Исследование проблема трудоустройства выпускников вузов. Исследование проблем трудоустройства выпускников российских вузов

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам довольно высоки.

Прежде чем рассматривать специфику трудоустройства выпускников как форму практической деятельности социальных работников следует определить, что понимается под трудоустройством.

Трудоустройство с точки зрения Молевича Е.Ф. является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином «содействие занятости». Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство по общему правилу как способ содействия занятости. Исключения касаются особых, наименее социально защищенных на рынке труда субъектов, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать трудоустройство уже как способ обеспечения занятости.

В работах С.В. Петрова социальная занятость определяется как сложная современная структура, которая активно участвует в процессе регулирования рынка труда, она обеспечивает гарантированное государством, право граждан на защиту от безработицы и оказывает населению и работодателям государственные услуги содействия занятости. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем. Важно заметить, что конкретно проблема трудоустройства именно выпускников вузов в центрах социальной занятости мало затронута.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность социальной службы занятости, оптимально выполнить задачу, то есть помочь молодым выпускникам при трудоустройстве на работу. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации молодой категории населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии при трудоустройстве выпускников.

Петров С.В. в своей работе разделяет трудоустройство на следующие признаки:

  • а) является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости;
  • б) участие посреднических органов (как государственных, так и негосударственных);
  • в) служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости;
  • г) направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда работников и работодателей, а также государства;
  • д) основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что Петров С. В. рассматривает трудоустройство как способ содействия социальной занятости, направленное на распределение трудового потенциала молодых специалистов. В рассмотренных признаках мы видим, что потребуются много тщательных разработок в законодательстве, анализа и исследований.

Пригожин А.И. в своей работе «Современная социология организаций» подчеркивает, что российская молодежь характеризуется неустойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке. Отсюда следует, что одним из важнейших условий совершенствования организации социальной занятости выпускников как составных части социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о молодых специалистах, предоставленных им услугах и их результатах.

В своих публикациях Лисовский В.П. и Оконника И.М., освещая проблему трудоустройства выпускников, отмечают снижение данного показателя в большинстве регионов РФ, связывая этот факт с изменением в требованиях работодателей к выпускникам и структурной перестройкой экономики территорий. Сложность найти достойное место работы и ее оплату, построить карьеру и обеспечить себя в перспективе отмечается и самими выпускниками вузов. На наш взгляд решение данного вопроса сегодня определяется не только отмеченными выше причинами, но и качеством самих инструментов и методов работы при организации данного процесса (трудоустройства выпускников вузов) со стороны всех его участников.

Если оценивать не только субъективный уровень потребности, но и объективно существующие проблемы, которые отражаются в низкой уверенности в трудоустройстве, то потребность в проф. ориентационных услугах у выпускников значительна. В публикации журнала «Социальные исследования» отмечено, что молодые люди не знают о существовании структуры, занимающейся вопросами профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников в своем вузе, никто из них не обращался по вопросам трудоустройства в подобные структуры вне вуза (напомним, что до получения диплома выпускникам оставалось менее полугода). На фоне такого положения дел в государственных структурах можно отметить новые тенденции в обеспечении занятости выпускников вузов со стороны частных компаний. Благодаря этому обеспечивается постоянный приток молодых кадров, новых идей в структуру организаций.

Несомненный интерес представляет анализ Бессарабовой Н.В., где описывается точка зрения работодателей относительно выпускников, будущих работников. Они считают, что потенциальные работники наряду с профессионализмом должны обладать способностью принимать самостоятельные решения, коммуникабельностью, иметь широкий кругозор, множество дополнительных навыков (компьютерная грамотность, водительские права, знание иностранного языка и т.д.). Кроме того, работодателей интересует зарубежный опыт работы, цели в карьере, которые имеет потенциальный работник.

Итак, в социальной науке чрезвычайно важно учитывать особенности человека - ценностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики, изучаемой социальной группы. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному истолкованию сути молодого человека, обратившемуся в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой выпускнику при трудоустройстве. Для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику специалиста, он может переходить к квалификации характеристик, т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности). Раковская О.А. утверждает, что чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и в дальнейшем трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Избежать многих проблем и ошибок трудоустройства выпускников вузов можно за счет комплекса следующих мер: развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники Центра Занятости Населения и работодатели.

Для нас представляет несомненный интерес деятельность социальных работников Центра занятости населения при содействии трудоустройства выпускников вузов. Отсюда следует, что при правильной разработке организации труда выпускников вузов в центре занятости значительно уменьшит число нетрудоустроенных молодых специалистов и улучшится ситуация на рынке труда.

