Кто ввел термин валеология. Что такое валеология: описание, характеристика

Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (Э.Н.Вайнер).

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья (В.П.Куликов).

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека и индивидуальный образ жизни.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всём безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Цель валеологии максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

В научной литературе существует несколько десятков понятий здоровья. Рассмотрим некоторые из них.

Здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).

Однако, организм на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, а меняет все время на протяжении развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1968). Однако это скорее идеал, к которому мы должны стремиться, но который не достижим.

Казначеев В.П. считает необходимым относить понятие здоровья не к индивидууму, а к популяции в целом. Здоровье популяции - процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнеспособности.

Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека.

Н.А.Агаджанян (1984) считает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

А.Г.Щедрина: "Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции". Тем самым подчеркивается диалектическое единство здоровья и болезни. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья. Кроме того, Р.М.Баевским предложено выделять третье состояние - предболезни, занимающее промежуточное состояние между состоянием здоровья и болезни.

В связи со сказанным выделяют:

Здоровье отдельного человека (индивидуума),

Здоровье малых социальных групп (семейное),

Здоровье всего населения.

Понятие здоровья тесно связано с понятием норма.

Норма - интервал оптимального функционирования живой системы (словарь физирол. терм.).

Традиционно норма имеет несколько значений:

1) Среднестатистическая (возрастная) - средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений, процессов. Это понятие используется в физиологии и медицине.

Однако, одинаковая величина того или иного показателя у двух организмов разного возраста может определяться разной энергетической стоимостью его поддержания, то есть низкая энергетическая стоимость сочетается с высоко выраженным сопротивлением организма заболеванию и наоборот.

2) Индивидуальная - базируется на понятии генотипа как видовой характеристики признаков, передаваемых по наследству.

3) Идеальная норма - индивидуальный показатель в 20-25 лет, так как в это время минимальная смертность от всех главных болезней.

4) Оптимальная норма - величина физиологических параметров, при которой минимальная смертность (заболеваемость) от болезней, связанных с нарушением этих параметров. Пригодна для любого возраста.

5) Социальная норма - образец поведения.

Согласно взглядам Н.М.Амосова и И.А.Аршавского нормативными показателями здоровье описать невозможно, так как:

а) не выявляется скрытая патология,

б) нет количественной оценки уровня здоровья.

Количество здоровья - сумма резервных мощностей основных функциональных систем.

Резервы мощности - максимальное количество функции, отнесенное к её нормальному уровню (Н.М.Амосов).

Качества здоровья:

Уровень и гармоничность физического здоровья,

Резервные возможности основных физиологических систем,

Уровень имунной защиты и неспецифической резистентности организма,

Наличие хронического заболевания, дефекта развития,

Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Функции здоровья:

1. Поддерживает определенный уровень жизнедеятельности, биологической и социальной активности.

2. Обеспечивает чувство комфорта.

Компоненты здоровья:

1. Физический компонент - это то, как функционирует организм, уровень его резервных возможностей. Сюда же включается наличие или отсутствие физических дефектов, хронических заболеваний.

2. Психо-эмоциональный компонент - это состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения отношения к самому себе и окружающим людям.

3. Интеллектуальный компонент - это то, как человек усваивает информацию, использует её, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в окружающем мире.

4. Социальный компонент - осознание личности себя в качестве субъекта мужского или женского пола и её взаимодействии с окружающими. Отражает способ общения и отношений с разными группами людей, то есть с обществом.

5. Личностный компонент - как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное "я", то есть самоощущение и чувство самореализации. Способ самореализации зависит от того, что человек ценит и чего он хочет добиться в своей жизни.

6. Нравственный компонент - это те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С возрастом изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье.

Принципы валеологии. Анализ научной литературы позволяет говорить о следующих принципах валеологии:

1. Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека - открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального субстрата. Отсюда вытекает принцип структурности.

2. Поскольку человек является частью биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во Вселенной и в биосфере Земли. Поэтому при разработке концепции здоровья необходимо учитывать энергетический и информационный принципы.

3. Принцип познаваемости объекта исследования используется с поправкой на относительность знания в данный момент с соблюдением заповеди "Не наведи!"

4. Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей феномена здоровья не только с распознаванием и устранением факторов риска, но и с поиском факторов устойчивости.

