Проектным бюро speech которым руководит. Архитектурное бюро SPEECH: крупный план

Благодаря накопленному руководящими партнерами опыту в проектировании зданий и комплексов различного назначения и разной степени сложности, разработке градостроительных концепций, знанию новейших западных материалов и строительных технологий, а также специфики реализации проектов в российских условиях, рациональной организации проектировочного процесса и высокому уровню презентационных подач, профессионализму сотрудников и техническому оснащению офиса, «SPEECH Чобан/Кузнецов» является сегодня одним из ведущих московских архитектурных бюро. В настоящее время здесь работают более 80 архитекторов, которые разрабатывают десятки проектов для Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России и стран СНГ.

Многие совместные работы были представлены на престижных выставочных площадках, в числе которых - «Арх Москва», галерея Aedes в Берлине, Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве (МУАР), Санкт-Петербургская Академия художеств, Международная выставка инвестиционных проектов MIPIM в Каннах, XII Архитектурной Биеннале в Венеции и др.

Для заказчика состоявшееся объединение компаний означает, в первую очередь, высококачественное проектирование сложных дорогостоящих объектов по международным стандартам, оптимизацию сроков их выполнения, применение современных западных технологий, строгий авторский контроль за реализацией проектов. Эти принципы работы компаний уже нашли отражение в работе с партнерами, инвесторами и девелоперами над масштабными проектами.

В августе 2012 года Сергей Кузнецов, руководящий партнер бюро SPEECH Чобан & Кузнецов, был назначен на должность Главного архитектора и Первого заместителя Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 № 79-ФЗ), согласно которому государственные служащие не должны осуществлять предпринимательскую деятельность, Сергей Кузнецов инициировал процедуру передачи своих обязанностей, как руководящего партнера, другим партнерам и топ-менеджерам компании. Для предотвращения конфликта интересов, он также вышел из состава учредителей и владельцев компании.

- одно из ведущих архитектурных бюро России. Сейчас в мастерской работают более 200 сотрудников - архитекторы, конструкторы, инженеры, менеджеры, разрабатывающие десятки проектов для Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, стран СНГ и мира. И ARCHiPEOPLE постарался подробно узнать, каково это - работать в SPEECH?

Сергей Чобан, руководитель и главный архитектор SPEECH

Как устроено бюро SPEECH, и как сложилась его нынешняя структура?

Мы с Сергеем Кузнецовым создали бюро в 2006 году путем слияния двух наших компаний («СП-проект» и «Чобан и партнеры» - ред. ), и поскольку штат SPEECH изначально был довольно большим, оно сразу получило вертикальную структуру. Иными словами, есть руководитель бюро, есть руководители мастерских и есть ГАПы и архитекторы этих мастерских. Я бы и рад работать со всеми сотрудниками напрямую, но управлять офисом в «ручном режиме» можно лишь при условии, что его штат не превышает 25-30 человек. Я это точно знаю по опыту управления своим берлинским офисом (Сергей Чобан также является главой берлинского офиса известного немецкого бюро nps tchoban voss - ред .), который в своем развитии в определенный момент также преодолел отметку в 30 человек, и для эффективного менеджмента потребовалось создать систему мастерских, во главе которых стоят опытные сотрудники, разделяющие мои взгляды на творчество и профессию, и которым я доверяю. В SPEECH структура та же: сегодня, работая над тем или иным проектом, я обсуждаю его, в первую очередь, именно с руководителями мастерских, которые затем транслируют наше общее видение процесса своим сотрудникам.

У каждой мастерской своя специализация?

Конечно, в процессе работы у каждого коллектива вырабатываются определенные пристрастия – в том числе и к тем или иным типологиям, - но мы всегда ставим перед мастерскими задачу двигаться в сторону многофункциональности. Узкая специализация в нашей профессии попросту опасна: конъюнктура рынка постоянно меняется, равно как и функциональное насыщение отдельно взятых проектов. Поэтому мы всячески поощряем стремление сотрудников осваивать новые области профессии.

А руководители мастерских и ГАПы в массе своей пришли в бюро именно в этом качестве или были, что называется, выращены в коллективе?

Как правило, второе. Это, конечно, очень длительный и в чем-то рискованный процесс, поскольку далеко не из каждого толкового сотрудника может вырасти ГАП или хороший руководитель мастерской. Но нам повезло, в рядах SPEECH созрели несколько очень ответственных, и главное, талантливых – не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения управления коллективом – ГАПов, которые на следующем этапе развития офиса и возглавили мастерские.

Есть ли у бюро филиалы в других городах?

Мы не пытались создавать филиалы, потому что управление ими чрезвычайно усложняет логистику офиса. Опять же, могу сказать на опыте управления своим немецким офисом: филиалы необходимы и оправданны лишь в том случае, когда деятельность компании равномерно распределена по разным городам страны. Ради одного-двух проектов постоянно находиться в том или ином городе с экономической точки зрения просто бессмысленно. Мы всегда рады возможности поработать в каком-то новом для нас городе, но управление проектом в этом случае осуществляется централизованно из Москвы. Кроме того, в Санкт-Петербурге у нас есть постоянный партнер – Евгений Герасимов, с которым выполняются все проекты в этом городе. Сейчас большинство из них уже находятся в завершающей стадии реализации.

Взаимодействует ли SPEECH как-то с вашим немецким офисом?

