Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин. Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин Сочинения по темам

Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин уверен, что у старухи при­пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

— Побьем, отец…

Глава названа «Два солдата» не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно. Оба вынесли на войне много су­ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: |

Рассуждать со мной достоин.

Ты — солдат, хотя и млад,

А солдат солдату — брат.

Какое отношение проявляют друг к другу ста­рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по­ступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни­чающее — такими словами можно оха­рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе­ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета­лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда­ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо­лее частые обращения старика к Тер­кину. В свою очередь, молодой боец назы­вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, «Жи­ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду­маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва­шему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа­ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко­торому доверено руководить разведыва­тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ­веденным в офицеры, но впоследствии ре­шил оставить все же рядовым бойцом (по­эма называлась «Книга про бойца»), и по­тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи­цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин­ством и доброй шуткой-полувопросом от­вечает:

— Закусить бы счел за честь,

Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное — уверенность в гряду­щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре­тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по­куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше­ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что
различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все­го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли­чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав­шаяся крестьянка от радости освобожде­ния и встречи с дорогим человеком, рус­ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго­щение, оказывает уважение крестьянско­му дому:

И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.

Табаку отсыпал деду И простился.

Часы — очень важная деталь, связую­щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб­рое прошлое, нежели представляли прак­тическую ценность, а фашист-разруши­тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли­на, еще раз выражая свой победный опти­мизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике стари­ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие пе­ренесенных в оккупации страданий, не­отступного страха быть убитыми. Поста­ревший дед стремится предугадать ход во­енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, —

Сам хотел того иль нет, —

Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувст­вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит­нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супру­гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:

С кем жила — не уважала,

С кем бранилась на печи,

От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдат Целый, невредимый.

Пощади его, снаряд,

В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор — и наперед Заслонил старуху.

Гибель верную свою,

Как тот миг ни горек,

Порешил встречать в бою,

Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихо­летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро­вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?

Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор­мировании его мировоззрения, об обога­щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра­щается к читателю с сокровенным. Поэти­ческое раздумье писателя идет к само­му сердцу читателя, который приглаша­ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при­дают особый лиризм, теплоту, приближа­ют его к герою, автору произведения, изо­бражаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво­им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит­вой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.

Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.

То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.

Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани­мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж­ды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи­ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч­но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо­той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».

Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче­ская гармония? Твардовский, Василий Тёркин. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»?


На этой странице искали:

  • как изображен теркин в главе два солдата почему она так названа
  • Как изображен теркин в главе два солдата
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе два солдата
  • василий теркин два солдата анализ

План ОТВЕТА

1. Замысел поэмы «Василий Тёркин».

2. Поэма - энциклопедия Великой Отечественной.

3. Образ бойца Василия Тёркина.

4. «Ради жизни на земле».

1.. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» - это высочайшее достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции, понимание сути русского национального характера. «Какая свобода...» - сказал об этой книге И. А. Бунин. Это самозабвенный порыв сказать правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

2. Поэму «Василий Тёркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. «Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки; тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. Все это написано простым и при этом ярким, образным языком» (Ю. Г. Разумовский).

3. «Василий Тёркин - лицо вымышленное от начала и до конца, плод воображения... И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Тёркина...» - писал поэт. Глава «Переправа» во многом отразила пережитое поэтом еще во время финской войны, а «Перед боем» - впечатления горестного отступления наших войск «во глубину России»: «То была печаль большая, как брели мы на восток». Страшная картина гибели «наших стриженых ребят» настраивала солдат на осознание трудности борьбы с ненавистным врагом, на ратный подвиг, на горечь потерь в этой войне:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа...

В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял солдата - подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны высшими чинами и их окружением:

Худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один как перст подчас.

Шел он, серый, бородатый,

И, цепляясь за порог,


Заходил в любую хату,

Словно чем-то виноватый

Перед ней, а что он мог?

Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях, подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной воде с рапортом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись, тут же с юмором говорит:

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?..

О скромности Тёркина поэт говорит в главе «О награде»:

- Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Задушевность, непосредственность Тёркина раскрывается автором в главе «Гармонь»:

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно, гармонист.

Для начала, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз...

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Встреча Тёркина со старым солдатом располагает к нему старика, который вспоминает свои бои, свое поколение и вместе с героем рассуждает о войне нынешней:

И сидят они по-братски

За столом плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо...

Отвечай: побьем мы немца

Или, может, не побьем?..

………………………………………..

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Но еще не знал я, право,

Что с печатного столбца

Всем придешься ты по нраву,

А иным войдешь в сердца.

И действительно, Тёркин стал близок каждому солдату, сражающемуся на войне. Твардовский получал много писем от них с «подсказками»: «А вот бы еще отразить то-то и то-то...» Всем хотелось продолжения, всем хотелось, чтобы Тёркин не погиб, дожил до победы:

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Тёркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек...

4. И шел по дорогам этой войны простой русский солдат - Иванов, Петров, Сидоров - он же - Тёркин, чтобы прийти к той долгожданной цели, которая звалась Ее величество - Победа:

Переправа, переправа...

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой, не ради славы -

Ради жизни на земле.

1. Преображение прежнего Васи Теркина — лубочного богатыря во всеми любимого персонажа.
2. Образ Родины в поэме.
3. Поэма «Василий Теркин» как энциклопедия войны.
4. Отношение автора к своему произведению.

Помимо стихов и очерков, написанных Твардовским в пору зимней кампании Красной армии 1939 /40 гг., он принял некоторое участие в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», — веселого бывалого солдата Васи Теркина.

«Огромность грозных и печальных событий войны» (говоря словами из «Ответа читателям...») повела к знаменательному преображению персонажа газетных фельетонов 1939—1940 гг. Прежний Вася Теркин был упрощенной, лубочной фигурой: «богатырь, сажень в плечах... врагов на штык берет, как снопы на вилы». Возможно, тут сказалось и широко распространенное тогда ошибочное представление о легкости предстоящей кампании. «Василий Теркин» — замечательная поэма А. Т. Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и вырос главный герой наиболее популярной поэмы Твардовского — Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны.

Образ Василия Теркина — результат огромного количества жизненных наблюдений. Для того чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Любовь и преданность Родине герой не выражает в высокопарных фразах.

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше исполненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин — воплощение русского характера.

Как от западной границы
Отступал к востоку он;
Как прошел он, Вася Теркин,
Из запаса рядовой,
В просоленной гимнастерке
Сотни верст земли родной.
До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то — своя.

Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удается ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же.

Я б мечтал не ради славы
Перед утром боевым,
Я б желал на берег правый,
Бой пройдя, вступить живым

Образ родины в поэме всегда проникнут глубокой любовью. Это и мать-старуха, и необъятные просторы, и великая земля, на которой рождаются настоящие герои. Отчизна в опасности и долг каждого — защищать ее ценой собственной жизни.

Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
И поскольку это мы,
То скажу вам, братцы,
Нам из этой кутерьмы
Некуда податься.
Тут не скажешь: я — не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю.
Не велик тебе расчет
Думать в одиночку.
Бомба — дура. Попадет
Сдуру прямо в точку.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела — грудь на грудь,
Драка — значит, драка.

Поэму «Василий Теркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. Помимо главного героя в поэме присутствует множество других персонажей — солдаты, служащие с Теркиным, простые жители, переживающие страшное время в тылу или немецком плену. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма «Василий Теркин» остается одним из наиболее любимых произведений о войне.

Сам автор писал о «Книге для бойца»: «каково бы ни было ее собственное литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда».

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям. В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага. Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

– Жаль, давно его не слышно,

Может, что худое вышло?

Может с Теркиным беда?

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Молвил Теркин в ту минуту:

«Мне – конец, войне – конец».

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.