5. Принцип развития подразумевает не только учёт особенностей онтогенеза человека, но и динамику стратегии здорового образа жизни в соответствии с меняющимися условиями и достигаемыми результатами.

6. Принцип историзма обязывает к анализу теоретического и практического наследия разных эпох по изучению фундаментальных основ здоровья и ЗОЖ человека.

7. Принцип интегративности - использование методов разных наук, опыта учёных и практиков разных стран, единства теории и практики.

8. На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается и возникает болезнь, если нарушения гомеостаза носит стойкий характер (В.М.Дильман,1987). Отсюда вытекает такой принцип валеологии как принцип сохранности здоровья, основу которого составляет гомеостаз.

9. Принцип адаптивности. Организм человека на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому здоровье человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если плата за адаптацию выходит за рамки резервных возможностей организма, это приводит к поломке адаптационного механизма и возникновению болезни (Давыдовский И.В.1962, Амосов Н.М.1979 Казначеев В.П.1980,1983 и др.).

Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. " La vale !", — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь-Красота.

Истоки здоровья

Истоки валеологии, как науки, кроются ещё в глубокой древности. Возникшая на стыке биологии, гигиены и экологии, эта наука ставит целью укрепить как физическое, так и духовное здоровье человека . Наши великие предки, начиная от Суворова, и заканчивая Толстым, в своё время доказали, что следование принципам здорового образа жизни позволяет не только сохранять высокую работоспособность, но и великолепно себя чувствовать хоть в тридцать, хоть в пятьдесят, хоть в семьдесят лет.

Уже в конце XX века термин "валеология" был введён в обиход отечественным специалистом И.Брехманом, который заметил, что рост смертности вкупе с общим снижением иммунитета приводит к тотальному ухудшению здоровья населения. И чтобы предотвратить кризис в данной области, следует бороться с отсутствием грамотности в сфере здравоохранения . Это послужило причиной для создания общей теории здоровья, в которую, помимо гигиены и биологии, включены принципы нетрадиционной медицины и философско-религиозных учений.

Невзирая на то, что эта наука не имеет единой теоретической базы, сегодня существует множество институтов валеологии, ежегодно проводятся конференции по вопросам общей теории здоровья . Недавно ученые задались целью внедрить в школьную программу соответствующий учебный предмет. Однако, валеология приживается в нашей стране постепенно — причиной тому дефицит информированности о данной науке.

Здоровье — всему голова

Известно, что каждый человек на Земле обладает мощным интеллектуальным и физическим потенциалом. Другое дело, что вследствие катастрофического экологического положения на Земле большая часть его способностей оказывается заблокирована. Валеология как наука нацелена на то, чтобы реабилитировать ум и здоровье человека за счёт физической подготовки, рационального питания и закаливания. Общая теория здоровья утверждает, что чем лучше человек подготовлен физически, тем более эффективно он способен противостоять внешним вирусным атакам, тем более он устойчив к иммунодефициту.

Поэтому валеология задаётся целью укрепить здоровье посредством обучения субъекта гигиене, правильному режиму труда и отдыха , физкультурным и закаляющим навыкам, правилам здорового питания.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Ответы на все эти вопросы, вы найдете в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В А Л Е О Л О Г И Я

Появился новый предмет - "валеология". Официально валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.Это и есть наука, занимающаяся разработкой теории индивидуального здоровья.

"Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы её цели и задачи? Кто её создатели? Каков предмет и в чём новизна её методов? В чём заключается её практическое значение?"

Существует два мнения по этому вопросу.Расскажу о первом.

1 .» В здоровом теле –здоровый дух»»

здравый смысл подсказывает, что привлечь ребёнка к собственному "здравостроительству" можно лишь в том случае, если будут учтены три аспекта решения проблемы.

Во-первых , ребёнок должен получить и усвоить информацию о том, что хорошо для здоровья и что плохо.

Во-вторых , аспект воспитательный - формирование у школьника мотивации к тому, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье.

И третий аспект - чисто практический, в котором нужно предусмотреть хотя бы минимум оздоровительных мероприятий:

полноценное физическое воспитание,

рациональное и достаточное питание,

Формирование оптимального психологического климата в саду и в школе.

