Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Духовное и физическое здоровье

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Хакасский Технический Институт-филиал

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский Федеральный Университет»

«Взаимосвязь физического и духовного развития личности. Возрастная физиология и психофизиология»

Абакан-2014г

Введение

Возрастная физиология и психофизиология

Рост и развитие организма

Этапы и периоды онтогенеза

Физическое и психическое развитие

Биологические ритмы, их показатели и классификация

Биоритмы и работоспособность

Литература

Введение

Предметом общей физиологии человека является взрослый организм. Физиологические особенности, наблюдаемые на ранних и поздних этапах индивидуального развития, т.е. онтогенеза, излагаются в специальных разделах физиологии и физиологии развивающегося организма (чаще этот раздел называют возрастной физиологией) и физиологией стареющего организма (геронтологической физиологией).

Возрастная физиология и психофизиология

возрастная физиология биологический ритм

Возрастная физиология - биологическая дисциплина, изучающая:

1. Функции целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе;

2. Функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе;

3. Взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе;

4. Регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе.

Рост и развитие организма

Рост и развитие -- важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост -- количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие -- качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.

Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" -- для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.

Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6--7 лет (полуростовой скачок) и 11--14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).

Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся существенным качественным преобразованием функций.

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейроэндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье -- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: “здоровье -- отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды”.

Этапы и периоды онтогенеза

Онтогенез (греч. on, ontos -- сущее, существо; genesis -- происхождение, развитие) -- процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения -- увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни -- и качественные изменения -- тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы -- пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

Этапы онтогенеза -- последовательные периоды онтогенеза с характерными морфофизиологическими особенностями: эмбриональный, ювенильный, зрелости, размножения, старости.

Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью.

Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза - пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.

Закономерности онтогенетического развития. Индивидуальное развитие подчиняется общей закономерности -- оно находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов -- внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияний, и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит, прежде всего, от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).

Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кислорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери -- активное и пассивное курение и особенно стрессы.

Наследственная программа определяет органогенез -- закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез -- объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения -- во второй, плодный (с 5--6 лунных месяцев).

В онтогенезе различают два периода:

эмбриональный;

постэмбриональный.

Для высших животных и человека принято деление на:

пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;

постнатальный период (после рождения);

предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.

В онтогенезе можно выделить три фазы:

Эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);

Репродуктивную (половая зрелость);

Инволютивную (старость).

Каждая фаза онтогенеза распадается на периоды. Границы периодов определяются факторами, с которыми организм может взаимодействовать на данном этапе своей жизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, в инволютивной, напротив, также последовательно исчезают.

Физическое и психическое развитие

Жизненный путь человека -- это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой -- целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент -- гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности -- субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека -- это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. -- это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.

Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятельности.

Зрелость человека как индивида -- соматическая и половая -- определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма -- его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху.

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения -- исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития.

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуются специфическими комплексами психофизиологических особенностей, которые будут рассмотрены в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет -- окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Биологические ритмы их показатели, и классификация

Биологические ритмы (биоритмы) -- регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Б. р. в той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

В зависимости от порождающей причины Б. р. делятся на экзогенные -- колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные -- автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).

Эндогенные Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической организации она замыкается, различают Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций в системе хищник-жертва).

По выполняемой функции Б. р. делят на физиологические ритмы -- рабочие циклы отдельных систем (дыхание, сердцебиение), и экологические, адаптивные (см. циркадные ритмы), служащие для приспособления организмов к периодичности окружающей среды. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки; период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически. Экологические ритмы в естественных условиях захвачены циклами окружающей среды; выполняют функцию биологических часов (с их помощью организмы ориентируются во времени).

Б. р. с разными периодами у одного организма могут оказывать взаимное модулирующее влияние, но обычно сравнительно независимы. Б. р. с одинаковым периодом, напротив, часто сопряжены иерархическим образом: выделенные группы клеток могут играть роль центров синхронизации -- ритмоводителей.

Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при постоянстве условий среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они и коррелируют с ритмичными изменениями внешних условий, например чередованием дня и ночи, их нельзя считать прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.

У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному ритму. Примеры тому - повышение и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры тела: ночью она примерно на t1С ниже, чем днем. Биологические ритмы у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы - периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена периодов сна и бодрствования на основе 24-25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.

Основными параметрами биоритмов являются такие показатели: Период -- время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза -- точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор -- уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда -- величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.

Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев.

По их собственным характеристикам, таким как период;

По их биологической системе, например популяция;

По роду процесса, порождающего ритм;

По функции, которую выполняет ритм.

Биоритмы и работоспособность

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно две трети его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности. Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция. Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный разговор о них пойдет в следующих главах.

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Положительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность - снижают. Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.

Ритмический труд - это равномерное распределение нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физиологических особенностей центров нервной системы, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами бездеятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятельности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы.

Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

Литература

1. К.Г. Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 2005- 718 с.

