Ценности педагогической деятельности. Педагогические ценности: общечеловеческие, духовные, практические и личностные Типы педагогических ценностей

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводит к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация педагогических ценностей.

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании можно выделить социальные, групповые и личностные педагогические ценности.

Социальные педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Аксиологическое (от греч. ах1а - ценность) «Я» как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей

Эта система включает:

  • * ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
  • * удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
  • * ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
  • * позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
  • * дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточные и инструментальные, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность профессии, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые в ней реализуются. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся потребности в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я-профессионал» оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы:

  • 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно развивающих задач (технологии обучения и воспитания);
  • 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения);
  • 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на следующие группы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьируется в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимы отношение педагога к себе как к профессионалу и отношение к себе как к личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества , так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества являются производными от уровня развития ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных (от греч. empatheia - сопереживание, способность личности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им), интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимого уровня осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания - это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический ( от греч. - ynkreti-mo- соединение, объединение) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т. д., т. е. все они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога.

С.Г. Вершловский и Дж. Хазард, исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:

  • 1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
  • 2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
  • 3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.

Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей.

Е.Н. Шиянов, положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:

ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде: общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и т.п.;

ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;

ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих способностей; приобщение к мировой культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование;

ценности, позволяющие осуществлять самореализацию: творческий характер труда учителя, романтичность и увлекательность педагогической профессии;

ценности, связанные с удовлетворением утилитарно-прагматических потребностей: возможность получения гарантированной государственной службы, оплаты труда и длительность отпуска и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Духовные и нравственные ценности в педагогическом контексте как источник созидательной деятельности человека

Козлова Тамара Андреевна

канд. пед. наук, доцент каф.

общей и социальной педагогики

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия

В повестке дня современной действительности все актуальнее становится тема воспитания. Воспитание личности в любую эпоху притягивало к себе внимание. В статье автор размышляет над составляющими личности: духовность и нравственность, их соотношением. Так же автор исходит из того, что источник созидательной деятельности человека заложен в его духовных и нравственных ценностях

Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, СРЕДА, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕННОСТИ, СОВЕСТЬ

В современной действительности мы отмечаем пробуждение интереса к проблемам духовно - нравственного воспитания, к культуре российского народа. Человек становится центром внимания, как со стороны государства, так и Православной Церкви. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляевой, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др.

Сегодня предпринимаются попытки рассмотреть образовательный процесс в контексте его целостности и современности. Современная парадигма образования продиктовала требования не только к организации образовательного процесса, но и к подготовке учителя, к его компетенциям. Особенность нововведений по нашему мнению выражается в том, что они связаны с возрождением духовной, нравственной культуры в контексте отечественного образования.

На протяжении жизнедеятельности человека, воспитание как в теоретическом, так и практическом плане рассматривало различные подходы и процессы к развитию личности. Задачи воспитания связаны со временем, с процессами развития общества. Сегодня можно утверждать, что наиболее актуальными вопросами в наше время в теории воспитания являются: индивидуальное и социальное воспитание. Особенности индивидуального воспитания и социального воспитания заключаются по нашему мнению, прежде всего в психолого - педагогической поддержке.

Жизнь настольно многообразна, и от того насколько человек овладеет опытом, освоит формы бытия, духовные и нравственные ценности, настолько будет выполнима им миссия на Земле.

Решая задачу социализации обучающихся, следует помнить о том, что в основе данного процесса должно лежать индивидуальное воспитание сообразно с природными, возрастными и индивидуальными особенностями. Иначе социализация личности (без учета индивидуальной составляющей) поглотит человека, его индивидуальность; будет утрачена его экзистенцианальность. И в тоже время не следует абсолютизировать индивидуальное воспитание личности, т.к. это может привести к искажению социальной составляющей личности. Воспитание, ориентированное только на развитие индивидуальной личности будет не только искажать ее социализацию, но и наносить вред как социуму, так и самой личности. «Я» будет доминировать над коллективом, и личность будет не в состоянии воспринимать окружающих (их боль, страдания, радость и т.п.). Поэтому личность будет успешной в том случае, если воспитание будет включать в себя и индивидуальную и социальную компоненты.

