Ресурсные центры. Ресурсный центр как инновационная модель развития детской школы искусств в социальной городской среде Роль ресурсных центров в образовании

Опыт преобразования учреждений культуры города Екатеринбург в ресурсные центры положительно зарекомендовал себя при реализации долгосрочной целевой программы “Талантливые дети – талантливый город”. Предлагаем ознакомиться с сутью такого преобразования, а также достигнутыми и планируемыми результатами....

Воинкова Т.Е.,

главный специалист по художественному образованию управления культуры администрации города Екатеринбурга

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Опыт преобразования учреждений культуры города Екатеринбург в ресурсные центры положительно зарекомендовал себя при реализации долгосрочной целевой программы “Талантливые дети - талантливый город”. Предлагаем ознакомиться с сутью такого преобразования, а также достигнутыми и планируемыми результатами.

В настоящее время перед образовательными учреждениями в сфере культуры поставлена задача - вести инновационную деятельность в соответствии с современными тенденциями развития искусства, культуры и образования. Инновационная деятельность является эффективным инструментом стратегического менеджмента, поскольку именно ориентация на инновации определяет успех образовательного учреждения в будущем, позволяет выбрать свой, неповторимый путь развития, способствуя реформации всей системы художественного образования муниципалитета.

Создание в муниципальном образовании “город Екатеринбург” инфраструктуры из девяти ресурсных центров (по конкретным образовательным программам) в первую очередь направлено на решение актуальных вопросов, которые были определены в разделе 3 “Повышение качества художественного образования детей на основе обеспечения сочетания инновационной, практической, профессионально-ориентирующей направленности обучения” плана мероприятий долгосрочной целевой программы “Талантливые дети - талантливый город” на 2012-2014 гг.

Основным вектором городской целевой программы является создание условий для сохранения и развития системы художественного образования детей в МО “город Екатеринбург” на основе существующих традиций, образовательных инноваций и с учетом потребностей города в воспроизводстве и развитии творческого капитала.

Содержание и направленность деятельности ресурсных центров также соответствуют принципам государственной политики в сфере культуры. Одним из важных инструментов в достижении главной цели Стратегического плана развития города Екатеринбурга до 2020 г. являются “развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом; создание политико-правовых, социально-культурных и экономических условий для сохранения горожанами духовного и физического здоровья, повышения их образовательного и культурного уровня, для личностного, социального и профессионального самоопределения, свободной самореализации и саморазвития и проявления инновационной активности, совершенствования социальной среды города в соответствии с потребностями и интересами горожан”.Стратегическая цель деятельности городских ресурсных центров совпадает с целями долгосрочной целевой программы - создания качественных условий для сохранения существующих традиций в системе художественного образования детей (раннего профессионального самоопределения, реализации педагогического потенциала и уникальных методик обучения по образовательным программам системы художественного образования), а также активного внедрения педагогических и социокультурных инноваций, необходимых для обеспечения актуальных потребностей жителей Екатеринбурга.

В соответствии с целью, задачами городских ресурсных центров стали:

■ участие в создании сетевой управленческой модели муниципального образования “город Екатеринбург”, обеспечивающей повышение ресурсного потенциала образовательного процесса детских школ искусств и успешность реализации программы “Талантливые дети - талантливый город”;

■ модернизация содержания образовательных программ муниципальных образовательных учреждений культуры;

■ повышение эффективности педагогической и управленческой деятельности муниципалитета в сфере художественного образования детей;

■ расширение реестра форм участия образовательных учреждений культуры в развитии социокультурного пространства Екатеринбурга.

Таким образом, сеть городских ресурсных центров была создана в начале 2010/2011 учебного года для распространения положительного практико-ориентированного опыта, обеспечивающего реализацию приоритетных направлений развития системы художественного образования детей.

Сеть городских ресурсных центров была создана для распространения положительного опыта, обеспечивающего реализацию приоритетных направлений развития системы художественного образования детей г. Екатеринбурга.

В целях профессиональной ориентации учащихся и создания условий для их раннего самоопределения и получения профессионального образования в сфере культуры и искусства, ресурсные центры взаимодействуют со средними и высшими профессиональными учебными заведениями в рамках городской сети.

Другим направлением развития социального партнерства ресурсных центров является совместная работа с научно-методическими центрами различного уровня, ресурсными центрами на территории Свердловской области и Российской Федерации. Она направлена, с одной стороны, на создание методических объединений преподавателей детских школ искусств и, с другой стороны, на развитие научно-исследовательской деятельности преподавателей, повышение их профессиональной квалификации посредством участия в научно-практических конференциях, мастер-классах, семинарах, проводимых на базе ведущих (базовых) учреждений дополнительного образования детей города Екатеринбурга.

Ресурсные центры взаимодействуют со средними и высшими профессиональными учебными заведениями сферы культуры и искусства и научно-методическими центрами различного уровня.

Таким образом, на основании перспективного плана основных мероприятий программы “Талантливые дети - талантливый город” разработано Положение о деятельности муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей города Екатеринбурга в режиме ресурсного центра и экспертизе программ на присвоение статуса базового учреждения городского ресурсного центра.

Также разработан перечень документов, необходимых для организационного подготовительного этапа по утверждению девяти ДШИ в качестве базовых площадок с присвоением статуса городского ресурсного центра (приложение).

Структура Положения

Основная структурная единица

Положение определяет цель, условия, порядок организации и финансирования деятельности муниципального образовательного учреждения культуры в режиме ресурсного центра (далее - МОУК - ресурсный центр, РЦ).

МОУК - ресурсным центром может стать муниципальное образовательное учреждение культуры, достигшее общезначимых научно обоснованных позитивных педагогических результатов, инновационных по своей сущности, обладающее потенциалом для организации деятельности по систематическому ознакомлению педагогической общественности с опытом работы школ города по содержательным направлениям, значимым для развития муниципальной системы художественного образования. МОУК - ресурсный центр выступает базой повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.

МОУК - ресурсный центр выступает базой повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.

Признание образовательного учреждения культуры ресурсным центром не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и не фиксируется в его уставе.

Организация деятельности МОУК - ресурсного центра

Перевод образовательного учреждения в режим ресурсного центра осуществляется при наличии:

■ сложившейся системы инновационной работы педагогического коллектива образовательного учреждения культуры по актуальному образовательному направлению развития муниципальной системы художественного образования;

■ развернутого описания инновационного педагогического опыта, являющегося достоянием педагогического коллектива образовательного учреждения культуры, и комплекса учебно-методических материалов, отражающих реализацию этого опыта;

■ материалов диагностики, свидетельствующих об эффективности представляемого педагогического опыта;

■ опыта распространения полученных результатов;

■ кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций как ведущих для ресурсного центра;

■ материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому МОУК - ресурсным центром.

В целях координации деятельности управлением культуры назначается куратор МОУК - ресурсного центра и определяется экспертная комиссия.

Куратор и экспертная комиссия назначаются управлением культуры.

Полномочия кураторов:

■ разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы РЦ;

■ подготовка докладов о ходе реализации программы ресурсного центра;

■ подготовка предложений по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый этап, уточнение затрат по программным мероприятиям, а также механизма реализации программы (по мере надобности, в установленном порядке);

■ разработка перечня целевых показателей для контроля за ходом реализации программы;

■ организация внедрения информатизационных технологий в деятельность ресурсного центра в целях управления реализацией программы и контроля за ходом ключевых мероприятий.

