Поэт вера полозкова биография личная жизнь. Вера Полозкова: биография и творческий путь поэтессы

Первый сборник стихов она выпустила в 15 лет, а уже к двадцати завоевала статус одного из самых ярких современных поэтов. 24 ноябре в Московском дворце Молодежи Вера представит новую программу «Высокое разрешение», в которую войдут тексты из будущего сборника. Пять самых пронзительных – в подборке ELLE.

* * *

лучше всего анита умеет лгать:
замирать по щелчку, улыбаться и не моргать,
только милое славить, важного избегать,
целовать мимо щек ароматных сучек

тяжелее всего аните бывать одной,
балерине в шкатулке, куколке заводной,
ведь анита колени, ямочки, выходной,
хохоток, фейсбучек

неуютно аните там, где не сделать вид:
где старуха лук покупает, где пес сидит,
где ребенок под снег подставляет веселый рот,
будто кто-то на ухо шепотом говорит,
отводя идеальный локон:

в тех, кто умен, анита, и в тех, кто глуп
в посещающих и не посещающих фитнес-клуб
во владелицах узких губ и надутых губ
боженька лежит, завернутый в тесный кокон

он разлепит глаза, анита, войдет в права
раздерёт на тебе воланы и кружева,
вынет шпильки твои, умоет тебя от грима,
и ты станешь жива, анита моя, жива
и любима

ФОТО Instagram

* * *

а мы жили тогда легко: серебро и мед
летнего заката не гасли ночь напролет
и река стояла до крестовины окон
мы спускались, где звезды, и ступни купали в них
и под нами берег как будто ткался из шерстяных
и льняных волокон

это был городок без века, с простым лицом,
и приезжие в чай с душицей и чабрецом
добавляли варенья яркого, занедужив;
покупали посуду в лавках, тесьму и бязь
а машины и лодки гнили, на швы дробясь
острых ржавых кружев

вы любили глядеть на баржи из-под руки,
раздавали соседским мальчикам пятаки:
и они обнимали вас, жившие небогато.
и вы были другой, немыслимо молодой,
и глаза у вас были - сумерки над водой,
синего агата.

это был июнь, земляника, копченый лещ,
вы носили, словно царевич, любую вещь
и три дома лишили воли, едва приехав
- тоня говорит, вы женаты? - страшная клевета!
а кругом лежал очарованный левитан,
бесконечный чехов

лестницы, полы в моей комнате, сени, крыльцо, причал -
всюду шаг ваш так весело и хорошо звучал,
словно мы не расцепим пальцев, не сгинем в дыме,
словно я вам еще читаю про древний рим
словно мы еще где-то снова поговорим,
не умрем молодыми

кажется, мы и теперь глядим, как студеной мглы
набирают тропинки, впадины и углы,
тень пропитывает леса и дома, как влага.
черные на фоне воды, мы сидим вдвоем
а над нами мед, серебро и жемчуг на окоем,
жатая бумага.

уезжайте в августе, свет мой, новый учебный год
дайте произойти всему, что произойдет, -
а не уцелеет ни платья, ни утвари, ни комода,
наша набережная кончится и гора, -
вы пребудете воплощением серебра,
серебра и меда.

ФОТО Instagram

* * *

дебора питерс всегда была женщина волевая.
не жила припеваючи - но жила преодолевая.
сила духа невероятная, утомляемость нулевая.

дебора питерс с юности хотела рыжую дочку.
дебора растила джин в одиночку.
перед сном целовала пуговичку, свою птичку, в нежную мочку.

дебора несчастна: девчонка слаба умишком.
эта страсть - в пятнадцать - к заумным книжкам,
сломанным мальчишкам, коротким стрижкам:
дебора считает, что это слишком.

джинни питерс закат на море, красная охра.
джинни делает вид, что спятила и оглохла:
потому что мать орет непрерывно, чтоб она сдохла.

когда ад в этом доме становится осязаем,
джинни убегает, как выражается, к партизанам,
преодолевает наркотики, перерастает заумь,

а тридцатилетняя, свитерочек в тон светлым брюкам,
дебору в коляске везет к машине с неровным стуком:
вот и все, мама, молодчина, поедем к внукам.

