Роль знаний в жизни индивида. Какое значение биологических знаний в практической деятельности человека? Лекция значение знаний в жизни человека

Роль знаний в жизни человека

План

1. «Знание - сила» (Ф. Бэкон).

2. Что значит быть образованным?

а) потребность человека в образовании;

б) титаны эпохи Возрождения.

3. Стремитесь узнать больше!

Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны. Эсхил

Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание - сила».

Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Но знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. Со знанием должны быть обязательно связаны умения. Ведь зачастую бывает так, что человек обладает определенными знаниями, но этих знаний он нигде не применял, потому что не научился их применять. О таком человеке можно сказать, что он что-то знает, но ничего не умеет. Мы, к примеру, можем выучить правила правописания, но быть безграмотными людьми, потому что не умеем эти правила применять.

Кого же можно считать образованным? Бывает так, что человек закончил вуз, но образованным его назвать нельзя. Такой молодой человек получил поверхностные, «удовлетворительные» знания, да и высшее учебное заведение ему нужно было только для получения диплома. А иногда встречаются люди, которые по каким-то причинам не получили высшего образования, но намного эрудированнее, умнее специалиста с дипломом. Правы те, которые считают, что настоящее образование достигается путем самообразования. Если человек захочет, то он самостоятельно сможет овладеть многим, он сможет за короткое время изучить то, на что другому понадобятся годы. Человек может быть всесторонне развитым, а может быть хорошим специалистом только в какой-либо области. Начитанность - одна из примет образованного человека. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать - это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать - это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Вспомните эпоху Возрождения, давшую миру титанов мысли, энциклопедичность знаний которых никто до сих пор не превзошел. Кто не слышал об ученом, художнике, музыканте, скульпторе, архитекторе Микеланджело Буонарроти, который вошел в историю еще и как поэт, высоко ценивший Данте? А величайший живописец, скульптор, поэт Леонардо да Винчи был еще и гениальным инженером, ученым, который предвосхитил многие изобретения нашего времени. Перед талантом таких гениев будет преклоняться еще не одно поколение людей.

Жизнь не стоит на месте. Мы уверены, что завтра в области науки и техники откроются еще большие перспективы. Главное, чтобы великие научные достижения XXI века служили на благо человека. И если жизнь человека не вечна, то наука и знания переступают пороги столетий. Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Самое благоприятное время для учения - это молодость. Не будем терять время! К. Станиславский утверждал, что «каждый день, в который бы вы не пополнили своего образования, хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний... считайте бесплодно и безвозвратно для вас погибшим». Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране,

потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

«Урок знаний» - Основные звенья (этапы) современного урока. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков. Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН). Нетрадиционные формы урока: На нем решается несколько дидактических задач. Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Типы уроков по в.А. Онищуку: Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку.

«Основы медицинских знаний» - Разработан УМК и программа по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей». Ожидаемые результаты: Проект сметы. Актуальность и значимость: Перечень объектов интеллектуальной собственности. Наличие потенциального заказчика. Организация – головной исполнитель: Оборудование, необходимое для реализации проекта.

«Информация и знания» - Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Ответьте на вопросы: Определите количество информации(«много» или «мало») в следующих сообщениях? Информация. Формы представления информации. Знаешь, сколько тучек тает В чаще неба голубой? Сообщения. Информативные. Энергия. Домашнее задание. Сообщения, которые не пополняют знания человека.

«Путешествие в страну знаний» - Станция «музыкльная». Станция «посчитай-ка». Вкусные слова. Станция «грамматика». Как хорошо уметь читать. Путешествие в страну знаний. Станция «почитай-ка». Гру бу вы я б ло з ши ки сли ар. Станция «эрудит».

«Экономика знаний» - Первая - дискретность знания как продукта. Управление знаниями. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания. Нужно убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах. Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Другой пример - знаменитая фирма "Microsoft". Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право.

«Проверка знаний» - Свет мой, зеркальце! «Голове работа –душе праздник». За каждый правильный ответ команда получит два балла. Цели урока. Конкурс капитанов. *Реклама ткани из химических волокон. *Очумелые ручки. Проверка домашнего задания. Конкурсы. Ответившая ученица ставит себе в карту 2балла. Нарисовать с закрытыми глазами ножницы и ночную сорочку.