Кураторы несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

В экспертную комиссию входят:

■ педагоги и руководители-практики, чья деятельность признана педагогическим сообществом как инновационная;

■ специалисты органов управления культуры и управления образованием.

Основные задачи экспертной комиссии:

■ рассмотрение тематики ключевых мероприятий программы деятельности РЦ;

■ рассмотрение материалов о ходе реализации программы РЦ и представление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов ее реализации, в соответствии с этапами программы;

■ выявление научных, организационных проблем в ходе реализации программы РЦ и разработка предложений по их решению.

Порядок перевода образовательного учреждения культуры в режим ресурсного центра

Перевод образовательного учреждения в сфере культуры в статус ресурсного центра проводился в несколько этапов.

1) Образовательные учреждения подали заявки с обоснованием перевода в режим ресурсного центра на адрес управления культуры по реализации программы “Талантливые дети - талантливый город”.

Заявка на деятельность образовательного учреждения культуры в режиме ресурсного центра содержала:

■ наименование и местонахождение образовательного учреждения (юридический адрес, контактные телефоны);

■ описание содержательного направления деятельности в сфере художественного образования, реализацию которого может обеспечить образовательное учреждение культуры как базовая площадка: его актуальности, значимости для развития муниципальной и региональной системы художественного образования;

■ программу работы по распространению опыта образовательного учреждения культуры, включающую индивидуальные и групповые стажировки педагогических работников, проведение семинаров, круглых столов, конкретизированную в календарном плане работы и согласованную с научно-методическим центром управления культуры;

■ ожидаемый результат освоения программы педагогами других образовательных учреждений;

■ при необходимости - обоснование объемов финансирования и его источников.

2) На основе представленной заявки, программы ресурсного центра и очной защиты программы в июне 2010 г. эксперты оценили целесообразность перевода каждого конкретного образовательного учреждения культуры в режим городского ресурсного центра. Экспертиза программ ресурсных центров проводилась в соответствии с критериями, предложенными управлением культуры. Экспертизу каждой программы осуществляли четыре эксперта методом индивидуальной оценки. По каждому показателю выставлялся средний балл.

3) После положительного заключения эксперты вносили начальнику управления культуры предложение о целесообразности перевода образовательного учреждения в режим ресурсного центра на определенный срок - два календарных года.

Распоряжение о переводе образовательного учреждения в режим ресурсного центра готовит главный специалист управления культуры.

Алгоритм создания ресурсных центров

Первый этап. Организационный этап создания ресурсных центров продолжался с ноября 2010 г. по май 2011 г. Он включал в себя:

■ создание пакета документов, регламентирующих организационные основы деятельности ресурсного центра (подготовка заявки и программы деятельности ресурсного центра с перечнем мероприятий);

■ создание системы оперативного информирования образовательных учреждений культуры (по направлениям) о мероприятиях и результатах деятельности ресурсных центров на текущий момент;

■ выявление социальных партнеров, заинтересованных в работе ресурсных центров;

■ формирование сетевого взаимодействия между муниципальными образовательными учреждениями культуры, направленного на реализацию задач ресурсного центра (по направлениям).

Второй этап . Основной этап процесса создания РЦ начался в июне 2011 г. и продлится до июня 2012 г. Он предполагает формирование сети ресурсных центров в соответствии с направлениями долгосрочной целевой программы “Талантливые дети - талантливый город” на 2012-2014 гг.

Определены следующие технологии реализации данной программы:

■ концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития системы художественного образования детей;

■ создание условий для выявления, поддержки и продвижения одаренных детей и творческой молодежи;

■ модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений культуры с целью повышения качества их образовательной и культурно-воспитательной деятельности;

■ развитие конкурсно-фестивального движения с целью стимулирования развития системы художественного образования детей и подростков;

■ подготовка и переподготовка компетентных кадров, способных осуществлять адекватную современным потребностям города социально-культурную, художественно-творческую, преподавательскую, организационно-управленческую деятельность в системе художественного образования детей;

■ создание оптимальных условий для профессиональной подготовки и становления компетентного специалиста, владеющего, как традиционными, так и инновационными методиками обучения в области художественного образования детей;

■ разработка, поддержка и реализация межрегиональных, всероссийских и международных культурных мероприятий, проектов и программ, способствующих росту престижа муниципальной сферы культуры, а также формированию позитивного образа Екатеринбурга в России и за рубежом.

Третий этап - практический . Завершающий этап процесса продлится с июня по ноябрь 2012 г. В рамках него РЦ представят свои разработки, и эти новшества будут внедрены в практику муниципальных образовательных учреждений культуры.

На этом этапе будут подготовлены:

■ описание модели ресурсного центра, направленной на реализацию долгосрочной целевой программы “Талантливые дети - талантливый город” на 2012-2014 гг.;

■ описание положительного опыта реализации мероприятий ресурсных центров;

■ описание механизмов сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений культуры с ресурсными центрами по направлениям.

Органы управления культурой оставляют за собой право прекращения деятельности МОУК - ресурсного центра.

Деятельность МОУК - ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, зафиксированных в программе работ, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления и по другим обоснованным причинам.

Основанием для прекращения деятельности МОУК - ресурсного центра является распоряжение управления культуры администрации города Екатеринбурга.

Органы управления культурой имеют право прекратить деятельность МОУК - ресурсного центра на основании распоряжения управления культуры администрации города.

Финансирование деятельности МОУК - ресурсного центра

В девяти ресурсных центрах в пределах фонда оплаты труда, выделяемого учреждению по согласованию с учредителем, введены ставки заместителя руководителя по учебно-методической работе муниципального образовательного учреждения культуры. На этого специалиста возлагаются обязанности по руководству деятельностью, связанной с распространению опыта, накопленного школой в актуальном направлении. Возможно, в дальнейшем будет допускаться введение индивидуального штатного расписания на срок работы в режиме ресурсного центра при наличии согласования с управлением культуры и возможностями финансирования дополнительных штатных единиц.

На заместителя руководителя по учебно-методической работе возложены обязанности по распространению опыта, накопленного школой в актуальном направлении.

Основанием для разработки программы деятельности ресурсного центра и ее очной защиты является распоряжение управления культуры о введении ставки заместителя руководителя по учебно-методической работе образовательного учреждения культуры.

Научный руководитель (консультант) может быть принят на работу на договорной основе, при этом оплата его труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

Оплата труда научного руководителя (консультанта) может производиться из привлеченных внебюджетных средств.

Структура городского ресурсного центра

Городской ресурсный центр имеет следующую структуру:

■ “Лаборатория” обеспечивает координацию и мониторинг деятельности в рамках реализации программы ресурсного центра, осуществляет разработку модельных образовательных проектов системы художественного образования, методическое сопровождение педагогов и школ, включающихся в программу по конкретному направлению ресурсного центра;

■ группы консультантов осуществляют поддержку отдельных начинаний в рамках программы (действуют либо на добровольных началах, либо в рамках сотрудничества по созданию ресурсного центра на базе конкретной ДШИ).

Условия финансирования РЦ

С 2010 г. по ноябрь 2012 г. финансирование ресурсных центров осуществляется на основе ежегодного плана мероприятий крупномасштабного проекта муниципальной системы художественного образования - Форума юных дарований в сфере культуры и искусства.

С января 2013 г. по декабрь 2014 г. финансирование будет осуществляться в соответствии с утвержденным планом мероприятий долгосрочной целевой программой “Талантливые дети - талантливый город” на 2012-2014 гг., которое составит за двухгодичный период в целом 1,2 млн руб.

