Современные технологии психолого-педагогическое сопровождение с овз. Психолог - педагогическое сопровождение детей с овз Эффективные технологии сопровождения детей с овз

Мария Артемова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии ) .

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия , которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи . Новый – инклюзивный - подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» . В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ .

Психолого-педагогическое сопровождение , в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде .

Основным субъектом, требующим , является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого -медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы . Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство , родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого -педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития ; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности : диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное ; поддерживающее; просветительское.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются :

Приоритет интересов сопровождаемого ;

Непрерывность сопровождения ;

Целенаправленность сопровождения ;

Систематичность сопровождения ;

Гибкость сопровождения ;

Комплексный подход к сопровождению ;

Преемственность сопровождения на разных уровнях образования ;

Принцип сетевого взаимодействия;

Деятельность специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении.

Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого -медико-педагогический консилиум (ПМПк) . Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка . Стратегию включения ребенка определяют специалисты ПМПК, а разработка тактических задач сопровождения , конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ , подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения , адекватных особенностям ребенка является задачей ПМПк.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов : диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) . Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий .

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения . После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения , которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться » с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения . Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения.

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка . На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий , определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы .

На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом . Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка . В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения , в том числе деятельности специалистов.

Таким образом , процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка . Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Список использованной литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old.mon.gov.ru (дата обращения : 01.11.2014) .

2. Семаго, М. М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-pmpk.ru (дата обращения : 01.11.2014.)

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Вестник образования . – 2013. - №5-6. – С. 3-192.

Психолого-педагогические технологии сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Вопрос о развитии инклюзивного образования приобретает исключительную актуальность в современной психолого-педагогической науке. Анализ философской и психолого-педагогической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основной школы и, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме.
На сегодняшний день образовательная организация выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности с ограниченными возможностями здоровья основной школы. Особенно важное значение приобретает разработка адаптированных программ с учетом психофизиологических возможностей обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в школьной среде. Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях относительно молодое направление в образовании, но уже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучающемуся в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года потребовало построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одним из приоритета в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов).
В настоящее время в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего и образования организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации осоновной образовательной программы начального и основного общего образования являются:
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной и начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного и психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого – педагогической компетентности участников образовательного процесса;
- обеспечение вариативности и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса,
Экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое их этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Соответственно специалисты и педагоги должны владеть технологиями психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.
К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся:
- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или по предмету;
- технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения, как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
- технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватно абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- технологию внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства.
- технология развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Современная система образования испытывает острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методических аспектов в технологическом обеспечении психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Каждая из представленных технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой технологии является междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.
Таким образом психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
В целом психолого-педагогические технологии сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий. А успехи общества в обучении и социализации этих детей с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о его гуманности, о высоком уровне социально-экономического развития, эффективности использования человеческого капитала в стране.

Список литературы
1. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400с.
2. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. – СПб., 2004. – 211с.
3. Карпунина А.С. Специальная педагогика в опорных схемах.-М., - 2005.-168с.
4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.
5. Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. – Воронеж., 2003. – 217с.
6. Малофеев Н.Н. Основы управления специальным образованием.-М., 2001. – 336с.
7. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., 2001.- 288с.
8. Новоторцева Н.В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. – Ярослваль., 1999. – 144с.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М., 2000. -512с.
10. Сиротюк А.А. Нейрофизиологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., - 1999. – 200с.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Сопровождающая работа находящихся рядом с ребёнком взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. Щеголь В. И. , 2008

Первый подход Сопровождение - процесс проектирования образовательной среды, исходящий из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (М. Р. Битянова, 1998 г.) Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребёнка в школьной среде (М. Р. Битянова)

Второй подход Процесс сопровождения - развитие личностного потенциала ребёнка в условиях успешности его обучения за счёт недопустимости его дезадаптации (М. М. Семаго, 2003 г.)

