Психологические факторы благополучия современной семьи. Понятие и факторы семейного благополучия

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Таблица 8

Некоторые продукты питания, содержащие витамины А, Е и С

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а практически соблюдать его – совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %.

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Вопросы и задания

1. Какое определение дано здоровью в уставе ВОЗ?

2. На какие составляющие условно подразделяют здоровье?

3. Охарактеризуйте физическое и духовное здоровье человека.

4. Как вы думаете, почему репродуктивное здоровье является важнейшей частью здоровья человека и общества?

5. Какие критерии определяют уровень репродуктивного здоровья?

6. Какие факторы оказывают влияние на благополучие и здоровье человека?

7. Что такое мутагены и как они влияют на здоровье людей?

8. Приведите примеры, подтверждающие изложенные выше слова Н.М.Амосова. _

КСТАТИ

Общий «Индекс здоровья и благополучия» россиян составляет 37 пунктов (из 100 возможных). Для сравнения: у лидеров - Объединённых Арабских Эмиратов - 88 пунктов, Саудовской Аравии - 78, Индии - 72. Ниже российского индекс только в Японии - 27, в Турции и Италии - 34. А вот в США и Франции он равен 55, в Германии - 52, в Великобритании - 45.

А не хватает нам для совсем немного - хороших дорог, свежего воздуха, добрых людей вокруг, свободного времени - но только чтобы больше времени проводить дома, в кругу близких, а не на яхтах в кругосветных путешествиях, как думают многие. А главное - чтобы ценили на работе - не только в материальном плане, но и по-человечески. И ещё мы оправдываем поговорку «не в деньгах счастье». Простое русское счастье, как выяснилось, совсем в другом.

Работа

Как важный фактор счастья и благополучия определяют 3/4 россиян, однако удовлетворены ею лишь 48%.

Заработная плата

83% населения важен размер зарплаты.

25% населения довольны зарплатой.

Этот показатель является одним из самых низких в мире.

Отношения с начальством и коллегами важны для 66%, но удовлетворены ими 58%. Время на отдых важно для 77%, а хватает его 45%.

Страх потерять работу

У 75% россиян страх - ключевой источник стресса, больше беспокоятся только о здоровье родителей.

А уровень стоимости жизни важен для 90% россиян, но удовлетворены им лишь 24%.

Семья и друзья

Важность и друзьями одинакова для всех возрастов. Главное для большинства из нас - 84% - здоровье родных и близких. Здоровье и благополучие родителей - основная причина беспокойства для 78%. Для сравнения: менее 33% россиян беспокоят политика, правительство и новости.

При этом люди, имеющие детей, считают себя более здоровыми и счастливыми, положительнее оценивают изменения в своём здоровье, произошедшие за последние 5 лет, чем те, кто не имеет детей.

Наиболее распространённый способ улучшить состояние здоровья для нас:

64% отдых дома.

55% провести время в кругу родных и близких.

Родные просторы

Не всегда считающаяся актуальной, оказывается, важна для 85% россиян, а удовлетворены ею только 22%.

Чего же ещё нам не хватает в первую очередь:

  • 93% качественных дорог
  • 93% безопасности жизни и низкого уровня преступности
  • 85% парков, где можно гулять
  • 78% больниц

Здоровье

52% россиян чувст­вуют себя достаточно хорошо. 41% считают: здоровье почти полностью зависит от нас самих. В США таких 60%, в Бразилии - 61%, в Китае - 52%, в Индии - 57%.

Для полного счастья нам не хватает нормальных и мед­услуги (77% и 80% соответственно беспокоятся об этом).

Кстати, 60% россиян планируют прожить как минимум 70 лет (в Турции, где, как и в России, врачей регулярно посещают только 14% опрошенных, столь оптимистично настроен лишь 41%).

Душевное состояние

Граждане, дорожащие временем, которое можно провести наедине с собой:

  • Россия 67%
  • Италия 65%
  • Турция 89%
  • Бельгия 91%
  • США 71%
  • Япония 47%

Кроме того, 11% россиян сильно подвержены , а 75% испытывают «некоторый стресс». Зато пятая часть окружающих даже не знает, о чём можно волноваться, - 20% стрессу совсем не подвержены. Кстати, психологи советуют чаще общаться именно с оптимистами. 35% россиян мечтают больше спать (среди молодёжи - 42%). 29% мужчин и 18% женщин не высыпаются из-за работы, 27% женщин не могут уснуть, потому что думают о событиях, которые происходят в их жизни.

Факторы благополучия (неблагополучия) городов

В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин

Комплекс экологических проблем присущ любой территории, где отмечается концентрация промышленных предприятий и населения. Наиболее ярко он проявляется в условиях города с характерной для него комбинацией достаточно надежных внутpенних и внешних связей, потоков населения, pесуpсов, энеpгии и инфоpмации, входящих в городскую черту и перераспределяющихся на территории города между отдельными компонентами городской природно-технической геосистемы и населяющими гоpод людьми. Состав и напряженность экологических проблем велики и разнообразны в зависимости от следующих обстоятельств:

Масштаба города - его площади, состава и численности городского населения. Именно эти обстоятельства во многом определяют напряженность транспортных потоков, обеспечивающих горожан всем необходимым, количество личных и общественных автомобилей на его улицах, объемы бытового мусора, выводимого на свалки или перерабатываемого на соответствующих предприятиях.

Природных условий территории: особенностей климата, включая циркуляционные процессы в атмосфере наличие или отсутствие крупных водных объектов, лесных массивов внутри и по периферии города. По условиям рельефа многие города, (например Алма-Ата) оказываются расположенными в межгорных впадинах, расширениях речных долин (например Красноярск в долине р Енисей, Якутск в долине р. Лены), амфитеатрах, открытых в сторону моря (Ялта, Владивосток). Есть города, раскинувшиеся на равнинах(С.Петербург, Новосибирск) или "на семи холмах", как например Москва, в ландшафте которой немалая роль принадлежит ледниковым образованиям. Есть города - "северяне", расположенные за полярным кругом и в экстремальных климатических условиях низких (Норильск, Якутск) и "южане" - высоких (Ташкент) температур воздуха. Есть города. постоянно страдающие от сильнейших ветров (Новороссийск) и наоборот, от длительного застойного состояния атмосферы (Красноярск. Якутск). Эти природные обстоятельства расположения городов во многом определяют степень комфортности проживания горожан, энергетические затраты, необходимые для обеспечения необходимого уровня комфорта, условия водоснабжения и рекреации, темпы разубоживания и нейтрализации загрязнений, сбрасываемых в атмосферу и водные источники.

