Современный урок по фгос. Определение целей и задач урока с учётом требований фгос к результатам обучения Фгос оптимальный способ достижения поставленных целей

В.И. Сиротин, главный редактор журнала "УЧИТЕЛЬ географии"

В новом образовательном стандарте (ФГОС) большое внимание уделяется конечным результатам обучения, достигнутым в процессе реализации основной образовательной программы. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные . Учителя предметники в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания требованиям, связанным с содержанием преподаваемого предмета. Метапредметные и личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы, как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются за его рамками. Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания при планировании урока, отборе содержания и при организации деятельности учащихся.

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, актуальные и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно- деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории своего развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, выносимых на итоговую оценку (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61-66, «ученик научится») .

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:
-систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
-навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

При этом, учебные задачи по предмету (географии), направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО) прописанных в новом стандарте считаем целесообразным конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.

Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов :
- формирование системы знаний о Земле как планете людей;
- обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
- формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
- обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
- формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;
- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
- формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
- овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Достижение метапредметных планируемых результатов :
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов :
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом, следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными. Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.

«Урок по требованиям ФГОС» - Урок комплексного применения знаний. Фронтальная форма обучения. Урок современного типа. Основные этапы урока. Организационные формы обучения. Ушинский. Коллективная форма организации обучения. Групповая (парная) форма обучения. Учебная ситуация. ФГОС. Первичное закрепление. Коммуникативные действия.

«Урок по ФГОС» - Фгос. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: «Разделительный мягкий знак». Учебная ситуация строится с учетом: Русский язык, 2 класс. М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.

«Типы уроков по ФГОС» - Самостоятельная работа с самопроверкой. Механизм деятельности. Умение. Осознание учащимися метода преодоления затруднений. Постановки целей коррекционной деятельности. Коррекция учащимися своих ошибок. Ответы детей. Построение учащимися норм и методов учебной деятельности. Подготовка мышления. Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности.

«Новый урок» - VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. 1.Организационный момент. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившиеся в данном фрагменте урока. 1. … V. Первичное закрепление.

«Структура урока по ФГОС» - Пример проблемной ситуации. Проблемы. Структура урока рефлексии. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задание на сложение дробей. Урок «открытия» нового знания. Проблемная ситуация. Структура урока «открытия» нового знания. Типы и структура уроков по ФГОС. Виды диалогов. Проблемно-диалогическая технология.

«Примеры уроков по ФГОС» - Анализ результатов работы по проекту. Проект на весь учебный год. Самоанализ, самооценка. Исследовательская работа в группах. Накопительная система оценивания. Отношения между детьми в классе. Фрагменты уроков по ФГОС. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Диалог, подводящий к теме урока. Деятельностный подход.

«Цели и задачи современного урока по ФГОС»

Подготовила:

Анпадистова Татьяна Александровна,

учитель истории

МКОУ " ЦО № 12"

Узловая

2018 год

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные .

Задачи урока - шаги по направлению к цели, что нужно сделать для достижения результата.

При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно - деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:

Систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, процессов и явлений, причинно-следственных связей;

- навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;

- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач;

- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Результаты усвоения программы делятся на три группы:

Предметные результаты обучения по данному предмету предполагают овладение знаниями по данному предмету.

Особое внимание следует уделять достижению метапредметных результатов, таких как:

Ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

Работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

Применять ИКТ - компетенции;

Владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Важным аспектом урока является и достижение личностных планируемых результатов :

Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

Готовность к самообразованию и саморазвитию;

Мотивация на обучение;

Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;

Обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Список литературы

Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.

Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2,

Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 13 - 22.

Цели и задачи проекта, урока, мастер-класса. Как их написать?

