1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
Своеобразие, специфику решения педагогических задач в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования невозможно в полной мере выявить и использовать без знания и учета общего. Поэтому попытаемся начать с выяснения положений, составляющих ядро современных психолого-педагогических концепций.
К числу положений, несомненно имеющих общепедагогический смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной платформы любых образовательных программ, по всей видимости, принадлежат следующие важнейшие положения и соответствующие им закономерности и принципы .
Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общества . Это предполагает подготовку личности к вхождению в современное общество, учет и реализацию меняющегося, как официально оформленного в директивных документах, так и неофициального, более близкого к подлинным запросам человека и человеческих общностей социального заказа, создание условий для достойного развития и существования каждого человека.
Целостность воспитательного процесса, формирующего личность человека как в официально структурированной, так и в неофициальной, специально не организованной, открытой среде . В этой среде наиболее значимыми являются влияние семьи и непосредственного социального окружения, поэтому возникает необходимость выявления и использования его педагогического потенциала.
Единство, перспективность и преемственность целей, содержания и методов воспитания и образования, обеспечивающие единое образовательное пространство и целостность образовательной системы.
Большую роль в достижении единства образования в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации призваны сыграть единые стандарты образования и образовательные цензы, устанавливаемые и контролируемые государством.
4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее важных сторон педагогического процесса: всякие одномерные оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущербны. Односторонние ориентации на коллектив, на общественные ценности, на «завтрашнюю», а не сегодняшнюю радость принесли нам немало вреда. Однако и забвение, игнорирование коллективных связей, общественных интересов, равно как и перспектив развития общества, коллектива и отдельного человека, пагубны для педагогического процесса. Педагогика в значительной степени - наука о достижении меры, о путях гармонизации противоположных сил и тенденций педагогического процесса: централизации и децентрализации, личного и общественного, управления и самоуправления, исполнительства и инициативы, алгоритмических действий и творчества, нормативности и свободы, устойчивости и динамизма личности.
5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного учета индивидуальной ориентации воспитания и его социальной сущности как несомненных приоритетов демократического общества и его образовательно-воспитательной подсистемы . Степень удовлетворения потребностей, реализации возможностей человека, его права на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успеха в образовании и воспитании.
Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей как для педагога, так и для воспитанников . Конечно, и вариативность, и свобода выбора реально в той или иной мере ограничены социальными нормами, обязательным объемом образования, минимально допустимыми стандартами его качества, реальными возможностями общества.
Деятельностиый подход : он заключается в признании того, что развитие личности происходит в процессе ее взаимодействия с общественной средой, а также обучения и воспитания как путей присвоения общественно-выработанных способов выполнения действия и их воспроизводства, т. е. в созидательной деятельности самих учащихся. Реализация развивающих функций обучения и воспитания обусловлена характером познавательных и практических задач, решаемых в этом процессе, а также особенностями педагогического управления этим процессом (в том числе способом подачи информации и ее структурированием - последовательностью предъявления целостных по смыслу блоков и образцов действий, рефлексивного осмысления и оценки результативности). При этом важно, чтобы деятельность обучающихся осуществлялась в форме сотрудничества как с педагогом, так и со сверстниками, способствовала реализации возможностей каждого, находилась в «зоне ближнего развития» ученика (Л. С. Выготский), в которой ученик имеет базу для дальнейшего продвижения и развития, отзывчив к педагогической помощи и поддержке.
Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональном развитии личности . Эмоциональная окрашенность, содержательность, новизна многообразных отношений к предмету деятельности, нравственным ценностям, другим людям (в том числе родителям, педагогам, друзьям, соученикам, соседям, коллегам), самому себе (самосознание, самооценка, характер и уровень притязаний) - все эти атрибуты отношений присваиваются человеком и становятся личностными качествами формирующегося человека. Социальная микросреда (микрогруппа, коллектив) служит в этом плане средством, фактором создания и функционирования формирующих личность отношений.
Комплексность и целостность функционирования образовательно-воспитательных структур обусловлены многогранностью педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности и ограниченностью времени на обучение и воспитание . Отсюда возникает необходимость решения в процессе одной деятельности целого «веера» образовательных и воспитательных задач (Ю. К. Бабанский), интеграции в этих целях воспитательных возможностей семьи, школы и микросоциума (например, общинных и муниципальных органов самоуправления, юношеских и детских объединений, клубов, секций, учреждений культуры, спорта, правопорядка и т.д.).
10. Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса . Оптимизационный подход предусматривает выработку и использование алгоритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности , творческий подход - выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипотез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхищения желаемого результата. Творческие идеи и замыслы, будучи воплощены в жизнь, отработаны, достигают стадии алгоритмизированной технологии, что дает возможность их широкого использования.
На основе указанных подходов, изложенных выше положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Обозначим теперь примерную проблематику возможных психолого-педагогических исследований, связанных с образовательным процессом . Хотя о проблеме и теме исследования речь еще впереди, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема должна быть актуальной и истинной (т. е. действительно еще не решенной).
К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:
соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;
способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);
специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;
соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;
методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);
способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.
Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:
развивающие возможности современных методических систем;
гуманитарное образование и духовный мир учителя;
пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе;
здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
развивающие возможности новых информационных технологий;
сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;
традиции обучения и воспитания в России и других государствах и их использование в современных условиях;
формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения):
школа в системе социального воспитания и обучения;
педагогические возможности «открытой» школы;
семья в системе социального воспитания;
подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;
традиции народной педагогики в воспитании;
роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.
Разумеется, приведенный перечень далеко не полон, он предполагает существование других серьезных и актуальных проблем, и в частности - связанных с управлением образованием, с совершенствованием его инфраструктуры и ее отдельных составляющих, проблем профессионального образования, проблем, связанных с реализацией идеи непрерывного образования и т.д.
Человек - самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек - замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.
В начале нового тысячелетия все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы жизни общества: культуру, науку, религию, образование. Поскольку образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно образование, изменив парадигму, должно стать социальным институтом, который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества. На наш взгляд, это одна из самых важных проблем в современном обществе.
Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной проблема целей, поскольку от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности были для него приоритетны и особенно значимы, зависело, в каком направлении строиться и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания: формирующее (проективное) и свободное. Формирующий подход базируется на том, что высшей целью образования является наиболее полное удовлетворение требований государства к личности, к выпускнику, который должен обеспечить прогрессивное развитие экономики, науки, техники. В рамках этого подхода на первое место выходят интересы государства. Второй подход - свободное целеполагание - предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности. Нам представляется, что свободное целеполагание для многих является более прогрессивным по отношению к первому подходу с точки зрения гуманности и признания общечеловеческих ценностей, в то же время возникает большой вопрос по поводу практической реализации данной идеи в массовой школе в связи с четырьмя особенностями современного состояния общества:
1. Государственный стандарт, являющийся нормативным документом деятельности каждого педагога в РФ (исполнение и реализация стандарта входит в функциональные обязанности учителя), хотя и декларируют гуманистический подход к обучению, в действительности не предполагает конкретных инструментов для реализации данного подхода. К слову сказать, стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных (общеучебных, надпредметных) умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования. Как должен действовать педагог, который не имеет представлений о метарпедметных умениях, сам не владеет ими и не знает методики обучения этим умениям???
2. Особенности личности педагога, выросшего и получившего образование, профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета, идущими в разрез с новыми требованиями времени, с иным мировоззрением. Еще в 1971 году Лийметс отмечал, что установки изменяются и обновляются гораздо труднее, чем знания и приемы.
3. Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Учителям, проработавшим в школе 20 и более лет, выпустившим детей, успешно определившихся в жизни, трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда и так «все замечательно» - контрольные написаны в основном на «хорошо и отлично». Речь идет о психологических барьерах, включающих:
Личные представления о норме своей деятельности
Мнения значимых в профессиональном и непрофессиональном плане людей
Особенности мышления человека, ориентация не на продуктивность, а на критику своих и чужих действий и идей.
4. Политические, экономические, социально-культурные условия на данном этапе развития российского общества не позволят широко реализоваться идее свободного целеполагания по известным причинам (стремление к жесткому государственному контролю во всех сферах деятельности, консервативность общественного сознания, сложившийся национальный менталитет...)