На начальной стадии существования SPEECH это сотрудничество было очень тесным. Мы с Сергеем всегда делали ставку на самое высокое качество проектирования и реализации объектов, поэтому сотрудничество с немецкими архитекторами использовали, в первую очередь, как возможность обучения их московских коллег. И должен сказать, эта модель оказалась очень успешной: сегодня сотрудники SPEECH и сами нередко подсказывают немцам какие-то интересные решения. Так что сегодня контакт между офисами происходит на уровне равноценного обмена информацией. Поскольку я делаю проекты и там, и здесь, я часто говорю своим архитекторам: «Посмотрите, как решена эта деталь там», - одинаково часто подразумевая и Германию, и Россию. Уровень проектирования в московском офисе достиг немецкого, особенно в том, что касается проектирования фасадов и деталей. И, кстати, отдельные новые материалы возникают и применяются в Москве иногда даже быстрее, чем это происходит в Германии.

А сейчас, через три года после того, как Сергей Кузнецов стал главным архитектором Москвы и вышел из состава компании, как бы вы оценили изменения, произошедшие в структуре SPEECH после ухода одного из руководящих партнеров?

Самым главным в нашей совместной работе с Сергеем был наш постоянный творческий диалог, очень насыщенный и плодотворный. После его ухода изменилась сама структура творческого диалога: раньше мы все новые проекты проговаривали в первую очередь именно с Сергеем, тогда как теперь моими основными собеседниками и соавторами стали руководители мастерских. Я глубоко убежден в том, что любой проект рождается именно в диалоге, совместном брейнсторме.

То есть вы очень сильно вовлечены в проектирование любого объекта на начальной стадии? А насколько пристально отслеживаете все последующие этапы проектирования?

Я не зря сказал вначале о том, что нашему бюро очень повезло с талантливыми и ответственными ГАПами: с руководителями мастерских мы абсолютно совпадаем в понимании того, что в проекте является важным и какие именно моменты необходимо отслеживать. Без лишнего напоминания и без лишних вопросов с моей стороны. На начальных стадиях работы – и в Москве, и в Берлине – я составлял для себя и своих сотрудников бесконечные списки вопросов по проекту и постоянно дергал руководителей проектов. И тем самым постепенно научил их, что называется, «думать за углом», думать в материале, видеть любую деталь в трехмерном изображении. Когда-то я буквально бегал по стройкам и без конца спрашивал: «А этот момент решил? Не решил? Давай вместе решать!» Теперь руководители мастерских уже сами отслеживают все спорные моменты и приходят ко мне обсудить их. И я уже не задаюсь вопросом, является ли их список вопросов по проекту исчерпывающим, – по тем реализациям, которые получаются, мне совершенно очевидно, что они ничего не упускают из вида.

Антон Павлов, управляющий бюро

Какие обязанности вы выполняете?

Архитектор не может существовать сам по себе. Ему нужна некая сервис-служба, которая будет создавать благоприятные условия для занятий зодчеством. Я управляющий архитектурного бюро, и моя задача – общение с заказчиками, управление персоналом, планирование и распределение заданий, контроль за документооборотом и финансами. Иначе говоря, в моем ведении все, что не связано с творчеством.

Какова Ваша роль в подборе персонала?

Мне необходимо определять, кто нужен бюро в каждый отдельный момент. Ведь я смотрю на архитектурную мастерскую не как на место для творчества, а как на бизнес. SPEECH - организация коммерческая, мы хотим создавать красоту вокруг нас, но при этом зарабатывать. Для меня важно, чтобы количество архитекторов было оптимальным. Если в какой-то мастерской не хватает людей, мы через отдел кадров ведем подбор. Непосредственно я никого не собеседую, это делают главные архитекторы проектов и руководители мастерских.

Что вас привело в бюро?

У меня техническое образование. Я закончил авиационно-технологический университет. Небесная стихия даже сейчас для меня много значит, и когда есть свободное время, я частично отдаю его авиации. После окончания вуза я работал в области далекой от архитектуры, в то время уже был знаком с основателями SPEECH, они-то и пригласили меня. Сначала я отказался, архитектура казалась другой планетой, а потом подумал - почему бы и нет?

Вы тесно работаете и с заказчиками. С какими из них работать проще?

Сказать, что все заказчики простые и приятные в общении люди, наверно, будет немного лукавством. Но нам повезло, наши заказчики – это люди очень целеустремленные, обладающие поразительным кругозором и глубокими знаниями. Они выбирают нас из-за определенного набора присущих нам профессиональных качеств. Плюс, надеюсь, им нравится наша архитектура. Приятно, когда заказчик «дышит с нами одним воздухом», и для него во главе угла стоит не столько экономия бюджета, сколько здоровый компромисс между затратами и эстетикой, функциональностью будущего объекта. В таких случаях трудности, связанные с договорными, управленческими вопросами, уходят на второй план.

Как вы относитесь к участию бюро в архитектурных конкурсах?

Приятно, когда к нам приходят безальтернативно: вот проект – делайте его. Количество проектов, за которые нужно побороться, впрочем, доминирует. Отношение к ним двоякое. С одной стороны, это здорово, когда на начальном этапе можешь одержать маленькую победу. С другой стороны, с точки зрения бизнеса, это не самый эффективный этап проектного процесса. Требования к объему предоставляемых на конкурс материалов очень серьезные. Времени дается не очень много. Работать не на стопроцентный результат мы не умеем, поэтому конкурсы отнимают много ресурсов бюро.

