Система планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации тришкина н.и. Стратегическое планирование в образовательном учреждении Планирование в образовательной организации

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Примеры гибких учебных планов Организации представлены в образовательных программах, (См. п. 3.10. Перечень литературных источников).

3.7. Режим дня и распорядок

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч.программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов

3.8.1. Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).

Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать:

─ предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;

─предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее положения на открытых научных, экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практических конференциях;

─предоставление возможности апробирования Программы, в т. ч. ее отдельных положений, а также совместной реализации с вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.

3.8.2. В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа.

1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:

– научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений Программы;

– нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации Программы;

– научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с Программой;

2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.

3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.

4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации и т. д.

5.Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Организаций, реализующих Программу.

3.8.3. Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации Программы разработчиками предусмотрена разработка профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования, а также их научно-методическое сопровождение.

3.8.4. Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных образовательных программ Организаций с учетом Программы и вариативных образовательных программ дошкольного образования, направлено на осуществление научно-методической, научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы Программы, которая должна содержать:

─тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,

─ перечни научной, методической, практической литературы,

─ перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также дополнительного образования детей дошкольного возраста,

─ информационные текстовые и видео-материалы,

─ разделы, посвященные обмену опытом;

─ актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и дополнительного образования,

– актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров, тренингов и вебинаров, конференций.

3.8.5. Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.

3.8.6. Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия.

Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:

–развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников Организаций, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления Организацией;

–развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей Программы;

–сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы Организации с семьями воспитанников;

–достаточному обеспечению условий реализации Программы разных Организаций, работающих в различных географических, экономических, социокультурных, климатических и других условиях.

1. Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения

В системе управленческого труда планирование является важнейшей функцией деятельности руководителя, следующей за педагогическим анализом и принятием управленческого решения. Реализация управленческих решений начинается с планирования, с продумывания способов решения, с мысленной модели каждого из них.

Для организации планирования и осуществления контроля за его выполнением необходимо:

Знать, какие отчетно-планирующие документы должны быть в профессиональном образовательном учреждении (их перечень составляется на основе анализа нормативных документов);

Знать основные требования к структуре и содержанию планов.

План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач. Эти задачи охватывают либо деятельность учреждения в целом, либо отдельных его подразделений (перспективно-тематические планы, планы уроков), либо педагогические формы организации работы (методической, внеклассной).

Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности пронизывают все содержание плана, особенно отчетливо реализуясь в его аналитической части - при определении задач работы профессионального образовательного учреждения на год. Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности ориентируются на социально-педагогический заказ общества и учитывают условия и возможности коллектива. Они реализуются также в ходе глубокого анализа деятельности учреждения за прошедший год.

Введение годового плана включает констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в образовательном учреждении за истекший период по следующим направлениям:

Выпуск и прием учащихся;

Изменения в кадрах;

Результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки (достижения и недостатки);

Состояние педагогической деятельности коллектива;

Учебно-материальной базы;

Руководящей деятельности администрации.

На основании такого анализа формируются поочередные задачи, которые записываются в постановляющую часть введения. Такая целевая ориентация придает работе инженерно-педагогического коллектива исследовательский характер, что в условиях перехода профессионального образовательного учреждения в режим развития особенно важно.

Управление развитием образовательного учреждения можно определить как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством решения задач планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива учреждения по наращиванию его образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, повышению качества образования1.

В практике планирования работы учреждений часто имеют место недостатки: задачи сформулированы либо как организационно-педагогические и методические проблемы, без ориентации на конечный результат (отсутствующий аспект), либо содержат лишь целевую ориентацию без указания конкретных педагогических путей ее решения. Например: «реализация межпредметных связей и профессиональной направленности в процессе изучения образовательных дисциплин»; «оборудование кабинета спецтехнологии»; «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла».

Правильно сформулированная задача может звучать так: «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла путем реализации межпредметных связей и профессиональной направленности». Как правило, перед коллективом в течение учебного года стоит не одна задача, а несколько, и связаны они с повышением качества теоретического и производственного обучения, уровнем воспитанности обучающихся. Задачи работы коллектива на год в зависимости от их сложности решаются через систему мероприятий, которые ложатся в основу содержания плана. Его ведущие разделы следующие:

Теоретическое обучение;

Производственное обучение;

Воспитательная работа;

Методическая работа и повышение квалификации инженерно-педагогических работников;

Руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом;

Профориентационная работа;

Финансово-хозяйственная и производственная деятельность.

Каждый из разделов имеет подраздел. Например, раздел «Производственное обучение» содержит подразделы: «Результаты обучения», «Качество учебного процесса», «Учебно-материальная база», «Охрана труда и техника безопасности», «Экзамены».

При анализе основной части плана особое внимание уделяется реализации принципов оптимальности, разумной достаточности мероприятий, комплексности всестороннего обеспечения решения задач и коллективности. Так, решая проблему «Формирование учебных мотивов учащихся путем ликвидации пробелов в их знаниях», необходимо рассматривать ее как достаточно узкую задачу, реализуемую через разделы «Теоретическое обучение», «Методическая работа» и «Контроль».

Одним из наиболее серьезных в деятельности профессионального образовательного учреждения является раздел годового плана «Методическая работа». Решение любой задачи годового плана не обходится без ее методического обеспечения. Будучи разделом годового плана, методическая работа является самостоятельным отчетным документом, отражающим две основные формы работы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма работы включает: педагогические чтения, конференции, школу передового опыта и другие. Коллективная методическая работа осуществляется через методические комиссии, которые рассматривают итоги успеваемости обучаемых; работу преподавателей и мастеров производственного обучения, входящих в состав комиссии.

Основные направления работы методических комиссий следующие:

Организационно-педагогические вопросы;

Повышение профессионального мастерства;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта;

Внеклассная работа по предметам.

Каждый из разделов плана имеет свои подразделы. Раздел «Организационно-педагогические вопросы» может иметь такие подразделы:

«Анализ учебных планов, программ, инструктивно-методической документации»;

«Составление контрольных, проверочных, самостоятельных работ, зачетных вопросов, экзаменационных билетов»;

«Оформление кабинетов»;

«Разработка дидактического материала и наглядных пособий».

В деятельности методической комиссии планируется и осуществляется индивидуальная работа преподавателя по выбранной теме, которая должна соответствовать общей проблеме учреждения.


