От кадров к талантам. «Либо талант, либо связи»: почему Россия пострадает от дефицита специалистов творческих профессий

"Все работы хороши - выбирай на вкус", - писал Маяковский. Сейчас "на вкус" россияне чаще всего выбирают должность шофера и охранника. Почему так, и что с этим делать?

Международная компания The Boston Consulting Group провела опрос среди 280 компаний, работающих в России, и близко пообщалось с руководителями 90 крупнейших российских компаний. По просьбе Сбербанка агентство должно было оценить российский рынок труда и выяснить, как повысить конкурентоспособность российской экономики. Результаты это исследования в конце октября опубликовало информационное агентство ТАСС.

Умение, Правило, Знание

Работодателям надо было распределить всех своих сотрудников по трем категориям: "Умение", "Правило", "Знание". К первой категории относятся люди занимающиеся физическим трудом, выполняющие простые повторяющиеся задачи (уборщицы, охранники, водители, грузчики). К категории "Правило" - сотрудники, занятые выполнением рутинной технической работы, принимающие решения в рамках установленных начальством правил (бухгалтер, медсестра, большинство офисных работников, экономистов, юристов). В категории "Знание" - люди, автономно принимающие решения при выполнении аналитических и творческих задач (врач, руководитель, учитель).
На графике процентное соотношение количества кадров в разных категориях в сравнении с двумя другими странами. Для экономики ресурсов характерен низкий процент работников, относящихся к категории "Знания", для развитых стран - высокий. Россия ровно посредине. В "Знание" у нас занято 17% трудящихся, а для перехода в экономику знаний нужно не меньше 25%. Работающие в категориях "Правило" и "Умение" тоже нужны и в больших количествах (посмотрите на диаграмму Германии), но без большего количества "мечтателей и ученых" конкурировать с Западом не получится.

Кого больше?

По данным BSG, каждый 14-й работающий россиянин - водитель, это - 7,1%, каждый 15-й - продавец (6,8%). На картинке данные нашего Росстата. Среди не включенных в пятерку лидеров охранники (1,8%), грузчики (2,3%) и руководители (1,6%). В США больше всего продавцов, кассиров, официантов.

Причины

Главная проблема в том, что разница в оплате труда между категориями у нас минимальная. Например, разница в зарплате врача и водителя у нас составляет 20%, а в Бразилии - 172%, в США врач в среднем получает в два с половиной раза больше шофера (261%). Зачем брать на себя большую ответственность и больше трудиться, если почти ничего от этого не выгадаешь. У рабочих нет стимула в повышении квалификации, разница в зарплате минимальна. Поэтому большинство россиян выбирают работу попроще. Потом проблемы с образованием. Высшее образование уже давно превратилось в банальное получение корочки. Дипломов много, а знаний мало. 91% работодателей отмечают отсутствие или нехватку необходимых для работы знаний у выпускников ВУЗов. Четверть выпускников работает не по специальности, потому что понимают в процессе поиска работа, что специальность много денег не приносит или же, что они просто никому не нужны. Нет системы обязательного прохождения трудовой практики во время учебы. Если все будет развиваться такими темпами, то к 2025 году (именно на такой срок агентство производило расчеты) в России будет не хватать 20 миллионов высококвалифицированных кадров, а догнать "партнеров" уже будет почти невозможно.

Решение

Эксперты предлагают заменить часть рабочих мест из "Правила" и "Умения" новыми технологиями (кстати, Кудрин таким образом еще хочет сократить количество чиновников на 30%), а высвободившиеся кадры (примерно 9,4 миллиона человек) переквалифицировать. Сейчас на 10 тысяч работников у нас приходится один технологический робот, в Южной Корее - 531, в США - 176, а в Китае - 49.
Кудрин сегодня озвучил, что через 10 лет 13% профессий вымрут. А еще он забеспокоился о статусе технологической державы: "Существует риск потери статуса технологической державы. Нам нужно сосредоточиться на технологическом предпринимательстве, наша цель - не отстать в технологическом развитии". Знает ли об этом исследовании, и думает ли о переходе не на военные, а на высокотехнологичные рельсы кто-то из не бывших министров - неизвестно.

