Что относится причинам смутного времени. Смутное время: кратко и понятно

Или «Смута» в исторической литературе принято обозначать период конца XVI - начала XVII вв. , когда в российском обществе имел место кризис государственной власти, наблюдалось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью», обострились межсословные, внутрисословные противоречия, проявилась реальная угроза утраты Московским государством своей суверенности. Этот термин впервые был введѐн русскими писателями начала XVII в., и широко использовался в дореволюционной литературе. В советской же историографии данный период стал определяться как период крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова. Сейчас термин «Смутное время» («Смута») возвращѐн в отечественную историографию, поскольку достаточно адекватно отражает суть событий российской истории рубежа XVI - XVII вв.

Существуют различные подходы в объяснении причин событий Смутного времени. В рамках теологического подхода христианские историки (А. В. Карташов и др.), акцентируя внимание на духовном факторе, первопричину событий Смутного времени видели в «грехе гордыни, который явился искушением самовластья» и рассматривали эти события в качестве кары «за безбожную жизнь, как дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу».

Известные российские историки XIX в. и Н.И. Костомаров в объяснении причин Смуты главным считали внешнеполитический фактор и связывали происхождение событий Смутного времени с политическим вмешательством иноземных врагов России, и, прежде всего, Польши, представлявшей интересы католической церкви в отношении России.

Однако большинство историков объясняли и объясняют причины Смуты действием, прежде всего, внутренних факторов. При этом С. М. Соловьѐв связывал причины Смуты с «династическим кризисом», то есть пресечением московской династии Рюриковичей, а также «с дурным состоянием нравственности в обществе». В.О. Ключевский же считал пресечение династии лишь поводом к Смуте, которая явилась, по сути, проявлением сложного социального кризиса, вызванного строем «государственных повинностей», породившим социальную рознь и отказ сословий, как служилых, так и тягловых, выполнять свои обязанности перед государством.

Согласно концепции В.О. Ключевского, Смута началась сверху, и в событиях Смутного времени поочерѐдную активность проявили и бояре, и дворяне, и низшие сословия. В историографии советского периода (Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) преобладал подход, согласно которому события рубежа XVI - XVII вв. рассматривались главным образом через призму понятия «классовая борьба» и трактовались как крестьянская революция (война, восстание), которая была вызвана закрепощением крестьян в конце XVI в. В современной отечественной историографии утвердился подход, представители которого (историки Скрынников Р. Г., Кобрин В. Б. и др.) считают, что понятие «крестьянская война» не может отразить всю суть, сложность и масштабность событий Смутного времени, и используют применительно к этому периоду более широкое понятие «гражданская война», главной причиной которой являлось, по словам историка В. Г. Кобрина, «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых». Современные исследователи единодушны в том, что Смута уходит своими корнями в эпоху Ивана Грозного, т. е. обусловлена негативными последствиями, прежде всего, опричной политики царя .

В литературе можно встретить различные варианты хронологии и периодизации Смутного времени. Одни исследователи связывают начало Смуты со смертью Ивана Грозного в 1584 г., другие - с , третьи - с голодом, начавшимся в 1601 г., четвѐртые же - с появлением в 1604 г. самозванца Лжедмитрия I.

Большинство же исследователей начинают отсчѐт Смутного времени с 1598 г., когда со смертью бездетного царя Фѐдора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, и наступил династический кризис. Выйти из этого кризиса было решено путѐм избрания царя на Земском соборе: первым выборным царѐм стал .

Окончание же Смуты связывают с избранием г. царѐм .

Историки, как правило, выделяют три этапа Смуты.

Первый этап охватывает период с 1598 г. по 1606 г. и условно именуется династическим: в это время в условиях династического кризиса, возникшего в результате пресечения династии Рюриковичей, разворачивается острая борьба за московский престол.

Второй этап, охватывающий 1606 - 1610 гг., определяют как социальный, так как главным содержанием его стала борьба основных общественных классов, социальных слоѐв российского общества.