2. Л.С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 2002, N 2.

3. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2005 - 183 с. - С. 37-67

4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005 - С. 60

5. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,2008- 338 с.

6. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 2008 - 547 с.

7. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 2000 - 214 с.

8. А.В. Петровский. Проблема развития личности с позиций социальной психологии - Вопросы психологии, 1984. N 4

9. Е.С. Филатова. Соционика для вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 296 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография. Психофизиология памяти и научения.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2012

    Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Фундаментальные теории развития в соответствии с различными психологическими школами. Возрастные изменения психики человека в разные периоды жизни. Система диагностики психического развития.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. Кризис семи лет. Самосознание подростка.

    книга , добавлен 14.06.2007

    Принципы выделения этапов психического развития, которое основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Периодизация развития личности З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Сущность психофизиологии как науки и физиология познавательных способностей человека, роль психических процессов в его поведении. Зависимость сознания от моделирующей системы мозга и физиология мышления. Рефлекторная теория и основные свойства памяти.

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие. Психическое развитие как развитие личности, психоанализ Фрейда. Теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Характеристика возрастных периодов личности.

    курс лекций , добавлен 17.02.2010

    Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие и предмет исследования психофизиологии как научной дисциплины, возникшей на стыке клинической психологии и физиологии. Методика регистрации сочетания конкретных переживаний и поведения с физиологическими процессами (в норме и патологии).

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Физиология ребенка первого месяца жизни, его сон и еда, двигательное развитие. Основные аспекты развития ребенка с двух по шести месяцев. Физическое и психическое развитие малыша второго полугодия жизни, полезные игрушки и режим дня, уход и кормление.

    Меры по предотвращению взрывов и пожаров…………………………..2

    ЧС военного времени которые могут возникнуть на территории

России…………………………………………………………………………..4

    Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека………………………………………………9

    Первая помощь пострадавшему при извлечении из под обломков здания и автомобиля……………………………………………………...13

    Список используемой литературы………………………………………19

  1. Меры по предотвращению взрывов и пожаров.

Взрыв - физический или/и химический быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объёме за короткий промежуток времени, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду и высокоскоростному расширению газов. При химическом взрыве, кроме газов, могут образовываться и твёрдые высокодисперсные частицы, взвесь которых называют продуктами взрыва.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Меры по предотвращению взрывов направлены на исключение их инициирования за счет огня, искры, нагрева, удара, превышения нормального давления в емкости, и т. д.

Во всех взрывоопасных производствах обеспечивается исключение искрообразования, запрещается проводить огнеопасные работы, пользоваться электронагревательными приборами, работникам воспрещается иметь спички и зажигалки. Все оборудование заземляется. Работа на электрооборудовании проводятся при отключенной сети. В помещениях с помощью газоанализаторов проводят контроль воздушной среды с целью выявления взрывоопасных концентраций газо-воздушных смесей. Работы проводятся при включенной вентиляции.

На транспорте профилактика взрывов проводится в соответствии с “Правилами перевозки разрывных взрывов”, определяющих порядок загрузки и транспортировки взрывчатых веществ.

Соблюдение мер пожарной безопасности и умение действовать во время пожара способствует снижению пожарной опасности, спасению людей и имущества. Персонал предприятий и организаций для предотвращения пожаров и взрывов действует в соответствии с установленными на них правилами пожарной безопасности, нормами ТБ и ОТ, технологическими инструкциями. При предотвращении пожаров и взрывов в быту, спасении людей и имущества следует соблюдать ряд запретов и несложных правил. В целях предупреждения пожаров необходимо избегать хранения в доме значительного количества воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ (бензин, керосин, тех. масла, ацетон, сжиженные газы и прочее). Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, разливу. Соблюдать осторожность при использовании предметов бытовой химии. Не разогревать мастики, лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне. Не стирать в бензине. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать подвалы и чердаки. Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Содержать в исправном состоянии выключатели, вилки, розетки сети электроснабжения, нагревательные и др. приборы. Запрещается проводить ремонт электросети, тем более там, где нет автоматических выключателей (рубильников), оставлять без присмотра электронагревательные приборы и телевизоры. Соблюдать осторожность при курении. Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью.

Особое внимание следует обратить на возможность возникновения пожара из-за детских шалостей. Не разрешать детям игру со спичками, включать газ, и электроприборы, оставлять детей без присмотра.

В целях создания благоприятных условий для тушения пожара запрещается: загромождать подъездные пути к зданиям, подходы к пожарным гидрантам, заставлять тяжелыми предметами балконные люки. При пожаре надо опасаться: высокой температуры, задымленности и загазованности помещений, обрушений конструкций, взрывов технологического оборудования, падения подгоревших деревьев, провалов в грунт (горение торфянников).

При возникновении пожара и в ходе его необходимо соблюдать спокойствие и быстро оценивать обстановку для принятия правильного решения.

Не впадать в панику и удержать от нее окружающих.Опасно входить в зону задымления если видимость менее 10 м.