Д. Ушинским, Т. И. Шамовой, Г.И. Щукиной Н.С. Яковлевым и др. Цель данной работы: выделить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами. Исходя из цели, поставлены задачи: - изучить и проанализировать литературу по проблеме управление образовательными системами; - определить организационно-педагогические...

Школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента. Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного...

Родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам. 7. Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической...

В основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании – следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, ...

Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требования целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций. Одним из требований выступает перспективность планирования, когда цели требований педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обоснованности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта работы школ показывает, что планирование рассматривается подчас как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в таком случае концентрируются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном, оценочном отношениях. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение основные функции управления. Управленческий цикл, не получив своего развития, угасает - в итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основные вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может быть, например, такой.

  • 1. Задачи школы на планируемый срок.
  • 2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
  • 3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
  • 4. Обеспечение школы педагогическими кадрами.
  • 5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).
  • 6. Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение книжного фонда библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).
  • 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года, и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы . Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана.

  • 1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи за новый учебный год.
  • 2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на создание необходимых условий для получения детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ “Об образовании” о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющих родителей. Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения на дому, в оказании помощи трудновоспитуемых, педагогически запущенным детям. Закон РФ “Об образовании” предоставляет широкие возможности школе по развитию индивидуальных особенностей детей. Поэтому в содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
  • 3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся: обеспечение качества знаний, умений и навыков - индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • 4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей. Содержание работы этого раздела направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, занятий в университете педагогических знаний, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и т.п.
  • 5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информации в школе в оценке уровня профессиональной подготовки, работа школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе.
  • 6. Система внутришкольного контроля.
  • 7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми шестилетнего возраста. Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы.
  • 8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указываются тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетов и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Управление образования города Пензы

Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы»

О планировании

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год

руководителям общеобразовательных учреждений

Пенза. 2011

Руководителям

общеобразовательных учреждений

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год»

Управление образования города Пензы и муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы» в рамках единого образовательного пространства направляют для использования в работе рекомендации «О планировании в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год» (прилагаются).

Просим привести организацию планирования в общеобразовательном учреждении в соответствие с изложенными рекомендациями.

Начальник Управления образования

города Пензы Ю.А.Голодяев

Директор МКУ НМЦ Т.Б.Кремнева

Приложение 1

к письму Управления образования

города Пензы и МКУ НМЦ

от « » 2011 г.

О планировании в общеобразовательных учреждениях

на 2011/2012 учебный год

«Если корабль не знает, в какой порт он плывет, ни один

ветер не будет ему попутным» Л.Сенека

1.Создание целостной системы управления развитием образования предполагает разработку взаимоувязанных стратегий, программ развития, текущего планирования на уровне отдельных образовательных учреждений. Такая взаимосвязь обеспечит согласованность действий и рациональное использование ресурсов системы образования в достижении целевых показателей.

В рамках единого образовательного пространства и сложившейся практики перспективного и текущего планирования в общеобразовательных учреждениях рекомендуется иметь:

1. Программу развития (стратегию развития).

2. Образовательную программу, включая учебные планы.

3. Годовой план работы ОУ (на учебный год, включая планы структурных подразделений).

4. Публичный доклад.

5. Рабочую программу по учебному предмету.

6. Оперативные планы (на месяц (четверть), в т.ч. план работы директора, поурочные планы, план классного руководителя и др.).

Для обеспечения преемственности в планировании исходить из того, что:

· стратегической целью развития муниципальной системы образования является подготовка социально – активной личности, интеллектуально и физически развитой, компетентной, способной социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящейся к инновационному развитию экономики и общества в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами, реализуемой через конкретные федеральные, региональные и муниципальные образовательные и социальные программы;

  • деятельность общеобразовательных учреждений должна быть направлена на формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования на всех ступенях обучения и воспитания, в том числе:

- в сфере предшкольного образования - создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения (создание равных стартовых возможностей);

- в сфере общего образования:

· внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих получение обучающимися качественного общего образования;

· приведение правового статуса и нормативно-правовой базы общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и №83-ФЗ;

· расширение использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися основных образовательных программ;

· расширение возможностей проявления личной конкурентоспособности талантливых детей;

· развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности;

· создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;

· создание условий для непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в рамках нового порядка их аттестации;

· создание системы оценки качества образования на основе достижений педагогов и обучающихся.

Структура и содержание планов определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.

2.При разработке Программы развития, образовательной программы и рабочих программ по учебному предмету администрация ОУ руководствуется рекомендациями Пензенского института развития образования, направленными в адрес общеобразовательных учреждений в 2010, 2011 г.г.

3. Подготовка годового плана работы ОУ

План работы на учебный год (далее - План) является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (далее - ОУ). Он устанавливает способы и средства достижения цели, задач, определяет темп работы коллектива на весь учебный год. План в полной мере должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», типовому положению об общеобразовательном учреждении, федеральному, региональному и муниципальному законодательству, плану работы Управления образования города Пензы, основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Скоординированные таким образом планы ОУ обеспечивают создание единого образовательного пространства, согласуя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума.

Научная обоснованность, комплексность, аналитичность, конкретность, реальность, краткость, содержательность, единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм планируемой работы – обязательные условия плана.

Планы могут быть многовариантными, учитывающими специфику и индивидуальные особенности ОУ. Планы инновационных ОУ предполагают введение в их структуру таких разделов как управление инновационными процессами, межведомственные, научные и международные связи и др.

Планирование можно осуществлять по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации и др. Например, при конструировании Плана по коллективам, его компонентами могут быть: работа с педкадрами, система работы с учащимися, родителями и общественностью, администрацией. Если за основу Плана взять процессы, то его разделами могут быть учебно-воспитательный процесс, внеурочная деятельность, воспитательный процесс, процесс управления ОУ и др.

С учетом сложившихся в городе традиций и современных тенденций в планировании работы учреждений образования предлагается нижеследующая версия структурирования годового Плана:

1. Краткая информационная справка;

2. Анализ работы за прошедший учебный год;

3. Цели и задачи на новый учебный год;

4. Мероприятия по обучению, воспитанию и управлению: здоровьесбережение, безопасность, обеспечение базового, профильного и дополнительного образования, создание условий для достижения конечных результатов (целей и задач), управление достижением конечных результатов (оргпедмероприятия, инновации, инспекционно-контрольная деятельность, диагностика и мониторинг, регулирование и коррекция и др.), работа с семьей, общественностью, производственными коллективами в социуме и др.;

5. Приложение.

Раздел 1. Информационная справка

Как правило, справка обновляется полностью раз в 3 года. В ней должна быть представлена сравнительная характеристика описываемых процессов. В последующие годы отмечается в основном динамика изменений, новые тенденции.

Предполагаемая структура и содержание справки:

  • общие сведения об ОУ: наименование, наличие учредительных документов, организационно-правовая форма, режим работы, сменность, прием, зачисление, структура и наполняемость классов, группы продленного дня, ресурсное обеспечение (кадры, финансы), учебный план, профили, дополнительное образование, используемые педтехнологии, в т.ч. инновационные, питание, платные услуги, участие родителей в управлении школой (состояние общественно- государственного управления ОУ) и т.д.;
  • конкурентное преимущество школы, авторитет школы в микрорайоне: результаты образовательного процесса; достижения администрации, учителей и обучающихся и ОУ в целом, рейтинг в городе, регионе, округе, на федеральном уровне; социализация выпускников и др.

Раздел 2.Анализ

Прежде всего необходимо проанализировать, как были выполнены поставленные цели и задачи. Выполнение каждой задачи следует проследить через все разделы плана. Такой анализ позволит сравнить, что хотели сделать с тем, что сделали и почему что-то не удалось, сформулировать новые задачи и определить мероприятия по их реализации. Наиболее наглядно это можно представить в виде следующей матрицы (таблица 1).

Таблица 1. Анализ выполнения задач …………. учебного года

Возможные структурные составляющие анализа:

1. Уровень здоровья, здорового образа жизни школьников, совместная работа педколлектива и семьи в данном направлении;

2. Обеспечение обязательного среднего общего образования;

3. Уровень базового, профильного и дополнительного образования;

4. Постановка воспитательной работы и уровень воспитанности школьников;

5. Уровень социализации выпускников школы;

6. Эффективность управления качеством образования:

· качество целеполагания (соответствие, оптимальность, выполнение, результат);

· качество управленческих оргпедмероприятий и решений, в т.ч. инновационной деятельности;

· оптимальность расстановки кадров и организации работы с ними (педсовет, аттестация, работа методических объединений, формирование мотивации к инновационной деятельности);

· работа с родителями, органами самоуправления и общественностью;

· качество материально - технической базы, эффективность работы со спонсорами и благотворителями;

· качество внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, результативность.

В анализе возможен и такой подход: педагогический анализ по проблемам, характерным для ОУ по алгоритму: наличие проблемы – степень решения проблемы . Например, анализ по таким проблемам: сохранение и укрепление здоровья обучающихся; эффективность управления качеством образования; создание условий для осознанного выбора и освоения обучающимися профильных образовательных программ; малоэффективность воспитательного пространства.

В последнее время в практике подготовки анализа работы ОУ все большее распространение приобретает SWOT – анализ, позволяющий определить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, и на этой основе выстроить цели, задачи, запланировать мероприятия.

Алгоритм анализа: декомпозиция - описание – синтез.

Схема анализа: описание факта – выделение положительных и отрицательных сторон – установление причин плюсов и минусов – выводы – рекомендации.

При использовании таблиц и графиков предпочтение следует отдавать графическим материалам. Главное – не перегружать анализ статистическими данными.

1.При анализе уровня здоровья и здорового образа жизни следует установить как повлияли на состояние здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся использование здоровьесберегающих технологий, морально-психологический климат в ОУ, санитарно - гигиеническая работа, организация питания, физкультурно-оздоровительные мероприятия, режим труда и отдыха, социальная защита детей, медицинское обслуживание; выяснить, что препятствовало положительной динамике; сделать соответствующие выводы.

2.При анализе уровня базового, профильного и дополнительного образования проанализировать, какие результаты дает обеспечение преемственности дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования; какие педагогические технологии осваиваются педколлективом, как осуществляется внеурочная учебная работа, насколько уровень обученности учащихся соответствует уровню их обучаемости; как организована работа по охране прав детства; удовлетворяют ли достигнутые успехи в обучении учащихся, родителей, педколлектив, соответствуют ли они поставленным целям. На основе представленного материала следует сделать выводы, почему не удалось получить запланированные показатели, что этому препятствовало, что следовало бы сделать в предстоящем году.

3.В ходе анализа системы воспитательной работы необходимо дать оценку её эффективности, влияния на неё школьного самоуправления; как осуществляется педагогическое руководство органами ученического самоуправления; как используются воспитательные возможности урока для формирования нравственных ценностей, убеждений и поведения обучающихся; как используются воспитательные возможности семьи, социума, какие традиции ОУ обеспечивают высокий положительный результат в воспитании детей. Анализируя уровень постановки воспитательной работы, следует выяснить причины, не позволившие достичь поставленных целей, негативного поведения учащихся школы, просчеты в работе и сформулировать направления деятельности участников образовательного процесса в новом учебном году.

4.Анализируя, насколько успешно решаются в школе вопросы социализации выпускников школы, следует обратить внимание на факторы, повлиявшие на выбор ими работы, учебного заведения, мотивы самоопределения и их связь с сформированностью общеучебных навыков и уровнем знаний; влияние экономического воспитания (экономическое образование, профориентация, освоение основ предпринимательства) на социализацию выпускников, сколько выпускников 9, 11 классов не работают и не учатся, и почему, а также проанализировать, почему профилизация школы не отвечает направлениям развития экономики региона; сделать необходимые выводы.

5.В процессе анализа работы с родителями, спонсорами, благотворителями, предпринимателями показать, как осуществляется педагогизация среды, результативность совместных мероприятий в микрорайоне, имеющиеся трудности, возможности и тенденции, определить основные направления ее развития.

6.В анализе внутришкольного управления выяснить, как оно повлияло на результаты работы ОУ, как выполнен план работы на учебный год, каковы причины невыполнения отдельных задач, какие факторы повлияли положительно, а какие отрицательно; создана ли в школе система информационно-аналитического обеспечения управления, какова эффективность системы планирования; насколько эффективно действуют органы самоуправления (совет школы, управляющий совет, родительский комитет, совет отцов, бабушек и др.); какова эффективность внутришкольного контроля, какие проверки дают лучшие результаты; какие использовались источники финансирования, как использовались для развития ОУ средства благотворителей, спонсоров, родителей; как отражается участие учителей в системе методической и исследовательской работы на результатах их деятельности, как организована социальная защита педагогов, стимулируется их эффективный и результативный труд.

Раздел3.Цель и задачи ОУ на новый учебный год

Аналитическая часть Плана завершается постановкой целей и задач на новый учебный год.

Цель и задачи (миссия ОУ) формулируются, исходя из анализа работы педколлектива, нерешенных проблем, Программы развития ОУ и муниципальных целевых программ и проектов, должны опираться на требования социального заказа города, родителей и обучающихся, быть соотнесены с реальными возможностями ОУ (кадровыми, материальными, финансовыми, научно-методическими и др.).

Поставленные задачи конкретизируют цель и определяют достижение прогнозируемых результатов в конкретных цифрах и показателях. Задачи могут быть определены, например, по направлениям: обучение и воспитание, здоровьесбережение, работа с кадрами, управление, в т.ч. внутришкольный контроль, ресурсообеспечение.

Прогнозируемые результаты наглядно представляются в форме следующей матрицы (таблица 2).

Таблица 2. Прогнозируемые результаты реализации поставленных задач на…….. учебный год

Раздел 4.План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Главное в планировании мероприятий на новый учебный год - мероприятия должны быть направлены на реализацию поставленных целей и задач, соответствовать выводам и рекомендациями, изложенным в аналитической части плана, количество и перечень мероприятий должны соответствовать материальными и кадровыми ресурсами, т.е. они должны быть реальными и выполнимыми по кадровым и материальным затратам.

Планируемые мероприятия, как правило, состоят из ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования образовательного учреждения, особенностями каждого месяца учебного года, сложившимися традициями, отражающими индивидуальность и неповторимость ОУ, и завершаются разработкой новой системы мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности за предыдущий учебный год, Программой развития и планом Управления образования города Пензы. При таком подходе к планированию ежегодно обновляется примерно 1/3 плана и основное внимание концентрируется на мероприятиях под новые цели и задачи, обеспечивается преемственность и целостность содержания плана.

Возможная структура плана мероприятий на новый учебный год:

1. Мероприятия по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни школьников: улучшение качества питания, медицинского обслуживания физического развития школьников, создание комфортной среды, реализация соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов и др.;

2. Мероприятия по обеспечению обязательного среднего общего образования: учет детей в микрорайоне, обучение на дому, организация ШРР, предупреждение «отсева», помощь малообеспеченным семьям, реализация программ и др.;

3. Мероприятия по обеспечению базового, профильного и дополнительного образования: формирование учебного плана, преемственность в обучении, повышение качества образования, обеспечение образовательных стандартов, предпрофильное и профильное обучение, использование индивидуальных образовательных программ, реализация муниципальной программы «Одаренные дети» и других программ, направленных на повышение качества обучения; внедрение инновационных технологий, в т.ч. цифровых образовательных ресурсов, расширение дополнительных образовательных услуг, повышение уровня социализации выпускников школы, др.;

4. Мероприятия по совершенствованию системы воспитательной работы и повышению уровня воспитанности обучающихся: нравственное, правовое, физическое, эстетическое, патриотическое, гражданское воспитание, профилактика негативных явлений среди обучающихся, общешкольные праздники, акции, мероприятия в школе и микрорайоне, по реализации городских программ, работа с семьей, общественностью, заинтересованными организациями и др.;

5. Мероприятия по повышению эффективности управления образовательным учреждением могут включать:

· оргпедмероприятия: совещания при директоре, при зам.директора, педагогические советы, регламент работы и др.;

· мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой деятельности, документоведению, по введению электронного управления и др.;

· мероприятия по повышению эффективности работы с кадрами: педсоветы, аттестация, курсовая переподготовка, участие в профессиональных конкурсах, работа методического совета, методических объединений, школы молодого учителя, формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности и др.;

· мероприятия по взаимодействию с органами самоуправления: советом, управляющим советом, профсоюзным комитетом, советом бабушек, советом микрорайона и др., спонсорами, благотворителями, сетевое взаимодействие, взаимодействие с Учредителем и администрациями района и города, СКК и др.;

· мероприятия по созданию надлежащих условий функционирования ОУ, для обучающихся и работающих: обеспечение безопасности, совершенствование материально-технического и финансового обеспечения, эффективности работы со спонсорами и благотворителями и др.;

· мероприятия по повышению качества внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, обеспечение результативности и др.

Возможные матрицы плана мероприятий:

а) по разделам и месяцам.

…………(месяц, четверть)

б)по разделам плана

Наименование раздела плана

в)матрица плана ВШК

Комментарий к компонентам структуры плана мероприятий.

1.Мероприятия по сохранению здоровья и здорового образа жизни должны быть направлены на сохранение здоровья школьников в период их пребывания в школе, на достижение допустимого здоровья, на создание условий для формирования здорового образа жизни.

2.Мероприятия по совершенствованию учебной деятельности должны быть направлены на создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; на обеспечение оптимального уровня базового, профильного и дополнительного образования в соответствии с действующими государственными, региональными и муниципальными стандартами; на создание условий для реализации права граждан РФ на получение среднего (полного) общего образования; обеспечение условий для подготовки учащихся к продолжению образования, трудовой деятельности, к жизни в семье и обществе; способствовать развитию одаренности у детей.

3.Мероприятия воспитательного характера должны быть направлены на создание школьной воспитательной системы, ориентированной на достижение оптимального уровня воспитанности обучающихся, гармонического развития личности ученика с учетом его возраста, интеллекта и интересов, выявление и раскрытие его природных способностей, формирование уклада школьной жизни.

4.Мероприятия по совершенствованию управления школой должны исходить из задачи создания системы управления достижением оптимальных конечных результатов, включая все управленческие функции, в т.ч. организацию ВШК, работу с педкадрами, родителями, общественностью, вопросы материально - технического и финансового обеспечения образовательного процесса.

План мероприятий может быть представлен в текстовой, сетевой или графической форме. Независимо от формы плана он должен содержать сроки исполнения и ответственных.

Раздел 5. Приложение

В приложении концентрируется материал, иллюстрирующий основные разделы плана:

· Программа развития;

· Образовательная программа ОУ, в т.ч. учебный план;

· статистические материалы, использованные для построения анализа;

· планы структурных подразделений: библиотеки, психологической службы, социального педагога, МО, научно-методического совета, ШРР, НОУ, СКК, и др.;

· планы органов самоуправления и общественных объединений: Управляющего совета, совета бабушек, родительского комитета, совета профилактики и др.;

· другое - по усмотрению ОУ.