Третий этап - 1610 - 1613 гг. - назван национально- освободительным, поскольку в это время разворачивается борьба русского народа против иностранной интервенции, и создаѐтся национальное правительство во главе с представителем новой царской династии - царѐм Михаилом Фѐдоровичем Романовым.

Рассмотрим, как развивались основные события Смутного времени.

Унаследовавший после смерти Ивана Грозного трон и формально правивший Московским государством с 1584 г. по 1598 г. был болезненным и слабоумным человеком. По словам историка Н. И. Карамзина, царь Фѐдор был кроток, набожен, имел робкий ум, слабость в ногах и более подходил «для кельи и пещеры, нежели для власти державной». Объективно оценивая способности сына как будущего правителя, Иван Грозный заранее создаѐт при Фѐдоре опекунский совет из пяти человек, среди которых оказался и Борис Фѐдорович Годунов (брат жены Фѐдора - Ирины Годуновой).

После восшествия на престол царя Фѐдора Ивановича среди окружавших престол дворцовых группировок разгорелась острая борьба за власть, в которой победу вскоре одержал царский шурин, боярин Борис Годунов. Оттеснив князей Шуйского, Мстиславского и других опекунов царя Фѐдора, он стал, как считают, фактическим правителем Московского государства.

Итак, в 1598 г. царь Фѐдор Иванович умер, не оставив наследников: его единственная дочь умерла в младенчестве, младший же брат, как уже отмечалось ранее, малолетний царевич Дмитрий, последний сын Грозного и последний из прямых наследников престола, погиб в 1591 г. в г. Угличе при неясных обстоятельствах (по официальной версии, он смертельно ранил себя ножом во время эпилептического припадка, а, по слухам, был убит сторонниками Годунова).

В этих условиях выход из возникшего династического кризиса нашли в том, что решили избрать нового царя на Земском соборе. Единственным кандидатом в силу сложившихся обстоятельств оказался Борис Годунов, который был избран царѐм на Земском соборе в 1598 г. и правил до 1605 г.

Внутренняя политика Годунова, в целом, была направлена на преодоление того кризисного состояния, в котором оказалось Московское государство в результате опричной политики. С начала 90-х гг. XVI в. в стране наметился экономический подъѐм, хотя последствия опричнины и Ливонской войны ещѐ не были до конца преодолены.

Интенсивно шло строительство городов на Волге (Самара, Саратов, Царицын и др.), продолжалось освоение Сибири, где строились крепости и остроги (Сургут, Томск и др.), развивались промыслы и торговля. Для укрепления южных и западных рубежей были основаны города Воронеж, Белгород и др. Большой размах приобрело церковное и гражданское каменное строительство: построены каменные крепости в Смоленске, Астрахани, Казани, а в Москве был сооружѐн водопровод и архитектурные комплексы в Кремле.

Годунов заботился о распространении книгопечатания, открывал в городах типографии, вынашивал планы учреждения в России школ и университетов. Для работы в России приглашались иностранные специалисты (часовщики, врачи, аптекари и др.), а дети российских дворян направлялись для обучения наукам за границу. По инициативе Бориса Годунова в 1589 г. было учреждено патриаршество, в результате чего русская церковь приобрела полную независимость от византийской церкви, и Москва стала восприниматься как самостоятельный центр православия.

Стабилизировалось также и международное положение России. В результате русско-шведской войны 1590 - 1593 гг., завершившейся Тявзинским миром в 1595 г., Россия смогла вернуть часть земель, утраченных в ходе Ливонской войны, в том числе города Ям, Копорье, Иван- город. В 1601 г. было продлено на 20 лет перемирие с Речью Посполитой. Активизировалась торговля с Англией, Голландией, Персией. Некоторые современные исследователи, характеризуя Бориса Годунова как достаточно европеизированного политика, считают, что если бы ему удалось закрепиться на престоле, то перед Россией открылась бы перспектива европейского пути развития.

Однако важно отметить то, что в конце XVI в. в Московском государстве проводились мероприятия, направленные, в целом, на укрепление самодержавной власти, а также на возрастание роли приказной бюрократии, на увеличение налогового гнѐта, на усиление крепостной зависимости крестьян.

Именно при Борисе Годунове происходит утверждение крепостного права в России. Начало этому процессу было положено ещѐ при Иване Грозном, когда, начиная с 1581 г., стали эпизодически вводиться так называемые «заповедные лета» т.е. запрет перехода крестьян в Юрьев день от одного помещика - к другому. В 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении перехода крестьян в Юрьев день повсеместно и навсегда.

А в 1597 г. вышел указ об «урочных годах», т. е. о введении срока сыска беглых крестьян (первоначально - 5 лет). Наметившийся экономический подъѐм был прерван разразившимся в 1601 - 1603 гг. страшным голодом, который, несмотря на проводившиеся правительством Б. Годунова широкомасштабные благотворительные мероприятия, имел катастрофические последствия для экономического развития страны и привѐл к резкому обострению социальных противоречий.

В результате двух неурожайных лет цены на хлеб поднялись в сотни раз. В условиях голода начались массовые эпидемии и, по свидетельству современников, в эти годы вымерла треть населения государства Московского. В 1603 г. в центральных уездах страны развернулось мощное восстание крестьян и холопов под руководством Хлопка.

Хотя восстание было быстро подавлено, внутриполитическая ситуация в стране не стабилизировалась. В обстановке массового народного бедствия нарастало и массовое недовольство правителем: постигшее страну бедствие, воспринималось средневековым общественным сознанием как Божья кара за неправильного царя, который «не был рождѐн на троне», т. е. не имел царского происхождения.

Народная молва обвиняла Годунова и в смерти царевича Дмитрия, и в смерти даже царя Фѐдора Ивановича. Вместе с тем, стал распространяться самый страшный для Бориса Годунова слух о том, что царевич Дмитрий жив и готовится отвоевать у него московский престол. Действительно, в Речи Посполитой появился человек (по официальной версии правительства Годунова беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев), выдававший себя за погибшего в Угличе царевича Дмитрия.

Получив поддержку польского короля Сигизмунда III, этот самозванец - Лжедмитрий I - , осенью. 1604 г. вторгся в пределы Московского государства и двинулся северо-западными окраинами, где было много противников Годунова, к столице. Власть Лжедмитрия I вскоре признал ряд юго-западных российских городов, а к марту 1605 г. ему присягнули многие представители боярства и дворянства, а также значительная часть народных масс.

Потрясѐнный успехами самозванца Борис Годунов в середине апреля 1605 г. внезапно умер, и на престол взошѐл его 16-летний сын Федор. Однако в начале мая 1605 г. царские войска перешли на сторону самозванца. А в Москве 1 июня 1605 г произошѐл переворот в пользу самозванца, в результате которого Фѐдор Годунов и его мать были убиты.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в столицу и вскоре венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Правление же самозванца продолжалось всего лишь 11 месяцев: с июня 1605 г. по май 1606 г. Дело в том, что, вступив на престол, Лжедмитрий I, вопреки ранее данным крестьянству обещаниям, подтвердил принятые до него крепостнические законодательные акты: у народа пропала вера в «доброго царя».

Руководство русской православной церкви, опасаясь того, что Лжедмитрий I выполнит данное польскому королю обещание ввести в России католичество, лишило его своей поддержки. Определѐнные уступки самозванца в отношении дворян с целью заручиться их поддержкой, вызвали недовольство боярской знати. Тем более что, по мнению тех представителей боярской аристократии, которые использовали Лжедмитрия I как орудие борьбы с Годуновыми, необходимости поддерживать самозванца уже не было.

В мае 1606 г. во время торжеств по случаю свадьбы Лжедмитрия I и дочери польского магната католички состоялся направленный против самозванца заговор, который возглавил знатный боярин Василий Иванович Шуйский. При осуществлении заговора было использовано массовое недовольство москвичей поведением прибывших на свадьбу польских гостей, которые не считались с русскими обычаями и т. п. 17 мая 1606 г. во время восстания горожан против поляков, Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками.

На импровизированном Земском соборе в мае 1606 г. царѐм избрали Василия Ивановича Шуйского, который оставался на престоле до 1610 г. При воцарении новый царь сделал так называемую «крестоцеловальную запись», обязуясь не судить подданных без участия Боярской думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы.

Выдвинутый узким кругом боярской знати новый царь не пользовался популярностью в народе. Распространение слухов о «спасении» Лжедмитрия I привело к массовому движению против Шуйского под лозунгом возвращения на трон «истинного царя Дмитрия Ивановича». Огромную территорию охватило направленное, прежде всего, против Шуйского восстание во главе с (1606 - 1607 гг.). Многотысячная армия повстанцев, в составе которой находились отряды казаков, холопов, посадских людей, крестьян, мелкопоместных дворян и др., осенью 1606 г. осадила Москву.

После нескольких сражений с царским войском отряды Болотникова отступили к Туле, и, не выдержав осады, в сентябре 1607 г. вынуждены были сдаться. Речь Посполитая, по-прежнему, стремилась использовать нестабильное внутреннее положение России для захвата еѐ земель. В начале 1608 г. в пределах Московского государства объявился ставленник польского короля, новый самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося после восстания в Москве в 1606 г.

Под знамена Лжедмитрий II собрались все недовольные правительством Василия Шуйского русские люди, а также отряды польских шляхтичей и запорожских казаков. В июне 1608 г. войско Лжедмитрия II подошло к Москве, но взять столицу не смогло. Самозванец расположился лагерем в подмосковном селе Тушино, где вскоре были сформированы свои органы управления (Боярская дума, приказы и т. д.), появился свой (Фѐдор Никитич Романов).

В Тушино насильственно была доставлена и Марина Мнишек, которая вынуждена была признать в лице нового самозванца якобы своего чудом спасшегося мужа: есть сведения, что позже она как истинная католичка тайно обвенчалась с Лжедмитрием II. Лжедмитрий II («тушинский вор») контролировал значительную часть российской территории и вѐл активную борьбу с «боярским царѐм» В. И. Шуйским, который находился в Москве.

С целью добиться победы над самозванцем Василий Шуйский в 1609 г. заключил договор со Швецией, которая в обмен на военную помощь получала часть российской территории (Корелу и Ладогу). В сентябре 1609 г. в пределы России вторгся и осадил Смоленск польский король Сигизмунд III, находившийся в это время в состоянии войны со Швецией. В мае 1610 г. польская армия во главе с гетманом Жолкевским двинулась на Москву и разгромила войско Василия Шуйского.

В Москве 17 июля 1610 г. бояре и дворяне, поддержанные частью посадского населения столицы, осуществили заговор, в результате которого Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В 1610 г. распался и тушинский лагерь, а «тушинский вор» Лжедмитрий II бежал из Тушино и вскоре погиб в Калуге при неясных обстоятельствах. Власть же перешла к временному боярскому правительству (во главе с князем Ф. И. Мстиславским), получившему название « ».

17 августа 1610 г. это правительство заключило с польским гетманом Жолкевским договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава и впустило в столицу польский гарнизон. От имени Владислава Московским государством стал править польский наместник. Вскоре шведы, используя присутствие своего войска на российской территории, захватили Псков и Новгород. Действия «Семибоярщины» были расценены народом как измена и послужили причиной объединения патриотических сил страны под лозунгом изгнания иноземных захватчиков и избрания государя «волей всей земли».

Во главе начавшегося патриотического движения встали служилое дворянство и верхушка посада ряда городов. В 1611 г. в Рязани было создано первое народное ополчение, попытавшееся, хотя и безуспешно, освободить Москву от поляков. В конце 1611 г. в Нижнем Новгороде под руководством купца К. М. Минина и князя создаѐтся второе народное ополчение, которое, будучи поддержанным патриотически настроенным населением страны, в октябре 1612 г. освободило Москву от польских интервентов.

В отличие от многих других гражданских войн всемирной истории Смута завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением монархической государственности. Земский собор в 1613 г. избрал царѐм племянника (по линии матери) последнего царя из династии Рюриковичей Фѐдора Ивановича Михаила Фѐдоровича Романова (1613 - 1645 гг.), ставшего родоначальником новой царской династии. Было создано правительство, которое завершило борьбу с иноземными захватчиками, внутренними междоусобицами и начало восстановление хозяйства страны, разрушенного в результате социально-политического и экономического кризиса конца XVI - начала XVII вв.

Итак, в период Смутного времени Россия оказалась на грани утраты государственности и независимости. В гражданскую войну были вовлечены все слои российского общества. Когда же страна подверглась иностранной интервенции, представители различных сословий сплотились, проявили , национальное единство в борьбе с внешним врагом: суверенность страны удалось отстоять. Но потребовалось ещѐ несколько лет для преодоления негативных последствий Смуты.

В результате событий этого периода территория России несколько сократилась, но общественный порядок в стране был восстановлен в прежнем в виде наследственной монархии. Вместе с тем, в российском обществе утверждается представление о государстве как общей «земле», а не царской вотчине.

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя -Борис Годунов . В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлениемЛжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты . В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Основные этапы оформления: В конце XV в. – первые шаги в государственном оформлении. В конце XVI в. – решающий шаг, но как временная мера. Соборное уложение 1649 г. – окончательное оформление. В ходе восстановления страны после “смуты” идет продолжение острой борьбы мелких и крупных феодалов за крестьян. Огромное количество челобитных от “служилой мелкоты”. Именно под их давлением принимается Соборное уложение 1649 г. , по которому переходы были запрещены. Розыск и возврат беглых и вывезенных не ограничивался никакими сроками. Крепостное право стало наследственным. Крестьяне потеряли право самостоятельно выступать в суде с исками.

Смутное время в Московском государстве, было последствием тиранического правления , расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начало XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, привело в брожение все слои русского населения, подвергло страну крайней опасности быть захваченной иностранцами. В октябре 1612 нижегородское ополчение (Ляпунов, Минин, Пожарский) освободило Москву от поляков и созвало выборных всей земли для избрания царя.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907-09

КОНЕЦ РОДА КАЛИТЫ

Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе: «Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная: царевичу Димитрию смерть учинилась Божиим судом; а Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов. За такое великое изменное дело Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит; а наша должность молить Бога о государе, государыне, о их многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани».

Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события. Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах, они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного. Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного исследования, народ ждал правды. Слух был так силен, что Годунов почел нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил наказ: «Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие». Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина; крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей; послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.

Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою, упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.

Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался. Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею; пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще человек, который не только носил название царя и великого князя, но и действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом несчастии летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя Феодора.

УЖАСЫ ГОЛОДА

Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ВРЕМЕН СМУТЫ

Подъем народных движений в начале XVII века был абсолютно неизбежен в условиях тотального голода. Знаменитое восстание Хлопка в 1603 году было спровоцировано самими владельцами холопов. В условиях голода владельцы изгоняли холопов, ибо им невыгодно было держать холопов у себя. Сам факт гибели воеводы И.Ф. Басманова в кровопролитном сражении конца 1603 года с холопами говорит о весьма значительной воинской организованности восставших (многие холопы, очевидно, тоже относились к разряду «служилых»). Резко снизился авторитет царской власти и лично Бориса Годунова. Служилые люди, особенно южных городов, ждали смены власти и устранения монарха нецарского рода, о чем все чаще начинали напоминать. Начиналась истинная «Смута», в которую немедленно включились и те, кто совсем недавно вынужден был покинуть Центральную Россию и искать счастья в ее пограничных, главным образом южных пределах, а также за пределами России.