Также финансирование может осуществляться на основе благотворительности и внебюджетного инвестирования. Это зависит от желания и возможностей конкретной детской школы искусств и программы ресурсного центра.

Результаты работы программы

Результатами деятельности городского ресурсного центра могут быть:

■ сборники публикаций и методических разработок, обобщающие положительный опыт сети муниципальных образовательных учреждений культуры по инновационным направлениям их деятельности;

■ публичные мероприятия, проведенные на базе ресурсных центров, с привлечением кадровых и научно-методических ресурсов сети;

методические разработки сетевых мероприятий для учащихся, педагогов и руководителей, обучающие семинары внутрисетевой системы повышения квалификации, направленные на обновление содержания образования системы художественного образования в целом.

Основными показателями оценки эффективности деятельности ресурсных центров могут стать:

1. Повышение комфортности деятельности преподавателя, удовлетворение его духовных запросов и достижение успеха:

■ оптимизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

■ повышение удовлетворенности трудом и мотивированности преподавателей по различным аспектам их педагогической деятельности (участие в инновационной практике, повышение профессионального мастерства, заинтересованность в конечных результатах работы);

■ оптимизация соотношения рабочего и свободного времени преподавателя.

2. Изменение отношения родителей к детской школе искусств, удовлетворенность детей образовательными возможностями школы:

■ рост позитивного восприятия ДШИ родителями, повышение их активности в реализации образовательной программы;

■ изменение отношения родителей к статусу ДШИ и их оценки образовательной программы.

3. Изменение управленческой деятельности руководителей, удовлетворенность их своим трудом:

■ повышение активной роли педагогов образовательных учреждений культуры в управлении ресурсным центром (по направлениям);

■ формирование элементов системы самоуправления и технологии получения “обратной связи” о результатах функционирования образовательных учреждений культуры и реализации образовательных программ;

■ реализация коллегиально-демократического стиля управления во всех звеньях деятельности ресурсного центра.

Решение этой сложной и долгосрочной задачи требует:

1) создания обновленной инфраструктуры внутри и вокруг базовой площадки (ДШИ), в рамках которой связь образования с наукой, культурой и искусством осуществлялась бы на реальных проектных основаниях. В этом случае у учащихся формировался бы новый тип мыследеятельности, поддерживаемый и развиваемый семьей, всеми педагогами, сотрудниками и руководством сети муниципальных образовательных учреждений культуры по направлению ресурсного центра;

2) изменения форм и методов работы с содержанием образования, освоения преподавателями методик перевода научных знаний и инновационной практики в образовательный процесс.

Результатами деятельности муниципальной сети ресурсных центров станут:

1. Идентификация муниципальных образовательных учреждений культуры как социокультурных институций с высоким уровнем реализуемых технологий, интеллектуального и творческого потенциала, личной и корпоративной культуры.

2. Создание высоко котирующейся общегородской системы муниципальных образовательных учреждений культуры, адекватной требованиям современного мегаполиса и устойчивой к негативным воздействиям внешней среды.

3. Модернизация системы образовательных учреждений культуры при сохранении лучших отечественных и региональных традиций в области художественного образования детей.

4. Формирование и развитие творческого потенциала города, своевременное выявление и поддержка одаренных детей и подростков, воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой молодежи.

5. Оптимизация количества учащихся детских школ искусств; внедрение и поддержка позитивных культурных образов в подростковой и молодежной субкультурах.

6. Повышение эффективности муниципальной системы раннего выявления, подготовки и поддержки талантливых и одаренных детей.

7. Создание условий для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров через вовлечение в проектную, инновационную и научно-исследовательскую деятельность, расширение возможностей системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства за счет включения ступени послевузовского обучения и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства (формирование кадрового резерва в области управления муниципальными учреждениями культуры).

8. Привлечение широкой общественности, спонсоров и меценатов, расширение доли их участия в управлении и образовательной деятельности ДШИ.

9. Привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов для совершенствования образовательной деятельности и развития материально-технической базы ДШИ.

Таким образом, к концу 2012 г. планируется создать такую организационно-содержательную модель деятельности ресурсных центров по конкретным образовательным программам, которая создаст качественные предпосылки и станет стартовой площадкой для эффективной реализации программы “Талантливые дети - талантливый город” в статусе не просто отраслевой, а долгосрочной городской целевой программы на 2012-2014 гг.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Ресурсные центры». В обозначенных ею публикациях пойдет речь об абсолютно новых проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011‑2015 годы.

Как известно, эта программа ставит задачу привести содержание и структуру профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Для этого на первом этапе (2011-2013) предполагается сформировать стратегические проекты, которые будут реализованы субъектами федерации, образовательными учреждениями и организациями при поддержке из государственного бюджета. Модели и сценарии, разработанные с помощью проектов, предназначаются для массового внедрения на всей территории Российской Федерации. Произойдет это на втором этапе (2014-2015).

Один из стратегических проектов федеральной целевой программы - создание отраслевых ресурсных центров. Подчеркнем - отраслевых, потому что понятие «ресурсный центр» для российского образования далеко не новое. Во многих областях и республиках такие структуры уже созданы благодаря проекту «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)». Их деятельность посвящена информатизации. В некоторых регионах (Санкт-Петербурге, Республике Коми, Новосибирской, Свердловской и Самарской областях) имеются ресурсные центры в области открытого и дистанционного обучения, возникшие в результате проекта ДЕЛФИ-1 европейской программы ТАСИС.

Немало ресурсных центров уже создано и в системах начального и среднего профессионального образования. Стоит заметить, что появились эти структуры не от хорошей жизни. Устаревшая материальная база и дефицит бюджетных средств привели организаторов к мысли, что надо сконцентрировать ресурсы - материальные, человеческие, финансовые и информационные - в одном месте и пользоваться ими коллективно. Тогда и траты на обучение уменьшатся, и с помощью определенных преобразований можно будет получить желаемый результат - обеспечить подготовку именно таких кадров, которые нужны современной экономике с ее новыми технологиями и оборудованием.

Большинство ресурсных центров в учреждениях НПО и СПО создано во время действия приоритетного национального проекта «Образование», то есть в рамках экспериментальной деятельности учебных заведений, разработавших инновационные программы по подготовке кадров для предприятий-работодателей. Обладая сравнительно развитой материально-технической базой, они выполняют в основном образовательную, методическую и информационно-аналитическую функции. Аккумуляция ресурсов дает возможность эффективнее организовать образовательный процесс, поднять уровень его методического обеспечения и квалификацию педагогических и управленческих кадров. А еще ресурсные центры СПО и НПО характеризуются наличием хорошо отлаженной системы социального партнерства, в которую, кроме колледжа или профессионального училища, получившего грант на реализацию инновационной программы, включены другие образовательные учреждения, органы власти, работодатели. И самое главное в этой системе - тесные связи с производством, что в первую очередь дает возможность педагогам и студентам лучше изучить особенности новых технологий и современного оборудования.

Прямое отношение к работе ресурсных центров НПО и СПО имеют такие важные вопросы, как привлечение инвестиций, методическое обеспечение программ, организация делового общения между социальными партнерами, повышение качества образования, организация опережающего обучения, насыщение рынка труда необходимыми специалистами, снижение социальной напряженности. Во многих ресурсных центрах обучаются взрослые (преподаватели, методисты), осуществляется дополнительное образование.