Тема. Свобода и необходимость в деятельности человека

(обществознание 10 класс)

Свободное общество

Свобода – наиболее часто употребляемое в повседневной жизни понятие. На свободу выходят люди после отбытия наказания, или, как ещё говорят «из мест лишения свободы». О свободе слова, собраний, волеизъявления говорят основные законы государств, гарантируя тем самым конституционные права граждан. Экономическая свобода является основой рыночной хозяйственной системы, на которой базируется современная экономика практически всех государств мира. Свободу воспевают поэты и художники, политики и революционеры, призывающие общество освободиться от рабства, социальной, материальной и моральной зависимости. Художники, писатели, дизайнеры часто обращаются к теме свободы самовыражения.

Свобода, таким образом, понятие многозначное, понимаемое по-разному в зависимости от контекста. В повседневной, бытовой трактовке свобода означает возможность поступать так, как хочется.

В более точной формулировке свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей .

Различают внутреннюю и внешнюю свободу .

Под внутренней свободой подразумеваются моральные устои и нравственные ограничения, через которые человек разрешает или не разрешает себе преступать по ходу движения по карьерной лестнице, в дружбе, любви, бизнесе, взаимоотношениях с родственниками, коллегами, незнакомыми людьми. Позволяет ли человеку его совесть, внутренний мир, принципы совершать предательство, применять насилие, обманывать родителей или работодателя, присваивать чужое, устранять конкурентов любыми методами? Если мы уважаем человеческие права других людей, невзирая на своё право сильного, то мы самоограничиваем себя внутренне, преобразуя вседозволенность в относительную свободу .

Помимо внутренних ограничителей на человека оказывают влияние внешние обстоятельства правовые нормы, обычаи, традиции, правила хорошего тона, трудового распорядка, социального или криминального контроля . За нарушение писаных или неписаных норм каждый человек несёт ответственность – моральную, административную, уголовную.

Когда человек реализует свою внутреннюю или внешнюю свободу, он неизбежно становится перед выбором – какой из имеющегося вариантов действий предпринять, какую альтернативу воплощать в жизнь. Например, стоит ли уступить в транспорте место старушке или сделать вид, что ты её не заметил? Следует ли включать громко музыку, заведомо зная, что она мешает соседям, среди которых есть дети и больные? Анализируя подобные ситуации, мы приходим к выводу о том, что, живя в обществе, мы не можем быть свободными от него - наши свободы и права ограничиваются такими же правами и свободами других граждан. И если мы игнорируем права окружающих, то и они начинают действовать аналогично. Формируется ситуация, которую английский мыслитель Томас Гоббс назвал «войной всех против всех». Из сказанного вытекает принцип, что свобода – это «познание необходимости», согласно которому свобода – это не воображаемая независимость от законов, а способность выбирать, принимать решения со знанием дела.

Таким образом, понятие "свобода " тесно связана с понятием "необходимость ", где:

Свобода – установленная законодательно возможность совершать поступки, не наносящие вреда окружающим. Иными словами: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин).

Необходимость – неизбежное выполнение законов и соответствие определенным нравственным нормам в поведении.

Роль знаний в жизни человека. Виды человеческих знаний.

Что же такое знания и какова их роль в развитии человеческой цивилизации? Знание – это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека .

Одни учёные и философы считают, что конечное или абсолютное знание в принципе недостижимо, другие полагают, что такое в той или иной форме возможно. Пока окончательного ответа нет и вряд ли он будет дан в обозримом периоде времени. Несмотря на то, что современная наука делает сейчас семимильные шаги в части освоения непознанного и пополнения багажа мировых знаний, исследователи постоянно сталкиваются с тем, что новое знание открывает невиданные ранее горизонты неведомого, которые существенно расширяют поле исследований, фактов, теорий и гипотез. Старое знание либо отвергается вовсе, либо дополняется инновационными доктринами, уточняющими то, что мы знали ранее. Так, в начале ХХ века физики считали, что в достаточной степени изучили строение вещества, законы движения и преобразования энергии. Однако скромный патентный служащий по имени Альберт Эйнштейн, разработавший теорию относительности, совершил революцию в физике, открыв горизонты для квантовой механики, слабых взаимодействий, космологии и космогонии. Открытия Эйнштейна не отменили ньютоновскую механику, но вывели знания о пространстве, времени и веществе на качественно иной уровень.