Можете ли вы пойти на уступки ради воплощения отдельного проекта?

Мы стараемся не заваливать заказчиков ультиматумами. Позиция очень простая – мы не говорим, почему нельзя что-либо сделать, мы говорим, что нужно для получения желаемого результата. Повторюсь, нам везет на заказчиков, которые хотят застраивать Москву интересными зданиями, они любят город и относятся к нему и к себе с уважением. А у нас в портфолио нет безликих построек. Есть один заказчик, который имеет собственный комбинат по производству железобетонных панелей и строит массовое бюджетное жилье. Но он руководствуется правилом: панельные дома не должны быть похожи на панельные. Этого же он ждет от нас, и мы отвечаем ему стильными фасадами и продуманными планировками. Причем, поиск вариантов идет до тех пор, пока обе стороны не будут полностью уверенны в правильности окончательного решения.

Как кризис повлиял на бюро?

Наше бюро – одно из самых крупных в России, специализирующееся только на архитектуре. У нас нет своих конструкторов или инженеров, они привлекаются на субподряд. До конца 2014 года в бюро работало порядка 300 человек. Сейчас мы потеряли часть контрактов: где-то инвесторы решили отложить проект, где-то ведут переговоры с городскими властями об изменении функционала. Наша основная задача в такой ситуации – сохранить коллектив. Очень хочется под ветрами перемен не сломаться, а выстоять и сохранить персонал, лучших людей, которые верят в нас и в общее дело. Все, что сделал SPEECH , сделано их руками. Поэтому мы ищем новые проекты, создаем условия, чтобы заказчик выбрал именно нас, чтобы мы могли обеспечить коллектив работой.

Что заставляет архитекторов из разных бюро создавать совместные проекты? Перед моими глазами стоит проект комплекса «Садовые кварталы».

Алексей Ильин, руководитель мастерской №1

Как Вы стали архитектором?

Я учился в художественной школе, где моим основным преподавателем был архитектор. И уже тогда мне показалось, что эта профессия хорошо совмещает и художественную составляющую, и возможности для реализации построек, что она позволяет делать вещи, которые останутся на века. Выбор был для меня простым.

Над какими проектами сейчас работаете?

Достраиваем вторую очередь микрогорода «В лесу». Это большой жилой квартал на Пятницком шоссе, в котором будут школы, детские сады, офисы и даже театр. Еще интересные проекты – многофункциональные комплексы «Лотос» на Одесской улице и «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной.

Какие ограничения приходится накладывать на свое творчество?

Мы организация коммерческая, несмотря на то, что делаем авторский дизайн. Мы не выполняем просто художественную функцию рисования красивых фасадов, а внимательно относимся к пожеланиям заказчика, планировкам, техническим аспектам. Это и накладывает определенные ограничения, но в рамках нормы.

«Сердце Столицы». Иллюстрации - SPEECH.


Микрогород «В лесу». Фотографии - SPEECH.

Тяжело управлять мастерской?

При разумной организации – а я надеюсь, что у нас именно такая, – все работает отлично. В моей мастерской три главных архитектора, за которыми закреплено определенное количество проектов.

После перехода Сергея Кузнецова на новую работу жизнь бюро изменилась?

Для меня она сильно не изменилась. Кузнецов выстроил хорошую структуру, которая продолжает отлаженно работать. Системой менеджмента сейчас занимается Антон Павлов. Он не архитектор, и это позитивный момент, потому что он абстрагируется от творческих вопросов и решает только управленческие. Архитектура, конечно, остается приоритетом в любом случае.

Как изменился архитектурный мир Москвы за последние 20 лет?

Я помню, что происходило еще в 90-е, тогда я работал в «Группе АБВ». С тех пор в архитектурном деле произошел гигантский скачок, и ситуация улучшается с каждым годом. Стало проще и понятней работать. Показателем может служить и работа « Архитектурного совета города Москвы » , в котором решают вопросы хорошие специалисты.

Каково ваше отношение к конкурсам?

Благодаря им у самых разных архитекторов появилась возможность реализовывать свои проекты. Конкурсы всегда были, но сейчас они носят более прозрачный характер. Конечно, большая их часть с экономической точки зрения выгодней для молодых бюро, что все-таки тоже хорошо.

Игорь Членов, руководитель мастерской №2

Чем занимается ваша мастерская?

Мы проектируем, в основном, жилье разного класса: от эконом- до премиум-класса. Хотя, в работе есть и офисные проекты, гостиницы, культурные сооружения. Среди проектов эконом-жилья могу выделить комплекс «Новый Зеленоград» и застройку микрорайона в Солнцево на территории завода «Взлет». Из бизнес-класса - очень интересный проект на территории завода ЗИЛ. Из жилья классом повыше можно вспомнить жилой комплекс Wine House на Садовнической улице, проектируемый совместно с ТПО «Резерв».

Ваша специализация на жилой архитектуре была осознанным выбором?

Скорее, это было естественным запросом рынка. До 2008 года была почти стопроцентная загрузка со стороны заказчиков на офисную застройку, и мы делали только офисы. После этого переломного момента офисное строительство стало замораживаться, но начала развиваться тема апартаментов, жилья. С течением времени так сложилось, что главными объектами стали именно жилые. Впоследствии получилось, что одна мастерская сконцентрировалась на спортивных объектах, а остальные, в принципе, «всеядны».