Эфендиев А.Г. и Кондрашова М.В. в своих работах предлагают сформировать систему мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг; проводить постоянный анализ соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализировать причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин «не трудоустройства» выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования деятельности центра социального содействия занятости выпускников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предлагаемая Эфендиевым и Кондрашовой система мониторинга рынка труда поможет выпускникам вузов при трудоустройстве. Данная работа потребует много времени и кропотливого труда социальных работников. При использовании моделей социальной деятельности, которые мы рассмотрим в следующем параграфе, можно выявить методы деятельности социальных работников по отношению молодых специалистов.

В статье «РИАНОВОСТИ» было отмечено, что количество молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, у которых нет работы, выросло с докризисных показателей на 4 млн человек и в данное время насчитывает 75 миллионов. Исполнительный директор сектора занятости Международной организации труда (МОТ) Хосе Мануэль Саласар-Ширинакс, представляя соответствующий доклад МОТ, отметил, что мировые показатели безработицы среди молодых людей не очень изменились по сравнению с пиковыми уровнями, зафиксированными в 2009 году. Он подчеркнул, что в 2011 году этот показатель безработицы среди молодежи составлял 12,6%, в текущем году прогнозируется уровень - 12,7%, что минимум на 1% выше, чем было в 2007 году. По словам Саласар-Ширинакса, согласно анализу ситуации, она вряд ли изменится в лучшую сторону и к "2016 году показатели безработицы среди молодежи, по нашей оценке, останутся на том же высоком уровне".

В своем докладе Международная организация труда напомнила, что согласно разработанному в 2011 году индексу социальной нестабильности, угрозу беспорядков сильно увеличилась в 45 странах из 118 изученных.

Таким образом, если проблемы с безработицей среди молодых людей не будут решены, это повлечет за собой рост уровня недовольства и нестабильности. Согласно докладу, повлиять на ситуацию могла бы продуманная национальная политика в этой области, заключающая в себе макроэкономический аспект, меры по налоговой стимуляции компаний, который предоставляют работу молодежи и госпрограммы для обучения молодежи.

Проанализировав основные термины и понятия данной дипломной работы, мы рассмотрели специфику занятости выпускников. В данном параграфе мы видим, что проблема трудоустройства выпускников заключается в том, что исследуемой группе уделяется мало внимания, недостаточно хорошо проработана система оказания помощи при трудоустройстве. Решение данного вопроса сегодня определяется качеством инструментов и методов работы при организации данного процесса. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем, на из-за высоких требований и нестабильности на рынке труда выпускникам вузов, как будущим работникам, очень сложно трудоустроиться.

Введение

Объект: занятость молодежи в регионе.

Предмет: занятость выпускников ОмГУ.

Цель: изучить теоретические основы и практику решения вопросов занятости выпускников ОмГУ.

Задачи: 1) выявить проблемы выпускников ВУЗа в сфере трудоустройства;

2) определить формы и методы работы центров содействия трудоустройству студентов.

3) рассмотреть эффективную модель трудоустройства выпускников.

4) провести исследование планов на трудоустройства у выпускников ОмГУ.

Окончание ВУЗа для выпускника предполагает начало его новой ступени жизни, а именно работы. Но между окончанием учебного заведения и началом работы есть барьер. Это барьер трудоустройства. Для трудоустройства выпускнику необходимо знать и трезво оценивать свои ресурсы, уметь их презентовать. Знать с помощью, каких средств найти работодателя или как работодатель может его найти. Если же выпускник не в состоянии преодолеть барьер, то он встретится с долгими поисками работы или безработицей.

Для выпускников вузов безработица актуальна тем, что в наши дни интенсивно происходят процессы, когда привычные виды работ замещаются новыми. И, следовательно, сложившийся стереотип - одна работа на всю жизнь - отходит в прошлое, и не только для работников физического труда . В СССР система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, сегодня же на рынке труда высокая конкуренция, и выпускникам ВУЗов приходится бороться за места со специалистами, имеющими опыт работы. В сознании большинства населения закрепилось иждивенческое отношение к трудоустройству, низкое стремление к конкуренции на рынке труда. Но в последние годы данное явление исчезает, так как в ВУЗах обучается поколение, которое выросло в рыночной экономике и привыкшее к конкуренции. Помимо этого процесс обучения стал непрерывным, необходимые знания для специалиста обновляются, и поэтому встает проблема, что после окончания обучения знания и навыки молодого специалиста в некоторой степени устарели. Так же стоит отметить, что большинство студентов и выпускников не готово к трудоустройству, у них отсутствует опыт работы в организациях и опыт трудоустройства. Они не осознают своих ресурсов в полной мере и оценивают их не адекватно. В итоге у молодого специалиста возникают проблемы в трудоустройстве.



