Ранние этапы развития древнейшего человека. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей? Занятия первобытного человека

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Но как быть с историей народов, живших до изобретения письма?

В этом случае ученые применяют так называемые Вспомогательные Исторические Дисциплины, благодаря которым можно изучать историю по неписьменным, или, по-другому, вещественным памятникам.

От древних государств сохранились знаменитые сооружения. Многие из них Вам знакомы. Это пирамиды Египта, Великая Китайская стена, Стоунхендж в Англии, римский Колизей и т.д. Изучая эти постройки, люди узнают о развитии техники в Древнем мире, а так же об уровне развития культуры и религии. Древние постройки строились по приказам царей и полководцев, которые стремились подчеркнуть свое могущество.

Сооружения посвящали богам и людям. Они могли служить для устрашения или развлечения.

Большую роль в изучении истории играет наука археология. Археологи раскапывают древние поселения, выясняя, как жили люди в прошлом, чем они питались, какие вещи создавали. Эти исследования позволяют в деталях восстановить быт людей, узнать об их занятиях.

До изобретения письменности люди передавали информацию устно, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Со временем многие рассказы превращались в легенды и сказки. Этот источник знаний получил название фольклор.

Кроме того, многие народы Африки и Азии еще совсем недавно, менее ста лет назад, находились на уровне развития, который наши предки преодолели еще тысячи лет назад. Изучая эти народы и сравнивая полученную информацию с данными археологии, ученые-этнографы гораздо больше узнали об истории Древнего мира.

Древнейшие люди

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез .

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1 изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2. вытеснение лесов степью;

3. сокращение растений, входивших в рацион питания.

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце – символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь – символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного – украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия – вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм – вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм – вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм – вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм – взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство – появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны – с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Возникновение скотоводства и земледелия

Около 10 тыс. лет назад произошло изменение климата, которое привело к серьезным изменениям в жизни людей, их хозяйственной деятельности. Потепление в северных районах Европы послужило толчком к бурному росту лесов, пришедших на смену степям. В связи с этим, жизнь людей усложнило исчезновение многих видов животных, составлявших основной рацион питания. Одни крупные животные вымерли или были истреблены, например мамонты и шерстистые носороги, другие, откочевали еще дальше на север, например, северные олени. Пришедшие на смену лесные животные (олени, кабаны, лоси) не жили стадами, были пугливыми. Коллективная охота утратила свое значение, возросла роль собирательства и рыболовства.

Люди перешли к оседлому образу жизни, стали создавать постоянные поселения. Отношение к природным запасам дикой растительной пищи стало более бережным. Наблюдая за ростом растений, люди установили связь между семенами и будущим урожаем. Поэтому собирали не всё, часть растений оставляли там, где они произрастали, чтобы сохранить популяцию. Постепенно люди учились самостоятельно выращивать растения, окультуривая их. Основой питания становятся злаковые культуры, такие как ячмень и пшеница. Люди узнавали все больше о периодах посева и сбора урожая, о сезонах.

Поскольку процесс перехода от собирательства к земледелию был очень сложным, то долгое время эти виды хозяйства уживались вместе. Ранние этапы земледелия иногда еще называют «развитым собирательством» , и в это время им занимались исключительно женщины. Основным орудием земледелия в этот период являлась мотыга, с помощью которой взрыхлялась земля на том месте, где произрастал урожай. Такое земледелие называлось мотыжным .

Со временем, когда население Земли значительно увеличилось, людям пришлось расширить площади посевов, перейдя к глубокой вспашке земельных участков. Для такой работы была необходима значительная физическая сила, поэтому мужчины стали основными производителями пищи, а значит и их общественная роль возросла. Новый тип земледелия получил название пашенного земледелия .

Параллельно с процессом культивации растений шел процесс одомашнивания диких животных.

Предполагают несколько возможных причин одомашнивания животных:

1. Дикие животные отлавливались и содержались на случай неудачной охоты. В этом случае речь может идти о крупных животных, таких как кабаны, дикие быки и т.д.;

2. Отлов детенышей диких животных для развлечения и детских игр. В этом случае речь может идти о мелких животных.

