Психологическая помощь ребенку с овз. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра "Школа понимания"

Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе по всем направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

В Законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Если обратить внимание на диаграмму, можно увидеть рост числа детей, которые нуждаются в особой организации их обучения. На данный момент в МБОУСОШ - 14 школьников (4,2%) занимаются по индивидуальным программам обучения. Программы разработаны с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Как это происходит? На основании нормативных документов, по заявлению родителя и на основании рекомендаций ПМПК или медицинской справки (в которой прописано, что ребенок нуждается в обучении по индивидуальной программе на дому и освобождается от посещения школы в общем потоке, может также быть написано, что при нормальном самочувствии с правом посещения школы) разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка. На основании базисного учебного плана составляется индивидуальный учебный план с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Часть предметов изучается индивидуально с педагогом, часть при посещении обычных уроков. Часть предметов не изучается. Есть возможность изучать предметы дистанционно. В школе, все дети, на данный момент, обучаются по основной образовательной программе. Дети, которым были рекомендованы адаптированные программы перешли на обучение в специализированные школы.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

  1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. дети с нарушением речи (логопаты);
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;
  9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В школе, где я работаю, представлены различные категории детей с ОВЗ. Сравнивая данные за 2 года, можно увидеть различия. Более того различия наблюдаются и в течение учебного года. Например, в прошлом году на начало учебного года 6 учащихся были направлены на ПМПК, с целью рассмотрения вопроса об изменении образовательного маршрута. Им было рекомендовано: пятерым – школа 7 вида и 1 девочке – 8 вида. В середине учебного года дети перешли в рекомендованные им школы, где успешно обучаются по адаптированным программам. Выросло число детей с НОДА (в 2,5 раза). Число детей с РАС примерно на одном уровне. Растет число детей с астенией (в справках чаще всего пишут – энцефалоастения, головные боли напряжения, астено-невротический синдром). Про таких детей педагоги говорят, что они слушают, активно работают минут 10, а потом как будто «отключаются». Они устают еще до того как начали трудиться. Есть дети с речевыми проблемами, с логоневрозом, заиканием. В особую группу выделены дети с соматическими заболеваниями – аллергией, диабетом, энкопрезом. Есть дети, перенесшие онкологические заболевания. Эта категория детей и их родителей, требующая повышенного внимания, ведь была прямая угроза жизни ребенка, в отличие от остальных болезней, серьезных, но не угрожающих жизни.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит, следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Процесс сопровождения осуществляется службой сопровождения - это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и администрации школы. Это непосредственно в школе. Но есть еще социальные институты, осуществляющие сопровождение вне школы:

  • общественные организации, объединяющие людей с определенными потребностями – «Свет ты мой» - для детей - инвалидов и их семей. «Маленькая страна» – для семей с детьми с синдромом Дауна.
  • государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" был создан в 1996 году для осуществления реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта.
  • специализированные школы, центры психолого - медико социальной помощи, которые могут быть ресурсными центрами для учителей, работающих в системе инклюзивного образования, и, возможно, могут стать координационными центрами инклюзивного образования.
  • дополнительное образование детей (музыкальные, художественные школы)

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. В школе, командой специалистов организуется работа с учителями и родителями с целью изучение ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей, вовлечения их в реализацию единой развивающей программы и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Начальная школа

– определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться» (УУД), развитие творческих способностей.

Основная школа

– сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика аддиктивного и девиантного поведения.

Все, вышесказанное, позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

Педагог-психолог является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы…).

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог-психолог работает с группой. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
  2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
  3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
  4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
  5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с условно-нормальным психофизическим развитием:

  1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении семей обучающихся:

  1. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
  2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
  3. Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
  4. Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

  1. Повышение профессиональной компетентности;
  2. Формирование навыков командной работы;
  3. Формирование психологической культуры.

Говоря о работе психолога, имеется в виду не просто однократно оказанная психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а психологическое сопровождение их на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты .

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. Диагностика позволяет своевременно выявить детей с ОВЗ. выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. При проведении процедура обследования учащегося с ОВЗ психологу необходимо соблюдать основные требования:

  1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
  5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
  • развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребёнка». Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. И здесь роль психолога велика. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагогам-психологам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. В школе активно действует Родительский Клуб «Доверие». Тематика заседаний расширяется с каждым годом: «Трудности в обучении», «Конфликты и эффективное разрешение конфликтов», «Родительские установки», «Самостоятельность и ответственность», «Воспитание мальчиков и девочек», «Поощрение и наказание».

