Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Методические рекомендации по проведению открытого занятия Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
земельного кадастра России
С.И.Сай
17 февраля 2003 года


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 *.
_______________
* "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст.2193

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.

Состав и содержание работ при межевании объектов землеустройства

3. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

4. Межевание объектов землеустройства проводится:

1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства);

2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства);

3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее - восстановление на местности границ объекта землеустройства).

5. Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания - приложение 1). Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.

6. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

1) подготовительные работы;

2) составление технического проекта;

3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

4) определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;

5) определение координат межевых знаков;

6) определение площади объекта землеустройства;

7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8) формирование землеустроительного дела;

9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

7. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава работ исключаются:

1) согласование границ объекта землеустройства на местности;

2) определение координат межевых знаков;

3) определение площади объекта землеустройства;

4) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8. Материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) формируется в землеустроительное дело в количестве не менее двух экземпляров.

Подготовительные работы

9. При проведении подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что:

9.1. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;

4) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

9.2. При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к вышеперечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.

9.3. Полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы. Результаты обследования опорной межевой сети и иной геодезической основы отражаются в техническом проекте.

Составление технического проекта

10. При составлении технического проекта рекомендуется принимать во внимание, что:

10.1 При межевании объекта землеустройства технический проект составляется в соответствии с заданием на межевание и включает:

1) текстовую часть;

2) разбивочный чертеж.

10.2. В текстовой части технического проекта отражаются:

1) основание и цель выполнения работ;

2) сведения о пунктах опорной межевой сети и иной геодезической основы;

3) сведения о ранее выполненных работах по межеванию;

4) организация, порядок производства и математической обработки геодезических или фотограмметрических измерений;

5) организация и сроки межевания объекта землеустройства.

10.3. Разбивочный чертеж составляется в удобном для работы масштабе с отображением существующих и проектных границ объекта землеустройства, положения межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы, надежно опознаваемых контурных точек, угловых и линейных данных для геодезических измерений, кадастровых номеров.

На разбивочном чертеже все проектные элементы показываются красным цветом.

10.4. Технический проект межевания объекта землеустройства утверждается заказчиком.

Подпись утверждающего лица ставится на титульный лист технического проекта. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания

11. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

12. Извещение (приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам).

Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.

13. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

Определение границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками

14. При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что:

14.1. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

14.2. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.

14.3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.4. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ - приложение 4.

14.5. Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

14.6. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

14.7. Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).

Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, рекомендуемых исполнителем работ.

14.8. На межевой знак (знаки), который принадлежит трем и более земельным участкам и при наличии в пределах 40 метров не менее трех четко опознаваемых предметов (элементы зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), составляет абрис (пункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108).

Определение координат межевых знаков

15. При определении координат межевых знаков рекомендуется принимать во внимание, что:

15.1. Плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат.

15.2. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты опорной межевой сети двух классов ОМС 1 и ОМС 2, создаваемой в соответствии с требованиями Росземкадастра.

Межевание земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью не ниже точности приведенной в таблице 1.

Таблица 1. Нормативная точность межевания объектов землеустройства

Таблица 1

Градация земель

Средняя квадратическая ошибка M положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы не более, м

Допустимые расхождения при контроле межевания, м

Земли поселений (города)

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п.2), земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

Примечание. Предельная ошибка положения межевого знака равна удвоенному значению M

15.3. Для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков используются спутниковые, геодезические, фотограмметрические и картометрические методы, предусмотренные техническим проектом.

15.4. Высоты межевых знаков определяются в соответствии с требованиями задания на выполнение работ.

15.5. Положение межевых знаков при восстановлении на местности границ объекта землеустройства на основе сведений государственного земельного кадастра определяется с точностью, соответствующей данным, представленным в таблице 1.

15.6. Координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1.

15.7. При межевании земельных участков, расположенных в труднодоступных районах и (или) целевое назначение которых не требует высокой точности определения местоположения границ при условии совмещения таких границ с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими природными и созданными трудом человека объектами), допускается для определения положения межевых знаков применять персональные GPS навигаторы и (или) способ описания местоположения границ путем ссылок на вышеуказанные объекты. К таким границам относятся границы земельных участков, предоставленных под оленьи пастбища, охотничьи угодья, сенокосы, пастбища, а также для иных целей, установленных Росземкадастром.