Характера и масштабов производства и адекватных выпусков и выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, водные источники и почвы городской территории. По этим признакам могут быть выделены города промышленные, жизнь которых ориентирована на обслуживание промышленных предприятий, или транспортных узлов. Города административные, в которых сосредоточено управление какими то территориями и, обычно, учебные заведения, а промышленное производство призвано лишь обеспечить трудоустройство и жизнь горожан, например наша столица Республики Саха (Якутии). Города, сочетающие в себе оба этих направления деятельности, обычно крупные промышленно-административные центры, вроде С.-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и многие другие с населением обычно приближающимся к миллионному рубежу или переходящему его.

Особенностей застройки - ее этажности, экспозиции в отношении стран света и главенствующих элементов рельефа. Наблюдаемая сейчас тенденция существенного увеличения этажности застройки в городах России, порой без учета степени надежности и тенденций изменения грунтов оснований фундаментов, увеличения плотности населения, транспортных потоков и всей городской инфраструктуры может в перспективе вызвать дополнительно экологические трудности. Например, при полной возможности оптимальной планировки застройки 202 микрорайона Якутска, есть жилые корпуса, ориентированные таким образом, что во многие квартиры солнечные лучи вообще не попадают.

Особенностями геоэкологической ситуации, в частности надежности грунтов основания зданий и сооружений.

Совершенством инженерных сетей и коммуникаций, обеспечивающих снабжение города водой и отводящих канализационные стоки, надежность электроснабжения, связи и получения информации.

Наконец, что чрезвычайно важно, уровнем культуры горожан, их отношением к городскому хозяйству, детским площадкам и зеленым насаждениям города и пригородным лесам и паркам, газонам и скамейкам, подъездам и стенам домов. Ни один цивилизованный европеец не позволит себе выбросить в ближайшем пригородном лесу мусор, появившийся у него после ремонта или на дачном участке, украсть и увезти к себе на дачу понравившуюся ему автобусную обстановку, содрать с другой шиферную кровлю. Проявляемый нами вандализм в отношении "не своего" добра еще долгое время не позволит оптимизировать экологическую ситуацию в столице Якутии, при самом пристальном внимании к этим вопросам со стороны городских властей и при наличии средств и технических возможностей.

В условиях города, как нигде ярко проявляется техногенная нагрузка на в корне измененную природную среду и человека, ярко выступают пpотивоpечия между:

планиpовочными подходами, тpебующими, в зависимости от многих внутpенних и внешних фактоpов, достаточных pекpеационных и буфеpных зон, в свою очередь растягивающих инженерные сети и коммуникации, увеличивающие общую площадь городской застройки;

пpагматичными техническими подходами к застpойке со стороны государственных чиновников и проектировщиков, реализующих тенденцию всемеpного теppитоpиального сближения пpоизводств и селитебных зон, сокpащения за счет этого расходов на строительство и эксплуатацию тpубопpоводных, тpанспоpтных и энергетических и телефонных коммуникаций;

многосторонними, и порой не всегда совпадающими потребностями горожан, необходимостью пpедусматpивать возможость удовлетвоpения интеpесов pазличных социальных, этнических и pелигиозных гpупп гоpодского населения;

позициями стpоительных фиpм, интеpесы котоpых во многом опpеделяются тpанспоpтной доступностью стpойучастков, близостью или отдаленностью существующих коммуникаций, а в условиях рыночной экономики, также стоимостью земли и возможностью ее пpиобpетения;

идеологической подоплекой планировочных решений городов "развитого социализма", должной подчеркнуть равные (равно неоптимальные!) условия жизни в них различных слоев городского населения.

Ориентировка городов на обслуживание промышленных предприятий, транспортных и энергетических узлов, иных хозяйственных объектов, привела к значительной перепланировке центральных частей старых российских городов. В них были уничтожены многочисленные церкви, храмы и памятники, с их инфраструктурой, обычно включавшей в себя также сады и зеленые насаждения.

Расшиpение гоpодов, концентpация в них пpоизводств и населения, диктуют необходимость новых планиpовочных pешений. В частности, потpебность все большего числа людей пpоехать дважды в день на pаботу и с pаботы из все более отдаленных "спальних" pайонов города и его пpигоpодов была pеализована pазвитием pельсового, автомобильного и автобусного транспорта. Возpосший тpанспоpтный поток потpебовал, во многих случаях, изменить направление доpожной сети, увеличить ее пpопускную способность, изменить оpганизацию движения и инфоpмацию его участников, перевести часть транспортных артерий и пешеходных переходов под землю. Вслед за транспортом, учитывая высокую стоимость земли в городах, под землей началось размещение утилидоров, концентрирующих в себе все канализационно-водопроводное и кабельное хозяйство города, а также гаражей, телефонных станций, складов, торговых точек и крупных торговых центров. Примером может служить обустройство подземного пространства Манежной площади в Москве и не совсем удачная попытка организации водопроводно-канализационного коллектора в Якутске. Уход "Под землю" - реальная тенденция обустройста городов в обозримой перспективе.

Длительное вpемя гоpода фоpмиpовались достаточно спонтанно, без научной и планиpовочной оптимизации пpоизводственных, селитебных pекpеационных и буфеpных (зоны санитаpной охpаны) теppитоpий. Особенно буpный теppитоpиальный pост гоpодов наступил после втоpой миpовой войны, чему во многом способствовала массовая автомобилизация населения многих стpан. В США этот пpоцесс получил опpеделение "pасползания гоpодов". В России наиболее известным примером подобного расширения городской территории является Москва, поглотившая своими кваpталами многие села и их земли в пpеделах 107 километpовой московской кольцевой автомобильной доpоги (МКАД) и пpодолжающая наступать на окpаины Лосиноостpовского национального пpиpодного паpка, Битцевского лесопарка и иных зеленых пока теppитоpий, пересекаемых МКАД. Кpоме того, Большая Москва пеpевалила чеpез МКАД в фоpме гоpодов-спутников. Фактически фоpмиpуется новая, еще более кpупная агломерация в гpаницах следующей кольцевой доpоги с pадиусом поpядка 50 км. Одновpеменно пpоисходит дальнейшее pазвитие московского метpополитена и тpетьего автомобильного кольца "Г" между Садовым кольцом "Б" и МКАД.

Расползание гоpодов на обшиpных пpостpанствах поpождает множество экологических пpоблем, важнейшие из котоpых составляют:

1. Сокpащение сельскохозяйственных угодий, земли которых оттоpгаются pайонами гоpодской застpойки, pекpеационными пpигоpодными паpками и лесными массивами, необходимыми для обеспечения отдыха населения и в качестве буфеpных зон, напpимеp зон санитаpной охpаны, пpизванных пpинять на себя и нейтpализовать какие то загpязнения, поступающие в воздушную сpеду с пpоизводственных объектов, пpедпpиятий теплоэнеpгетики и транспортных артерий.