Безработица или не эффективное трудоустройство может являться причиной ухудшения финансового, а затем социального, психологического благополучия, и в итоге здоровья, что в дальнейшем повлечет за собой ухудшение благополучия общества, а как следствие, увеличение объема работы для социальных служб. Для выпускников ВУЗа занятость не по специальности или ее отсутствие грозит потерей квалификации или проблемами в получении места работы по специальности, и, в общем, ведет к неэффективной трудовой деятельности.

Термину занятость даются различные определения: Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок . Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятость делится на полную и частичную. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы . Наиболее точно термин занятость в теме работы раскрывает определение

Е.Борисова: занятость – это обеспеченность трудящихся соответствующими рабочими местами .

Обратным термину занятость является термин безработица. Безработица – это независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине не возможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем . Безработными считается экономически активное население, не задействованное в трудовой деятельности. По методологии Росстата возрастные рамки экономически активного населения - это 15-72 лет, из этого следует, что выпускники вузов входят в состав экономически активного населения и составляют одну из основных его частей.


Выпускники высших учебных заведений на рынке труда

Проблемы выпускников ВУЗов

После получения диплома выпускники сталкиваются со многими проблемами, причины некоторых лежат еще до поступления в высшее учебное заведение.

Одна из таких проблем – это проблема профориентации. В своем жизненном опыте не раз встречался с такой проблемой у абитуриентов или будущих абитуриентов как выбор специальности или направления обучения. Трудность выбора - это естественное явления, так как молодые люди не имеют долгосрочных и адекватных планов на жизнь. Решить эту проблему способна профориентация в школе, профориентация родителей, профориентация абитуриентов. Недостаток профессиональной ориентации приводит к тому, что молодежь обучается тем специальностям, которые им не интересны или трудны, не подходят. Погоня за престижем профессии без учета потребности этой специальности на рынке труда в перспективе, то есть выбор профессий, которые окажутся мало востребованными после окончания обучения. Критериями для выбора профессии служит ее оплачиваемость. А так же часто родители выбирают место учебы для своих детей. В качестве примера приведу результаты опроса Московского Государственного Университета Имени М.В.Ломоносова. В ходе исследования было опрошено 150 школьников. В результате были получены следующие данные. Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 процентов школьников, 41 находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 процентов школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38 как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе. Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности .

Так же в эту проблему входит такой стереотип, как обязательная необходимость получить высшее образование, это «единственная дорога в жизнь», если даже молодой человек не способен справляться с учебной программой или в семье трудное материальное положение. Часть молодых людей поступает в высшее учебные заведения для получения гарантированной отсрочки от армии или просто что бы оттянуть свой выход во взрослую жизнь, расставить ценностные ориентиры. Не во всех случаях, но в большинстве это влияет на качество образования и, следовательно, на трудоустройство выпускника.

Проблема качества образования. В СМИ, в университете и просто в разговорах между людьми, часто обсуждают проблему качества высшего образования. В эту проблему входит:

Низкое качество образования, падение качества образования, устаревание учебных программ;

Выпускники имеют устаревшие знания, они не компетентны или их навыки не полностью покрывают необходимые;

Плохая организация практики. Сюда входит отсутствие соответствующих мест практики, либо студентом выбирается самое просто место практики для осуществления научной и практической деятельности. Важно упомянуть о том, что место прохождение практики потенциально является местом будущего трудоустройства.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути .

Проблема поиска работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Во-первых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда. Наблюдается переизбыток профессий, например, экономистов, юристов, PR-менеджеров.

Во-вторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Например, молодым специалистам, имеющим техническое или инженерное образование, зачастую будет устроиться на работу проще. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии.

Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.

Существует мнение, что кадровые агентства занимаются поиском исключительно квалифицированных специалистов, имеющих солидный опыт работы. Однако и из этого правила бывают исключения. Кадровое агентство выполняет заказ работодателя, и от потребностей в персонале работодателя зависит, каких специалистов будут искать и кадровые агентства. Тем не менее, следует помнить, что кадровое агентство будет подбирать наиболее успешных выпускников вузов, оценивать уровень полученных молодым специалистом знаний, поскольку требование о высоком профессиональном уровне кандидатов является общим правилом. Принимая на работу молодых специалистов, работодатель закрывает рядовые вакансии. Многие работодатели видят преимущество приема на работу молодых специалистов в экономии финансовых средств на оплату труда работников. Некоторые работодатели ищут молодых специалистов с хорошими твердыми теоретическими знаниями, считая, что практический опыт лучше получать в той компании, в которой специалист будет работать.