«Либо талант, либо связи»: почему Россия пострадает от дефицита специалистов творческих профессий

В России ожидается нехватка специалистов творческих профессий, выяснили эксперты. К 2025 году дефицит таких сотрудников может достичь 10 миллионов человек. Основные проблемы исследователи видят в системе образования, которая «штампует» лишенных креатива сотрудников. «360» узнал, сколько сейчас зарабатывают представители творческих специальностей и какие профессии будут востребованы в ближайшие годы.

К 2025 году Россия ощутит острую нехватку специалистов творческих профессий, говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам». Основную проблему эксперты видят в существующей системе образования: отечественные ВУЗы «штампуют» специалистов, готовых выполнять только типовые задачи. Проявлению фантазии, самостоятельности и креативу таких работников заранее не обучают.

Кроме того, существующие условия на рынке труда вынуждают людей искать менее интересные, но более стабильные места работы. Таких сотрудников по всей стране более шести миллионов. «Культурные особенности населения таковы, что 98% отдают предпочтение стабильности, а не возможностям роста», - уточняется в докладе.

Некогда престижные специальности в России теряют в популярности. Теперь работа врачей, педагогов и научных сотрудников все меньше привлекает молодое поколение - учиться на них долго и сложно. Более того, зарплата у таких работников мало чем отличается от ежемесячного заработка представителей других направлений. Например, разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего 20%, а в Германии - 174%.

«Либо талант, либо связи»

Сейчас дефицита специалистов творческих профессий не наблюдается, рассказала «360» представитель кадрового агентства Cornerstrone Кира Мартанова. Желающих стать режиссерами или журналистами в России довольно много, но не всем удается набрать достаточные баллы на ЕГЭ. Творческим людям, вроде художников или поэтов, нужно развиваться самостоятельно, а не надеяться на преподавателей в школах или университетах. «Нужно, чтобы человек сам развивался творчески с самого детства. Если у него есть дар к этому, то его заметят», - объяснила Мартанова.

Сегодня стабильно высокими зарплатами могут похвастаться специалисты крупных добывающих предприятий. Кроме того, хорошо зарабатывают сотрудники с разговорным английским языком и успешные топ-менеджеры. В ближайшем будущем ситуация может измениться - в России катастрофически не хватает представителей рабочих профессий, рассказала Мартанова.

Сегодня хорошие топ-менеджеры получают от полумиллиона рублей в месяц. Специалисты с разговорным английским - от 150 или 160 тысяч. <…> В ближайшем будущем будут востребованы рабочие специальности: слесари, электрослесари и так далее. Причем они сосредоточены в регионах, где находятся металлургия, руды, энергетика. Инженерные направления очень востребованы, люди с разговорным английским языком

Кира Мартанова.

В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» консалтинговая компания BCG оценила возможные последствия трансформации экономики РФ в экономику знаний. Отметив, что РФ уже отстает от стран-лидеров по доле квалифицированных работников и при инерционном развитии ситуация усугубится, авторы доклада признают: система образования в РФ без реформ решить эти проблемы не в состоянии. BCG призывает создать 9,2 млн рабочих мест для таких сотрудников за счет государственных и частных компаний и одновременно готовиться к переквалификации 11,6 млн человек, которые высвободятся в процессе перехода к экономике знаний.


Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) подготовила доклад «Россия 2025: от кадров к талантам», посвященный сценариям перехода РФ к экономике знаний. В докладе занятые условно разделены на три категории - «Умение» (преимущественно физический труд), «Правило» (рутинная техническая работа, требующая спецподготовки) и «Знание» (аналитика, творчество, работа в условиях неопределенности, требующая образования). В экономиках передовых стран рабочих мест категории «Знание» уже не менее 25%, в РФ - пока не более 17%, и перспективы конкуренции здесь выглядят неутешительно. Причина - отсутствие массового спроса на знания из-за сырьевой модели экономики, в которой спрос на труд остается примитивным, среди работодателей доминирует государство и реализуется модель «социальной занятости» - сохранения неэффективных рабочих мест даже при сокращении ВВП. Из-за этого низка доля малого и среднего бизнеса (16%), стагнируют цифровая экономика (2–2,5%) и передовые рынки.

Система образования не готовит кадры для экономики знаний, школьный ее сегмент слабо восприимчив к изменениям, а высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» - с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%. В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников. Занятые же часто из-за низких зарплат работают в условиях «трудовой бедности», а то, что «любая работа в стране стоит примерно одинаково» (разница в оплате труда водителя и врача в РФ - 20%, в США - 261%), снижает мотивацию людей к выбору квалифицированных профессий. Обучение чаще всего заканчивается выпуском из вуза - не позже 25 лет. Учеба же в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования». В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров - против 40% и 5% соответственно в развитых странах. Не устранив этих ограничений, РФ не приблизится к передовым странам - и может утратить свое положение в секторе стран, переходящих от экономики ресурсов к экономике знаний: работодатели, планирующие масштабные проекты, уже называют нехватку квалифицированных кадров главным препятствием на этом пути.

BCG рассматривает два сценария развития человеческого капитала в РФ к 2025 году. Догоняющий основан на текущих планах работодателей: в условиях высвобождения 8,6 млн работников категорий «Умение» и «Правило» при нехватке 5,8 млн сотрудников категории «Знание» структура рынка труда РФ де-факто законсервируется: 45% занятости обеспечивает государство, еще 23% - «старые» частные компании, на долю «агентов изменений» - гибких, быстро адаптирующихся компаний - остается не более 32%.

Опережающий сценарий подразумевает более активную роль госсектора в трансформации этого рынка. Он предполагает создание до 2025 года спроса на 4,5 млн новых сотрудников категории «Знание» частными работодателями и на 4,7 млн - компаниями с госучастием и госструктурами. Впрочем, авторы называют государственный спрос «спящим» - наем там планируется не более чем на год, а его расширение потребует мощной реформы системы управления.

Сформировать такое предложение BCG предлагает путем переподготовки внутри страны либо за счет иностранных специалистов и возвращения квалифицированных эмигрантов. Но увеличение числа рабочих мест категории «Знание» будет сопровождаться ускоренным сокращением занятости прочих категорий - 6,4 млн человек категории «Правило» и 5,2 млн человек категории «Умение». С учетом выхода работников на пенсию (3,5 млн человек до 2025 года) придется оптимизировать 6,5 млн работников, говорится в докладе. Это и удовлетворение спроса на работников категории «Знание» - «сложнейшая задача, требующая четкого плана и смены контекста, в котором живут и компании, и сотрудники, и государство», отмечают в BCG. Ее решение способно дать экономике РФ дополнительно 1,5% ВВП в год, или 10 трлн руб. в текущих ценах, к 2025 году.

Россия 2025: от кадров к талантам

В конце октября ТАСС опубликовало краткие результаты исследования “Россия 2025: от кадров к талантам”, проведенного The Boston Consulting Group (BCG), совместно со Сбербанком, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», WorldSkills Russia и Global Education Futures. Основным результатом исследования стал вывод о том, что Россия к 2025 году столкнется с дефицитом высококвалифицированных кадров. Полностью исследование в интернете не выложено, скачать не получится, но проанализировав опубликованные статьи, написанных по материалам исследования, есть возможность частично получить необходимую информацию.

Задача и методы исследования

Задача исследования - оценить проблемы рынка труда, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.

Методы исследования

  • онлайн-опрос среди российских работодателей. Опрошено 280 работающих в России компаний.
  • экспертные интервью с представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек. Участвовало более чем 90 компаний из 22 отраслей.