Важно выявить способности детей и помочь им быть успешными. Дети с инвалидностью и ОВЗ участвуют во внеурочной деятельности: в слетах и международных конференциях, в составе делегаций представлять свою школу. Принимают участие в олимпиадах, научных конференциях и занимают первые места. Есть достижения в творчестве, спорте.

Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные особенности участников образовательного процесса, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Деятельность педагога-психолога, являющегося частью комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными нуждами, и непосредственно оказывающего воздействие на всех участников образовательного процесса - незаменима. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе во всех направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.

Работа психолога с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сразу прошу прощения, за использование не корректных слов таких как: инвалиды и дети-инвалиды. В настоящие время проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети с ОВЗ часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной , основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами , повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – специального педагога, дефектолога, медицинского работника.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение)

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

2. www.yandex.ru

3. http://perspektiva-inva.ru/

Педагог психолог МОАУ «СОШ № 69»

Рафикова Валентина Геннадьевна

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

 Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

 внешний вид;

 интеллектуальные возможности;

 поведение;

 двигательная неловкость;

 невозможность ходить.

 Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

 не знаю;

 Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

 ласкается;

 целует, обнимает;

 говорит, что любит;

 ему нравится, когда я его ласкаю;

 делает что-то, что мне нравится.

 Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

 могу ударить;

 подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

 Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

 снимаю раздражение;

 желание наброситься на него и сделать все по-своему;

 слабость, подавленность;

 чувство собственной беззащитности;

 хочется плакать;

 желание оставить его на некоторое время;

 потребность побыть одной.

 Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

·

·

·

·

·

·

Занятия позволяют решить ряд задач :

·

·

·

·

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Учёные, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Работа с детьми-инвалидами не составляет в этом смысле исключения. В рамках этой большой задачи важное место занимает адаптация детей к коллективу сверстников, которая решается в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:

  • Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
  • Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
  • Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Занятия позволяют решить ряд задач :

  • Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
  • Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
  • Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
  • Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Организация и проведение занятий

  • Основные организационные моменты :

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Все занятия имеют сходную структуру, но содержание занятий внутри структуры может меняться в зависимости от целей используемых материалов и форм работы.

  • Планирование работы :

В процессе индивидуальной работы необходимо уделять специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей связанных с ними нарушений: развитию чувства равновесия, наработке силы мышц и способности чувствовать собственное тело и его положение в пространстве.

Развитие познавательной деятельности

Обучая детей, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем. Используемая программа когнитивного развития отличается преемственностью и согласованностью различных этапов работы и индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.

В структуру комплексного группового занятия включены задания, направленные на развитие познавательной деятельности, расширение представлений об окружающем мире, отработку понятий и навыков и их перенос в бытовые и игровые ситуации.

Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.

Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.

Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.

С другой стороны, так как когнитивное развитие неотделимо от всех видов деятельности ребёнка, то оно свою очередь влияет на развитие других сфер. Так необходимость достаточно точных движений в процессе выполнения когнитивных заданий влияет на развитие моторных навыков. Определённый уровень когнитивного развития необходим, чтобы ребёнок мог понимать и использовать сложные речевые конструкции.

  • Особенности когнитивного развития детей-инвалидов

Предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребёнка, обучение в игровой форме, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его особенности, легли в основу когнитивного развития.

Дети-инвалиды обладают различным исходным уровнем, колеблющимся от значительной задержки интеллектуального развития до уровня близкого к возрастной норме; темп их развития может существенно отличаться.

Специфические особенности , типичные для детей-инвалидов, которые влияют на их когнитивное развитие:

  1. медленное формирование понятий и становление навыков:
  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
  1. низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
  • трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
  • нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
  • трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
  • нарушение целеполагания и планирования действий;
  1. неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
  2. необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;
  3. нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.

Для улучшения усвоения знаний и облегчения их переноса из одной ситуации в другую используется отработка заданий в условиях индивидуальных и групповых занятий. Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны объединены в следующие разделы :

  • внимание и память;
  • логическое мышление;
  • сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;
  • конструктивная деятельность;
  • формирование математических представлений и обучение счёту;
  • игровая деятельность.

Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения. Задания из разных разделов обучения объединены в несколько блоков по уровню сложности. Задания, относящие к одному блоку, могут быть даны ребёнку в течение одного занятия.

Задачи и методы оценки уровня развития ребёнка

Все педагоги сталкиваются в своей работе с необходимостью оценивать уровень развития ребёнка. Это может быть как оценка его общего уровня развития для подбора соответствующей программы обучения, так и динамическая оценка результатов педагогического воздействия и степени усвоения ребёнком предлагаемого ему материала.

Каждое занятие проводится с целью оценки текущего уровня усвоения материала, выявления трудностей. Использование тестов общего развития помогает оценить влияние педагогического вмешательства на развитие ребёнка и появление у него новых навыков, базирующихся на тех знаниях, которые ребёнок получает в процессе обучения.

План индивидуальной работы

педагога-психолога с детьми-инвалидами

Общие принципы организации и проведения занятий

Общие принципы проведения занятий позволяют учитывать особенности восприятия и мышления детей-инвалидов в практической деятельности.

Навыки, сформированные на занятии, должны использоваться ребёнком в бытовой и игровой деятельности. Включение нового навыка в собственную деятельность ребёнка является заключительным этапом формирования данного навыка.

Большое значение имеет участие ребёнка в сюжетных и ролевых играх во время групповых занятий.

Последовательность развития понятий и навыков

в рамках каждого раздела обучения

Внимание и память

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Внимание и память

Внимание и память

Внимание и память

Логическое мышление

Раздел

Предлагаемые задания

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

«Сортировка классификация»

Раздел

Предлагаемые задания

Сортировка (с опорой на образец)

По размеру

По форме

По цвету

Сортировка (выбор названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предмет.

По форме

По цвету

Сортировка и классификация

Классификация по видам

Классификация

По трём признакам

По видам

Конструктивная деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Конструирование по образцу

Складывание целого из частей

Конструктивная деятельность

По схеме

По образцу с учётом цвета

Складывание целого из частей

Формирование математических представлений и обучение счёту

Раздел

Предлагаемые задания

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Обучение счёту

Понятия «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1,2.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Обучение счёту

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Раздел

Предлагаемые задания

Игровая деятельность

Самостоятельно играть.

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игровая деятельность

Игра с заданными правилами

Методика проведения занятий.

Согласование заданий из разных разделов по уровню сложности

Все задания, предлагаемые ребёнку во время занятий, разделены на четыре блока по уровню сложности. В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, которые могут предлагаться ребёнку одновременно. Количество понятий, которыми может оперировать ребёнок, вынесенное в название блоков, в значительной мере является условным, так как учитывает только те понятия, которыми ребёнок оперирует активно.

Время необходимое для освоения одного блока заданий, индивидуально для каждого ребёнка. Однако последовательность прохождения заданий одинакова для всех детей, и переход к следующему блоку возможен только после того, как освоены практически все задания предыдущего уровня. Если при переходе на следующий уровень ребёнок испытывает серьёзные затруднения в освоении новых заданий, рекомендуется вернуться к заданиям из тех же разделов предыдущего блока.

Блок 1. задания, базирующиеся на представлении

о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Постоянство объекта

Найти 1 – 2 предмета, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка

(с опорой на образец)

Взаимнооднозначное соответствие

Подбор пар одинаковых картинок лото с чёткими, понятными ребёнку картинками.

По размеру

Разложить большие и маленькие круги в две коробки.

По форме

Разложить треугольники и квадраты в две коробки.

По цвету

Разложить детали двух цветов в две коробки.

Конструктивная деятельность

По жёсткой схеме

Доска Сегена (3 – 4 формы).

Конструирование по образцу

Строительство из кирпичиков конструкций, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т.д.).

Складывание целого из частей

Складывание картинки из двух частей.

Обучение счёту

Формирование понятия «один»

Умение взять по просьбе один предмет из группы.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой

Самостоятельно играть.

Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого

По просьбе кормить куклу или укладывать её спать.

Блок 2. Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Запоминание 3 – 4 предъявленных объектов

Находить по просьбе одну из 3 – 4 игрушек, спрятанных на глазах ребёнка.

Сортировка (выбор по названию)

По размеру

Выбирать по просьбе большой и маленький предметы.

