Как понимается черта личности в психологии. Личностные черты Личностные черты человека

Характеристика на ученика в военкомат - это свидетельство, содержащее описание характерных и отличительных черт и качеств подростка и отражающее мнение учебного заведения о нем. Этот документ нужен в том случае, когда появляется необходимость дать оценку юноше и установить в его отношении постановления властей. Именно от содержания характеристики во многом зависит, будет призывник служить в армии или нет. Поэтому указанные в данном документе характерные черты личности ученика для военкомата должны быть изложены четко и достоверно.

Документ для военкома

Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.

Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.

Значение содержания характеристики

Однако это только в теории, на практике же характеристика для военкомата с места учебы носит сугубо формальный характер. Чаще всего ее содержание принимают в расчет, когда речь идет о распределении в элитные виды войск. В таком случае представители комиссариата рассматривают психологический портрет молодого человека. Если сведения, указанные в данном документе, носят негативный оттенок, то призывник вряд ли попадет на службу в ВДВ, отряды морской пехоты или Президентский полк.

Психологи военного комиссариата тщательно изучают характер призывника и в случае его пожеланий попасть на альтернативную гражданскую службу. Поскольку пацифистский настрой молодого человека сложно подтвердить документально, характеристика становится основным документом, подтверждающим или опровергающим моральный настрой призывника.

Кто может дать личностную оценку

Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.

Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо - сотрудник деканата.

Психологическая характеристика

Иногда по запросу компетентных служб запрашивается психологическая характеристика. Кроме общих сведений о призывнике, этот документ должен содержать пункты, описывающие психологические особенности юноши. В данном случае характерные черты личности ученика для военкомата описывает психолог.

Однако, прежде чем характеризовать молодого человека, требуется провести целый комплекс исследований, чтобы максимально полно выявить основные его черты. Кроме результатов, понадобится описать и методики, используемые для исследования и тестирования ученика. Немаловажное значение будет иметь и описание поведения юноши при проведении тестов.

Форма документа

Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.

Структура документа

Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:

  • Блок с личной информацией, где указывается Ф. И. О. ученика, дата рождения, адрес проживания, место учебы, год поступления в учебное заведение.
  • Блок, содержащий сведения о составе семьи, материальном положении и внутрисемейных отношениях. Здесь указываются ближайшие родственники.
  • Блок, описывающий психологический портрет юноши, включающий в себя информацию о его моральных качествах и поведенческих нормах.
  • Блок, информирующий о поведении на месте учебы и отношениях с одноклассниками и однокурсниками. Указывается средний балл успеваемости, уровень физической подготовки и владения иностранными языками.
  • Успехи и достижения в процессе учебы. Участие в общественной жизни учебного заведения.
  • Увлечения молодого человека, его привычки.

Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.

Важность точных сведений

Достоверная и полная информация о личностных качествах призывника поможет избежать нежелательных ситуаций. Своевременное информирование сотрудников военного комиссариата об особенностях характера юноши предупреждает возникновение возможных конфликтов во время службы.

Специфика написания общей психолого-педагогической характеристики ученика

Некоторые описания примеров характерных черт личности ученика для военкомата, кроме общепринятых пунктов и блоков, могут содержать подробную информацию об отклонении в развитии или нарушении моторики в физической или познавательной деятельности и особенностях речи. В пунктах, характеризующих умственные способности ученика, обязательно должна быть отражена информация об особенностях способности анализировать и синтезировать информацию, полученную путем зрительного и слухового восприятия.

Здесь же может быть охарактеризована эмоционально-волевая сфера ученика: чувствительность, преобладающие настроения, уровень психоэмоциональной возбудимости, присутствие вспышек гнева, подчиняемость, внушаемость. Также, при наличии, указываются патологические влечения юноши.

При описании характерных черт личности ученика для военкомата педагог вправе сделать выводы о направленности личности. Он обязан указать основные интересы, критерии самооценки и ответственности ученика. В задачи ответственного лица входит сформировать оценку поведения норм и правил поведения ученика в социуме, определить место и роль в коллективе, указать на уровень социальной адаптации юноши и взаимоотношений с окружающими.

В составляемой характеристике ответственное лицо вправе отразить собственные выводы об ученике или указать общее мнение педагогического состава.

Образец характеристики ученика в военкомат из школы

Характеристика на ученика 11 "Б" класса

МБОУ «Гимназия № 5»

г. Барнаула, Алтайского края

Петрова Владислава Федоровича

Петров Владислав Федорович 1990 г. р. является учащимся МБОУ «Гимназия № 5» с 2008 г. В настоящее время завершает обучение в 11-м классе.

Уровень физической подготовки - высокий. Здоров, группа физической подготовки - основная. Алкоголь и наркотики не употребляет. К табакокурению имеет отрицательное отношение. В полицию приводов не было.

Рост - 172 см, вес - 70 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

Состав семьи:

  • Мать работает поваром в школьной столовой, образование - среднее специальное.
  • Отец работает технологом на деревообрабатывающем предприятии, образование - высшее.
  • Брат обучается в 6-м классе.
  • По линии отца есть бабушка и дедушка по линии матери.

Живут в собственном доме, жилищные условия - хорошие.

Семья относится к среднему уровню материального достатка.

Взаимоотношения в семье - теплые, доверительные. Дома к школьнику относятся с заботой и пониманием, контролируют соблюдение школьной дисциплины и уровень успеваемости. В свою очередь, школьник с уважением относится к близким. Особым авторитетом у него пользуется отец.

За время обучения в школе юноша проявил себя с положительной стороны. Педагогический состав характеризует его как ответственного, трудолюбивого и добросовестного ученика. Дисциплинирован, скромен, самостоятелен, общителен и дружелюбен по отношению к сверстникам. Собственное мнение умеет отстаивать.

По основным предметам учебного плана имеет оценки "хорошо" и "отлично". Средний балл успеваемости - 4.1

По характеру - спокойный, уравновешенный, стремится не допускать конфликтных ситуаций. При появлении конфликта старается прийти к компромиссу. Друзей много, у товарищей пользуется авторитетом. Всегда готов помочь одноклассникам и поддержать в трудную минуту.

Активный участник общественной и спортивной деятельности учебного заведения. Школьные поручения стремится выполнить с полной отдачей. Со второго класса занимается легкой атлетикой и периодически занимает призовые места в районных, городских и краевых спортивных мероприятиях.

Дата - 15.01.2018 г.

Директор - Черепанова Галина Петровна

Классный руководитель - Фролова Ирина Викторовна

В заключение

Характеристика для военкомата с места учебы - это своего рода резюме. Поэтому к определению основных характеризующих качеств и личностной оценке необходимо подходить с особой ответственностью. Ведь оттого, насколько точно и достоверно изложены факты, зависит не только эффективное распределение в те или иные войска, но и вероятность появления конфликтных ситуаций во время воинской службы.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности .

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и "звания" (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта - неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? - Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца​), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это , это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности - стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека . Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле - личностной чертой.

Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI , тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость - общительность », интеллект , «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность », «подчиненность - доминантность », «сдержанность - экспрессивность », «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения », «робость - смелость », «жесткость – чувствительность », «доверчивость - подозрительность », «практичность - мечтательность », «прямолинейность - дипломатичность », «спокойствие - тревожность », «консерватизм - радикализм », «конформизм - нонконформизм », «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль », «расслабленность - напряженность », «адекватная самооценка – неадекватная самооценка » (первичный факторы теста), а также "тревога", "экстраверсия - интроверсия ", "чувствительность" и "конформность" (вторичные факторы теста).

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как "Кивки", "Угуканье" и "Вспышки глазами" являются составляющими умения подавать знаки слушания - умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать . В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

​С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать ,

Особенности поведения, общения, отношения к людям, предметам, труду, вещам показывают черты характера, которыми обладает индивидуум. По их совокупности определяется мнение о личности. Такие клише, как «душа компании», «зануда», «пессимист», «циник» становятся результатом оценки черт характера человека. Понимание того, как устроен характер, помогает в выстраивании отношений. Причем это касается, как собственных качеств, так и чужих.

