Индия (Бируни)
«Индия » («Тахкик ма ли-л-Хинд », полностью «Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых ») - книга хорезмийского учёного-энциклопедиста Аль-Бируни , написанная на арабском языке и завершенная в 1030 году. Представляет собой энциклопедический труд, основанный на научных данных того времени. Книга посвящена в основном географическому и историческому исследованию Индии . Считается шедевром научной мысли мусульман в области географии и этнографии .
Русский перевод
- Абу Рейхан Бируни . Индия. / Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского, комм. А. Б. Халидова, В. Г. Эрмана . М., 1963. 2-е изд. М., Ладомир. 1995. 727 стр. 10 000 экз.
Литература
- Ataman, Kemal. Re-reading al-birūnī"s India: a case for intercultural understanding // Islam & Christian-Muslim Relations; Apr2005, Vol. 16 Issue 2.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Индинок
- Индия (значения)
Смотреть что такое "Индия (Бируни)" в других словарях:
БИРУНИ - аль Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята, 1048, Газна), ср.век. учёныйэнциклопедист и мыслитель. В 1004 18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок. 150 трудов (до нас дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике,… … Философская энциклопедия
Бируни - Беруни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни) (973 около 1050), среднеазиатский учёный энциклопедист. Родился в Хорезме. Писал на арабском языке. Труды по истории Индии, математике и астрономии («Канон Мас’уда», 1030), географии и топографии … Энциклопедический словарь
Бируни
Бируни Аль - Абу Райхан Мухаммад Аль Бируни Почтовая марка СССР, посвящённая Аль Бируни, 1973, 6 копеек (ЦФА 4254, Скотт 4099) Дата рождения: 4 сентября 973(09730904) Место рождения: Кят, столица … Википедия
БИРУНИ - Б е p у и и, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни , ср. азиат, учёный энциклопедист и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания,… …
БИРУНИ - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни (973 1048, по др. данным после 1050) среднеазиатский ученый энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал … Советская историческая энциклопедия
БИРУНИ, БеPуни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - , ср. азиат, учёный энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник… … Российская педагогическая энциклопедия
Бируни - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни (973 ок. 1050) ср. азиат. ученый энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал на араб. и перс.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Аль-Бируни - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни Почтовая марка СССР, посвящённая Аль Бируни, 19 … Википедия
Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Книги
- Индия. Репринтное воспроизведение текста издания 1963 г. , Абу Рейхан Бируни. `Индия` Бируни (973 - 1048) - замечательный памятник науки стран азиатского Востока, содержащий важнейшие сведения о народах Индии, их обычаях, религии и философских системах, изложенные с… Купить за 1300 руб
- Собрание сведений для познания драгоценностей. Минералогия , Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Минералогическое сочинение Бируни известно ученым сравнительно давно по рукописи, хранящейся в библиотеке Эскуриала в Испании. Однако, вследствие общей неудовлетворительности рукописи, она…
Страница:
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.
Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.
Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.
Аль-Бируни
А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.
Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.
Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.
Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.
Аль-Бируни
А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.
Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.
Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.
Аль-Бируни
Аль-Бируни - фото
Аль-Бируни - цитаты
Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.
Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.
Биография и начало работы
Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.
Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).
Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.
Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.
В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.
Любопытные факты
Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.
Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.
Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:
- арабский (на нём и созданы работы);
- персидский;
- латинский;
- хинди;
- греческий;
- тюркский;
- иврит;
- санскрит;
- сирийские диалекты.
Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.
Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.
В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.
Добро пожаловать! Khush kelibsiz! Қош келдіңіз! Кош келдыныздер! Хуш омадед ! Hoş geldiňiz! !ترحيب Гениальные люди не умирают. Потому что их интеллектуальная, эмоциональная и духовная Bселенная настолько богата, объемна, многогранна, что после их физической смерти мы ощущаем не только их влияние, но и незримое присутствие. Мы соотносим с ними свои поступки, советуемся, учимся. И поэтому из далеких веков великий учитель Беруни обращается к нам-сегодняшним. |
|
Абу Райхан Беруни (Бируни; Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад аль-Бируни) (973–1048). 75 лет Выдающийся узбекский ученый-энциклопедист. Родился 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма – городе Кят. О ранних годах жизни Беруни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. О своем происхождении он писал: "...не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!". |
Детство и юность Беруни прошли в доме двоюродного брата хорезмшаха Абу Абдаллаха из местной династии Иракидов – одного из выдающихся ученых-математиков Хорезма того времени – Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака (ему принадлежит одно из первых доказательств теоремы синусов для плоских и сферических треугольников).
Абу Наср был искренне привязан к своему воспитаннику, и эту привязанность сохранил на всю жизнь, продолжая трогательно опекать его и давать наставления, даже когда научная слава ученика намного превзошла его собственную. С годами наставничество уступило место сотрудничеству, и духовная близость этих двух людей, поставивших выше всех земных благ бескорыстное служение истине, определит удивительную схожесть их человеческих путей – судьба, разлучавшая их часто и надолго, в конце концов сведет обоих в изгнании, где оба закончат свою жизнь, так и не увидев родной земли.