Само по себе знание носит нейтральный характер, если не применять к нему различных оценочных мнений. Однако в повседневной жизни люди обычно делят знания на полезные и вредные . К полезным обычно относят знания из арсенала естественных и гуманитарных наук, литературы, культуры, иностранных языков. Вредными считаются знания об изготовлении и потреблении наркотических средств, о составе и технологиях сборки взрывных устройств, приёмах вскрытия систем безопасности, об организации хакерских атак, о способах и формах суицида, психологического воздействия на людей.

Но дело здесь не в самих знаниях, а в человеке, в его моральном облике, намерениях, совести, мировоззрении. Ведь достижения человеческого разума, знания, можно использовать как на благо общества, так и во вред ему. Освоение атомной энергии принесло человечеству не только дешёвую электрическую и тепловую энергию, но и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Развитие химии привело не только к созданию пластмасс и эффективных минеральных удобрений, но и отравляющих газов типа иприта или зомана.

Познание

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

· субъект («познающий» - человек, научное общество);

· объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).

2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).

3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).

4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).

Теоретические методы:

1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.

2. Синтез . Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.

3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.

4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.

5. Обобщение . Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.

6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.

7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.

8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.

9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.

10. Индукция – движение от фактов к общему.

11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).

12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).

13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (виды познания) бывают следующие:

1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе , выводах; также называют рациональным познанием.

2. Творческое или художественное познание . (Оно же – искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов .

3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность , место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека , а также моральные устои, характерные данной религии.

5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами .

6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление . Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Уровни познания

Выделяют два основных уровня познания - чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят :

Ощущение- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят :

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании - чувствам или разуму .

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине .

Истина
ИСТИНА – соответствие знаний действительности. Это правильное отражение действительности в мысли. Истина всегда объективна, это означает, что содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Например: знание о законе всемирного тяготения определяется наличием сил гравитационного притяжения, а не желанием, воли субъекта.

Истина всегда конкретна, т.е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника расположенного в плоскости, т.е. для эвклидовой геометрии. Для других условий, это суждение не является истиной. Так в геометрии Римана в сферической поверхности, треугольник на этой поверхности не обладает такими свойствами. В нём сумма углов больше двух прямых, а в геометрии Лобачевского, седлообразная поверхность, сумма углов треугольника меньше 180 градусов.

Выделяют абсолютную и относительную истину. Такое выделение связано с соотношением того, что уже познано, с тем, что ещё не познано.

Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом . Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания.

В узком смысле слова, под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К.Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе.

Относительная истина – это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах. Например: суждение «Вы являетесь студентами ДонНУ» истинно, но эта относительная истина, она не исчерпывающая, т.к. не учтены все возможные случаи: среди Вас могут находиться такие студенты, которые могут кроме того обучаться на заочном отделении другого вуза.

Фактически, все современные знания по всем специальным наукам, в том числе и в философии являются относительным истинами. Эти знания в тоже время содержат элементы абсолютной истины. Соответствует знание действительности или нет, это проверяется практикой. Но практика не является абсолютным критерием истины, т.е. не все знания можно проверить па практике. Поэтому в процессе познания возможны заблуждения.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное , то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман . С точки зрения нpaвствeнности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.

План

1. «Знание – сила» (Ф. Бэкон).

2. Что значит быть образованным?

а) потребность человека в образовании;

б) титаны эпохи Возрождения.

3. Стремитесь узнать больше!

Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны.

Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила».

Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Но знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. Со знанием должны быть обязательно связаны умения. Ведь зачастую бывает так, что человек обладает определенными знаниями, но этих знаний он нигде не применял, потому что не научился их применять. О таком человеке можно сказать, что он что-то знает, но ничего не умеет. Мы, к примеру, можем выучить правила правописания, но быть безграмотными людьми, потому что не умеем эти правила применять.