дебора сощуривается: бог обучает тонко,
стоило почти умереть, чтоб вновь заслужить ребенка -
лысая валькирия рака,
одногрудая амазонка

стоило подохнуть почти, и вот мы опять подружки,
как же я приеду вот так, а сладкое, а игрушки,
двое внуков, мальчишки, есть ли у них веснушки?

я их напугаю, малыш, я страшная, как пустыня.
ты красавица, мама, следи, чтобы не простыла.
стоило почти умереть, чтобы моя птичка меня простила.

ФОТО Фото Александр Мамаев/ URA.RU/ТАСС

* * *

кровь состояла из лета, бунта, хохота и огня. жизнь рвала поводок,
как будто длится еще два дня, а после сессия, апокалипсис, и тонут
материки. будто только вы отвлекаетесь - и сразу же старики.

где вы теперь, дураки, смутьяны, рыцари, болтуны. дым над
городом едет пьяный, будто бы до войны: никто не вздёрнулся от
бессилия, не загнан, сутул и сед - мы пьем портвейн и сашу
васильева разучиваем с кассет.

так этот дерзкий глядит, что замертво ложатся твои войска. Твой
друг умеет хамить гекзаметром и спаивать в два броска. Пожарные
лестницы и неистовство добраться до облаков. есть те, кто
выживет, те, кто выспится. но это - для слабаков.

ФОТО GettyImages

[ДЕВЯТЬ ПИСЕМ ИЗ ГОКАРНЫ]

VI. temple on the hill

нельзя столько помнить, они говорят, а надо жить налегке.
учитель забвения слабый яд приносит мне в пузырьке:
он прячет в дымку утес рубиновый, стирает тропу в песке,
где мы говорим, как руина с руиной, на вымершем языке.

где мы наблюдаем, века подряд, отшельниками в горах:
империи рвутся наверх, горят, становятся сизый прах,
и я различаю пять тысяч двести причин ухмылки твоей.
нельзя все помнить, умрёшь на месте, старайся забыть скорей

ведь это твой дом, говорят, не склеп, вот весь твой нехитрый скарб,
и тебе всего тридцать лет, а не двенадцать кальп
и ты не знаешь людей в соседней деревне, где бьет родник,
но из плоти твой собеседник в храме из древних книг?

нет, я не знаю мужчин и женщин с той стороны холма.
в храме ржавый засов скрежещет только приходит тьма,
ступени теплые, но прохлада касается плеч, волос
и мы смеемся, как будто ада изведать не довелось

как будто не сменим тысячу тел, не встретим сто сорок войн
я просто сижу и любуюсь тем, как профиль устроен твой
как будто мрамор пришел наполнить какой-то нездешний свет
как будто я это буду помнить из смерти, которой нет

ФОТО GettyImages Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Полозковой Веры Николаевны

Ранние годы поэтессы

Вера Николаевна Полозкова, поэтесса и актриса, родилась 5-го числа в марте месяце в 1986 году в Москве. Вера начала писать стихи с пяти лет. Девочку воспитывала мама. Первый сборник стихов был подарен Вере на день рождения в день пятнадцатилетия, он был выпущен тиражом в 350 экземпляров.

Образование

Вера окончила школу в 15 лет, сдав экзамены экстерном, и поступила в МГУ на факультет журналистики. МГУ она не окончила, так как получение диплома было связано со сдачей большого количества хвостов, которые она накопила. Она ушла из университета за три месяца до окончания.

Успехи в литературе

Первая настоящая книга стихов была издана в 2008 году. Её издал писатель Александр Житинский. Он познакомился с Верой через её блог в Живом Журнале. Первое публичное выступление Полозковой произошло в Москве в мае месяце 2007 года, в "Булгаковском доме". Презентация книги была в 2008 году в музее актуального искусства Москвы. В феврале 2009 года Вере Полозковой присудили премию "Неформат".

Артистическая карьера

Вера Полозкова играла с 2008 года в спектакле "Общество анонимных художников" Георга Жено в театре им. Йозефа Бойса. В августе 2008 года Вера Николаевна снялась в клипе "Дайте сигарету". Клип был снят группой , с этой же группой на телеканале A-ONE Полозкова выступила в программе "Парный прогон" в апреле 2009 года. В октябре 2009 года состоялся премьерный показ спектакля в театре "Практика" по текстам Полозковой, режиссёра Шевелёвой, с участием Веры. Также на сцене пермского театра "Сцена-Молот" состоялась премьера спектакля режиссёров Шевелёвой и Боякова "Стихи о любви" с участием Веры. Вера снималась в короткометражных фильмах и клипах. Живые выступления Веры пользовались успехом, слава росла в геометрической прогрессии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Просто работа

Вера Николаевна несколько лет работала в музее актуального искусства. Она писала рецензии в журнал "Книжное обозрение", а также статьи в журнал "Космополитен", где вела собственную рубрику. Кроме того, Вера была автором статей в журналах "Афиша", "Шик- Magazine и др.

Блог Полозковой в ЖЖ

Блог Полозковой набрал 16 000 читателей к марту 2010 года. Так и стала поэтесса одной из самых юных 1000-ников в ЖЖ, её дневник стал популярным. Однако Вера Николаевна со временем перестала его обновлять.

Реалити-шоу

Вера Полозкова приняла активное участие в реалити-шоу под названием "Полиглот", прошедшем на телеканале "Культура" (вёл программу ). Вера Николаевна была участницей программы уроков французского языка, которые шли в 2012 году. Также Полозкову пригласил на своё шоу на Первом канале "Вечерний ", шоу состоялось в марте 2013 года. Веру можно было видеть в программе "Школа злословия" и других программах на канале "Культура".

Библиография

Веру Полозкову издавали 4 раза: сборник "Непоэмание" – 2 раза издан (в 2008 году и в 2010 году); сборник "Фотосинтез" издан в 2008 году совместно с автором Паволга О.; сборник "Осточертение" издан в 2013 году.

Интересные высказывания

Вера Николаевна как-то сказала, что не любит заниматься долго одним и тем же и быстро устаёт от вещей, которыми надо заниматься изо дня в день.

Награды и премии

В 2006 году Вера Николаевна получила титул "поэт года в ЖЖ", она вышла в финал "Турнира поэтов" (СЛЭМа).

Знаете, за что я недолюбливаю поэзию?
Поэзия - это чрезвычайно личное, глубоко интимное творчество, выражение своих эмоций, впечатлений и воспоминаний, как правило, начисто лишенное сколько бы то ни было сюжетного компонента. А большинству людей - признаемся себе честно - очень мало дела друг до друга, поэтому читать откровения взрослеющей поэтессы, конечно, приятно с эстетической точки зрения (ибо язык у Полозковой весьма богатый), но не то что бы очень увлекательно.

Главная проблема этих стихов - это очень ломаный, буквально размолотый в труху, ритм. Вера Полозкова - это такой контуженный Маяковский, который окончательно потерял представления о ритмике и симметрии стихотворных строк, и, помня только, что слова должны иногда рифмоваться, лепит эту рифму кое-как, когда куда придется.

Каких только стихосложенческих экзерсисов не предлагает нам поэтесса! Тут нам и панторифма, и гипердактилическая рифма, и эхо-рифма с рваной строкой, и заигрывания с зиянием, переходящим в элизию, и еще не пойми какой кинханед - все это порублено на мелкие кусочки и перемешано до состояния неразличимости.
Стихи не «поют», их не получается читать душой, свободно скользя по ним восприятием и вибрируя в резонанс их ритму.
Каждое стихотворение приходится анатомировать скальпелем ледяной логики, чтобы обнаружить, что и с чем тут рифмуется.
Хотя номинально рифма все-таки есть - просто пока ее обнаружишь, рискуешь потерять весь поэтический настрой.

Напрасно я ожидал, что такое вольное отношение к ритму у «Полозковой-ранней» пройдет у «поздней»: не проходит. Буквально в каждом стихотворении, что в 2003, что в 2007 году, спотыкаться приходится по нескольку раз.

Но не будем о грустном. Будем о хорошем.

Вера Полозкова, несомненно, очень актуальна. Ее поэзия, как идеально настроенный музыкальный инструмент, звучит в унисон мыслям ее поколения - условно говоря, людям от пятнадцати до тридцати, живущим в душных силикатных коробках, общающимся друг с другом с помощью десятка заранее заготовленных «эмотиконов» и мечтающих о наступлении некоего абстрактного Завтра, в котором все будет иначе; и мы сами будем лучше - добрее, сильнее и честнее.
Подобно, например, Земфире или Диане Арбениной, Полозкова могла бы стать «голосом и мыслями» целого поколения девочек-подростков, обожающих цитировать строки песен в статусах и твиттерах.
Жалко, что девочки-подростки не умеют читать: хоть как-то разбавили бы всю свою сопливую пошлятину в статусах.

* * *
Вообще, у Веры хорошо получаются две вещи. Первая - это такие вот короткие, хлесткие стихи на грани афоризмов:
«Все леди как леди, а ты как лошадь в пледе»
Или
«Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой.»
Емко, лаконично и глубоко, а главное, почти помещается в формат пресловутых «ста сорока символов».
Стихи-конфеточки, маленькие монпансье со вкусом взрыва.

Второе - это «длинные строки»:
«В какой-то момент душа становится просто горечью в подъязычье, там, в междуречье, в секундной паузе между строф. И глаза у нее все раненые, все птичьи, не человечьи, она едет вниз по воде, как венки и свечи, и оттуда ни маяков уже, ни костров.»
И так, не поэзия вовсе, а случайные вроде бы фразы, как гости незванные с улицы - а то, что тут что-то рифмуется понимаешь как-то не сразу.

И именно такие вот «длинные строки» (я прошу меня извинить, если называю их неправильно и они имеют какое-то специфическое название - я от поэзии бесконечно далек) получаются у Веры Полозковой, как мне кажется, лучше всего. Они читаются, как проза, ощущаются очень легко и текуче, а рифмы, то и дело в них попадающиеся, воспринимаются как приятные сюрпризы. Словом, я бы читал Полозкову только ради такой «полустихотворной» прозы.
Кстати, именно из таких вот стихов получился бы очень колоритный рэп - быстрый и многословный.
Какое счастье, что рэперы тоже не умеют читать!

* * *
В общем, трудно сказать, понравилось ли мне творчество Полозковой, или нет.
Некоторые стихи бьют разрывной пулей «в десятку» навылет: четкие, мелодичные и очень-очень про меня. Их хочется выучить наизусть и цитировать.
Но основная масса стихов - это густой бульон из эмоций, мыслей и переживаний. Бульон, несомненно, очень поэтичный, но чертовски неудобоваримый из-за поструганной кое-как рифмы.

Без оценки. Трудноперевариваемо. Актуально и поэтично. Примечательно. Бродско.


Биография

Родилась в Москве 5 марта 1986 года. Стихи пишет с 5 лет. Первую книгу опубликовала в 15 лет. Финалист поэтического СЛЭМа 2006 года. Поделила премию «Поэт года ЖЖ» с Олегом Боричевым. Писала для газеты «Книжное обозрение», журналов Cosmopolitan (вела рубрику «Непростая история») и «Афиша». В 2003-2004 годах была сотрудником FBI-Press, писала для журналов «Искра-Spark» и «Шик-Magazine». До апреля 2008 года работала в московском музее актуального искусства ART4.RU.

Первое публичное выступление состоялось в мае 2007 года в Москве, в культурном центре «Булгаковский дом». Первую «недетскую» книгу стихов Веры Полозковой «Непоэмание» издал в 2008 году писатель Александр Житинский, познакомившийся с Полозковой через её блог. Презентация книги состоялась в феврале 2008 года в московском музее актуального искусства ART4.RU.

В феврале 2009 года Полозковой была присуждена премия «Неформат» в номинации «Поэзия».

С 2008 года играет в интерактивном спектакле Георга Жено «Общество анонимных художников» (Театр им. Йозефа Бойса совместно с Театром.doc). Сначала партнёром по спектаклю был Михаил Калужский, затем спектакль на двоих стали играть Вера Полозкова и Арман Бекенов (соавтор проекта). В 2008 году в издательстве Livebook выходит поэтический сборник Веры «Фотосинтез», выпущенный совместно с фотографом Ольгой Паволгой. Сборник составлен из текстов Полозковой и фотографий Паволги. В последующем «Фотосинтез» был трижды переиздан в связи с коммерческим успехом книги. Общий тираж издания составлял порядка 30 тысяч экземпляров.

В июне 2008-го Артемий Троицкий приглашает Полозкову в соведущие первой церемонии независимой музыкальной премии «Степной волк», которая проходила в рамках московского Открытого книжного фестиваля. В ноябре 2008 года Полозкова впервые едет в Индию. Благодаря поездке, появляется обширный корпус текстов под общим названием «Индийский цикл». После каждого путешествия в Индию этот цикл пополняется новыми стихами. Исследования изменений своих отношений с Богом и эволюции духовного опыта занимают в творчестве Полозковой с тех пор большое место. А Индия становится своеобразным «местом силы». В 2009 году Полозкова знакомится с Эдуардом Бояковым (основателем, продюсером и режиссёром театров «Практика», а позже «Политеатра»). С того же года Вера служит в театре «Практика» и играет в поэтическом спектакле «Стихи о любви» по своим текстам (режиссёр - Эдуард Бояков). Премьера спектакля состоялась в октябре 2009 года. В декабре 2009 года состоялась премьера спектакля «Стихи о любви» на сцене пермского Театра нового времени «Сцена-Молот». Весной 2011 года в «Практике» прошла премьера спектакля «Стихи про Москву». Это поэтический спектакль по текстам четырёх современных поэтов: Веры Полозковой, Андрея Родионова, Фёдора Сваровского и Елены Фанайловой.

В июне 2009 года выходит первая аудиокнига Полозковой «Фотосинтез». Аудиокнига выпущена как подборка записанных в авторском прочтении текстов из одноимённого сборника с саундтреком. Помимо этого в аудиокниге оставлены различные фразы и небольшие примечания к текстам, сказанные во время записи Верой. Продюсер проекта - Лена Грачёва. Автор музыки - Сергей Геокчаев. К 2013 году эта пластинка была переиздана уже шесть раз. В конце 2009 года на студии был записан ещё один корпус текстов, который впоследствии составит трек-лист первого музыкального альбома Полозковой «Знак неравенства». В январе 2010 года в издательстве Livebook выходит переиздание сборника «Непоэмание». Книга дополнена двадцатью двумя новыми стихами и тремя поэмами. Переиздания книги - 2011, 2012 год.

В июне 2010 года Вера вместе с Валерием Марьяновым приглашены в качестве ведущих фестиваля «Усадьба Jazz». С 2010 года Полозкова - постоянный участник и член Совета фестиваля «Текстура» в Перми. Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура» объединяет на одной площадке российские и зарубежные фильмы и спектакли о сегодняшнем дне.

В июле 2011 года известный продюсер и промоутер Александр Чепарухин приглашает Веру стать его соведущей на большом международном музыкальном фестивале «Движение», проводимом недалеко от деревни Хохловка под Пермью.

8 июня 2011 года вышел дебютный демо-альбом «Знак неравенства», и в течение первой же недели продаж в интернете занял первое место по количеству скачиваний на сайте muz.ru. На физическом носителе эта пластинка не выходила, поскольку с самого начала была заявлена как «проба пера». Продюсер проекта и автор музыкальной концепции - Лена Грачёва. Автор музыки - Сергей Геокчаев. Впоследствии Грачёвой была собрана музыкальная группа, и авторство музыки стало общим. Участники группы (в разное время): Сергей Геокчаев - клавишные, Николай Сагинашвили - акустическая гитара, Александр Бганцев - бас-гитара, Анатолий Левитин - ударные, Владимир Лицов - электрогитара.