Процесс одомашнивания проходил в два этапа:

На первом этапе животное приручалось, менялось его поведение, оно привыкало к человеку.

На втором этапе от прирученных животных получали потомство, из которого отбирались особи с удобными человеку чертами характера. Так, постепенный отбор приводил к появлению одомашненных животных.

Первым одомашненным животным была собака. Предполагают, что предками собак могли быть волки и шакалы, широко распространенные как на территории Евразии, так и на других континентах.

Как те, так и другие являлись объектами охоты древних людей. Охотники могли приносить детенышей волков и шакалов в свои поселения, и они становились спутниками детских игр. Такая, почти родственная связь животных с человеком гарантировала их выживание. Вырастая, животные начинали размножаться и приносить потомство. Не исключено, что скрещивание волков и шакалов носило естественный характер, хотя в дикой природе это было невозможно, поскольку шакалы были естественной добычей волков. Собаки никогда не использовались в пищу, что подчеркивает ее статус.

Прошло еще несколько столетий, прежде чем человек приступил к одомашниванию других животных. На первом этапе был приручен мелкий рогатый скот (козы и овцы). Его приручение изначально, скорее всего, не несло практической хозяйственной значимости. Как и собаки, овцы и козы приручались для детских игр и забав. Постепенно животные стали использоваться для хозяйственных нужд, давая человеку мясо, молоко, шкуру и шерсть.

Впоследствии, люди стали одомашнивать животных лишь в хозяйственных целях. Так в хозяйствах появились быки и буйволы, свиньи, ослы, лошади и разного рода птица. Крупный рогатый скот, свиней и птиц разводили целенаправленно для получения пищи. Ослы и лошади могли так же использоваться в качестве средств передвижения. На территории крайнего севера с той же целью приручался северный олень, а в пустынях – верблюды.

Последним по времени приручения домашним животным стала кошка. Центром разведения кошек был Египет, откуда впоследствии они распространились сначала в Европу, а затем по всему свету. Несомненно, что с самого своего появления в жилищах людей кошки обладали особым статусом. Они стали единственными животными, которым позволялось свободно передвигаться по дому, покидая его по своей надобности. Кошки считались священными животными.

Существует предположение, что в древности предпринимались попытки одомашнить и других животных, но эти попытки были безуспешны.

С появлением новых видов хозяйственной деятельности появилась необходимость хранения пищи и ее транспортировки. Если раньше все добытое на охоте или при сборе плодов съедалось в короткие сроки, то теперь продукты накапливались впрок.

Исследователи выдвинули версию, что люди заметили, как глина, попавшая в костер, при нагревании становится очень твердой и прочной. Это свойство глины люди стали использовать в своей повседневной жизни, изготавливая из нее посуду и обжигая ее на огне. Кроме того, люди активно стали использовать одежду из тканей, получавшихся в результате обработки шерсти коз и овец. Продолжали совершенствоваться техники работы с деревом и костью. Но самым важным видом производства стала металлургия . Люди научились добывать и обрабатывать металлы, изготавливать из них орудия труда.

Изменения в хозяйственной деятельности не могло не привести к изменениям социальным. Улучшение условий быта привело к сокращению смертности и увеличению рождаемости. Родовые общины разрослись на столько, что вскоре стали выделяться отдельные роды, стремившиеся отделиться от остальных. Однако проживание на одной территории определяло схожесть занятий, а необходимость защищаться от общих врагов породило коллектив нового типа – племя.

Племенем управлял совет старейшин , выбиравшихся из наиболее прославленных представителей своих родов. Совет старейшин решал все текущие дела. Но в решении самых важных дел должны были принимать участие все мужчины племени. Такой совет назывался народным собранием.

Появление неравенства и знати

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины .

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники . Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Древние люди заметили, что луна, появляющаяся ночью на небе, постоянно меняется. Сначала она абсолютно круглая, через несколько дней превращается в половинку круга, затем становится похожа на серп. Люди высчитали, что от полнолуния до полнолуния проходит почти 30 суток. Люди стали использовать новую меру времени – месяц. Так появился лунный календарь.