По форме

Выбирать по просьбе круг, треугольник, квадрат.

По цвету

Выбирать по просьбе предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета.

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Накладывать на схему 2 – 3 детали геометрической мозаики.

Конструирование по образцу

Складывать конструкции из двух разнонаправленных кирпичиков (диванчик, стульчик и т.д.), копируя образец.

Складывание целого из частей

Складывать картинку из трёх частей, опираясь на анализ сюжета.

Обучение счёту

Понятие «один», «два»

Брать по просьбе один или два предмета из группы. Узнавать числа 1, 2.

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий

Самостоятельно кормить куклу или укладывать её спать.

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий под руководством взрослого

Осуществлять ряд игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого.

Блок 3. Задания, базирующиеся на умении оперировать

двумя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых шагов

Заполнить и выполнить инструкцию типа: «Дай матрёшке огурец и помидор», «Возьми вилку покорми мишку» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Подобрать пары карточек с изображениями предметов, связанных ассоциативно (ноги – носки, заяц - морковка)

Сортировка и классификация

Формирование понятия «средний»

Выбрать по просьбе предмет большого, маленького или среднего размера.

Выбор предмета по двум признакам

Выбрать по просьбе предмет по двум признакам (форма – размер и т.д.).

Самостоятельное название одного признака

Самостоятельно называть признак предмета (цвет, форму или размер).

Классификация по видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум контрастным видам, разложить на две группы (одежда – посуда и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме методом наложения

Строить наложением на схему фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

Конструирование по образцу

Строить по образцу из 3 – 5 кирпичиков кресло, кроватку и т.д.; складывать по образцу из палочек треугольник, квадрат, дом, человечка и т.д.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 4 – 5 частей с опорой на сюжет.

Обучение счёту

Знание последовательности до трёх. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Знание чисел от 1 до 3.

Соотнесение числа и количества.

Игровая деятельность

Сюжетная игра, включающая цепочку игровых действий

Самостоятельно осуществлять последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить её спать).

Сюжетно-ролевая игра под руководством взрослого

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д. под руководством взрослого с принятием одной из ролей.

Блок 4. Задания, базирующиеся на умении оперировать

тремя понятиями одновременно

Раздел

Предлагаемые задания

Внимание и память

Выполнение инструкции из трёх шагов или трёх – четырёх значимых слов

Заполнить и выполнить инструкцию типа «Дай матрёшке два огурца и один помидор» или «Дай маленькой матрёшке большую миску» (при наличии выбора соответствующих предметов).

Логическое мышление

Подбор ассоциативных пар

Устные ответы на вопросы типа «Что носят зимой – сапоги или босоножки)»

Продолжение последовательностей

Продолжить последовательность «Красный, жёлтый, красный, жёлтый …»

Классификация с поиском «лишнего предмета»

Найти «лишнюю» в серии из четырёх предложенных картинок

Классификация

По трём признакам

Выбрать по просьбе предмет по трём признакам (форма – размер – цвет).

Самостоятельное называние двух признаков предмета

Самостоятельно называть два признака предмета: цвет (иди два цвета), форму или размер.

По видам

Карточки с изображениями предметов, принадлежащих к двум близким видам, разложить на две группы (одежды – обувь и т.д.)

Конструктивная деятельность

По схеме

Строить по уменьшенной схеме, расположенной вертикально, фигуру из 4 – 5 частей, выбирая детали из большого числа предложенных.

По образцу с учётом цвета

Воспроизвести образец из 4 – 5 мозаинок с учётом цвета.

С опорой на ранее сформированное представление о предмете

Построить по просьбе из кирпичиков кресло, самолёт и т.д. или выложить из палочек треугольник, квадрат, фигуру, человечка.

Складывание целого из частей

Сложить картинку из 5 – 20 частей с опорой на представленный образец картинки.

Обучение счёту

Знание последовательности до пяти. Умение соотнести номер и предмет.

Называние общего количества.

Узнавание чисел от 1 до 5.

Соотнесение числа и количества.

Выполнение сложения с помощью счётного материала.

Игровая деятельность

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра

Игра в магазин, поликлинику, детский сад и т.д.

Игра с заданными правилами

«Парные карточки», «Кто первый?» (игра с кубиком и фишками), домино и т.д.