Планы ОУ могут быть различными по форме, содержанию и структуре. Главное: план должен быть удобен для его исполнителей и отвечать требованию:

план – это перечень дел, выполнение которых ведет к достижению поставленной цели, и твердые сроки выполнения этих дел.

Нормативно-правовое обеспечение планирования

Организация планирования закрепляется соответствующими локальными актами. Перечень планов отражается в номенклатуре дел ОУ.

Проект Плана принимается педсоветом, согласуется с органами самоуправления ОУ, Управлением образования, если это предусмотрено локальным актом, и утверждается приказом директора.

Источники информации:

Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. Ч.1,2.

Фриш Г.Л. Циклограмма работы директора школы. Библиотека журнала директора №8, 2005 г.

Научно-методические журналы «Завуч», «Практика административной работы в школе», «Школьное планирование», «Директор», «Народное образование».

Компакт-диск ИФ «Сентябрь» «Технология разработки годового плана».

Интернет-сайты.

Подготовлено МКУ НМЦ.

Приложение 1.

Титульный лист плана

учебно – воспитательной работы (наименование ОУ)

на ……….учебный год

Приложение 2.

Примерная циклограмма

работы общеобразовательного учреждения (корректируется с учетом особенностей функционирования каждого конкретного учреждения).

Август

  1. Подготовка школы к новому учебному году. Готовность учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала к началу учебного года
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х классов
  4. Комплектование 10-х классов
  5. Зачисление учащихся в школу
  6. Учет детей 6-15 лет в микрорайоне
  7. Проверка укомплектованности школьной библиотеки учебной и мето­дической литературой
  8. Участие педагогов школы и администрации в августовской конференции
  9. Распределение учебной нагрузки, тарификация
  10. Августовский педсовет, утверждение плана работы школы, режима работы Знакомство с вновь принятыми педагогами
  11. Предварительный сбор учащихся. Обеспеченность учебными принадлежностями, учебниками
  12. Составление расписания уроков
  13. Составление графика работы сотрудников школы
  14. Составление графика дежурства администрации, учителей, учащихся
  15. Подготовка документации для сдачи статистической отчетности, тарификации
  16. Подготовка к празднику «День знаний»

Сентябрь

  1. Праздник «День знаний»
  2. Комплектование учащихся на 5 сентября
  3. Явка учащихся на 5 сентября
  4. Организация дополнительного образования (комплектование кружков, факультативов, спортивных секций и др.)
  5. Организация дополнительных образовательных услуг
  6. Комплектование ГПД
  7. Корректировка и утверждение расписания уроков
  8. Утверждение рабочих планов и программ, новых учебных программ, планов классных руководителей
  9. Составление графика проведения контрольных, лабораторных и практических работ на первое полугодие
  10. Организация обучения больных детей на дому
  11. Сдача отчетов в Управление образования, тарификация
  12. Организация горячего питания
  13. Заседания школьных методических объединений. Работа с вновь принятыми учителями
  14. Формирование органов самоуправления школы (Управляющего совета, родительских комитетов, ученического актива и др.)
  15. Сверка бланков строгой отчетности, алфавитной книги и личных дел
    учащихся
  16. Месячник по профилактике детского дорожного травматизма
  17. Проведение Дня здоровья
  18. «Входной» контроль в 5-х классах
  19. Контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4-х классах с
    целью организации повторения для выявления пробелов в знаниях учащихся.
  20. Утверждение плана работы методического совета, графика проведения предметных декад, школьных предметных олимпиад
  21. Подготовка к школьной олимпиаде
  22. Изучение уровня адаптированности учащихся 1-х классов
  23. Подготовка школы к зиме

Октябрь

  1. Составление банка данных «Семья»
  2. Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
  3. Обследование жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой
  4. Подготовка к аттестации работников школы
  5. Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда
  6. Утверждение индивидуальных маршрутов для одаренных детей
  7. Организация и проведение школьных предметных олимпиад

8. Работа школьной аттестационной комиссии (ШАК)

9. Контроль за организацией горячего литания

10. Проверка журналов по технике безопасности

11. Участие в городских конкурсах

12. Классно-обобщающий контроль в 10-х классах

13. Проверка школьной документации

14. Медицинское обследование учащихся, работа школьного врача

15. Итоги учебных результатов за 1-ю четверть

Ноябрь

  1. Итоги и анализ успеваемости за первую четверть
  2. Организация осенних каникул
  3. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 1-ю четверть
    Корректировка плана работы на 2-ю четверть
  4. Подготовка к городской олимпиаде и научно-практической конференции школьников. Встреча учащихся - членов школьного НОУ- с науч­ными руководителями, консультантами
  5. Контроль за работой ГПД
  6. Контроль за работой кружков, факультативов, спортивных секций
  7. Ведение документации классов КРО и надомного обучения
  8. Проверка ГПД
  9. Работа ШАК

  10. Центра семьи)
  11. Педсовет

Декабрь

  1. Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам профессио­нального самоопределения
  2. Участие школьников в городских предметных олимпиадах
  3. Психолого-педагогический консилиум в 1-х классах
  4. Контроль за работой учителей, занимающихся с больными детьми на
    дому
  5. Административные контрольные работы за I полугодие
  6. Мониторинг образовательного процесса по результатам контрольных работ.
  7. Подготовка и проведение новогодних праздников. Утверждение плана
    работы на каникулы
  8. Итоги работы методических объединений за I полугодие. Работа с
    нормативными документами
  9. Участие в городских конкурсах и проектах
  10. Общешкольные родительские собрания
  11. Классные собрания по итогам I полугодия
  12. Составление графика отпусков работников школы

Январь

  1. Организация зимних каникул
  2. Итоги и анализ работы за I полугодие
  3. Анализ выполнения учебных программ. Корректировка рабочих планов.
  4. Проверка журналов
  5. Сдача отчетности в Управление образования
  6. Составление расписания, графика проведения контрольных, лабораторных прак­тических работ на второе полугодие
  7. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 2-ю четверть.
    Планирование работы на 3-ю четверть
  8. Анализ уровня заболеваемости и травматизма учащихся школы.
  9. Педсовет
  10. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  11. Работа ШАК
  12. Участие в научно-практической конференции учащихся
  13. Творческие отчеты социально-психологической службы (психолога,
    логопеда, социального педагога)
  14. Участие в городских конкурсах и проектах
  15. Проведение инвентаризации
  16. Организация работы Школы раннего развития (групп по подготовке к школе)

