Классный час посвященный году добровольца волонтера. Добровольцы (волонтёры)

Классный час «Волонтерское движение» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное вечернее(сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя(сменная) общеобразовательная школа»

Классный час

«Волонтерское движение»

Подготовила

Кононенко О.А.

Михайловка 2013

Цель классного часа:познакомить с историей волонтерского движения.

План классного часа:

¤ КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

¤
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

¤ КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

¤ КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ


В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

¤ КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Причины могут быть разными, и вот основные:

 Самое главное - ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.

 Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

 Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.

 Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

 Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.

 Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Автор обращает внимание, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно - волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.

 Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.

Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии - журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.

 Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами - то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой - иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением - иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.

 Досуг. Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтерское движение.

 Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.

 Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и... оригинальность.

Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.

ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы.

Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:

1. Идеологические

Если суть вашей работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее кому-либо.

2. Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

3. Оценочные

Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

4. Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение.


Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

1. «Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».

2. «Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.

3. «Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, но, учитывая тематику данного пособия, ниже мы перечислили только те виды деятельности, которые касаются профилактики:

 Проведение профилактических занятий или тренингов.

 Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.

 Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

 Первичное консультирование и сопровождение.

 Подготовка других волонтерских команд и участников.

 Работа с закрытыми группами (наркозависимые, проститутки, военнослужащие, дворовые тусовки).

 Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.

 Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

 Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо себя зарекомендовали 4 группы:

1. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);

2. Студенты вузов;

3. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;

4. Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий, волонтерами могут стать:

1. Родственники, знакомые, друзья;

2. Друзья родственников, друзей и знакомых;

3. Участники проведенных тренингов;

4. Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;

5. Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Именно такие люди писали эту книгу. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров - процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но по опыту РОО «Взгляд в будущее» ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов - все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное - ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

 Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки). Пример объявления для набора волонтерских групп см. в Приложении к статье «Молодежное Движение «ЭХО».

 Наборы из групп клиентов или участников тренингов.

 Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.

 Проведение всевозможных акций.

 Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

 Значимость предлагаемого.

 Общение и времяпрепровождение.

 Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).

 Слава и известность.

 Дух свободы: приходи, не понравится - уйдешь!

 Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.

 Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.

 Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер - с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

 Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.

 Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.

 Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.

 Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.

 Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.

 Поощрения (см. ниже).

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

 Похвала. Но помните, что главное в похвале - своевременность и объективность, иначе она становится лестью.

 Доска почета на видном месте.

 Вручение грамоты.

 Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.

 Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).

 Присвоение очередного звания, должности.

 Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.

 Представительство на конференции, выставке.

 Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).

 Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.

 Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).

 Поручение ответственных работ.

 Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

 Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.

 Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».

 Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», - останутся без ответа.

 Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

К сожалению, в большинстве случаев, девушки. Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то пропорция может уже быть 1 к 1.

Волонтерское движение действует до сих пор, и надеемся, проживет еще несколько лет, а может, и увеличится. Кстати, до сих пор движение пополняется новыми командами, так что, если хотите присоединиться, добро пожаловать!

Разработка классного часа по теме: «2018 год – год волонтерства в России» Особое место в учебно­воспитательном процессе занимает классный час, на котором формируются морально­нравственные качества личности, гражданская позиция,ученики учатся взаимопониманию, умению работать в команде. Цели: Становление нравственно –зрелой личности, воспитание желание совершать добрые дела. Задачи: 1.Продолжить формирование нравственно­этических понятий как доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство. 2.Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности. 3.Воспитывать нравственные чувства. 4.Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать добрые дела. Вступительное слово учителя. Доброе утро, ребята! 1Сегодня я проведу классный час по теме «Волонтер­мода или добро». Если люди не научатся помогать друг другу, То род человеческий исчезнет с лица земли. Так сказал Всемирный известный британский писатель Вальтер Скотт. 2 Давайте начнем классный час с просмотра сюжета о работе Центра Рекрутинга Волонтеров. (идет видеофильм) 3 Ребята! Не все знают, кто такие волонтеры.