Как и любое экономически активное население, выпускники вызов могут подвергаться безработице. Раскроем причины безработицы через ее виды:

1) Фрикционная. Работники добровольно меняют место работы по самым различным причинам как производственного, так и личного характера, и в целях улучшения условий труда, его оплаты. Мотивом увольнения может быть и разочарование в профессии. Поиск работы осуществляют и люди, впервые начинающие свою трудовую жизнь после окончания обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Особую группу представляет работающая молодежь, которая хочет определить «свое место» в системе общественного разделения труда - найти «интересную» для себя работу. Все эти процессы происходят на фоне как бы взаимных увольнений и приемов на работу. Совокупность таких людей, активно ищущих работу, и образует контингент фрикционных безработных.

2) Структурная имеет не столь личное, а скорее технико-экономическое основание. Она не так явно зависит от желания человека и мотивов его трудового поведения. В основе структурной безработицы лежит научно-технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это в конечном счете выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства. В результате изменяется структура рабочих мест;

Происходит их модернизации;

Появляются новые, ликвидируются старые.

Такие новации трансформируют профессионально-квалификационный состав занятого населения и в этой связи спрос на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретут новые навыки труда, знания, умение, приспособятся к изменяющейся среде обитания. Причиной структурной безработицы может стать изменение территориально го разделения труда.

3) Циклическая. Этот вид безработицы неразрывно связан с движением цикла деловой активности (промышленного цикла). Общее падение совокупного спроса на товары и услуги не может не уменьшить численности занятых, что и приводит к увеличению безработных. Циклическая безработица в современной рыночной, теории считается нежелательным явлением. В экономике, которая находится на вершине промышленного цикла, она должна быть равна нулю, хотя в практике современной экономики этого нет .

Отдельно стоит выделить маргинальную безработицу. Это безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов. Выпускники вузов являются маргиналами до устройства на работу .

Вторичная занятость

Следующую проблему можно обозначить, как низкая материальная обеспеченность студентов. Эта проблема приводит к тому, что некоторые студенты прибегают к вторичной занятости. Вторичная занятость - это деятельность граждан, связанная с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, - случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, т. е. командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд, Экономический словарь). Это влечет к низкой профессиональности и компетентности выпускника. Вторичная или вынужденная занятость, если в прежние времена для подавляющего большинства студентов вузов постоянная оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то сейчас она стала таковой. Для студента-старшекурсника 70-80-х гг. основными целями работы были дополнительный (именно дополнительный, а не насущно необходимый) приработок, отработка обязательной практики, приближение к объекту исследования и забота о будущем месте постоянной работы. Причинами вынужденной занятости является невысокое благополучие населения и социальная политика государства, которая обеспечивает стипендией ниже прожиточного минимума. Положительным можно считать, если студент работает в сфере своего профессионального обучения, то есть набирается опыта. Но двойная занятость одновременно несет вред (здоровью, освоению специальности) и пользу (активный образ жизни стимулирует на деятельность и ориентированность на карьеру).

Выше перечислены проблемы, которые приводят к основным проблемам выпускников ВУЗов:

1) низкая конкурентноспособность, не знание своих ресурсов.

2) отсутствие опыта работы, практических навыков, дискриминация на рынке труда

3) низкая потребность в определенных специалистах, перенасыщение рынка труда

4) не заинтересованность трудоустройства по специальности

5) мнение, что хорошую работу можно найти только «по блату».

Путями решения проблемы занятости является:

1) правильная профориентация будущих студентов; 2) повышение стипендий для студентов ВУЗов; 3) оптимизация учебного процесса, его практико-ориентированность;4) введение квот на места для молодых специалистов.

  • Анисимова Виктория Сергеевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный социальный университет
  • ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
  • ВЫПУСКНИК
  • РЫНОК ТРУДА
  • МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО
  • Корпоративная культура как важнейший элемент организаций сферы фитнес-услуг
  • Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на предприятии ООО «Чистый город» города Барнаула
  • Особенности online-коммуникации в малых группах в нетворкинге
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, ССУЗов на сегодняшний день получила дополнительную актуальность в связи с обострившейся необходимостью не только в практической реализации полученных знаний и навыков, но и в обеспечении себя средствами для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей . Тем более система государственного распределения выпускников осталась в прошлом.

В современных условиях молодые специалисты сталкиваются с довольно жесткими условиями рынка. Нельзя не отметить, что в настоящее время молодежь представляет самую многочисленную социальную группу безработных (более 30% от общего числа официально зарегистрированных безработных, а выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования из этого числа представляют 25-28%) . Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников и поиск путей решений данной проблемы представляет собой задачу, требующую скорейшего разрешения.

Выпускники находятся в затруднительной ситуации, в первую очередь, в связи со своей низкой конкурентоспособностью на рынке труда в силу таких факторов, как отсутствие опыта работы, недостаточность знаний, необходимость наставничества и т.д.

Согласно данным Росстата, в численности безработных 22,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2015г. их численность составила 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,3% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет.