Сущность процесса психологопедагогического сопровождения Психолог Социальный педагог Дефектолог Ребёнок с ОВЗ Руководитель Логопед Тьютор Учитель

В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. Щеголь В. И.

Составляющие ППС: - процесс сопровождения - метод сопровождения - служба сопровождения ППС как процесс – совокупность последовательных действий ППС как метод – создание специальных условий ППС как служба – объединение специалистов разного профиля

Сопровождение в отношении обучающихся с ОВЗ: Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса в динамике его психического развития; Создание специальных условий для эффективной адаптации и психического развития и обеспечение успешности в обучении; Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; Организация жизнедеятельности ребёнка в социуме с учетом его психофизических возможностей

Сопровождение в отношении обучающихся с сохранным развитием: Предупреждение проблем развития ребёнка; Помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; Психологическое обеспечение образовательных программ.

Сопровождение в отношении семей обучающихся: Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся; Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ; Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; Формирование психологической культуры.

Сопровождение в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике: Повышение профессиональной компетентности; Формирование навыков командной работы; Формирование психологической культуры

Принципы непрерывность; систематичность; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

Базовые компоненты психологопедагогического сопровождения: Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения. Создание специальных социальнопсихологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.

Формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы

1 этап. Диагностический 2 этап. Поисково-вариативный дифференциация интеграция 3 этап. Практико-действенный дифференциация 4 этап. Аналитический интеграция специалисты команда

Практическая работа Разработайте алгоритм сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации (на примере конкретного нарушения в развитии)

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды

Письмо Минобразования РФ от 27. 03. 2000 N 27/901 -6 «О психолого-медикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Состав ПМПк заместитель руководителя (председатель консилиума), учитель, представляющий ребенка на ПМПк, учителя с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра

Цель деятельности ПМПк обеспечение диагностикокоррекционного психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации

Задачи ПМПк выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности

Анкета по выявлению отклонений в развитии (по Н. Я. Семаго) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Поведение ребенка Темповые характеристики деятельности Познавательное развитие Речевое развитие Овладение программным материалом Игра и общение со сверстниками Эмоциональные особенности Моторное развитие

ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ПМПк подготовительный Выявление ребенка, нуждающегося в спец. обр. условиях ПМПК Углубленное обследование ребенка специалистами ПМПк Разработка АОП Реализация АОП, ИУП, режим, формы, методы и приемы, корр. программа Оценка эффективности реализации спец. обр. условий в целом, коррекция всех компонентов АОП Аттестация ребенка. Изменение (при необходимости) образовательного маршрута на ПМПК

Плановый консилиум уточнение стратегии; выработка согласованных решений; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

Внеплановые консилиумы длительная болезнь ребенка, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных проблем в обучении и коррекции

Документы на ПМПк медицинское представление (сведения из истории развития ребенка); педагогическая характеристика ребенка; заключения на ребенка (от каждого специалиста коррекционной службы), в которых отражена психолого -педагогическая проблема ребенка; письменные работы по русскому языку, математике, рисунку и другие виды самостоятельной деятельности ребенка

Документация ПМПк Журнал записи детей на ПМПк Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника График плановых заседаний ПМПк

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Задачи выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении проведение комплексного обследования подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций

Состав педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог.

Виды комиссий Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Создано в 1991 году на базе школы № 33 г. Ижевска, функционировала ПМПК с целью комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

Психолого-медикопедагогическая комиссия (ПМПК) Центральная и территориальные ПМПК Образовательное отделение Классы для детей с умственной отсталостью, сложным дефектом Диагностические классы (обследование - в течение одной учебной четверти) Структурные подразделения ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» Медицинское отделение Центр по ранней помощи детям с отклонениями в развитии (лекотека)

Процедура обследования на ПМПК Предварительный этап: изучение, анализ и уточнение поступившей о ребенке информации; работа с документацией, сбор необходимых дополнительных сведений у родителей, учителей, уточнение запроса. Диагностика Аналитический этап: обсуждение результатов обследования; принятие коллегиального решения. Завершающий этап: Оформление заключения, рекомендаций; консультирование родителей.