Период проведения опроса – февраль-май 2017 года.

Методика исследования

Насколько можно понять из описания исследования, специальности были распределены по по трем категориям: «Правило», «Умение» и «Знание», по методике Йенса Расмуссена – датского исследователя.

Комментарий . В интернете подробного описания методики Йенса Расмуссена найти не удалось.

Исходные данные

Исходные данные в краткой информации, представленной в материале ТАСС крайне мало. В исследовании, вероятно, каждый из тезисов, подкрепляется полученными данными, но в статьях они представлены отрывочными сведениями.

Соотношение работников различных категорий на рынке труда в странах с разными типами экономики (% от общего числа занятых)

На основании этого делается вывод: “80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках”.

Комментарий : Но ведь даже в самых развитых экономиках есть значительное число профессий, которые не требуют творчества и импровизации. Если следовать этой логике, даже в Германии к работе на современных рынках не готовы 70% работников.

Основные причины

  1. Принципы оплаты труда
  • оплата труда в России не стимулирует к профессиям с высокой квалификацией, как следствие, нет достаточно высокого спроса на знания, а престиж профессий, требующих сложного обучения низкий;

в России разница в оплате труда водителя и врача – всего 20 процентов, в то время как в Германии – 174 процента, в США – 261 процент, в Бразилии – 172 процента.

  1. Недостатки системы образования,
  • Система образования не готовит кадры для экономики знаний;
  • высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» - с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%;
  • отсутствует система пост-дипломного образования. Регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения не организовано;
  • учеба в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования».
  1. отсутствие среды для развития и самореализации человека
  • 98 процентов работающих скорее предпочтут стабильность, а не возможность роста;
  • 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
  • В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров - против 40% и 5% соответственно в развитых странах.

«Исторически унаследованная структура занятости, львиную долю в которой составляют крупные предприятия, поддерживает баланс занятости, а не баланс компетенций, оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации и компетенций. Во-вторых, тем, что система образования не готовит кадры для экономики знаний, «не слышит» бизнес. Сейчас образованность зачастую подменяется «дипломированностью». Третья причина - отсутствие среды для развития и самореализации человека»

Комментарий : Во времена СССР даже рабочие были заинтересованы в росте квалификации. Разница в зарплате между 3 и 6 разрядом, составляла 100 – 150% (в два – три раза). Естественно, связано это было с более высокой оплатой за выполнение более сложных работ. При этом зарплаты высококвалифицированных рабочих были вполне сопоставимы с зарплатами кандидатов наук.

Проблемы предприятий

В статьях приводится только один вопрос, позволяющий оценить проблемы для предприятий, связанные с образованием.

Барьеры для развития компаний

В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников.

Комментарий : Главное не в этом. Сейчас на предприятиях реального сектора остро стоит вопрос отсутствия высококвалифицированных инженеров-конструкторов, технологов, других специалистов, связанных с разработкой новой продукции и производственных технологий.

Сценарии развития рынка труда в России

В исследовании предлагается два сценария:

  1. Базовый, или догоняющий сценарий.
  • Рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек.
  • В категории “Знание” появится 5,8 млн рабочих мест.
  • В категориях “Правило” и “Умение” исчезнет 3,5 млн рабочих мест.

Результат. Ежегодный рост ВВП России на уровне среднемировых (3–3,5% в год).

Риски. Частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.

Реализация этого сценария «вероятно, предотвратит рецессию в экономике», но означает увеличение отставания от лидеров, поскольку структура рынка труда существенно не изменится.

Государство будет «так или иначе» обеспечивать 45% занятости, а «ключевая особенность, которая отличает госкомпании от остальных», это либо отсутствие серьезной конкуренции, либо ее очень большое ограничение»

  • Более активная роль государства и компаний с госучастием.
  • В ближайшие 8 лет компаниям с госучастием потребуются 4,7 млн работников в категории “Знание”.
  • В России появятся 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации.
  • Невостребованными окажутся 9,4 млн человек из категорий “Правило” и “Умение”.