МОСКВА ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЛЖЕДМИТРИЯ

Между тем, Москва была усеяна трупами, которые несколько дней вывозили за город и там хоронили. Тело самозванца три дня лежало на площади, привлекая любопытных и желающих обругать хотя бы труп. Затем его захоронили за Серпуховскими воротами. Но и на этом преследования убитого не закончились. Неделю с 18 по 25 мая стояли сильные морозы (не так редкие в мае-июне и в наше время), наносившие большой ущерб садам и полям. За самозванцем и раньше следовал шепот о его чародействе. В условиях чрезвычайной неустойчивости бытия, суеверия разливались рекой: что-то страшное видели над могилой Лжедмитрия, и с ним связывали возникшие природные катаклизмы. Могилу раскопали, тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, выстрелили из пушки, направив ее в ту сторону, откуда пришел Расстрига. Этот пушечный выстрел, однако, создал Шуйскому и его окружению неожиданные проблемы. В Речи Посполитой и Германии распространялись слухи, что казнен вовсе не «Дмитрий», а какой-то его слуга, «Дмитрий» же спасся и бежал в Путивль или куда-то в польско-литовские земли.

ПРОТИВОБОРСТВО С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ

Смутное время не закончилось в одночасье после освобождения Москвы силами Второго ополчения. Помимо борьбы против внутренних «воров», вплоть до заключения в 1618 г. Деулинского перемирия продолжались военные действия между Россией и Речью Посполитой. Ситуацию этих лет можно охарактеризовать, как широкомасштабную пограничную войну, которую вели местные воеводы, опираясь, в основном, только на местные силы. Характерной особенностью военных действий на пограничье в этот период являются глубокие опустошительные рейды на территорию противника. Эти удары были нацелены, как правило, на определенные укрепленные города, уничтожение которых приводило к утрате противником контроля над прилегающей к ним территорией. Задачей руководителей таких набегов было разрушить опорные пункты неприятеля, разорить деревни, угнать как можно больше пленников.

Был свергнут с российского престола в 1610 г. Его отправили в монастырь, причем сделали это насильно. После этого начинается период правления Бояр - так называемая Семибоярщина. Окончание включает в себя кроме боярского правления еще и приглашение на престол польского королевича Владислава, иностранную интервенцию на территорию Руси, создание народных ополчение и воцарение новой династии.

В некоторой историографии окончание Смуты не связывают с 1613 г., когда на престол был избран . Многие историки продляют Смутное время до 1617-1618 гг., когда были заключены перемирия с Польшей и Швецией. А именно Деулинское с Польшей и Столбовский мир со шведами.

Период Смутного времени

После свержения правления Шуйского, власть в свои руки взяли бояре. Участие в управлении принимали несколько знатных боярских родов, во главе с Мстиславским. Если оценивать деятельность Семибоярщины, то политика ее выглядела предательской по отношении к своей стране. Бояре открыто решили сдать государство полякам. Сдавая страну, Семибоярщина исходила из классовых предпочтений. В то же время к Москве направлялась армия Лжедмитрия II, а это были «низы» общества. А поляки, хоть и были католиками и не принадлежали к русской нации, но все-таки в классовом отношении были ближе.

17 августа 1610 г. на территории польской армии было подписано соглашение между двумя государствами. Договор подразумевал - призвать на русский престол сына польского короля Владислава. Но в данном соглашении было несколько пунктов, которые существенно ограничивали власть королевича, а именно:

  1. Королевич переходит в православие;
  2. Никаких контактов с Папой Римским о вере Владислава запрещены;
  3. Казнить русских, которые отойдут от православной веры;
  4. Королевич женится на русской православной девушке;
  5. Русские пленные должны быть освобождены.