Как поставить цели и задачи урока

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока. Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ну не издаёт наше Правительство постановление на эту тему. Значит, остаётся надежда на наших учёных и методистов от педагогики. А здесь картина такая: сколько учёных, столько и мнений. Почти на каждых курсах и семинарах даются рекомендации по целям и задачам урока. То, что это очень важно, и что правильно поставленная цель и подобранные задачи - залог хорошего урока, знают и понимают все. И, в принципе, не важно, в какой форме они сформулированы, но ведь приходится сдавать конспекты уроков на различные конкурсы, парады, отчёты, аттестация, наконец. И вот тут приходится выслушивать критику о "неграмотности" и "методической некомпетентности". Но господа методисты, вы сначала сами договоритесь, а потом придирайтесь!

- цель урока - одна и выражена именем существительным,
задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

- цель урока - несколько , выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности. (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи - это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности.
Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей).
При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока:
- цель обучения (предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной;
- цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера;
- цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
какая есть проблема? её решение - цель
какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Например, дети не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

А теперь главное:
ФОРМУЛА РЕЗУЛЬТАТА
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
0 Х СОДЕРЖАНИЕ = 0
ЦЕЛЬ Х 0 = 0

Думаю, пояснять эту формулу нет необходимости.
Источник. metodsovet.ru

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы - это тысячи уроков - нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Для учителя урок - это (слайд №1)

ü единица времени

ü основная форма учебного процесса

ü «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».

ü «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».

ü «момент истины»

ü и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.

Что вчера было хорошо,

Однако не должно.

Остается понять, что должно измениться. (слайд № 2)

Тема: Цели и задачи как основной компонент образования целостной структуры урока

Цель: создание образовательного пространства для совершенствования профессиональных качеств педагога в процессе проектирования урока как основы эффективного и качественного образования.

Вместе формулируем задачи:

  1. Обновить знания по типологии урока.
  2. Выявить особенности целеполагания современного урока.
  3. Привести конкретный пример приема целеполагания.
  4. Продемонстрировать умения владения методами рефлексии. (слайд № 3)

План проведения: (слайд № 4)

Вступительное слово.

  1. Практическое задание «Типология урока»
  2. Доклад «Целеполагание современного урока»
  3. Мини - практикум «Конкретизация приема целеполагания»
  4. Рефлексия «Написание синквейна»

Необходимость обращения к целеполаганию урока обусловлена тем, что результаты образования: личностные, метапредметные, предметные представлены в стандартах 2- го поколения выступают как основа и конкретизация целей современного урока школе, предполагают изменить взгляд на формулирование и функцию целеполагания уроков. При этом особое значение отводится учебной ситуации, которая переводится педагогом в учебную задачу. Осознание учебной задачи учащимися способствует выработке собственного действия, что приводит к их самостоятельной деятельности. Как известно, ведущая цель любого урока непосредственно зависит от его типа.

Типы уроков

Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:

1) по основной дидактической цели;

2) по основному способу проведения уроков;

3) по основным этапам учебного процесса

Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:

  1. урок изучения новых знаний;
  2. урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. урок обобщения и систематизации;
  4. урок контроля и коррекции знаний, умений;
  5. комбинированные уроки.

Небольшой практикум:

Составить таблицу: соотнести тип урока с дидактической задачей, предложить возможные виды уроков.

Заготовка: ватман, типы уроков и задачи в печатном виде (виды уроков записываются вручную).

Вывесить листы на доску, сопроводить комментированием.

Итак, данная типология уроков, созданная в 60 - 80 -х годах прошлого столетия, живет и сегодня.

В прошлом году мы обсуждали проблему «Современный урок: каков он? Напомним два основных значения слова «современный»: (слайд №5)

Ø современный - относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;

Ø современный - стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции -

изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения;

усиление личностной ориентации образования;

индивидуализация образовательных траекторий учащихся;

творческая и развивающая направленность базового обучения;

технологизация и компьютеризация учебного процесса.

. I . Урок как система

Ø Сравним типы уроков, известные нам, с типами уроков по ФГОС:

1.Урок усвоения новых знаний (+);

2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) (то же самое, что по Махмутову: урок совершенствования ЗУН);

3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);

4.Урок систематизации и обобщения знаний и умений (+);

5.Урок контроля знаний и умений (+);

6.Урок коррекции знаний, умений (-).

7.Комбинированный урок (+).(слайд №6)

Ø Урок как система состоит из элементов (этапов). Элементы урока (этапы) взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру урока. Вспомним этапы комбинированного урока (по Махмутову) (Этапы на доску на магниты: группа № 1 - комбинированный традиционный, группа № 2 комбинированный ФГОС)

Организационный момент

Проверка домашнего задания, постановка цели урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний, умений)

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Подведение итогов и результатов урока

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(комбинированный урок по ФГОС):

Организационный момент

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Как видим, на этапе целеполагания урока по ФГОС помимо цели ставятся задачи урока.

1.Урок как любая система должен иметь цель.

2.Под целью урока большинство педагогов понимают ту цель, которую ставит перед собой и стремится достичь на уроке учитель. При этом о постановке учебной цели для учащихся речь вообще не ведется.

Цель урока - это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы.

Достигаем цель посредством решения задач урока, а задачи -это то, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.

Цели образуют многоуровневую систему, включающую:

(слайд №7)

Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания - процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача - это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование , а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик

Ø сам себе их поставил

Ø они понятны ему

Ø очевидны

Ø с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)

Основными характеристиками целей сегодня являются

Конкретность

привлекательность / побудительность

достижимость (слайд №8)

Задача каждого из нас -выйти на максимальное КПД цели.

Уверена, что каждый из нас, вдумчиво относящийся к целеполаганию, поддержит меня в том, что этот процесс - непростая операция и предполагает определенную последовательность шагов: (слайд № 9)

1.Учет нормативных документов

2.Анализ обстановки

3.Установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению

4.Выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей

5.Выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект , т.е. - формулирование ЦЕЛИ

Вариантов определений понятия «цель» не так много. Основные могут быть сведены к таким:

ü планируемый результат

ü ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то

ü образ будущего результата - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. (слайд № 10)

М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в учащемся , которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения. С учетом сказанного, попытаемся проанализировать каждый из способов целеполагания с точки зрения возможности его использования в качестве конструирования целей и задач урока.

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей.

1.Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить явления электромагнитной индукции» или «изучить теорему Виета», «познакомить с теорией электромагнитного поля», «ввести понятие инертности тела». Или через прямое обращение к разделу учебника - «изучить содержание параграфа….»
Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно указание на область содержания, затрагиваемую уроком или серией уроков. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.

2. Определение целей через деятельность учителя. Например:
ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания
или "продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте". Такой способ постановки цели - "от учителя" -сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели. Неинструментальный, нетехнологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.

3. Постановка целей через учебную деятельность учащихся . Например: "цель урока - решение задач на нахождение корней квадратного уравнения", или "выполнение упражнений на шведской стенке", или "исследование клеточной структуры растения".На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности.

Традиционными способами постановки цели можно считать:

Постановку цели через содержание, деятельность учителя, деятельность учащегося, результат деятельности учащегося. (слайд № 11)

Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину

Трудно не согласиться со сторонниками педагогической технологии в том, что, с одной стороны, определение целей обучения через содержание предмета, процесс деятельности учителя или ученика не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения. С другой стороны, сегодня такая постановка целей не соответствует общему направлению образовательной деятельности, которая должна быть направлена на развитие компетенций учащихся, их личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах.

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

· Подмена цели средствами урока . Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке учащиеся. Иногда урок фонтанирует педагогическими приемами, оснащен наглядностью, учащиеся вовлекаются в работу, а вот с каким багажом они уйдут с урока - неясно. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Пример: Цель: повторить правописание чередующихся гласных в корнях слов. Однако, такой цели быть не может. Почему? Если спросить учителя, зачем повторять, он ответит: чтобы закрепить. А для закрепления он прослушает рассказ учителя, выполнит упражнения, запишет и прочитает придуманные слов у доски и.т.д. Вот и получается: цель в уме, а средства для ее достижения в плане урока.

· Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи-телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. Понять метод решения задач, почувствовать эпоху Возрождения, принять позицию литературного героя.

· Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель . (Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об- разования, в Концепции модернизации российского образо- вания.Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности). Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

· Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. (Сформировать основные понятия темы: масса, инертность, сила; научить решать задачи на II закон Ньютона; проверить умения учащихся решать линейные уравнения)

Целеполагание - то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.

Цели должны быть: (слайд № 8)

· реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы

· сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата

· соотносимы с типом и содержанием урока

· личностно ориентированы

Традиционный

подход

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …

будут знать

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Целеполагание - самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное - воспитание и развитие личности.

Обучающие цели урока включают в себя овладение уча-щимися системой знаний, практическими умениями и навыка-ми

· «выбрать»,

· «назвать»,

· «дать определение»,

· «проиллюстрировать»,

· «написать»,

· «перечислить»,

· «выполнить»,

· «систематизировать»...

Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I ». Учитель поставил цели:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.

2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.

Вместо этого учебные цели должны звучать так:

1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I .

2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.

Воспитывающие цели способствуют:

· воспитанию положи- тельного отношения к знаниям, к процессу учения;

· формиро- ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек- ватного поведения в любом обществе.

Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:

· вызвать интерес,

· пробудить любознательность,

· пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,

· выразить свое отношение…

· прививать, укреплять... навыки;

На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют:

· формированию обще- учебных и специальных умений;

· совершенствованию мысли- тельных операций;

· развитию эмоциональной сферы,

· моноло- гической речи учащихся,

· вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;

· осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.

Например:

· учить сравнивать,

· учить выделять главное,

· учить строить аналоги,

· развивать глазомер,

· развивать мелкую моторику рук,

· развивать умение ориентироваться на местности.

Целеполагание в обучении - установление учениками и учителем целее и задач на определенных этапах, поэтому в цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос-тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб-кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз-можности их достижения. Но это не является гарантией вы-сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало по-может практике, если учитель не будет иметь правильного пред-ставления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных дей-ствий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учите-ля и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель - прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируют на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" строим план действий:

1.Повторить знания об имени прилагательном.

2.Определить, с какими частями речи сочетается.

3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

  • Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и задание объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяется цель урока. Или подбор родственных слов, тема «Прямоугольник» - поиск в слове словосоставляющих основ.

  • Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

- Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

- «Правописание корней с чередующими гласными е-и» пишутся примеры и выделяются нужные орфограммы другим цветом. Анализируются примеры, через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяеются правила написания корней с чередующими е -и. Далее определяется тема и цель урока.


  • Исключение

Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

  • Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

  • Проблемная ситуация
  • Группировка.

Прием на уроках русского языка. Ряд слов, предлагается разделить их на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" рассматриваю на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока:

- В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

- Отсроченная отгадка . Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "В конце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание .

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

Учет уровня знаний и опыта учащихся,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Мини - практикум : Наполнить содержанием конкретный прием целеполагания (см. Приложение 2)

Итак, в качестве обобщения всего изложенного по вопросам целеполагания урока , предлагаю схему, которая сможет оказать помощь в этом непростом (трудо- и времяемком) педагогическом процессе



Выводы:

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Учащиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Завершить сегодняшний педсовет хочется следующим:Доклад готовый.doc

Человеческие существа — наши учащиеся, мы сами — это организмы, перемещающиеся вокруг центра, которым является цель. Наш мозг настраивает нас на прогрессивное движение и переход от одной цели к другой, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.

Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на ее достижение. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.

То, что все мы добиваемся поставленных целей, — трюизм. Мы — там, где мы есть, и то, чем мы являемся, — именно потому, что мы этого хотели. Наши мысли, дела, поведение привели нас в нынешнее состояние, и если вдуматься, то иначе и быть не могло.

Если цель — прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то человек ее достигнет. Если он задается целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнет и этого».

Решение:

1. При подготовке каждого урока тщательно продумывать его цели и задачи.

2. Образовательный процесс вести на деятельностной основе, развивая познавательный интерес учащихся.

3. Педагогам на контрольных уроках представить опыт внедрения комплексного подхода на занятиях.