Несмотря на то, что реализация гуманистического подхода вызывает определенные трудности, большое значение имеет факт обсуждения учеными, педагогической общественностью необходимости изменения и совершенствования системы российского образования на государственном уровне. Основная тенденция модернизации общего образования в России заключается в активизации его развивающей функции. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие является важнейшей задачей. Изменившиеся политические, экономические, социально-культурные организационно - педагогические условия предопределили необходимость разработки новых подходов к построению более эффективной и адекватной дидактической модели образовательного процесса. В основу такой модели положен посыл о том, что деятельность учащихся и учителей в процессе обучения выступает в диалектическом единстве с одновременным сохранением руководящей роли учителя и активного, самостоятельного участия учеников в учебном процессе. Задача данной дидактической модели - способствовать преодолению ряда неопределенностей, существующих в Российском образовании. О.Г. Грохольская выделяет следующие факты действительности, связанные:
- С сосуществованием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;
- С определением роли проективного и свободного целеполагания;
- С конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиции государства) и антропоцентрического (самоценности человека как личности) подходов в образовании;
5. С необходимостью развития проектно-технологического типа организационной культуры, которому соответствуют деятельностные теории обучения.
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они облекаются в деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию того или иного типа деятельности (например, младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования учебной деятельности). Таким образом, обучение в современных условиях проектно-технологического типа организационной культуры необходимо рассматривать как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебно-исследователь-скую деятельность, выполняет учебные действия на материале учебного предмета. В ходе психологического процесса Интериоризация («присвоения») эти внешние предметные действия превращаются в действия внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
В связи с вышеизложенным, учебно-исследовательская деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача педагогического процесса состоит в организации условий образовательной среды, стимулирующих исследовательскую активность каждого ученика. При пассивном восприятии учебного материала не происходит развития познавательных способностей и формирования учебных навыков. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания цифр и букв, пока он сам не начнет писать - пробовать - никакого навыка письма у него не сформируется). Следовательно, основой формирования в будущем способностей любого индивида может стать только его собственное действие в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследовательская деятельность является ведущим способом познания окружающего мира, это связующее звено между обучением и психическим развитием человека, один из универсальных типов мыследеятельности, адекватно соответствующий социокультурному предназначению образования. Предполагается, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера.
Реализация этих хорошо известных истин сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебной ситуации исследования, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и поставить эту задачу в такие условия, чтобы они побуждали учащихся к активному действию, создавали мотивацию исследования окружающей действительности. Перечисленные выше проблемы отражают современное состояние российского образования.
Библиографическая ссылка
Кадырова Е.П. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 69-71;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7884 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Д. И. Фельдштейн приводит следующие актуальные направлений психолого-педагогических исследований. Он отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.
Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса.
Отсюда актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий охранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе.
Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии.
Что может человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы(в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, как усилить его гуманистическую направленность, человеческую ответственность? И как выявить и расширить возможности саморазвития человека? При всей многомерности и многоаспектности данного комплекса вопросов стержневой выступает проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и как использует человек рожденное ему и приобретенное им».
Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого междисциплинарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические изменения которого прослеживаются сейчас исключительно выпукло
Например, отечественные психологи и педагоги имеют неоспоримые достижения в дифференцированном рассмотрении отдельных периодов детства. Однако в процессе познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогенезе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали». А для этого мы обязаны, прежде всего, выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития ребенка - живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов двадцатого, страшно даже сказать - уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим!
В этом плане специальная работа предстоит, в частности, по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.
Важно то, что ученые: психологи и педагоги-дидакты, методисты обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных бумагах, процесс модернизации образования, а раскрывать научные основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.
Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.
Здесь вычленяется необходимость изучения нескольких образующих такого взросления:
раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;
определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условии личностного развития;
анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия;
выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.
Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников? При этом мы обязаны и раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть мы обязаны ответить на вопросы - на основе чего, и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества?
И здесь особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, кумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей Следующее, пятое направление связано с проблемой стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. Поэтому от нас требуется кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования. Здесь на первый план выходят задачи:
выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;
поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.
Шестое направление состоит в определении действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.
Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу.
Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.
Речь, идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений - взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые
К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а именно взаимодействия) взрослых и детей фактически до сих пор не только в должной степени не проработана, но даже четко не поставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане представляется чрезвычайно важным определить, во-первых, сущность, содержание позиций Взрослого мира и мира Детства именно как специфических субъектов взаимодействия; во-вторых, выделить и раскрыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия.
Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми, и ставят Детство, во всей сложности его внутренних «организаций», в позицию реального субъекта такого диалога.
Девятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.
Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
Одиннадцатое направление состоит в разработке научных - психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.
Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, ибо сегодня перед нами открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.
Используемая литература
1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
2. Фельдштейн Д.И. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. - №6
3. Циулина,М.В. Методология психолого-педагогических исследований:
учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. –Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239с.