Определение площади объекта землеустройства

16. При определении площади объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

16.1. Площадь объекта землеустройства вычисляется по координатам поворотных точек границ земельного участка.

16.2. Если объектом землеустройства является земельный участок, то абсолютное расхождение между вычисленной площадью земельного участка и площадью, указанной в документе, удостоверяющем права на землю, или правоустанавливающем документе



не должно превышать величину допустимого расхождения DР ДОП, равную



где - средняя квадратическая ошибка положения межевого знака м (таблица 1); - площадь земельного участка, га;

или



где и - выражены соответственно в метрах и квадратных мет

16.3. При исполнителем работ проводится анализ причин и подготавливается в письменной форме заключение. Заключение вместе с материалами межевания передаются заказчику для принятия им решения о дальнейшем проведении работ.

16.4. При за окончательное значение площади принимается вычисленная площадь с указанием . Площадь записывается в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м и дополнительно может записываться в гектарах с округлением до 0.01 га.

16.5. Площадь муниципального образования или другого административно-территориального образования вычисляется по координатам поворотных точек его границ в случае, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В соответствии с заданием выполняется и оценка точности определения этой площади.

16.6. Площадь объекта землеустройства, границы которого описаны путем ссылок на географические объекты, вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты (плана) земельного участка (территории).

Составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства

17. При составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

17.1. Карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.

17.2. Карта (план) границ земельного участка (приложение 5) составляется в масштабе, удобном для его размещения на одном листе формата А4 или А3.

17.3. Карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования может составляться на листе большего формата. В случае, если карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования не умещается на одном листе, то допускается размещать ее на нескольких листах. В этом случае на каждом листе указываются его номер и схема размещения листов.

17.4. На карте (плане) границ объекта землеустройства показываются:

1) кадастровый номер земельного участка или название муниципального образования или другого административно-территориального образования;

2) границы объекта землеустройства и номера межевых знаков;

3) размеры объекта землеустройства в виде площади, дирекционных углов и горизонтальных проложений;

4) описание границ смежных объектов землеустройства (описание смежеств);

5) выходы координатной сетки;

6) направление "Юг - Север";

7) численный масштаб. Дирекционные углы и горизонтальные проложения линий представляются в табличной форме (приложение 5). Дирекционные углы записываются в формате градусы и минуты с округлением до 0,1 минуты. Горизонтальные проложения записываются с округлением до 0,01 м.

Допускается размещение описания смежеств и таблицы геодезических данных на одном или нескольких листах.

17.5. При проведении межевания муниципального образования или другого административно-территориального образования не по всему периметру, а только его части, карта (план) составляется только на этот участок границ. В этом случае площадь объекта землеустройства не вычисляется и на карте (плане) не показывается.

17.6. Карта (план) объекта землеустройства дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) границ объекта землеустройства, содержит сведения:

1) о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества.

17.7. Сведения о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами отражаются на карте (плане) объекта землеустройства на основе имеющихся документов и обозначаются на местности только по желанию заинтересованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка;

17.8. Сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, отображаются на карте (плане) объекта землеустройства, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В противном случае, сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражаются в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

17.9 Площади частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, вычисляются с точностью не ниже графической точности карты (плана) объекта землеустройства.

17.10. Подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления на карте (плане) объекта землеустройства (карте (плане) границ объекта землеустройства) не допускаются.

Карта (план) границ объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) не может быть исполнена карандашом.

