Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко. Основные педагогические идеи А.С

Выдающийся отечественный педагог и писатель родился в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожника. После окончания Полтавского учительского института (1914 г.) заведовал начальным городским училищем. В течение 1917-1919 гг. заведовал школой в г. Крюкове. В сентябре 1920 года создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. С 1927 года его деятельность проходит в детской трудовой коммуны имени Ф.Э.Дзержинского (пригород Харькова). Зарождение и расцвет колонии имени Горького отображены в работе “Педагогическая поэма” (1933-1935 гг.).

Жизнь коммуны художественно представлена в работе “Флаги на башнях”. В 1935 году Макаренко был переведен в Киев для заведования частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 году переехал в Москву, где занимается теоретической педагогической деятельностью. В 1937 году опубликована “Книга для родителей”.

А.С.Макаренко творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Он занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания.

А.С.Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика и техника, трактующих педагогику, как практически целесообразную науку. Такой подход означает необходимость выявления закономерностей, соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.

Узловой пункт теории Макаренко – принцип параллельного действия, т.е. организованного единства воспитания и жизни, коллектива и общества, общества и личности. При параллельном действии обеспечивается свобода и самочувствие воспитанника как творца, а не объекта воздействия. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе - общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и личности. Центральное место в теории А.С.Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является:

Орудием формирования активной творческой личности.

Средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители её развития.

Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес всего коллектива. Непосредственное воздействие педагога на ученика может быть малоэффективным. Лучше результаты тогда, когда воздействие идет через окружение школьников. Отсюда и принцип параллельного действия; требование воздействовать на ученика непосредственно через первичный коллектив. Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти. Выделены принципы развития коллектива:

гласность

зависимость

ответственность

параллельное действие.

Этапы становления коллектива:

1. Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель: превратить организованно оформленную группу (класс) в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

2. Усилие влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт ученик предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка.

Именно в труде в первую очередь формируется личность будущего гражданина. В руководимых А.С.Макаренко воспитательных учреждениях труд – рычаг системы воспитания. Труд и потребность улучшить этот труд – вот фундамент самоорганизации коллектива. Трудовое воспитание – важный фактор физической культуры, содействует психическому, духовному развитию человека. Он стремился воспитать у своих воспитанников умение заниматься любым трудом. При участии в коллективном труде человек приобщается к правильному нравственному отношению к другим людям. В коммуне имени Ф.Э.Дзержинского были построены два первоклассных завода по производству электрического инструмента и фотоаппаратов. «Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из ложных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина».

«Мы желаем воспитать культурного советского рабочего, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать чувство долга и понятие чести у него, а это возможно лишь в условиях такой жизни воспитательного коллектива, которая включала бы в себя обучение в средней школе, участие в труде в сфере промышленного производства».

А.С.Макаренко сумел перейти от примитивного самообслуживания, от ремесел полукустарных мастерских и надуманных комплексов к педагогически целесообразной организации комплексного, общественно-полезного и производительного труда воспитанников в условиях производства. Макаренко стремился к подчинению труда учебно-воспитательным задачам и органического его включения в целостную педагогическую систему (технология производства, электротехнологии и т.д.).

Благодаря связи производственного труда с образованием усиливается воспитательная роль и труда, и обучения. Производственное обучение дополнилось сетью технических кружков и свободной мастерской (где занимались в свободное время: изготовляли что-либо из разнообразных материалов). Особое внимание уделялось вопросам, связанным с ручными операциями. Отличительная черта коммуны – это организация коллектива воспитанников в общественно-полезном труде. Наряду с оплачиваемым производительным трудом и самообслуживанием в коммуне широко применялся безвозмездный, общественно-полезный труд: коммуна помогала хутору Шишовка.

Лучшим воспитательным средством, способствующим развитию всех материальных и идеальных стимулов трудовой деятельности коллектива коммуны, было соревнование. Особое внимание было уделено развитию самоуправления и других самодеятельных начал. Антон Семенович был последовательным в осуществлении идеи о соединении обучения основам наук с общественно-полезным производительным трудом. В проекте «Устройства школ» говорится, что, как правило, школьное производство должно быть подсобно-механическим, производящим детали для крупного производства.

В опыте А.С.Макаренко можно выделить три категории проблем трудового воспитания:

Проблемы организации трудовых коллективов детей, подростков и старшеклассников.

Проблемы трудовой дисциплины и педагогического воздействия в условиях общественно-полезной трудовой деятельности школьников.

Педагогика должна иметь следующую логику: от коллектива к личности. Объект воспитания – целый коллектив. Только через организацию коллектива личность будет дисциплинирована и наиболее свободна. Коммунары получали высокую квалификацию, связанную со средним образованием и в тоже время у них воспитывались разнообразные качества хозяина и организатора. Влияние личности на личность есть фактор узкий и ограниченный. Педагогическое влияние направлено на весь коллектив. Цель коммуны: создание правильного влияния коллектива на личность. Детский коллектив не может жить подготовительной жизнью к будущей жизни, он уже член полноправной общественной жизни.

Негативные положения трудового воспитания: это когда нет производства, нет коллективного труда, а есть отдельные усилия, т.е. трудовая деятельность имеет цель якобы дать труд. Труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительной частью воспитания. Он должен исходить из представления о ценностях, которые труд может создать. Коллектив должен иметь перед собой ясно поставленные цели, должен преодолевать трудности.

