Специализированный учебно научный центр сунц нгу. В новосибирской фмш (сунц нгу) запретили работать профессорам

Какие проекты должны быть реализованы в Академгородке по итогам визита Владимира Путина? Как должен развиваться новосибирский научный центр? Что делать с кадровой проблемой? Эти вопросы обсудили представители научного сообщества Академгородка, мэрии Новосибирска и правительства Новосибирской области.

  • Специализированные школы для одарённых детей: будущее России или трамплин в Европу?

    На дискуссии в рамках юбилея Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском госуниверситете (более известного как ФМШ НГУ) обсудили проблемы и перспективы развития российских СУНЦ, а также предложенную директором ФМШ НГУ доктором физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским идею сформировать на их основе федеральные центры специализированного образования.

  • Первая в мире физико-математическая школа для одаренных детей отмечает 55-летний юбилей

    Первая в мире физико-математическая школа для одаренных детей отмечает юбилей. Напомним, школа-интернат открылась лекцией выдающегося советского ученого. 55 лет спустя урок для ребят провели уже всемирно известные выпускники. О «Сибирском Хогвартсе» – репортаж Яны Супруненко.

  • ИЯФ выбрал стипендиатов из участников Летней школы ФМШ

    Завершился очередной набор в стипендиальную программу Института ядерной физики СО РАН среди участников Летней школы Специализированного учебно-научного центра.

  • 21 ученик ФМШ вошел в стипендиальную программу ИЯФ СО РАН

    Завершился очередной набор в стипендиальную программу Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН среди участников Летней школы Специализированного учебно-научного центра НГУ (СУНЦ НГУ, ФМШ). В этом году конкурсные испытания, которые включали в себя письменную олимпиаду и собеседование, успешно прошел 21 ученик. При условии хорошей успеваемости по физике и математике стипендиаты будут получать по 10 тысяч рублей ежемесячно, что позволит компенсировать родителям 80 % стоимости интернатного содержания в ФМШ, сообщили в пресс-службе ИЯФ СО РАН.

  • ИЯФ СО РАН удваивает объем поддержки талантливых учеников Физико-математической школы

    Завершился очередной набор в стипендиальную программу Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН среди участников Летней школы Специализированного учебно-научного центра НГУ (СУНЦ НГУ, ФМШ). В этом году конкурсные испытания, которые включали в себя письменную олимпиаду и собеседование, успешно прошел 21 ученик. При условии хорошей успеваемости по физике и математике стипендиаты будут получать по 10 тысяч рублей ежемесячно, что позволит компенсировать родителям 80% стоимости интернатного содержания в ФМШ.

  • Азы точных наук под руководством учёных СО РАН. В Академгородке начала работу Летняя школа НГУ

    Начала работу Летняя школа СУНЦ НГУ. В этом году в ней будут учится более шестисот старшеклассников из городов России и ближнего зарубежья. О чем будут рассказывать школьникам и какие перспективы открывает Летняя школа - в репортаже канала ОТС.

  • © press.inp.nsk.su. Памятник «фымышатам» на крыльце общежития ФМШ

    13 Сен 2017, 12:29

    СУНЦ НГУ (физматшкола НГУ) собирает средства на интернатное содержание детей из малообеспеченных семей в учреждении. Государство не выделяет средства на эти цели, зато на них предусмотрен норматив в 133 тыс. рублей на одного ребенка в год. Такую сумму может позволить не каждая семья.

    Директор СУНЦ Николай Яворский разместил в группе ФМШ в фейсбуке объявление о сборе средств через Фонд «Эндаумент НГУ» . В сообщении отмечается, что вклад в Целевой капитал « На развитие СУНЦ НГУ» « будет всегда работать на благородные цели поддержки одаренных детей» и « обеспечит независимость нашей деятельности от непродуманных решений Минфина РФ» .

    Собранные средства планируется потратить на содержание талантливых детей из малообеспеченных семей. Как уточнил Тайге.инфо Николай Яворский, объем поддержки в каждом отдельном случае будет определяться индивидуально.

    « Если говорить о том, сколько бы нам было необходимо тратить в год на таких детей, я бы сформулировал так: на это надо тратить не менее 10 млн рублей. Это значит, что фонд „ Эндаумента“ должен быть порядка 100 млн и больше. Это большие средства, но, тем не менее, даже если маленькие средства появятся, все равно мы уже будем помогать, - сказал директор школы. - Чем больше мы соберем, тем больше мы сможем помогать таким семьям, особенно из отдаленных регионов, из глубинки, которым, конечно, тяжело - это не мегаполис. А такие дети нам очень важны. Это очень хорошие ребята, талантливые, работящие. Они очень многого достигают в будущем. Наши выпускники, одни из самых известных и успешных, они, как правило, из таких вот мест» .

    В год на таких детей надо тратить не менее 10 млн рублей

    Информацию про Целевой капитал и способы перечисления средств можно найти на сайте Эндаумента НГУ. Так, например, в опубликованном там положении обозначены направления, куда могут пойти деньги. Первая позиция в списке действительно поддержка учащихся.

    По решению президента Эндаумента НГУ Игоря Кима, каждый вклад, внесенный до 6 ноября 2017 года, будет им удвоен, отмечается также в обращении, размещенном Яворским. Средства могут перечислять как выпускники школы и НГУ, так и все желающие.