Формирование землеустроительного дела

18. При формировании землеустроительного дела рекомендуется принимать во внимание, что:

18.1. В землеустроительное дело включаются материалы межевания в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) пояснительная записка;

4) сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

5) задание на выполнение работ;

6) копия документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа;

7) технический проект;

8) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

9) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

10) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

11) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

12) абрисы на межевые знаки (подпункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108);
____________________________________________________________________
Подпункт 12 пункта 18.1 предыдущей редакции считается подпунктом 13 пункта 18.1 настоящей редакции - .
____________________________________________________________________

13) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.2. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава материалов межевания могут исключаться:

1) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

2) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

3) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

4) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

5) абрисы на межевые знаки (подпункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108);
____________________________________________________________________
Подпункт 5 пункта 18.2 предыдущей редакции считается подпунктом 6 пункта 18.2 настоящей редакции - письмо Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108 .
____________________________________________________________________

6) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.3. Если заданием на выполнение работ предусмотрено составление карты (плана) объекта землеустройства, то вместо карты (плана) границ объекта землеустройства в землеустроительное дело включается карта (план) объекта землеустройства, а землеустроительное дело дополняется:

1) ведомостью вычисления площадей частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) запросами о наличии и местоположении объектов, принадлежащих иным лицам, и (или) зон с особыми условиями использования земель.

18.4. Допускается карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства включать в землеустроительное дело, не брошюруя ее с другими материалами межевания.

При разделе земельного участка карта (план) земельного участка (карта (план) границ земельного участка) составляется на каждый вновь образованный земельный участок.

18.5 Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.

Подпись и печать, утверждающие материалы межевания, ставятся на титульном листе землеустроительного дела. Подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, ставятся на самом документе.

18.6. Утверждению подлежат все представленные на утверждение экземпляры землеустроительных дел.

Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику.

Контроль за проведением межевания

19. При контроле за проведением межевания рекомендуется принимать во внимание, что:

19.1. Контроль за проведением межевания объектов землеустройства проводится с целью установления его соответствия техническим условиям и требованиям. Объектами контроля за проведением межевания объектов землеустройства являются:

1) результаты полевых и камеральных работ;

2) материалы межевания объектов землеустройства.

Результаты контроля оформляют актом. Акты контроля за проведением межевания объектов землеустройства в качестве приложений включаются в землеустроительное дело.

19.2. В процессе осуществления контроля осматривают в натуре межевые знаки и выполняются контрольные измерения.

19.3. Контроль геодезических работ может быть осуществлен путем сравнения горизонтального проложения линии между установленными на местности несмежными межевыми знаками, измеренной стальной прокомпарированной лентой (рулеткой) или электронным тахеометром (светодальномером), с ее горизонтальным проложением , вычисленным по значениям плоских прямоугольных координат этих же межевых знаков, выписанным из соответствующего каталога. Абсолютное расхождение в длине контролируемой линии не должно превышать значений приведенных в таблице 1 настоящего документа.

19.4. Контроль может быть осуществлен выборочно независимым повторным определением положения установленных на местности межевых знаков геодезическими методами с ближайших пунктов ОМС и (или) проложением контрольных полигонометрических (теодолитных) ходов с точностью, обеспечивающей определение положения контролируемых межевых знаков со средней квадратической ошибкой не ниже нормативной (таблица 1). По результатам контроля вычисляют плоские прямоугольные координаты , межевых знаков и разности

и

где и - плоские прямоугольные координаты этих же межевых знаков, выписанные из соответствующего каталога. Абсолютное расхождение



в положении контролируемого межевого знака не должно превышать допустимых значений , приведенных в таблице 1

Приложение 1. Задание на межевание земельного участка

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ:

Заказчик

ЗАДАНИЕ
на межевание земельного участка

1. Земельный участок

(кадастровый номер)

2. Местоположение земельного участка

3. Площадь

4. Наименование и адрес правообладателя земельного

5. Наименование и адрес исполнителя

6. Границы, требующие установления (упорядочения, восстановления) их местоположения на местности (кадастровые номера смежных земельных участков и номера точек)

7. Особые и дополнительные требования к производству работ и отчетным материалам

8. Сроки и порядок представления отчетных материалов

9. Приложения

Исполнитель работ:

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Приложение 2. Извещение

Приложение 2

(фамилия и инициалы правообладателя земельного участка или руководителя

юридического лица)

Прошу Вас прибыть лично или направить Вашего представителя к

Ваша явка или явка Вашего представителя с доверенностью, подтверждающей его полномочия участвовать в установлении границ земельного участка и подписывать соответствующие документы, необходима.