Кого же можно считать образованным? Бывает так, что человек закончил вуз, но образованным его назвать нельзя. Такой молодой человек получил поверхностные, «удовлетворительные» знания, да и высшее учебное заведение ему нужно было только для получения диплома. А иногда встречаются люди, которые по каким-то причинам не получили высшего образования, но намного эрудированнее, умнее специалиста с дипломом. Правы те, которые считают, что настоящее образование достигается путем самообразования. Если человек захочет, то он самостоятельно сможет овладеть многим, он сможет за короткое время изучить то, на что другому понадобятся годы. Человек может быть всесторонне развитым, а может быть хорошим специалистом только в какой-либо области. Начитанность – одна из примет образованного человека. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Вспомните эпоху Возрождения, давшую миру титанов мысли, энциклопедичность знаний которых никто до сих пор не превзошел. Кто не слышал об ученом, художнике, музыканте, скульпторе, архитекторе Микеланджело Буонарроти, который вошел в историю еще и как поэт, высоко ценивший Данте? А величайший живописец, скульптор, поэт Леонардо да Винчи был еще и гениальным инженером, ученым, который предвосхитил многие изобретения нашего времени. Перед талантом таких гениев будет преклоняться еще не одно поколение людей.

Жизнь не стоит на месте. Мы уверены, что завтра в области науки и техники откроются еще большие перспективы. Главное, чтобы великие научные достижения XXI века служили на благо человека. И если жизнь человека не вечна, то наука и знания переступают пороги столетий. Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Самое благоприятное время для учения – это молодость. Не будем терять время! К. Станиславский утверждал, что «каждый день, в который бы вы не пополнили своего образования, хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний… считайте бесплодно и безвозвратно для вас погибшим». Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Мое любимое время года

План

1. Лето – любимое время года.

2. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось»:

а) лето – это отдых;

б) наедине с природой;

в) вместе с любимыми книгами.

3. «У природы нет плохой погоды».

Сияет солнце, волны блещут,

На всем улыбка, жизнь на всем…

Ф. Тютчев

У каждого человека есть любимое время года. Одним нравится зима с ее пушистыми снегами, другим – весна, когда вместе с пробуждением природы как бы пробуждается вся жизнь. Прекрасным временем года является осень. Это любимое время года А. С. Пушкина. Именно осень давала поэту вдохновение для написания удивительных стихотворений. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» – писал он. Моим любимым временем года является лето.

Тепло, цветы, фрукты, каникулы, много свободного времени и, конечно же, отдых. Вот что такое лето. Сколько планов у каждого! Но, к сожалению, это время быстро проходит. Создается такое впечатление, что чем теплее дни, тем они быстрее пробегают, унося с собою прекрасные воспоминания о летних днях. Каждый день оставляет в памяти что-то хорошее, о котором будешь потом вспоминать холодными зимними вечерами. Некоторые могут возразить, что лето быстро надоедает, что летом скучно, потому что друзья разъехались, заняться нечем. Но это совсем не так. Даже если ты остаешься в городе, ты можешь найти всегда возможность заняться тем, что тебе нравится: музеи, выставки, парк, речка, дача, чтение любимых книг, ремонт в своей комнате, помощь родителям и многое другое. Главное – найти себе дело по душе.

Я с нетерпением жду лета, потому что летом можно отдохнуть вместе с родителями или друзьями. Для меня лето всегда ассоциируется с морем, с незабываемыми путешествиями, с выездами на природу. Почти каждое лето наша семья отдыхает в Крыму. Неповторимая красота природы, целебность воздуха дарят нам незабываемые впечатления на целый год. Истинное удовольствие получаешь после посещения Никитского ботанического сада, потому что коллекция цветов никого не может оставить равнодушным. Запоминается и доставляет удовольствие все. Купание в море и прогулки по набережной, Бахчисарайский дворец и Ласточкино Гнездо… Крым – это особенное место: оно вдохновляет людей и дает заряд энергии на целый год.

Лето мне нравится еще и потому, что мы часто с друзьями и родителями выезжаем на природу, бываем в лесу. Лес меня привлекает в любое время года, но особенно он красив летом. Отдыхая в лесу, я всегда вспоминаю стихотворения русских поэтов о природе. Может быть, прогулка И. Бунина по летнему лесу вдохновила его на создание прекрасных строчек:

Тем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Воздействие красоты природы на душу человека можно сравнить с воздействием прекрасной музыки, которую я люблю слушать.

Я также люблю читать и много времени летом отдаю чтению любимых книг. Мне трудно сказать, какие книги нравятся больше: все зависит от настроения, от состояния души. Иногда хочется почитать исторические произведения или фантастику. Иногда с удовольствием перечитываю стихотворения о любви. Нередко записываю понравившиеся изречения в блокнот. Есть любимые книги, к которым обращаюсь неоднократно; книги, от чтения которых получаю истинное удовольствие. Среди таких книг могу назвать удивительный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Не могу сказать, что мне все понятно в этом произведении, но каждый раз, перечитывая отдельные главы, открываю для себя что-то новое.

Лето проходит быстро. Но солнечные теплые деньки, хорошее настроение еще долго не будут покидать нас. Хотелось бы, чтобы лето никогда не заканчивалось. Впереди нас ждет осень. Но ведь осень – прекрасное время года, не зря же ее любил А. С. Пушкин. А Константин Паустовский считал, что «самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

В каждом времени года можно найти что-то очаровательное, удивительное, то, что будет вдохновлять и радовать нас. И будем помнить о том, что

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать!

Дождь ли, снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

Раннее утро

План

1. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

2. Утро начинается с рассвета:

а) здравствуй, солнце;

б) летнее утро;

в) наедине с природой.

3. Хорошее настроение – залог успеха.

Да будет жизнь ясна,

как это утро!

В. Луговской

Наверное, не многие из нас любят рано вставать. Мы любим понежиться подольше в постели, посмотреть телевизор. Мы вечно куда-то торопимся, не успеваем. Нам никогда не хватает времени, мы устаем. Мы не обращаем внимания на то удивительное и радостное, что нам дает природа. И забываем о том, что увиденное однажды, никогда не повторится. А если мы и будем наблюдать подобное, то оно все равно будет другим, ведь все в природе неповторимо. Иногда бывают такие моменты, когда хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Такие слова хочется сказать тогда, когда любуешься восходом солнца. Конечно, жителям городов редко приходится встречать рассвет – высокие дома закрывают горизонт. Только за городом можно любоваться восходом. Поэтому, если вы окажатесь за городом, не упустите такую возможность – хорошее настроение будет гарантировано вам на целый день. В мире природы в этот миг все пробуждается и приветствует солнце. Последние звезды тихо гаснут в посветлевшем небе. Видя, как золотые лучи появляются из-за горизонта, нам тоже хочется радостно улыбнуться и воскликнуть: «Здравствуй, солнце! Здравствуй, свет! Шлем тебе большой привет!»

Особенно приятно наблюдать рассвет. Воздух ранним утром чист и прозрачен. Иногда можно увидеть легкий золотой туман. Край неба, обращенный к востоку, начинает розоветь. На фоне светлеющего неба проступают силуэты деревьев, с которых ветер как бы осторожно сдувает туман. Вот показался краешек солнышка, и все вокруг заискрилось, засверкало тысячами разноцветных переливающихся огоньков. Солнышко помедлило, словно запуталось где-то, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом со своими огненными лучами. Вместе с солнечным светом начинает оживать природа. Тихо веет теплый ветерок. Просыпаются птицы. Н. Языков очень тонко подметил: «Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса».

И если вы на даче или отдыхаете на природе, с восходом солнца можно побежать к реке и с разбегу броситься в розовую от зари воду. Но внимательно посмотрите вокруг. Вы обратили внимание, что крошечные капельки росы серебристые? Они повисли на листьях, цветах, стеблях травы. Это заметил и поэт И. Никитин:

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Роса холодная, хотя утреннее солнышко словно зажигает в капельках огоньки. Вода еще не успела совсем остыть после жаркого дня, и мы, купаясь, наслаждаемся тишиной, свежим воздухом и чуть прохладной чистой водой, которая заряжает бодростью и радостью. Но в течение нескольких минут лес заполняется веселыми птичьими голосами.