«Только свободное образование может обеспечить самобытность личности».

Из коммуны выходил человек знающий производство, его организацию, образованный человек, получивший среднее образование. Метод трудового воспитания: перед ребенком ставится задача, которую он может решить, используя то или иное трудовое средство. Задача может иметь длительный характер. Ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести ответственность за выполнение работы и за её качество.

Заключение

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и бесправное" отношение человека к человеку. Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.; были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации.

А.С. Макаренко является новатором в истории педагогики, он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Он занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания.

1. Лордкипанидзе Д. О. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский. М: Педагогика, 1954.

2. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч. / Под ред. Н. А. Сундукова. М: Просвещение, 1968.

4. О педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Под ред. А. Г. Иванова. Ярославль, 1972.

5. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974.

6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974.

7. Ушинскии К. Д. / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1977.

8. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения / Под ред. В. Б. Петровского. Киев: Вища школа 1980.

9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / АПН СССР. М: Педагогика, 1988.


Осмысляя творческий путь А.С. Макаренко, важно осознать, что главные его педагогические идеи (о сущности коллектива и его формировании, о целостном подходе к воспитанию и другие) приобретают в настоящее время особую актуальность и остроту. А.С. Макаренко явился не только теоретиком, но и блестящим практиком, талантливым педагогом-организатором. А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) прожил недолгую, но яркую и трудную жизнь.

Основные этапы жизни и деятельности . А.С.Макаренко родился 14 марта 1888 г. в г. Белополье бывшей Харьковской губернии в семье мастера малярного дела железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге, затем педагогических курсов с 1905 года стал работать учителем железнодорожного училища в поселке Крюково. В 1914 году, имея уже десятилетний стаж педагогической работы, Антон Макаренко поступил в Полтавский педагогический институт, который в 1917 году окончил с золотой медалью. В том же 1917 году А.С. Макаренко был назначен инспектором высшего начального училища в селении Крюково.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей. И он создает свою знаменитую колонию им. М.Горького. С 1928 по 1935 годы возглавлял им же созданную коммуну (под Харьковом) им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935 году А.С. Макаренко переезжает в Киев, назначается заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины. Позже, поселившись в Москве, полностью, по совету A.M. Горького, отдается литературной работе.

А.С. Макаренко оставил нам богатое литературное наследие. По своему содержанию его труды можно разделить на четыре основные группы.



К первой группе относятся труды, подготовленные к печати им самим. Они раскрывают принципиальные основы его педагогических взглядов. Это такие статьи, как «Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Педагоги пожимают плечами» и другие.

Вторую группу наследия составляют лекции по отдельным вопросам методики коммунистического воспитания. Стенограммы этих лекций были подготовлены к печати и напечатаны в виде статей уже после смерти А.С. Макаренко («Дисциплина, режим, наказания, поощрения», «Методы воспитания», «О трудовом воспитании»).

Третья группа наследия - это ряд выступлений выдающегося педагога перед учителями, студентами, научными работниками, обобщающих его опыт и педагогическую систему. Эти выступления также были опубликованы по стенограммам: «Некоторые выводы из моего педагогического наследия», «Мои педагогические воззрения», «О моем опыте» и другие.

Отдельную группу наследия составляют его художественные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», сценарий к документальному фильму «Именем железного большевика», очерк «На гигантском фронте».

Следует считать, что работу в колонии под Полтавой и коммуне под Харьковом приходилось начинать в невероятно трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, без всякого представления о дисциплине, не привыкшими к систематическому труду. Работа в этих детских исправительно-воспитательных учреждениях требовала от Антона Семеновича максимального напряжения нравственных и интеллектуальных сил.

В главе «Бесславное начало колонии им. Горького» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко пишет: «Колония все больше и больше принимала характер «малины» воровского притона, в отношениях воспитанников и воспитателей все

больше определяется тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть добра».

Когда, например, А.С. Макаренко попросил колониста Задорова нарубить дров, тот просто-напросто по-хамски ответил педагогу:

Иди сам наруби, много вас тут.

Можно представить, как «легко» работалось с таким контингентом.

Нервы не выдержали у Антона Семеновича. К серьезному, высокообразованному человеку впервые в грубой форме обращались на «ты». И он, не выдержав, ударил колониста. Это было не наказание, не избиение, это было требованием, предъявляемым к воспитаннику в экстремальной обстановке.

Традиционные педагогические идеи, методы, формы воспитательной работы не давали желаемого результата. Возникла необходимость в создании новой, действенной педагогической теории и системы. «Я сначала даже не понял, - писал он, - просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» (Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, с. 14).

И он создал подлинно новаторскую систему и концепцию, смело, по-граждански мужественно, разрушив устаревшие теоретические каноны и стереотипы традиционного воспитания.

Педагогическая система А.С. Макаренко стала приносить блестящие результаты. Он умело перековывал за удивительно короткий срок (от двух до четырех лет) правонарушителей в дисциплинированных, любящих друг друга советских граждан.

A.M. Горький, посетив в 1923 году колонию под Полтавой, был поражен результатами педагогической деятельности А. С. Макаренко. В очерках «По Союзу Советов» М.Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С Макаренко. Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем с такой гордостью, как будто они сами создали его». Великий пролетарский писатель отмечает, что А.С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его несколькими словами, как будто делая моментальный фотографический снимок».

Колонию им. Горького посещали многие известные люди: А. Барбюс, В. Пик, другие выдающиеся политические и общественные деятели. Опыт А.С. Макаренко получил прочное общественное признание, но достаточно веско звучали голоса и противников его системы. Специальная комиссия Харьковского окружного комитета комсомола заявила, что в колонии им. A.M. Горького используются антипедагогические методы. Критика в адрес А.С. Макаренко все чаще и чаще звучит в конце 20-х годов прошлого века со страниц московской и харьковской прессы. Известный педагог А.В. Заякинд квалифицирует систему А.С. Макаренко как «вредную» и противоречащую советской педагогике.

В мае 1928 г. А.С. Макаренко вынужден был оставить колонию им. A.M. Горького. Но критика его воспитательной деятельности и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского не прекращалась. 29 января 1933 г. на заседании коллегии Наркомпросса Украины нарком А.С. Скрипкин дал отрицательный отзыв о работе А.С. Макаренко в этой коммуне.

Появление в печати «Педагогической поэмы» было встречено недоброжелательно. На страницах теоретического органа Наркомпросса РСФСР «Коммунистическое просвещение» (№ 4, 1934 г.) появилась рецензия под названием «О буржуазной тюремной педагогике» и «Педагогической поэме». В этой рецензии воспитательная система А.С. Макаренко объявлялась в корне ошибочной. Другая рецензия на «Педагогическую поэму» появляется в 1936 г. на страницах журнала «Книга и пролетарская революция» (редактором этого журнала был нарком просвещения А.С. Бубнов). Она квалифицировалась как «антипедагогическая поэма», и А.С. Макаренко назван в ней основоположником антивоспитания. В 1936 г. вышла «Книга для родителей». В мартовском номере журнала «Советская педагогика» за 1936 г. появляется рецензия под заголовком «Вредные советы родителям» о воспитании детей».

К сожалению, Макаренко А.С. не был при жизни общепризнанным авторитетом в области педагогики. Споры вокруг него сменились молчанием, которое после его смерти длилось больше года. Напомнила об А.С. Макаренко газета «Правда», опубликовав 17 марта 1940 года статью учительницы М.В. Кропачевой «Неиспользованное наследие». Эта статья послужила толчком к острой педагогической дискуссии, начатой «Учительской газетой», где 7 и 8 июня 1940 г. была опубликована обширная статья Н.А. Лялина о системе воспитания А.С. Макаренко. А 27 августа 1940 г. газета «Правда» опубликовала статью М.Мануильского «Дискуссия в советской педагогике», которая подвела итог этой дискуссии. С этого момента А.С. Макаренко квалифицируется как выдающийся педагог коммунистической формации.

А.С. Макаренко сам считал, что разрабатывает педагогику будущего. «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страстно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности», - так он писал незадолго до смерти (Макаренко А. С. Собр. Соч. М., 1946, Т. 7, с. 143).

А.С. Макаренко - основоположник коллективного воспитания. При жизни "А.С. Макаренко отдельные ученые-педагоги говорили, что он хороший практик, но в педагогической теории разбирается слабо. Глубокое заблуждение! А.С. Макаренко мог бы сказать о себе словами Бориса Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья».

Поставив выдающийся социально-педагогический эксперимент, Антон Семенович совершил немало открытий.

Свои педагогические идеи А.С. Макаренко не изложил в систематизированном виде; осваивать их нелегко ещё и потому, что они принципиально отличаются от традиционных взглядов на процесс воспитания.

Истоки педагогической концепции А.С. Макаренко нельзя рассматривать в отрыве от революционной перестройки системы народного образования в послеоктябрьский революционный период. 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Эта комиссия по просвещению, работавшая под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, к августу 1918г. подготовила «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах подчеркивается связь школы с политикой, уделяется особое внимание её демократизации, организации самоуправления с широкими полномочиями учащихся. В старших классах, согласно этим документам, вводился производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти идеи реализовывались многими выдающимися педагогами 20-30 годов XX столетия: С.Ш. Шацким, В.Н. Сорокой-Росинским, С.М. Ривесом, Н.М. Шульманом, Б. Сливкиным, Г. Гольдбергом и другими. Однако наиболее яркое, удачное и полное отражение они нашли в педагогической деятельности А. С. Макаренко.

Основы мировоззрения. Раскрыть педагогические идеи А. С Макаренко - это значит охарактеризовать его мировоззрение; указать на отличие его системы от традиционной практики воспитания; показать его отношение к педагогическому наследию, к буржуазной педагогике, к экспериментальной педагогике и педологии; идеям свободного воспитания. Это значит - осветить его учение о целях воспитания; о сущности коллектива и путях создания коллектива; логике и технологии педагогического процесса; семейном воспитании. При этом необходимо продемонстрировать и то, насколько А.С. Макаренко современен.

По убеждению самого А.С. Макаренко, его мировоззрение формировалось в 1905-1907 годы под непосредственным воздействием революционных событий. Большое влияние на Макаренко оказал A.M. Горький. «Максим Горький, - писал он, - сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни» (Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1946, Т. 3, с.59).