Выделим основные составляющие успешности личности:

Личностно социальная идентификация;

Освоение образа жизни в разные периоды своего развития;

Самореализация в профессиональной сфере, в личностной, в семейной;

Осознание себя субъектом, гражданином своего Отечества, мира;

Духовное самоопределение и самоактуализация и др.

В наше время мы наблюдаем обнищание человека в духовной и нравственной составляющих его. Происходит как бы замыкание личности на себе, своей жизнедеятельности, самоутверждении и т.п. за счет отстранения от других людей, от творения на благо общества, от созидания общего, от культурно - исторических истоков, что в будущем приводит к потере смысла жизни. С.А. Домусчи, священник пишет, что на нравственное состояние современного человека оказывают влияние и социальная автомизация, приводящая к обособлению от общества, и массовая культура, приводящая к все большей зависимости от навязываемых стереотипов.

Стремление к материальному благосостоянию, сребролюбию, сластолюбию, все более заполняет жизнь молодых людей и тем самым негативно сказывается на их духовном, социальном становлении и развитии. Поэтому педагогам все сложнее заниматься воспитанием подростков и молодежи. Процесс воспитания осложняется, что педагогическая деятельность должна включать одновременно как дифференцированный, так и интегрированный подходы, а так же личностный, индивидуальный и др. исходя из гуманистической парадигмы образования.

В центре внимания гуманитарной педагогики стоит человек, его творческие возможности и способности. И задача преподавателя раскрыть эти самые возможности и способности учащегося; создать условия для самореализации, самоутверждения и в целом для социализации в обществе. Нас окружает множество людей со своими интересами, возможностями, желаниями, интересами, и насколько они будут гуманными или эгоистичными зависит от той среды, которую создают родители, педагогическая общественность, взрослые и т.д. От того насколько какие ценности будут заложены в воспитанника, настолько будет его жизнеопределение в добре и зле. Поэтому считаем важным принципом воспитательного взаимодействия, это принцип культуросообразности. Через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип культуросообразности предполагает приобщение человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, материальной, производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, нравственной (определяющей отношения к природе, социуму, людям, к самому себе). Отсюда и соответствующие методы, формы воспитательного процесса.

В современных условиях зачастую изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовно-нравственной жизни индивида, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании . В основе воспитания личности должны лежат духовные, нравственные ценности, что будет способствовать ее активности в среде, в самореализации, в самосовершенствовании и т.д. Без духовной, нравственной составляющей, нет личности, следовательно и активной гражданской позиции.

Обращаясь к философско - культурному, педагогическому наследию, нельзя не обратить внимание, на такое понятие как «среда», ее сущность и влияние на личность. Теорию средового подхода разработал Ю.С. Мануйлов. Именно в среде происходит развитие образование человека. В то же время следует указать на то, что личность так же оказывает влияние на среду. Поэтому среда не будет стабильной. И значение среды в воспитании нельзя отрицать, как отмечают ученые - исследователи, занимающиеся проблемами воспитания (Б.Н.Алмазов, В.Г.Бочарова, Ю.С.Бродский, Е.П. Белозерцев, З.А.Галагузова, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, В.А.Сластенин, и др.). введенные в действие ФГОС отражают создание образовательной среды как в обучении, воспитании, так и в целом в образовательном учреждении. И здесь необходимо рассмотреть проблему подготовки педагогических кадров. Только духовная и нравственная личность наставника способна заложить в воспитанника духовные и нравственные ценности.

Для каждого времени характерна своя культурно-образовательная среда (КОС) -- место, где развивается человек, происходит взаимодействие обучающихся с преподавателями; место где соединяются культура и образование, теория и практика, среда и человек, духовность и нравственность, наследие и современность. Культурно-образовательная среда делает человека личностью культурной, гражданином, профессионалом, семьянином. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит становление человека как личности. Но любая среда должна строиться на фундаментальном наследии, для чего необходимо изучение педагогического краеведения.

Использование педагогических идей духовного наследия в современной педагогике необходимо. В нашей стране большое количество городов, деревень, сел, поселков со своей самобытностью, диалектом, с людьми, отличившимися в таких сферах жизни, как живопись, наука, музыка и литература и др.

Школа как центр живой культуры призвана обеспечить социальную и духовную зрелость подрастающего поколения. Решить эту задачу можно только при культурообразующем характере всего образовательно-воспитательного процесса, в котором мы стремимся целостно и гармонично представить ценности материальной и духовной культуры, основы профессиональных технологий и ведущие сферы искусства, ремесла, экономическую культуру, правовую культуру, культуру труда и семейных отношений.

В процессе развития общества на современном этапе особую значимость приобретает духовная культура человека. Культура обладает свойством воздействовать на всю социальную сферу, общество уже давно признало благотворную роль общечеловеческих ценностей в формировании нравственных, духовных основ личности. В наиболее общем значении, культура - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Это содержание понятия «культура» отражено на схеме, из которой видно, что по характеру культурных ценностей культуру разделяют на материальную и духовную. Именно проблемы воспитания духовной культуры выходит в настоящее время на первый план потому, что она охватывает деятельность сознания и эмоций человека и продукты духовного производства. Все это позволяет считать воспитание духовной культуры приоритетным направлением социального воспитания.

Рассмотрим одну из классификаций духовной культуры:

По уровню применения - метатехнология на уровне государственной политики;

По философской основе - гуманистическая технология, охватывающая разнообразные философские концепции;

По ориентации на сферы развития личности - воспитательная технология, влияющая на все сферы личности;

По концепции освоения опыта - технология, использующая все каналы и механизмы воздействия;

По характеру содержания - проникающая технология;

По организационным формам - технология, использующая все формы взаимодействия субъектов (от индивидуальной до массовой);

По методам и средствам - технология, применяющая самый широкий диапазон таковых;

По подходу к ребенку и воспитательной ориентации - личностно ориентированная технология;

В вопросах целеполагания данная технология выделяет позицию общества и позицию потребителя (детей, подростков и молодежи). С позиции интересов общества целями можно считать следующие:

Передавать, сохранять и развивать культуру общества;

Формировать разносторонне развитого человека;

Повышать культурный и образовательный уровень населения;

Транслировать опыт поколений и поддерживать народные и семейные традиции;

Формировать и поддерживать духовные, нравственные ценности, убеждения и модели поведения;

Воспитывать гражданственность, патриотические чувства, мультикультурное сознание.

С позиции потребителей:

Помогать саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению и самообразованию;

Оказывать помощь в жизненной самореализации и самоактуализации;

Удовлетворять и развивать нравственно-эстетические потребности;

Развивать творческую сферу личности.

Сегодня мы наблюдаем новый подход к рассмотрению духовной культуры, в основе которого лежат следующие положения:

1. Культура - основа социально-экономического подъема. Человек является созидателем культуры на принципах нравственности и духовности.

2. Интеграция традиций и инноваций в развитии общества.

3. Педагогическое наследие культурно-исторического, социально-педагогического опыта и др..

4. Творчество - основа в решении всех жизненно важных задач.

В настоящее время актуализируется дискуссия по соотношению духовности нравственности в воспитании. С одной строны, духовность и восхождение к ней возможно, если личность имеет нравственный фундамент; с другой стороны, что духовность первична, поскольку духовный человек, уже несет в себе нравственность. Автор не берется утверждать и доказывать одну из этих точек зрения, в то же время отмечает, что все же в большей степени это зависит от понимания духовности и уровня освоения духовных ценностей, а так же подходов (светский и религиозный) и др.. Углубление в данную проблематику происходит в зависимости от общественных устоев, вектора развития общества и т.п..

В то же время мы считаем, что нравственность это общепринятое понятие в обществе, не отождествляемое с Истиной (божеством) и другими составляющими духовности. Но наличие такой категории как совесть имеет место и в нравственном воспитании и в духовном, да и не только совесть, например, любовь, терпение, милосердие и т.д. Обращаясь к современной действительности, наши наблюдения показывают, что человек с нравственными устоями, более готов к освоению духовных ценностей.