В целом деятельность этих структур оценивается как эффективная. Видимо поэтому в Министерстве образования и науки РФ родилась идея - организовать отраслевые ресурсные центры в некоторых отраслях экономической сферы страны. Предполагается, что они будут «точками роста» для подготовки востребованных специалистов среднего звена.

Учебные заведения для реализации проекта отбирали по конкурсу, а отрасли - по уровню дефицита кадров. Требования к участникам конкурса предъявлялись очень высокие. С победителями заключался государственный контракт.

Судя по профилю будущих ресурсных центров, наиболее остро нуждаются в специалистах авиационная и космическая промышленность, наноиндустрия, электроэнергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, лесное хозяйство.

В основу проектов заложена апробированная идея. Они неплохо обеспечены финансово. Если самая большая сумма, которая выделялась участникам приоритетного национального проекта «Образование», составляла 60 млн. рублей, то сейчас она увеличена вдвое. Остается надеяться, что и идея, и капиталовложения сработают эффективно.

А мы, со своей стороны, предлагаем читателям ознакомиться с первыми результатами эксперимента.

Большое интервью с послесловием

Писать об этой библиотеке мне очень легко и... очень сложно. Так бывает, когда хочешь кому-то рассказать о близком для тебя человеке, о любимом уголке. Разве найдёшь слова, чтобы выразить значимость, неповторимость дорогого для тебя места? Я попробую.

В школе № 186 г. Нижнего Новгорода (Нижегородская авторская академическая школа (НААШ)) совсем необычная библиотека. В самом центре школы находится огромное, светлое, двухуровневое помещение. Это – она. Автор идеи (или, если хотите содизайнер) – директор Михаил Васильевич Буров. Он придумал такую школьную библиотеку, в которую всегда хочется приходить. И приступил к её созданию.

Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №186 – Нижегородская авторская
академическая школа

Но помещение, даже столь прекрасное, – только полдела. Особое пространство школьной библиотеки требовало особого качества его использования. Потому и возникла у библиотекарей мысль о создании ресурсного центра. Такой проект появился не случайно, он был абсолютно закономерен. Дело в том, что в школе № 186 библиотека находилась, скажем прямо, на особом положении. Это было (и есть) любимое детище директора. Он делал всё возможное для того, чтобы она развивалась как информационный центр школы, чтобы фонды не просто регулярно пополнялись, а обогащались лучшими изданиями. В ней уже тогда имелись информационно-образовательные ресурсы на различных носителях, профессиональный библиограф занимался автоматизацией библиотечных процессов.

Как видите, библиотека была готова к преобразованиям, и проект создания ресурсного центра не казался несбыточной мечтой. Презентация проекта состоялась в октябре 2000 года. Были приглашены представители власти, предприниматели, пресса. Все они одобрили и поддержали идею, которая, надо сказать, несколько опередила время. Лишь в 2004 году в официальных документах Министерства образования и науки прозвучали слова о создании ресурсного центра на базе школьной библиотеки – в «Справке об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».

В 2006 году школой были получены значительные средства из федерального бюджета – в рамках реализации национального проекта «Образование». Как и многие другие ОУ страны, нижегородская школа получила на поддержку инновационного развития один миллион рублей. Большую часть средств педагогический коллектив решил направить на развитие информационно-ресурсного центра: на приобретение книг, аудио- и цифровых образовательных изданий, на закупку дополнительной техники, мебели, на косметический ремонт помещения.

В декабре 2006 года состоялось официальное открытие обновлённого информационно-ресурсного центра. Всё. Сказка стала былью. Точка?

Нет, всё самое интересное только начинается! Да, хорошая идея получила прекрасное воплощение. Но уверяю вас, что такая необычная библиотека – ресурсный центр – это не просто предмет гордости администрации школы. Замечательно то, что он стал одним из ведущих условий осуществления всех планов развития НААШ, фактором успеха для проведения всех преобразований. Но об этом лучше расскажет директор школы, руководитель высшей категории, заслуженный учитель Российской Федерации Михаил Васильевич Буров .

Обойдясь без прелюдий (всё-таки давно знакомы), решила начать интервью с основополагающего вопроса.

Михаил Васильевич, в чём суть ресурсного центра, для чего он создавался?

Михаил Васильевич Буров – директор Нижегородской авторской
академической школы (НААШ), руководитель высшей категории, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации

Я расскажу о ресурсном центре с точки зрения политики, смысла. И начну издалека. Сегодня все говорят о качестве образования. Под этим кто-то понимает наличие условий, например: есть хорошие кадры, новые образовательные технологии в педагогическом резерве, есть компьютеры. Вроде всё это и есть качественное образование. Да, наверное, имея такой набор составляющих, можно подразумевать, что обучение в школе будет качественным. Кто-то сравнивает российское образование с зарубежным, приходя к выводу: наши дети не умеют применять знания. При этом подчёркивается необходимость формирования разных компетентностей у учеников. Каких? Единого перечня нет, как нет и целостного взгляда, общей картины. Всем заинтересованным лицам (педагогам, управленцам, родителям, детям) необходимо договориться – чего же мы хотим от школы, учитывая потребности всех участников образовательного процесса.

Убеждён, что конечный результат нашей образовательной деятельности – готовность выпускника школы к успешному продвижению в учебной, профессиональной и социальной среде. В этой связи наша школа определила пять ценностей, на достижение которых мы ориентируемся в своей работе.

1. Профильность. Задача НААШ – создать педагогические условия, в которых каждый учащийся сможет получить образование, позволяющее ему не только найти определённый профиль учебной деятельности, но и сформировать умение самостоятельно учиться, а при необходимости и переучиваться. Каждый ученик, совместно с педагогами и родителями, выстраивает индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со своими склонностями и способностями. Данный маршрут проходит через базисное и профильное пространство школы. При этом задача педагогов – максимально расширить сферу свободы выбора учащегося в учебной среде; задача ученика – осуществить ответственный выбор образовательного маршрута в соответствии со склонностями и способностями; задача родителей – поддержать индивидуальные образовательные маршруты детей.

2. Профориентация. Важно, чтобы ребёнок правильно выбрал профессию. И наша задача в этой связи – создать условия, в которых каждый ученик сможет выбрать будущую профессию в соответствии со своими склонностями и способностями. Профориентационное пространство средней школы, профильное пространство старшей школы, образовательные центры помогают выпускнику осуществить осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

3. Социальность. Мы выпускаем детей в большую жизнь. Стоит задуматься – каким будет их социальный статус? Ребёнку необходим набор каких-то качеств, чтобы он состоялся как личность, был уверенным, работоспособным. Задача школы – создать условия, в которых каждый ученик за время обучения в ней сможет сформировать набор компетентностей, помогающих ему активно включиться в жизнедеятельность современного социума. Толерантность, коммуникабельность, готовность к конструктивному диалогу, умение работать в команде и креативность – вот компетентности, помогающие выпускнику школы стать конкурентоспособным в нём.

4. Здоровьесбережение. Это особое направление, особая проблема. В школе необходимо создать условия, в которых совместными усилиями учителей, учеников и родителей достигаются сохранение, восстановление, совершенствование и защита физического, психического и нравственного здоровья учеников. Утверждённая в школе программа здоровьесбережения предполагает безотметочное обучение в начальной школе, физкультурно-оздоровительные мероприятия и ряд других технологий.