    Как ранее Тайга.инфо, в 2017 году школе пришлось повысить плату за интернатное содержание детей на четверть. Сумма, которую правительство выделяет специализированным учебным центрам при вузах, сейчас покрывает менее 20% их затрат. СУНЦ НГУ получил только 35 млн рублей, что соответствует потребностям обычной средней школы.

    В СУНЦ обучается 500 детей. По нормативам, определенным в Минобрнауки, содержание одного ребенка должно обходиться в 133 тыс. рублей (без учета коммунальных платежей) - именно столько с этого года будут платить родители за своего школьника в ФМШ. Раньше, по словам Николая Яворского, государство частично компенсировало эту статью расходов.

    Сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать

    « Не очень простая ситуация во многих семьях. Но это еще при том, что сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать. Их нужно привлекать, - отмечает директор СУНЦ. - Если у нас эта программа появится, то им объявим, что мы можем помочь в определенном размере: Так что не бойтесь идти к нам в физматшколу, несмотря на то, что такая высокая родительская плата, мы вам поможем, мы найдем спонсоров, вам поможет Эндаумент» .

    По словам Николая Яворского, в 2017 году несколько семей были вынуждены отказаться от обучения детей в СУНЦ НГУ именно из-за высокой платы. При этом, это только те, о которых известно ему, в целом таких родителей может быть еще больше.

    Специализированная физматшкола открылась в Новосибирске в 1963 году. В ее задачи входит поиск талантливых детей для развития творческих способностей и интереса к научной деятельности. Со школьниками занимаются более 260 преподавателей, около половины из которых имеют ученую степень. За 54 года школу окончили около 15 тыс. человек, каждый четвертый - кандидат наук, около 500 докторов наук. СУНЦ входит в ТОП-25 лучших российских школ.

    Заочная школа при НГУ. 50 лет спустя

    23 октября 2015 года Заочная школа СУНЦ НГУ – первая заочная физико-математическая школа в мире – отметила 50-летний юбилей. На праздновании юбилея в Академгородке собралось более сотни человек, среди которых были и создатели школы, и выпускники, и преподаватели, а также все те, кто в разное время участвовал в деятельности заочной школы и способствовал ее развитию.

    Заочная школа при физико-математической школе НГУ стала важным дополнением к системе олимпиад и летних школ и дала любознательным и одаренным ребятам из разных, даже самых удаленных, городов и поселков уникальную возможность оценить свои способности и серьезно повысить уровень подготовки по физике и математике, а позже – поступить в престижный вуз.

    На коференции «Диалог поколений» с поздравительными и напутственными речами выступили более 20 человек. Бывший ректор университета Н.С. Диканский поделился своими мыслями о том, в каком направлении должна развиваться школа в современных условиях, декан ФФ НГУ А. Е. Бондарь рассказал свою историю обучения в ЗФМШ, как полученные знания помогли ему поступить в университет и отметил несомненную пользу заочного образования для тех, кто собирается работать на переднем крае науки. А профессор НГУ А. С. Марковичев, который много лет назад участвовал в разработке методичек для ЗФМШ, рассказал удивительную историю, случившуюся недавно на вступительном экзамене по математике: «Слушая, как абитуриент отвечает на вопрос про исследование функций, я вдруг поймал себя на мысли, что если бы говорить на эту тему пришлось мне, то я точно так же излагал бы. Спустя некоторое время я спросил его: “может быть, Вы в нашей Заочной школе учились?”, – и получил утвердительный ответ!»

    Начало деятельности этого успешного образовательного проекта тесно связано с именем известного бизнесмена, президента группы компаний «Ф-консалтинг» к.ф.-м.н. Геннадия Шмерельевича Фридмана, в то время – студента-второкурсника ММФ НГУ.

    В своем интервью журналу «НАУКА из первых рук» он рассказал увлекательную историю о том, как несколько инициативных студентов в свободное время создали стабильно работающую школу «по переписке» буквально за два месяца, без поддержки официальных лиц университета.

    О дальнейшей жизни ЗФМШ – в воспоминаниях к.ф.-м.н., профессора НГУ Александра Сергеевича Марковичева, несколько десятилетий руководившего математическим отделением этой школы. О своих впечатлениях рассказывает также редактор «НАУКИ из первых рук», к.х.н. Сергей Иванович Прокопьев, который сначала учился в ЗФМШ, а потом был преподавателем школы.

    Сегодня в ЗШ СУНЦ НГУ, уже на восьми отделениях, учится около двух тысяч ребят от 5 го до 11-го класса из двадцати регионов России, из стран СНГ, Германии и США. Но суть образовательных услуг, неизменно предоставляемых ЗШ с 1965 г., можно выразить буквально в «двух словах»: любой школьник, владеющий русским языком, может по запросу получить методические материалы по интересующим его предметам и набор тематических задач, которые немного меняются из года в год, прислать свои решения и гарантированно получить письменную рецензию в ответ. Специалисты из разных отделений школы оценят правильность решений и оригинальность рассуждений школьника и дадут рекомендации по его дальнейшему обучению. Все это способствует развитию способностей и отбору талантливой молодежи, многие из которой потом становятся студентами НГУ.

    Г. Ш. Фридман, к. ф.-м. н., президент группы компаний «Ф-консалтинг»:

    «В августе 1965 г., возвращаясь из Всероссийского комсомольского лагеря “Орленок”, я зашел на мехмат МГУ, где увидел впервые, как готовятся задания для Заочной математической школы. А у нас в новосибирском Академгородке в это время как раз проходила Летняя школа (ЛФМШ), и мы с ребятами сразу решили, что тоже организуем заочную школу, но только (в отличие от москвичей) физико-математическую. И всем ребятам из Летней школы, кто не остался в интернате, объявили, что они стали первыми нашими «заочниками».