Эксперты считают, что безработных людей в возрасте 15–24 лет в России уже в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних. В сентябре среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян 15–24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6%.

Обратимся к диагностике причин возникновения такой ситуации. Конечно же, как отмечали выше, ключевыми причинами нежелания работодателей принимать на работу «вчерашних студентов» являются отсутствие у последних опыта, недостаточность знаний в сфере будущей работы и пр. Также не последним в рейтинге причин находится и высокая конкурентоспособность на рынке труда, особенно среди, так называемых, распространенных и популярных профессий.

К слову, проведенные исследования показали, что наибольшим спросом у выпускников пользуются такие профессии, как экономист, бухгалтер, менеджер, юрист, программист, web-дизайнер, специалист по телекоммуникациям, банковские служащие, рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры .

Одна из причин молодежной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Многие хотят быть специалистами высокого полета, юристами, банкирами, а требуются в основном курьеры, продавцы, слесари и страховые агенты. Именно такую работу чаще всего предлагают молодым.

Также в рамках данного исследования имеет смысл представить основные выявленные причины сложности трудоустройства молодых специалистов на современном этапе :

  • незнание абитуриентов о тенденциях рынка труда, о востребованных профессиях, поэтому бывают случаи, когда полученная специальность на деле оказывается просто невостребованной;
  • слабая информированность выпускников о состоянии современного рынка труда, о предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия системы «образовательная организация- работодатель», а также слабо налаженная связь вуза с органами службы занятости, а также другими немаловажными структурами в сфере трудоустройства;
  • недооценка работодателями таких, присущих молодежи, качеств, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.д.;
  • повышенные представления выпускников о своих знаниях, умениях и навыках, престижности полученной профессии, следовательно, завышены желания по оплате труда, что ведет к незаинтересованности работодателей в данном кандидате и пр.

В заключение исследования отметим, что современная ситуация на рынке труда для молодежи является неудовлетворительной. Выпускники испытывают колоссальные трудности при трудоустройстве. Большая часть выпускников отметила, что наиболее верный способ трудоустроиться сегодня – это наличие «нужных» знакомств и связей .

Таким образом, нами видится, что без кардинальных трансформаций на рынке труда не обойтись. Для решения данной задачи необходимо повысить взаимодействие образовательной организации с представителями работодателей, и еще на уровне производственных и преддипломных практик, ориентировать выпускников и работодателей друг на друга. В этой связи, увеличение объема часов практических занятий в вузах будет являться повышением навыков и практического мастерства выпускников. Систематическое проведение ярмарок вакансий также, безусловно, способствует благоприятному разрешению существующих барьеров трудоустройства выпускников.

Немаловажным фактором является поддержка государства: проведение активной политики, разработка и внедрение соответствующего законодательства, выделение рабочих мест именно под выпускников, организация активной поддержки работодателям, принимающим на работу молодых специалистов и т.д. .

Таким образом, для решения проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций необходимо, прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, развитие механизма профориентации и профессиональной подготовки для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда в современных условиях с активным привлечением органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости, государственных и общественных организаций, а также внедрение механизма госзаказа на подготовку специалистов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования.

Список литературы

  1. Афиногенова И.Н. Проблемы личностно-профессионального развития студента в условиях высшего учебного заведения // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 427-430.
  2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 5. С. 7-11.
  3. Годовникова А.М. Специалиста надо готовить со школьной скамьи // Территория науки. 2013. № 1.С. 11-13.
  4. Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
  5. Зайцев И.С. Высшее образование и повышение квалификации специалистов педагогического профиля: вопросы преемственности // Территория науки. 2016. № 3. С. 28-32.
  6. Зайцева В.А.. 2016. Т. 2. № 51. С. 259-263.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Маркетинг образовательных услуг как инструмент привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации Сборник статей научно-практической конференции. Удмуртский государственный университет, Институт дополнительного профессионального образования. 2016. С. 59-63.
  8. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
  9. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  10. Свиридова Г.Ф.. 2016. Т. 2. № 48. С. 258-262.
  11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Направления модернизации высшего профессионального образования // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития Материалы 7-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 146-148.
  12. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 74-78.

Дипломная работа

«ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»

Мурманск


ВВЕДЕНИЕ .. 3

1.1 Занятость как социальный феномен: основные понятия. 9

1.2. Дисбаланс между рынком образования и рынком труда. 15

1.3. Противоречия между социально-ценностными ориентациями, профессиональными ожиданиями выпускников вузов и требованиями работодателей на рынке труда. 22

1.4. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия. 31

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности темы:трудмолодежии ее занятость являются одной из центральных проблем социально-трудовых отношений, которой уделяется постоянное вниманиена национальном, региональном и международном уровнях.

Трудоустройство молодежи – один из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда происходят существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. В последнее время все чаще говорят о том, что система профессионального образования должна удовлетворять постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. Ситуация образовательного пространства показывает другую тенденцию – выбор специальности и учебного заведения зачастую не связывается с последующим трудоустройством (или ориентирован лишь частично). В этом и заключается проблема: рынок труда требует от образования удовлетворения своих социально-экономических потребностей в квалификационной рабочей силе, а рынок образования удовлетворяет личностные потребности индивидов в получении образования.

Таким образом, нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой стороны – существенным ужесточением требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников Вузов сталкиваются с серьезными трудностями при трудоустройстве.

Взаимодействие системы образования и рынка труда связано и с отношением молодежи к труду. За последнее время материальное благополучие, культ денег поднялся на первое место в иерархии ценностных ориентаций значительной части молодежи. В сознании и поведении молодежи, в том числе выпускников вузов, все больше усиливается социальный прагматизм. Понимая сложившиеся реалии, молодежь стремится к социальному самообеспечению.

В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда. Профессиональная ориентация молодого поколения зачастую строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних ее атрибутах. Уже два десятилетия в ранге престижных у выпускников школ числятся профессии юриста и экономиста, причем, иногда помимо ее названия, а точнее профессионального направления, старшеклассники больше ничего не знают о своей будущей трудовой деятельности. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих эти специальности.

Исследователи отмечают еще одну проблему, возникающую у выпускников при трудоустройстве, это широта специальности («менеджмент организации»). С одной стороны, она позволяет реализоваться во многих сферах, с другой стороны, при трудоустройстве на работу требуются углубленные знания в каком-то одном направлении.

В нашем регионе существуют проблемы явного преобладания гуманитарных специальностей над техническими и явным спросом на рабочие специальности.

Вышеуказанные проблемы трудоустройства молодежи хорошо описаны в литературе, они остаются актуальными, но и по сей день молодежь в большинстве случаев продолжает осуществлять те выборы, которые ведут к их сохранению и даже усилению. Поэтому представляет интерес изучение степени информированности молодежи о данных проблемах и причин, по которым молодые люди продолжают делать устоявшиеся образовательные и профессиональные выборы.

Степень разработанности проблемы: проблемы занятости выпускников вузов – тема комплексная и дисциплинарная. Исследованием данных проблем занимались многие ученые различных отраслей знаний – социологи, экономисты, психологи. В свою очередь, вышеуказанные проблемы связаны со следующими направлениями социологии: социологией образования, социологией труда, социологией молодежи.

Проблемами понятий занятости и безработицы занимались следующие зарубежные ученые: У. Пети, А. Смит и Д. Рикардо, К. Маркс, Д.М. Кейнс. И наши отечественные исследователи: Д.Ж. Маркович, В.В. Колосовский, В.В. Радаев, О. Волкова, В.С. Афанасьев, А.В. Шуваев, Е.В. Шуваева, В. Рыжиков.

Анализированием преобразований, происходящих в системе образования как социальном институте, занимались следующие ученые: Т.В. Плетнева, И.И. Задорожная, А. Молчанов, Т. Бельчик, модернизации российского образования также был посвящен доклад Министерства Образования России.

Исследованием профессионально-квалификационным дисбалансом рынка труда, занимались следующие ученые: И. Иванова, Г. Зборовский, Е. Пьянкова.

Изучением противоречий между социально-ценностными ориентациями, профессиональными ожиданиями выпускников вузов и требованиями работодателей на рынке труда занимались О. Грищенко, Е. Пьянкова, Д. Захаров, С. Скутнева, В. Карпец, Е. Коган, О. Урбан, Н. Малиева, Ф. Шереги.

Ученые, которые занимались темой системы содействия трудоустройства выпускников: Е. Илясов, Е. Кулешова, Ю. Земледельцева, Н. Малиева, Г. Гончар, А. Молчанов, И. Иванова, О. Дубовова, В. Радаев.

В указанной литературе достаточно полно и всесторонне описаны проблемы образовательного и профессионального выбора молодежи, трудоустройства и трудовой занятости, полученные в эмпирических исследованиях и представленные выше при описании проблемного поля, но при этом не изучалась информированность самой молодежи об этих проблемах и причины, по которым молодежь продолжает их продуцировать, на что и направлена данная дипломная работа.

Объектом дипломной работы выступает феномен трудовой занятости современной молодежи.

Предметом изучения являются проблемы трудоустройства выпускников вузов.

Основная цель работы изучить проблемы трудоустройства выпускников вузов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

Изучить занятость как социальный феномен;

Выявить дисбаланс между рынком образования и рынком труда;

Определить противоречия между социально-ценностными ориентациями, профессиональными ожиданиями выпускников вузов и требованиями работодателей на рынке труда;

Изучить систему содействия трудоустройству и занятости выпускников вузов.

Задачей по эмпирическому исследованию являетсяизучение мнения студентов 4 и 5 курсов МГПУ по существующим проблемам профессионального выбора и трудоустройства выпускников и возможным путям их решения.

Методологическая база дипломного исследования: В качестве теоретической основы для дипломной работы был выбран структурно–функциональный подход к исследованию проблем трудоустройства выпускников вузов.

Эмпирической базой для исследования выступили студенты 4, 5 курсов МГПУ. Соответственно они выступили объектом социологического исследования, а предметом изучения - мнения студентов по проблемам профессионального выбора и трудоустройства.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и подпункты, заключения, пяти приложений и списка литературы. В первой главе рассматриваются такие понятия, как «занятость», «рынок труда», «рынок труда молодежи», «безработица», «безработица молодежи», раскрываются причины дисбаланса между рынком образования и рынком труда, рассматриваются противоречия между социально-ценностными ориентациями, профессиональными ожиданиями выпускников вузов и требованиями работодателей на рынке труда и изучается система содействия в трудоустройстве и занятости выпускников вузов. Во второй главе приводится исследование, целью которого являлосьизучение мнения студентов 4 и 5 курсов МГПУ по существующим проблемам профессионального выбора и трудоустройства выпускников и возможным путям их решения. В приложениях содержатся транскрипты проведенных со студентами групповых дискуссий.


I. ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

1.1 Занятость как социальный феномен: основные понятия.

Раскрытие теоретических принципов изучения проблем возникающих у выпускников вузов при трудоустройстве предполагает уточнение основных понятий социологии труда. Наиболее существенными для данного исследования представляются понятия «занятость», «рынок труда», «рынок труда молодежи», «безработица» и «безработица молодежи».

Занятость – понятие очень емкое, соединяющее в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Историю возникновения проблемы занятости изучает в своей монографии В.С. Афанасьев. Он пишет, что появление феномена занятости в истории возникает с появлением капитализма. Тогда появляется и большое число теорий занятости. В период раннего капитализма, для которого характерно экстенсивное производство, существовала потребность в многочисленной и дешевой рабочей силе, поэтому теоретики первоначального накопления капитала, в частности Уильям Пети, подчеркивают значение рабочей силы. По мнению Вильяма Петти, с развитием капитализма получает свое полное выражение свободная конкуренция капитала, свобода трудоустройства. Именно в таких условиях и возникают вопросы занятости и безработицы.

В период дальнейшего развития капитализма представители английской школы политической экономии – Адам Смит и Давид Риккардо установили, что в условиях капиталистических отношений занятость зависела не только от существующих потребностей, но и от доброй воли работодателя. Поэтому занятость всегда была меньшей, чем предложение рабочей силы.

Карл Маркс дал наиболее полное объяснение занятости, представляющую собой научную основу для социологического изучения занятости, которая имеет не только экономический, но и социологический аспект. Он показал, что при капитализме накопление и концентрация капитала приводят к росту органического состава капитала, т.е. все больше денег вкладывается в средства производства и все меньше в рабочую силу, поэтому и существует безработица.

Среди первых теоретиков, понявших, что безработицу в капиталистическом обществе невозможно объяснить с помощью классических рыночных теорий (либеральных теорий), был Джон Мейнард Кейнс. Он изложил теорию, в соответствии с которой занятость – это не постоянная реальность капиталистического общества. Напротив, при капитализме существует принудительная безработица, считал он и она представляет собой главную проблему. Д.М. Кейнс считал, что полная занятость может быть достигнута только при совпадении полного предложения и полного спроса, а безработица исчезнет тогда, когда общий спрос на товары и услуги меньше, чем их предложение. Возникающие по сей день в капиталистическом обществе теории занятости, старающиеся объяснить безработицу и отыскать условия, при которых могла бы быть осуществлена полная занятость, пока не смогли решить этой проблемы.

Кроме того, как отмечает В.В. Колосовский, ситуация с занятостью характеризует состояние не только экономических отношений, но и социальной системы в целом. В реформируемых обществах она остается неадекватной требованиям рыночной экономики. Значительно сложнее преобразовать социально–трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития, так как конкурентный характер трудоустройства предполагает наличие сформировавшегося рынка труда.

Из современных теорий занятости, можно отметить теории занятости Марковича Д.Ж. и Радаева В.В. Маркович Д.Ж. отмечает, что занятость означает тот факт, когда трудоспособные члены общества самостоятельно или в сообществе с другими членами общества осуществляют какой-либо вид общественно полезного труда, направленного на удовлетворение своих и определенных общественных потребностей. Чтобы осуществить определенную занятость, необходимо наличие реальных возможностей, то есть необходимо, чтобы люди могли пользоваться средствами производства. Радаев В.В. в своих лекциях об экономической социологии обращает внимание на то, что отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределения работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя: поиск работы и рабочей силы, порядок найма и высвобождения работников, условия и содержания труда, установление уровня оплаты и формы сопутствующих льгот.