5. Гражданственность. Демократическая среда школы должна содействовать формированию готовности ребёнка жить по нормам гражданского общества, которое прирастает личностями, имеющими активную гражданскую позицию. Детское самоуправление, партнёрство во взаимодействии участников образовательного процесса, открытость обсуждения проблем, организация учебной и внеучебной деятельности на демократических началах – эти и другие формы школьной жизни содействуют формированию мотивации к гражданским поступкам у взрослых и детей.

Информационно-ресурсный центр, зал информационно-образовательных
ресурсов на традиционных носителях

Все перечисленные ценностные ориентиры закреплены в документах школы: в меморандуме НААШ, в её уставе.

Теперь о достижении всех этих целей. Всё очень просто. Мы, управленцы, создаём условия для развития определённых нами базовых компетенций учеников. Убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка. Ресурсный центр необходим для того, чтобы формировать умение работать с информацией. Это обозначено в правительственных документах – «умение учиться и переучиваться», так же как и «умение применять знания на практике». Это записано в нашем меморандуме. Это не просто дань моде, это насущная потребность.

То есть можно сказать, что ресурсный центр – это не красивая игрушка, он создавался под конкретные цели и задачи школы как необходимое условие реализации этих самых задач.

Совершенно верно. Главная задача информационно-ресурсного центра – формирование у школьников и педагогов умения самостоятельно учиться и переучиваться. Для этого они должны владеть навыками работы с информацией, общения с пользователями Всемирной сети, взаимодействия с экспертным сообществом. Центр предоставляет им свободный доступ к информации, образовательные ресурсы в различных форматах. Он обеспечивает информационную поддержку учебного процесса в базовом и авторском пространстве школы, он помогает в работе школьным образовательным центрам. Ресурсный центр поддерживает интеллектуально и творчески одарённых детей, развивает творческие возможности педагогов.

Этому центру нет аналогов, и поэтому нам непросто. Мне, как директору, интересно работать в таких условиях. Конечно, не всё ещё получается, это новое дело, но я уверен, что у него большой потенциал. Сейчас мы обращаем особое внимание на развитие, проработку педагогических технологий, реализуемых через вовлечение в работу ресурсного центра. Простраивается алгоритм, методика ведения занятий в нём. Вы же понимаете, одно дело – создать базу, даже очень хорошую. А другое – уметь эффективно всё это применять, использовать. Так что мы на пути становления ресурсного центра.

Как пересекается работа заместителя директора по информатизации школы с работой ресурсного центра и его руководителя?

Это один и тот же человек – заместитель директора по информатизации образовательного процесса и руководитель информационно-ресурсного центра Тимур Климентьевич Элькинд.

Михаил Васильевич, самый ощутимый тормоз всех нововведений – это люди, пресловутый человеческий фактор. Скажите, в связи с проводимой информатизацией образования и работой с цифровыми ресурсами, сколько учителей откликнулось, а сколько – сопротивляется нововведениям (в процентном соотношении)?

Информационно-ресурсный центр,
зал цифровых информационно-
образовательных ресурсов

Примерно 50 % педагогов – присматриваются, а скрытый тормоз (мы понимаем, что этому человеку не нужны никакие перемены) – примерно 10 %. Остальные учатся, пробуют, внедряют информационные технологии. Но об этом подробнее лучше поговорить с Тимуром.

И мы продолжили свой разговор с Тимуром – заместителем директора по информатизации образовательного процесса и руководителем информационно-ресурсного центра. Т.К.Элькинд провёл нас в ресурсный центр и начал объяснять.

Информационно-ресурсный центр условно (пространство открытое, никаких перегородок нет!) поделён на три зала. Первый – зал информационно-образовательных ресурсов на бумажных носителях. Это привычная глазу библиотека с кафедрой выдачи, стеллажами с книгами и периодикой. Второй – зона мультимедийных презентаций с большим экраном, соответствующей аппаратурой, тремя рядами кресел. Здесь учителя могут не только рассказывать, но и показывать детям фильмы, а дети действительно с удовольствием устраивают презентации проектов и защиты своих работ (проектная методика работы – одна из самых распространённых в школе). У нас здесь даже мебель специальная, которая легко переставляется, давая возможность моделировать новое пространство. Третий – зал цифровых информационно-образовательных ресурсов и доступа в Интернет – расположен на втором этаже центра. Здесь размещены десять компьютеров с подключением к Сети, мощный профессиональный сервер, отдельный для ресурсного центра. Создаваемая сейчас локальная сеть предоставит доступ к библиотеке цифровых ресурсов Центра из любого места школы.

Что подразумевается под библиотекой цифровых ресурсов?

Это и ресурсы Интернета, и специальные образовательные программы на дисках по предметам – физике, химии... Некоторые печатные ресурсы мы сами оцифровываем для последующего использования. Активно применяем аудиокниги. Дети знают: если нет информации в книге, её можно найти в других источниках. В планах – приступить к созданию электронной библиотеки разработок (методик) наших учителей по различным дисциплинам.

А ещё мы хотим сами начать разрабатывать мини-уроки с использованием трёхмерной графики. Например, в рамках ведения проектных работ можно предложить детям создавать 10-минутные фильмы, которые впоследствии будут использованы на уроках. Их можно снабдить рекомендациями и комментариями учителей. Можно наложить на картинку голос учителя, который расставит необходимые акценты, усиления на определённых учебных блоках.

Сегодня у нас в школе есть простенькая мини-типография. Планируем выпускать собственные методические пособия, особенно для элективных курсов, где учебников явно не хватает.

От кого исходит инициатива использования технологий в обучении? Это желание детей работать на той технике, к которой они уже привыкли, или это активность учителей, руководства, библиотекарей?

Информационно-ресурсный центр, зал мультимедийных презентаций

В первую очередь – от группы педагогов-новаторов, от старшеклассников, которые почувствовали в этом необходимость. Особенно ребята 10–11-х классов. Они готовы к полноценному использованию технических средств, информационных технологий, они этого хотят.

Но далеко не все учителя готовы к использованию новой техники и новых информационных ресурсов. Почти все могут создавать и использовать презентации, а на более высокий, «продвинутый» уровень замахиваются примерно 15 %. При этом своё желание осваивать и применять ИКТ учителя формулируют примерно так: «а вот мы слышали, что можно», «а вот нам бы хотелось попробовать включить в образовательный процесс интерактивную доску».

Сталкивались ли Вы с тем, что использование ИКТ приводит к необходимости изменять традиционный процесс обучения?

Смотря какие технологии используют педагоги. Если речь идёт только о презентациях, то они легко вписываются в традиционную классно-урочную схему. Учителя, ведущие проектные методы, вынуждены выходить за рамки урока. Ребята самостоятельно начинают работать в ресурсном центре, по мере необходимости обращаясь к учителю за консультациями. Для Центра привычна такая картина: учитель в окружении четырёх-пяти школьников расположился около компьютера, вокруг справочника и они вместе что-то ищут, спорят, обсуждают, подбирают материал.

Процесс изменения привычных методов и форм обучения идёт медленно. Но зато естественно. На мой взгляд, здесь революционные преобразования опасны. Сегодня наиболее оптимальной формой педагогической деятельности, простирающейся за рамки традиционного урока, оказалась проектная. Что при этом происходит? Ребята начинают больше работать самостоятельно, мы только направляем их, говоря: «Есть информация, есть книга, есть Интернет. Есть учитель в качестве консультанта, остальная работа ведётся вами самостоятельно».

То есть вы создаёте условия для выполнения проекта. Но в ходе проектной деятельности предполагается значительное время на поиск информации. Кто ребятам в этом помогает?

Помогает библиотекарь, как это было и до организации ресурсного центра. В зале электронных ресурсов и интернет-доступа всегда поможет администратор-консультант по ИКТ, который находится на этом этаже. Он готов объяснить педагогам и школьникам, как эффективней использовать электронные учебные пособия и энциклопедии, как быстрее найти в Сети нужную информацию. Кроме того, он интересен детям как собеседник, знающий, «сетевой» человек. С ним ребята обсуждают тенденции развития компьютерной техники, технические новинки, предложения. Он для учащихся – свой человек.

У нас в школе в пятых классах в этом году (2007/2008 уч.г.) стартовал проект на всю параллель, который ведёт учитель истории и краеведения. Дети под его руководством собирают краеведческую информацию из всех доступных им источников. И при этом они учатся правильно, грамотно работать с ней, с текстом. Прежде чем запустить проект, учитель истории проконсультировался с учителями информатики, со мной – как успешнее интегрировать учебную деятельность и работу в ресурсном центре.

Результаты проекта уже видны. Ребята стали намного информационно грамотнее, стали относиться к Интернету не как к игрушке, а как к орудию интеллектуального труда. А это на самом деле очень сложная проблема. Педагогически очень сложная. Компьютеры есть во многих семьях, но при этом родители не объясняют детям пользу Сети (зачастую и сами о ней не догадываются). Поэтому годам к десяти у ребёнка сформировано мнение, что компьютер – это только для игр, а Интернет – для «гуляния» по сайтам. Они смотрят с недоверием, когда им говоришь: «Ребята, Интернет – это инструмент, который может облегчить ваш труд».

Мне кажется, что проект ресурсного центра очень органично вписывается в планы по информатизации школы. Он становится рабочей моделью, способствующей реализации данных целей.

Идея ресурсного центра стала импульсом для того, чтобы шагнуть на новый уровень обучения, не отказываясь при этом от тех наработок, которые были. Важную роль сыграло провозглашение в нашей школе ключевыми компетентностного подхода и положений об умении грамотно работать с информацией, заниматься самообразованием. Все эти идеи оказались востребованы детьми, приняты родителями. В результате проект ресурсного центра получил не только развитие, но и поддержку в реализации.

Задачи Центра сегодня определены. Первое – сделать ресурсы доступными. Второе – на­учить правильно пользоваться ими. Третье – подтолкнуть, чтобы от обречённого «надо, так надо» перейти к осознанному желанию, глубокой мотивации, пониманию, что так – удобнее, рациональнее. Все три задачи должны решаться вместе, параллельно. Это сложно. И техника здесь – не главное. Главное и самое сложное – люди.

Скажите, а в этом информационном пространстве не теряется ли библиотека, как таковая? Не «затирается» ли она всем этим «железом» и сетями? Как обычно говорят дети: «мы пойдем в библиотеку» или «мы пойдем в ресурсный центр»?

Дети чаще всего говорят: «мы пойдем в библиотеку». И, собственно говоря, это мой и их ответ на ваш вопрос. Это показатель. Центром они чаще называют зал интернет-доступа на верхнем этаже. Мы видим, что интерес к книгам, журналам у детей не пропал. Они с удовольствием проводят время в библиотеке.

Знаете, давно, когда появилось телевидение, говорили: «Ну всё ребята, ещё немного – и исчезнет кино». Ничего подобного не произошло. Есть театр, есть кино, есть телевидение. Есть книги и газеты, при том, что Интернет предлагает книги для прочтения в Сети. Потому что книги для нас – это тепло страниц, это особые ощущения, которые останутся на всю жизнь. Для работы – да, может быть использован Интернет, можно быстро посмотреть локальные электронные ресурсы. Но от чтения с монитора не получаешь никакого наслаждения. Компьютер – это рабочий инструмент. Книга – не только для работы, она ещё и для души. Поэтому я считаю, что здесь просто речи быть не может о каком-то истреблении, выживании друг друга. Каждый из носителей информации занимает своё – очень важное – место.

Расскажите об ожиданиях, связанных с использованием локальной сети.

Локальная сеть, в первую очередь, станет инструментом доступа из каждого кабинета к информационным и цифровым ресурсам. Не всегда есть возможность обеспечить компакт-дисками все кабинеты, кроме того, всё на компакт-диски не запишешь. Не надо хранить в каждом кабинете кучу дисков, дискеток и т.д. Идёт урок истории, надо спроектировать какой-либо графический объект, звук – пожалуйста, через локальную сеть обращайтесь в информационно-ресурсный центр. Надо использовать методическую разработку коллеги – пожалуйста, находите в ресурсах, работайте. Локальная сеть – это, в первую очередь, эффективность работы с информацией.

А выводило ли использование цифровых ресурсов на необходимость проведения интегрированных уроков?

Такой опыт есть, пока он идёт на уровне работы методических объединений учителей. На мой взгляд, такие занятия надо развивать, если будет очевидна их необходимость и целесообразность по данной теме. И только тогда получится качественный продукт, дающий реальный результат, а не просто мероприятие ради галочки – «мы провели интегри­рованный урок».

А если бы на вас сейчас свалился ещё один миллион рублей от государства, куда бы вы его потратили?

Распределение средств по каждому гранту мы обсуждаем всей школьной командой.

Ну а если бы этот миллион достался именно Вам, как директору информационно-ресурсного центра?

Мне миллиона мало (смеется) .

Первое, приобрёл бы мобильный класс на базе компьютеров Макинтош. В его состав входят 20 ноутбуков, 20 графических планшетов, принтер, мини-типография, сканер. Он рассчитан на разные группы учеников. Всё носится в одном чемодане, то есть любой урок можно проводить с использованием всей техники. Всё настроено под одно программное обеспечение, работа возможна с каждым учеником по отдельности и со всеми вместе. Идеология этого продукта – просто мечта для обучения.

Создал бы полноценную мини-типографию. У нас есть учителя, которые готовят интереснейшие дополнительные материалы к урокам, методические разработки. Выпустить их тиражом, достаточным для обеспечения всех учеников, невозможно. Типография очень помогла бы в этом.

В каждый кабинет поставил бы по ноутбуку и по проектору. Это уже давно не роскошь, а насущная потребность.

Поставил бы копировальные аппараты во множестве мест в школе, условно говоря – в коридорах.

Потратил бы деньги на приобретение лицензионного программного обеспечения.

Приобрел бы достаточное число веб-камер для проведения телемостов, конференций между школами города, страны, мира. Таким образом, не выезжая на курсы и конференции, можно обмениваться опытом с талантливыми педагогами. Так телеконференция становится способом повышения квалификации учителей.

Повесил бы при входе в школу большое электронное информационное табло. Не надо бегать к расписанию, все изменения легко вносятся, его очень удобно использовать.

Приобрел бы много хороших образовательных аудио- и видеоматериалов. Особенно обратил бы внимание на аудиокниги, в том числе и как на способ приобщения к чтению.

Вообще-то, планов – громадьё. Мне бы миллионов семь-восемь на информатизацию надо…

Информатизация в школе для вас связана с развитием ресурсного центра или это что-то другое?

Информатизация – это всё-таки несколько шире. Речь идёт об изменении содержания учебных программ, о переподготовке кадров – без этого далеко не уйти. Остаются и вопросы технического оснащения.

Ресурсный центр – это пространство, самым естественным и тесным образом связанное с процессами информатизации школы. Именно в стенах Центра происходит наполнение учебных предметов новым содержанием. Ресурсный центр – это, прежде всего, важное условие , можно даже сказать – идеологически важное, для того чтобы ребёнок мог и хотел учиться. А ещё он – необходимый инструмент проведения всех запланированных школой преобразований.

Через год, когда будет создана локальная сеть, информационные ресурсы Центра станут использоваться ещё шире. А это означает, что у него впереди – новые возможности, новые направления развития.

…А вы говорите, ТАК не бывает. Бывает. Такая школа, такая библиотека, такой ресурсный центр. И выводы делать нет необходимости.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Дорогие учителя и ученики НААШей школы!

Примите поздравления с очередным подтверждением того, что вы являетесь одной из лучших школ нашей страны! Успехов, удачи, творчества и дальнейшего укрепления материальной базы!

С уважением, депутат Государственной думы
Российской Федерации А.Е.Лихачев

Великолепная идея, требующая всеобщего распространения. Надеемся, Центр послужит для детей стимулом к учебному процессу и поможет получению ими компетентностного образования.

Администрация полномочного представителя
Президента РФ в Приволжском Федеральном округе

Мы рады, что у наших детей появилась такая замечательная возможность получать оперативно информацию.

Родители учащихся школы № 186

Мы очень рады, что именно в нашей школе появился такой замечательный информационно-ресурсный центр. Теперь каждый из нас сможет быстро получить необходимую информацию и работать с ней в комфортных условиях.

Мы любим НААШ!

Учащиеся школы

Очень жаль, что мои дети выросли без такого центра. Но в школе всегда было много интересного, нового, прогрессивного, хорошего для детей. Во многом это заслуга руководителя школы, педколлектива. Спасибо, всё, что мы прожили и пережили в этой школе, было на пользу моим сыну и дочери.

Редактор отдела газеты
«Нижегородские новости» В.А.Распопова

Молодцы! Просто здорово! Школа продемонстрировала, что она является школой будущего!

Депутат Законодательного собрания
Нижегородской области А.А.Косовских

Информационно-ресурсный центр – это фантастика тех лет, когда я учился в школе.

Всё просто гениально!

Хочется пожелать нашей замечательной школе и дальше развивать информационные технологии.

Директор ООО «ГЭМУ»
и родитель Е.С.Мещанинов

Спонсор размещения статьи – KremlinStore.ru, интернет-магазин, который позволит вам создать неповторимый вид для вашего iPad mini благодаря широчайшему выбору чехлов и других аксессуаров. Чехлы для iPad mini несут комплексную функциональность – в первую очередь это защита устройства от механических повреждений, во вторую – это подставка, обеспечивающая вашему планшету оптимальное рабочее положение, в третью – элемент стиля, подчеркивающий статус владельца или создающий ему настроение. Выбор в KremlinStore вполне достаточен для того, чтобы вы могли подобрать чехол для iPad mini, отвечающий вашим представлениям о прекрасном и правильном.

Л. В. Резинкина

(г. Кириши, Ленинградская обл.)

РЕСУРСНЫЙ центр как обучающая организация

В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В статье дано обоснование условий функционирования ресурсных центров в системе непрерывного образования педагогических кадров. Раскрыты особенности создания таких систем на базе образовательных учреждений Киришского района.

Модернизация образования в России предусматривает совершенствование его качества и эффективности, обеспечение открытости и доступности, опережающее развитие, создание системы непрерывного образования, содержательное наполнение образовательного процесса повышения квалификации педагогов, создание единой информационно-образовательной среды с целью апробирования и распространения передового опыта и инноваций, новых информационных и педагогических технологий. Развитию и обоснованию идей новой школы, альтернативного, вариативного и функционального образования способствует создание ресурсных центров.

Как показали исследования по данной проблематике, появление ресурсных центров в системе образования на рубеже XX - XXI веков было обусловлено его быстрой модернизацией, дефицитом бюджетных средств, моральным и физическим износом материально-технической базы учреждений системы повышения квалификации, а также усилением конкурентной борьбы между общеобразовательными учреждениями в связи с введением подушевого финансирования.

Традиционный подход к понятию ресурсного центра связан с организационной структурой. В основу такого подхода положено представление о ресурсном центре как учреждении с интеграцией кадровых, материально-технических, информационных потенциалов (ресурсов] с целью оптимизации процесса повышения квалификации.

Понятие «ресурсный центр» имеет множество трактовок. Ряд исследователей относят к ресурсным центрам любое подразделение (организационную ячейку] образовательного учреждения, имеющее автономный статус

(вплоть до самостоятельного юридического лица] и производящее образовательные услуги или учебно-производственную продукцию на платной основе. С точки зрения других исследователей, ресурсные центры определяются как организации, созданные на кооперативных условиях группой учреждений профессионального образования и заинтересованных деловых партнеров-соучредителей .

Ресурсный центр в широком понимании -это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов от различных собственников (правительства, работодателей, образовательных организаций, физических лиц].

К ресурсному обеспечению образования, по нашему мнению, можно отнести не только материально-техническое и учебно-лабораторное оборудование, но и научно-методические, информационные источники и средства обеспечения процесса профессиональной подготовки, а также кадровый и финансовый потенциал социально-образовательных партнеров, заинтересованных в опережающей системе повышения квалификации кадров, востребованных рыночной экономикой. Основная идея создания ресурсных центров состоит в том, что повышение квалификации должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, иметь опережающий характер, быть приближенным к месту работы.

Сегодня имеется обширная практика создания и успешной деятельности ресурсных центров. Достаточно исследованы проблемы становления ресурсных центров в системе среднего и высшего профессионального образования . В то время как деятельность ресурсного центра на базе отдельно

взятого инновационного общеобразовательного учреждения как системного объекта повышения квалификации и непрерывного образования взрослых не исследовались, не осмыслен алгоритм становления таких ресурсных центров. Недостаточно рассмотрены классификация ресурсных центров, их влияние на систему повышения квалификации педагогических кадров в условиях муниципального образования.

На основе анализа практики организации и нормативной документации можно классифицировать ресурсные центры по стратегическим и приоритетным направлениям в их деятельности. К ним относим следующие ресурсные центры: дополнительного образования как самостоятельные организации; информационных технологий; обучения рабочих кадров в условиях предприятия; на базе межшкольного учебного комбината; по пред-профильному и профильному обучению; на базе общеобразовательного учреждения как обучающей организации.

Ресурсные центры дополнительного педагогического образования - это учреждения, имеющие юридический статус ресурсного центра, обеспеченные высококвалифицированными педагогическими кадрами и современными средствами обучения, создаются для распространения положительного опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений для системы образования. Центры представляют собой учреждения дополнительного образования с высоко развитыми информационными технологиями, имеющие доступ к глобальным, национальным и региональным информационным ресурсам и осуществляющие дистанционное обучение педагогических и управленческих кадров. Это центр связи общеобразовательных учреждений между собой, с другими общеобразовательными учреждениями и организациями, в том числе учреждениями профессионального образования.

Ресурсные центры информационных технологий возникли в связи с направленностью образовательного процесса на информатизацию. Их роль в сфере общего образования выполняют центры информационных технологий (ЦИТ], которые создавались на базе учреждений дополнительного образования.

Основной целью деятельности центра информационных технологий является создание условий для эффективного использова-

ния информационно-образовательных ресурсов, формирование единой образовательной информационной среды муниципального образования и реализация единой технической политики в области информатизации системы образования.

Ресурсный центр на базе общеобразовательного учреждения как обучающей организации является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения, прописывается в Уставе школы.