    В качестве отступления скажу, что в некотором смысле мы повторили организационный опыт, поставленный тремя годами раньше отцами-основателями первой Летней школы, в которой я участвовал. После 45 дней тесного общения им, очевидно, стало грустно с нами расставаться, и они решили создать нечто постоянное. После экзаменов некоторые из нас были приняты в круглогодичную физико-математическую школу (ФМШ), хотя в то время сама реализация этой идеи, в том числе финансирование, была под большим вопросом…

    Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6-7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: «За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …», за которым продолжался список фамилий организаторов

    Тем не менее ФМШ открылась в январе по адресу: Детский проезд, 3 (это здание было построено для других целей, но несколько месяцев его использовали в качестве нашего общежития-интерната). И первые полгода это было абсолютно незаконное образовательное заведение, содержащееся за счет безусловно нецелевого расходования бюджетных денег М. А. Лаврентьевым, который ничего не боялся, когда действовал во имя идеи. Первоначально в школу были приняты 120 человек, из них 93 ее закончили. И лишь в августе 1963 г. вышло, наконец, постановление Совета министров о школах-интернатах, и подобные школы стали организовываться в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.

    Так ФМШ стала еще одним пионерным делом Сибирского отделения Академии наук. В том числе и благодаря ей наш НГУ стал действительно всесоюзным университетом – у нас учились студенты даже из Украины и Молдавии. Было два формата набора в ФМШ, в том числе по результатам заочных олимпиад. Можно было приехать из Москвы, из Ленинграда, откуда угодно. С прибывшими школьниками проводили собеседования, и не всем из них удавалось пройти конкурс, большая часть уезжала назад. Тем же, кого принимали в ФМШ, постфактум оплачивали затраты на дорогу.

    «Если барон Х., которого ограбил Робин Гуд, лишился трети своих богатств, а Буратино похитил две пятых от всего количества имевшихся у Бармалея сольдо, то посчитайте, кто из них наворовал больше» – из заданий ЗФМШ

    Многие студенты НГУ почти с самого начала учебы начинали участвовать в организации региональных туров олимпиады в «зоне влияния» НГУ: от Урала и Средней Азии до восточных границ СССР. В 1965 г. я был студентом первого курса, и меня уже назначили руководителем бригады СО АН СССР для проведения олимпиады по математике, физике и химии в Тюмен­ской области. Стать рядовым членом бригады студенту-первокурснику было легко, но получить мандат бригадира, в команде которого имелись два кандидата наук, в том числе известный математик Л. В. Баев – это было “круто”! Вот такой была поистине героическая юность Академ­городка.

    В нашу команду входили: математики Сергей Тресков и Юрий Михеев, физики Оксана Буднева, Миша Перельройзен и Сеня Эйдельман (его я имел честь учить в Летней школе, когда сам уже был принят на первый курс университета; сейчас он, помимо прочего, заведует кафедрой физики элементарных частиц НГУ). Эйдельман и Перельройзен были тогда первокурсниками, Оксана – третьекурсницей, а мы с Тресковым и с Михеевым перешли на второй курс. Вот эта компания и создала Заочную школу.

    …Нам Нужно Больше Талантливых Людей

    «У нас реализуется схема образовательной пирамиды: Заочная школа – это фундамент для ФМШ, а та в свою очередь является фундаментом для НГУ, поставляя нам лучших своих выпускников. Но последние годы нам стало гораздо труднее набирать ребят в университет. Во-первых, детей рождаться стало намного меньше, другая проблема – в охвате регионов. Мы создали несколько региональных университетов, теперь там руководят наши выпускники, они начали с нами конкурировать и оттягивают часть учебного контингента на себя. В нашей ЗФМШ учится около двух тысяч ребят – это очень немного. Для сравнения: в ЗФТШ при МФТИ (где нет школы-интерната) – больше пяти тысяч.
    Но сейчас появилась колоссальная возможность решить все эти проблемы: для заочного обучения надо максимально использовать возможности Интернета, скайпа, других средств связи. Когда я был ректором, лет 15 назад мы сделали специальный класс дистанционного обучения, обеспечивающий студентам интерактивную обратную связь с преподавателем. И подобную систему в ФМШ нужно внедрять как можно быстрее. Потому что нам нужно больше талантливых людей».

    Мы сами сочиняли задания для рассылки и, по отзывам, неплохо с этим справлялись. Потом мы нашли среди первокурсников тех, кто стал проверять выполненные работы, на следующий год из этих студентов выросли бригадиры. В свою очередь, преподавателей стали сразу искать уже среди выпускников ФМШ, и они вместе с теми, кто «прошел» год или два в заочной школе, становились, после соответствующей тренировки, преподавателями Летней школы. Вот такой сформировался у нас принцип преемственности.

    Надо заметить, что Заочная школа многие годы держалась исключительно на нашем энтузиазме. Мы сами, без какой-либо поддержки руководителей университета, организовывали печатание заданий и их рассылку. Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6–7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: “За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …”, и далее продолжался список фамилий организаторов.