Все практические мероприятия должны проходить на фоне постоянного мониторинга ("измерения") уровня здоровья.

Только этот показатель даст нам достоверную информацию - правильны ли наши действия, в нужную ли сторону направлены наши усилия.

Валеология в детском саду.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков.

Появились разработки методик,упражнений,игр для детей.Это все здорово!Но это еще не все. Существует еще одно мнение о валеологии.

2 мнение

Ребенку внушается, что "здоровье - главная ценность человеческой жизни". Не душа, не любовь к ближнему, не Родина, не Бог, не достижения культуры и разума наконец, но именно физическое здоровье. Высшая ценность, вкладываемая в ребенка новыми валеологическими программами, - "осознание себя, которое лучше начать со строения собственного тела". Детей учат любоваться своим телом и любить его! Человек живет ради своего здоровья, в нем "главная ценность жизни". Учебные пособия по валеологии призывают детей "изучать свой организм", "прислушиваться к своему организму", "говорить о болезнях", непрерывно вслушиваться к ощущениям в печени, в кишках, в носу. Развивать у детей излишнюю мнительность вряд ли разумно. Концентрация внимания на теле в период воспитания чувств - грубейшее нарушение возрастной психологии и физиологии. Из-за фиксации на организме у школьников скорее будут развиваться неврозы, чем улучшится здоровье. В итоге так называемые "оздоровительные программы" не только не выполнят декларируемую цель, но будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть.Сам уклад жизни россиян - умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд - способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно. В последнее время в школах и во многих вузах был введен новый предмет - валеология. Буквально это слово означает "здоровый образ жизни". Программы по валеологии заставили насторожиться и родителей, и педагогов. Это и неудивительно - они учат буквально всему: от сексологии, правил ухода за волосами, кожей, о кишках, стрижке ногтей до интимной гигиены

Пожалуй, самое настораживающее в содержании валеологии - это те ценности и приоритеты, которые она прививает ребенку.

- "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? В связи с этим выдвинута одна из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования-« Сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".

Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.

Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.

"здоровье - самая большая ценность, данная человеку Природой"-ГОВОРЯТ ВАЛЕОЛОГИ. Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварценеггер - самый ценный и самый одаренный из людей...

Надо помнить, что "тело - храм души". И мы всегда провозглашаем главенство духовного в целостной структуре человека.

Откуда появилась валеология?Что,разве не было уроков физкультуры в садах и школах?Не было разработано игр,направленных на развитие физической культуры?Все это было,но теперь это стало валеологией.Под эгидой здоровьеразвивающих занятий,уже с первого класса включаются уроки «познай свое тело»,а в старших классах «сексология».Наша задача воспитателей -уметь выбрать из всего методического материала по валеологии то,что не навредит ребенку,ни физически,ни морально.

(для информации)

Предмет и специальность «Валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений России. Несмотря на скандалы, сопровождающие внедрение валеологии в учебный процесс школ и ВУЗов, она продолжает развиваться.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что валеология:

1. не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является нетрадиционным учением, а следовательно, по Закону об образовании не должна преподаваться в учебных заведениях;

2. ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания;

3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей;

4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни;

5 . формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям;

6. валеология как школьная дисциплина не преподается ни в одной стране мира.


Валеология (vale (лат.) - обычная формула приветствия у древних римлян "будь здоров"; logos (греч.) - слово, учение.) это достаточно молодая наука о правильном и здоровом образе жизни. Этот термин был введен в современную медицинскую и образовательную практику в начале 80-х гг. XX в. известным отечественным врачом И. И. Брехманом. Острейшая актуальность валеологии состоит в том, что она в краткой и исключительно практической форме излагает те знания и навыки, которые необходимы человеку для того, что пройти свой жизненный путь наилучшим образом, т.е. по возможности быть счастливым и благополучным.

Валеология базируется на практических знаниях, извлеченных из многих древних культур и традиций, из современных научных исследований, которые позволяют человеку решать свои проблемы, способствуют его личностному росту, физическому и нравственному здоровью, профессиональному развитию.