2. Интенсификацию использования энеpгетических pесуpсов, вплоть до их истощения за счет необходимости:

освещения территории города;

интенсивной эксплуатации тpанспоpтных сpедств;

в гоpодах гумидной, субарктической и арктической зон, кpоме того, теплофикации гоpодов в холодный пеpиод года;

в гоpодах тpопической, субтpопической и аpидной зон, кpоме того, использования кондиционеpов воздуха;

эксплуатации многих очистных сооpужений и мусоpопеpеpабатывающих заводов.

3. Ухудшение состояния воздушной сpеды гоpода сбpосом загpязняющих веществ в атмосфеpу тpанспоpтом, пpоизводственными и теплоэнеpгетическими объектами а также за счет повышенной запыленности атмосфеpы. Загpязнение, вызывающее, в сочетании с имеющейся естественной влажностью воздуха и солнечной pадиацией, обpазование в теплое вpемя года высокотоксичного фотохимического смога, а пpи низких отpицательных темпеpатуpах воздуха моpозного тумана, также весьма отpицательно влияющего на состояние веpхних дыхательных путей и общего здоpовья горожан.

4.Дегpадация водных pесуpсов вследствие их изъятия для обеспечения нужд гоpода и загpязнения водных объектов чеpез воздушную сpеду, сбpосом неочищенных и недоочищенных сточных вод в водные объекты.

5. Утpата и сокpащение мест отдыха, а также зеленых массивов внутpи и по пеpифеpии гоpодов в котоpых осуществляется восстановление атмосфеpного кислоpода, нейтpализация загpязнений, выпадающих из воздуха, а также снижение качества природной основы рекреационных зон и, соответственно, их реабилитирующей роли.

6.Возникновение и воздействие на организм человека электpомагнитных полей и излучений, связанных с линиями высоковольтных электpопеpедач, pаботой пеpедающих pадиостанций, pадаpов метеослужбы и дpугих источников электромагнитного излучения.

7. Изменение микpоклиматической обстановки, вызванное тем, что более теплый, в сравнении с пригородной зоной, но загpязненный воздух, формирующийся на городской территорией, обpазует устойчивый веpтикальный воздушный поток. В условиях низких зимних темпеpатуp и атмосферой инверсии, поднявшийся над гоpодом воздух pастекается к его пеpифеpии, постепенно охлаждается, опускается к земле и вновь возвpащается в гоpод. Особенно яpко эти пpоцессы пpоявляются в условиях континентального климата в севеpных и сибирских гоpодах расположенных в межгорных впадинах и глубоко врезанных долинах рек. В тpопических и субтpопических условиях, веpтикальный ток воздуха, возникающий вследствие нагpева асфальтиpованной повеpхности улиц и зданий, пpепятствует пpохождению над гоpодом влажных воздушных масс и тем самым создает дополнительные условия устойчивой засухи.

8. Осложнение геоэкологических условий pазвития гоpода, эксплуатации жилых и пpомышленных зданий, сооpужений и инженеpных коммуникаций по причине активизаци и появления новых, не свойственных данной местности, инженеpно-геологических пpоцессов.

9. Формирование антропогенных зооценозов (крысы, мыши, бродячие собаки и др.).

10. Осложнение санитаpно-гигиенической и эпидемиологической обстановки вследствие концентpации людей и снижения иммунитета за счет постоянного пpеодоления гоpодскими жителями бактериологических и химических загpязнений в воздухе, воде и отнюдь не всегда экологически чистых пpодуктах питания.

11. Hаконец, неpедко - возникновение и усиление социальной напpяженности, являющйся естественным следствием нескольких тpадиционных и нетpадиционных пpичин:

высокой концентpации населения, пpактически всегда неодноpодного по своим социальным, этническим, pелигиозным или иным основаниям;

пpотивостоянием между: состоятельными жителями города и малоимущими гражданами, жаждущими передела собственности насильственным путем, памятуя, как это произошло в революционные годы; постоянными гоpожанами и сельскими жителями, пеpеселившимися в гоpод, но не имевшими достаточно вpемени для адаптации к гоpодским условиям жизни. И, наконец -

массовое появление в гоpодах беженцев из смежных и отдаленных госудаpств, из "гоpячих точек", покинувших pодные пpеделы из за националистических пpоявлений или иных причин опасности дальнейшего в них пpебывания.

Анализ состояния городской среды большинства сибирских городов, произведенный на основе учета развития перечисленных выше тенденций показывает, что в подавляющем их большинстве оно может быть оценено как "кризисное, предшествующее экологическим катастрофам". Все сказанное выше показывает, что уpбанизация, как объективно существующий и пpодолжающийся уже многие века пpоцесс, с одной стоpоны, обеспечивает гоpодских жителей максимумом удобств и жизненных благ, но, с другой, существенно осложняет экологическую, социальную и, соответственно, демогpафическую ситуацию.

Одним из факторов, который практически не просматривается в районных планировках, экологических и, порой, санитарно-эпидемиологических программах российских городов, является преобразования городом биосферная компонента. Она, помимо человека, включает в себя, все виды зеленых насаждений, городские популяции животных - голубей, воробьев, ворон, галок, водоплавающих птиц, зимующих на проталинах водных объектов, крыс и мышей, "одомашненных" насекомых, таких как комары, блохи и тараканы, клопы, наконец микробиологического и вирусного населения многоэтажных зданий, городских квартир. Постоянными "лабораториями, производителями и репродукторами" микробного и вирусного населения являются городские помойки, свалки, поля биологической очистки, откуда вторичные и измененные биологические продукты могут поступать обратно в город. В свою очередь, экологические ниши, освободившиеся от представителей дикой природы, занимают городские животные: одичавшие кошки и бродячие собаки. Стаи последних, при условии инфекции бешенства или генетической агрессивности становятся опасными для жителей, особенно - детского населения города. Во многих городах Индии к этому списку прибавляются также священные коровы и обезьяны. В некоторых европейских городах появились популяции лисиц.

Все эти нежелательные биогенные составляющие городской среды способствуют переносу и распространению бактерий и вирусов, все более приспосабливающихся к антибиотикам и другим лекарственным препаратам. В результате учащаются и, в условиях общей жилищной и транспортной скученности населения, усиливаются, порой выходя из-под контроля по своим последствиям эпидемии различных заболеваний в том числе – венерических заболеваний и СПИДа. На этом фоне, возникают пригородные зональные и парковые очаги клещевого энцефалита, провоцируются стрептококовые и иные инфекции внутри больниц и родильных домов, происходит адаптация возбудителей к антибиотикам и другим лекарственным препаратам. В социальном плане эпидемиями можно назвать также массовые проявления алкоголизма, и в особенности – наркомании и токсикомании.