Таким образом, существующих понятий о занятости много, но мы в данной работе под занятостью будем понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая заработок, трудовой доход и включающая в себя следующие показатели: полноту включения в общественное производство активной части населения; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов и соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.

С занятостью тесно связано понятие безработицы . Как отмечают исследователи, это одно из самых тяжелых состояний, в котором может оказаться человек. Шуваев А.В. пишет, что характерной особенностью и неотъемлемым элементом современного рынка труда является безработица. Объясняется она невозможностью найти работу для лиц трудоспособного возраста (в соответствии с их уровнем квалификации, профессиональными возможностями и желаниями) и обусловлена прежде всего дефицитом спроса на рабочую силу и превышением ее предложения. Одновременно она представляет собой сложное общественное явление, вызывающее ряд тяжелых последствий как для конкретного человека, так и в целом для общества. Проблемы безработицы находят свое широкое отражение уже в трудах таких известных зарубежных ученых, как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль. Характеризуя безработицу как отрицательное социально-экономическое явление, они указывают на те или иные причины, порождающие данный феномен. Однако главными, по их мнению, являются избыточный рост населения и конкуренция на рынке труда, колебания спроса на рабочую силу и неурожай в сельском хозяйстве, разорение землевладельцев и сезонность производства, внедрение машинного производства и рост заработной платы.

В условиях перехода к рыночной экономике негативный эффект безработицы еще более ощутим, чем в сложившемся рыночном хозяйстве, поскольку система материальной поддержки безработных в переходный период находится на стадии своего формирования и поэтому малоэффективна. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет поддерживать пособие по безработице на приемлемом, хотя бы приближенном к прожиточному минимуму уровне. Наконец, трудоспособное население, сформировавшееся в условиях стабильной высокой занятости плановой экономики, психологически более тяжело воспринимает потерю работы.

В данной работе представляет интерес изучения именно безработицы молодежи. Безработица молодежи – социально-экономическая ситуация, при которой наиболее молодая часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, соответствующую их подготовке и способностям. Безработица молодежи как социальная проблема актуализируется, когда доля безработных в возрасте 16-29 лет существенно превышает долю безработных в других возрастных группах. На рынке труда молодежь – одна из наименее защищенных категорий работников наряду с женщинами и инвалидами. Низкая конкурентоспособность молодежи объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности.

Также важный интерес представляет изучение такого понятия как рынок труда. Рынок труда– это конкурентные отношения на основе спроса и добровольного предложения найма со стороны работников определенных профессий и квалификации. Рынок труда формируется на основе спроса и предложения, стоимости рабочей силы, предельной производительности труда и конкуренции между работниками, обладающими различными ресурсами профессионализма и трудоспособности. Он предполагает меняющуюся долю безработных в составе трудоспособного населения, связан с экономическими циклами подъема и спада деловой активности.

Долгое время проблемами рынка труда в нашей стране не занимались, поскольку его не существовало. В условиях административно–командной системы управление человеческими ресурсами осуществлялось централизованно. Для выпускников вузов существовала система обязательного распределения. Граждане России получили право свободно распоряжаться своей способностью к труду в 1991 году с принятием закона о занятости населения. Система обязательного распределения выпускников прекратила свое существование.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам. Вопрос об участии молодежи в профессиональном труде и ее отношении к нему может и должен рассматриваться в общем контексте трудовых отношений. Не имея собственного опыта, молодые люди не всегда могут понять и сформулировать чего они хотят, но очень чутко реагируют на социальные сигналы – насколько общество ценит труд. Проблема включения молодежи в трудовую сферу жизнедеятельности носит сегодня центральный характер, поскольку именно эта группа будет определять качество человеческого потенциала России в ближайшие тридцать–сорок лет.

Таким образом, мы можем сказать, что данные понятия имеют множество толкований, многие зарубежные и отечественные исследователи, занимались проблемами «занятости» и «безработицы», «рынком труда молодежи» и «безработицей молодежи». Из выше перечисленных определений в данной работе под занятостью мы будем понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая заработок, трудовой доход и включающая в себя следующие показатели: полноту включения в общественное производство активной части населения; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов и соответствие занятости социально-экономическим запросам населения, данное определение наиболее полно отражает суть явления занятости. В понятии безработица, нас конкретней всего интересует безработица молодежи и под ней мы будем понимать социально-экономическую ситуацию, при которой наиболее молодая часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, соответствующую их подготовке и способностям.


Похожая информация.