При воспитании, особенно в назидании, мы часто прибегаем к термину совесть. Однако это понятие не стоит идеализировать, т.к. совесть может искажаться. Человеку присущи, помимо совести, разум, воля и т.п., и в зависимости от устремления человека, возможно доминирование над совестью, что приводит к ее искажению, становится «лукавой совестью». Часто на первый взгляд, доброе дело превращается во зло. Человек часто вступает в борьбу с совестью, доказывая себе и другим, оправдывая свои поступки, убеждая себя в правильности своего поступка. Есть и другой путь, когда человек относится к поступку легкомысленно. Характеризуя этот путь, Ильин пишет, что таким человеком «задачи не решаются, делается вид, что их вообще не существует» .

Совершая разные поступки, человек тем самым реализует определенную идентичность: семейную, профессиональную, нравственную и др. Так же идентичность бывает как субъективная, когда личность сама оценивает себя и объективная когда оценка происходит из окружения. Когда же идентичность длительное время не актуализируется, то происходит ее искажение, обесценивание или потеря.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих общечеловеческую мораль.

Цель образовательного учреждения заключается по нашему мнению в том, чтобы превратить образование из способа просвещения ребенка в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем. Основная миссия образования и воспитания заключается в формировании в ребенке, молодом человеке социальной ответственности, т.е. осознания того, что судьба мира находятся в руках человечества и конкретного человека (по В.С. Шадрикову).

Сегодня педагоги активно занялись патриотическим воспитанием подростающего поколения, акценты в котором делаются на военно - патриотическом, краеведческом и гражданском составляющих. Это объясняется на наш взгляд тем, что мы еще никак не можем примириться с понятием духовности (сказывается атеистическое воспитание), а следовательно и принять. Это сложный и проблематичный вопрос. Принять, значит жить и совершать поступки в духовном контексте. Мы, несмотря на нашу нравственность, все же еще далеки от осознания духовности и своей миссии как духовной личности.

В каждом историческом периоде развития человечества есть своя специфическая иерархия ценностей культуры. Ценность как термин активно используется в контексте философии, социологии, педагогики, объясняя те или иные явления действительности. В то же время в любом из этих контекстов ценность выступает как эталон. Ценности являются регуляторами отношений человека к окружающей действительности и в то же время являются продуктом человеческой жизнедеятельности. Поэтому их можно разделить по видам: материальные, духовные, нравственные и др. и это объясняет многозначность понятия «ценность», различные подходы к изучению ценностей и их освоению. Освоение ценностей субъектом активно происходит когда он включается в социальную среду с характерными для нее ценностями, в культурно - образовательную среду, в микросреду. Субъект с одной стороны принимает среду, т.е. социально адаптируется и следовательно развивается, с другой стороны субъект влияет на среду. Таким образом, происходит взаимообогащение как субъекта, так среды. Если говорить о механизме освоения ценностей в микросреде (группе), то таким механизмом является социальная идентичность.

Говоря о принятии ценностей субъектом в контексте психологии, следует указать на то, что психология рассматривает эту проблему глубоко и многогранно. Существует большое количество работ в психологии, рассматривающих данную проблему. Так А. Маслоу писал: «Состояние бытия вне системы ценностей является психопатогенным. Человеческому существу, чтобы жить и постигать жизнь, необходимы системы координат, философия жизни... почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций и любовь» .

Остановимся на педагогических ценностях.

Педагогические ценности по мнению В.А. Сластенина - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Педагогические ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В ней ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

Ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.) .

В процессе индивидуального самосовершенствования, которое сопровождается постижением духовных ценностей, освоение которых и выделяет личность из сообществ. Личность, постигшая духовные ценности в большей степени готова к состраданию, содружеству, сотворчеству. Духовные ценности направлены против войн, и в то же время за защиту Отечества, вплоть до самопожертвования. Духовность это стержневая основа личности. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Особая роль в понимании духовности принадлежит русским философам конца XIX - начала XX века - А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, П.Флоренскому, С.Булгакову и другим. По их мнению, это специфический способ личностного бытия.

Интересны мнения психологов В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева которые рассматривают духовность как смысл жизни….. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа. Человек представляется ими как существо природное, телесное, как сознательный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. И это дает основание говорить о духовности как о закономерном состоянии человека .

Проанализировав взгляды на духовность отдельных исследователей, духовность можно рассматривать как высшую потребность человека в познании своей миссии, в стремлении к продолжению своей жизни в духовном плане (вечности), следовательно в выстраивании своих отношений с окружающим миром на принципах добра, любви, служения и т.п.