Какими принципами руководствуетесь в разработке проектов?

Они одинаковы для всех архитекторов. С одной стороны, мы должны выполнить требования заказчиков. С другой стороны, мы должны сделать качественную архитектуру. Совмещение этих двух составляющих является наиболее сложной и интересной задачей при проектировании любого объекта.

Какие новые требования появились к жилью? Как в эконом-классе создать нетиповой вариант?

Основные требования плавно эволюционируют вместе с рынком на протяжении уже лет двадцати. Все идет к тому, что заказчик просит делать максимально эффективные проекты со всех точек зрения: выхода площадей, инженерных, конструктивных и, безусловно, архитектурных решений. Все должно быть сбалансировано, но довольно жестко в плане «неперерасхода» средств, скажем так. Сейчас почти все заказчики проверяют проекты на предмет оптимальности используемых решений, правильности выбора того или иного алгоритма проектирования. При этом они стали больше думать о людях. Если раньше продавали просто площади, и было не важно, что и кто там будет размещаться, то сейчас просят делать качественные планировки. Покупатели научились сразу видеть, насколько удобно или неудобно будет жить или работать им в этом помещении.

Wine House. Иллюстрации - SPEECH.

«Новый Зеленоград». Иллюстрации - SPEECH.

Какой проект вам наиболее близок?

Это провокационный вопрос. Все архитекторы отвечают на него, что любят все свои проекты. С одной стороны, это банально, с другой стороны, так оно и есть. Но больший интерес всегда вызывает тот проект, которым ты занимаешься в настоящий момент. Потому что уже сделанное остается само по себе, а ты не стоишь на месте, развиваешься, идешь вперед, имея и позитивный, и негативный опыт. И чем на более ранней стадии новый проект находится, тем больше влюбленность в него. Ты бросаешь все усилия, чтобы сделать концепцию, когда же принципиальная история придумана, дальше идет уже техническая разработка, и тебе хочется новых чувств и ощущений. И нужен новый проект.

Каким образом Вы выстраивает свою работу, чтобы можно было эффективно следить за всеми проектами?

Структура у нас традиционная, вертикальная. Внутри мастерской есть несколько главных архитекторов, у каждого из них – своя команда, занимающаяся одним-двумя проектами. Работают они в большей степени автономно. На старте проекта мы договариваемся все вместе о концепции, о направлениях, дальше идет разработка, в ключевых временных точках мы обсуждаем ход проекта, вносим изменения, если необходимо.

Архитекторы переходят из одной мастерской в другую?

Это не приветствуется. Каждый руководитель набирает людей « под себя » . Броуновского движения здесь нет, да это и не полезно, потому что у всех определенные способности. Всегда удобней работать в системе выстроенных отношений, а не подстраиваться каждый раз заново под определенный стиль или ритм работы.

Как вы стали архитектором?

После школы, где система обучения довольно жесткая, мне показалось, что в архитектурном вузе есть невероятный простор для самореализации: можно рисовать, придумывать новое. Сначала я поступил в архитектурный техникум, а потом - в МАрхИ. Работать начал еще в начале учебы в техникуме. Тогда я бегал по разным конторам, искал, где будет лучше.

И как оказались в SPEECH?

Я оказался здесь еще до того, как SPEECH появился. Я познакомился с Сергеем Кузнецовым в институте, после, с 2001 года, мы с ним работали в небольшой студии.

То есть вы тоже отец-основатель SPEECH?

Это громко сказано, но рядом я был, все видел.


Марина Кузнецкая, главный архитектор проектов мастерской №1

Марина, как начался ваш путь в архитектуре?

У меня с детства сформировалось мнение, что человека формирует окружающая среда, поэтому решила ею и заниматься. А училась я в МАрхИ.

А как пришли в SPEECH?

Я рано начала работать, еще в институте. В какой-то момент поняла, что надо идти в мастерскую, где можно получить хороший опыт. Чобан тогда совсем недавно открыл свое бюро. Я пришла, казалось, ненадолго и осталась... Сама не ожидала, что останусь.

Почему решили остаться?

Когда идешь в большую компанию за опытом, не знаешь, как все сложится. В России несколько ведущих архитектурных бюро. Они делают примерно одного уровня значимости проекты, в них работает много опытных людей. При этом, в каждой компании свой принцип формирования архитектурного образа проекта, своя система работы. Это зависит, прежде всего, от руководства. Контакт с авторами идей очень сильно влияет на желание работать в компании. У меня с Сергеем Чобаном хорошее взаимопонимание. Это человек, который все время развивается в своем творчестве и «заражает» развитием всех окружающих. Поэтому у меня не складывается ощущения, что я сижу и работаю в одном месте много лет, скучно не бывает. В мастерской Алексея Ильина мы постоянно привносим в наш рабочий процесс что-то новое. Этому движению очень способствуют новые люди, приходящие к нам работать.

И над чем вы сейчас работаете?

Мы проектируем комплекс «Сердце столицы», участок 17-18 в Москва-Сити. В начале мая открыли павильон в Милане для EXPO 2015.

Павильон России на EXPO 2015. Фотографии - SPEECH.


Как прошло открытие?