Условия Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения (п. 18 Положения о ПМПК) Количество детей, осматриваемых в рамках одного выездного заседания 7 -10 человек. Обследование детей проводится в присутствии родителей

Основные отличия ПМПК и ПМПк Функционал Комиссия (ПМПК) Консилиум (ПМПк) Задачи Формы организации обследования Состав Формулировка заключения

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии; Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала); Паспорт родителя Направление образовательной организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации;

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии); Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации): - врач-педиатр (состояние соматического здоровья на момент обследования и подробная выписка из истории развития ребенка); - врач-офтальмолог (с указанием остроты зрения; при снижении остроты зрения указать условия организации образовательного процесса по состоянию зрения и развернутый диагноз); - врач-оториноларинголог (с указанием остроты слуха; в случаях снижения остроты слуха указать условия организации образовательного процесса по состоянию слуха и развернутый диагноз); - врач-невролог (указать развернутый диагноз и условия обучения и воспитания – при необходимости); - врач-психиатр (с указанием условий организации образовательного процесса по состоянию нервно-психической сферы).

Документы, необходимые для прохождения ПМПК: Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) ; Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. Личная карта обучающегося, результаты обучения (сводная ведомость) с итоговыми оценками за четверть, за год и с текущими оценками.

Педагогическая характеристика на ребёнка Общие сведения об ребёнке История обучения до направления на ПМПК Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации Соответствие объёма знаний требованиям программы (по предметам) Характеристика обучаемости (виды помощи и эффективность) Соблюдение учебной дисциплины Работоспособность Уровень общего развития ребенка Цель составления документа Дата, печать образовательного учреждения

1. Образовательная программа 1) обучение по основной общеобразовательной программе 2) обучение по основной общеобразовательной программе с составлением индивидуального учебного плана, __ класс 3) обучение по основной/адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с (указать вид нарушения развития) (вариант №___) с использованием дистанционных образовательных технологий, ___ класс

1. Образовательная программа 4) обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант №___) для обучающихся с (ЗПР, с нарушением опорно -двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с расстройствами аутистического спектра), ____класс

2. Форма наиболее эффективного получения образования 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

3. Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы обучение по специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся; обучение по учебникам и (или) учебникам с электронными приложениями (для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата); использование учебников, дидактических материалов и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся (слепых/слабовидящих, глухих/слабослышащих и позднооглохших обучающихся); использование альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; использование традиционных (изданных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) и альтернативных форм учебных материалов.

4. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (при необходимости) обеспечение техническими средствами обучения (включая специальный компьютерный инструментарий) с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (указать вид нарушения развития)

5. Направления психологопедагогической коррекционноразвивающей работы систематические индивидуальные/групповые занятия с учителемлогопедом по коррекции устной/устной и письменной речи (по профилактике нарушений письменной речи); систематические индивидуальные/групповые занятия с педагогомпсихологом по развитию (познавательных процессов, зрительнопространственного восприятия; регуляторной и эмоциональноличностной сфер; расширению зоны ближайшего развития; коммуникативных навыков) систематические индивидуальные/групповые занятия с учителемдефектологом (с указанием специализации)

6. Специальное сопровождение ребенка в образовательной организации в организации образовательного процесса необходимо участие тьютора (обучающимся с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата); на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) необходимо сопровождение тьютора (обучающимся с расстройствами аутистического спектра); необходимо присутствие ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь

7. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при необходимости) необходимые условия для беспрепятственного доступа в образовательную организацию и адаптация образовательной среды для обучающегося (указать вид нарушения развития)

8. Другие (дополнительные) условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (при необходимости) дообследование в БУЗ и СПЭ УР «РКПБ МЗ УР» (Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрической экспертизы УР «Республиканская клиническая психиатрическая больница МЗ УР» с целью уточнения диагноза; дообследование врачом - (офтальмологом, сурдологом, неврологом, кардиологом. . .) с целью уточнения диагноза; комплексное обследование в условиях диагностического класса ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» ; учитывать индивидуально-потребностные особенности ребенка с расстройствами аутистического спектра при организации образовательного процесса; занятия в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. выполнение назначений профильного врача-специалиста (для детей – инвалидов, детей с ОВЗ – при необходимости)

9. Повторное обследование на психологомедико-педагогической комиссии (при необходимости) повторное обследование через один год обучения (для детей, нуждающихся в динамическом наблюдении); повторное обследование при переходе на следующий уровень образования; повторное обследование через один год обучения в случае не освоения образовательной программы и наличия академической задолженности /или стабильно высоких результатов освоения образовательной программы

Казенное образовательное учреждение Воронежской области

«Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете

на тему: « Модели и технологии

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов »

учитель-дефектолог

И.В. Давыдова

Февраль 2016 г.

(Слайд) Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В процессе реализации психолого-педагогического сопровожденияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках федеральных государственных образовательных стандартов должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов.

Технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса, котороеобеспечивает благоприятные условия для их личностного и профессионального развития.

Само понятие «педагогическая технология» рассматривается в двух аспектах:

(Слайд) 1. Любая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

концептуальность

системность

управляемость

эффективность

воспроизводимость

(Слайд) Концептуальность технологии предполагает, что каждая технология опирается на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое

обоснование достижения образовательных целей.

(Слайд) Системность технологии означает, что технология должна обладать всеми признаками системы, а именно: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. В рамках психолого-педагогического сопровождения этот критерий содержит, в том числе, необходимость определения оценки результативности планируемых достижениях ребенка при переходе с одного этапа своего развития на другой, оценки адаптации в образовательной среде и социализации.

(Слайд) Управляемость технологии предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса сопровождения,поэтапной диагностики, возможного варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

(Слайд) Эффективность технологии указывает на то, что современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях

и должны быть эффективными как по результатам, так и оптимальными по ресурсным затратам, а также в определенной степени гарантировать достижение заложенного в адаптированную образовательную программу

планируемого результата.

(Слайд) Воспроизводимость технологии подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) данной технологии в других однотипных образовательных организациях другими субъектами.

(Слайд) 2. Второй аспект: технологии психолого-педагогического сопровождения опираются на следующие системообразующие условия:

Знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

Понимание психологических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;

Специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

Знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной поддержки;

Учет различных образовательных задач внутри каждой ступени образования;

Знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

Итак, каковы же основные технологии психолого-педагогического сопровождения? Это:

(Слайд) Технология построения адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.

(Слайд) Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения.

(Слайд) Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (как поведенческой, так и образовательной).

В нашей школе-интернате определена группа детей, склонных к асоциальному поведению, нарушениям дисциплины, школьных норм и правил. Таким образом, на внутришкольном контроле состоят три воспитанника школы-интерната, за каждым закреплены педагоги-наставники. На всех воспитанников группы риска заведены индивидуальные карты, в которых фиксируются все данные: результаты комплексной работы педагога-психолога, социального педагога, воспитателей; динамика изменений в поведении и обучении воспитанника; отчёты и доклады наставников, занятость подростков в кружках и секциях.

Слабоуспевающие воспитанники выявляются из отчётов успеваемости по четвертям. С ними проводится дополнительная коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие мотивационного компонента учебной деятельности, коррекцию, т.е. исправление или снижения степени негативных тенденций развития интеллектуальной деятельности путём активизации познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и на максимальное развитие у каждого воспитанника механизма компенсации выявленных пробелов в знаниях.

(Слайд) Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением, по возможности, причин и механизмов его проблем для решения задач создания адекватной коррекционно-развивающей помощи.

Основу данной технологии составляет комплексная диагностика. Все участники психолого-педагогического сопровождения владеют диагностическим инструментарием, т.е. комплексом методик, с помощью которых исследуют и оценивают то или иной показатель в развитии воспитанника. Результаты диагностики фиксируются в специальных картах, таблицах и наглядно отражаются в выбранной системе условных обозначений (баллы, уровни и т.д.)

(Слайд) Технология психокоррекционной работы со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями (законными представителями), воспитанниками).

С педагогами школы-интерната проводятся индивидуальные и групповые тематические консультации по вопросам повышения эффективности взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста, профилактике эмоционального выгорания, как по плану работы педагога-психолога, так и по запросу самих педагогов.

Психокоррекционная работа с воспитанниками осуществляется на основе результатов комплексного обследования с использованием специальных технологий, учитывающих все психофизиологические особенности детей с ОВЗ, например, личностно-ориентированные технологии, направленные на поддержку индивидуально-личностного развития каждого воспитанника; это обучение на интегративной основе, способствующее формированию мыслительной деятельности, способности применять полученные знания в различных ситуациях и др.

(Слайд) Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения (социометрические методы, направленные на исследование межличностных отношений в группе; техника Тембо-Рубинштейна по определению уровня самооценки воспитанников; методы наблюдения, беседы с воспитанниками и педагогами в урочной и внеурочной деятельности и т.д.)

(Слайд ) Технология собственно коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья . Р абота заключается в оказании им своевременной помощи при освоении программного содержания образования в условиях школы-интерната, в коррекции и развитии воспитанников в динамике образовательного процесса. Рассмотрим данную технологию более подробно.

Хочется отметить, что если ранее пользовались терминами «педагогическая технология» или «технология обучения», то на сегодняшний день используется термин «образовательная технология». Она является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у обучающихся. Ведь основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме, сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В соответствии с ФГОС на первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Современный педагог понимает, что, только усваивая новые знания, обучающийся учиться быть потребителем, становиться, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Он осознаёт необходимость учить как-то по-иному, в связи с чем вопрос применения современных образовательных технологий, становится особенно актуальным.

В качестве примера назову лишь некоторые группы технологий, которые используют специалисты психолого-педагогического сопровождения.

(Слайд) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников :

- игровые технологии ,

- интерактивные технологии,

Технологии проблемного обучения,

Технология обучения на основе опорных сигналов (В.Ф. Шатилова),

Технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассова) и др.

(Слайд) Педагогические технологии на основе эффективности организации и реализации образовательного процесса :

Технологии коррекционно-развивающего обучения,

Технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик),

Технология индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д.

Шадриков),

Технологии групповых и коллективных способов обучения (И.Д. Первин,

В.К. Дьяченко),

Информационно-коммуникативные технологии и др.

- здоровьесберегающие технологии и т.д.

Монодидактические технологии применяются, как правило, редко. Обычно образовательный процесс строится так, что конструируется полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной линии. Хочу отметить, что такая комбинированная технология обладает качествами, которые значительно превосходят качества каждой из входящих в нее технологий, в результате чего достигается максимальная эффективность её применения.

В арсенале широкого спектра технологий, которые использую я, как учитель-дефектолог, центральное место занимает технология коррекционно-развивающего обучения, в основе которой заложен системообразующий принцип работы с детьми с ОВЗ «Особые дети - особый подход!»

Более подробней остановлюсь на практическом использовании технологии коррекционно-развивающего обучения на примере занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «Звук и буква В. Анализ обратных слогов», проведённого мною в рамках фестиваля открытых уроков. Тип данного занятия по цели организации: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Характер учебных заданий: коррекционно-развивающий.

На этапе актуализации прежних знаний основной акцент всегда делаю на работу с гласными звуками , ведь именно они несут слогообразующую функцию. (Слайд) Наряду с информационно- компьютерными технологиями использую технику сочетания координированных движений пальцев рук с произнесением гласных звуков , т.е. ребёнок, выполняя игровое задание «Звуковые человечки» проговаривае т отдельные гласные звуки в сочетании с движениями пальцев рук, которые символизируют движения губ («разговаривает» пальцами), произносит гласные звуки с опорой на зрительный и тактильный контроль .

(Слайд) Движения пальцев рук использую и для голосовых упражнений при проговаривании уже звукового ряда из 3-х гласных звуков (игровое упражнение «Звуковая распевка»). Такая целенаправленная и систематическая работа является профилактикой и предупреждением дальнейших ошибок при чтении и письме.