Скорик Оксана Владимировна
Должность:
преподаватель
Учебное заведение:
ГБПОУ КК НКРП
Населённый пункт:
город Новороссийск
Наименование материала:
Статья
Тема:
"Актуальные направления современных научно-педагогических исследований педагога СПО"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
(ГБПОУ КК НКРП)
«Актуальные направления современных научно-педагогических
исследований педагога СПО»
Выполнил: Преподаватель
ГБПОУ КК НКРП
О.В.Скорик
Введение
последнее
десятилетие,
развития
личности
приоритетными,
продуктивное
исследование
образовательной
психолого-педагогическим,
раскрывать
исследовать
единство
внутренних
факторов
образования,
педагогические
формирования
мотивации,
установок,
ценностных
ориентации,
творческого
мышления,
интуиции,
убеждений
личности, условия ее здорового психического и физического развития. При
этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику:
педагогическом
процессе,
обучении
воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно
участвуют
воспитанник,
функционируют
развиваются
педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Педагогическая практика является действенным критерием истинности
научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично
проверяются
экспериментом.
Практика
является
источником
фундаментальных проблем образования.
следовательно,
правильных
практических
решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной
практике,
порождают
требующие
фундаментальных
исследований.
Основная часть
Виды научно-педагогических исследований.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
Так, например, в Федеральном законе «О науке и государственной научно-
технической
политике»
выделяются
фундаментальные
прикладные
исследования.
Фундаментальное исследование -
исследование, выполняемое при
помощи специального научного теоретического аппарата. Это вид научной
работы, заключающийся в выявлении закономерностей путем абстрактного
мышления.
фундаментальных
исследованиях
рассматриваются
методологические проблемы педагогики.
Прикладные научные исследования определяются как исследования,
направленные
преимущественно
применение
достижения практических целей и решения конкретных задач.
длительности
исследования
разделить
долгосрочные,
краткосрочные
экспресс-исследования.
выделить
эмпирический
теоретический
исследования
организации знания. Теоретический уровень научного знания предполагает
абстрактных
объектов
(конструктов)
связывающих
теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и
объяснения
эмпирических
ситуаций,
познания
сущности
явлений. Цель их - расширить знания общества и помочь более глубоко
разработки
используют
основном
дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут
быть долгосрочными, бюджетными и др. Элементами эмпирического знания
являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и
констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и
Устойчивая
повторяемость
эмпирическими
характеристиками
выражаются
эмпирических
имеющих вероятностный характер.
Фельдштейн
рассматривает
приоритетные
направления развития психологических исследований в области образования
самообразования
современного
человека,
приводит
следующие
актуальные
направлений
психолого-педагогических
исследований.
отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно
теоретически
проработанными
экспериментально
изученными
современной
жизнедеятельности
проце ссуальные
характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития
человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований
имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых,
приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.
Первое направление связано с тем, что на смену развития человека и
общества, роли техники, технологии, науки, как производительной силы,
пришла в качестве ведущей,
проблема самого человека,
и как существа
биологического
универсальной
эволюции,
носителя
социального,
творящего
культуры,
главного
действующего
исторического
прогресса.
актуализировались
задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном
изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня.
направление
необходимостью
осуществления
развернутого
междисциплинарного
исследования
о собенно стей
современного
психологические,
социально-психологические.
Например,
отечественные
психологи
педагоги
неоспоримые
достижения
дифференцированном
рассмотрении
отдельных
периодов
детства. Важно то, что ученые: психологи и педагоги - дидакты, методисты
обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных
модернизации
образования,
раскрывать
основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.
Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых
критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их
действия.
вычленяется
необходимость
изучения
нескольких
образующих такого взросления:
раскрытие
органических
предпосылок
становления
человека
личности;
Определение характера и особенностей воздействия социальной среды
и системы воспитательных воздействий, как условия личностного развития;
личности и как субъекта действия;
выявление
специфики
механизмов
осуществления
индивидуализации и социализации в современном мире.
Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные
сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили,
какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших
школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников,
обучающихся в СПО.
При этом необходимо
раскрыть новые способы
усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой
взрослую
знаниями,
умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать.
направление
проблемой
стремительных
развитии
общества,
обусловленных
«информационным
взрывом»,
коммуникаций,
кардинальным
изменениям
пространства
формируется
современный
организуется
образовательный
требуется
кардинальное
переосмысление и педагогических, и психологических основ образования.