Отличие педагогической концепции А.С.Макаренко от традиционной состоит в том, что основана она на организации общественно-значимой коллективистской жизни детей, а не на парно-назидательных душеспасительных беседах наставников с воспитанниками. Поэтому его и не понимали ученые-педагоги и руководители органов народного образования. Кроме того, они считали, что А.С.Макаренко недооценивает достижения педагогической мысли. А это не так. Именно он решительно выступал против пролеткультовских тенденций в области педагогики, творчески используя наследие К.Д. Ушинского и революционных демократов.

А.С. Макаренко резко критикует ту педагогику, которая абсолютизирует наследственность, недооценивает социальные факторы и граждански значимую деятельность в развитии ребенка. Он не однажды отмечал, что буржуазные теоретики от педагогики шли от авторитарных средств воздействия на детей к руссоистским идеям удовлетворения всех их спонтанных интересов.

Отрицательно относился он и к экспериментальной педагогике. Как известно, в конце XIX - начале XX веков возникло такое направление в педагогике в ряде зарубежных стран (Германии, Англии, США), которое считало эффективным методом педагогических исследований только лабораторный эксперимент; обучение и воспитание отрывалось от жизни, от влияния общественных факторов. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта.

«Мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать. Это вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта ведь закона резания металлов не могло быть найдено, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а строилось всегда по логике моральной проповеди. Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструирование работы, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль допуска и браковки.

С вершин педагогических кабинетов не различают никаких деталей части работы - оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов...» (Макаренко А. С., Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, С. 553-554).

Сейчас нередко можно встретить высказывания о том, что не надо навязывать ребёнку волю взрослого, волю преподавателя. «Молодым быть нелегко», - утверждают некоторые представители общественности. Одним из принципов педагогики сотрудничества является учение без принуждения. Наблюдается своеобразное заигрывание с молодежью. Уместно в этой связи поставить вопрос: как относился А.С. Макаренко к ребенку, к идеям руссоистского свободного воспитания?

Педагогические идеи А.С. Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко является высоко гуманной. Веря в лучшее в ребенке, опираясь на лучшее в нем, ставя каждого ребенка в защищенное положение, важным принципом воспитания он считает единство уважения и требовательности. Своим педагогическим опытом А.С. Макаренко доказал, что нет морально дефективных детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых социальных условий, в которых дети оказались. Антон Семенович утверждал: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы -нормальный ребенок будет вести себя так» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.438). В то же время воспитание без принуждения, без требования, без наказания, он считал маниловщиной: «Маниловы от педагогики мечтают о таком идеальном положении: «Вот хорошо бы было, если бы дисциплину поднять и никаких мер воздействия для этого не требовалось». Подобный ложный гуманизм остается до сих пор у теоретиков-педагогов хорошим тоном. Школе же это беспринципное сюсюканье наносит большой вред» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.379).

А.С. Макаренко разрабатывал педагогику руководства , большое внимание, уделяя целенаправленному формированию социально значимых качеств личности. Так, говоря, например, о воспитании дисциплины, он считал, что это, прежде всего моральное качество и воспитывается на протяжении многих лет на основе четко отлаженного режима жизни школы. Цели воспитания исходят из социального заказа. Осмыслению реально достижимых целей А.С. Макаренко уделял большое внимание. В связи с этим он писал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу четкого человеческого характера, причем в понятие характера вкладываю все содержание личности... В своей практической деятельности я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне в той же коммуне Дзержинского дали несколько сот человек, и в каждом из них я увидел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого малыша, девочки воспитать гражданина... » (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.9).

А.С. Макаренко разработал теорию коллектива на социальной основе, доказывал, что гуманного, разносторонне развитого человека можно воспитать лишь в коллективе. «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развить свои особенности, сохранить свою индивидуальность».

Такой организационной формой он считал коллектив, так как социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Эта глубокая мысль о коллективности до конца ещё не оценена и в настоящее время.

Ведь и по сей день лучшим способом воспитания социально значимых, гражданских качеств личности (таких как активность, ответственность, чувство долга, дисциплинированность) - это прежде всего организация трудовой, коллективной жизни детей. Эту идею и отстаивал А.С. Макаренко в борьбе со своими противниками.

В главе «У подножия Олимпа» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко приводит следующие слова профессора педагогики: «Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга... Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободные проявления творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга». В свою очередь А.С. Макаренко возражал педагогу-олимпийцу: «Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.6).

Таким образом, не может быть какой-то выхолощенной, освобожденной от труда инициативы, она не придет по мановению волшебной палочки.

А.С. Макаренко, возглавив коммуну им. Дзержинского, организовал завод по изготовлению сложнейшего электрооборудования - такого, в котором «дышит интеграл». То есть он блестяще реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Коммуна им. Дзержинского просуществовала восемь лет; и только один год была на дотации. Тут есть над чем задуматься. Не это ли способствовало тому, что успехи воспитания были налицо? Но именно эта идея А.С. Макаренко порой затушевывается.

«.. .К заветной цели А.С. Макаренко, к воспитывающему обучению не единственный путь ведет, самим Макаренко указанный, а множество дорожек и тропинок, порой очень извилистых», - заявляет С.А. Соловейчик (Соловейчик С. Вечная радость. М., Педагогика, 1986, С. 203). Множество ли? Ю. Бондарев, В. Белов, В. Распутин написали в «Правду»:

«Удивительная вещь: в иерархии детских и юношеских ценностей ныне, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. С недоумением и болью нам приходится смотреть на иных наших туристов, в том числе и молодых, которые, презрев красоты Акрополя, египетских пирамид, шедевров Лувра, носятся по заморским городам в поисках тряпок.