Условия договора были приняты. Уже 27 августа столица русского государства присягает королевичу. Поляки вошли в Москву. Об этом узнали приближенные к Лжедмитрию II. Был организован заговор против него, он был убит.

Во время присяги Москвы королевичу, польский король Сигизмунд III и его армия стояли у Смоленска. После присяги туда было отправлено русское посольство, его главой был Филарет Романов. Цель посольства доставить Владислава в столицу. Но затем выяснилось, что Сигизмунд III сам захотел занять русский трон. Послам о своих планах он не сообщал, просто стал тянуть время. А в это время бояре открыли двери Москвы для поляков, которые были у города.

События окончания Смутного периода


События окончания стали развиваться стремительно. В Москве возникло новое правительство. Ему отводилось роль управлять государством, пока Владислав не прибудет в город. Его возглавили следующие люди:

  • Боярин М. Салтыков;
  • Купец Ф. Андронов.

Особое внимание надо уделить Андронову. Впервые в государственном аппарате появился городской человек, в данном случае купец. Отсюда можно сделать вывод, что богатая часть горожан Москвы выступала за правление Владислава, активно продвигала его кандидатуру. В то же время понимая, что Сигизмунд не торопится отправлять Владислава на престол, послы стали оказывать давление на Сигизмунда. Это привело к аресту, затем их отправили в Польшу.

В 1610 г. Смутное время переходит в фазу освободительной борьбы. Все стало проще. Теперь противостояли между собой не русские силы, а началось открытое противостояние поляков и русских. Сюда еще включался религиозный сегмент - борьба католиков и православных. Главной силой этой борьбы у русских стали земские ополчения. Они возникали в уездах, волостях и городах, постепенно ополчения крепли и впоследствии смогли оказать яростное сопротивление интервентам.

Патриарх Гермоген занял очень жесткую позицию в отношении поляков. Он был категорически против их пребывания в столице, и так же был против польского королевича на русском престоле. Он был ярым борцом с интервенцией. Гермоген сыграет не последнюю роль в освободительной борьбе, которая начнется уже в 1611 г. Нахождение поляков в Москве дало толчок к началу национально-освободительного движения.

Первое ополчение Смутного времени


Стоит отметить, что те территории, где возникали ополчения, были давно привычны к самостоятельному управлению своими территориями. Кроме того, на этих территорий не было такого большого социального расслоения, не было четкого разделения на богатых и бедных. Можно сказать что движение это было патриотичным. Но не все так идеально. Проживавшие там купцы совершенно не хотели, чтобы поляки управляли государством. Такое положение дел сказывалось негативно на торговле.

В 1610-1611 гг. возникло первое земское ополчение в период Смутного времени. У этого ополчения было несколько лидеров:

  • Братья Ляпуновы - Прокипий и Захар;
  • Иван Заруцкий - ранее пребывавший в стане Лжедмитрия II, фаворит Марины Мнишек (жена );
  • Князь Дмитрий Трубецкой.

Лидеры обладали авантюрным характером. Стоит отметить, что время тогда было само по себе авантюрное. В марте 1611 г. ополченцы принимают решение взять Москву штурмом. Сделать этого не удалось, однако город был взят в блокаду.

Внутри же ополчения возник конфликт между представителями казачества и дворянства. Поляки использовали этот конфликт. Ими было подброшено письмо о том, что Прокопий Ляпунов должен был вступить с ними в соглашение. Оправдаться Ляпунов не смог, и был убит. Ополчение в итоге распалось.

Окончание и последствия Смутного времени


Некоторые территории присягали маленькому Ивану Дмитриевичу - сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но есть версия, что отцом мальчика был Иван Заруцкий. У Ивана было прозвище «воренок», так как сын Тушинского вора. Параллельно начинает складываться новое ополчение. Его возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Изначально Минин собрал средства, снарядил пехоту. А возглавил войско уже князь Пожарский. Дмитрий Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо. Можно судить, что у Дмитрия были очень обширные права занять русский престол. Кроме этого стоит сказать, что это ополчение шло на Москву под гербом рода Пожарских. Движение нового ополчения охватило Приволжскую территорию, войско прибыло в город Ярославль. Там создали альтернативные государственные органы.