Эволюционная история человека окончилась формированием принципиально нового вида, качественно отличающегося от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы, действовавшие в ходе эволюции наших предков, ничем не отличались от механизмов и факторов эволюции любого другого вида живых существ. Что способствовало такому скачку эволюции? С определенного этапа развития в эволюции человечества социальные факторы стали играть большую роль, чем биологические. Происхождение и эволюция человека стали рассматриваться с точки зрения взаимодействия многих факторов: наследственных, экологических, социальных и пр. Таким образом, валеология как наука о здоровье человека во всех его аспектах, граничит с биологией, генетикой, антропологией, социологией, философией, химией, психологией и экологией.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование и сохранение унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии - изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеологии при­сущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие осно­вы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) иссле­дует закономерности жизнедеятельности организмов в филоге­незе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального приро­допользования, исследует характер взаимоотношений «обще­ство - человек - среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает си- стему знаний и практической деятельности по укреплению и сохра­нению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигие­ну), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют за­кономерности поддержания и совершенствования физического раз­вития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеяте­льности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и техно­логии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укреп­ления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государ­ства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является че­ловек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалек­тического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бы­тии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социаль­но-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь од­ной из ветвей той области человеческого знания, которая назы­вается наукой, предметом которой, в свою очередь, является че­ловек.

Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний ха­рактер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

Находясь на стыке многих наук, вале­ология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взгля­нуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отра­жающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, за­дачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопро­сы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровь­ем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего под­держания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабаты­вает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожаю­щие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и вос­питания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных эта­пах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наибо­лее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следую­щими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее бы­строй отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализа­ции валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерыв­ный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практиче­ских знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечиваю­щих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершен­ствования личного здоровья, оценки формирующих его факто­ров; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его по­строения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совер­шенствованию собственного здоровья и к бережному отноше­нию к здоровью окружающих людей, к развитию своего творче­ства и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания есть совокупность научно обосно­ванных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для да­льнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать ва-леологическая культура человека, предполагающая знание- им своих генетических, физиологических и психологических воз­можностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование связано и активно взаимодей­ствует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодей­ствие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подго­товке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.

Принципами педагогической валеологии являются общеприз­нанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо допол­нить их в применении к валеологии гуманистическим, антропо­логическим и здравотворческим принципами.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного ста­новления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возраст­ном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществ­ляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относить­ся к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.

Дифференциальная валеология занимается исследованием ин­дивидуально-типологических особенностей здоровья, построен­ных на генетической и фенотипической оценке индивида; разра­батывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональ­ной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кро­ме того, она рассматривает особенности влияния профессиона­льных факторов на здоровье человека, определяет методы и сред­ства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных осо­бых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, опре­деляет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специаль­ная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасно­сти жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет бо­льшое будущее, так как формирование здоровья - от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоро­вью - наиболее целенаправленно и последовательно может осу­ществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных фак­торов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складываю­щихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы созда­ет все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой - разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных от­ношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфе­ре интересов социальной валеологии и изучение состояния здоро­вья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифферен­циация валеологии.

Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния России. Для удовлетворения потребности в здоровье многие прибегают к «модным» средствам - от телеисцелений до пищевых добавок «Гербалайф», поскольку, к сожалению, действующая система медицинского обеспечения здравоохранения и традиционные методы ориентированной на подготовку к обязательным нормативным тестам системы физического воспитания оказались в современной обстановке не приспособленными к запросам и нуждам населения

Становление человечества в прошлом обеспечивалось основным фактором - способностью к сохранению и воспроизведению жизни, способностью к адаптации в окружающей среде и степенью репродуктивного успеха.

Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Сохранение и укрепление здоровья может быть представлено в виде формализованного процесса управления здоровьем. Процесс управления состоит из следующих формальных этапов: сбор и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз; формирование программы управляющих действий, ее реализация; анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь). Как видно, современное состояние медицинской науки не дает возможности сформировать обоснованную программу «управления» здоровьем. Создание «здоровых» условий существования (включая личную гигиену), за научное обоснование которых несет ответственность гигиеническая наука - это «пассивно-оборонительный» путь профилактики. А активную позицию оздоровления невозможно обосновать без определения сущности индивидуального здоровья, его механизмов, которыми следует «управлять». Это и есть основная проблема учения о здоровье.

Не следует думать, что эта проблема не ставилась в медицине. По словам историков, Гиппократ считал, что только Природа может вылечить больного, а задача врача состоит в том, чтобы усиливать «лечебную силу» Природы при лечении больного, направлять её и не создавать для неё препятствий. Лечебное наследие Гиппократа, которое на протяжении столетий считалось совершенным, было забыто, и только в наши дни врачи выбрали его имя для названия своей профессиональной клятвы.

Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в конце 60-х годов нашего столетия патолог С. М. Павленко и интернист С. Ф. Олейник. Они обосновали научное направление, получившее название «санология». Санология определялась как «общее учение о противодействии организма болезни», в основе которого лежит «саногенез» - динамический комплекс приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса – от состояния предболезни до выздоровления. Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концепции, как патологи, сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействие чрезвычайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление». Создатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения устойчивости организма и поддержания здоровья вообще.

Слабым местом этого направления явилось положение о том, что «динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов» проявляется лишь тогда, когда появляется опасность заболевания. Этот сугубо теоретический просчет едва не погубил всю концепцию саногенеза, а обширные материалы трех санологических конференций (г. Львов, 1967-1969 г.г.) были посвящены роли защитных механизмов, включающихся исключительно на этапах «предболезнь-болезнь-выздоровление». Концепция саногенеза не была воспринята медицинской общественностью и была предана забвению на 1,5-2 десятка лет.

Между тем, на современном этапе развития науки стало очевидным, что саногенез, т.е. механизмы поддержания и укрепления здоровья, действуют постоянно и у здорового человека, и только при нарушении равновесия между силой действующего фактора и резервами этих механизмов они вплетаются в патогенез как противостояние собственно повреждению, способствуя сохранению гомеостаза и выздоровлению.

Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины, занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий. В начале 70-х г.г. И.А.Сапов совместно с сотрудниками (Г.Л.Апанасенко, Ю.М. Бобров, А.С.Солодков, В.С.Щёголев и др.) сформулировал учение о «физиологическом обеспечении» походов подводных лодок. Впервые была сделана попытка «управления» функциями организма, ответственными за профессиональную работоспособность специалистов подводных лодок. В космонавтике сформулировано понятие «донозологическая диагностика» (Р. М. Баевский, 1973), которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении (В.П. Казначеев и др.,1980). Следует упомянуть и работы, касающиеся проблем нормологии, появившиеся в 70-е годы (А.А. Корольков, В.П. Петленко). Однако «норма» имеет такое же отношение к валеологии, как «синдром» к патологии.

Существенный вклад в формирование предпосылок к появлению валеологии сделан группой учёных Киевского НИИ медицинских проблем физической культуры Министерства Здравоохраниния Украины (1969-1986), развивавших учение о физическом состоянии человека (Г.Л. Апанасенко, С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова и др.). К сожалению, этот НИИ, являющийся по сути единственным в бывшем СССР научным учреждением, занимающимся проблемами здоровья практически здорового человека, в 1986 году был расформирован.

Основоположником науки о здоровье в современном ее понимании по праву считается выпускник Военно-морской медицинской академии И.И. Брехман, впервые после долгого забвения (1982) поднявший на щит методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптагенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства для здоровых»), он пришёл к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения путём изучения этиологии и механизмов здоровья индивида. Назвав обоснованное им научное направление «валеологией» (от латинского valeo – «здравствовать», «быть здоровым»), он в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме, в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, медицины и др. наук. В 1990 вышло второе, дополненное и переработанное издание этой книги.

Вторым центром развития валеологии стал Киев, где формирование валеологического направления было связано со спортивной медициной (спортивная медицина обладает крупнейшим в медицинской науке банком данных о состоянии функций здоровых людей). В 1985 году на выездном заседании Бюро Научного Совета АМН СССР «Медицинские проблемы физической культуры и спорта» Г. Л. Апанасенко впервые представил обоснованную им модель, пригодную для оценки уровня соматического здоровья индивида по прямым показателям, привел доказательства ее информативности, раскрыл перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровлении населения. В этом же году была опубликована его первая статья о методологии количественной оценки уровня здоровья индивида (журнал «Гигиена и санитария»).

Ускорение темпов общественного развития (социальных, экономических, технологических), а также нарастающие экологические проблемы сказываются на биологической природе человека. Наблюдается снижение функциональных резервов органов и систем организма в целом, нарушение процессов саморегуляции, рождение ослабленного потомства и многое другое. Как следствие, изменяется характер заболеваний, развивающихся у современного человека. Если в прошлом человечество страдало от инфекционных болезней, то в наше время получили широкое распространение хронические неинфекционные заболевания, появились новые инфекционные заболевания (СПИД, лихорадка Эбола, атипичная пневмония) против которых на сегодня даже не существует адекватного лечения. Но самой большой проблемой являются так называемые полисиндромные состояния, которые для классической медицины представляют серьезную проблему, т.к. не укладываются в известные формы болезней классической медицины и представляют собой непонятные с точки зрения патогенеза заболевания.

В случаях возникновения полисиндромных состояний разные специалисты узкого профиля одному и тому же пациенту устанавливают зачастую «свой» диагноз и назначают соответствующее лечение. В результате пациенту могут быть одновременно рекомендованы несколько различных схем лечения, которые не только могут не согласовываться друг с другом, но даже вступать в противоречие или взаимоисключать друг друга.

И Гиппократ, и Авиценна выделяли несколько градаций здоровья. Так, Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Третье состояние - это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволюции возможность, время, шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.

Выделяют четыре состояния организма:

С достаточными адаптационными возможностями;

Донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;

Преморбидное со снижением функциональных резервов;

Срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма - это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.

К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).

Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:

Условное здоровье;

Функциональные отклонения;

Пограничные состояния;

Хронические заболевания;

Инвалидность;

Полная утрата функций;

Смертельный исход.

Таким образом, независимо от приведенных классификаций, задача в принципе заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья.

Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условиями их проведения и т.д. предъявляет к учащимся большие психологические и физиологические требования, которые в большинстве своем не соответствуют индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям учащихся. Такое несоответствие приводит уже на ранних этапах обучения к снижению резервов систем организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей. В результате нарушается устойчивость организма к воздействиям социальных, экологических и профессиональных факторов. В структуре заболеваемости учащихся отмечается рост за последние десять лет больных туберкулезом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы. Возросло число инфекционных заболеваний, в том числе вирусным гепатитом.

Нужно отметить, что 90% прироста соматических заболеваний у детей и подростков развиваются на фоне дисфункций центральной нервной системы, дисфункций взаимодействия и компенсации между структурами мозга, дисфункций регуляции и компенсации, обусловленных взаимодействием систем организма.

В конце XX века наметился резкий рост инвалидизации детей. Основные нарушения в состоянии здоровья, обуславливающие инвалидность – это заболевания центральной нервной и иммунной системы, висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Число детей-инвалидов, по данным социальной статистики, неуклонно растет начиная с 1980 г, увеличиваясь на 10-20% в год. Наиболее быстрыми темпами эта цифра увеличивалась в 1991-1992 гг. (35-38% в год). Распространенность инвалидизации среди мальчиков выше, чем среди девочек. Впервые инвалидность регистрируется чаще всего в возрасте от 0 до 4 лет, то есть большинство детей-инвалидов имеют врожденные пороки и нарушения развития. Среди более 500 тысяч детей-инвалидов, 78% страдают нарушениями умственной деятельности.

Анализ состояния проблемы здоровья учащихся и студентов в Российской Федерации свидетельствует о необходимости привлечения для ее решения новейших средств и технологий.

Вопросы оценки уровня здоровья и его развития разрабатываются во многих учебных заведениях регионов России. С 1996 годаРоссийский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология». С1996 годуиздается научно-практическийжурнал «Валеология». Журнал основанМинистерством образования и науки РФ,Федеральным агентством по образованию,Росcийской академией образования,Южным научным центром РАН,ЮФУ (Южным Федеральным Университетом), Южным отделением Российской Академии Образования, УНИИ Валеологии ЮФУ, Ассоциацией центров валеологии вузов России. До2007 годажурнал входил в список журналов ВАК. Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

В Ростове-на-Дону функционирует единственный в России Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ, в котором накоплен значительный опыт по организации центров здоровья в вузах и в школьных учреждениях России. В Кемеровской области в школах и вузах создано 47 Центров здоровья, в Алтайском госуниверситете, Рязанской РТА, Самарском техническом университете, Томском и Тульском госуниверситетах и других вузах России разработаны методологические основы оснащения и функционирования подобных центров здоровья. Организован и выпускается с 1996 года научно-практический журнал «Валеология». Создан и функционирует издательско-полиграфический комплекс «Валеология». Выпущена серия учебников, учебно-методической литературы по культуре здоровья, возрастной физиологии, физиологическим основам здоровья.

По программам Министерства образования РФ разрабатывается и получает широкое распространение серия аппаратно-программных средств, аппаратных комплексов, экспертных систем для диагностики, прогноза и коррекции психофизиологических резервов систем организма и организма в целом.

В ряде вузов России ведется подготовка и переподготовка специалистов по здоровьесберегающим технологиям образования. Подготовлен проект образовательного стандарта по специальности «Культура здоровья» (Московский педагогический государственный университет).

Таким образом, в вузах, научно-исследовательских и других учреждениях Министерства образования России постоянно увеличивается количество научно-педагогических, учебно-методических, информационных, инструктивно-организационных, нормативных, программно-технических и других материалов по вопросам формирования, развития и сохранения здоровья детей, подростков и молодежи. Однако обмен этими материалами неудовлетворителен и носит случайный характер. В связи с этим возникает острая необходимость в создании условий для оперативного приема, обработки, хранения, передачи, тиражирования информации по проблемам здоровья.

Русская Православная Церковь отнеслась резко отрицательно к появлению новой науки. В частности, иерей Сергий Рыбаков, говоря о валеологии, отмечал следующее:

Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, т.е. является религиозным учением.

Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодежной аудитории.

Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.

Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Таким образом, валеологию обвиняют в разрушительности, агрессивности по формам и методам своего распространения и антинаучности, что позволило представителям Русской Православной Церкви отнести молодую науку к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства.

Тем не менее, введение в практику подготовки специалистов здравоохранения плана и программы основ валеологии в середине 80-х годов способствовало их широкому распространению и активизации творческих разработок многих исследователей и учреждений. При этом разработчики валеологических идей и рекомендаций опирались на различные предшествующие работы известных отечественных ученых (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, И.А. Аршавский, В.И. Вернадский, Н.Д. Граевская, В.П. Казначеев, А.В. Коробков, В.В. Фролькис и др.), которые с полным правом можно назвать фундаментальными блоками современной валеологии, теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни населения России.

На распространение идей и мероприятий валеологии, на формирование и осуществление здорового образа жизни большое влияние оказывает общественное мнение, под которым понимается следующее: 1) система относительно устойчивых оценок общественной жизни, традиционных отношений к социальным явлениям; 2) интеллектуальная реакция широких слоев общества на конкретное явление или событие. Общественное мнение о здоровом образе жизни формируется, складывается и развивается на основе:

Знаний социально значимых функций и эффектов здорового образа жизни, влияния на человека физической культуры, закрепленных соответствующей базовой информацией в вице законодательных актов и учебных пособий, обобщенного и личного опыта, пропагандистских материалов;

Впечатлений, возникающих под воздействием интенсивных информационных потоков, избирательно и/или случайно характеризующих частные аспекты и эффекты здорового образа жизни, физической культуры, медицины и психологии.

На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни во многом повлияла их пропаганда, направленная на различные группы населения (Н.М. Амосов, Ю.Ф. Змановский, Ю.П. Лисицын, А.А. Микулин, Г. И. Царегородцев и др.). Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры, а также включение их описания и анализа в учебные издания. Наиболее существенным итогом этих процессов явилось активное включение педагогов и образовательных учреждений в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы. Как отмечалось министром образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко, в связи с тем, что за время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей, необходимы изменения в организации оздоровительной работы и что именно для этого открывается новая специальность – «Педагогическая валеология», разрабатывается стандарт по этой специальности, готовится учебно-методическая литература. Первые успешные шаги уже сделаны. Примером может служить реализация разработанной Самарским управлением образования концепции «Физическая культура, здоровье и спорт» в основе которой - мероприятия, позволяющие сформировать у учащихся внутреннюю потребность в занятиях физической культурой и спортом, образовать у них широкий фонд жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, способствующих формированию здорового образа жизни, профессионального самоопределения, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, а также достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Контрольные вопросы:

Что изучает валеология каковы ее предмет, метод, цель и задачи?