Ваше отсутствие или отсутствие Вашего представителя не является препятствием для проведения работ по межеванию.

Исполнитель работ:

(руководитель юридического (подпись) (фамилия, инициалы) лица,
индивид. предприниматель)

Приложение 3. Расписка

Приложение 3

Извещение

(указать кому)

о вызове представителя к

для участия в установлении и согласовании в натуре границ земельного участка

(правообладатель земельного участка, кадастровый номер земельного участка)

(район, название республики в составе РФ, края, области, автономного образования)

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Извещение вручил:

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Приложение 4. Акт согласования границ земельного участка

Приложение 4

(кадастровый номер)

(фамилия и инициалы или наименование правообладателя земельного участка)

Границы земельного участка (схема земельного участка прилагается) согласованы правообладателями земельных участков или их представителями:

Кадастровый номер земельного участка или наименование

Фамилия и инициалы правообладателя

Фамилия и инициалы представителя правообладателя

Номер доверенности(*))

_______________
*) - номером доверенности является ее регистрационный номер или в случае его отсутствия порядковый номер, присваиваемый исполнителем работ в порядке их предъявления

Правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: (отказ в согласовании, разногласия)

Исполнитель работ
(подпись)

Правообладатели или их представители:

(подпись) (ФИО) (дата)

(подпись) (ФИО) (дата)

(подпись) (ФИО) (дата)

Приложение к Акту согласования границ земельного участка. Схема границ земельного участка

Приложение
к Акту согласования
границ земельного участка

(кадастровый номер)

СХЕМА
границ земельного участка

Описание смежеств:

Исполнитель работ:

(подпись) (ФИО) (дата)

Приложение 5. Карта (план) границ

Приложение 5

УТВЕРЖДАЮ:

(подпись)

КАРТА (ПЛАН) ГРАНИЦ

земельного участка

(кадастровый номер)

Площадь участка

Геодезические данные

Название (номер) межевого знака

Дирекционные углы (градусы, минуты)

Длина линии (м)

Масштаб 1:

Описание границ смежных земельных участков

с земельным участком

с земельным участком

с земельным участком

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Наталья МИхайловна Шляпникова
Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий

интегрированных занятий .

Пояснительная записка.

В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. С чем же это связано? Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание . Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого. Я. А. Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором «Всё – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое».

Исходя из этого, можно сделать вывод :

Интеграция – это система , предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое.

Таким образом, интегрированное занятие – это занятие , которое базируется на основе одного главного курса, дополнительный курс лишь помогает глубже понять сущность изучаемого предмета, шире изучить его связи, процессы. Из этого следует, интегрированное обучение поможет избежать однотипности целей и функций обучения.

Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Основная часть.

Для чего же нужна интеграция ? В современной жизни взрослые желают как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

НЕ перегружать

НЕ переутомить новыми впечатлениями

НЕ отбить желание познавать

НЕ повторяться –

вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий .

Итак, мы подошли к условиям проведения интегрированных занятий :

устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;

проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала и освобождения времени для игры и свободного общения;

создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение , рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности : двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);

отказ от фронтальной формы работы на занятии , использование различных индивидуальных и подгрупповых форм;

чёткое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

направление практического процесса на развитие основных качеств личности : компетентностей : интеллектуальной , коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;

организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы :

принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть) ;

принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием);

принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку);

принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);

принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей : «У тебя всё получится» );

звуковой дизайн, способствующий релаксации и, наоборот, активизации мыслительных процессов, усилению эмоциональности;

ведение занятия в режиме динамических поз, ближнего и дальнего зрения, открытого пространства;

использование в работе проблемных и частично-поисковых методов обучения ;

введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями ;

использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий : двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.

Чтобы система интеграции приобрела целостный и завершённый вид, кроме условий необходимо грамотно подойти к структурированию интегрированных занятий . Рассмотрим структуру занятия :

Постоянный ритуал начала занятий ;

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию ;

Затруднение в игровой ситуации;

«Открытие» нового знания или умения;

Динамическая пауза

Игры на закрепление материала,

Воспроизведение нового в типовой ситуации;

Этюд на имитацию, релаксация;

Итог, рефлексия.

Одним из главных условий проведения интегрированного занятия являются Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Они не только повышают эмоциональное состояние и обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, но и способствуют повышению умственной работоспособности.

Я предлагаю внедрять Здоровьесберегающие технологии с учётом уровня умственного напряжения и времени проведения .

В начале занятия :

Массаж биологических точек

Элементы гимнастики

Симметричные рисунки

Использование

речедвигательного

компонента

Качание головой

В середине занятия

Использование различных

динамических поз

Пальчиковый игротренинг

Минутки радости

Тренаж со зрительными

В конце занятия

Использование элементов

музотерапии

Имитационные упражнения

Загадки – шутки

Музыкальные переменки

Пластические этюды

Дыхательные упражнения

Заключение.

Только, имея чёткое представление о структуре и содержании интегрированных занятий и выполняя все методические рекомендации к проведению такого занятия , можно вырастить здорового, полноценного и интеллектуально развитого дошкольника.

Цель семинара как группового занятия творческого характера заключается в обсуждении участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдельных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности».

Семинар выполняет следующие основные функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя со студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе лекций знания.

Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.

Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.

Подготовке студентов к семинару, как правило, предшествует соответствующий лекционный блок. Между последней лекцией блока и семинаром предусмотрен достаточный временной интервал. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные правовые акты по теме.

Обычно на семинарское занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на семинаре также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты. Тема доклада либо является заглавной в проблематике всего семинара, либо обобщающей. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада.

По наиболее сложным вопросам студенты также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.

Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.

Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.

После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если семинарское занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.

В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.

Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10–15 минутами.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое решение.

На семинаре опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задать уточняющие вопросы.

Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара.

Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершить обобщающими суждениями преподавателя.

В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.

Лекция является главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В ходе лекции преподаватель, применяя методы устного изложения и показа, передает обучаемым знания по основным, фундаментальным вопросам изучаемой дисциплины. Назначение лекции состоит в том, чтобы доходчиво, убедительно и доказательно раскрыть основные теоретические положения изучаемой науки, нацелить обучаемых на наиболее важные вопросы, темы, разделы учебной дисциплины, дать им установку и оказать помощь в овладении научной методологией (методами, способами, приемами) получения необходимых знаний и применения их на практике.

Одним из неоспоримых достоинств лекции является то, что новизна излагаемого материала соответствует моменту ее чтения, в то время как положения учебников, учебных пособий относятся к году их издания. Кроме того, на лекции личное общение преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации воспитательных целей.

К лекции как к виду учебных занятий предъявляются следующие основные требования:

Научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов;

Конкретность и целеустремленность изложения материала;

Соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов;

Соответствие содержания лекции принципам обучения, требованиям руководящих документов;

Наглядность обучения; формирование у обучаемых потребности к самостоятельному углублению знаний;

Изложение материала с учетом достигнутого уровня знаний.

При изложении материала лектору в обязательном порядке необходимо ставить конкретную цель на каждую лекцию. Цель - это осознанное намерение, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель лекции вытекает из темы и реальных возможностей лектора. Различают цели общие и конкретные, но их формулировки всегда целесообразно начинать с глагола. Глагол выражает действие, которое и должно быть осознанно и мысленно предвосхищено. Можно предложить такой примерный набор глаголов для формулировки целей. Если ставится общая цель «проинформировать», то формулировка цели может начинаться с глаголов: «рассказать о...», «познакомить с...», «показать причину …..» и т.п.

При постановке такой цели как «просветить», то для нее подходят глаголы: «дать представление о...», «дать рекомендации...», «посоветовать...», «объяснить понятие...».

Если лектор ставит своей целью «убедить», то уместны глаголы: «довести до понимания...», «разъяснить сущность...», «добиться единого понимания...», «выработать единое понимание...».

При постановке такой цели, как «научить», необходимо ставить задачу, выраженную словами: «дать методику...», «привить навыки...», «отработать приемы...» и т.п.

Таким образом, сформулировать цель лекции - значит совершенно ясно, определенно наметить конкретный результат воздействия на аудиторию, уяснить для себя, что именно студенты должны совершить в мышлении, что скорректировать и к чему прийти.

Перед началом изучения дисциплины лектор должен поинтересоваться, что уже известно студентам по данной теме, насколько они профессионально заинтересованы в глубоких и конкретных знаниях, как относятся к теме. Это необходимо для уточнения конкретных целей проводимых лекций и знания настроя студентов на занятие.

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это – сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах.

По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление6 о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции читаются в конце раздела или курса, отражают все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

Обзорная лекция – это систематизация знаний на более высоком уровне. В обзорной лекции следует рассмотреть особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Помогая студентам конспектировать, преподаватель акцентирует внимание обучающихся голосом, интонацией, повторением наиболее важной информации.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамку, знаку N.B. – «нота бене», использованию разноцветных ручек.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Успех чтения лекции зависит от качества разработанного материала, подготовки преподавателя к занятию и его методического мастерства. При подготовке к лекции преподавателю полезно уяснить место лекции в изучаемой дисциплине, порядка прохождения темы; изучение текста лекции и методики применения наглядных пособий; составление плана проведения занятия; при необходимости тренировку в чтении лекции; проверку готовности помещения и технических средств обучения к занятию.

Уяснение места лекции в изучаемой дисциплине и порядка прохождения темы подразумевает определение ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий, а также уяснение состава и уровня подготовки обучаемых.

Изучение текста лекции необходимо для того, чтобы преподаватель хорошо знал содержание материала лекции, последовательность вопросов, основные понятия, определения, формулировки, умел обосновать главные положения лекции.

В процессе изучения вносятся необходимые уточнения с учетом новых данных науки и техники, а также отрабатывается методика изложения лекции и применения наглядных пособий. В тексте выделяются основные положения и выводы, делаются пометки о порядке и месте демонстрации иллюстративного материала, определяется темп речи.

При подготовке к лекции преподаватель должен обратить особое внимание на целевые установки студентам, учебные и воспитательные цели занятия. Если лекция читается по материалам другого автора, то наряду с общей подготовкой преподаватель должен обязательно ознакомиться с рекомендованной для обучаемых литературой, тщательно изучить применяемые наглядные пособия.

План чтения лекции должен включать: учебные вопросы при традиционных методах чтения лекции; вопросы проблемного характера и проблемные ситуации, если применяется проблемный метод изложения; путеводитель предъявления иллюстративного материала; цитаты, примеры, определения, формулировки; другие элементы по желанию преподавателя.

Чтение каждой лекции целесообразно начинать с краткого вступления, в котором преподаватель при необходимости напоминает содержание предыдущего занятия, затем объявляет тему, дает целевые установки обучаемым, учебное время на изучение темы, рекомендованную литературу. Основное назначение вступительного слова (введения) - показать важность и актуальность изучаемой темы и значение полученных знаний для практического использования, пробудить у студентов интерес к изучению данной темы, привлечь внимание обучаемых к изучаемому материалу и настроить их на рабочий ритм.

За вступительным словом излагаются учебные вопросы, предусмотренные планом занятия. По каждому вопросу необходимо дать четкие формулировки, определения, раскрывается сущность и содержание учебного материала, привести необходимые доказательства и обоснования, предъявить иллюстративные материалы. По окончания раскрытия содержания учебного вопроса делаются обобщения, выводы, даются рекомендации по применению полученных знаний. Важные положения лекции необходимо подкреплять примерами. При этом необходимо помнить, что удачно подобранные цитаты и примеры, грамотное использование наглядных пособий делают лекцию более интересной, а значит убедительной, а это способствует глубокому усвоению материала обучаемыми.

При проведении лекции важно помнить, что половина информации на лекции передается через интонацию. Полезно помнить, что первый кризис внимания студентов наступает на 15 – 20-ой минутах, а второй – на 30-35-ой минутах, поэтому необходимо контролировать себя двумя состояниями:

Первое - это соотнести имеющиеся знания у студентов с теми, которые предстоит сообщить в лекции. Такое сопоставление убережет от повторения известной информации и заставить искать новый материал или хотя бы думать о том, как создать эффект новизны. Без такого эффекта интерес и внимание долго не удержать.