Февраль

  1. Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов
  2. Психолого-педагогический консилиум в 9-х классах
  3. Углубленная диагностика учащихся 9-х классов
  4. Контроль за работой кружков, факультативов, ГПД.
  5. Вечер встречи с выпускниками
  6. Предварительное комплектование
  7. Мониторинг учащихся 7-х, 8-х классов
  8. Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов
  9. Участие в городском конкурсе «Учитель года»
  10. Работа ШАК
  11. Творческие отчеты аттестуемых учителей
  12. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  13. Праздник «День защитника отечества»
  14. Методический совет
  15. Мониторинг использования новых педагогических технологий педагогами школы
  16. Выявление рейтинга высоко значимых для подростка жизненных сфер
  17. Анализ санитарно-гигиенического режима и питания школьников

Март

  1. Анализ посещаемости и успеваемости детей «группы риска»
  2. Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов
  3. Психолого-педагогический консилиум в 11-х классах
  4. Углубленная диагностика учащихся 11-х классов
  5. Выбор учащимися 11-х классов ЕГЭ по выбору
  6. Подготовка к ЕГЭ
  7. Планирование летней занятости учащихся. Создание летнего пришкольного лагеря.
  8. Организация летнего отдыха детей, находящихся под опекой
  9. Неделя детской книги
  10. Работа Школьной аттестационной комиссии
  11. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  12. Педсовет
  13. Праздник 8 марта
  14. Масленица
  15. Работа Школы раннего развития
  16. Организация весенних каникул
  17. Участие в городской научно-практической конференции педагогических работников
  18. Проверка соблюдения правил техники безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах и спортивном зале
  19. Соблюдение противопожарного режима
  20. Общешкольные родительские собрания

Апрель

  1. Итоги и анализ успеваемости за 3-ю четверть
  2. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 3-ю четверть
    Планирование работы на 4-ю четверть
  3. Проверка тетрадей для контрольных, лабораторных и практических
    работ
  4. Проверка школьной документации
  5. Репетиционный экзамен по ЕГЭ
  6. Мониторинг качества образования по математике, русскому языку и
    литературе в выпускных классах
  7. Психолого-педагогический консилиум в 4-х классах
  8. Заполнение диагностических карт развития учащихся 4-х классов
  9. Мониторинг качества навыков чтения в 1-5-х классах
  10. Составление расписания экзаменов, консультаций для учащихся 9 классов, промежуточной аттестации
  11. Итоги работы предметных кружков, факультативов
  12. Методический совет
  13. Подготовка к празднованию Дня Победы.
  14. Работа ШАК.
  15. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи).
  16. Работа Школы раннего развития
  17. Анализ работы методических объединений за год и планирование работы на следующий год
  18. Подготовка к планированию на новый учебный год
  1. Проведение итогового контроля за состоянием УВП (переводные контрольные работы, экзамены, ЕГЭ, итоговая аттестация за курс основной школы)
  2. Педсоветы по переводу учащихся и допуску к итоговой аттестации
  3. Утверждение экзаменационного материала
  4. Празднование Дня Победы
  5. Подготовка и проведение праздника последнего звонка
  6. Составление проблемно-ориентированного анализа учебного года
    Планирование работы на следующий год
  7. Работа Школы раннего развития
  8. Организация пришкольного лагеря, трудовых отрядов
  9. Сдача учебников в школьную библиотеку
  10. Общешкольные родительские собрания

Июнь

  1. Итоговая аттестация учащихся
  2. Педсоветы об окончании учащимися 9-х, 11-х классов
  3. Выпускные вечера
  4. Организация работы пришкольного лагеря, летних работ учащихся
  5. Статистическая отчетность по итогам года
  6. Организация летних занятий с учащимися

Июль

  1. Ремонт школы. Подготовка к новому учебному году
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х, 10-х классов

Планирование воспитательной деятельности образовательной организации.

В современных экономических условиях развития образования Московской области программа воспитательной работы с обучающимися – это программа формирования личности выпускника, который проходит путь самопознания, самоопределения и самореализации.

Система воспитательной работы – это комплексная система организации различных видов педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе, направленная на приобретение учащимися и педагогами в ходе личностно-ориентированного взаимодействия опытов и способов гражданского поведения.

Общая воспитательная проблема – асоциальное поведение подростков, размытость нравственных ориентиров, их правовая безграмотность, отсутствие гражданской позиции, низкий уровень социального интеллекта, профессионального самосознания, коммуникативных навыков.

Стратегическая воспитательная задача – формирование личностных и профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника, ориентированного на здоровый образ жизни, саморазвитие и профессиональную самореализацию.

Концепция воспитательной работы заключается в том, чтобы создать условия в образовательном учреждении для полноценного развития личности подростка, его социального интеллекта, познавательной сферы, коммуникативных навыков, способствующих профессиональному самоопределению и адаптации на рынке труда.

Система воспитания содержит целевой, содержательный, деятельностный и аналитико-результативный компоненты, охватывающие ряд основных направлений воспитательной работы:

1. Учебно-познавательная деятельность.

2. Научно-методическая деятельность.

3. Социально-психолого-педагогическая.

4. Общественно-патриотическая деятельность.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. Нравственно-правовая деятельность.

7. Нравственно-эстетическая деятельность.

8. Трудовая деятельность.

9. Взаимодействие с семьей, работа с родителями.

Работа педагогического коллектива в данном направлении предполагает создание единого информационного пространства, дальнейшее развитие студенческого самоуправления, активное взаимодействие со всеми субъектами профилактики, привлечение к проблеме воспитания социальных партнеров.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих воспитательных задач:

1. Создание условий мотивации подростков к познавательной деятельности, получению образования и профессии.

2. Расширение научно-методического обеспечения воспитательной работы, разработка модели личности выпускника.

3. Создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности подростков.

4. Совершенствование работы студенческого самоуправления, содействие проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности подростков.

5. Усиление роли семьи в воспитании детей, привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

7. Формирование правового сознания подростков, нравственной и правовой культуры.

8. Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных идеалов.

9. Своевременное информирование подростков по всем социальным вопросам.

10. Совершенствование работы с трудными подростками, организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения.

11. Дальнейшее развитие программы социальной поддержки обучающихся.

12. Разработка и внедрение профилактических программ, социальных проектов.

13. Организация активного взаимодействия со всеми субъектами профилактики асоциального поведения подростков.

14. Привлечение социальных партнеров к решению воспитательных задач социальной адаптации подростков.