(Выступления учащихся) ­Если заглянуть в словари, то волонтер (доброволец) ­ это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально­значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций. ­Волонтер ­ это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов. ­Волонтерство для человека ­ это возможность набрать социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. ­Ребята, а волонтеры нужны? Как вы думаете? Волонтер – человек нужный. Специалисты утверждают: за волонтерским движением – будущее. Волонтерство позволяет человеку, "не ломая" свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью ­ реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. 4 Почему люди становятся волонтерами? (Уч­ся называют причины.) Да, ребята, причины могут быть разными, и вот основные: Самое главное - ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности. Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность. Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера. Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет­ресурсов, компьютеров и.т.п. Вывод: Вот поэтому люди становятся волонтерами. 5 Ребята! Что вы можете сказать о волонтерах нашего района? Нашей школы? Какими делами они занимаются? Кого вы можете назвать активными волонтерами? Может быть в вашем классе есть волонтеры? Послушаем маленький репортаж. Звучит песня «Тимуровцы»5 секунд –громко, затем медленно… ­ Конечно нет. Я сама в мои школьные годы была правой рукой своего классного руководителя, примерным учеником, активной пионеркой, преданным секретарем комсомольской организации, организовывала все мероприятия не только класса, но и школы. В то время наша жизнь точно также кипела!!! Если бы вы знали как нас принимали в пионеры? Как мы вступали в комсомол?? А как работали тимуровцы? И у нас была одна цель – делать добро людям, не обижать младших, помогать пожилым, беспомощным людям. И у меня это и сейчас в крови. Увижу как кто­то попадает в беду, так иду на помощь, идет старушка с тяжелой сумкой –помогаю нести, иногда даже они удивляются этому?! Нас так воспитала пионерская организация, комсомольская организация. Не могу забыть как летом мы вставали на звон горна в 6 часов и делали зарядку в сводном отряде, выпускали газету, ставили концерты родителям. Нас никто не просил, а мы сами ходили убирать территорию,где должны были проводить Сабантуй. Чтобы людям было приятно!!! А ваши мамы или бабушки что рассказывают? Это же то же самое,что волонтер, что пионер, что комсомольская организация, Они все делают одно дело­ ДОБРО! Говорить о волонтерском движении как о явлении можно только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом­ помогать людям! Ведь в основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком­ помоги другому! Ребята, а кому вы помогаете?

Итак, основываясь на семи базовых принципах волонтерского движения, ДОБРОВОЛЬНОСТЬ: Мы работаем круглые сутки, но никогда не берем денег; НЕЗАВИСИМОСТЬ: Нами руководят нужды, а не короли; ЕДИНСТВО: У нас много идей, но один идеал; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ: Мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь; ГУМАННОСТЬ: Мы служим людям, а не системам; БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ: Мы заботимся о жертвах­ виновных и невиновных; НЕЙТРАЛЬНОСТЬ: Мы берем инициативы, но никогда не берем стороны. давайте создадим 3 группы: социальная группа, экологическая группа, творческая группа. Какие виды деятельности вы будете выполнять работая в этих группах? Выступления учащихся. У. ­Как мы видим, каждая группа, выполняя свою работу старалась делать доброе дело. А ведь как я уже говорила, Если люди не научатся помогать друг другу, То род человеческий исчезнет с лица земли. Ребята, уважайте своих близких, помогайте другим, не забудьте, что заботливое отношение к взрослым, к родителям ­ признак высокой культуры человека. И прежде чем проститься, мне хотелось бы выявить ваше отношение к теме классного часа. Если вам понравился классный час, возьмитесь за руки и дружно присоединяйтесь к песне, к гимну. Звучит гимн, поют песню стоя все.

Что же движет людьми, принявшими решение встать на путь добровольческой деятельности? (Все ответы принимаются и записываются на доске, «мозговой штурм»).

А сейчас я предлагаю вам изучить обобщенный перечень, в который включены и названые вами мотивы. (Листы со списком раздаются каждому) .Изучите эти мотивации, которые, выберите 5 наиболее существенных для вас (используйте метод ранжирования)..Можете внесите свои изменения в список мотиваций (переформулировка, дополнение, исключение из списка). Обоснуйте свой выбор.