С появлением земледелия появилась необходимость определять время посадки и сбора урожая. Люди заметили, что существует два сезона – сезон засухи и сезон дождей, которые сменяли друг друга с определенной периодичностью. Так появилось представление о годовом цикле. Первыми, кто определил, что год продолжался 365 дней были жители Древнего Египта.

Со временем стали появляться календари, то есть особые системы исчисления времени, включавшие в себя расставленные в определенном порядке дни и года. Существовали разные календари. Так, в Древнем Египте, с приходом к власти нового фараона начинался и новый календарь. В одном из древнейших городов мира – Риме, время отсчитывалось со дня основания города. А первые христиане начинали свой календарь со дня сотворения мира, которое произошло, как они считали, за 5508 лет до рождения Иисуса Христа.

Позже, так же последователями христианства, была принята иная система, которая используется нами до сих пор. Было предложено считать первым годом нового летоисчисления год рождения, основателя христианской религии. Предполагается, что данное событие произошло через 753 года, после основания Рима. Теперь, для всех исторических дат, именно рождение Христа является началом отчета, то есть говоря, что Великая Отечественная война началась в 1941 году, мы указываем, что война началась через 1941 год после рождения Христа.

Время от рождения Иисуса Христа мы называем нашей эрой. Продолжается наша эра уже более 2000 лет. Соответственно, говоря о событиях, произошедших до рождения Христа, мы используем понятие «до нашей эры». Когда необходимо указать событие, произошедшее за 200 лет до наступления нашей эры, мы говорим «Это произошло в 200 году до нашей эры». Точно также, на вопрос обращенный к родителям – «Когда вы познакомились?», они могут ответить «Это произошло за 2 года до твоего рождения».

Чтобы понять, как действует хронология , рассмотрим «линию времени» . Поскольку история продолжается, наша линия будет завершаться стрелкой, указывающей вперед. Возьмем на этой линии условную точку – рождение Иисуса Христа. Все события, расположенные справа относятся к нашей эре, а события расположенные слева – до нашей эры. Для удобства словосочетание «наша эра» мы сократим до двух букв. Годы и века будут размещаться на этой линии на равном расстоянии друг от друга. Скажем, первый век нашей эры будет находиться на расстоянии одного сантиметра справа, а события первого века до нашей эры на расстоянии одного сантиметра слева.

Многие важные исторические события произошли до нашей эры. Например, в 44 году в Риме был убит Цезарь, в 74 году произошло восстание рабов под предводительством Спартака, в 776 году прошли первые Олимпийские игры, около 2600 года построена пирамида Хеопса. Точно так же на ленте размещаются события нашей эры. В 768 году королем франков становится Карл Великий, к 1147 году относится первое упоминание о Москве, в 1799 году родился А.С. Пушкин, в 1961 году состоялся первый полет человека в космос.

Года в периоде до начала нашей эры указаны в обратном хронологическом порядке. Так, говоря о жизни Гая Юлия Цезаря, мы отмечаем, что родился он в 100 году до н.э., а в 44 году до н.э. был убит. Александр Македонский правил с 336 года до н.э. по 323 год до н.э. и т.д.

Всеобщая история. Шпаргалка

Глава 1

Первобытное общество

Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:

1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);

2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);

3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.



Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили "двойную крышу". Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином "искусство палеолита" объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная сграветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

1. Какие были периоды в истории развития человечества?

Первый этап в развитии человечества - первобытно-общинный строй - занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3-5 млн лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются 3 периода:
1) каменный век (от возникновения человек до III тысячелетия до н. э.);
2) бронзовый век (с конца IV до начала I тысячелетия до н. э.);
3) железный век (с I тысячелетия до н. э.).
В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медиокаменный век (энеолит).

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.
Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.
Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.
Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35—9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий - легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.
Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.
Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.
Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.
Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.
Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.
Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись - это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.
Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами - распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.
Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.
Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.
В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы - мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.
Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия - воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

3. Какие были этапы разложения первобытнообщинного строя?

Примерно в V-IV тысячелетии до н. э . началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.