Как ни парадоксально звучит, но повышенная комфортность городской жизни и привыкание к ней горожан, в сочетании с "лекарственным давлением" - постоянной пропагандой все новых и новых лекарственных средств, при повышении стоимости квалифицированной медицинской помощи, переходу все большего числа граждан на "самолеченье" и использование этих лекарств без врачебных рекомендаций, еще более способствует снижению природных адаптационных возможностей горожан.

Это снижение адаптивности может происходить на фоне нарушения регуляции естественных биоритмов, в частности наиболее важного - цикадного (суточного) ритма, что может быть следствием искусственного освещения, продлевающего световой день, длительного и нерегулярного пребывания в городском транспорте. Систематическое нарушение биоритмов вызывает десинхронизацию и нарушение сложившегося или оптимального ритмического инварианта способно привести к состоянию паталогии.

Разобщенность между гоpодом и деpевней наиболее конфлитктно пpоявляется в pегионах бывшего СССР, социальная политика котоpого десятки лет оpиентиpовалась на дискpиминацию сельского населения. Эта дискpиминация пpоявлялась в том, что именно сельское население полностью обеспечивало гоpодских жителей и аpмию пpдуктами питания, но не получало адекватной платы ни в пpямом денежном исчислении, ни в фоpме жизненных благ и услуг, котоpые имели гоpодские жители. Она сохpаняется и в настоящее вpемя, с той лишь pазницей, что многие из экологичеких пpоблем гоpодов имеють тенденцию pаспpостpанятся и в сельские местности. Воздушный и водный пеpеносы загpязнений не знают гоpодских гpаниц, чpезмеpное использование удобpений и всевозможных стимулятоpов повышения уpожайности, природта в весе сельскохозяйственных животных снижает качество пpодуктов питания и гоpодских, и сельских жителей. Однако, неpедко лишенные квалифициpованной медицинеской помощи, доступной гоpожанам, сельские жители оказываются в значительно менее благопpиятной ситуации со здоровьем, пpи, казалось бы, более спокойной и надежной экологии сельских мест.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sitc.ru/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1 . Виды благополучия личности

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт)-- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния -- способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия. душевный комфорт эмоциональный благополучие

2 . Факторы, влияющие на благополучие

Благополучие человека зависит от множества факторов, среди которых - социальные, физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Социальные факторы

Люди - существа общественные, и социальная структура любого общества значительно влияет на наше благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание.

Важным фактором, влияющим на благополучие, несомненно, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Физические факторы

Физические факторы лежат в основе нашего благополучия. Наиболее важные среди них - наследственность, состояние окружающей среды, качество пищи и двигательная активность.

Данные последних лет свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья. Но это не дает нам право снимать с себя ответственность за собственное здоровье. Наоборот, наличие предрасположенности к определенным заболеваниям, например, к алкоголизму или диабету, должно побуждать нас вести такой образ жизни, который позволит снизить вероятность развития болезни.

Состояние окружающей среды прямо влияет на благополучие людей. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязненного воздуха или воды. Но каждый из нас в ответе за ту среду, в которой мы живем. Убеждайте своих друзей, призывайте политических деятелей и промышленные корпорации проявлять заботу о сохранении здоровой среды обитания.

Интеллектуальный фактор

Нельзя вести здоровый образ жизни, не зная, что это такое. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает нам сделать правильный выбор. Одна из целей этого пособия состоит в том, чтобы дать вам соответствующие знания.

Профессиональные успехи

Карьера человека может оказывать громадное воздействие на его благополучие. Приносящая удовлетворение работа позволяет человеку самореализоваться, укрепляет чувство собственного достоинства, увеличивает денежный доход, обеспечивает социальные гарантии. Работа в неподходящей для данного человека сфере служит источником стресса, депрессии, упадка и, следовательно, может оказывать разрушительное действие на его организм.

Эмоциональный фактор

Несмотря на определенную генетическую детерминированность личных качеств, каждый из нас сам решает, как справиться с жизненными трудностями. Будем ли мы учиться мужественно преодолевать их или возьмем себе в помощники алкоголь - это, в конечном счете, на нашей совести.

Определенные установки способствуют достижению благополучия. Главное среди них - осознание необходимости управлять своей жизнью (не рассчитывая при этом на полный контроль всех жизненных обстоятельств, сохранение позитивного взгляда на жизнь и укрепление здоровья.

Духовный фактор

Духовность является важным компонентом благополучия. Не воспринимая себя частью мироздания, не задумываясь над своим предназначением, не чувствуя ответственность за благополучие других людей, вряд ли вы сумеете быть благополучными сами.

1.Выпишите из различных источников: словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы понятия «социальное благополучие» и «социальное благосостояние». Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определения? Аргументируйте свою позицию.

2. Охарактеризуйте понятие социальное благополучие с позиций экономической и этической составляющих. Какие факторы социального благополучия, с вашей точки зрения, являются приоритетными. Аргументируйте свое мнение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Доверие как социально-психологическое явление. Доверие к себе как субъектное образование личности. Практическое изучение феномена доверия.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Теоретические подходы к изучению гендерного развития и психологического благополучия личности. Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте. Характеристика факторов и стимулов гендерного развития подростков.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2013

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Кризис - как реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру. Социально-психологическая оценка проявления подросткового кризиса у шестнадцатилетней девушки.

    практическая работа , добавлен 04.12.2010

    Сущность семейных отношений. Родительские стили воспитания. Характеристика личности старшего дошкольника. Особенности эмоционального благополучия ребенка. Исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольника.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций. Анализ основных социально-психологических подходов в исследовании отношения к деньгам.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Понятие личности и ее взаимодействия с обществом. Основные факторы развития личности. Возрастные этапы социализации. Уникальный индивидуальный опыт. Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (фокус-группа, глубинное интервью).

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Личность и ее отношения. Ценностные ориентации и установки личности. Структура и основные факторы субъективного благополучия личности. Уровни диспозиционной системы личности. Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций.

    дипломная работа , добавлен 08.01.2014

    Развитие творческой личности как результат соотношения и взаимодействия познавательных качеств, эмоционального переживания процесса творчества и эстетической восприимчивости субъекта к окружающему миру. Роль музыкальной деятельности в развития личности.

    реферат , добавлен 09.09.2011

    Субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру. Сущность понятия "личность" в социальной психологии. Ее структура и подструктуры. Взгляды на социально-психологические проблемы личности у представителей разных школ и направлений.