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Улыбнитесь и вы! Пусть каждое ваше утро будет добрым и солнечным, и тогда хорошее настроение не покинет вас целый день. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Народная мудрость гласит: «Кто рано встает, тому бог дает». Но нужно помнить и то, что день будет успешным тогда, когда у вас будет с утра хорошее настроение.

Что значит быть счастливым?

План

1. Мечты о счастье.

2. Быть счастливым – мечта каждого:

а) счастливого человека нельзя не заметить;

б) быть любимым – значит быть счастливым;

в) что важнее: быть здоровым или богатым;

г) человек с добрым сердцем – счастливый человек.

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.

Каждый человек хочет быть счастливым. Каждый человек мечтает о том, чтобы счастье и удача обязательно были рядом с ним. А если в данный момент счастья нет, то мы надеемся, что оно ждет нас за порогом. И стоит только открыть дверь – счастливые дни ворвутся в наш дом, в налгу жизнь.

Счастье… Какое оно? Какого человека мы называем счастливым? Во все времена люди задавали эти вопросы. Правы, наверное, те, кто считает, что счастливого человека можно сразу заметить. Это, наверное, тот человек, у которого от счастья светятся глаза. Счастливый человек всегда улыбается и во всем находит что-то необычное, красивое, чего раньше просто не замечал или на что не обращал внимания. Даже холодный осенний дождь может порадовать счастливого человека.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:

Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою

Моряк определяет место в океане.

Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.

Материальное благополучие, хорошая работа также играют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Некоторые люди считают счастливыми тех, кто имеет все: деньги, машины, шикарные квартиры, загородные дома. Да, об этом мечтают многие. Некоторые своей цели достигают. Но можно ли назвать счастливыми людей, для которых счастье состоит только в деньгах? Вопрос спорный. Действительно, в наше время деньги играют большую роль. С одной стороны, деньги дают свободу и независимость, но с другой стороны, большие деньги могут поменять человека не в лучшую сторону, сделать его подозрительным и недоверчивым. Кроме того, ни бедный, ни богатый человек не застрахован от болезни. И здоровья, как говорят, за деньги не купишь. Когда человек здоров, он способен быть счастливым. Здоровый человек – это счастливый человек. Правда, мы понимаем это тогда, когда начинаем болеть. И все же не нужно забывать, что здоровье – одно из составляющих счастья.

Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.

Быть счастливым хочет каждый из нас. Мы рождены для того, чтобы быть счастливыми и делать счастливыми других людей. И у каждого из нас свое представление о счастье. Каждая маленькая радость, небольшой успех, достижение чего-то делают нас счастливыми. Но, как поется в песне, счастье должно быть таким: «когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим».

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Какую роль играют знания в жизни человека? В жизни современного человека, знания играют важнейшую роль. Так называемый человеческий капитал, именно знания, они позволяют обеспечивать комфортные условия существования, что тоже не маловажно. Однообразная жизнь и нежелание знаний ведет к полной деградации человека как личности.
Умный человек - это на мой взгляд, человек обладающий определенной базой знаний и широким кругозором. Чем большими знаниями человек обладает, тем большими возможностями он будет обладать в своей жизни. Ну какой уровень жизни себе и своим близким может обеспечить обычный слесарь? Вопрос риторический и ответа не требует. А каким уровнем жизни может обладать человек знающий несколько иностранных языков. Однозначно, что на порядок выше как минимум. Да и такого человека есть больше перспектив и возможностей улучшить свое материальное положение и социальный статус с таким капиталом. Но что так же важно это культурный уровень. Мировая культура- это сокровищница человечества. И если человек не пытается прикоснутся к этой открытой для любого желающего сокровищнице, то это просто преступление против развития самого себя как личности. Знания это кропотливая каждодневная работа.

Возрастает ли количество знаний с ходом исторического развития

С твердой уверенностью мы можем сказать да!

В течение своей многовековой истории человечество кропотливо накапливало знания. Периодически знания утрачивались и новые поколения исследователей восстанавливали их. Многие из утерянных знаний человечества до сих пор не обретены вновь. Доказательств тому множество, среди них, например пирамиды фараонов в Египте, построенные с использованием таких технологий, которыми не может похвастаться современное человечество.

Тем не менее, наша цивилизация, идя путем научно-технического прогресса достигла огромных. знаний,и скаждым днем знания увеличиваются.