Второе - это соотнести собственные взгляды, мнения, позиции по теме лекции с мнениями студентов, которые часто типичны и соответствуют обыденному сознанию человека. Такое сопоставление позволит уточнить воспитательный аспект конкретной цели.

Особое внимание в ходе лекции следует уделять контролю над временем, ибо при недостатке его, особенно в конце лекции, темп изложения ускоряется, выводы не делаются, иллюстративный материал используется неэффективно. В том случае, когда в конце занятия ощущается недостаток времени, преподавателю не следует спешить, лучше кое-что второстепенное опустить или дать отдельные вопросы лекции на самостоятельное изучение студентам, указав при этом источник (литературу).

Темп речи преподавателем выбирается в зависимости от значения и сложности материала. Ориентировочно темп речи не должен превышать 60 слов в минуту с учетом пауз. Замедление темпа снижает внимание у студентов, а быстрая речь приводит к непониманию ее содержания и затрудняет конспектирование. Преподавателю необходимо помнить, что его бодрое настроение, безупречный внешний вид, спокойный уверенный тон или проявление его искренней заинтересованности в успешном овладении учебным материалом обучаемыми, живая выразительная речь, насыщенная примерами, оказывает эмоциональное воздействие на студентов, способствует проявлению у них интереса к изучаемой теме, активизации познавательной деятельности.

В заключение лекции формулируются выводы и даются рекомендации, вытекающие из содержания изученного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендуются методы применения полученных знаний в практической деятельности. В конце занятия рекомендуется ставить также проблемные вопросы и рекомендуется оставлять 3-5 минут на то, чтобы дать задание студентам для самостоятельной работы и ответить на возникшие вопросы.

Ведяшкина Наталья Михайловна
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр"Луч"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-06 Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД Ведяшкина Наталья Михайловна МБУ ДО "Центр"Луч" В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей

Просмотреть свитедельство о публикации


Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов ДОД

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования, разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно. При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально — авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и другие, используя основную форму организации образовательного процесса занятие.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:

Менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участ­ников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятель­ности;

Более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.

Занятие — основной элемент образова­тельного процесса в МБУ ДО «Центр «Луч», но се­годня существенно меняется его форма организации. Глав­ное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, вклю­чение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Занятия в учреждении посещают дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).

Занятие в учреждении, прежде всего, это то время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компо­нент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагогом уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр .).

Каждое учебное занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно — тематическим планом реализуемой образовательной программы.Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

Творческое объединение «Юный художник» МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей образовательной программе «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Каждое занятие в данном объединении имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.

В своей деятельности педагоги руководствуются методикой подготовки к учебным занятиям, которая включает в себя:

1. определение темы занятия;

2. продумывание общего хода занятия;

3. продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5. подбор методических материалов по теме занятия;

6. выполнение практической работы;

7.составление плана занятия (при необходимости).

Рассмотрим Методические рекомендации педагогу художественной направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток», представленного в образовательной программе в разделе «Пейзаж».

Педагогу, прежде всего, следует продумать специфическую особенность занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с объемом образовательного компонента учебного материала.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогу следует обратить внимание по постановку задач, направленных

на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и эмоциональной областей личности ребёнка.

В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить внимание на самостоятельную индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа. А нравственное и эмоциональное воздействие на детей необходимо отследить в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

При разработке содержания данного занятия педагогу необходимо обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  • применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.

Очень важно при организации учебного занятия педагогу следует придерживаться технологической цепочки:

— организации работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

— чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по данной теме образовательной программы;

— установки не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

— обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изу­чения и как итоговая проверка;

— реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.

На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные детьми работы.

По теме занятия «Изменение цветового пространства в разное время суток», педагогу следует подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио — видеотеку и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также подготовить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить объем и формы самостоятельной работы с детьми. Педагогу необходимо обратить внимание на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых

Для решения учебно-воспитательных задач.Методы обучения на занятии должны соответствовать:

·задачам занятия;

·характеру и содержанию учебного материала;

· уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

·материальному обеспечению занятия;

·личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

· индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

· регламенту времени.