Здесь на первый план выходят задачи:
выявления
растущих
информационного потока, включая не контролируемые системой образования
воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;
психолого-педагогических
оснований
процесса
обучения
подростков,
юношества
современных
условиях,
требующих
раскрытия
возможностей
стимулирования
интереса
познанию,
формирования
познавательных
потребностей,
выработки
избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе
самостоятельного присвоения знаний.
направление
определении
действия,
воздействия
молодежных
субкультур,
социальных
раскрытии
механизмов
актуализации
развития
духовных
психолого-педагогической
поддержки
саморазвития, самореализации растущего человека.
Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование
подвижек
развитии
личности,
определить
возможности
усиления
эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с
восстановления
критериев
нравственности
детского
сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и
тонкую задачу.
Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-
педагогических
оснований
принципов
построения
многоплановых
многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и
проблема
обостряется
обстоятельств,
нарастающее
отчуждение
взрослыми
существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров
углубился
социальный
инфантилизм.
индивидуально
взрослеют
личностно,
субъективно,
показного
поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления
укрепления
преемственности
поколений.
имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-
исторического наследия.
направление
современной
ситуации
обострения
обстановки
выявляется
многогранность
чрезвычайная
сложность,
изученность
психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений
вопросов
профилактики
ксенофобии,
воспитания
толерантности.
Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане
определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-
педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом
нервно-психических,
посттравматических,
расстройств,
особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы
действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.
Одиннадцатое
направление
разработке
психологических,
психофизиологических,
психолого-дидактических
построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с
новейшими информационными технологиями, включая Интернет.
Разумеется,
актуальных
психологических
педагогических
значительно
открывается
многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного
т е о р е т и ч е с ко го
о с м ы с л е н и я,
з н ач и т е л ь н о го
р а с ш и р е н и я
экспериментальных работ.
Известный методолог педагогики В.В. Краевский,
обобщая достижения
о методах научного-педагогического исследования педагога указывает, что
это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, а
также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию
программ,
качества
специально-научных
педагогических исследований.
Заключение
теоретический
исследования
характеризуется
преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные
исследуются,
обрабатываются
логических
умозаключений,
мышления.
исследуемые
объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность,
внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью
(эмпирия)
присутствовать,
является
подчиненным.
Структурными
компонентами
теоретического
познания
являются
проблема,
гипотеза
методологических
теоретических исследовательских проблем в педагогических исследованиях
могут быть отнесены следующие:
соотношение
философских,
социальных,
психологических
педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических
(концепции)
педагогической
деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных
учреждений;
интеграции
психолого-педагогическом
исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики
Соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных
(локальных)
интересов
конструировании
психолого-
педагогических систем и проектировании их развития;
Учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические
способы их достижения;
соотношение
взаимосвязь
процессов
социализации
индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
методология
технология
педагогического
проектирования
предмета,
образовательного
учреждения,
педагогической
города, района, региона и др.);
корректного
конструирования
эффективного
осуществления всех этапов исследовательского поиска.
Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:
Развивающие возможности современных методических систем;
Пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного
образования в СПО;
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе;
Развивающие возможности новых информационных технологий;
Традиции обучения и воспитания в России и других государствах и их
использование в современных условиях;
молодежный клуб,
как база развития внеучебных интересов и
способностей;
роль неформальных структур в социализации молодежи, способы
взаимодействия педагогов с неформальными структурами.
Деятельностный подход,
в обучении и воспитании обучающегося,
является
стратегией.
Основоположниками
деятельностной
концепции
выдающиеся
российские
психологи
педагоги
Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев,
Л.С.Рубинштейн,
заключается в том, что именно деятельность является основным средством
развития человека. Согласно мнению Н.А.Менчинской («Проблемы учения и
умственного развития школьника»), «личность является и предпосылкой, и
результатом деятельности, аналогично и деятельность можно рассматривать
как основание личности, и как ее результат».
В многообразии видов деятельности, в которую включен человек, и
формируются
важнейшие
качества:
активность, самостоятельность, интерес к миру, творческость.
Литература
1. Загвязинский В.И., Атахов Р.А. Методология и методика психолого-
педагогического исследования. – М.: Академия, 2001.
2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике:
Теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Трикста, 2008.
Краевский
Методология
научного
исследования.
СПбГУП, 2001, 304.
Фельдштейн
Приоритетные
направления
развития
психологических исследований в области образования и самообразования
современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. -
5. Безрукова
Настольная
педагога-исследователя.
Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.