Список мотиваций:

1. Помощь другим.

2. Приобретение опыта работы.

3. Использование нереализованных навыков.

4. Приобретение новых навыков.

5. Возможность выбраться из дома.

6. Возможность быть активным и вовлеченным.

7. Возможность встретиться с другими людьми.

8. Возможность испытать чувство того, что ты кому-то нужен.

9. Возможность попробовать себя в новом деле.

10. Возможность учиться быть ответственным .

11.Возможность стать победителем.

12. Возможность проводить время весело со своей семьей и сверстниками.

13. Получение признания других.

14. Применение своих талантов и способностей.

15. Воплощение мечты в реальность.

16. Помощь другу.

17. Возможность быть личностью.

18. Воодушевление других.

19. Возможность познакомиться с другими людьми с теми же ценностями.

20. Возможность показать, что тебе не все равно.

21 Интерес к определенной сфере деятельности.

Во время перечисления важных мотивов каждым из учащихся, помощник педагога отмечает в списке каким-либо знаком каждый из попавших в пятерку мотивов. Это даст возможность составить обобщенный ранжированный список, посчитав количество баллов, полученных каждым мотивом.

Я попрошу помощников сделать подсчеты, а всем остальным в это время предлагаю посмотреть небольшой ролик. (Ролик «Мой путь к добру»). Какова, на ваш взгляд, основная идея этого ролика? ( Абсолютно каждый может найти себе дело по душе, найти ту сферу, где он может быть наиболее полезен как волонтер, в обществе и в окружающей среде современности много проблемных зон, поэтому любой человек с открытым сердцем обязательно найдет, кому помочь).

А теперь давайте послушаем, какой же список мотиваций у нас получился. (перечисляются, записываются отдельно на доске). Мы видим, что мотивы добровольческой деятельности благородны, деятельность эта не только призвана помогать, но так же направлена на развитее личности самого волонтера, на приобретение им новых навыков и т.д., таким образом, участие в волонтерском движении - это,в любом случае, созидающая деятельность.

Какие принципы волонтерской работы Вы можете назвать? Какие из них Вы считаете основными? Чем, на Ваш взгляд, волонтерство отличается от профессиональной деятельности за зарплату и от заданий, полученных, к примеру, от учителей в школе?

Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера).

Безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца).

Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации).

Солидарность с принципами и целями волонтерской организации (деятельность волонтера направлена на достижение целей данной организации и не противоречит ее принципам).

Перечислите направления, в которых помощь добровольцев-волонтеров в современном обществе может быть полезной? ( После перечисления учащимися на экран выводится обобщенный список)

Помощь детским домам.

Помощь пожилым людям.

Муниципальное управление (работа в Управах).

Медицинская помощь (службы милосердия в больницах).

Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков).

Экологическая защита.

Интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов).

Спортивная, туристическая и военная подготовка.

Творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников).

Социальное краеведение

Трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады).

Помощь в реставрационных работах.

Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Экскурсионная деятельность.

Ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел.

Какие из перечисленных сфер интересны лично Вам? В чем бы Вы хотели поучаствовать? В чем уже принимали участие? (Ответы)

Классный час для 1 Г класса

«Кто такие волонтеры?»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Чулкова Ульяна Александровна

Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

· познакомить детей с

Основными понятиями волонтерской деятельности;

· рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;

· определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;

· формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

· способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

Ход беседы

Учитель: Добрый день, дети. Тема нашей беседы сегодня звучит «Кто такие волонтеры?».

В начале беседы, я хочу узнать, знаете ли вы - кто такие волонтеры? (Некоторые ответы детей снимается на видео)

Волонтёр (от лат. voluntarius — добровольный)

1. Волонтёр — человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью.

2. Волонтёр — лицо, добровольно поступившее на военную службу.

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами. В словаре О. Даля говорится, что благотворительность - это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью.

Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся.

Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

История

Первоначально волонтёрами называли исключительно солдат-добровольцев. В Италии, Франции, Англии и Германии в ходе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн различные сюзерены призывали под свои знамёна всё новых и новых охотников повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно.

Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране очевидно сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство.

В ноябре 2017 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) - 5 декабря..

Волонтёрская (добровольческая) деятельность:

· добровольческая деятельность, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;

· посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;

· помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;

· благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

· помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

· просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;

· благотворительные концерты и театральные выступления;

· экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;

· пропаганда здорового образа жизни;

· интернет-добровольчество;

· работа в технической поддержке;

· помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.

· помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода;

· раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения

· работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская комиссия по правам человека)

Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтёрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтёрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Решить с классом, чем мы можем помочь людям.

И привести ответы к тому, что мы можем подарить улыбки прохожим – нарисовать объявления в виде:

Давно тебе никто не дарил цветы?

Выбирай любой.

Ты счастливый человек!

Тебе конфетка!

Не забудь конфетку на дорожку.

Цветик – семисветик. Оторви и загадай желание!

Не держи зла. Держи шарик.

Сидишь на диете, чтобы похудеть к лету? Угощайся!......

В конце классного часа тоже снимается видео, на тот же вопрос – Кто такие волонтеры?


Монтаж видео.





«Творите добрые дела»

Доброволец или волонтёр –

человек, безвозмездно отдающий

свои силы, талант и энергию на

общее благо. Добрая воля и

активная жизненная позиция, -

основные принципы волонтёрства.

Цели:

Оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей;

Развитие волонтёрского движения в школе;

Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с волонтёрской деятельностью

Развивающие:

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы

Воспитательные:

Пробуждать интерес к волонтёрству;

Воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;

Учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформулировать понятие волонтёр;

Научиться извлекать нужную информацию;

Проводить обобщение, делать выводы

Личностные:

Развивать навыки работы в сотрудничестве;

Развивать учебно-познавательный интерес;

Развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности

Метапредметные:

Научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию

Формирование УУД:

Личностные:

 развивать высокую творческую активность при выполнении коллективных заданий;

 оценивать свои трудности и достижения.

Регулятивные:

 способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в деятельность

Ход классного часа:

По доброй воле вы всегда

На помощь день и ночь спешите.

Сквозь дни, недели и года

Дела благие вы вершите.

О ком говорится в стихотворении?

Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, волонтёрское движение – тема нашего классного часа.

В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. Прошедший год был объявлен Годом экологии, а 2018 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. "Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России", - сказал Путин, выступая на церемонии вручения премии "Доброволец России". Президент РФ отметил, что "подобных примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше, больше и больше".

В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.

Согласно опросам, две трети населения нашей страны готовы оказать помощь незнакомому человеку, попавшему в беду.

Кого называют волонтёрами?

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Особенности волонтёрского движения в России

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому.

В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

Волонтёры - это люди, которые создают приюты для бездомных животных, помогают старикам в больницах и хосписах и готовы сутками искать пропавших людей. Волонтёры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель - нести добро людям.

Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. Таких примеров гражданского участия и солидарности с каждым годом становится все больше и больше!

Забота о ближнем, милосердие, готовность прийти на помощь всем миром, служить Отечеству - в душе, в характере, в культуре нашего народа.

В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

Волонтёрское движение как форма социальной помощи

Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтёры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.

Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтёрская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.

Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.

Волонтёрство в школе

Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной стране оказывает волонтёрское движение. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить? Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.

Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы?

Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку.

Сформулируем заповеди волонтёров:

· найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его;

· раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности;

· помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье;

· оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Вывод:

Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:

Внутренняя психологическая потребность быть нужным;

Потребность в общении и уважении;

Развитие лидерских способностей;

Защита своих прав и интересов;

Возможность жить интересной и яркой жизнью;

Потребность в самореализации;

Потребность в профессиональном опыте и т.д.

Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества.