Религиозные войны во франции план. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции

Слайд 1

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ И УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА ВО ФРАНЦИИ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ОДИН КОРОЛЬ, НО ДВЕ ВЕРЫ
В конце XV в., когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн человек. С именем Франциска I связано становление абсолютизма во Франции. Он ограничил роль Генеральных штатов в управлении государством. Основную роль в управлении Франциск взял на себя.

Слайд 3

ОДИН КОРОЛЬ, НО ДВЕ ВЕРЫ
В начале XVI в. во Франции стал распространяться кальвинизм. Протестантов во Франции называли – гугеноты. Представители старинной знати пытались вернуть себе политическое влияние, которое ослабло с развитием абсолютизма. Дворяне хотели присвоить себе богатое имущество церкви. Горожане стремились вернуть себе вольности.

Слайд 4

ОДИН КОРОЛЬ, НО ДВЕ ВЕРЫ
К концу ¼ XVI в. Франция оказалась расколотой на два лагеря – большая часть гугенотов проживала на Юге, а Север оставался католическим. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что ситуация создаст угрозу единству государства.

Слайд 5

ОДИН КОРОЛЬ, НО ДВЕ ВЕРЫ
Гугеноты вели себя активно, считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру. Гугеноты создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. В 1534 г. такие листовки были обнаружены даже в личных покоях короля в Лувре. По всей стране рассылали своих священников - пасторов. Так Реформация проникла во Францию.

Слайд 6

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
Во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне последние представители династии Валуа. Фактически государством управляла мать Карла IX Екатерина Медичи.
Сен-Жерменский эдикт 1562 год Разрешение гугенотам проводить богослужения вне городских стен. Протестанты могли собираться в частных домах.

Слайд 7

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
Однако в марте 1562 года герцог Гиз проезжал мимо города Васси и увидел гугенотов за молитвой. Сам герцог был непримиримым борцом с протестантизмом и под предлогом того, что гугеноты нарушили решение совета, напал на них. Это событие получило название «Бойня в Васси» и послужило началом религиозных войн во Франции, которые длились более 30 лет (1562-1598).

Слайд 8

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
Католики
Протестанты
Е. Медичи
Франсуа де Гиз
Шарль де Гиз
Филипп II
Люд. де Конде
Г. Наваррский
Елизавета I
Г. де Колиньи

Слайд 9

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
I война – 1562 – 1563 гг. II война – 1567 – 1568 гг. III война – 1568 – 1570 гг.
Сен-Жерменский мир 15 августа 1570 года Свобода вероисповедания на всей территории Франции кроме Парижа. Протестанты получили право занимать государственные должности. Гугенотам отданы 4 крепости: Ла-Рошель, Коньяк, Монтобан, Ла-Шарите

Слайд 10

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за одного из лидеров гугенотов Генриха Наваррского свою сестру Маргариту. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. На торжества в Париже собралось множество протестантов, которые приехали поддержать Генриха.

Слайд 11

ВОЙНЫ С ГУГЕНОТАМИ
22 августа на Гаспара де Колиньи было совершено покушение. Гугеноты требовали наказания Гиза и угрожали началом новой войны. 24 августа, в ночь перед праздником святого Варфоломея, городское ополчение Парижа начало избиение гугенотов. За 3 дня было убито около 30 тыс. человек.

Слайд 12

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
Войны продолжались. После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев - Генриху. Генрих III правил страной 15 лет (1574-1589) и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. У короля не было наследников, и его преемником должен был стать Генрих Наваррский, а герцог Гиз решил с помощью католиков захватить власть в государстве.

Слайд 13

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
Герцог Гиз решил с помощью католиков захватить власть в государстве и настроил парижан против короля. По приказу Генриха III герцог Гиз был убит.

Слайд 14

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
2 августа 1589 года монах Жак Клеман смертельно ранил короля. Перед смертью Генрих назвал своим преемником Генриха Наваррского. После почти пятилетней борьбы с не признававшими нового короля католиками Генрих Наваррский в 1594 году короновался под именем Генриха IV.

Слайд 15

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
Генрих IV тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. «Париж стоит мессы», - сказал он, вторично перейдя в католическую веру. 27 февраля 1594 г. Генрих короновался в Шартрском соборе.

Слайд 16

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
Генрих IV был первым королём в Новое время, который задачу создания сильного объединённого государства ставил выше вопросов религии. В 1598 году был подписан Нантский эдикт, согласно ему: объявлялось равноправие католиков и протестантов;
католическому духовенству возвращались все имения; протестанты могли жить, строить церкви и школы, за исключением Парижа; гугенотам вернули все принадлежавшие им крепости и замки.

Слайд 17

КОРОЛЬ, СПАСШИЙ ФРАНЦИЮ
Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», король, преодолел разруху в стране: Окончил войну с Испанией. Присоединил королевство Наварра и графство Беарн. Способствовал развитию торговли, росту числа мануфактур. Снизил налоги для крестьян.
Ну, наконец-то, повсеместно По курице в горшке нам будет на обед. Ведь эту птицу, как известно, Ощипывают двести лет.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

1. Если вы правильно разгадаете хронологический кроссворд (впишите в клетки годы событий), то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете годы начала и окончания важнейшего события французской истории. Запишите это событие

1. Начало кругосветной экспедиции Магеллана. 2. Начало Реформации. 3. Казнь Джордано Бруно. 4. Открытие Нового Света Колумбом. 5. Аугсбургский религиозный мир. 6. Нантский эдикт. 7. Разгром Непобедимой армады

Религиозные войны во Франции

2. В схеме допущены 4 ошибки. Подчеркните элементы схемы, которые содержат ошибки. Запишите правильные ответы. Сформулируйте и напишите название схемы

Гугенотские войны

1) Франция

2) помощь от Англии и князей Германии

3) католики

3. Выполните задание по контурной карте "Реформация в Европе в XVI в." (с.48 рабочей тетради): отметьте территории Франции, где продолжалась борьба между католиками и протестантами

4. Установите соответствие между правителями Франции и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце "Правители Франции (1560-1643)". Впишите вместо пропусков во втором столбце годы соответствующих событий

А Б В
2, 5, 7 3, 4, 6 1, 8

5. Представьте, что вы беседуете с французским королем Генрихом IV. Какими, по вашему мнению, могли быть ответы на ваши вопросы? Запишите их

Вопрос: Ваше величество! Как вы оцениваете Нантский эдикт?

Возможный ответ: Нантский эдикт завершил Религиозные войны, также способствовал укреплению абсолютизма

Вопрос: Сир! Какие мероприятия необходимо провести для процветания Франции?

Возможный ответ: Нужно искоренить крестьянские восстания

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете высказывание французского короля Генриха IV. Письменно ответьте на вопрос

1) Эпоха в истории духовного развития европейских народов XIV-XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. 2) Последователи одного из направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). 3) Экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом

Как вы понимаете приведенное высказывание?

Чтобы получить французский престол, Генриху IV пришлось перейти из протестантства в католичество

7. Представьте, что вы являетесь современником кардинала Ришелье. Напишите о нем и его деятельности от имени провинциального интенданта или придворного аристократа заговорщика (по вашему выбору)

Он является главой королевского совета с 1622 года и фактически правителем Франции с 1624 года. Способствует укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Атласы по Новой истории для 7 класса;
  3. Карта «Религиозные (гугенотские) войны во Франции.1562-1598 гг.»;
  4. Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
  5. Памятка оценки деятельности правителя;
  6. Мультимедиапроектор.
  7. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока : комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока : урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. « Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3. 1555 год,
  4. 1534 год.

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

2. Работа с картой:

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя :

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока (демонстрируется слайд4 ) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке (дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции . (5 слайд).

В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9)

? Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож - католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский (слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

? Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? / Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье (слайд 13) .

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

Кто такие гугеноты?

Когда начались религиозные войны во Франции?

Когда закончились религиозные войны во Франции?

Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./

VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске

Оценка " " / /

Руководитель практики

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина.