Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Одна запятая необходима:
в предложении 2 "Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике": его однородные члены соединены при помощи двойных союзов..
в предложении 1 "Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал"ССП.
Ответ: 1 и 2
Ответ: 21|12
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Отводится 45 минут.
Ответами к заданиям 1–11 является число. Ответами к заданиям 12–18 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Обведите правильный(е) ответ(ы).
Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
(Из энциклопедии)
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Бактерии живут везде.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного.
1) сто двадцать пятым 3) сорока трёх
2) трёхстами пятнадцатью 4) двум третьим
3. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) восторгаться музыке 3) оплатить покупку
2) работать согласно расписанию 4) не чувствовать холода
4. Значение какого слова определено неверно?
1) БУДНИЙ – рабочий, не праздничный
2) АВТОБИОГРАФИЯ – описание жизни известного человека
3) СМЕТЛИВЫЙ – хорошо и быстро соображающий, догадливый
4) ФОРМУЛЯР – библиотечная учётная карточка
5. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует пара слов: безучастность – сочувствие ?
6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Лексика современных школьников несколько иная, нежели чем их предшественников.
2) Тех, кто первыми позвонят в редакцию и ответят правильно, ждёт приз.
3) Номер телефона, который определил мобильник, который мне недавно подарили, был мне неизвестен.
4) Я думаю, что ты напрасно сначала не посоветовался с отцом.
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
1) Лучше (не)досолить, чем пересолить.
2) (Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.
3) Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.
4) Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия на месте пропуска в предложении.
Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.
1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Удивительный июльский день. (2)Один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. (3)С самого раннего утра небо ясно. (4)Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается мягким румянцем. (5)Солнце, не огнистое, не раскалённое жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное, мирно поднимается над узкой и длинной полосой тумана. (6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
(7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (8)К вечеру эти облака исчезают. (9)Последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (10)На месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние зари стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём первая вечерняя звезда. (11)Такие дни всегда памятны. (12)Они надолго остаются в душе, как остаётся в ней всё то прекрасное, что дарит человеку летняя природа.
10. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
2) Утренняя заря в июльский день напоминает автору пылающий пожар.
3) сравнивает появляющиеся на небе около полудня облака с островами.
4) Летняя природа дарит человеку много прекрасного.
11.Определите стиль и тип речи предложенного текста.
1) художественный, описание.
2) публицистический, рассуждение.
3) публицистический, повествование.
4) научный, описание с элементами повествования.
Ответ:___________________________
12. Из предложения 1 выпишите эпитет.
Ответ:___________________________
13.В предложении 5 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
14. В предложениях 11-12 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка – корень – суффикс. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
15. Из предложений 8–9 выпишите все предлоги.
Ответ:___________________________
16. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Ответ:___________________________
17. В предложении 10 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о написании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного Вами текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное(-ые) определение(-я), выраженное(-ые) причастным оборотом.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, (1) золотисто-серых, (2) с нежными белыми краями. Подобно островам, (3) разбросанным по бесконечно разлившейся реке, (4) обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, (5) они почти не трогаются с места. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, (6) черноватые и неопределённые, (7) как дым, (8) ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.
Ответ:___________________________
Всего найдено: 10672. Показано: 16-30
– lili
Что со справкой и нужна ли запятая?
Ребята. уже два дня пишу в справку и тишина...
Вопрос легкий но все же..
Нужна ли запятая
? Посетите магазин, предлагающий своим посетителям новую коллекцию итальянской одежды.
– krys
Вопрос из ЕГЭ
Знакомым, но вдруг...
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Яркая молния перед
ёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.
1) Сложноподчинённое предложение...
–
Вопрос № 238008 - запятая
На внешней стене около входной двери в офис.
Я считаю, что после слова «будущем» нужна запятая , чтоб отделить оборот «была изготовлена вывеска», в противном случаи получается, что "в...
– LadyRock
Нужна ли запятая?
Члены, руководствуюсь интуицией и знанием общих правил. Что-то стукнуло в голову, а нужна ли здесь запятая : "В конце концов, пространство - большая роскошь(,) и не только во время длинных поездок"...
– maggie
Когда нет входа на Портал?...
<<<Это если бы Грамота смогла спеть вам романс, Магги...<<<
Угу, дождешься...
– VAnnaV
Нужна ли запятая
Добрый день,
Подскажите, пожажлуйста, нужна ли запятая
после "в ситуации". Если да, то не могли бы вы подсказать, что это за правило.
...
– Сергей Г.
Поставь, Гелла, скобку, в скобке пиши... (МиМ)
>>>>Запятая ставится в конце причастного оборота (перед открывающейся скобкой).
Ни перед открывающейся, ни перед закрывающейся скобкой запятая ...
– Pokhody
Нужна ли запятая?
Коллектив
с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!"
Что-то не соображу, нужна ли запятая
после слова "коллектив". Вроде бы обособлять нечего, потому как безнаказанно выкинуть...
– Раджа
Запятая
Вклинюсь. извините меня, но, по-моему, это вообще не по-русски. Или союз И вообще надо убрать.если нет.то запятая там не нужна. Господа, мы делаем из мухи слона. И справочное бюро, как мне кажется.дурит наши...
– minka
Вопрос № 251627 "Виват(,) король!" -- нужна ли запятая?
Нужна ли запятая
во фразах типа: "Виват король!"
Ответ справочной службы русского языка
...
– Тигрa
Квартирам неблагонадёжных граждан для подписи: "Я, такой-то, в период проведения Олимпиады, а также перед ней обязуюсь не совершать противоправных действий".
У меня и оригинальчик сохранился...
– Тигрa
Точка запЯтая, точка заклятая...
А жаль, что поправили!
Мне нравится запЯтая точка. Независимо от того, кто её запятил.
– buzhe
с того момента, как/когда
Пожалуйста, правильно ли я рассуждаю:
Использование словосочетания "с того момента, как/когда
" зависит от того, на чём делается акцент. Если на самом событии - то ставим "как"...
– Andr_W
"Остановите перед той машиной"
Темы. Ситуация следующая:
Вы водитель автомобиля, рядом пассажир. Вы едете по дороге, перед вами в 100 метрах на вашей стороне улицы припаркован попутный автомобиль (ориентированный в ту...
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1)Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.
2)Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
3)Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4)Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5)Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
1-е и 5-е -предложения ССП.
Ответ: 1 и 5
Ответ: 15|51
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
ВАРИАНТ 1
1.
2.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
3.
5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
ВАРИАНТ 2
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
ВАРИАНТ 3
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
ВАРИАНТ 1
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.
3) Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.
2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5)Жестянщики должны знать устройство станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и влиянием нового поэтического мышления.
2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.
3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.
4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.
5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в ночи.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Чибисы то кричали то молча перебегали по кочкам.
2)В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
3)Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
4)Исследование характера «подлеца» идёт у Гоголя по линии морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды.
5)Особо отличившимся столярам и токарям вручены денежные премии и грамоты.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
ВАРИАНТ 2
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.
2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.
3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.
4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.
5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.
3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь...
4) Корабль имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
ВАРИАНТ 3
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Настало утро и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.
2) Старый товарищ пригласил меня к себе погостить и мне впервые довелось побывать в верховьях Волги.
3) Бережно вынул он из пазухи башмаки и снова изумился дорогой работе и чудному происшествию прошлой ночи.
4) Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг.
5) Островки мать-и-мачехи и полыни и жидкие кустики жёлтого донника оживляли склон оврага.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен быть похож на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.
5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.
2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.
3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.
5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.
Ответы
1 - 32|23
2 - 21|12
3 - 15|51
4 - 13|31
5 - 15|51
6 - 12|21
7 - 25|52
8 - 35|53
9 - 45|54
10 - 24|42
11 - 21|12
12 - 45|54
13 - 13|31
14 - 15|51
15 - 24|42
16 - 35|53