Сотнями, тысячами, по городам и весям страны и мира, мы возим, кормим, одеваем бесчисленные армады юных участников художественной и спортивной самодеятельности. И забываем, что тем самым отрываем их от дела, от учебы, часто приучая к показухе. Забываем, что эта самодеятельность стоит обществу огромных денег, кстати, не ими самими заработанных. Что же касается труда, и не в последнюю очередь труда физического, которым призваны заниматься молодые, то он отодвинут куда-то на второй план. Отодвинут не без помощи отцов и матерей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы, «предки», как нас называют ныне юные, хорошо и трудно работали и работаем. Так пусть же наши дети и внуки отдохнут, рассуждают иные из нас. От чего, спрашивается, отдохнут? От труда. Но ведь без труда человек перестает быть человеком. Нам думается, что отсутствие у многих молодых людей стремления к труду вообще, и к физическому в частности, грозит последствиями неисправимыми!!

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню.

Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

В своих работах много внимания уделял он вопросам семейного воспитания; до сих пор не потеряла значения его «Книга для родителей», в которой рассматриваются главнейшие условия успешного семейного воспитания: наличие полной семьи, полного коллектива, где отец и мать живут дружно, где царствуют любовь и взаимное уважение, четкий режим жизни семьи, плодотворная трудовая деятельность.

Очень ценны высказывания А.С. Макаренко о родительском авторитете. Он подробно анализирует главные слагаемые авторитета:

авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, «любви», «доброты», «дружбы», подкупа. «Главным основанием родительского авторитета только и может быть, - пишет он, - жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение». В «Книге для родителей», в «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил также о важнейшей возможности нравственного и трудового воспитания ребенка в семье.

Идеи А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы достаточно широко использовались педагогами-новаторами. Особенно в этой связи хочется отметить деятельность И.Ф. Свадковского. Осуществляя руководство двумя детскими домами в селе Екатеринском Омской области, И.Ф.Свадковский с успехом применял идеи воспитания личности в коллективе через коллектив. В своей книге «Записки воспитателя» он подчеркивал, «что развитие у детей навыков общественной жизни, деятельности, самостоятельности, осуществляется прежде всего в процессе педагогически правильного подхода к организации коллектива. Выступал против тех случаев, когда форма организации коллектива, управляющие им органы, традиции вырастали не из нужд самого коллектива, а диктовались сверху. Не надо искать лидеров, «социалистических звезд», а следует систематически заботливо выращивать актив коллектива» (Свадковский И. Ф. Записки воспитателя. М., 1959, С. 15).

В 50-60 годы идея А.С. Макаренко о коллективе нашла удачное воплощение и в опыте школы № 58 г. Краснодара, Ново-Полянской школы № 11 Ставропольского края, Павлышской школы Полтавской области.

В 60-е годы на развитие теории коллектива стало оказывать существенное влияние учение о малых контактных группах, которое ориентирует на изучение межличностных отношений людей, вступающих в непосредственный контакт друг с другом. Основоположниками теории малых групп являются американские ученые Дж. Морено и Ш. Шибутах. В нашей стране оно разрабатывается рядом психологов (Н.А. Березовик, Л.П.Буева, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.). Ученые выявляют систему личных отношений в контактных группах, определяют так называемых неформальных лидеров и устанавливают, какое влияние эти лидеры оказывают на коллектив в целом и на отдельных людей. «Настоящий коллектив, - утверждает Л.И. Уманский, - это такая контактная группа, которая обладает всем ансамблем основных свойств, имеет социальное значение, полезные для общества цели, нравственно высокие мотивы и является ячейкой советского общества» (Уманский Л. И. Активность личности и коллектива. М., Молодая гвардия, 1960, С. 260).

Именно это «взаимодействие» и «общие раздражители», которые выдвигались в качестве главных признаков коллектива еще А.С. Залужным в 30-е годы XX столетия, резко критиковал А.С. Макаренко. Такая контактность не является ведущим признаком коллектива. Решающее влияние на его формирование оказывают социально-значимые, а не чисто эмоциональные связи.

Социальные психологи не разработали действенных рекомендаций по формированию коллектива в современной школе. Вместе с тем продолжается противопоставление формальных и неформальных лидеров и структурных объединений в коллективе. Получается так, что активисты - это формальные лидеры, а «социометрические звезды» - это неформальные лидеры. Детские организации, сформированные под руководством учителей, воспитателей - формальные структурные объединения. Группы фанатов, рокеров, брейкеров, люберов - это неформальные организации.

Это не так. Такое противопоставление неправильно и с методологической, и с научной точки зрения. Любые детские организации - это самостоятельные объединения детей и юношества. Если они создаются формально, если ими руководят формальные лидеры, значит просто-напросто воспитатели не нашли верных путей умелого педагогического руководства этими коллективами. Согласно утверждению А.С.Макаренко, не может школьный активист быть формальным лидером. Такого лидера надо убрать, следует вводить подлинное демократическое самоуправление. Важно помнить, что А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллективного воспитания, его педагогические идеи в современную эпоху рыночной экономики приобретают особую актуальность.

Поиски путей реализации его идей по созданию коллектива, связи обучения и воспитания трудом в современной общеобразовательной школе и семье помогут успешному решению проблемы повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях.

Творческое усвоение педагогического наследия выдающегося педагога. Методику коллективного творческого воспитания разработал И.П. Иванов, развивая идеи А.С.Макаренко в современных условиях, раскрывая пути формирования коллективов на основе совершенствования общественно-коллективной жизни школьников. Он построил ее, основываясь на трех объективных закономерностях воспитания: его гуманистической целеустремленности, гуманистическом товариществе воспитателей и воспитанников, гуманизме воспитания.

Первая закономерность - гуманистическая целеустремленность - нашла свое выражение в коммунарском принципе общей заботы об улучшении окружающей жизни, в личной заботе каждого друг о друге как о члене коллектива. В работах А.С. Макаренко этому закону подчинялись все операции (дела государственного значения!) - от охраны леса до выпуска ФЭДов, от зимних вечеров у печурки до великолепных походов по стране коммунаров-горьковцев. В этом законе, по И.П. Иванову, ключ к решению всей проблемы воспитания. Гуманистические нравственные качества коммунаров воспитываются часто независимо от воли воспитателя, так как коммунарская жизнь строится во многом именно на общей заботе, на преодолении общих трудностей, на вовлечении в общую работу. И не случайно в обычных трудовых семьях, живущих по этому принципу, вырастают высоконравственные люди. С ранних лет ребята в этих семьях ведут гуманистический образ жизни, в самом глубоком, точном смысле этого слова.

Вторая закономерность - гуманистическое товарищество воспитателей и воспитанников - проявилась в коммунарском содружестве старших и младших классов. В работах А.С.Макаренко этот закон осуществлялся на первых порах стихийно, интуитивно, затем более осознанно и более открыто, подчиняя себе всю проводимую работу, а позднее был осознан полностью и теоретически обобщен в «Методике организации воспитательного процесса».

Третья закономерность - гуманизм воспитания - воплотился в принципе единства уважения к человеку как товарищу по жизни и совместной деятельности. Этот закон охватывает не только отношения между воспитателями и воспитанниками, но и отношения между самими воспитанниками и самими воспитателями. В принципе взаимного уважения и требовательности ведущую роль играет уважение. Их взаимодействие выражается в реальном, действительно товарищеском общении, а оно достигается благодаря общему делу, общей заботе об окружающей жизни, реальной практической заботе друг о друге.

Эти три закономерности воспитания не были широко осознаны педагогами ни во времена А.С. Макаренко, ни сейчас, находя свое применение лишь в работе педагогов-новаторов. Понимание А.С. Макаренко воспитательного процесса намного шире и глубже понимания сложившегося в практике отечественной школы, оно - в общей творческой жизни, в общей гражданской работе.

В каждом коллективном творческом деле на общее благо осуществляются передача воспитателями готового общественного опыта, творческая его разработка воспитанниками в ходе решения жизненно важных практических задач.

Источник многих бед современного воспитания состоит в том, что воспитательная работа сводится зачастую к односторонней заботе воспитателей о воспитанниках, к воздействию старших на младших, т.е. воспитанники получают готовый общественно необходимый опыт, приучаются быть потребителями духовных и материальных благ.

Методика коллективного творческого воспитания делает ребенка активным участником школьной жизни. Ее смысл состоит в том, что ребят, с первого класса по выпускной, учат коллективному общественному творчеству. В ней реализуется основной принцип работы «по Макаренко»: воспитание - не случайная передача накопленного опыта, а творческая организация совместной жизни и деятельности детей и взрослых. «Методику воспитательной работы можно считать коммунарской, если ее ядром, ее сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., Знание, 1990, С. 4).

В коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как к товарищу других людей. Осуществляется развитие всех трех сторон личности человека: познавательно-мировоззренческой (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности); деятельной (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера) (Иванов И. П. Коллективное творческое дело. // Учительская газета. 1987, 15 сентября). Коллективные творческие дела предусматривают направления традиционного воспитания идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое. Современному педагогу необходимо знать основные особенности их организации.

Понятие о коллективном творческом деле (КТД). Это - общественно важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни, это - сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, так и старшими товарищами по общей гражданской заботе.

Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. Оно - творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в новых вариантах, выявляя новые свои возможности, оно - частица жизни!

Коллективное творческое дело - это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной.

Шесть стадий развития КТД. Первая стадия - предварительная работа воспитателей. На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД - в установочном (стартовом) разговоре с воспитанниками, во время поиска дел и друзей, проводимого по разным, сообща выбранным маршрутам.

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Оно происходит на сборе коллектива, когда составляется план жизни коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте планируется только данное, конкретное КТД. В любом случае воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам (в старших классах - по творческим бригадам, в средних и младших - по звеньям и звездочкам), а затем сообща обсуждают примерно такие вопросы: Для кого провести это дело? Как лучше его провести? С кем вместе? Кто будет руководить - совет коллектива или специальный совет из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда? Ведущие сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) придумывают вспомогательные вопросы, заслушивают разные мнения, просят их обосновывать, поддерживают и развивают наиболее интересные идеи и полезные предложения. В конце сбора сводят все ценные предложения воедино. В случае необходимости организуется выбор совета дела или командира сводной бригады.

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив (или сводная бригада) готовит свой сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и «по секрету» помогают воспитанникам.

Четвертая стадия - проведение КТД. Реализуются предложения, которые были внесены участниками при подготовке КТД. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие при проведении КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств или ошибок, допущенных участниками. Все это - необходимая школа жизни. Главное для участников коллективного творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолевать любые трудности.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Проводится сбор участников проведенного дела. Это может быть сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД («Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?»), к недостаткам и ошибкам («Что не получилось? Почему?») и, что особенно важно, к урокам на будущее («Что нам стоит использовать дальше? Сделать традицией? Как действовать по-другому?»). Ведущие сбора направляют коллективный поиск решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают все высказанные мнения и предложения.

Участие воспитанников в оценке КТД можно обеспечивать и другими средствами. Проводятся беседы с такими, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил своих товарищей? Также итоги подводятся в стенгазете или на «линейке» с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги на совещании педагогов, на сборе вожатых, на совещаниях родительского актива (старших друзей микроколлектива) или на родительском собрании.

Шестая стадия - ближайшие последствия КТД. Выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективами, задумывается новое КТД и т.п. Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении дела, могут быть реализованы ими в дальнейшей работе.

Особенности коллективной творческой деятельности. В методике коллективного творчества важно то, что собираются ребята с разными способностями. Бывает, что идеи подает один, а другие принимают или отвергают их (тоже творческая роль).

Творческое общение - это способ производства информации. Для успешной его организации нужны два условия: во-первых, дело должно быть поставлено так, чтобы ребятам не хотелось спрашивать: «почему я?», «почему именно мы?»; во-вторых, должен быть дефицит времени (тогда коллективная мысль работает быстрее и лучше).

Коллективная творческая деятельность является сильным воспитательным средством. Ребята, приучаясь совместно обдумывать дела, меняются буквально на глазах.

Коллективное творчество исключает принудительное пересечение тех или иных идей. Сотрудничество, взаимная поддержка и умение прислушиваться к идеям друг друга намного плодотворнее спора.

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому , но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Макаренко Антон Семёнович (1888-1939) - известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1914 г., имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917/18 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков и с увлечением отдался работе. Октябрьскую революцию встретил с восторгом.

Педагогическая деятельность Макаренко

В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. 15 конце1 1928 Г. педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.
В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).
Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти -- и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
По мнению Макаренко, процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов. На первом этане в качестве средства сплочения детей выступает единолично с требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно в младших возрастных группах, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, на основании которых можно судить о превращении диффузной группы в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к нему должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от прямых требований, направленных к отдельным воспитанникам. Здесь вступает в силу метод параллельного действия: на каждого воспитанника воздействует и воспитатель, и актив, и коллектив в целом. Педагог может опереться в своих требованиях на группу учащихся, обращаясь к нему через актив. Однако актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к нему, а через него и к отдельным воспитанникам.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал Макаренко. Положение, когда требует коллектив, говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками. После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.

1.Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко

1.1. Жизнь и педагогическая деятельность

1.2. Основные положения педагогической теории

2. Формы организации обучения

2.1. Понятие о формах организации и основания их

классификации

2.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике

2.3. Урок – основная форма организации обучения в современной

3. Убеждение как важнейший метод воспитания

4. План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья

5. Список литературы

1. Вклад в развитие педагогики А. С. Макаренко

1.1. Жизнь и педагогическая деятельность

Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко - воспитатель, ученый, писатель.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет своей учительской деятельности А.С. Макаренко стремился расширить поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась разнообразная внеурочная культурная работа, устраивались праздники с приглашением на них родителей, экскурсии и походы учеников - всего этого тогда не было в школах. Инициатива, сила воли, настойчивость ярко проявлялись в творческой работе Макаренко с самых первых лет его педагогической практики.

В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в корне переменившее всю его жизнь. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В первое время кроме Макаренко в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Первые месяцы для Макаренко и его товарищей были не только временем отчаянья и бессилия, но и месяцами поисков истины в педагогической литературе. Результатом этого чтения стало убеждение Макаренко, что приемлемой теории нет и что нужно извлечь ее из всей суммы реально происходивших событий.

Вскоре появилось пополнение - новые педагоги и воспитанники, но оставалась «умопомрачительная бедность», одинаково бедны были все - воспитатели и воспитанники.

Первые ростки «хорошего коллективного тона» дали не столько моральные поучения, сколько совместная работа, интересное и настоящее дело. Случайно обнаруженное А.С. Макаренко неподалеку от колонии брошенное хозяевами (Трепке) имение власти разрешили передать колонии. Здесь были хотя и разграбленные, но хорошие помещения, хозяйственные постройки, большой сельскохозяйственный участок. Получив небольшие деньги на ремонт имения, все взялись за дело: заработала столярная мастерская и кузница, колония даже начала зарабатывать деньги на услугах крестьянам. Постепенно все - воспитанники и воспитатели - включились в сельскохозяйственные работы.

В первые годы пришло много организационных находок, в том числе отряды и командиры. Словом «отряд» решили называть свое объединение сами первые колонисты, это шло от романтики недавней партизанской войны, когда она велась отрядами. Макаренко не стал возражать и переубеждать колонистов. А во главе отряда по общей договоренности должен стоять командир - как в Красной Армии. В начале сложился один отряд, но другие колонисты тоже пожелали объединиться. А дальше развертывание отрядов пошло очень быстро.