Любознательный Беруни с детства старался расширять сведения о мире, полученные им от воспитателя. В своем труде «Фармакогнозия в медицине» он писал, что по своей натуре смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знаний. В качестве свидетельства этому Беруни приводит такой пример: когда ему было около семи лет, в их округе поселился один грек, которому он приносил разные зерна, семена, плоды, растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал названия. Потом грек познакомил Беруни с другим знающим человеком по имени Масихи, который рекомендовал ему необходимые для прочтения книги и объяснял непонятные вещи. Своё первое сочинение "Хронология древних народов", в котором он собрал и описал все известные в его время системы календарей, применявшиеся у различных народов, Беруни написал, когда ему исполнилось немногим более двадцати лет.
Удивительна также схожесть земного пути Беруни с судьбой другого величайшего его современника – Абу Али Ибн Сины , с которым они, кстати, активно обменивались письмами, обсуждая натурфилософские взгляды Аристотеля.
Как и Ибн Сину, судьба то возносила Беруни, то била его оземь: годы спокойной жизни, наполненной научными изысканиями и дворцовыми почестями, сменялись годами бедности и изгнания.
Беруни несколько раз пришлось пережить потерю всех своих рукописей, и все начинать с нуля на новом месте. Но сила духа и стремление к научному поиску не позволяли Беруни опускать руки даже в безнадежных ситуациях.
С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, Беруни жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. По принуждению султана Беруни участвовал в походах Махмуда в Индию, где и прожил вторую половину жизни. Об обстоятельствах его переезда в Газну ходит множество легенд. Добровольно ли он отправился в столицу султана Махмуда в поисках хорошего заработка или насильственно был уведен туда под стражей и в кандалах, как опасный преступник? Большинство исследователей склоняется ко второй версии: когда в 1017 году столица Хорезмийского княжества была разрушена, великий ученый попал в плен и «в качестве пленника-заложника он вместе с другими видными хорезмийцами был отведен в Газну»
и был даже там посажен в тюрьму. После освобождения в Газне ученый вел замкнутый образ жизни, и только работа оставалась его единственной радостью.
Только в течение двух дней в году – в день Нового года и в праздник Михрджана – он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды, а в остальные дни года полностью посвящал себя науке.
Существует легенда, что однажды сам султан Махмуд вздумал испытать логику и знания Беруни. Для этого он устроил аудиенцию в большом зале своего дворца, в котором было четверо дверей. И повелел ему угадать, через которую из них он войдет в зал. Беруни тотчас попросил бумаги и чернил, и, написав записочку, в которой содержался ответ, спрятал ее под подушку, на которой обычно сидел султан. Тот приказал разломать часть стены в зале и вошел в этот пролом. Вынув же из-под подушки записку Беруни, нашел в ней ответ, что султан должен войти в залу через пролом в стене.
Разъяренный Махмуд приказал немедленно выбросить ученого в окно, но Беруни загодя велел подготовить под окном скат, по которому и скатился без всякого вреда для себя.
В старости Беруни потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным «механизмом» продолжения жизни бодрый дух. Умирая 9 декабря 1048 года в Газне, Беруни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вел беседы на научные темы. Прощаясь с друзьями, последнего он спросил: «Ах да, все хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счета неправедных прибылей?». Пораженный друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!». Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».
Беруни был энциклопедически грамотным человеком, с разносторонними интересами. Арабский язык, грамматику и стилистику Беруни выучил сам. Кроме того, он знал девять языков Востока (помимо хорезмийского и арабского), в том числе санскрит и хинди, а также греческий и латынь.
Всего он написал 45 трудов по разным дисциплинам: медицине, фармакологии, фармакогнозии, истории, географии, математике, астрономии, геодезии, филологии, минералогии. Он рассчитал радиус Земли, установил угол наклона эклиптики к экватору, описал лунные затмения с изменением окраски Луны при них, а также солнечные, проанализировав характер солнечной короны, высказал идею об огненной природе звезд и солнца, в отличие от планет.
В награду за составление звездных таблиц султан послал Беруни в дар слона, нагруженного серебром. Но ученый вернул дар казне, сказав: «Мне не нужно серебро, у меня есть высшее богатство – знания» .
Капитальный труд Беруни «Фармакогнозия в медицине» («Китаб ас–Сайдана фит–т–тибб») имеет большое значение и в настоящее время. В этой книге он подробно описал около 880 растений , их отдельные части и выделения; привел их точные описания, упорядочил терминологию. Описание растений сопровождается рисунками с их изображениями. «Сайдана» («Фармакогнозия») содержит также богатый материал о распространении лекарственных растений и их ареалах.
Беруни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских, и других названий растений . Эти синонимы до сих пор используются в современной фармакогнозии при расшифровке древних трактатов.
Для европейской науки «Сайдана» («Фармакогнозия») была неизвестной до 1902 г.
Афоризм Беруни: «Ученый поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги».
Еще один афоризм: «Ни один народ не избавлен от невежественных людей и руководителей, еще более невежественных ».