    …Недавно на заседании Международного академического совета НГУ ректор сказал, что у “университета с Академией наук должны быть взаимные интересы”. Но ведь так было всегда! Более того, в наше время даже нам, успешным ученикам ФМШ, оформили пропуска в Институт ядерной физики, где мы могли начать уже реально работать и посещать настоящие научные семинары. Правда я сам потом “перекинулся” на математику, но мои однокашники Саша Рубенчик, Женя Кузнецов и Василий Пархомчук так там и остались. Что касается Пархомчука, то директор ИЯФ Г. И. Будкер взял его на работу еще до окончания физматшколы (!), а на четвертом курсе доверил проводить свой собственный эксперимент с участием коллектива инженеров. То есть у НГУ всегда был свой собственный стиль, и студенты и даже школьники из ФМШ немалое время проводили в научно-исследовательских институтах. И первая моя статья вышла, когда я учился на первом курсе, и опубликована она была не где-нибудь, а в “Докладах Академии наук”!

    Студенты, которые сейчас учатся в нашем университете, должны понимать, что они учатся в уникальном вузе с уникальными традициями. Однако далеко не все это понимают, а престиж НГУ падает. Сейчас перед нами стоит задача возрождения университета как выдающегося образовательного заведения с давней, устоявшейся репутаций, которую мы можем и должны использовать».

    А. С. Марковичев, к. ф.-м. н., профессор НГУ:

    «Академгородок, 1960-е гг. – необыкновенное место, необыкновенное время и замечательные люди!

    В 1963 г. через заочный тур II Всесибирской физико-математической олимпиады школьников я попал во вторую Летнюю школу, и через нее – в ФМШ. Как мы учились в ФМШ – отдельная тема. Скажу только, что несколько “старичков” (учеников первого набора) организовали в школе Математическое общество, в который мог вступить каждый фымышонок, сдав соответствующий экзамен одному из его “отцов-основателей”, среди которых были Гена Фридман, Сережа Тресков и Георгий Карев. Я сдал такой экзамен Гене Фридману и таким образом с ним познакомился.

    … Я занимаюсь со Своим Внуком Математикой по Материалам ЗФМШ
    «Моя деятельность в Заочной школе началась осенью 1966 г., когда кураторы ЗФМШ принесли нам – студентам НГУ – работы учеников, которые надо было срочно проверить. Тетрадей было так много, что меня охватил ужас. К тому же нас предупредили, что отвечать в рецензиях надо так, чтобы ученики не присылали в школу претензий со словами “нам непонятно объяснили”. И мы с этим справились.
    Помню, когда я был уже директором ФМШ при НГУ, НФПК при Правительстве РФ решил материально поддержать лучшую заочную школу. Пришлось потратить много времени и сил, чтобы доказать чиновникам, что надо поддержать не одну, а несколько лучших школ. В результате на первом этапе поддержали 30 заочных школ, а на втором – 18. Наша, разумеется, оказалась в этом списке.
    Я и сейчас занимаюсь со своим внуком математикой по материалам ЗФМШ»

    В школе царила атмосфера творчества, интеллектуальной свободы, нам, молодым людям в возрасте 14-18 лет, все было интересно. Нам читали лекции такие замечательные ученые, как М. А. Лаврентьев, А. А. Ляпунов, Г. И. Будкер, С. Т. Беляев и др. Конечно, писать про остальных прекрасных ученых “и другие” неприлично, но перечислить их всех здесь просто невозможно. Окончив школу и попав в НГУ, многие из нас просто жаждали делиться своими знаниями со школьниками так же, как с нами делились знаниями эти выдающиеся ученые. Неудивительно, что в 1965 г., сразу после окончания первого курса, я вместе с несколькими своими друзьями-однокурсниками стал работать преподавателем в 4-й Летней школе, обучать математике ребят, которые были всего на два года моложе меня.

    «Я была уверена, что Мои Работы Проверяет если не Профессор, то Доцент…»

    Елена Серая
    (из интервью журналу «НАУКА из первых рук»)


    «Я училась в заочной школе по генетике и биологии при ФМШ, которую организовали Анатолий Овсеевич Рувинский и Павел Михайлович Бородин. О том, что есть такая школа, я узнала поздно, поэтому за один год мне пришлось пройти двухлетний курс. Приходилось наверстывать очень много. Система такая: школьники занимаются, получают задания и отправляют свои работы в университет, мы ничего не знали о своих преподавателях, но я была уверена, что мои работы проверяет если не профессор, то доцент… Когда я поступила на ФЕН, меня уже через месяц разыскала Оля Горохова, студентка третьего курса; оказалось, она и была моим преподавателем. Оля предложила и мне заниматься со школьниками. Так, будучи студенткой первого курса, я стала преподавателем заочной школы. А когда Оля закончила университет, я переняла ее полномочия: стала завучем заочной биологической школы.
    Самая веселая часть этой учебы была, когда Павел Михайлович Бородин собирал информацию по генетике кошек. Я приехала в Новосибирск, в Институте цитологии и генетики встретилась с Анатолием Овсеевичем, он дал мне карту, на которую нужно было поставить точку с указанием конкретной частоты определенного гена в районе г. Кемерово.
    В Кемерове в 1980 г. по городу кошки не бегали, поэтому мы поехали на окраину, в поселок на шахте «Пионерская», там жила наша одноклассница. Фактически, это деревня, где в каждом частном доме – по кошке. Это было большое счастье, что подругу там все знали, потому что в этом году ввели налог на кошек и собак. Мы собирали информацию о кошках, а народ пугался, думая, что мы собираем деньги. Мы успокаивали их: “Но мы же не спрашиваем ни имя, ни фамилию, ни номер, вы нам покажите кошку и все!” Список мутаций был штук 12. В общем, это был великий цирк! Но материал мы собрали хороший – 130 кошек. Потом я посчитала частоту генов, нанесла на карту и отвезла ее в Новосибирск. Эти данные вошли в книгу Павла Михайловича».