Духовность можно разделить на внешнюю, соотносящуюся с социальным (мораль, развитие науки, техники и т.п.) и личную, включающую самосовершенствование, самосознание, собственную мыследеятельность и др.

И.А. Ильин рассматривал личную духовность как «вечный двигатель» социального, государственного, экономического, культурного строительства, как источник той силы, которая созидала Россию. Он особо подчеркивал, что личная духовность в России строила семью, воспитывала детей, вынашивала и выносила русское искусство, начиная от православной иконописи и кончая русской музыкой наших дней; создала русскую науку, нашла себе особое выражение в русской армии, проявлялась и в местном, сословном и церковном самоуправлении, в культурном (музыкальном, театральном и школьном) организаторстве, в хозяйственном творчестве русского крестьянина, купечества и дворянства .

В настоящее время, когда молодые люди поглощены материальными ценностями, необходимо обратить особое внимание на формирование духовных потребностей, творческих способностей на основе духовных ценностей. Поэтому сегодня преподаватели озадачены проблемами метапедагогического воспитания.

Рассмотрим алгоритм формирования духовных ценностей на основе модели формирования личных ценностей М.Р. Битяновой:

1. Проживание педагогом вместе с ребенком ценностное окрашенных ситуаций (жизненных, игровых).

2. Организация выделения их ценностного смысла для ребенка, ценностной квинтэссенции.

3. Стимулирование осознания ценностей ребенком и переформулирования их на язык своего опыта.

4. Проживание и получение личного опыта ценностного отношения и ценностных выборов в педагогически контролируемых ситуациях.

5. «Самостоятельная» жизнедеятельность ребенка с возможностью с помощью педагога специальных «рефлексивно-ценностных остановок к жизненным ситуациям».

Как видим, данная модель предполагает интерактивную деятельность субъекта.

Таким образом, функции образования многогранны и направлены как на подготовку новых поколений к самостоятельной жизни, развитие человека, так и на формирование образа человека. Формируя духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный потенциал отдельной личности, мы тем самым способствуем развитию общества в конкретном контексте ценностей.

духовный культура педагогический ценность

Литература

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы [Текст] /Е.А. Александрова - Саратов: изд-во СГУ, 2003. 200 с.

2. Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда Липецкой области: неизбежность изучения [Текст] / Е. П. Белозерцев // Материалы областной научно-практической конференции «Региональный аспект в образовании и воспитании учащихся». - Липецк: ЛГИУУ; Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. С. 7-14.

3. Домусчи С.А. Религиозная и нравственная идентичность в современном российском обществе [Текст] //А.В. Паршинцев Национально - культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы - Санкт - Петербург: изд-во Алетейя, 215. 592с.

4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996.

5. Козлова Т.А. Культурно-образовательная среда как условие становления и развития духовно-нравственной личности [Текст] / Т.А. Козлова Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» - Москва, 1-15 июня 2014 г.

6. Маслоу А. Самоактуализация людей: исследование психического здоровья. Курс практической психологии /А. Маслоу - М.: Психолог, 1992. - 354 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. / В.И. Слободчиков. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. -174 с.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Воспитание как социальное явление, усвоение культуры, общественных ценностей и норм. Закономерности, критерии и принципы воспитания. Роль педагога в формировании личности. Содержание и система методов воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе.

    презентация , добавлен 02.11.2016

    Нравственное воспитание и его роль в развитии личности. Формирование нравственных качеств личности. Внеклассная работа, направленная на развитие нравственных качеств в личности. Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качеств.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2007

    Гражданское образование учащейся молодежи, его роль в формировании базовой культуры и гражданской компетентности личности. Задачи патриотического и правового воспитания в ориентации молодых людей на общепринятые нормы и нравственно-этические ценности.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2014

    Характеристика возрастных особенностей младших подростков и особенности жизнедеятельности классного коллектива. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей несовершеннолетних. Формирование ценности личности в сфере общего образования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2012

    Теоретические основы проблемы развития самоценности личности в процессе воспитания младших школьников. Условия и средства развития самоценности личности у младших школьников. Педагогическая сущность формирования духовно–нравственных ценностей человека.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2010

    Основные положения педагогической концепции Л.Н. Толстого. История создания Яснополянской школы. Использование педагогических идей Л.Н. Толстого в современной начальной школе. Использование методов и приемов работы писателя в обучении и воспитании.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2017

    Роль и значение педагогической системы А.С. Макаренко. Антропологический кризис и деонтологизация современной культуры. Актуальные проблемы воспитания и образования, пути их решения. Переосмысление ценности бытия человека в контексте его реонтологизации.