В ходе реализации самой темы занятия провожу целенаправленную работу по осознанному запоминанию таких понятий, как: гласные-согласные звуки, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие и закреплению навыка их дифференциации.

(Слайд) Однако все эти понятия для дошкольников абстрактны. Для того, чтобы облегчить их осмысленное запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, использую элементы мнемотехники. Её суть заключается в следующем: на каждое понятие (слово) используются картинки-опоры, которые добавляют визуальный анализатор, который в свою очередь прекрасно компенсирует недостаточно развитый фонематический слух.

(Слайд) Самым эффективным способом использования таких наглядных опор считаю не показывать ребенку готовую карточку, а вовлечь малыша в ее изготовление. Так, для запоминания «секретов звука в» он сам вырезал чёрный квадрат, который символизирует то, что звук В согласный (это первый секрет) , вместе с ним мы наклеивали картинки-ассоциации (колокольчик, обозначающий, что звук В - звонкий (второй секрет), а третий секрет заключается в том, звук может быть твёрдым, как камень и мягким, как вата). Таким образом, все секреты звука изображены наглядно-образно. Глядя на эти опорные картинки-запоминалки, ребёнок легче вспоминает и осознанно различает изучаемые понятия.

(Слайд) При работе по различению звуков по твёрдости-мягкости применяю приёмы телесноориентированной техники, в частности биоэнергопластики: способ «растяжки» – чередование напряжения и расслабления в кистях рук (игра «Камень – вата»), что нормализуют гипертонус и гипотонус ручных мышц и подготавливает руку дошкольника к письму.

(Слайд) Провожу работу над зрительным образом буквы В , включающую анализ пространственного расположения её элементов, используя при этом арт-терапевтические технологи, а именно технику изо-терапии: рисование буквы В на манной крупе.

(Слайд) При чтении слогов, зашифрованных в цветных геометрических формах, использую элементы технологии ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

В игре «Зашифрованные слоги»с использованием геометрических форм: разноцветных кубов и брусков сначала предлагается прочитать слоги, зашифрованные в одинаковых по цвету кубах. (слог АВ – на красных кубах, слог УВ – на синих), а затем - слоги, спрятанные в одинаковых геометрических формах. (слог ИВ – на кубах, слог ОВ – на брусках)

Таким образом, работа по закреплению и отработке учебных умений и навыков вплетена в процесс развития внимания, памяти, мыслительной деятельности, формирования основных её приёмов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

В результате использования технологии коррекционно-развивающего обучения происходит обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), в результате чего сенсорный опыт дошкольников в области русского языка развивается и совершенствуется.

Кроме того, данная технология позволяет обеспечить динамичность восприятия (это задания по нарастающей трудности, предусматривающие «пошаговость» от простого к сложному; смена заданий для закрепления одного и того же навыка, что предупреждает пресыщаемость и утомляемость, способствует развитию познавательной активности; это смена видов деятельности, способов поддержки: сначала вместе, затем – сам, т.е. навыки отрабатываются путём поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной).

(Слайд) Механизм реализации технологии коррекционно-развивающего обучения позволяет осуществлять образовательный процесс на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, с использованием деятельностного подхода, а именно наглядно-действенной и предметно-практической деятельности, что способствует более осознанному и прочному усвоению учебной информации и является обязательным условием обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате чего у них постепенно формируются универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные (умение действовать в соответствии с учебной инструкции, в соответствии с образцом, давать полные ответы на поставленные вопросы, первоначальные навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля), что способствует успешной подготовки дошкольников к дальнейшему школьному обучению.

(Слайд) Таким образом, каждая из представленных выше технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации. Важным аспектом, ещё раз подчеркну, является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.

Выходные данные сборника:

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

Ежовкина Елена Васильевна

ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева », г . Саранск

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF THE HUMANITIES-ORIENTED EDUCATION CENTER

Ezhovkina Elena

Assistant of the department of correctional pedagogy and special techniques

of Mordovian Teachers Training Institute named after M.E. Evsevyev , Saransk

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования»

АННОТАЦИЯ

В статье представлена технология педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях гуманитарно-ориентированного центра образования.