    В том же году начала работу и Заочная физико-математическая школа, к чему приложил руку все тот же Гена Фридман. В то время я уже участвовал в проверке заданий в этой школе, но моя регулярная работа там началась позже, уже в 1970-х гг., когда я был аспирантом и сам преподавал в ФМШ. Меня попросили сделать новое задание на тему “пределы последовательностей”; по-видимому, опыт оказался удачным, так как потом мне доверили подготовить еще три задания по математике. Три из этих четырех заданий использовались в течение несколько десятилетий, пока мы с Ю. В. Михеевым их не переделали. Одно время я даже курировал все преподавание математики в ЗШ, а также почти десяток лет готовил вступительные задания по математике, самая большая ценность которых состояла в подробных решениях, которые получали ученики вместе с рецензией на свою работу.

    Отмечу, что всей этой деятельностью нас никто не заставлял заниматься, нам просто было интересно, мы ощущали собственную значимость и работали практически на общественных началах, т. е. почти бесплатно. Кстати сказать, когда при смене социальных формаций в начале 1990-х гг. один из наших университетских деятелей начал широко популяризовать лозунг «бесплатный труд – рабский труд», в НГУ тихо скончалась наша так называемая Воскресная школа. В последнее время мы в какой-то степени начинаем возвращаться к тому стилю жизни, правда, используя иностранное слово “волонтер”.

    «… Заочные Учителя, Проверяющие Наши Работы, Были Очень Строги»
    «Я учился в физико-математической школе г. Челябинска, у нас были замечательные учителя физики, математики и даже литературы. Казалось бы, что дополнительно могла мне дать заочная школа?
    Дело в том, что в нашей школе мы учили физику не по учебнику (я его вообще ни разу в школьной жизни не открывал), а методом «народного фольклора», т. е. только общаясь с нашими учителями и друг с другом. Это был своего рода спорт: мы предлагали друг другу задачи и с энтузиазмом решали их. Но хотя это и создавало атмосферу творчества, в голове была “полная каша” или, лучше сказать, “винегрет”. А однажды я увидел в журнале “Квант” объявление, что продолжается набор в ЗФМШ при НГУ, написал туда заявление, меня приняли, и я там учился два года, до 1972 г. Это был мой первый опыт самостоятельного обучения. Никто над душой не стоит, но и подсказать никто не может, приходится самому читать и разбираться. В результате последовательного чтения методических материалов и выполнения заданий все мои разрозненные знания были приведены в систему. Заочные учителя, проверяющие наши работы, были очень строги: любое нарушение логики рассуждений тут же отмечали и соответственно снижали оценку. Поэтому нужно было самому учиться искусству, которое теперь мы называем “представление результатов”, т. е. связно, ничего не упустив, изложить решение задачи. Это мне помогло при поступлении в университет.
    Отмечу, что умение учиться самостоятельно – совершенно неотъемлемое качество научного исследователя. Наука быстро развивается, и чему бы вас ни научили в школе и университете, обязательно окажется, что многие полученные знания уже никуда не годятся, потому что просто устарели. И для того чтобы успешно заниматься реальной наукой, надо будет многое выучить заново. И чтобы не растеряться от внезапно ставшей необходимой самостоятельности, лучше начать тренироваться смолоду. Мне в этом очень сильно помогла Заочная школа».

    Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям».

    С. И. Прокопьев, к. х. н., ведущий редактор журнала «НАУКА из первых рук»:

    «Мое знакомство с Заочной школой при НГУ началось весной 1979 г. в г. Кургане, когда на станции юных техников, куда мы ходили с друзьями, нам показали брошюру ЗФМШ. Надо сказать, что, хотя кое-какие сведения об этой школе попадались в газетных публикациях того времени, ее полные контактные данные, как правило, отсутствовали. И даже в районном отделе образования рассказать что-то конкретное об этой “секретной” школе не могли.

    Недолго думая, я написал заявление с просьбой принять меня в 8-й класс Заочной школы на все три отделения (математическое, физическое, химическое), которые там в то время были. Через пару недель методист школы ответил, что можно выбрать только одно отделение, и я назвал математику. Такой выбор был продиктован тем, что все доступные и понятные для школьника книги по математике я к тому времени уже прочитал и освоил.

    Дни, когда я получал рецензию на выполненную работу и очередное задание, были для меня праздниками. Во-первых, мой заочный учитель не скупился писать подробные комментарии в случае, если какая-то задача была решена неправильно или не полностью. Во-вторых, приятно было изучать прекрасно составленные методические материалы, которые предваряли каждый очередной набор задач.

    В том же году, успешно выступив на областной олимпиаде школьников, я по результатам собеседования попал в Летнюю физико-математическую школу, а затем был зачислен в ФМШ.

    «Не будь ЗФМШ, моя Жизнь Была Бы Серой и Неинтересной»
    «Я учился в новосибирской школе со специализацией по истории, там программа по математике была очень простой, мне было на уроках неинтересно. О том, что в нашем городе есть физико-математическая школа, в которую можно поступить и там учиться, я даже и не знал. А про НГУ у нас говорили, что поступить туда почти невозможно.
    Про заочную школу мне рассказала мама. У нас была группа “коллективный ученик”, где учитель разбирал с ребятами присылаемый из ЗФМШ учебный материал математического отделения, но я не стал ходить в этот кружок и решал задачи самостоятельно. Сначала я учился в этой заочной школе, по результатам второго года меня пригласили в Летнюю ФМШ – и вот только тогда я узнал, что есть такой СУНЦ НГУ, где можно очно учиться. Два года учебы в СУНЦ дали мощную подготовку и помогли мне преодолеть все экзамены, так что теперь я учусь на мехмате НГУ. А не будь ЗФМШ, моя сегодняшняя жизнь, наверное, была бы серой и неинтересной»

    Моя следующая встреча с ЗФМШ состоялась, когда я уже учился на третьем курсе ФЕН НГУ. Оказалось, что школе не выделялось финансирования на проверку работ заочных школьников, поэтому педагогов-профессионалов хронически не хватало и этим видом деятельности озадачивали студентов профильных факультетов университета в рамках так называемых “комсомольских поручений”. В течение года я проверял работы 20 учеников восьмого класса. Задания химического отделения были ясно сформулированы, и хорошему студенту не составляло труда решать их и оценивать, насколько правильными были решения учеников. Вспоминая свою учебу в Заочной школе, я старался относиться так же внимательно и ответственно к переписке со своими подопечными. Эта деятельность, которой я занимался вплоть до окончания университета, стала для меня хорошей педагогической практикой.

    Работая после выпуска в Институте катализа, я познакомился с организатором и руководителем Воскресной физико-математической и химико-биологической школы при НГУ Ниной Евгеньевной Богданчиковой. Она сразу предложила мне начать “вживую” общаться с любознательными ребятами, которые приезжали в университет по воскресеньям из разных мест, в том числе таких удаленных, как Черепаново и Мошково. В школе они старались получить знания сверх школьной программы, которые могли бы помочь им подготовиться к поступлению в вуз. В класс набиралось более сорока человек! Вольность была почти неограниченная, а программы лекций мы разрабатывали сами. За основу я взял методички Заочной школы, дополнив их своими задачами по темам, при решении которых многие школьники традиционно испытывают затруднения.

    Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям

    Позже я стал участвовать в организации Всесоюзных олимпиад школьников и Воскресную школу пришлось оставить, на смену пришли более молодые – выпускники и студенты НГУ. Однако на олимпиады любого уровня я всегда брал с собой брошюры Заочной школы, чтобы рассказать приехавшим ребятам и учителям об этой замечательной школе – ведь для многих это был единственный шанс получить информацию “из первых рук”.

    Посетив СУНЦ НГУ, мы узнали секреты подготовки к ЕГЭ , посмотрели одну из лучших химических лабораторий и ответил на вопрос: зачем ученикам… крокодил.

    ЛАВРЕНТЬЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ

    ФМШ, «фымышата»... Сразу возникает образ добродушного, но с хитрецой в глазах академика Лаврентьева , прорубившего в Сибири для талантливых детей окно в большую науку. Это был мужественный и ответственный человек, который создал физматшколу, не имея на это ни разрешения, ни выделенных ресурсов. Первый набор в нее состоялся летом 1962 года и более сотни учеников из разных уголков СССР 21 января 1963 года начали учиться в «несуществующей» школе будущего, в которой учат не учителя, а настоящие ученые.

    Если первым делом заглянуть в музей легендарной ФМШ (а ныне – СУНЦ НГУ), то вы увидите… самого настоящего крокодила (конечно, не живого, а его чучело). Это - главный талисман прославленного учебного заведения.

    Больше полувека назад Михаил Лаврентьев, привез его из Южной Америки и подарил школе со словами: «Это животное может двигаться только вперед! Так должны и вы!». Это и по сей день – главный девиз для всех учеников, - начинает свой рассказ Николай Иванович Яворский, директор знаменитого учебного заведения.

    Лаврентьевские традиции в ФМШ - это простите Отче Наш. Важный и незыблемый принцип существования школы, начинается... с отбора детей.

    Первый этап – это Всесибирская олимпиада. Проводится она по шести предметам, и считается статусной: ее победители имеют право без конкурса поступить в вуз, - объясняет Николай Иванович. - По ее результатам мы отбираем детей, показавших хорошие результаты, и приглашаем их в нашу «Летнюю школу». Первая Летняя школа состоялась в далеком 1962 году, и после этого каждый год в ней обучается 600-700 талантливых ребят.

    Приезжая в «Летнюю школу», дети попадают в абсолютно другое образовательное пространство: здесь лекции им читают ученые СО РАН, есть и совсем непривычные для других образовательных учреждений кружки, в том числе и робототехника.

    Дети занимаются в течение дня, а вечером у них – отдых, спортивные соревнования, концерты и оригинальные конкурсы, знакомятся с Академгородком и Новосибирском. Для школьников, которые приезжают со всех уголков страны – к примеру, Якутии , Дальнего Востока , Бурятии – это бесценный опыт. И даже если они потом не учатся в ФМШ, полученный энергетический импульс, направленный на созидание и открытие нового совершенно точно им пригодится, - уверен Николай Иванович.

    «ТЕПЕРЬ ВЫ БУДЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛОМ!»

    Еще одна фраза Михаила Алексеевича Лаврентьева, которая стала по-настоящему легендарной в ФМШ, была произнесена более 50 лет назад на встрече с физматшкольниками. Тогда легендарный основатель сказал детям, которые приехали учиться со всех уголков страны:

    Теперь вы будете заниматься делом!

    В ФМШ сразу упор был сделан на естественно-научный профиль: математика, физика, химия, биология, но и гуманитарные предметы ребята изучают на очень высоком уровне:

    У нас самый высокий балл по ЕГЭ в школе именно по русскому языку: да, на его выделяется немного часов, но результаты выше всяких ожиданий, - рассказывает Николай Иванович.

    К слову, о ЕГЭ: показатели ФМШ являются лучшими в области. Вот только ни дети, ни преподаватели не считают оценки самоцелью:

    Да наоборот, и преподавателям, и детям, из-за ЕГЭ остается меньше времени на научные исследования, и это никому особо не нравится, - объясняет Николай Яворский.

    Но с поставленной задачей ученики справляются на «ура». И все – благодаря грамотному подходу педагогов.

    Прежде всего, у нас существует отдельный спецкурс для подготовки к ЕГЭ: там ученикам объясняют, как правильно заполнять бланки, какие правила существуют во время экзамена, - перечисляет Николай Иванович. – Это важно для тех ребят, кому не удалось запомнить все нюансы.

    Еще один момент: выпускники в обязательном порядке пишут пробные ЕГЭ.

    Задания формируют сами преподаватели: берут их из вариантов прошлых лет, - описывают технологию Николай Яворский.

    И этот подход дает свои результаты: средний балл по ЕГЭ в школе – 82, ни одно учебное заведение в области не может похвастаться такими оценками!

    ЛУЧШАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – В СИБИРСКОЙ ШКОЛЕ

    А вот теперь о том, чем «фымышата» (так сами себя называют ученики) любят заниматься. Прежде всего, - проводить опыты в лаборатории. Она оборудована современными научными приборами, которые редко можно увидеть даже в университетах. И это – не просто слова:

    В нашей лаборатории, например, есть спектрометр (это оптический прибор, позволяющий исследовать интенсивность и энергию излучения – прим.авт.), который позволяет по спектру излучения после компьютерной обработки быстро определить вещество - рассказывает о работе лаборатории Николай Яворский.

    Еще один важный момент: большинство занятий и спецкурсов (а их, между прочим, более 160!!!), ведут преподаватели, которые являются кандидатами наук и профессорами, работают в институтах Российской академии наук, преподают в НГУ.

    Один из – них выпускник ФМШ академик Павел Владимирович Логачев , который сейчас является директором Института ядерной физики СО РАН.

    Вот теперь представьте себе уровень преподавания: он рассказывает детям о своих исследованиях, а часть этой информации в университете только на четвертом курсе студенты узнают, - говорит Николай Иванович. Для нескольких «фымышат» Павел Владимирович устроил поездку в закрытый город Саров , в Российский федеральный ядерный центр, где им показали музей с настоящими атомными бомбами, так восторгу детей вообще предела не было!

    Другой аспект: все задачники для ребят пишут сами педагоги, и аналогов такого ни в одной другой сибирской школе нет!

    Учиться в ФМШ можно на трех потоках: трехгодичном, двухгодичном и одногодичном. На этих потоках, конечно, разная образовательная программа. Так что дети и родители могут выбрать любую удобную для них программу обучения.

    Кроме этого, у нас есть действует проект Открытая ФМШ – дистанционное обучение по всем образовательным программам СУНЦ НГУ. В ФМШ этот ресурс используется для смешанного обучения (blended learning): оно предназначено, прежде всего, для детей, которые что-то пропустили или не усвоили, для тех, кто находится в отъезде на олимпиаде или турнире. Ученики без проблем могут выполнять задания и не отставать в учебе, - разъяснил Николай Яворский.

    Согласитесь, удобное новшество, которым даже не каждый вуз сейчас может похвастаться.

    Еще один важный момент – особое внимание в ФМШ уделяют здоровью учеников, так что там есть кафедра физической культуры, где преподают мастера и кандидаты в мастера спорта. А еще есть тренажерный зал, где после занятий может позаниматься любой желающий.

    ИНТЕРНАТ СТАЛ ВТОРЫМ ДОМОМ

    А еще ФМШ – это уникальное учебное заведение, где дети живут в интернате. Там созданы все условия, чтобы детям было максимально комфортно: в комнатах живут по два-три человека, в общежитии установлены стиральные машинки, чтобы дети могли без проблем постирать вещи. Кроме того, в каждом блоке есть санузел и раковина.

    Кормят детей по шесть раз в день, так что за это родителям переживать не стоит, - заверил Николай Иванович. – Мы постарались создать все условия, чтобы дети могли сосредоточиться на главном – учебе и исследованиях.

    И вот это – самый главный принцип ФМШ: дети должны стремиться не к высоким оценкам, а к тому, чтобы получить знания и потом с успехом приложить их. А уж где – в науке или высокотехнологичном бизнесе, предстоит решать самим ученикам!

    КОНКРЕТНО

    «Фымышата» есть и в космосе!

    Среди выпускников СУНЦ НГУ около 4 тысяч кандидатов наук, более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов РАН, 4 академика РАН и академик РАО , члены других академий. Работают они как в России , так и за рубежом. Кстати, именно выпускники ФМШ основали первую частную российскую компанию по полетам в космос.


    ДОСЬЕ «КП»

    Специализированная физико-математическая школа в Новосибирске была учреждена постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года по предложению академика Михаила Алексеевича Лаврентьева. Первую лекцию для учеников ФМШ прочитал 21 января 1963 года член-корреспондент АН СССР А.А. Ляпунов .

    За 53 года школу закончили 14579 учащихся: они получили 103 золотых медалей и 398 серебряных медалей.

    КСТАТИ

    Рояль в подарок

    В интернате ФМШ бережно хранится еще одна реликвия - рояль французской пианистки Веры Августовны Лотар-Шевченко . Ему более ста лет, на крышке – двуглавый имперский орел.

    Михаил Алексеевич Лаврентьев посодействовал ее приезду в Академгородок, и ученики ФМШ часто приходили к ней в гости, помогали по хозяйству. А она в благодарность устраивала концерты, - рассказывает Николай Иванович.

    После смерти Веры Августиновны ее рояль, как она и завещала, передали в ФМШ, где он находится и сейчас.

    Директор

    Николай Иванович Яворский

    Тип

    школа-интернат

    Учеников Адрес Телефон

    Work 330-30-11

    Сайт Профиль обучения

    физико-математический и химико-биологический

    Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при НГУ (СУНЦ НГУ) - учебно-образовательное учреждение Российской Федерации, обеспечивающее получение последней ступени среднего образования (10-е и 11-е классы).

    История

    Учащиеся ФМШ ежегодно принимают участие в Всесибирской Олимпиаде Школьников. По её результатам они могут поступить в самые престижные ВУЗы страны без сдачи ЕГЭ .

    С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

    Летняя школа

    Поступление

    Значок ФМШ.

    Кроме школьников, получивших приглашение для участия в Летней Школе, есть возможность поступить без приглашения. В самом начале Летней Школы проводятся Олимпиады (физика, математика, химия), и все желающие могут принять участие в Олимпиадах. В случае поступления они приравниваются по правам к остальным ученикам.

    В конце Летней школы проводятся контрольные работы (физика, математика, химия, раньше ещё и биология) и собеседования (по тем же дисциплинам). По результатам контрольных работ отбирают лучших учеников.

    Посвящение

    Учащиеся двухгодичного потока 10-го класса и одногодичного потока 11-го класса проходят посвящение в «Михайлов день»: день рождения М. А. Лаврентьева и М. В. Ломоносова . Посвящение происходит в Доме учёных СО РАН . «Фымышата» поют гимн школы, дают клятву, а затем 10-е классы двухгодичного потока и 11-е классы одногодичного потока поочерёдно поднимаются на сцену, где проходят обряд посвящения: берут щепотку соли, преклоняют колено перед магистром , касаются штандарта и получают значок ФМШ.

    Правила

    В самой ФМШ и Летней Школе действуют жесткие правила касательно поведения. Запрещается распивать спиртные напитки, драться, воровать, уходить на ночь из общежития без разрешения воспитателя класса. За подобные нарушения следует отчисление.

    После 22:00 все школьники должны находиться в общежитии. В будние дни отбой в 23:00, в предпраздничные и на каникулах, отбой происходит на полчаса позже: в 23:30. За пол часа до отбоя звонит первый звонок, оповещающий о том, что пора расходиться по своим комнатам и готовиться ко сну. Блоки на ночь не закрываются и ночной воспитатель может контролировать, насколько школьники соблюдают расписание дня.

    Клятва

    Я, торжественно принимающий
    Имя ФМШонка

    КЛЯНУСЬ

    Постоянно учиться,
    шлифовать свой ум,
    трудиться с предельной отдачей
    своих сил.

    КЛЯНУСЬ

    Быть беспощадным
    к своим слабостям
    и недостаткам,
    научиться жить и работать
    в коллективе,
    всегда быть верным нашему ФМШатскому братству.

    КЛЯНУСЬ

    Всегда и везде помнить
    о чести своей школы,
    преумножать её авторитет
    и славу,
    жить так, чтобы школа могла
    гордиться мною.

    КЛЯНУСЬ

    Если же я нарушу эту клятву,
    Пусть меня перестанут уважать
    Мои товарищи, учителя и учёные

    КЛЯНУСЬ

    Гимн

    Отовсюду мы съехались
    В Академгородок.
    В эту школу ребят вело
    Много трудных дорог.

    Но прошли мы через все преграды
    Через конкурсы, олимпиады,
    Потрудиться нам пришлось немало
    В этих строгих лекционных залах.

    Пусть трудны наши будни,
    Нелегко нам порой.
    Интегралы сложнее
    Жизнь даёт нам с тобой.

    Но запомнятся надолго споры,
    Классы, лекции и коридоры,
    Мы запомним всё: как мы тут жили,
    Как учились мы и как дружили.

    Годы быстро промчатся,
    Пролетят чередой,
    Где же нам повстречаться
    Доведётся, друг мой?

    Но мы свято верим в встречи эти
    На Земле и на другой планете,
    Где-нибудь под голубой звездой
    Крепко руки мы скрестим с тобою.

    Школьники произносят ФМШ как «ФыМыШа», а преподаватели их называют «фымышатами». По воспоминаниям первых преподавателей, одна из девочек - Наташа Усова - разрисовывала цветочные горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть. Ученики летней школы - «эЛШата». Также часто «фымышат» называют физматшкольниками, «эЛШат» - летнешкольниками.

    Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:15), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.

    В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШа) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в свое время принимали участие такие известные личности, как Александр Пушной , Руслан Великохатный.

    Судебный процесс против школы

    СУНЦ НГУ обжаловал данное решение в областном суде. Кроме того, его опротестовал прокурор Советского района. 18 сентября г. областной суд Новосибирской области отменил решение районного суда, ссылаясь на то, что деятельность СУНЦ НГУ регулируется постановлением