В течение всего занятия в работе над темой педагог обязан осуществлять психолого — педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально — психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и в соответствии с мотивацией к обучению.

Педагогу не следует забывать о соблюдении государственных санитарно- гигиенических норм, временном режиме занятия в данной возрастной категории детей, о методике здоровье сбережения.

Поскольку в запланированном занятии обучающимся предъявляются для личностного осмысления и проживания, следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то педагогу необходимо продемонстрировать и рассказать о своих работах по теме проводимого занятия.

Данное занятие разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому педагогу ещё раз важно обратить внимание на использование форм организации работы на занятии:

· педагог – детский коллектив

· индивидуальная работа каждого обучающегося (изображение на плоскости по впечатлению или воображению).

А также на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих методов наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели, обеспечивать развитие познавательной деятельности. Выбор этих методов позволит педагогу учитывать возрастные возможности обучащихся, поскольку дети в возрасте 8 – 9 лет наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.

Педагогу также важно соблюдать демократический стиль общения с обучающимися. Не следует забывать технологию построения занятия, подразделяющегося на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

·организационный;

·проверочный;

·подготовительный;

·основной;

·контрольный;

·рефлексивный;

·итоговый;

А каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.

2.План-конспект занятия художественной направленности по теме «Пейзаж»

В качестве практического материала предлагается план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч» по теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.

Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

1. развивающая цель — развивать воображение, творческую фантазию;

2. воспитательная — воспитывать эстетическое отношение к природе;

  1. обучающая — учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия: словесный : рассуждение, беседа; наглядный : демонстрация репродукций картин, презентации; практический : практическая работа красками; частично – поисковый : самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

· презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом

· работы педагога по данной теме

· пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».

· гуашь, акварель (по выбору),

· кисти, палитра,

· ватман (формат А- 4).

Зрительный ряд : И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

К. Фридрих «Утро в горах», Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»

Музыкальный ряд : К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд : стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия по теме:

« Изменение цветового пространства в течение суток».

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию (приложение1).

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

2.Беседа . « Изменение цветового пространства в течение суток».

2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

2.2 Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса. Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Педагог акцентирует внимание детей на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

·По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?

·Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?

·Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?

·Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?

·Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.

2.4 Просмотр презентации о природе родного края.

После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.

Примерные вопросы:

— Видели ли вы подобные пейзажи?

— В чем их красота?

— Кому какое время суток больше нравиться? Почему?

— Как надо относиться к родной природе?

Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?

2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение. 2.6. Подводим итог беседы .

Обобщение . Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод : Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.

Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).

Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)

День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.

Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)

2.7 Обобщени е. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации

3.Физкультпауза (приложение1).

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:

1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.

5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

6. Анализ эффективности занятия. Используются методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль

(опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

·Что узнали нового на занятии?

·Что понравилось, что нет?

·Что хотелось бы сделать по – другому?

·Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)

Критерии оценки детских работ:

·детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;

·детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.

·в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.

2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»

На данном занятии присутствовали следующие этапы:

Организационный этап.

Задачей организационного этапа были: постановка целей, сообщение темы и плана занятия, первоначальную проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

Подготовительный этап ( подготовка к новому содержанию).

Сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

Основной этап

Усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео — материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

Итоговый.

Педагог проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.

Рефлексивный этап

Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап — 20 минут

5 этап — 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

Выводы

Проанализировав посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации на подготовительном этапе педагогом были учтены. Цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.

В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным. Доказательством всему этому стали интересные детские работы, творческие пейзажи. Творчество детей и творчество педагога – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие — один из пунктов этого увлекательного путешествия.

Список литературы

1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования

Детей. – Ростов — н-Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г

Приложение №1

Приложение. СтихотворениеА. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение. Приветствие

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение. Физкультпауза.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом — рассветы (наклон туловища вправо)

Приложение.

Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

, . .