Результат. Дополнительный рост ВВП 1,5% в год по сравнению с базовым.

Риски: рост безработицы, так как сценарий предполагает массового высвобождения персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций и частных компаний.

«Переобучение персонала либо должно быть возложено на бизнес, у которого есть такие компетенции, либо должны быть созданы какие-то новые государственные инструменты массовой переподготовки, но опять же с привлечением бизнеса».

Выводы

Стране нужна большая переквалификация, то есть переход части специалистов из категорий “Правило” и “Умение” в категорию “Знание”.

Восемь главных шагов развития человеческого капитала в России

  • работодатели с государственным участием должны создавать конкурентные предложения условий труда для профессионалов категории «Знание»;
  • необходимо сокращать неэффективную «социальную занятость» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу работников категории «Знание». И одновременно внедрять систему переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
  • создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий;
  • образовательная система должна быть перестроена так, чтобы она опережающими темпами готовила работников категории «Знание».
  • Фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
  • нужно стимулировать приток талантов в сферу образования
  • корпорации, и самих работников нужно переориентировать на понимание того, что профессиональное развитие и обучение должно продолжаться всю жизнь, а не заканчиваться после получения диплома.
  • должна быть создана система стимулирования профессионального роста и получения новых знаний.

«Именно возможность создавать, привлекать и удерживать носителей ключевых компетенций определит новую конкурентоспособность России. Ключевое условие - разработка и реализация концепции развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «знание», а также создания среды, благоприятной для развития человека»

Использованы материалы с сайтов.

The Boston Consulting Group (BCG) – международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Нашими партнерами являются частные, государственные и некоммерческие организации во всех отраслях и регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения важнейших задач и преобразовать бизнес. Наш подход индивидуален: глубокий анализ динамики развития компаний и рынков сочетается с тесным сотрудничеством на всех уровнях управления компании клиента. Такой подход обеспечивает нашим клиентам устойчивое конкурентное преимущество, эффективность организации и долгосрочные результаты. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах. В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. Компания BCG в России сотрудничает с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики страны. Дополнительную информацию можно найти на нашем глобальном сайте www.bcg.com и российском сайте www.bcg.ru.

Подготовили:
ВЛАДИСЛАВ БУТЕНКО, cтарший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия
КОНСТАНТИН ПОЛУНИН, партнер и управляющий директор
ИВАН КОТОВ, партнер и управляющий директор
ЕКАТЕРИНА СЫЧЕВА, директор
АНТОН СТЕПАНЕНКО, директор
ЕВГЕНИЯ ЗАНИНА, консультант
СОФЬЯ ЛОМП, консультант
ВИТАЛИЙ РУДЕНКО, консультант
ЕЛЕНА ТОПОЛЬСКАЯ, консультант

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Одна из важнейших задач этих компаний состоит в создании новых высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной, диверсифицированной, творческой экономике – экономике знаний.

Данный доклад является стартовой точкой масштабной работы по развитию человеческого
капитала – одного из ключевых элементов конкурентоспособности страны. Мы ставили своей целью провести диагностику текущего состояния среды, в которой происходит развитие человека, и сформировать основу для продолжения открытой общественной дискуссии по одной из ключевых для устойчивого развития нашей страны тем. Проведенный анализ показал острую необходимость продолжения этой работы – разработки концепции решения
вызовов, описанных в докладе, и реализации этих решений на практике.

Уникальной особенностью этой работы стало проведение более 90 интервью с высшим руководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного
управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого капитала.