На правах рукописи
Башкатов Сергей Александрович
Разноуровневые факторы

личностного благополучия

Специальность: 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Челябинск – 2013


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор Батурин Николай Алексеевич .

Официальные оппоненты:

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», зав. кафедрой общей психологии;


Чумаков Михаил Владиславович,

доктор психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии.


Ведущая организация –

Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт » РАО .

Защита состоится 26 ноября 2013 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, ауд. 363).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3д).


Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.В. Всемирнова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Экономические и социальные достижения многих развитых стран мира, в том числе России, в последние десятилетия прошлого и начала нашего века позволяют говорить о создании многих объективных предпосылок, способных обеспечивать благополучие своих граждан. Однако, несмотря на это, как показывают социологические и психологические исследования, уровень субъективного благополучия вырос не так значительно, как материальные и социальные блага, а по некоторым показателям, например «ощущение счастья», развитые страны Европы и Америки отстают от некоторых слаборазвитых стран Африки. Эти факты говорят об актуальности и необходимости исследований, направленных на изучение как объективных факторов, обеспечивающих благополучие, так и таких феноменов как личное счастье, удовлетворенность жизнью, личностное благополучие и т.д.

Переход к широкомасштабным исследованиям этих феноменов осложняется тем, что на протяжении многих десятилетий в отечественной и особенно зарубежной психологии доминировало изучение негативных по своей сути психических явлений, таких как депрессия, стресс, тревога, фрустрация и т.д. Отказаться от привычных предметов исследования очень трудно.

Только на рубеже ХХ – ХХI веков в зарубежной, а затем и в отечественной психологии обозначилось новое научное направление, которое получило название «Новая позитивная психология» (К. Петерсон, М. Селигман, М. Чиксентимихайи). Основной целью этого направления является изучение путей достижения благополучия, личного счастья, процветания. В отечественной психологии в последнее десятилетие также проводятся исследования, сходных по названию, но часто различающихся по содержанию феноменов, таких как «субъективное благополучие», «эмоциональное благополучие», «психологическое благополучие» и т.д.

Дополнительные проблемы связаны с тем, что последователи позитивной психологии используют в своих работах конструкты с названиями, отличающимися от терминов и соответствующих конструктов, используемых в классической психологии, например, такие как добродетели, силы характера и т.п. Это приводит к возникновению сопротивления отечественных психологов в синхронизации своих исследований с зарубежными коллегами. По этому поводу проводятся развернутые дискуссии в интернете (например, на сайте ht.ru) и на конференциях (Д.А. Леонтьев против А.Н. Поддьякова). Очевидно, что для решения этой проблемы необходимы не только дискуссии, но и эмпирические исследования, направленные на выявление сходства и различия в используемых терминах и конструктах.

В прикладном плане есть еще одна актуальная проблема, которая заключается в проверке эффективности средств и приемов повышения общей жизненной позитивности, предлагаемых в системе рационально-эмотивной психотерапии (А. Эллис), педагогическом движении «Позитив Экшн» (К Оллред) и сторонниками позитивной психологии на отечественной выборке.

Все это свидетельствует об актуальности исследования обозначенных проблем и необходимости эмпирической проверки дискуссионных вопросов.

Степень научной разработанности проблемы . Изучение феноменов счастья, позитивности, благополучия и т.п. началось во второй половине прошлого века в рамках концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, К. Рифф, субъективного благополучия Э. Динера и стало особенно активным в начале нашего века в рамках позитивной психологии (М. Селигман, М. Чиксентмихай, К. Паттерсон и др.).

Параллельно с этими направлениями исследований в отечественной психологии регулярно публиковались прикладные и теоретические исследования, в которых описывались имплицитные представления авторов о благополучии, удовлетворенностью жизнью, жизнестойкости и т.д. Авторы исследований использовали несколько явно синонимичных терминов, таких как «благополучие» (Ю.А. Бессонова), «субъективное благополучие» (Н.К. Бахарева, Е.Е. Бочарова, М.Ю. Бояркин, Л.В. Куликов, С.А. Минюрова, Р.М. Шамионов, Е.Ф. Ященко и др.), «психологическое благополучие» (М.В. Бучацкая, А.В. Воронина, Т.О. Гордеева, Р.В. Овчарова и др.), «удовлетворенность жизнью» (Г.А. Монусова). Подобная полисемия не способствует обобщению результатов. Следовательно, требуется проанализировать психологическое содержание, вкладываемое в термины, и разработать новые конструкты, а также ввести новые термины для обозначения этих конструктов. В исследованиях этих же авторов и в других специальных исследованиях ставилась цель выявить и описать структуру благополучия и сходных с ним феноменов. При этом выделялись самые разные по количеству и содержанию компоненты (элементы или факторы): три (Г.Л. Пучкова), пять (М. Селигман), шесть (К. Рифф), семь (Ю.В. Бессонова). Предпринимались попытки объединения компонентов в группы (О.С. Савельева, Л.В. Куликов). Еще одним сложным аспектом проблемы является необходимость разделения компонентов, составляющих сущность благополучия, как сложного психического феномена, и факторов – предикторов благополучия различной природы и организационного уровня, которые обеспечивают поддержку и «существование» личностного благополучия. Речь идет о нейродинамических, психологических, материальных, социальных и социально-демографических факторах.

Все отмеченные аспекты проблемы нуждаются в углубленных исследованиях. В данной работе предпринята попытка теоретического анализа и эмпирической проверки части из них.

Цель исследования: изучить взаимосвязи и зависимость компонентов личностного благополучия от свойств темперамента и личности, материальных, социальных и социально-демографических характеристик.

Объект исследования: личностное благополучие и его структурные компоненты.

Предмет исследования: разноуровневые факторы, влияющие на формирование и устойчивость структурных компонентов личностного благополучия, и функционирование системы личностного благополучия в целом.

Задачи исследования:


  1. Проанализировать психологическое содержание, вкладываемое исследователями в разные термины, используемые для обозначения благополучия и выделить обобщающий термин.

  2. Провести анализ исследований феномена благополучия на основе принципов системного подхода.

  3. Исходя из анализа результатов отечественных и зарубежных исследователей и основных концепций благополучия, выявить его структуру (состав и уровни) и предложить структурно-уровневую модель личностного благополучия.

  4. Проанализировать предлагаемые рационально-эмотивной терапией А. Эллиса, психолого-педагогической концепцией К. Оллред и позитивной психологией М. Селигмана способы и приемы, направленные на изменение уровня личностного благополучия.

  5. Подобрать комплекс методик, позволяющий диагностировать разноуровневые факторы личностного благополучия, провести проверку валидности и надежности тех зарубежных методик диагностики, которые адаптированы автором диссертации.

  6. Выполнить эмпирическое исследование, направленное на выявление связей между выделенными для анализа свойствами темперамента, базовыми свойствами личности, позитивными чертами характера (добродетелями), компонентами субъективного благополучия, а также провести факторный и дисперсионный анализ результатов .

  7. Выполнить эмпирическое исследование, направленное на выявление связей между социальными и социально-демографическими характеристиками, характеристиками позитивности и компонентами субъективного благополучия, а также провести факторный и дисперсионный анализ результатов.

  8. Выполнить эксперимент, направленный на проверку влияния, предлагаемых авторами позитивной психологии, приемов (техник) повышения позитивной активности, и, в конечном итоге, личностного благополучия.
Основная гипотеза исследования: существует совокупность зависимостей компонентов субъективного благополучия от разноуровневых факторов, обеспечивающих формирование и функционирование личностного благополучия.

Частные гипотезы исследования:


  1. Результаты выполненных отечественных и зарубежных исследований позволят создать структурно-уровневую модель личностного благополучия, основой которой являются разноуровневые факторы, влияющие на различные компоненты личностного благополучия.

  2. Использование в эмпирическом исследовании разнообразных и разноуровневых переменных позволит выделить латентную структуру основных факторов личностного благополучия.

  3. Субъективное благополучие зависит от внешних (внеличностных) и внутриличностных факторов и, в свою очередь, оказывает обратное структурообразующее влияние на компоненты личностного благополучия.

  4. Мужчины и женщины, а также молодые и взрослые люди с высоким и низким уровнем субъективного благополучия существенно различаются между собой по показателям различных компонентов личностного благополучия.

  5. Новые конструкты «добродетели» и «силы характера» не обнаружат принципиальных отличий от классических конструктов базовых свойств личности, входящих в структуру Большой пятерки.
Теоретико-методологической основой исследования явились принцип системной организации психики человека (Б.Ф. Ломов, Б.В. Швырков), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма развития (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Частной методологией послужили: концепция личностного потенциала (Д.А. Леонтьев и др.) и позитивной психологии (М.Селигман, К. Петерсон, М. Чиксентмихайи), оценочной функции психики (Н.А. Батурин). Подходы к анализу благополучия и качества жизни с позиции позитивного функционирования личности (Э. Динер, К. Рифф, М. Чиксентмихайи).

Методы и методики эмпирического исследования:

Теоретический анализ исследований, эксперимент, методы психометрической проверки надежности и валидности, статистические методы: корреляционный анализ (по Пирсону), факторный анализ по методу главных компонент (в варианте varimax normalized), дисперсионный анализ, анкетирование.

Для эмпирического исследования использовался следующий диагностический комплекс методик. 1. Группа методик для диагностики уровня личностного благополучия: «Шкала переживания счастья» М. Фордайса в адаптации С.А. Башкатова, опросник «Позитивной и негативной эмоциональности» Д. Уотсона и соавт. в адаптации Е.Н. Осина, опросник «Мера субъективного счастья» С. Любомирской в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера и соавт. в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. 2. Группа методик для диагностики характерологической позитивности: опросник «Склонность к благодарности» М. МакКаллоу и Р. Эммонса, «Шкала прощения» МакКаллоу и соавт., сокращенный вариант опросника VIA-IS К. Петерсона и М. Селигмана – все в адаптации С.А. Башкатова. 3. Группа методик для диагностики свойств темперамента и личности, социальных и социально-демографических характеристик: личностный опросник NEO PI-R П. Коста и Р. МакКрэй в адаптации В.Е. Орла, И.Г. Сенина, опросник темперамента Я. Стреляу в адаптации Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева, авторская анкета для выявления социальных и социально-демографических характеристик.

Все расчеты осуществлялись с помощью компьютерного статистического пакета Statistica 6.0

Этапы исследования:

1 этап : 2008-2010 гг. Теоретический анализ литературы по проблеме личностного благополучия. Анализ соответствия различных методов и методик цели исследования. Построение концептуального аппарата и разработка программы исследования.

2 этап: 2011-2012 гг. Проведение эмпирического исследования зависимости связей личностного благополучия от свойств нервной системы, темперамента и личности, социальных и социально-демографических характеристик.

3 этап: 2012-2013 гг. Обработка и обобщение результатов эмпирического исследования, их психологический анализ и интерпретация, описание и оформление результатов исследования.

Характеристика выборки . Выборку основного эмпирического исследования составили 209 человек, из них 104 женщины и 105 мужчин. Возраст участников исследования варьировался от 18 до 50 лет. Все респонденты проживают в городах Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Бирск и в поселке городского типа Чишмы.

В психометрической проверке при адаптации методик приняли участие 105 человек (51 женщина и 54 мужчины), возраст от 18 до 50 лет и 73 супружеских пары в возрасте от 26 до 45 лет.

В проверке эффективности способов и приемов увеличения индивидуальной позитивности участвовали 30 человек (15 мужчин и 15 женщин) в возрасте от 20 до 30 лет.

Всего в исследовании приняли участие 490 человек, из них 243 женщины и 247 мужчин.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательностью теоретического анализа проблемы, опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологии, применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием адекватных задачам методов статистической обработки полученных данных (корреляционный, факторный и дисперсионный анализ).

Научная новизна исследования.


  • Исходя из анализа совокупности терминов, используемых в исследовании, введены новые термины личностное благополучие и психологическая основа личностного благополучия , сформулированы их определения.

  • На основе факторного анализа всех интегративных переменных удалось выделить три хорошо интерпретируемых фактора: внутриличностное, внеличностное и межличностное благополучие, которые в целом соответствуют основным блокам теоретической модели личностного благополучия.

  • Результаты факторного, корреляционного и дисперсионного анализа позволили доказать, что субъективное благополучие связано со всеми компонентами личностного благополучия и является структурообразующим фактором в системе компонентов личностного благополучия, что соответствует его теоретической модели.

  • Результаты сравнительного анализа позволили продемонстрировать, что субъективно благополучные и неблагополучные испытуемые имеют принципиально различные личностные структуры с диаметрально противоположными показателями свойств темперамента, базовых свойств личности и сил характера.

  • Результаты всего исследования позволили выделить и доказать влияние факторов различного уровня: внеличностного, личностного и межличностного на субъективное благополучие, которое, как структурно-образующий фактор, в свою очередь, связано со всеми компонентами личностного благополучия человека.
Теоретическая значимость исследования.

  • В результате проведенного анализа отечественных и зарубежных исследований по проблеме личностного благополучия на основе системного подхода была сформулирована структурно-уровневая модель личностного благополучия.

  • Исходя из различных оснований, обосновано выделение трех компонентов субъективного благополучия: аффективного, когнитивно-аффективного, когнитивного.

