Скоролупова конспекты занятий по фцкм в подготовительной. Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе

Подробности Для специалистов ДОУ

В брошюре даны тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развитии Детей старшего до­школьного возраста: по ознакомлению с окружающим миром и экологии, по развитию речи и математике, по рисованию и ап­пликации, по конструированию и ручному труду.

Все занятия объединены общей «осенней» тематикой и являются продолже­нием брошюры «Осень. Часть I». В данное методическое посо­бие включены циклы занятий «Овощи и фрукты», «Грибы», «Хлеб».

В ней предлагаются тематическое планирование, циклы за­нятий по разным направлениям воспитательно-образовательной работы и описание дидактических игр.

Теперь считаю необходимым объяснить тем, к кому впервые попала в руки подобная брошюра, в чем заключается суть тема­тического планирования, на котором основаны выпушенные ра­нее сборники «Покорение космоса», «Вода», «Ранняя весна», «Лето», «Зима».

Тематическое планирование - особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объе­диняющая все виды детской деятельности на протяжении опреде­ленного промежутка времени. Чаще всего этот промежуток со­ставляет одну рабочую неделю в детском саду, то есть пять дней.

  • Выбирается тема недели. Она называется и первоначаль­но рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология, ознакомление с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели
  • Все остальные занятия (развитие речи, развитие элемен­тарных математических представлений, лепка, апплика­ция, конструирование и другие) продолжают предложен­ную тему, так или иначе связаны с ней.
  • На каждом из последующих занятий дается короткое по­вторение темы недели.

Отмечу, что моя педагогическая практика и опыт моих кол­лег, применяющих тематическое планирование, показали, что эта форма организации занятий удобна для педагогов и полезна для детей. Она позволяет детям лучше усваивать знания, так как познавательный материал преподносится через различные виды детской продуктивной деятельности. А педагоги тратят меньше времени на планирование воспитательно-образовательного про­цесса.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Осень. Часть II". - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с: ил.

Введение

Примерное планирование занятий по теме «Овощи и фрукты»

  • Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты (конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • Загадки на грядке (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Сказка В.Г. Сутеева «Яблоко» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • Поездка на дачу (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Корзинка для овощей и фруктов (Конспект занятия по конструированию из бумаги)
  • Натюрморт с овощами и фруктами (Конспект занятия по рисованию)
  • Дары осени (Конспект занятия по аппликации)
  • Магазин «Овощи-фрукты» (Конспект занятия по лепке)
  • Салаты из овощей (Коллективный труд)

Примерное планирование занятий по теме «Грибы»

  • Царство растений: грибы (Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • Загадки о грибах (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • В лес за грибами (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Грибной лес (Конспект занятия по конструированию из природных материалов)
  • Гриб трутовик (Конспект занятия по рисованию)
  • Грибной ежик (Конспект занятия по рисованию)
  • Грибы трутовики на березке (Конспект занятия по аппликации)
  • Гриб боровичок (Конспект занятия по лепке)

Примерное планирование занятий по теме «Хлеб»

  • Откуда хлеб пришел (Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • О тех, кто хлеб растит (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Стихотворение Ю. В. Ждановской «Нива» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • Что такое хлебозавод (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Сельскохозяйственные машины (Конспект занятия по конструированию из конструкторов типа «Lego» или «Seva»)
  • Урожай (Конспект занятия по рисованию)
  • Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев (Конспект занятия по флористике и дизайну)
  • Хлебное поле (Конспект занятия по лепке)
  • Булочки из сдобного теста (Коллективный труд)

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (экология).

Тема: «Жалобная книга природы».

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Целью данного занятия является : объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Непосредственно-образовательная деятельность «Жалобная книга природы» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.

Задачи образования:

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;

Упражнять в нетрадиционной техники рисования- печатание пером. (Художественно-эстетическое) ;

Активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;

Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания :

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группа: старшая, подготовительная группа

Длительность НОД: 15 - 30 минут.

Приёмы руководства деятельностью детей :

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.

Материалы и оборудование:

Магнитофон с флеш - картой;

Проектор, компьютер для просмотра презентации;

Книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц.

Виды детской деятельности в НОД :

Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть

Звучит музыка.

Здравствуйте дети, меня зовут Александра Николаевна и я очень рада с вами со всеми познакомиться!

В. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?

В. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

В. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

Дети – Жалобная книга природы.

Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

В. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

В. – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Книга – Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

В. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?

– Шум и гам в лесу стоит,

В норках весь лесной народ сидит.

Почему их обижают,

И в лесу спокойно жить мешают?

В. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса) Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.

Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» - выпрямляются.) (2 раза)

А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим кто же еще нуждается в нашей помощи.

Дети, сорока просит нас о помощи злой волшебник заколдовал ее друзей, и расколдовать сможете только вы ребята, с помощью перьев.

Воспитатель: -Посмотрите как заколдовал ветер птичек, чего не хватает?

Дети:- Хвостика.

Все птицы меняют перья, когда растет новое перышко, старое выпадает, чтоб перышку не пропадать, будем перышком печатать и расколдуем птиц.

СПОСОБ

Печать перышком.

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Перышко голубиное, гуашь, разведенная до консистенции сметаны.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Перышко обмакнуть в гуашь и приложить к крылышку слева направо.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура.

Дети, какие замечательные работы у вас получились, и мы с Вами расколдовали птиц, помогли сороке расколдовать ее друзей. Посмотрите, наши птички, правда, получились совсем как живые! Давайте мы свои работы подарим нашей волшебной книге, чтоб больше ни одна жалоба не появилась в ней, а только добрые дела и замечательные рисунки.

В. – Посмотрите, книга то закрылась, значит, жалобы закончились и книга рада вашим рисункам и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии?

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.


Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию. ФЦКМ.

«Необъятный и чудесный многогранный этот мир» "Вода и ее свойства ".

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №7 «Улыбка» г. Холмска

Бизяева Н.Е.

Цель : систематизация знаний детей о воде и ее разнообразных свойствах через опыты.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и конкретизировать знания детей о свойствах воды;

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни;

Формировать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Дать элементарное представление о процессе фильтрации;

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом в процессе опытов;

Развивать память, мышление, внимание и речь и умение делать выводы;

Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности;

Показать при помощи схем свойства воды;

Активизировать словарный запас детей (прозрачная, безцветная, безвкусная; текучая

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать дружеские взаимоотношение друг с другом в совместной деятельности.

Материалы и оборудование:

письмо, презентация, (А4), глобус, пластиковые стаканчики (по 6 штук на каждого ребенка), одноразовые ложки (по 4 шт. на каждого ребенка), подносы (по 2 на каждого ребенка), пипетки, жидкая пищевая краска нескольких цветов, камешки, баночки с солью, сахаром, лимонным соком, речным песком, вода, молоко, фартуки, воронки, ватные диски на каждого ребенка; схемы (свойства воды), конверт

Методы и приёмы: словесные – чтение письма, объяснение; наглядные – презентация, иллюстрации с изображениями воды в природе, быту, карточки- схемы: безопасное поведение, схемы – свойства воды; практические – опыты, физминутка; детское экспериментирование.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций с изображением различных состояний воды, использование воды в быту и в природе.

Чтение художественной и познавательной литературы:

Сказка «Капитошка. Путешествие воды», рассказ Н.А. Рыжковой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки».

Наблюдения; знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход ООД:

I часть вводная.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями и встают полукругом)

Гость: Ребята, вам передали письмо, возьмите его.

Воспитатель: Интересно, от кого оно? Это письмо от Незнайки, давайте его прочтем (воспитатель читает письмо ).

" Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне и встретил лунных жителей. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему на ней так много синего цвета. Я им уже пытался объяснить, что это – вода, но они всё равно меня не понимают. Ребята, помогите мне рассказать инопланетянам о воде!»

Воспитатель : Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему на нашей планете (показывает глобус) больше синего цвета? (ответы детей)

Правильно, потому что на нашей планете очень много рек, морей, океанов и различных водоемов. Вода занимает ¾ части Земли.

А что же такое ВОДА?

Давайте с вами посмотрим.

(Показ показ презентации «Вода – уникальное вещество нашей планеты»)

Воспитатель читает:

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

Воспитатель: Ребята, так какие состояния имеет вода?

Дети: жидкое, твердое и газообразное.

Воспитатель: правильно.

I I часть: Основная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель – А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и результаты экспериментов отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем и отправить их Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная.

II. I часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, куда нам нужно отправиться, где мы будем проводить исследования? (ответы детей )

Воспитатель – Правильно, в лабораторию. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель – Ну вот и я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь именно о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: Одевайте фартуки и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с приборами.

Нужно внимательно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

(Дети отвечают, а воспитатель на магнитной доске располагает карточки )

Опыт 1.Вода бесцветная.

(Перед детьми стаканы: один с водой, второй с молоком)

Воспитатель - Ребята, перед вами два стакана – один с водой, а второй с молоком. Посмотрите, пожалуйста, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – Нет.

Воспитатель – А теперь я предлагаю вам в оба стакана положите по одному камешку. В каком из стаканов камень видно, а в каком нет? Почему?

Дети – В стакане с водой мы видим предмет, а в стакане с молоком – нет.

Воспитатель – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная, безцветная.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Первое свойство воды – вода безцветная, прозрачная (схема).

Воспитатель: Ребята, уберите на пустой разнос оба стакана и поставьте перед собой следующий стакан с водой.

Опыт 2. Вода меняет цвет.

Воспитатель : Ребята, вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Скажите, как это сделать и увидеть?

Воспитатель : Давайте добавим в воду краску. Возьмите пипетки и баночки с краской, наберите краску в пипетку и капните в воду. (дети с помощью пипетки добавляют в воду краску) Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, какую краску в нее добавили.

Воспитатель : Молодцы!

Второе свойство – вода меняет цвет (схема).

Воспитатель: Уберите стаканы с окрашенной водой на разнос , нам пора отдохнуть. Подойдите все ко мне и встаньте в круг.

Физминутка «Капельки кап-кап» (с музыкальным сопровождением)

С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели.

И захватывая дух, капельки упали – пух!

С неба капельки упали,

Ручейками побежали,

Побежали ручейки,

И прозрачны и легки.

Капельки прыг, прыг, капельки хлоп, хлоп,

Капельки топ, топ, топ, топ, топ (2 раза)

Воспитатель: Ребята,давайте вернемся на свои места и продолжим экспериментировать.

Опыт 3. Вода без вкуса.

Воспитатель: поставьте перед собой по три стакана с водой.(стаканы с нумерацией 1,2,3)

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная, кислая?

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель : Ребята, обратите внимание, у вас на разносах есть баночки с различными веществами: соль, сахар и лимонный сок. В первый стакан добавьте одну ложку сахара и размешайте. Во второй стакан добавьте немного соли, на кончике ложки, совсем чуть-чуть. В третий стакан добавьте немного лимонного сока. (дети добавляют вещества)

Предлагаю вам с помощью ложек попробовать воду из каждого стакана, понемногу, языком. Какой вкус у воды?

Дети – Сладкий, соленый, кислый

Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод : Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель: Молодцы!

Третье свойство – воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Дети – В воде эти вещества растворились.

Воспитатель:

Дети: вода – растворитель.

Четвертое свойство – вода растворитель (схема).

Воспитатель - Ребята, давайте посмотрим, что произойдет, если мы добавим в воду песок? Уберите стаканы с растворенными веществами и возьмите последний стакан с водой. Добавьте в нее песок и перемешайте. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Вода стала мутной или осталась прозрачной?

Дети – Песок не растворился, вода стала мутной.

Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Не все вещества растворяются в воде.

Схема – не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель – ребята, а как вы думаете, какая вода нам нужна для использования в жизни? (ответы детей)

Ну, конечно же чистая. Но не вся вода на нашей планете чистая и чтобы ее использовать, что нужно с ней сделать?

Дети – очистить.

Воспитатель – правильно, а как мы очистим грязную воду? (ответы детей )

Да, мы это сделаем с помощью фильтра.

Опыт 5. «Очищение воды»

Воспитатель: Возьмите пустые бутылочки, вставьте в них воронки, а в воронки положите ватные диски, это будет наш фильтр. А что такое фильтр?

Дети: Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Воспитатель: Вылейте воду из последнего стакана в воронку. Посмотрите, вода очистилась?

Дети: Да, вода стала чистой и прозрачной.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фильтр, что вы можете сказать?

Дети: Фильтр стал грязным.

Воспитатель: Вот теперь наша вода чистая и ее можно использовать.

III часть. Подведение итога.

Воспитатель: Таким образом, ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы сегодня проверяли?

Дети: вода не имеет цвета, вкуса, запаха, она прозрачная, растворяет вещества, но не все.

Воспитатель: Ребята, а где и для чего мы используем воду?

Дети: в быту – умываемся, стираем, моем, готовим еду; в природе – поливаем растения и т.д. (воспитатель показывает картинки, а дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, но вы должны помнить, что воду необходимо беречь, как мы должны беречь воду?

Дети: нельзя засорять водоемы, нельзя оставлять открытым кран.

Воспитатель: Ребята, все результаты наших исследований мы отправим Незнайке, и пусть он расскажет лунным жителям о воде и ее свойствах (воспитатель кладет в конверт карточки-схемы и запечатывает)

Воспитатель: Ребята, пришло время возвращаться в группу. Давайте пожелаем гостям: «Берегите воду!» и скажем им «До свидания!»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в подготовительной группе «Витамины»

Программное содержание:
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Подводить к выводам и обобщениям. Закреплять знания о дарах леса произрастающих в нашем лесу. Воспитывать у детей чувство сопереживания желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
-Подбор детских художественных произведений по данной теме.
-Рассматривание энциклопедий.
-Рассматривание картинок.
-Беседы на темы «Витамины», «Ягоды», «Продукты».
Материал:
Мультимедийное оборудование, ступки, пестик ягоды. Влажные салфетки, фартуки, кувшин, горячая вода. Ключи сделанные из киндер сюрприза,а внутри чеснок.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия:
Ребята вам Красная Шапочка передала письмо, давайте я вам его прочитаю?
(открыть письмо)
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Красная Шапочка. Ребята мне так хочется с вами поиграть, позаниматься, но я простыла. Мы с бабушкой просим вас помочь нам. Посоветуйте, как быстрее вылечиться. До скорой встречи».
-А вы хотите поиграть с Красной Шапочкой?
-А как вы думаете, что можно посоветовать Красной Шапочке?
(ответы детей).
- Ребята да ведь Красная Шапочка плохо кушает и поэтому мало получает витаминов.
-А что такое витамины?
Где мы можем посмотреть, что такое витамины?
(в энциклопедиях, книгах…)
«Витамины это вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности живого организма».
Я вам сегодня предлагаю отправиться в удивительное путешествие, в необыкновенную деревню «Витаминкино». А чтобы туда попасть я всем дам ключи надо их надеть понюхать закрыть всем глаза.
1,2 слайд.
А теперь откройте глаза. Вот мы и попали в деревню «Витаминкино». А как вы думаете где живут витамины? (ответы детей)

Может вы знаете какие витамины в каких продуктах живут?
Хорошо.
Так вот в этой деревни есть три улицы А, В, С.
3,4,5 слайд.
Давайте остановимся на улице витамина А.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин А.
«Этот витамин называют витамином роста, зрения и крепкие зубы».
6,7слайд.
Теперь остановимся на улице витамина В.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин В.
Для чего он нужен? (ответы детей).
«Этот витамин важен для головного мозга и всего организма. Если вы хотите быть сильным и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении вам поможет витамин В».
8,9,10 слайд.
Последняя улица в этой деревни «Витаминкино», витамин С.
Посмотрим в каких продуктах есть витамины С.
Для чего он нужен? (ответы детей)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Витамин здоровья.
Так что же мы можем посоветовать Красной Шапочке?
(Ответы детей).
-кушать полезные продукты, в которых есть витамины.
В этой деревни любят играть и я вам предлагаю это сделать:
Физ. минутка
Дышим носом глубоко
Приседаем мы легко (приседание)
Наклоняемся вперёд
Прогибаемся назад (наклоны)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем (вращение головой)
Встаньте дети потянитесь
И на стульчики садитесь.
В народе говорят «Полезно здоровью твоему, что выросло в твоём краю».
11 слайд.
Дидактическая игра.
Вы видите ягоды, но надо выбрать ягоды нашего края.
12 слайд.
Проверим, кто правильно показал ягоды нашего края.
А что можно сделать из этих ягод? (компот, морс, сок…)
Молодцы.
(Показываем свежие ягоды)
Вот из этой ягоды мы можем сейчас с вами сделать морс.
Если клюква-
Какой будет морс?
13 слайд.
(Нам нужны: кувшин, ягоды, ступки, пестик, сахар, влажные салфетки, кипячёная горячая вода).
Рассмотрим по порядку как сделать морс. Затем возьмём наденем фартуки,
вымоем руки, и в ступках перетрём ягоды, потом все ягоды поместим в кувшин и зальём кипятком. Всё это должно настояться. Показываем морс – а вот этим морсом нас угостили в деревне «Витаминкино» давайте вернёмся назад в группу и попробуем что это за морс. Вдохнём волшебного воздуха, закроем глаза, открываем глаза.
Мы теперь можем написать письмо Красной Шапочке и передать морс в котором есть что, и зачем он ей нужен. (ответы детей)
-быстрее выздоравливать
-чтобы она была весёлой
-чтобы у неё появился аппетит
-чтобы работал головной мозг
14 слайд. Советы доктора как надо правильно питаться.

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной

группе

«По следам осени»

Программное содержание : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки(с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель - А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитател ь - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карт)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель : Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)
Дети называют поговорки осени:
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель : - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1(нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.(большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
Воспитатель : Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек с папьемаше.
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
- Что делать незнаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
(дети раскрашивают папьемаше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.