Смыслом педагогической деятельности в данном направлении является организация совместного поиска социальных целей воспитательного процесса в образовательном учреждении, в основе которого – ценности гражданского общества и специфика современного профессионального образования. С этой целью необходимо адекватно осмысленным ценностям организовать образовательное пространство учреждения, овладеть различными технологиями воспитательной работы, которые будут способствовать формированию у подростков умений анализировать социальную действительность, делать обоснованный выбор, нести ответственность за собственные решения, социально адаптироваться к современной жизни.

Стратегия развития воспитательной работы определяет модель личности выпускника, обладающей набором жизненно-значимых и профессиональных качеств – компетенций. Проблема отбора ключевых компетенций является одной из важнейших для модернизации содержания профессионального образования. Мировой образовательной практикой обозначен набор ключевых компетенций:

    компетенции в сфере познавательной деятельности , основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне образовательного учреждения;

    компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива);

    компетенции в сфере трудовой деятельности (навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации);

    компетенции в сфере бытовой деятельности (аспекты семейной жизни, укрепление собственного здоровья);

    компетенции в сфере культурной деятельности (набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Модель личности выпускника образовательного учреждения включает в себя 5 основных компетенций:

1. Профессиональные компетенции – способность эффективно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

2. Компетенция осознанного выбора – готовность делать осознанный и ответственный выбор, выявлять проблему на основе анализа ситуации и принимать решения.

3. Коммуникативная компетенция – умение работать в команде, влиять на принятие совместных решений на основе толерантности.

4. Социальная компетенция – социальная адаптация, готовность к самообразованию, саморазвитию и самореализации.

5. Информационная компетенция – способность выбирать необходимую информацию на основе критического анализа.

Модель личности выпускника образовательного учреждения в период реорганизации представлена на рисунке.

Социальная компетенция



Программа развития воспитательной деятельности

п/п

Сроки

Ответственный

Учебно-познавательная деятельность

Развитие познавательной сферы, мотивации к учебному труду через проведение учебных занятий, производственного обучения.

В течение учебного года

Педагогический коллектив

Организация досуга через проведение кружков в образовательном учреждении и по месту жительства.

Систематически

Кл. руководители, руководители кружков

Проведение тематических классных часов.

в месяц ежегодно

Кл. руководители

Кл. руководители

Организация предметных недель и олимпиад.

1 раз в год

Преподаватели-предметники

Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства.

1 раз в год

Старший мастер, мастера п/о

Организация продуктивной работы библиотеки (выставки литературы; викторины; конкурсы эрудитов; библиотечный час; работа с фондом)

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

Проведение воспитательных, этических и правовых бесед.

в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники ОДН, КДНиЗП

Взаимопосещение открытых мероприятий.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Введение факультативного курса «Как стать успешным».

1 раз в месяц с 2017 г.

Рук. волонтерской организации «Молодая гвардия»

Организация систематической лекционной работы по пропаганде здорового образа жизни.

1 раз в месяц ежегодно

Зам. директора по УВР, кл. руководители, представители ФСКН, ЦРБ, Центра «Жизнь», Центра«Ариадна»

Проведение круглого стола по глобальным проблемам современности

1 раз в год

Создание единого информационного пространства (информирование через СМИ, газету образовательного учреждения «Профессионал», радиопередачи, молодежный листок «Информационный вестник», Памятки для учащихся и родителей, стенды по воспитательной работе, информационные линейки).

Системати-чески

Научно-методическая деятельность

Создание банка данных методического обеспечения и нормативно-правовой базы воспитательной работы.

Сентябрь –декабрь

Зам. директора по УВР.

Систематизация сборников сценариев внеклассных мероприятий

Методист.

Доработка Положений по деятельности Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, Совета общежития.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, методист.

Доработка Положения о стипендиальном фонде.

Сентябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, зам. директора по УПР

Разработка порядка реализации долгосрочной профилактической программы «Мой выбор».

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, экономист.

Разработка долгосрочной профилактической программы патриотического воспитания молодежи «Служу Отечеству».

Сентябрь 2019 г.

Преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка долгосрочной профилактической программы по духовно-нравственному воспитанию.

Октябрь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, методист.

Разработка социального проекта по социальной адаптации детей-сирот.

Июль 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.

Разработка социального проекта по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания, преподаватель – организатор ОБЖ.

Разработка социального проекта по правовому воспитанию подростков.

Июнь 2019 г.

Зам. директора по УВР, социальный педагог, методист.

Социально-психолого-педагогическая деятельность

Организация продуктивного психолого-педагогического сопровождения учащихся (диагностика, анкетирование, тестирование, тренинги, индивидуально-коррекционная работа, составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций).

Систематически

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Внедрение и совершенствование программы социального сопровождения учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (защита личных и имущественных прав, правовые беседы, обучающие семинары, круглые столы).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, патронатные воспитатели, кл. руководители.

Взаимодействие с субъектами профилактики – КДНиЗП, ОДН, отдел опеки и попечительства (совместная работа с детьми «группы риска», детьми-сиротами).

Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, патронатные воспитатели, кл. руководители, мастера п/о.

Развитие постинтернатного патроната детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Трудоустройство и оздоровительный отдых в летний период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Июль-август 2015 –

Зам. директора по УВР, социальный педагог.

Составление социальных карт и социальных паспортов учебных групп.

Сентябрь

Кл. руководители.

Организация внеклассных мероприятий, привлечение к ним трудных подростков.

В течение учебного года

Зам директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение политчасов в учебных группах.

1 раз в месяц

2016 -2019 гг.

Кл. руководители

Организация встречи выпускных групп с работодателями.

Апрель, май

Администрация.

Общественно-патриотическая деятельность

Организация работы Совета профилактики, Совета студенческого самоуправления, 7

Сентябрь-июнь

Администрация, 7

Организация и проведение Дня открытых дверей.

Администрация.

Участие в региональных ярмарках вакансий учебных мест, ярмарках труда.

По графику проведения ярмарок

Администрация.

Расширение экспозиции Уголка боевой славы.

Май 2016-2019 гг.

Преподаватель истории.

Создание экспозиции историко-краеведческого музея «Истоки», паспортизация музея.

Зам. директора по УВР, Зав. читальным залом.

Организация продуктивной музейной работы (подготовка экскурсоводов, участие в областном конкурсе музеев, проведение на базе музея лекций, экскурсий, бесед, круглых столов).

Зав. читальным залом.

Проведение Уроков Памяти, посвященных событиям ВОВ.

Классные руководители.

Участие в митингах и молодежной патриотической Акции «Свеча Памяти», посвященных Дню Победы.