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Вот как сказано о единстве духовного и физического здоровья в книге американского диетолога Поля Брегга «Построение мощной нервной силы»: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из–за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зеленый. После трагического сражения кто–то взглянул на обе стороны щита: одна сторона была красная, другая – зеленая. Есть также две стороны щита здоровья – физическая и духовная – и они обе важны. Обе эти стороны – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ–ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Краткое описание

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

Введение.............................................................................................................3
1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4
2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6
3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8
4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10
5. Анализ результатов исследования..............................................................12.
5.1. Описание методики и организации исследования.............................12
5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15.
Заключение.........................................................................................................19
Литература..........................................................................................................20
Приложения........................................................................................................21

Прикрепленные файлы: 1 файл

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................. .............................. .............................. ...................3

1. Проблема здоровья в современном обществе...................... ......................4

2. Понятие о здоровье и его критерии.............................. ............................. 6

3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8

4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10

5. Анализ результатов исследования.................. .............................. ..............12.

5.1. Описание методики и организации исследования.................. ...........12

5.2. Анализ результатов и их обсуждение.................... .............................. .15.

Заключение.................... .............................. .............................. .........................19

Литература.................... .............................. .............................. ..........................20

Приложения.................... .............................. .............................. ........................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

2. Понятие о здоровье и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (10). Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (3).

Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (5).

Итак, здоровье рассматривается как некая характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы (4). Так, например, выявлено, что длительный стресс подавляет иммунитет, делая человека более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий (9).

2. «Здоровье - это состояние полного физическо­го, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефек­тов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотде­лимые составляющие: здоровье духовное и физи­ческое.

Физическое здоровье предполагает отказ чело­века от вредных привычек (табакокурения, упо­требления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, че­ловек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необ­ходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно до­стигается умением жить в согласии с окружающи­ми людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влия­ют друг на друга.

3. Практическое задание (ситуация). Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясе­нии и при внезапном землетрясении, если оно за­ стало вас дома.

3. При заблаговременном оповещении о землетря­сении следует:

Включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;

Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;

Отключить газ, воду, электричество, пога­сить огонь в печах;

Взять документы, необходимые вещи и сле­довать в указанное место.

Практика показывает, что при внезапном зем­летрясении от первых толчков до последующих", более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15-20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.

Покидая здание, не следует пользоваться лиф­том, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив пе­ред этим остекление.



При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у ко­лонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.-

Билет № 8


1. Особенности состояния водоемов в разное время гола. Правила безопасного поведения на водое­мах зимой.

1. Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубо­кие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая тем­пература воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых моро­зов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблю­дать правила безопасного поведения на зимних во­доемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед - опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно сви­детельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в свет­лое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необход­имо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предус­мотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече),

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно перемес­титься в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

2. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них .

2. В общем понятии здоровья различают индиви­дуальное и общественное здоровье. Под индивиду­альным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по дан­ным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, куль­туры, а также от других факторов (наследственнос­ти, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состоя­ния здоровья каждого из членов общества. Боль­шое влияние на его уровень оказывают политиче­ские, социальные, экономические и природные ус­ловия.

Большое влияние на состояние и индивидуаль­ного и общественного здоровья оказывают физи­ческие, химические, биологические, социальное и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влия­нии электромагнитных и электрических полей, солнечного света..

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицатель­но влиять на здоровье, вызывая инфекционные за­болевания.

Социальное воздействие связало с жизнью об­щества. Поступательное и спокойное развитие об­щественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обы­чаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психоло­гический климат в семье, школе, трудовом кол­лективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конф­ликты, неумение общаться, как правило, приво­дят к стрессам и не способствуют сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Практическое задание (ситуация). Во время дохо­да в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.

3. Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:

Попытаться догнать группу;

Попытаться привлечь внимание товарищей криками;

Остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

При необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и по­строить временное жилище.

Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, ос­мотреться вокруг (по возможности с возвышенно­го места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхо­да и двигаться в этом направлении.

Билет № 9

1. Правила ориентирования на местности. Опреде­ление сторон горизонта; определение направле­ния движения на местности.

1. Ориентированием называется умение опреде­лять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдер­живать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указы­вает на север. Направление на север можно опре­делить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки по­лученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просе­кам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту» При наличии компаса и карты может быть ис­пользован метод движения по азимуту.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здо­ровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно че­рез индивидуальную систему привычек и поведе­ния человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивля­емость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сба­лансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жиз­ни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факто­ры. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в реги­оне;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составля­ет примерно 50%).

3. Практическое задание (ситуация). Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незна­комом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

3. При купании в открытых водоемах в целях без­опасности запрещается:

Купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

Заплывать за буйки;

Подплывать к судам, лодкам, плотам и дру­гим плавсредствам;

Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Купаться в нетрезвом виде;

Устраивать на воде игры, связанные с ныря­нием и захватом друг друга;

Плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

Подавать крики ложной тревоги;

Приводить с собой собак и других животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и от­дыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком
положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох;

Вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно вы­дохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.