В дополнение к интервью был проведен онлайн-опрос российских работодателей, ставивший целью сбор мнений о приоритетах и задачах компании в перспективе до 2025 года, планах и барьерах для развития, изменениях в штатной численности и категориях занятых, ожиданиях от сотрудников и требованиях к ним. Кроме того, опрос позволил сформировать видение влияния глобальных трендов и текущих реалий на образ будущего рынка труда в России.

Официальными партнерами исследования выступили ПАО «Сбербанк» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в Будущее», Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures. Оператором проекта выступила компания The Boston Consulting Group, она несет полную ответственность за содержание доклада и его выводы.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дорогие друзья!

Каждый день мир меняется на наших глазах. Мы наблюдаем тектонические сдвиги в технологиях, геополитике и демографии. В этих условиях невозможно не за даваться вопросом: что это принесет наше му обществу, людям, рядом с которыми мы живем, и - самое главное - нам самим?

Вопросы профессиональной реализации и образования - одни из наиболее важных в нашей жизни. И это неудивительно, учитывая то, сколько времени каждый из нас тратит на учебу и работу и сколько от этого зависит. И конечно, происходящие сейчас радикальные изменения не могут не затрагивать и эти сферы.

Наш доклад - это попытка предугадать и, по возможности, спрогнозировать эти изменения и спроецировать их значение для России. Каким будет рынок труда уже в 2025 году? Какие специальности будут пользоваться спросом, а кому придется искать новый способ зарабатывать на жизнь? Готова ли Россия к общемировым сдвигам и что необходимо, чтобы сохранить конкурентоспособность на международном уровне?

Основываясь на результатах опросов ведущих российских предприятий, компания BCG в партнерстве со Сбербанком, Worldskills и Global Education Futures попыталась отследить текущий вектор развития рынка труда, определить основные препятствия, стоящие на пути профессионального роста талантов, и сформулировать восемь потенциальных шагов к повышению глобальной конкурентоспособности.

Мы полагаем, что для того, чтобы вернуться на путь активного роста, Россия должна будет полностью пересмотреть не только свою кадровую, но и экономическую модель, отказаться от текущей иллюзии стабильности и начать работу по формированию среды, которая будет способствовать развитию
и процветанию талантливых специалистов, или, как их сегодня называют, «талантов».

Мы видим, как страны-лидеры активно трансформируют свои образовательные системы, концентрируясь на развитии когнитивных навыков вместо привычной «загрузки» знаний. Они принимают активное участие в переквалификации национальных трудовых ресурсов и помогают им адаптироваться к меняющейся рабочей среде, привлекая лучших специалистов в сферу образования и максимально используя возможности цифровизации. Мы уверены в том, что России необходимо встать на этот
же путь.

Надеюсь, что наш отчет позволит вам по-новому взглянуть на вопросы будущего развития талантов в России и принять участие в совместном обсуждении этой важнейшей темы.

Ханс Пол Бюркнер,
Председатель BCG

Если Бог хочет наказать кого-то, он лишает его разума. Страна, которая отдает свои мозги другим странам, скорее всего, останется без будущего. Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала, который страна продолжала рождать, несмотря на разнообразные трудности, с российской экономикой, которая до сих пор была весьма примитивным отпечатком минеральных богатств страны.

Думаю, что тот доклад, который сделан компанией BCG и ее партнерами в качестве стартовой точки для дискуссии, очень правильно ставит основной вопрос: показатель поглощения человеческого капитала – категория «Знание» по методологии Расмуссена, т. е. высококачественного человеческого капитала, – экономикой и обществом страны и есть главный признак того, верной ли мы дорогой идем. Но для того, чтобы это произошло, фактически нужно говорить и о спросе, который предъявляет (а пока не
предъявляет) на такой капитал экономика страны, и о предложении, которое отчасти обеспечивают (а на самом деле не обеспечивают) отрасли, производящие человеческий капитал.