Эффект, которого мы хотели добиться, удался. Для нас важно создать яркий запоминающийся образ, на который будут реагировать и который будут запоминать. У павильона есть тридцатиметровая зеркальная консоль, куда каждый рефлекторно смотрит. Концепция, которую мы задумали, подтвердилась на деле. Это здорово.

Что будет с павильоном потом?

Выставка продлится до 31 октября, после чего все павильоны, кроме итальянского, будут разобраны. Насколько я знаю, у Сергея Кузнецова есть идея привезти наш павильон в Москву и поставить на ВДНХ. Насколько эта идея осуществима, пока не ясно. Вот, например, мы воссоздали один из павильонов, разработанных для XIII Венецианской биеннале (2012 г): зал-купол с поверхностью из QR-кодов, содержащих актуальную информацию о ходе реализации проекта «Парк Зарядье» . Сейчас он размещен на временной площадке, рядом с будущим парком Зарядье, и открыт для всех.

Над какими проектами интересней работать?

Над самыми разными! Над выставочными интересно работать, потому что знаешь, что достигнешь результата в короткие сроки, в то время как большие проекты часто растягиваются на несколько лет. С другой стороны, эти же большие проекты останутся навсегда, а выставочные – временны. Я люблю разнообразить свою работу.

А как у вас отношения с конкурсами складываются?

Это возможность придумать что-то эффектное. Делая прямой заказ, мы учитываем потребности клиентов, а в конкурсе можно выйти « за рамки » .

Официальный сайт архитектурного бюро SPEECH.

Фотографии: Александра Голикова, Александр Плахин.

Эксперты составили топ-10 архитектурных бюро, проекты которых реализуются на первичном рынке жилой недвижимости в столице

Фото: Многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк»

Топ-10 самых востребованных архитекторов, жилые проекты которых представлены в Москве, возглавило архитектурное бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана. Суммарная жилая площадь реализуемых им в столице проектов — 1,93 млн кв. м (19 жилых комплексов), говорится в рейтинге риелторской компании «Метриум Групп». При составлении топ-10 аналитики компании подсчитали площадь квартир и апартаментов во всех проектах на первичном рынке Москвы и распределили эти объемы между мастерскими.

На втором месте оказалось творческое производственное объединение «Резерв» Владимира Плоткина — по его проектам сегодня в Москве возводятся шесть комплексов (759,8 тыс. кв. м). Третье место занимает Архитектурное бюро Сергея Скуратова с шестью проектами общей площадью 415,6 тыс. кв. м.

Суммарно на все мастерские из топ-10 рейтинга самых востребованных архитекторов приходится 54 жилых и апартаментных комплекса площадью 5,2 млн кв. м. Это чуть менее трети от общей жилой площади всех реализуемых сегодня на московском первичном рынке проектов, подсчитали в «Метриум Групп».

В топ-10, помимо российских, вошли и западные компании. Пятое место в рейтинге заняло международное архитектурное бюро MLA+, которое разрабатывало концепцию нового масштабного жилого комплекса в массовом сегменте — микрорайона «Домашний». Его жилая площадь составляет 337 тыс. кв. м. Также в десятку вошли еще два зарубежных архбюро — Ricardo Bofill Taller de Arquietectura (Испания) и NBBJ (США).

С каждым годом объектов, создаваемых именитыми зодчими в Москве, по оценке «Метриум Групп», становится все больше, в то время как типовые проекты оказываются в меньшинстве. Сегодня на рынке жилой недвижимости Москвы работают десятки архитектурных компаний. Среди них встречаются как старожилы, проектировавшие здания еще во времена Советского Союза, так и совсем юные мастерские под руководством молодых архитекторов. Кроме того, в последние годы к работе на столичном рынке жилья все чаще привлекаются мастера с мировым именем. И если раньше они проектировали лишь дорогие жилые комплексы, то сегодня создают проекты и в массовом сегменте, отмечается в рейтинге самых востребованных архбюро. «В ближайшие годы архитекторы будут играть ведущие роли в жилом девелопменте. Эта тенденция уже набирает обороты. Если еще недавно в массовом сегменте проекты от знаменитых архитектурных бюро встречались крайне редко, то сегодня признанные мастера начинают работать даже за пределами Москвы», — прогнозирует управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Архитектурное бюро

Название проекта

Класс проекта

Тип жилья

Площадь квартир/

апартаментов, кв. м

Суммарная площадь, кв. м

«Сердце Столицы»

Квартиры

Апартаменты

«Эталон-Сити»

Квартиры

«Царская площадь»

Квартиры

Апартаменты

«Савеловский Сити»

Апартаменты

Квартиры

Апартаменты

«Пресня Сити»

Апартаменты

«ВТБ Арена Парк»

Апартаменты

«Город на реке Тушино — 2018»

Апартаменты

«Водный»

Квартиры

Апартаменты

Atlantic Apartments

Апартаменты

«Родной город. Октябрьское поле»

Квартиры

«Фили Град»

Квартиры

Апартаменты

«Искра-Парк»

Апартаменты

Квартиры

Апартаменты

Квартиры

«Технопарк»

Апартаменты

«ЗИЛАРТ»

Квартиры

«Садовые кварталы»

Квартиры

ТПО «РЕЗЕРВ»

«Триколор»

Квартиры

Апартаменты

Квартиры

«Город на реке-Тушино — 2018» (1-я очередь)

Квартиры

«Золотая Звезда»

Квартиры

«Наследие»

Квартиры

«Садовые кварталы»

Квартиры

Архитектурная мастерская

Сергея Скуратова

«Садовые кварталы»

Квартиры

AFI Residence Paveletskaya

Квартиры

«ЗИЛАРТ»

Квартиры

Квартиры

«Арт Хаус»

Квартиры

«Дом на Бурденко»

Квартиры

«Остоженка»

«Ривер Парк»

Квартиры

Квартиры

«Садовые кварталы»

Квартиры

Квартиры

«Кленовый DOM»

Квартиры

Апартаменты

«Домашний»

Квартиры

Квартиры

Апартаменты

Апартаменты

Квартиры

Апартаменты

Smolensky De Luxe

Апартаменты

Ricardo Bofill Taller

de Arquietectura

Квартиры

Архитектурное бюро

«На Мельникова»

Квартиры

Квартиры

«Измайлово Лейн»

Квартиры

«Город Столиц»

Апартаменты

«Легенда Цветного»

Квартиры

«IQ-Квартал»

Апартаменты

Квартиры

«Нахимовский, 21»

Апартаменты

Квартиры

Апартаменты

Апартаменты

«Воробьев Дом»

Квартиры

«Гороховский, 12»

Апартаменты

«Карамель»

Квартиры

По данным «Метриум Групп»

Сергей Велесевич

Выставка, которая пройдет с 17 мая по 19 июня в Мультимедиа Арт музее, приурочена к десятилетию архитектурного бюро SPEECH. Созданное в 2006 году Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, оно стало одним из самых успешных в России, реализовав заметные проекты в России и за рубежом. Вход для участников - свободный.

Среди них и масштабные градостроительные комплексы, и элегантные постройки с филигранно проработанными фасадами, и неординарные проекты в сфере выставочного дизайна. Впрочем, принцип многогранного отношения к профессии реализуется не только архитектуре: «Проект SPEECH» - это также участие в благотворительных программах, издательская деятельность, создание собственных архитектурных медиа.

МФК Лотос. Алексей Народицкий

Экспозиция разместится на двух этажах МАММ и представит наиболее известные постройки и проекты компании, а также арт-инсталляции и рисунки ее основателей. Основным средством представления работ станет архитектурная фотография - объекты SPEECH снимали лучшие как российские, так и зарубежные мастера этого жанра. Выразительные фотополотна и оригиналы рисунков дополнят видеоинтервью с Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым, библиотека медиа-проектов бюро, а также избранные макеты уже реализованных и строящихся зданий, изготовленные специально к выставке.

SPEECH - архитектурное бюро, одна из крупнейших и наиболее успешных проектных организаций в России. Основано в 2006 году архитекторами Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым. Специализируется на проектировании зданий и комплексов разного функционального назначения, разработке градостроительных концепций, а также создании интерьерных решений. Проекты бюро SPEECH реализованы во многих городах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде и др.), а также за рубежом (Берлин, Милан, Венеция, Минск и др.). В настоящий момент численность компании составляет порядка 200 человек, среди которых не только архитекторы, но и конструкторы, инженеры, менеджеры проектов: объединение в одной команде различных специалистов позволяет SPEECH разрабатывать комплексные решения и участвовать во всех стадиях работы над проектом любой сложности.

Среди реализованных бюро проектов - жилой комплекс «Грюнвальд» в поселке Заречье (Подмосковье), офисное здание на Ленинском проспекте и жилой дом «Гранатный, 6», многофункциональный комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной и офисное здание на улице Кульнева в Москве, Дворец водных видов спорта в Казани, Микрогород «В лесу», бизнес-центр класса А «Пять морей» в Ростове-на-Дону, Главный медиацентр Олимпийских игр в Сочи, Павильон России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане. В настоящий момент по проектам бюро SPEECH реализуются такие масштабные проекты, как многофункциональные комплексы «ВТБ Арена-парк», «Фили-Град» и «Эталон-Сити», стадионы ФК «Краснодар» (совместно с gmp international) и «Лужники» (реконструкция), Новый Музейный комплекс Государственной Третьяковской галереи и жилой комплекс «Сердце Столицы».

В переговорной комнате просторного офиса архитектурного бюро Speech (полное название — «Speech Чобан & Кузнецов») на «Новослободской» по-музейному холодно. Высокие белые стены покрыты архитектурной графикой — старинные венецианские палаццо, готические соборы, часы на городских ратушах. «На одной стене развешаны мои работы, а на противоположной — Сергея Куз-нецова. До того как он стал главным архитектором, мы часто вместе ездили и много рисовали», — поясняет Сергей Чобан, сооснователь бюро, пожалуй, самый известный сегодня на Западе русский архитектор. На картинах ни одного современного здания, только условные изображения машин и пешеходов свидетельствуют о том, что рисунки были сделаны сейчас, а не в XIX веке. «Современная архитектура вас как художника не вдохновляет?» — «Рисунки современной архитектуры у меня тоже есть — например, в прошлом году я рисовал Бразилиа Оскара Нимейера. Но совершенно очевидно, что современная архитектура менее фотогенична. Она стареет хуже, проработанность деталей, сложный рельеф и патина в современной архитектуре отсутствуют — тут негде зацепиться карандашу или кисти».

Именно увлечение архитектурной графикой и сыграло решающую роль в причудливом развитии карьеры Чобана. Отучившись в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры и поработав недолго у архитектора Фабрицкого, одного из создателей детского лагеря «Орленок», Чобан в тридцать лет решил уехать из страны. Это был 1991-й — голодное время для российских архитекторов и, напротив, эпоха строительного бума в Германии, так что Чобан целенаправленно стал искать пути переехать туда, где у него была бы возможность профессионально расти. К тому моменту практического архитектурного опыта у него почти не было, зато он организовал в Гамбурге выставку своих рисунков и бумажной архитектуры. Жить его поселили к председателю Гамбургского союза архитекторов, которой впоследствии и взял Чобана на работу в бюро NPS — чтобы он делал графические презентации проектов компании. Энергично принявшись за дело, архитектор, поначалу едва говоривший по-немецки, спустя три года уже возглавил берлинское отделение бюро и стал проектировать городские объекты (например, известный берлинский аттракцион — бизнес-центр «Дом Акваре» c 16-метровым аквариумом, через который можно прокатиться на лифте, и девятизальный кинотеатр Cubix на Александерплац). Вскоре компания, в доме начальника которой Чобан когда-то ютился, уже называлась NPS Tchoban Voss.

«Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50%. А у Чобана — 75%»

В начале 2000-х, когда строительный бум наконец начался и в России, Чобан вернулся — в качестве проектировщика самого амбициозного московского проекта того времени, высочайшей в Европе башни «Федерация». «С 2000 года я бывал в России, смотрел, что тут строится, впечатления были сложные. Объекты, которые в то время тут строились, были, скажем так, специфическими, — о лужковском стиле Чобан отзывается крайне осторожно и политкорректно. — Но посмотрев на замысел башни «Федерация», я понял, что это мой шанс — вернуться в Россию с таким проектом было очень заманчиво».

Изначально башню планировал строить глава одной из мастерских института «Моспроект-2» Александр Асадов, но Сергей Полонский, хозяин проекта, уже тогда отличавшийся эксцентричным характером, захотел непременно западного архитектора. Тогда Асадов посоветовал встретиться в Германии с Чобаном. «С Сергеем я познакомился в Берлине — он время от времени принимал группы российских архитекторов и показывал нам все новинки архитектурного Берлина, рассказывал, как все устроено. Это тогда для нас была очень интересная, свежая и необычная информация, — рассказывает Асадов. — Когда коллеги Полонского сообщили, что у них в любом случае будет работать иностранный архи-тектор и что на поиски его они ездили в Америку, а теперь отправляются в Сингапур, я сказал: «Так далеко ехать не надо, есть гораздо ближе, в Берлине, архитектор, который все сделает и вас удовлетворит».

То было время, когда в Россию как раз начали приглашать западных архитектурных звезд — Эрика ван Эгерата, Доминика Перро и Нормана Фостера. Принято было верить, что они спасут Москву от постылой лужковской архитектуры, хотя в итоге построить им толком ничего не удалось. Возвращение Чобана в этом контексте выглядело особенно колоритно. «Все обсуждали, что он сейчас как придет и как всем тут покажет!» — вспоминает архитектор и архитектурный критик Кирилл Асс. Но вопреки ожиданиям Чобан не стал предлагать кричащие ультрасовременные проекты в духе западных звезд, а начал строить более чем сдержанно, с прозрачными историческими аллюзиями — применив западное качество, дорогие материалы и последние технологии по-консервативному аккуратно.


И коллеги, и заказчики это оценили. «Я работаю с Чобаном, поскольку считаю, что должен оставить после себя какой-то положительный след в образе города, а не строить уродские коробки, которые в основном производят строительные компании Петербурга, — говорит девелопер Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема», по заказу которого Чобан построил, в частности, остроумный «Дом Бенуа», покрытый репродукциями костюмов великого театрального художника. — В основном все местные архитекторы взрослые и потому сильно консервативные — у них вызывают отторжение мировые архитектурные тренды. А Чобан проектирует очень современно — и при этом от него можно получить рациональную архитектуру. Если заказать здание Захе Хадид, выход арендопригодных площадей будет 50 процентов. А у Чобана — 75».

Сам Чобан уверен, что основная проблема западных звезд в том, что они тут не живут, а значит, не могут влиять ежедневно на проектно-строительный процесс: «В Европе постоянное присутствие архитектора на стройке необязательно. Но в России у заказчиков и у градостроительных властей периодически возникают сомнения, желание что-то поменять, вплоть до архитектора, и потому контроль и неубывающая сила убеждения в том, что твои идеи правильные, здесь абсолютно необходимы. Когда смотришь в Москве и Петербурге на строительные шедевры былых времен, которые создавали западные архитекторы, то понимаешь, что это были никакие не звезды, а просто люди, посвятившие себя России».

Работа над «Федерацией» не только вернула Чобана на родину, но и подарила ему напарника. На проекте он стал сотрудничать с Сергеем Кузнецовым, бюро которого специализировалось на разработке трехмерной архитектурной компьютерной графики, — вместе они вскоре и организовали Speech. С этого момента все проекты бюро (к примеру, один из самых дорогих и изысканных жилых комплексов последних лет на Гранатном, 6, или офис «Новатэк» — первый российский дом, соответствующий европейским стандартам энергоэффективного проектирования) подписаны двумя фамилиями. И все многочисленные призы они теперь выходили получать вдвоем: длинный, сутулый петербуржский интеллигент Сергей Чобан и крепкий и невысокий Сергей Кузнецов, похожий скорее на молодого, амбициозного менеджера, чем на художника.

Однако год назад Кузнецов на самом деле превратился в менеджера — но уже государственного: в рамках собянинского омоложения кадров его назначили главным архитектором Москвы. Первым делом он провозгласил своей целью вернуть в Москву архитектурные конкурсы на городские объекты. «Юрий Михайлович провел в 90-х годах несколько конкурсов, но результаты его не удовлетворили, поэтому он довольно быстро окончательно переориентировался на практику прямых заказов московским ГУПам — крупным проектным институтам, оставшимся нам в наследство еще со сталинской эпохи, — поясняет Алексей Муратов, главный редактор архитектурного журнала «Проект Россия». — Сейчас одна из идей Кузнецова — вернуть в город принятую во всем мире практику конкурсных процедур».

Практика действительно вернулась. И в новых конкурсах стало с завидной частотой побеждать бюро Speech: так, Чобан выиграл право проектировать новый корпус Политехнического музея и фасад для нового корпуса Третьяковки. Формально конфликта интересов в этих победах нет: хотя имя Кузнецова по прежнему значится в полном названии бюро, по уверению его основателей, с тех пор как Кузнецов стал главным архитектором, доли в компании у него больше нет, и никакого участия в ее жизни он не принимает.

«Если бы конкурсы на городские объекты проводились и раньше — уверен, выигрывали бы мы примерно столько же. Мы один из ведущих офисов России, для нас это вполне естественный результат, как и для других бюро, честно выигрывающих в сегодняшних конкурсах, организуемых новым главным архитектором Москвы, — разъясняет Чобан. — То, что архитектура — вещь завязанная на связях, — это заблуждение! Я приехал в Германию и сумел успешно работать там. Какие у меня там были связи? Никаких. Возьмите мою работу в России: я организовал вместе с Сергеем свой офис, и через семь лет он стал одним из заметных архитектурных бюро в стране — где здесь связи? Наверное, кому-то легче сказать, что это был блат. В действительности если у человека есть способности в каком-то деле — он достигает успеха. Если нет — значит, нет. И все тут». Большинство коллег Чобана и Кузнецова признают, что если отрешиться от прошлых связей и смотреть на сами проекты бюро, победы Speech натянутыми не кажутся.

Вторая частая претензия коллег — Кузнецов не только организовывает архитектурные конкурсы на городские объекты, но и зачем-то сам возглавляет жюри: главный архитектор, который заказывает конкурсы, сам их возглавляет, а потом еще и сам выигрывает, может свою работу по реабилитации архитектурных конкурсов погубить. Сам Сергей Кузнецов от каких-либо комментариев, связанных с бюро Speech, отказался.

Лишившись партнера, Чобан не только оказался в положении вынужденного оправдываться за победы, но и должен был ограничить работу бюро над частью проектов. Однако на вопрос, будет ли искать нового напарника, отвечает однозначно: «Мне не нужны никакие напарники. У меня в Берлине три партнера, тут прекрасные руководители мастерских. Просто с Сергеем это был творческий союз высочайшего уровня — это была величайшая удача, что мы так совпали на какой-то срок. У меня есть партнеры, но напарника больше нет».

Взявшись за полдюжины городских строек в одиночку, теперь Чобан главным образом смотрит вон из Москвы. Отныне его цель — создать первый русский архитектурный бренд, успешный на Западе, а если говорить шире — повысить уровень всей российской архитектуры. Для этого он уже пять лет издает архитектурный журнал Speech на русском и английском, а с нового учебного года Чобан впервые в своей практике берет курс дипломников в архитектурной школе Евгения Асса «Марш». Для этого же он решил продвинуть свое русское бюро в Германии — причем конкурировать ему приходится со своим же бюро немецким: недавно Чобан под брендом Speech построил в Берлине свой частный музей архитектурной графики, который моментально заработал награду Iconic Awards и вызвал изрядный шум в прессе. Это и правда во многом миссионерский сюжет: Чобан разделяет архитектуру чисто функциональную и архитектуру как высокое искусство — и Speech, по его замыслу, на Западе должен заниматься только вторым. «Если в Берлине появляется задача сделать просто офисное здание на высоком уровне — я буду делать его в NPS Tchoban Voss. А компания Speech, надеюсь, получит знаковые объекты в области культуры. Скажу честно, я большой патриот нашей страны. Я здесь родился и вырос, она меня воспитала, — о своей сверхзадаче Чобан говорит особенно вдохновенно. — В России очень низкое качество архитектуры. По всей стране мы можем насчитать штук тридцать сравнительно сильных и интересных бюро — к примеру, в Берлине таких офисов, ежедневно конкурирующих друг с другом, порядка пятидесяти. Это притом что в Берлине население три миллиона против наших ста семидесяти. Как может страна с такой плотностью архитектурной мысли выйти на мировой рынок? Никак. Сейчас я хочу создать архитектурный бренд, который бы знали не только в России».

И это, конечно, в каком-то смысле очень по-нашему — что русскую культуру поднимает человек, которого еще несколько лет назад числили тут за немца.