С осени 2011 по лето 2012 года Вера и её музыканты дали порядка 60 концертов по России и Украине. Группа стала участником юбилейного фестиваля «Нашествие» в 2011-м году, одним из хедлайнеров фестиваля More Amore в 2012-м году, открывала своим выступлением «Фестиваль фестивалей» на Поклонной горе в Москве в честь Дня города (2012 год), была номинирована на независимую музыкальную премию «Степной волк». В октябре 2011 года клуб «16 тонн» вручил Полозковой и её группе премию «Золотая горгулья» за альбом «Знак неравенства». В течение этого времени музыка к альбому менялась и дописывалась. Летом 2012 года двойной альбом «Знак неравенства» был записан на студии Виктора Булатова Music Street Studio.

Презентация альбома состоялась 6 ноября 2012 года в московском академическом театре имени Владимира Маяковского и прошла с переаншлагом. 18 ноября состоялась вторая часть презентации в московском клубе «16 тонн», и 28 декабря петербургская презентация в клубе «Зал ожидания».

Летом 2012 года Вера принимает участие в книжной ярмарке Book Expo в Нью-Йорке. В рамках ярмарки состоялось сольное чтение Полозковой. Во второй половине 2012 года Вера приняла участие в реалити-шоу «Полиглот» Дмитрия Петрова на телеканале «Культура» по изучению французского языка.

В январе 2013 года состоялась премьера первого клипа Веры Полозковой на композицию с альбома «Знак неравенства» «Вечерняя». Оператор и режиссёр клипа - Сергей Сараханов.

В феврале 2013 года состоялась премьера совместного клипа Веры Полозковой и Светланы Сургановой «Гертруда» (автор текста песни - Вера Полозкова, изначальное название текста, положенного Сургановой на музыку «Маленький рок-н-ролл»). В начале марта 2013 года по приглашению фестиваля SLOVO Вера впервые едет в Лондон, где в рамках фестиваля проходит три выступления Полозковой - два из них сольно. Вера также читает переводы своих текстов на английский (автор переводов - Юрий Мачкасов). 13 марта в книжном магазине Уотерстоунз на Пикадилли прошёл поэтический перформанс от театра «Практика». Участники перформанса - Вера Полозкова, Павел Артемьев, Алиса Гребенщикова и Ирина Михайловская.

16 марта в Большой аудитории Лектория Политехнического музея был открыт «Политеатр». А уже в апреле состоялась премьера нового спектакля по стихам Полозковой «Избранные» (режиссёр - Эдуард Бояков). Тексты Полозковой разделены между четырьмя героями, которых играют Михаил Козырев, Павел Артемьев, Алиса Гребенщикова и сама Вера. «Избранные» - это разговор о поэтическом ремесле и эволюции поэта и человека, один из важных итогов Полозковой как поэта и исполнителя.

18 апреля 2013 года выходит третий поэтический сборник Полозковой «Осточерчение». Тексты в нём разделены на 13 частей. Впервые под одной обложкой полностью собраны такие циклы стихов как «Короткий метр» и «Индийский цикл». Также в книгу вошли новые тексты Веры, написанные с 2011 по 2013 год включительно. Составитель сборника - Александр Гаврилов. На презентации книги в московском кинотеатре «Пионер» вместе с Верой книгу представляли её друзья - Александр Маноцков, Алиса Гребенщикова, Александр Гаврилов и Александр Мамут. В течение первой недели продаж книга занимает первое место среди бестселлеров книжного магазина «Москва».

18 мая 2013 года в «Политеатре» состоялась премьера спектакля «Happy 60-s» по стихам Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского. Актёры спектакля - Павел Артемьев, Илья Барабанов, Екатерина Волкова, Юлия Волкова, Алиса Гребенщикова, Вера Полозкова, Егор Сальников. Режиссёр - Эдуард Бояков. Это спектакль про 60-е годы XX века и о том, как та эпоха рифмуется с тем, что происходит в России в настоящий момент.

Вера Полозкова является одной из героинь книги журналиста и поэта Юлии Идлис «Рунет. Сотворённые кумиры», вышедшей в 2010 году. Герои книги - восемь самых известных, ярких и успешных русских блогеров.

Вера Полозкова - лауреат премии им. Риммы Казаковой Союза писателей Москвы 2011 года. В 2012 году Полозкова номинирована на премию журнала «Сноб» «Сделано в России» в номинации «Литература» за синтез литературы с другими искусствами (спектакль «Политеатра» «Избранные» и альбом «Знак неравенства»).