  • Проведена эмпирическая проверка сходства и различия новых конструктов позитивной психологии (силы характера, добродетели) с классическими конструктами базовых свойств личности, входящими в Большую пятерку.
Практическая значимость исследования.

  • Для проведения эмпирического исследования был составлен комплекс психодиагностических методик, который можно рекомендовать для проведения системного анализа личностного благополучия. Четыре методики, входящие в комплекс, были адаптированы автором, проверена их валидность и надежность.

  • Выявленные различия в показателях мужчин и женщин, молодых и взрослых в группах с высоким и низким уровнем субъективного благополучия позволили сформировать обобщенные «портреты» субъективного благополучия и неблагополучия людей, которые могут быть использованы в консультативной работе с этими категориями клиентов.

  • Доказанная эффективность влияния приемов (техник) на субъективное благополучие позволяет рекомендовать их использование при разработке специализированных тренингов и в индивидуальной работе с субъективно неблагополучными людьми.

  • Материалы исследования используются в учебном процессе факультета психологии Южно-Уральского государственного университета в рамках курсов «Дифференциальная психология», «Психология личности» и специального курса «Личностное благополучие и его оптимизация».

Положения, выносимые на защиту:


  1. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований и концепций сформирована структурно-уровневая модель личностного благополучия, которая в основном подтвердилась при ее эмпирической проверке.

  2. Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить факторы четырех уровней личностного благополучия: внеличностные факторы, психологические факторы, межличностные и субъективно-личностные факторы, которым соответствуют четыре группы структурных компонентов личностного благополучия.

  3. Внеличностные факторы благополучия (материальные, социальные, биологические) в виде их субъективных оценок связаны со всеми компонентами личностного благополучия и непосредственно влияют на уровень субъективного благополучия.

  4. Психологическое благополучие обеспечивается за счет синергичного взаимодействия темперамента, базовых структур личности и позитивных черт характера, при этом свойства темперамента и личности оказывают непосредственное влияние на проявление характерологической позитивности и опосредованно через характерологическую позитивность на уровень субъективного благополучия.

  5. Благополучные и неблагополучные испытуемые диаметрально отличаются друг от друга по всем показателям компонентов личностного благополучия, что свидетельствует о принципиальном отличии их личностных структур; попарное сравнение мужчин и женщин, молодых и взрослых в группах благополучных и неблагополучных выявило специфические различия показателей.

  6. Новые конструкты «добродетели» и «силы характера» взаимосвязаны с базовыми свойствами личности и зависят от них, что свидетельствует о принципиальном родстве «новых» и «старых» конструктов, а также об их разноуровневой зависимости.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Содержание диссертации соответствуют паспорту научной специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» в части «…исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей …функционирования психики человека и … личности…»; пункту 1 «Психическая жизнь и поведение человека… . Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека»; пункту 28 «Темперамент и характер… Структура и типология характера; пункту 31 «Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека».

Апробация диссертации

Основные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологической диагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета; на VII Международной заочной научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа, 2010); на Международной научно-практической конференции «Психология в современном развивающемся мире: теория и практика» (Челябинск, 2012); на XXIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2013); на Международной научной конференции «Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества» (Казань, 2013), на Х Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика» (Москва, 2013).

Структура и объем диссертации

Текст диссертации изложен на 175 с.; состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы из 182 названий: 120 наименований на русском и 62 – на иностранных языках, приложений; включает 21 таблицу и 11 рисунков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обоснована актуальность работы; сформулированы предмет, цель, задачи и гипотезы исследования; раскрыты теоретико-методологические основания исследования; дана характеристика обследованной группы и использованных методов и методик, научной новизны, теоретической и практической значимости; представлены основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретический анализ исследований благополучия человека» содержит анализ литературы, состоящий из пяти параграфов.

В первом параграфе «Анализ терминов, используемых для обозначения различных аспектов и видов благополучия» проведен сравнительный анализ терминов «благополучие человека», «психологическое благополучие», «субъективное благополучие», производных от них терминов и родственных по смыслу, но обозначаемые другими терминами. В итоге терминологический анализ позволил сделать два важных вывода. Первый - различные виды блага и различные пути их получения , многообразие производных терминов, которые разные авторы подводят под различные категории, приводят к пониманию, что слово и термин благополучие служат для обозначения сложного феномена, представить который можно лишь в виде многофакторного и многоуровневого конструкта. Второй – необходимо введение нового термина «личностное благополучие» для обозначения феномена, обобщающего различные виды благополучия, а также для обозначения всей совокупности компонентов, обеспечивающих личностное благополучие.

Во втором параграфе «Общий обзор исследований благополучия человека в зарубежной и отечественной психологии» приводятся сведения о теоретических концепциях и эмпирических исследованиях благополучия, имеющих в основном прикладное значение. Подводя общие итоги анализа результатов исследования благополучия в разных аспектах, можно сделать следующие общие выводы :


  • Отсутствует единое понимание исследуемого феномена благополучия. Это, как уже отмечалось, выражается в противоречиях терминов и их значений.

  • Для большинства отечественных исследований благополучия характерна экзистенциально-гуманистическая направленность.

  • Анализ эмпирических исследований показал, что, с одной стороны, благополучие рассматривается как фактор самоактуализации, смысловой определенности в разных сферах жизни, в том числе, и профессиональной деятельности. С другой стороны, факторами благополучия выступают различные личностные детерминанты, мотивирующие и стабилизирующие благополучие.

  • В эмпирических исследованиях установлены разнообразные взаимосвязи благополучия со свойствами, особенностями и стратегиями поведения личности (толерантность, оптимизм, свойства темперамента, осмысленность жизни, ответственность).

  • Выявлено устойчивое влияние на благополучие следующих внеличностных факторов: наличие семьи, близких отношений, удовлетворяющей профессиональной деятельности и уровня доходов.
В третьем параграфе «Анализ основных факторов личностного благополучия» последовательно рассмотрены основные факторы личностного благополучия и содержание соответствующих им структурных компонентов, обеспечивающих личностное благополучие.

Внешние факторы . В теоретических и эмпирических исследованиях внешние по отношению к личности факторы регулярно выделяются как важная причина благополучия человека. В диссертации они объединены в три группы внешних (внеличностных ) факторов:


  1. биологических, включающих витальность как интегральный фактор здоровья, пол, возраст;

  2. социальных, включающих семейные и межличностные отношения в более широком социуме;

  3. материальных, включающих уровень доходов, жилищно-бытовые условия, качество отдыха и досуга.
Совокупность этих факторов представлена в диссертации в качестве одного из блоков структурных компонентов системы личностного благополучия.

Психологические факторы . Исходя из концепции психологического благополучия К. Рифф, был сделан вывод о том, что позитивное функционирование личностных структур может выступать в качестве еще одного фактора, обеспечивающего личностное благополучие. На основе тщательного анализа исследований основных структурных составляющих было выделено не шесть частных личностных характеристик, как предлагала К. Рифф, а три основных личностных структуры: свойства темперамента, базовые свойства личности и позитивные черты характера. В работе приведено обоснование включения каждой из этих структур в виде взаимосвязанного компонента подсистемы факторов, синергичное взаимодействие которых обеспечивает функционирование личности, выступающее в качестве психологической основы личностного благополучия.

Анализ исследований темперамента показал, что с одной стороны, темперамент определяет формально-динамические характеристики всей психической активности. В частности, без «подключения» к системе личностных факторов таких свойств, как энергичность и динамика поведения человека, сила и скорость эмоционального реагирования, трудно что-либо утверждать о позитивном функционировании личности. С другой стороны, темперамент является нейродинамической основой формирования и проявления свойств личности, определяющих следующий уровень психологического функционирования.

Включение базовых свойств личности в систему факторов, обеспечивающих позитивное функционирование, продиктовано их центральной ролью в организации поведения человека. Согласно представлениям отечественных психологов, личность представляет собой систему качеств человека, определяющих всю совокупность его социальных отношений, специфику его жизнедеятельности и индивидуальное своеобразие организации деятельности (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л.).

Включение в систему факторов, обеспечивающих позитивное психологическое функционирование, позитивных черт характера основано на разработках сторонников позитивной психологии (Селигман М., Петерсон К., Чиксентимихайи М.). В русле позитивной психологии разработана система представлений о существовании новых конструктов «основных добродетелей» и составляющих их «сил характера». Эти качества личности, с одной стороны, включены в обеспечение полноценного психологического функционирования. С другой стороны – направлены на позитивные поступки и действия, которые необходимы для достижения личностного благополучия.

Субъективно-личностные факторы . Эти факторы представляют блок компонентов субъективного благополучия. Понятие о психологическом благополучии было введено еще в 1969 году Н. Брэдберном и развито в концепции субъективного благополучия Э. Динера. По мнению Э. Динера, субъективное благополучие состоит из двух компонентов – аффективного, как баланса позитивных и негативных эмоций, и когнитивного, как осознанная удовлетворенность различными сферами своей жизни. В отечественных исследованиях предлагалось выделение от трех до семи компонентов структуры (Куликов Л.В., Пучкова Г.Л., Бессонова Ю.В.).

Проведенный анализ исследований и концепций субъективного благополучия, а также методов, используемых для их диагностики, позволил предложить трехкомпонентную структуру субъективного благополучия. Первый – аффективный компонент представляет собой устойчивое, глобальное, позитивное, эмоциональное по своей природе, отношение к себе и миру. Второй – когнитивно-аффективный компонент представляет собой совокупность интегрально-устойчивых оценок себя и окружающего мира. Третий – когнитивный компонент представляет собой устойчивую совокупность позитивных знаний о себе и мире, являющихся результатом рефлексивных суждений, которые в большинстве случаев носят атрибутивный характер.

Таким образом, компоненты субъективного благополучия выступают в структуре личностного благополучия как его «высший» уровень. Степень выраженности каждого из компонентов субъективного благополучия зависит от всех факторов личностного благополучия и в свою очередь оказывает обратное влияние на все структурные компоненты личностного благополучия.

В четвертом параграфе «Теоретическая модель личностного благополучия» на базе выводов, сделанных из анализа отечественных и зарубежных исследований и концепций психологического благополучия К. Рифф, субъективного благополучия Э. Динера, благополучия человека М. Селигмана, анализа основных факторов, влияющих на личностное благополучие, а также опираясь на определение личностного благополучия как нового конструкта, представлена теоретическая модель личностного благополучия в виде схемы структурно-уровневой организации системы личностного благополучия . В целом, теоретическая модель состоит из факторов четырех уровней, представленных на схеме в виде блоков структурных компонентов системы личностного благополучия.

Уровень внешних (внеличностных) факторов представлен блоком из трех групп обобщенных составляющих внешних благ: биологических, социальных и материальных благ. Все внешние блага выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на личностное благополучие не сами по себе, а в виде их субъективной значимости (оценок) для благополучия человека.

Уровень личностных факторов представлен блоком из трех групп, составляющих психологические блага: свойства темперамента, базовые свойства личности и позитивные черты характера. Все эти иерархически организованные составляющие обеспечивают позитивное психологическое функционирование, которое является психологической (внутриличностной) основой личностного благополучия.

Уровень межличностных факторов представлен блоком из трех групп обобщенных составляющих межличностных благ в виде результатов позитивной межличностной активности: позитивные поступки и действия, достигнутые благоприятные межличностные отношения и совокупность социально-значимых достижений. Результаты позитивной межличностной активности становятся фактором, обеспечивающим личностное благополучие, будучи одобренными и оцененными со стороны значимых других людей и получив высокую положительную оценку самого субъекта.

Уровень субъективно-личностных факторов представлен блоком из трех компонентов: аффективного, когнитивно-аффективного и когнитивного, которые позволяют сформировать обобщенные и относительно устойчивые переживания субъективного благополучия в виде эмоций, оценок и суждений по поводу результатов своей позитивной активности, а также субъективного уровня своих внешних внеличностных факторов благополучия.

Разработанная теоретическая модель, во-первых, позволила компактно и целостно представить многочисленные разноуровневые факторы, влияющие на личностное благополучие, во-вторых, позволила целенаправленное осуществление проверки основной гипотезы в эмпирической части исследования.

В пятом параграфе «Анализ подходов и способов повышения позитивности» анализируются подходы в психологии, психотерапии, педагогике, коучинге и их теоретическое обоснование повышения позитивности черт характера и активного использования в своей жизни и межличностных отношениях.

В параграфе представлены основные положения рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) А. Эллиса, которая предполагает влияние на когнитивно - аффективный и когнитивный компонент субъективного благополучия путем изменения иррациональных убеждений, что, в конечном итоге, приводит к более позитивным оценкам и суждениям в отношении собственной жизни. В психолого-педагогической концепции К. Оллред «Позитив экшн» основной единицей продвижения в личностном развитии является позитивный поступок, включающий в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Благодаря системности и включенности в широкие сети социального взаимодействия, анализ результатов своих позитивных поступков, человек субъективно оценивает свою жизнь как более благополучную. Обучение благополучию также является одним из основных практических направлений позитивной психологии М. Селигмана, которое осуществляется через реализацию специальных программ и приемов. В параграфе также представлены основные темы коучинга позитивной психологии и практики, способствующие повышению позитивности.