«Система отрядов окончательно выработалась к весне. Отряды заключали в себе идею распределения колонистов по мастерским. Я помню, что сапожники всегда носили номер первый, кузнецы - шестой, конюхи - второй, свинари - десятый... Командиры назначались мною, но к весне все чаще я стал собирать совещание командиров, которому скоро ребята присвоили новое и более красивое название «совет командиров». Я быстро привык ничего важного не предпринимать без совета командиров» 1 .

Самое важное изобретение коллектива за все годы работы произошло весной 1923 г. - создание сводных отрядов, объединений, составляемых не более чем на неделю. Сводный отряд был вызван к жизни тем, что 70 десятин земли (вообще все сельское хозяйство) требовали рабочих рук. Колонисты же состояли в постоянных отрядах при мастерских и не хотели порывать с ними; ведь мастерские - это квалификация. В таком сводном отряде могли быть от 2 до 20 человек из разных постоянных объединений, работа была связана с переменой места и ее характера; на неделю советом командиров назначался командир сводного отряда. Появилась целая сетка, в ней было расписано, где и когда работает такой отряд: третий «О» - на огороде с 8 утра до 4 дня, третий «С» - в саду, «Р» - на ремонте, «П» - в парниках и т.п. Командиром такого отряда мог быть любой колонист, а так как командование требовало большой ответственности, заботы, оно научило большинство колонистов выполнять организаторские функции.

Читая длинными осенними вечерами вместе с Макаренко книги А.М. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб с судьбой писателя. Написали ему письмо, на которое тут же получили ответ и завязалась переписка. По ходатайству колонии ей было присвоено имя Горького и она стала называться так: «Трудовая колония им. А.М. Горького».

Через 3 года после своего образования колония была признана Нар-компросом Украины образцовым воспитательным учреждением, в котором была четко налажена жизнь и сельскохозяйственное производстве. Казалось бы, все устроилось хорошо. Но, как пишет Макаренко: «В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис... Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело... Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в коллективе... мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный труд» 2 .

И в это время Наркомпрос предложил переезд в Куряж - совершенно запущенную детскую колонию; совет командиров, посовещавшись, решил спасать куряжскую колонию; общее собрание колонистов постановило: просить Наркомпрос передать горьковцам Куряж. Там находились 280 воспитанников, а горьковцев было 120.

В очень короткие сроки (меньше чем за год) бывшие воспитанники куряжской колонии влились в коллектив колонии им. Горького, преобразились как они, так и вся обстановка: были отремонтированы старые помещения, построены новые, налажено хозяйство, заработала школа. Куряж был «завоеван».

1 Макаренко А.С. Собр. Соч. Т. 1. с.200

2 Макаренко А.С. Собр. Соч. Т. 1. с.380

В колонии «разными правдами и неправдами» организовали деревообделочную мастерскую, заключили договора, открыли в банке текущий счет. Делали улья, мебель, ящики и др.

Начали намечать новые планы: открытие собственного рабфака, нового корпуса машинного отделения.

Старшие воспитанники колонии отправлялись в город на рабфак, но продолжали принимать самое деятельное участие в жизни колонии: проводили здесь каникулы, включались в работу, выступали воспитателями младших. Это были верные и лучшие сторонники и помощники Макаренко.

В колонии велась и большая культурная работа: был организован оркестр, традиционными стали кинопоказы. Часто приезжали гости: студенты вузов, рабочие экскурсии, педагоги, журналисты, иностранные гости.

В прессе появились статьи о жизни колонии; о ней с большой теплотой писал и Горький.

Напряженной, заполненной до краев была жизнь А.С. Макаренко, он не мог несколько лет позволить себе отпуска, даже, как он писал, не мог жениться до 40 лет. Его женой в 1929 г. стала Галина Стахиевна Салько. I

Годы становления и развития колонии им. Горького были временем осмысления А.С. Макаренко своего практического опыта, разработки педагогической системы, определения основных целей и принципов воспитания. Идея демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на которых строилась его система, встречала не только единомышленников, но и большое сопротивление представителей официальной «науки», которой считалась тогда педология, и Наркомпроса Украины: общепринятыми были утверждения о том, что «наказания воспитывают раба», что нужны самоорганизация и самодисциплина и т.п. Постоянные комиссии, проверки, разносы и поучения от людей, занимавшихся кабинетной педагогикой - таково было отношение Наркомпроса и НИИ педагогики к Макаренко.

Заслушав отчет Макаренко о его педагогических взглядах, представители Наркомпроса и педагоги-теоретики осудили его воспитательные методы: «Коллектив у вас чудесный, но это ничего не значит, методы ваши ужасны». «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская».

Доводы были такими:

Макаренко хочет построить педагогический процесс на идее долга. Советская педагогика стремится воспитывать в личности свободу творческих сил, но, ни в коем случае не буржуазную идею долга.

С печалью услышали мы призыв к воспитанию чувства чести. Нельзя примириться с возвращением этого понятия, напоминающего офицерские привилегии, мундиры, погоны.

Осуждали и производство как фактор воспитания, которое признали полезным лишь для материального обогащения колонии; в целом же его считали вульгаризацией идеи трудового воспитания.

В 1928 г. Макаренко вынужден был уйти из колонии, но сделал это тактично: уже после долгожданного приезда Горького в колонию, превратившегося в большой праздник, и его отъезда отдал приказ о своем уходе «в отпуск» и передал заведование колонией одному из воспитателей.

Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г. и над которой шефствовали чекисты.