ABSTRACT

The article presents the technology of pedagogical support of adaptation of children with the limited possibilities of health in the conditions of the humanities-oriented education center.

Ключевые слова: технологии; технологии педагогического сопровождения адаптации; гуманитарно-ориентированный центр образования; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: technologies; technologies of pedagogical support adaptation; humanities-oriented education center; children with disabilities.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, является создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок. Современная концепция коррекционно-развивающего обучения предполагает разработку технологий психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком. Поэтому, сегодня остро встает вопрос о том, каким же образом в условиях конкретного региона можно говорить о создании системы педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях гуманитарно-ориентированного центра образования.

В нашем исследовании интерес представляет рассмотрение технологий в рамках педагогического сопровождения адаптации, сущность которой нами определена , а, следовательно, и аспекты толкования данного термина в рамках ее системы. Остановимся на определении понятия технология.

Термин «технология» в настоящее время широко применяется во всех сферах жизнедеятельности человека. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что однозначной трактовки термина не существует. Само слово «технология» с греческого переводится как наука о достижении искусства или мастерства. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» . В широком значении технология определяется как «… поэтапная реализация того или иного метода, принципа с помощью определенных форм работы (В.П. Беспалько) . В философско-культурологическом смысле под технологией понимается специфическая реальность, которая являет собой сферу целенаправленных усилий, детерминируемых социально-культурными факторами (В.М. Розин) . В педагогическом аспекте под педагогической технологией рассматривают «… строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов» (В.А. Сластенин) .

Таким образом, в нашем исследовании технология педагогического сопровождения адаптации - это совокупность используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приемов, средств, которые способствуют не только решению образовательных, воспитательных, развивающих задач, но и успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в окружающую социальную среду.

Практическая реализация технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ предполагает оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, каким является Центр продленного дня на базе Мордовского педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог); учет особенностей и уровня развития ребенка; приоритетность задач адаптации и социализации; составление комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ; участие родителей, их активное и партнерское взаимодействие со специалистами сопровождения.

Технология педагогического сопровождения адаптации ребенка с ОВЗ требует от каждого специалиста знание этапов и закономерностей возрастных периодов развития; понимание психологических и педагогических задач каждого конкретного возраста; специфику психического развития детей с ОВЗ; знание особенностей развития взаимодействия в детском коллективе в различные возрастные периоды. Следовательно, консолидация усилий разных специалистов позволит на каждом из выделенных нами этапов, представленных графически на рисунке, обеспечить комплексное педагогическое сопровождение адаптации ребёнка с ОВЗ.

Рисунок 1. Этапы реализации технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ

Первым этапом реализации технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ является диагностический этап. На нем специалисты сопровождения собирают необходимую информацию о ребенке, о ситуации семейного воспитания. Узкие специалисты проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально-волевых особенностей, обследуют речевую сферу ребенка, определяют состояние здоровья ребенка, выявляют социальный статус. То есть, это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка. Результатом данного этапа является определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.

Следующий этап - проективный, на котором специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Совместно определяется стратегия сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.

Обеспечение достижения желаемого результата происходит на коррекционно-развивающем этапе. На нем происходит реализация индивидуального образовательного маршрута и выполнение комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального педагогического сопровождения адаптации ребенка. Конечная цель реализации программы состоит в том, помочь ребенку в решении задач его развития, адаптации к жизни в обществе посредством самостоятельного использования полученных жизненно важных знаний и навыков.

Заключительным этапом является рефлексивный. Это период осмысления результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы. На данном этапе проводится анализ реализации поставленных задач, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

Таким образом, технология педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ включает следующие этапы: диагностический, проективный, коррекционно-развивающий, рефлексивный, реализация которых способствует успешному включению ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников.

Список литературы:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М.: Русский язык, 1980. - 568 с.

3.Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал № 5(30) - Рязань, 2012. - С. 84-89.

4.Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия. - М., 2001. - Т. 4. - С. 65-66.

5.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 512 с.