Черты характера человека: классификация.

2. Другие люди

  • Замкнутость-общительность . Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе.
  • Правдивость-лживость . Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой.
  • Самостоятельность-конформность . Это качество показывает, как человек . Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить.
  • Грубость-вежливость . Озлобленность, внутренние переживания делают человека , грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.

3. Вещи

  • Аккуратность-неряшливость . Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу.
  • Бережливость-небрежность . Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям.
  • Жадность-щедрость . Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.

4. Собственное Я

  • Требовательность . Когда ярко выражена эта черта личности, проявляются две крайности. Человек, который требователен к себе, часто бывает настолько же строг и к другим. Он живет по принципу «я смог, значит, и другие могут». Он может быть не терпим к чужим слабостям, не понимая, что каждая индивидуальна. Вторая крайность построена на неуверенности. Человек самоистязается, считая себя недостаточно совершенным. Ярким примером может служить , трудоголизм.
  • Самокритичность . Человек, умеющий критиковать себя, имеет здоровую . Понимание, принятие и анализ своих достижений и поражений помогает в формировании сильной личности. Когда баланс нарушен, наблюдается либо , либо самоедство.
  • Скромность . Необходимо понимать, что скромность и – разные понятия. Первое основано на системе ценностей, привитой при воспитании. Второе является звоночком к развитию . В нормальном состоянии скромность проявляется в умеренности, спокойствии, знании меры в словах, выражении эмоций, финансовых тратах, пр.
  • Эгоизм и эгоцентризм . Схожие понятия, но чертой здесь является эгоизм, а вот эгоцентризм – способ мышления. думают лишь о себе, но используют других в своих целях. Эгоцентрики часто являются мизантропами и , не нуждающимися в других, считающими что их никто не достоин.
  • Чувство собственного достоинства . Показывает, как личность себя ощущает внутренне. Внешне оно выражается в высокой оценке своих прав и социальной ценности.

Оценка личности и виды характеров.

Помимо основных черт характера, формирующихся в системе отношений, психологи также выделяют другие сферы:

  • Интеллектуальная. Находчивость, любознательность, легкомысленность, практичность.
  • Эмоциональная. Страстность, сентиментальность, впечатлительность, вспыльчивость, жизнерадостность.
  • Волевая. Смелость, настойчивость, целеустремленность.
  • Моральная. Справедливость, отзывчивость, .

Существуют мотивационные черты-цели, которые движут личностью, определяют ее ориентиры. А также инструментальные черты-способы, они показывают, какими именно методами будет достигаться желаемое. Так, например, у девушки могут проявиться , когда она настойчиво и инициативно добивается возлюбленного.

О том, какие бывают черты характера, выдвинул теорию Гордон Олпорт. Психолог разделил их на следующие виды:

  • Доминирующие . Они определяют поведение индивидуума в целом, независимо от сферы, и при этом влияют на другие качества или даже перекрывают их. Например, доброта либо жадность.
  • Обычные . Они также выражаются во всех . К ним относится, например, гуманность.
  • Второстепенные . Они не особенно на что-то влияют, часто являются вытекающими из других черт. Например, прилежность.

Существуют типичные и индивидуальные свойства личности. Типичные легко сгруппировать, заметив одно из доминирующих качеств или несколько второстепенных, можно «нарисовать» личностный портрет в целом, определить вид характера. Это помогает предугадать поступки, лучше понять человека. Так, например, если индивидуум обладает отзывчивостью, то скорее всего он придет на помощь в сложной ситуации, поддержит, выслушает.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Позитивные и негативные черты характера.

Личность – это баланс положительных и отрицательных качеств. В этом плане все условно. Например, считается плохим свойством, но некоторые психологи утверждают, что она может стать побудительным мотивом к работе над собой или улучшением своей жизни. Искривление же положительных черт, напротив, может привести к их превращению в отрицательные качества. Настойчивость перерастает в навязчивость, инициативность в эгоцентричность.

Следует выделить сильные и слабые черты характера, о них часто приходится вспоминать при заполнении резюме. Многих они повергают в ужас, ведь оценить себя бывает непросто. Вот, небольшая «шпаргалка»:

  • Слабые. Формальность, раздражительность, стеснительность, импульсивность, неумение промолчать или сказать «нет».
  • Сильные. Упорство, общительность, терпеливость, пунктуальность, организованность, решительность.
  • Отрицательные. , мстительность, жестокость, тунеядство.
  • Положительные. Доброта, искренность, оптимизм, открытость, миролюбие.

Черты характера формируются в детстве, но при этом они могут меняться, трансформироваться в зависимости от жизненных обстоятельств. Никогда не поздно поменять в себе то, что не нравится.

Прежде чем приступать к классификации и перечислению черт человеческого характера, необходимо понять, какой смысл и понятие вкладывается в этот термин. В переводе с греческого «характер» означает отличие, знак или примету. Личность каждого человека многогранна и в каждом встречается переплетение большого количества личностных свойств, которые и определяют поведение человека в той или иной ситуации. Какие бывают черты характера?

Классификация личностных свойств

Условно основные черты характера подразделяют на три основные группы.

  • первая характеризует эмоции;
  • вторая – волю;
  • третья – интеллект.

Существует разделение и по направленности воздействия.

  1. В первую очередь это характеризуется отношением к внешней среде – обществу и окружающим людям.
  2. Во вторую очередь – отношением к собственной персоне;
  3. В третью – к деятельности, то есть труду и обучению.

Эмоциональная группа, к которой относятся такие черты, как:

  • агрессивность;
  • апатичность;
  • артистичность;
  • вспыльчивость;
  • впечатлительность;
  • добродушие;
  • жизнерадостность;
  • замкнутость;
  • импульсивность;
  • капризность;
  • любвеобильность;
  • меланхоличность и другие

Все они формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.

Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни:

  1. могущественность;
  2. мужественность;
  3. напористость;
  4. находчивость;
  5. одержимость;
  6. осмотрительность;
  7. педантичность;
  8. преданность и др.

Интеллектуальная группа включает:

  • проницательность;
  • разумность;
  • рассудительность;
  • самостоятельность;
  • смекалистость;
  • толковость;
  • цельность и др.

Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.

Впрочем, окружение ребенка со счетов сбрасывать нельзя: правильнее будет сказать, что оно играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой.

Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.

Основные черты личности

На сегодняшний день список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.

Их самые разные сочетания можно встретить в одной и той же личности. Но в целом существующие на сегодняшний день личностные свойства делят на положительные и отрицательные.

Однако, со стопроцентной уверенностью утверждать, что вот это – плохая черта характера, а это – хорошая, нельзя.

К примеру, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, смотря какое влияние она оказывает на поведение человека.

Если он чрезмерно и необдуманно увлекается различными авантюрами непонятного свойства, то до добра его это, скорее всего, не доведет.

Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, вкладывать деньги в подающие надежды проекты и процветать. Или вот, к примеру, зависть. Каждый скажет, что эта черта крайне отрицательная.

А вот психологи говорят, что она является двигателем прогресса, заставляя людей стремиться вперед и добиваться большего, чем есть у других. В большинстве случаев стоит говорить о неких совокупностях свойств, которые в зависимости от складывающейся ситуации могут оказать большее влияние на человека. Но с общественно-моральной точки зрения их все можно разделить на позитивные и негативные.

Отрицательные черты характера

Вот одни из них:

К отрицательным качествам личности можно отнести еще хамство, хвастовство, фамильярность, угрюмость, тщеславность, строптивость, стервозность, спесивость, распущенность и др.

Понятие личности

Определение 1

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивидуального сознания и др.

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности.

Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации. Г. Олпорт считает, что «личность - это нечто, и она что-то делает.

Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Черты личности в психологии

Замечание 1

Черты личности трактуются как определенные устойчивые особенности, которые проявляются в поведении индивида.

Свойства черт личности:

  • степень выраженности;
  • проявление их в любой ситуации;
  • возможность измерения.

По мнению Г. Олпорта, личностные черты – это образующие блоки психологической организации, которые служат для того, чтобы объединять реакции в единые стимулы. Ученые также выделяют обобщенность личностных черт и их реальность проявления у индивидов.

То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции. Он выделяет три типа диспозиций:

  1. Кардинальные.
  2. Центральные.
  3. Вторичные.

Р. Кеттелл, также занимавшийся проблемой личности, вывел следующее определение: черты личности он рассматривает как сложные конструкты, которые детерминируют поведение человека в самых разных ситуациях. Ученый классифицирует личностные черты по дихотомическому признаку.

Принципы классификации черт по принципу дихотомии:

  • поверхностные - исходные;
  • конституциональные - сформированные окружающей средой; способность,
  • темперамент - динамические черты;
  • общие - уникальные черты.

Рассмотрим классификацию черт личности на рисунке1.

Рисунок 1. Черты личности по Р. Кэттеллу. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Еще одна концепция классификации черт личности принадлежит Г. Айзенку. Основной смысл его концепции состоит в том, что есть определенная иерархия в расположении черт личности:

  • суперчерты;
  • составные черты;
  • привычные реакции;
  • специфические реакции.

По сути, по Г. Айзенку, в структуре личности выделяется 2 основных положения:

  1. Интроверсия - эксраверсия;
  2. Стабильность - нейротизм.

Понятие характера

Определение 2

Характер – это определенная структура стойких психических свойств, которые задают всю траекторию поведения человека.

По сути, выделяется два аспекта характера:

  1. Статика (зависит от типа нервной деятельности);
  2. Динамика (детерминируется внешним миром).

Характер также может пониматься как: определенная система, включающая в себя устойчивые мотивы поведения; мера соотношения внутреннего мира со внешним, также специфика адаптированности организма к внешнему миру; некий заданный определенный тип поведения человека.

Структура характера

Как правило, в структуре характера выделяют две группы черт:

  • черты, которые выражают направленность личности (цели, потребности и др.);
  • интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Они формируются в различных социальных условиях и коллективных отношениях личности. На формирование черт характера оказывает влияние семья, дружеское окружение, профессиональный коллектив, учебный класс, учреждение, специфика трудовой сферы деятельности и взаимоотношений в ней.

Социальное влияние на формирование характера составляет его содержание. Оно определяет жизненную ориентацию личности, ее материальные и духовные потребности, воззрения, идеологию.

Структура характера отражает специфику поступков личности, ее мотивы, целевое назначение деятельности, поступков.

Кроме того, характер может проявляется в:

  • отношении к другим людям («общительность - замкнутость», «правдивость - лживость»);
  • отношении к делу («ответственность - недобросовестность», «трудолюбие - леность»);
  • отношении к себе; отношении к собственности.

В структуре характера также выделяются такие компоненты, как:

  • направленность;
  • убеждение;
  • умственные черты;
  • эмоции;
  • волю;
  • темперамент;
  • полноту;
  • целостность;
  • определенность др.

Взаимосвязь характера и темперамента личности

В психологии понятия характер и темперамент неразрывно связаны друг с другом. В некоторых случаях их даже отождествляют и подменяют одно понятие другим.

Существует несколько подходов к характеристике взаимоотношений между характером и темпераментом:

  1. идентификация характера и темперамента личности.
  2. дифференциация между характером и темпераментом, их противопоставление.
  3. рассмотрение темперамента в качестве структурного компонента характера человека.
  4. рассмотрение темперамента в качестве природного фундамента развития характера.

Характер и темперамент имеет общие характеристики, объединяющие данные понятия. Оба они тесно взаимосвязаны с физическим развитием личности, его специфическими качествами.

Кроме того, темперамент формируется под действием центральной нервной системы и ее процессов. Характер же развивается на основе темперамента, а соответственно также связан с нервными процессами организма.

Под воздействием темперамента и его основных свойств формируются основные черты характера личности. Но, не всегда только темперамент предопределяет формирование характера. Его развитие может быть связано с темпераментом, а может и стоять на прямо противоположной ему позиции. Характеристики этих понятий могут находится, как в тесном сотрудничестве, так и противостоять друг другу.