1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:

    - обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;

    - создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;

    - обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;

    - предусматривать возможность сочетания производственного обучения с производительным трудом.

    1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:

    - Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;

    - требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

    - дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);

    - моделью учебного плана (Приказ Минобразования России N 407 от 21.10.94);

    - общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ;

    - настоящими рекомендациями.

    II. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих

    2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во "Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов", а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

    2.2 Рабочие учебные планы для подготовки новых рабочих разрабатываются на основе Примерного учебного плана (Приложение 2).

    Рабочие учебные планы должны содержать: экономический курс; общетехнический курс; специальный курс; практическое обучение.

    Экономический курс является вариативным и может включать один из предметов: "Экономика отрасли", "Основы рыночной экономики и предпринимательства", "Основы менеджмента" и другие.

    При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.

    Решение о выборе предмета принимается образовательным учреждением (подразделением), в зависимости от цели обучения, профиля подготовки, сферы и организации деятельности предприятий и организации - заказчиков кадров.

    Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

    2.3 При организации обучения рабочих по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства (выпуск ЕТКС N 1), а также связанных с эксплуатацией и обслуживанием объектов, подведомственных органам государственного надзора, следует руководствоваться, как основой, программами, разработанными Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Министерства образования Российской Федерации. Допускается конкретизация содержания программ специального курса и производственного обучения применительно к специфике предприятий, организаций и фирм, для которых осуществляется подготовка рабочих. Конкретизация проводится на региональном уровне службами непосредственно занимающимися, подготовкой рабочих со сроком обучения до 1-го года.

    Учебные планы и программы специального курса и производственного обучения разрабатываются на все уровни квалификации в рамках данной профессии, оформляются в виде сборника и могут использоваться при профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих.

    Структура сборника и требования к содержанию каждого его раздела (приложение 1).

    2.4 Программы предметов экономического и общетехнического курсов разрабатываются Институтом развития профессионального образования (ИРПО). И могут служить основой для разработки рабочих программ на региональном уровне

    III. Учебные планы и программы для переподготовки рабочих и специалистов

    3.1 При переподготовке рабочих по профессии родственной их профессиональной квалификации, срок обучения должен быть сокращен в зависимости от уровня квалификации обучаемых. При этом практическое обучение должно сохранять объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации. Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 3).

    3.2 При переподготовке рабочих и специалистов со средним специальным или высшим образованием, для получения рабочей профессии, которая оказалась не родственной их предыдущей деятельности, срок обучения также должен быть сокращен, без ущерба практическому обучению. Для этой категории обучаемых предлагается свой учебный план, (приложение 4).

    3.3 При переподготовке специалистов со средним специальным образованием по профессии, родственной их предыдущей специальности, или высшим образованием, предусматривается изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к практическому обучению, и курс практического обучения, позволяющий сформировать умения и навыки, соответствующие определенной рабочей квалификации.

    Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 5).

    3.4 Сокращение срока обучения при переподготовке осуществляется в основном за счет включения в учебный план интегрированного курса "Теоретические основы профессиональной деятельности". Он должен содержать в концентрированном виде учебный материал общетехнических и общеотраслевых предметов.

    Введение в учебный план интегрированного курса позволяет проводить обзорные лекции с целью повторения и обновления ранее полученных знаний. Для подготовки новых рабочих и переподготовки лиц, имеющих высшее среднее специальное образование, интегрированный курс в учебные планы не включается.

    Частичное сокращение специальной технологии (спецпредметов) происходит за счет ""типовых тем" и другого материала, который определяется на местах.

    3.5 Конкретные (рабочие) планы и программы по одиночным профессиям для переподготовки создаются учебными подразделениями служб, непосредственно занимающихся переподготовкой рабочих, с использованием примерных учебных планов (приложение 3, 4, 5).

    IV. Учебные планы и программы для повышения квалификации

    Учебно-программная документация для повышения квалификации рабочих ориентируется на последовательное совершенствование их профессионального мастерства по имеющейся профессии.

    Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается образовательным учреждением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится подготовка рабочих с учетом целей и задач обучения, сложности изучаемого материала, уровня квалификации обучаемых.

    Ориентиром для создания на местах программ повышения квалификации могут быть примерные учебные и тематические планы для повышения квалификации, помещенные в сборниках учебных программ, разработанных Институтом развития профессионального образования (ИРПО) для подготовки рабочих.

    Приложение 1. Учебные планы и программы для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

    Приложение 1

    НАИМЕНОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА)

    НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕГО ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ

    УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

    для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

    Наименование профессии

    Квалификация

    Код профессии


    Город, год

    Пояснительная записка


    Пояснительная записка составлена с учетом специфики профессии, отрасли, на основе типовой пояснительной записки, разработанной ИРПО Министерства образования РФ.

    В пояснительной записке излагаются основные задачи обучения рабочих, вытекающие из закона Российской Федерации "Об образовании" , отраслевых нормативных документов, которыми руководствовались разработчики при составлении данной программы. В ней акцентируется внимание на необходимости обучения рабочих на новой технике и технологии, на формировании экономических знаний применительно к данному производству и данной профессии.

    Даются общие рекомендации по реализации учебного плана и программы, организации учебного процесса, распределении времени на консультации, а также указываются допустимые изменения в последовательности изучения программного материала, порядок внесения в него дополнений и уточнений.

    Квалификационная характеристика

    1. Квалификационные характеристики, разработанные Минтрудом Российской Федерации даны в специальных сборниках, а также дополнениях к ним, изданных в 1995-1998 годах.

    В связи со значительными изменениями в характеристиках профессий прошедшими за последние 5 лет встает необходимость в одних случаях, незначительной переработки учебно-программной документации, в других - коренной, на что и нацеливают данные требования.

    2. Квалификационные характеристики содержат:

    - наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС, Перечнем профессий и Всероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

    - уровень квалификации (разряд, класс, категорию);

    - объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

    3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, подназорных органов Госгортехнадзора РФ, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

    4. Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.

    Учебный план

    1. Учебные планы для подготовки, переподготовки или повышения квалификации рабочих предусматривают наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен.

    2. Теоретическое обучение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих содержит экономический, общетехнический (общеотраслевой) и специальный курсы.

    3. Соотношение учебного времени на теоретическое и практическое обучение при подготовке новых рабочих, переподготовке и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков и специфики профессионального обучения рабочих.

    4. Изучаемые вопросы экономики (особенно вопросы конкретной экономики) должны органически увязываться с профессиональной подготовкой рабочих в ходе преподавания специальных дисциплин и практического обучения. Учебные программы экономического обучения дифференцируются, дополняются и конкретизируются на местах с учетом специфики предприятий и особенностей состава обучающихся. Экономический курс необходимо ориентировать на конкретное предприятие.

    5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессий, условий труда и сроков обучения.

    6. Резерв времени выделяется для изучения новой техники или технологии конкретного производства, но может быть использован и для других целей. В учебном плане резерв времени предусмотрен, начиная с 3-месячной подготовки. В зависимости от особенностей конкретного производства это время может меняться.

    7. Количество часов на консультации определяется на местах в зависимости от необходимости этой работы. Расчасовка на консультации дана в примерных учебных планах на различные сроки обучения.

    8. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет практического обучения.

    Программы теоретического обучения

    1. Основной задачей теоретического обучения является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста профессиональной квалификации рабочих, формирование ответственного отношения к труду и активной жизненной позиции.

    2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

    3. Каждая тема программы должна иметь: название и содержание, в котором закладываются основные понятия, явления, законы, принципы, возможный перечень обязательных лабораторно-практических работ и другое.

    4. Учебный материал специального и общетехнического (общеотраслевого) курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом их общеобразовательной подготовки.

    Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

    6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знаний устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

    7. Примерные учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, при участии других министерств и ведомств и издаются отдельными выпусками. Они могут являться основой для разработки программ на местах.

    Программа практического обучения

    1. Практическое обучение является основой профессионально-экономической подготовки и воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия - экономические и организационные, для стимулирования качественного производительного труда, инициативы и предприимчивости в новых условиях хозяйствования.

    Содержание практического обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйского отношения к орудиям труда, гражданской ответственности за окружающую среду, выполнения трудовой и технологической дисциплины.

    2. Программа практического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

    3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятий.

    4. Материал программы должен раскрываться четкими и сжатыми формулировками, отражающими сущность умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделить безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочих мест, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

    Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

    5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, Правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, необходимостью повышения квалификации в различных формах профессионального обучения.

    6. При повышении квалификации рабочих программа практического обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории), с учетом опережающего обучения.

    Приложение 2. Примерный учебный план для подготовки новых рабочих

    Приложение 2

    Сроки обучения (месяцев)

    предметы

    часов в неделю


    Экономический курс

    Основы рыночной экономики и предпринимательства

    Другие предметы

    Общетехнический (общеотраслевой) курс

    Черчение (чтение чертежей, схем)

    Электроника (радиоэлектроника)

    Материаловедение (электроматериаловедение)

    Допуски и технические измерения

    Общая технология производства

    Охрана труда

    Другие предметы

    Специальный курс

    Другие предметы

    Практическое обучение

    Обучение в мастерских или на учебном участке

    Производственная практика

    Резерв учебного времени

    Консультации

    Квалификационный экзамен

    Приложение 3. Примерный учебный план для переподготовки или получения второй профессии рабочими, имеющими родственную профессию

    Приложение 3

    Курсы, предметы

    часов в неделю

    Теоретическое обучение по профессии

    Экономический курс

    Теоретические основы профессиональной деятельности

    Специальный курс

    Оборудование и технология выполнения работ по профессии

    Другие предметы

    Практическое обучение

    Производственная практика

    Резерв учебного времени

    Консультации

    Экзамены

    Квалификационный экзамен

    Приложение 4. Примерный учебный план для переподготовки или получения второй профессии рабочими или специалистами со средним специальным или высшим образованием, у которых предыдущая профессия или специальность не родственная новой профессии

    Приложение 4

    Курсы, предметы

    Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

    Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

    часов в неделю

    Теоретическое обучение по профессии

    Экономический курс

    Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс)

    Специальный курс

    Оборудование и технология выполнения работ по профессии

    Другие предметы

    Практическое обучение

    Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

    Производственная практика

    Резерв учебного времени

    Консультации

    Экзамены

    Квалификационный экзамен

    Приложение 5. Примерный учебный план для переподготовки лиц, имеющих среднее специальное образование, родственное их будущей деятельности или высшее образование

    Приложение 5

    Курсы, предметы

    Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

    Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

    часов в неделю

    Теоретическое обучение по профессии

    Специальный курс

    Оборудование и технология выполнения работ по профессии

    Другие предметы

    Производственное обучение

    Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

    Производственная практика

    Консультации

    Квалификационный экзамен

    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    официальный сайт Минобрнауки России
    ФГАУ "Федеральный институт развития
    образования"
    www.firo.ru
    по состоянию на 15.05.2015

    «Утверждаю»

    Директор ФКП

    образовательное учреждение 44

    ________________О.Е. Кошелев

    « » ________________ 2014г

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Производственного обучения по специальности

    « Штукатур »

    2014

    Одобрена методической комиссией профтехцикла

    ФКП образовательное учреждение № 44

    Протокол № ____ от «_____» ________________2014 г.

    Председатель МК __________________ О.Н. Горшков

    (подпись)

    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными

    требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки

    выпускника по профессии « Штукатур »

    Заместитель директора по УПР

    ___________________________ C .М. Журавлёв

    «_____» ___________________________2014 г.

    Рецензенты:

    _____________________ А.М. Пешков

    Главный инженер ИК-7 _____________________ С.А. Шевченко

    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа учебной дисциплины (РПУД) производственного обучения предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в ФКП образовательное учреждение 44.

    РПУД разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин начального профессионального образования.

    Рабочая программа включает в себя:

    Настоящую пояснительную записку;

    Тематический план по учебной дисциплине «Производственное обучение»;

    В процессе изучения учебной дисциплины «Производственное обучение» обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

    Учащийся должен знать:

      виды отделочных работ;

      наименование и назначение ручного инструмента;

      технологию подготовки поверхности под отделочные работы;

      порядок выполнения простой, улучшенной, высококачественной штукатурки;

      порядок оштукатуривания архитектурных деталей;

      основные виды декоративных штукатурок ;

      организацию внутренних штукатурных работ ;

      механизмы и оборудование для штукатурных работ;

      порядок выполнения штукатурных работ в зимнее время;

    Учащийся должен уметь :

      пользоваться основными инструментами для производства штукатурных работ;

      пользоваться основными контрольно-измерительными приборами;

      готовить различные типы поверхностей для производства отделочных работ;

      определять подвижность и густоту штукатурного раствора;

      выполнять простейшие работы при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки;

      прибивать драночные щиты и штучную дрань;

      приготавливать сухие смеси по заданному составу;

      набивать гвозди и оплетать их проволокой;

      процеживать и перемешивать растворы ;

      выполнять насечку поверхности вручную ;

      выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Производственного обучения обучающихся филиала ФКП образовательное учреждение № 44

    по профессии 19727 « Штукатур»

    Срок обучения 4 месяцев

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Самостоятельная

    работа обучающихся

    Всего

    Теоретического

    обучения

    Практического

    обучения

    1

    Введение

    3

    3

    2

    Выполнение штукатурных работ

    177

    177

    3

    Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций

    27

    27

    4

    Выполнение проверочных работ

    9

    9

    ИТОГО:

    216

    3

    213

    Введение-3 часа

    Знакомство с программой обучения, доведение требований безопасности труда и пожарной безопасности, экскурсия на базовое предприятие.

    Тема1. Выполнение штукатурных работ-177часа

    Организация рабочего места. Подготовка различных смесей заданного состава. Подготовка различных типов поверхностей к оштукатуриванию. Набрасывание, намазывание раствора различными инструментами. Простое оштукатуривание, ремонтные работы. Оштукатуривание фасадов здания.

    Тема 2.Выполнение монтажа каркасно-обшивочных конструкций-27 часов

    Изготовление каркасов различного типа для монтажа листовых материалов. Раскрой листов, приготовление мастик. Монтаж листовых материалов. Отделка швов.

    Тема3. Выполнение проверочных работ-9 часов

    Нанесение и разравнивание штукатурных слоев.

    Перечень литературы и средств обучения

    Средства обучения

    РЕЦЕНЗИЯ

    Программа по производственному обучению составлена для профессионального обучения квалифицированных рабочих по профессии «Штукатур», содержит федеральный компонент образовательного стандарта.

    Уровень раскрытия учебного материала программы соответствует интеллектуальным возможностям обучающихся, уровню их образовательной и общетехнической подготовки.

    Рабочая программа может быть использована для обучения обучающихся со средним и неполным средним образованием в образовательном учреждении при исправительной колонии.

    РЕЦЕНЗЕНТ:

    Старший мастер ФКП образовательное учреждение № 44

    _________ А.М. Пешков

    Рецензия

    Программа по производственному обучению составлена для профессионального обучения квалифицированных рабочих по профессии «Штукатур», обучаемым в училище, содержит федеральный компонент образовательного стандарта.

    Цель производственного обучения-научить обучающихся выполнению простейших работ при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки.

    Рабочая программа разработана для обучения начального профессионального образования.

    Рецензент:

    Главный инженер ИК – 7 С.А. Шевченко

    Программа производственного обучения - это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начального профессионального обучения (НПО), применительно к соответствующей профессии и специальности.

    Программа производственного обучения разрабатывается на блочно-модульной основе и включает, как правило, профессиональные и специальные блоки, отражающие федеральные и региональные компоненты содержания обучения.

    Любая образовательная программа имеет:

    а) Пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса;

    б) Сводный учебный план, в котором все содержание дисциплины разбито на разделы и подразделы с указанием количества часов на их изучение по всем курсам;

    в) Перечень знаний и умений формируемых у учащихся;

    г) Тематический план для каждого курса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.

    Сводный учебный план и тематический могут быть совмещены;

    д) Для всех классов в соответствии с тематическим планом приведено краткое содержание каждой темы, в котором перечислены основные изучаемые понятия, приведен примерный перечень практических работ и упражнений, обозначены рекомендуемые программой объекты труда.

    Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:

    1) федеральные (типовые);

    2) региональные (примерные);

    3) рабочие.

    Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 процентов базового федерального минимума.

    Региональные программы разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).

    Местные программы разрабатываются педагогами образовательных учреждений. Существует два варианта корректировки учебных программ:

    Фрагмент рабочей программы

    Тема 11. Оштукатуривание колонн и пилястр

    Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

    Ознакомление с приемами подготовки к работе и уходу за инструментами, приспособлениями и инвентарем.

    Провешивание колонн и устройства марок и маяков. Крепление шаблонов для кольцевых маяков.

    Оштукатуривание четырехгранных колонн (пилонов). Навешивание правил по отвесу и оштукатуривание по очереди всех граней колонны. Заделка повреждений после снятия правил. Отделка углов.

    Оштукатуривание круглых колонн постоянного сечения и сужающихся. Разравнивание раствора рейкой - шаблоном по кольцевым маякам. Навешивание правил и протягивание раствора шаблонами с профилем части окружности.

    Оштукатуривание пилястр. Навешивание реек и вытягивание пилястр шаблонами. Оштукатуривание сильно выступающих пилястр по навешенным правилам. Натирка лузговых и усеночных углов.

    Проверка качества выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП.

    Разбивка тем:

    1. Виды колонн.

    2. Провешивание колонн и пилястр.

    3. Устройство маяков на колоннах и пилястрах.

    4. Технологический процесс оштукатуривания гладких четырёхгранных колонн.

    5. Оштукатуривание круглых гладких колонн и многогранных.

    6. Особенности оштукатуривания ниш.

    7. Требования к качеству работ при оштукатуривании колонн, пилястр и ниш.

    8. Применяемые инструменты и приспособления