    реферат , добавлен 20.03.2016

    Возрождение материальных и духовных ценностей национальной культуры Дагестана. Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи. Религиозный характер народной системы образования в республике. Патриотизм в национальном самосознании дагестанских народов.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Понятие нравственного воспитания в современной Российской Федерации. Изучение общечеловеческих моральных ценностей (долга, чести, достоинства) личности. Смысл и значение правил этического поведения человека. Усвоение детьми навыками культурного поведения.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Народное воспитание как предмет педагогического исследования. Родная культура – неотъемлемая часть духовного развития ребенка, становления его как личности. Использование традиций народного воспитания в системе образования Республики Саха (Якутия).

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и другие.

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности

Это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

Групповые педагогические ценности

можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности

Это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

Ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.

Самодостаточные ценности

Это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.

Ценности-цели

выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Приоритетными задачами педагогической аксиологии

В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:

Анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;

Определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;

Разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;

Проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений.

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.

Ценности педагогической деятельности.

  • Гуманистические ценности педагогической деятельности :

Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.

Детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность.

Уникальность и индивидуальность личности. Это – чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.

Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста.

Самореализация ученика . Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации.

  • Профессионально-нравственные ценности:

Добро – это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания.

Сострадание – это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.

Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира .

Мир – согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.

Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Профессиональный долг – это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.

Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода - два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности

Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нѐм; в экономической науке - требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно- нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Обязательность – это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.

Профессиональная честь и достоинство в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчѐтливо. Если учителем в своѐм поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

  • Ценность творческой самореализации:

Совершенствование профессионально-творческих способностей - совокупность индивидуально-психологических особенностей личностиучителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.

Постоянное самосовершенствование учителя - еѐ исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.

Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностьюьпостоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.

  • Интеллектуальные ценности:

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Профессиональные знания – проверенный общественно- исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий.

Творчество – процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.

  • Социальные ценности:

Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

Профессионально-педагогическая корпоративность . Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.

Соборность. Соборность - это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.

Традиции. В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.

Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.

  • Эстетические ценности:

Красота – «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова.

Гармония – согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

Классификация педагогических ценностей

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности - это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.



Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. Таким образом, обеспечивается системное построение педагогического процесса, позволяющее педагогу обоснованно определять программу своей деятельности, отбирать ее содержание, формы и методы. Важнейшим инструментом формирования методологической культуры учителя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) – специфический вид деятель­ности человека, направленный как на осознание процессов, явлений внешнего мира (человеческих поступков, ценностей культуры и т.д.), так и на осмысление собственных действий, внутренних состояний, Таким образом, обеспечивается системное построение педагогического процесса, позволяющее педагогу обоснованно определять программу своей деятельности, отбирать ее содержание, формы и методы. Важнейшим инструментом формирования методологической культуры учителя становится рефлексия (лат. reflecsio - отражение) – специфический вид деятель­ности человека, направленный как на осознание процессов, явлений внешнего мира (человеческих поступков, ценностей культуры и т.д.), так и на осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств, переживаний и т.д. Основные виды рефлексии, лежащие в основе методологической культуры учителя:

философская рефлексия, дающая возможность осмысления различных точек зрения, подходов, проблем, своих собственных идей;

педагогическая рефлексия, обеспечивающая самоанализ своей деятельности и опыта, решение стоящих перед учителем педагогических задач.

Культура педагогического общения обеспечивает построение педагогического взаимодействия на основе гуманистических принципов. Значение коммуникативной культуры определяется тем, что общение пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции:



обмена информацией,

организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместной деятельности,

обеспечения благоприятного психологического климата в классе;

создания дополнительной мотивации учения и внеклассной деятельности школьников;

обмена духовными ценностями, формирующими отношение учащихся к миру и к самому себе и т.д.