Зам. директора по УВР.

Проведение военно-патриотического праздника «Служу Отечеству».

Рук. физвоспитания,

Проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в районном мероприятии «День призывника», военно-полевых сборах.

1 раз в год

Преподаватель -организатор ОБЖ.

Участие в мероприятиях, посвященных праздникам «День народного единства», «День России», «День Конституции», «День студента», «День Защитника Отечества».

В соответствии с календарем памятных дат.

Приобщение студентов к волонтерскому общественному движению «Молодая гвардия» партии Единая Россия.

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Проведение Единых Дней здоровья

Сентябрь 2015 –

Рук. физвоспитания.

Участие в областной Спартакиаде по 10-ти видам спорта.

Рук. физвоспитания.

Проведение спортивных соревнований, легкоатлетических кроссов, лыжных гонок.

По плану спортивных соревнований2015 –

Рук. физвоспитания, преподаватели физической культуры.

Проведение олимпийского и параолимпийского уроков.

1 раз в год

Преподаватели

физической культуры.

Организация продуктивного проведения Дней профилактики (выступления агитбригады, демонстрация видеороликов, просветительские беседы).

Октябрь, январь, апрель

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН, представители ФСКН.

Участие во Всероссийской Акции «Здоровье –твое богатство».

3 раза в год

Зам. директора по УВР, рук. физвоспитания.

Внедрение профилактической программы «Твое здоровье» через предмет ОБЖ, классные часы.

Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. руководители.

Организация профилактического осмотра специалистами ЦРБ.

1 раз в год

Медицинская сестра.

Организация полноценного горячего питания.

3-4 раза в день, постоянно.

Зав. столовой.

Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь».

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Участие в районном профилактическом лектории

1 раз в год

Зам. директора по УВР.

Взаимодействие с медико-просветительским Центром «Жизнь» и медико-реабилитационным Центром «Ариадна».

2 раза в год

Зам. директора по УВР.

Нравственно-правовая деятельность

Деятельность по выявлению трудных подростков, диагностика эмоционально-волевой сферы.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по УВР, педагог-психолог.

Организация систематической индивидуальной работы с трудными подростками (профилактические беседы с администрацией, взаимодействие с семьей, беседы на уровне учебной группы, работа с инспектором ОДН, вызов на Совет профилактики, диагностирование педагога-психолога и др.)

Систематически в течение года

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, инспектор ОДН, социальный педагог.

Лекторий, викторины по безопасному движению на дорогах.

4 раза в год

Зам. директора по безопасности, инспектор ПДД.

Правовые беседы с подростками, беседы по профилактике правонарушений, соблюдению единых требований для обучающихся.

1 раз в месяц

Кл. руководители, зам. директора по УВР.

Проведение круглого стола «Подросток и закон»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, инспектор ОДН.

Проведение рейдов совместно с инспектором ОДН в места массового отдыха молодежи.

2 раза в год

Зам. директора по УВР, Зам. директора по безопасности, инспектор ОДН.

Проведение тематических классных часов по проблемам толерантности, взаимодействия, коммуникабельности.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация продуктивного информирования подростков о деятельности службы доверия.

Постоянно.

Зам. директора по УВР.

Нравственно-эстетическая деятельность

Организация цикла этических бесед «Вежливость открывает все двери», «Разговор о правде и лжи», «Что значит быть взрослым?», «Главные ценности жизни», «Все мы разные» и др.

1 раз в месяц

Кл. руководители,

патронатные воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог.

Проведение цикла классных часов в рамках профилактической программы «Твой выбор» о ценности жизни, умении сделать правильный выбор.

1 раз в месяц

Кл. руководители.

Организация экскурсий к памятникам христианской культуры.

1 раз в 3 месяца

Социальный педагог.

Проведение конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет к памятным датам и праздникам.

В течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение фотоконкурса по нравственно-эстетической тематике: «Все прелести погоды», «Зодчество Подмосковья», «Мои друзья», Портрет ветерана», «Человек труда» и др.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Проведение конкурсов творческих работ (сочинения, эссе, рефераты, доклады, презентации и др.)

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация конкурсов чтецов «Осенний перезвон», вокальной песни «Мелодия весны».

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация круглого стола для выпускников «Спасибо, вам – учителя»

1 раз в год

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Организация часов общения на базе библиотеки «Мир наших увлечений».

1 раз в месяц

Зв. библиотекой.

Организация лектория в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДом.

1 раз в год

Зам. директора по УВР, специалисты ЦРБ.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Учителя, Дню студента, Дню матери, а также «Посвящение в студенты», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Мисс очарование», «Татьянин день», «День Святого Валентина».

По графику внеклассных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор.

Участие в областных конкурсах «Студенческая весна», «Зажги свою звезду», «Юные таланты Московии».

По графику областных мероприятий

Зам. директора по УВР, педагог-организатор

Трудовая деятельность

Организация систематической и продуктивной работы на территории учебного хозяйства.

Весна, осень

Организация и проведение областной экологической Акции «Студенческий лес».

Весна, осень

Зам. директора по УВР, старший мастер, организатор ОБЖ.

Организация трудовых субботников по уборке территории, кабинетов, лабораторий, субботников на мемориале.

В течение года

Зам. директора по УПР, старший мастер.

Организация трудовых десантов «Сделаем вместе».

2 раза в год

Зам. директора по УВР, организатор ОБЖ.

Организация и проведение Акции «Милосердие».

В течение года

Педагог-организатор, кл. руководители

Проведение педагогического всеобуча «Качество знаний»

1 раз в год

Зам. директора по УПР.

Организация помощи библиотеке по ремонту книг и учебников.

1 раз в год

Зв. библиотекой.

Взаимодействие с семьей, работа с родителями

Организация и проведение родительских собраний образовательного учреждения.

Сентябрь, январь

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

Организация и проведение родительских собраний в учебных группах.

1 раз в полугодие

Кл. руководители.

Работа с родителями по профессиональной ориентации абитуриентов.

В течение года

Проведение родительских дней.

2 раза в месяц 2015-2019 гг.

Администрация, Кл. руководители, мастера п/о.

Проведение диагностики особенностей учащихся, составление рекомендаций и Памяток для родителей.

Первое полугодие

Педагог-психолог. Зам. директора по УВР.

Организация работы с родителями неуспевающих и нарушителями единых требований для обучающихся.

В течение года

Администрация.

Организация продуктивной работы по взаимодействию с семьями «группы риска».

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный педагог.