Создание такого типа ресурсного центра обусловлено задачами Национального проекта «Образование» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по подготовке и формированию учителя инновационного типа, развитию у него высокого уровня профессионально-педагогической компетентности .

Новые требования к учителю обусловлены необходимостью освоения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые направлены на реализацию следующих функций образования:

Обеспечение духовно-нравственного развития подрастающего поколения, овладение ценностями многонациональных народов России;

Переход к операционализации целей обучения на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ;

Комплексная оценка результатов образовательной деятельности, включающих предметные, надпредметные и личностные результаты;

Развитие стратегии культуросоздания, социального проектирования;

Реализация возможностей внеурочной деятельности;

Развитие управленческой стратегии конструирования учебного плана ОУ «от потребностей субъектов образования» с учетом базисного учебного плана;

Формирование личностной ответственности за собственное благополучие и качество жизни и др.

Инновационные процессы в системе образования не могут получить полноценного развития без преемственной связи с богатейшим новаторским опытом. Всесторонний учет и творческое использование опыта инновационных изменений позволяют объек-

тивно оценить сравнительную эффективность инновационных преобразований в педагогической практике.

В этих условиях возникает и все более осознается потребность школы и учителей в обновлении профессионального инструментария, поиск и нахождение новых подходов, оригинальных концепций и нетрадиционных образовательных технологий.

Ресурсный центр повышения квалификации на базе общеобразовательного учреждения как обучающей организации - новое явление в развитии системы повышения квалификации. В отличие от традиционных семинаров и мастер-классов, проводимых отдельными школами, ресурсный центр представляет собой целостную андрагогическую систему повышения квалификации, осуществляет образовательные услуги по подготовке и переподготовке педагогов по отдельным вопросам, а также по повышению квалификации специалистов муниципального образования.

В экспериментальной работе на базе Ки-ришского ресурсного центра при образовательном лицее была апробирована система повышения квалификации для педагогов района, направленная на разработку и внедрение новых форм и методов деятельности, связанных с созданием ресурсного центра.

Проект «Индивидуальный образовательный маршрут ученика как технология формирования универсальных способностей (компетентностей]» предполагал, что к окончанию 9 класса каждый ученик должен ясно представлять не только свой индивидуальный образовательный, но и жизненный маршрут, уметь соотносить результаты своего учебного труда и притязания на жизненный успех. Учителя начальной школы объединились в работе над актуальным проектом «Психолого-педагогический практикум «Бук-варенок» как условие успешной адаптации к школе». По результатам анкетирования родителей творческая лаборатория учителей информатики и классных руководителей внедрила технологию электронного дневника. Проект «Технология портфолио учителя как способ повышения мотивации профессионального роста» разработан администрацией лицея и педагогами-экспертами. Данная технология активно используется всеми учителями лицея, так как имеет практическую направленность - подготовку к аттестации учителя, распределение стимулирующего фонда

оплаты труда и поощрение педагога. Проект «Технология портфолио как средство безот-меточного учета достижений учащегося» отражает направление работы лицея с одаренными детьми. Один из проектов - «Организация конкурсного движения как средство развития одаренных детей» - разработан в рамках сетевого взаимодействия с Центром информационных технологий. Лицей несколько лет является инициатором и организатором различных конкурсов в рамках форума «Одаренные дети - надежда России».

Анализ работы лицея показал наличие потенциала и желания всех участников образовательного процесса развивать ОУ в качестве ресурсного центра и обучающей организации. Этот вывод подтверждают результаты анкетирования работников образования при проведении районной методической панорамы на базе Киришского лицея.

Анкетирование 120 участников-педагогов, проведенное в рамках рефлексии, показало, что после проведения методической панорамы 98% учителей-участников считают необходимым функционирование ресурсного центра в системе образования района. 100% учителей высоко оценили качество проведения панорамы, заинтересовавшись представленными инновационными образовательными продуктами, из них 94% хотели бы создать свой инновационный продукт.

Все участники отметили возможность исполнения ресурсным центром функции курсов повышения квалификации.

Эксперимент показал, что для педагогов муниципального образования важно получить повышение квалификации на своем рабочем месте, без отрыва от производства (консультации, дистанционное обучение], в практических формах, с возможностью немедленного апробирования и при желании с продолжением в виде стажировки. Такая прагматичность педагогов обусловлена быстрой модернизацией образования, в частности внедрением Федеральных государственных стандартов второго поколения и новой формой аттестации.

Исследованием установлено, что созданная на основе опережающего обучения система инновационной деятельности педагогов лицея способствовала достижению цели, связанной с повышением профессиональной готовности кадров в новых организационных формах.

В качестве обоснования важнейших функций ресурсного центра явилось исследование уровней готовности педагогических и управленческих кадров различных ОУ района к инновационной деятельности, что позволило сформировать социальный заказ лицею.

Анализ полученных данных показал, что высоким уровнем развития мотивационноценностного компонента готовности к инновационной деятельности обладали лишь 14% руководителей, средним и низким - 66,0 и 20,0% соответственно. Количественные показатели, отражающие уровень развития мотивационно-ценностного компонента готовности педагогов к инновационной деятельности, распределились следующим образом: высокий уровень был выявлен у 21%, средний -у 32%, низкий - у 47% педагогов. Значительное количество руководителей и педагогов с невысоким (низким и средним] уровнем развития мотивационно-ценностного компонента готовности объясняется тем, что часть инноваций внедрялась авторитарно, педагоги не осознавали их необходимости.

Руководители и педагоги школ отмечали недостаточный собственный уровень владения знаниями и умениями, необходимыми для внедрения новшеств.

Полученные в результате анкетирования руководителей и педагогов района данные подтверждались результатами наблюдений за их профессиональными затруднениями: даже при наличии среднего или высокого уровня развития мотивационно-ценностного компонента готовности к освоению новшеств они не обладали достаточными для реализа-

ции новшеств профессиональными знаниями и умениями.

Исследование показало, что создаваемый ресурсный центр на базе лицея является инновационным элементом системы повышения квалификации, если он обладает следующими характеристиками:

Удовлетворяет запросам и готовности кадров в развитии технологической, исследовательской и проектной деятельности;

Выполняет функции трансформации образовательных учреждений в профильные ресурсные центры как обучающие организации;

Обладает новыми формами партнерских отношений образовательных учреждений с субъектами своей внешней среды;

Имеет интегративные качества, позволяет объединить ресурсы школы и учреждений дополнительного образования взрослых, в том числе и повышения квалификации;

Позволяет мобильно выявлять, апробировать и распространять опыт работы по инновациям в образовании;

Повышает качество результатов повышения квалификации без отрыва от школьного образовательного процесса.

Таким образом, появление ресурсных центров как обучающих организаций обусловлено широкой модернизацией образования, необходимостью поиска эффективных андраго-гических технологий для формирования профессиональной компетентности специалиста и необходимостью существенных преобразований в системе подготовки педагогических кадров без отрыва от производства.

Литература

1. Акулова О. В. и др. Современная школа: опыт модернизации / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб., 2005. - 290 с.

2. Алашеев С. Ю., Голуб Г. Б., Посталюк Н. Ю. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров профессионального образования. - М.: ЛОТОС, 2006.

3. Инновационный проект образовательного учреждения / авт.-сост. Е. В. Воронина. - М., 2008. - 368 с.

4. Практическая андрагогика. Кн. 2. Опережающее образование взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.

5. Ресурсные центры сферы образования России / под ред. А. Н. Тихонова. - М., 2004. - 315 с.