В августе 1612 г. войско ополченцев было у Москвы. Пожарскому удалось уговорить казаков оказать помощь ополчению. Объединенное войско ударило по полякам, затем ополченцы вошли в город. Долго не удавалось взять Кремль. Лишь 26 октября (4 ноября) он был сдан поляками, им гарантировали жизнь. Пленных поделили казаки и ополченцы. Ополченцы слово сдержали, а вот казаки нет. Пленные поляки казаками были убиты.

В феврале 1613 г. Земским Собором на царствование был избран 16-летний . Такова история окончания смутного периода.

Окончание Смутного времени видео

Смутным временем принято называть период в истории России с 1598 года по 1612 год. Это были лихие годы, годы стихийных бедствий: голод, кризис государственной и экономической системы, интервенции инородцев.

Годом начала «смуты» является 1598 год, когда пресеклась династия Рюриковичей, и не стало законного царя на Руси. В ходе борьбы и интриг, власть в свои руки взял , восседавший на троне до 1605 года.

Самыми лихими годами на время правления Бориса Годунова являются 1601-1603 годы. Люди, нуждавшиеся в еде, начинали промышлять разбоем и грабежами. Такой ход событий вводил страну во всё больший системный кризис.

Нуждавшиеся люди начали сбиваться в стаи. Численность таких отрядов была от нескольких человек до нескольких сот. Апогеем голода, стало . Масло в огонь добавляли слухи о том, что царевич Дмитрий, скорее всего убитый Борисом Годуновым, жив.

Заявил о своем царском происхождении, добился поддержки поляков, пообещав шляхте золотые горы, русские земли и другие блага. В разгар войны с самозванцем, от болезни погибает Борис Годунов. Его сына Федора вместе с семьей убивают заговорщики, поверившие Лжедмитрию I.

Не долго восседал самозванец на русском престоле. Народ был недоволен его правлением, а оппозиционно настроенные бояре воспользовались сложившимся положением и убили его. На царство был помазан .


Василию Шуйскому пришлось взойти на престол в непростое для страны время. Не успел Шуйский освоиться, как вспыхнуло и объявился новый самозванец . Шуйский заключает военный договор со Швецией. Договор обернулся еще одной проблемой для Руси. Поляки перешли в открытую интервенцию, а шведы предали Шуйского.

В 1610 году Шуйского сместили с престола, в ходе заговора. Заговорщики еще будут долго править в Москве, время их правления назовут . Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. Вскоре польские войска вступили в столицу. С каждым днем положение становилось все хуже. Поляки промышляли грабежом и насилием, также насаждали католическую веру.

Под предводительством Ляпунова собиралось . Вследствие внутренних дрязг, Ляпунов был убит, а поход первого ополчения с треском провалился. У России на тот момент были все возможности, для того, чтобы прекратить своё существование на карте Европы. Но, как говорят, Смутное время рождает героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной.

Новгородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, раз и навсегда, золотыми буквами вписали свои имена в историю России. Именно благодаря деятельности этих двух людей и героизму русского народу, нашим предкам удалось сохранить страну. 1 ноября 1612 года, с боем взяли Китай - город, чуть позже поляки подписали капитуляцию. После изгнания ляхов из Москвы, состоялся Земской Собор, в результате которого на царство был помазан .

Последствия смутного времени очень печальны. Русь потеряла множество исконно русских территорий, хозяйство было в жутком упадке, сократилась численность населения страны. Смутное время было суровым испытание для России и русского народа. Еще не одно такое испытание постигнет русский народ, но он выстоит, благодаря своей стойкости, и заветам предкам. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет, на том стояла, и будет стоять Земля русская. Слова, сказанные много веков назад, не теряют актуальности и в наши дни!