Сначала о спросе. Думается, что шанс российской экономики на ближайшее время связан с перспективами диджитализации и цифровой экономики не потому, что это модно, а потому, что это неожиданно хорошо ложится на то, что мы традиционно умели делать: креативные разработки, уникальные,
малосерийные, нестандартные продукты. Цифровая экономика есть полностью и целиком экономика индивидуализированных и кастомизированных продуктов, производимых небольшими группами. И для этого требуется не много капитала денежного, а много качественного человеческого капитала.

В производстве человеческого капитала, соглашусь с авторами доклада, принципиальным становится акцент на «мягкие» на выки: на широту взгляда, способность вести дискуссию, разнообразно презентировать
результат, коммуницировать, работать в командах. И тогда возникает не только вопрос, чему мы учим, но и как и где мы учим, причем не только в школе и университете. Потому что на самом деле продуктом образовательной системы, культурной политики, скрытой или открытой формы организации налогов, способов осуществления службы в армии или вариантов содержания людей в тюрьме являются те или иные социокультурные характеристики нации. Можно ли изменить тормозящие наше развитие
установки на избегание рисков и высокую дистанцию власти? Можно. Хотя, полагаю, не совсем теми методами, о которых пишут авторы доклада, предлагающие значительную дифференциацию оплаты и пропаганду
иных моделей успеха, в частности в медиа. Думаю, что такие сдвиги делаются более сложными способами. Но они делаются.

Мы живая страна, рождающая по-прежнему умных и образованных людей, имеющая хороший шанс на будущее. Давайте об этом поговорим. Для того, чтобы потом из этого разговора получились стратегии нашего
движения к желаемому будущему и к такому положению страны и людей, за которое нам не было бы стыдно перед последующими поколениями.

Александр Александрович Аузан, доктор
экономических наук, декан экономического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

На протяжении последних лет в России на государственном уровне предпринимаются усилия по диверсификации экономики страны и переходу на инновационную траекторию развития. У этого стремления
есть фундаментальные предпосылки: в мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, подрывающие сложившееся разделение труда и формирующие новый экономический уклад – экономику знаний.

Группу стран, уже перешедших к экономике знаний, объединяет и схожая структура рынка труда. Все более существенную роль на этом рынке играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности
и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В докладе мы относим такие рабочие места к категории «Знание» – в структуре занятости передовых стран их уже сейчас не менее 25%.

Однако самого по себе создания определенных рабочих мест недостаточно. В докладе мы формулируем Целевую модель компетенций 2025 – тот набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными
массивами данных и прочее.

Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя
ключевыми причинами:

1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять
таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается
примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2–2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в 6 раз меньше японского).

2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система школьного образования слабо восприимчива к изменениям, а подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов. Высшее образование в большинстве вузов потеряло качество, но стало «всеобщим»: за 1993–2015 годы число мест в вузах вы росло более чем вдвое при сокращении
когорты абитуриентов на 36%. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей
дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования.
Отсутствует и практика обучения на про тяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.

3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ – 20%, в то
время как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдает приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня – успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель.

Сохранение действия этих трех факторов, на наш взгляд, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран.

В то же время мы уверены в том, что предлагаемые в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам » меры позволят трансформировать подход к формированию человеческого капитала в стране и подстегнуть развитие сегментов экономики, ориентированных на знания.

Система мер, направленная на стимулирование массового спроса на кадры категории «Знание».

1. Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание» работодателями с государственным участием.

2. Сокращение неэффективной «социальной занятости».

3. Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров.

4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству
регионов.

Система мер, направленная на создание опережающего предложения работников категории «Знание» системой образования.

5. Создание опережающего предложения кадров – носителей целевых компетенций – образовательной системой.

6. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.

7. Стимулирование притока талантов в сферу образования.

Создание среды, благоприятной для привлечения и развития кадров категории «Знание».

8. Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компаний.

Реализация данных шагов способна вывести Россию не только на среднемировые, но и на опережающие темпы роста, обеспечив к 2025 году ее вхождение в группу передовых стран экономики знаний.