Каково место валеологии в системе наук о человеке и обществе?

Каковы основные направления валеологии?

Каковы перспективы развития валеологии в будущем?

Каковы причины возникновения и в чем состоит актуальность валеологии?

Дайте характеристику медицинской валеологии.

Определите цель и задачи педагогической валеологии.

Приведите из доступных вам СМИ примеры фактов, которые доказывают влияние ухудшающейся экологии на здоровье населения.

Дайте определение здоровья.

Какие факторы определяют здоровый образ жизни?

1. Основоположником валеологии является:

Э.Н. Вайнер

И.И. БрехманА

Н.А. Добролюбов

2. Санология – это:

Общее учение о противодействии организма болезни;

Динамический комплекс приспособительных механизмов;

Совокупность всех признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

3. Основными понятиями педагогической валеологии являются:

Валеологическое образование;

Валелолгическое обучение;

Валеологическое воспитание;

Валеологические знания;

Валеологическая профилактика.

4. Полисиндромные состояния – это:

Состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

Реакция человека на непосредственно действующие стрессоры;

Непонятные с точки зрения патогенеза заболевания, характеризующиеся множественными проявлениями и сложной симптоматикой.

5. Третье состояние – это:

Неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье, так и в болезнь;

Промежуточное состояние между жизнью и смертью;

Период полового созревания подростков.

6. Под термином «здоровье» понимают:

Состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды;

Гармония душевного и физического состояния;

Гармоничное состояние организма и единство всевозможных обменных процессов в нем.

7. Укажите, какие понятия из нижеперечисленных не имеют отношение к валеологии:

Здоровье и болезнь;

Здоровый образ жизни;

Адаптация;

Конденсация.

8. Укажите, что из нижеперечисленного изучают различные направления валеологии (общая валеология, медицинская валеология, педагогическая валеология, возрастная валеология, профессиональная валеология):

Способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний;

Особенности возрастного становления организма,

Изучает проблемы профессионального тестирования и профессиональной ориентации;

Представляет собой методологию валеологии как науки;

Изучает вопросы обучения и воспитания человека.

И.И. Брехман;

Гиппократ;

В.Я. Данилевский.

10. Дополните список факторов, препятствующих воспитанию культуры здоровья:

Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью;

Отсутствие стойкой мотивации на здоровье;

Ориентация существующей санитарно-просветительной работы на лечение, а не на профилактику заболеваний;

Обеспечение социальной защиты со стороны государства прежде всего больным;

Тиражирование вредных привычек и насилия, а не формирование образа гармонично развитого человека.

Термин «валеология» был введен в начале 80-х годов 20 века Брехманом И.И. Но в настоящее время далеко не все знают, что такое валеология. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Валеология – это наука о здоровом образе жизни, изучающая уровень, резервы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также способы и методы его укрепления и сохранения. Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, правильное питание, занятие спортом, рационально организованный режим отдыха и труда.

Валеология тесно связана с другими науками. Она находится на границе с физиологией, психологией, педагогикой, гигиеной, анатомией, социологией.

Что изучает валеология

Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека, его механизмы и управление ими.

Объектом валеологии являются индивиды, которые находятся в диапазоне здоровья. Другими словами можно сказать, что объектом валеологии считается практически здоровый человек и человек, который находится в предболезненном состоянии.

Валеология анализирует индивидуальное здоровье как отдельную медико-социальную группу, суть которой можно охарактеризовать при помощи качественных и количественных показателях.

Цель валеологии – реализовать унаследованные механизмы и резервы жизнедеятельности человека, поддержать его адаптацию к условиям внешней и внутренней среды на высоком уровне.

Основные задачи валеологии

  1. Количественная оценка и изучение состояния здоровья человека и его резервов.
  2. Создание установок, направленных на здоровый образ жизни.
  3. Укрепление и сохранение здоровья человека путем приобщения к здоровому образу жизни.

Валеология также решает задачи обучения и задачи оздоровительного, воспитательного и образовательного характера.

Валеология разрабатывает методы и способы укрепления здоровья, обеспечивает профилактику заболеваний.

Главными методами изучения валеологии являются диагностика уровня здоровья, прогнозирование, управление индивидуальным здоровьем.

Выделяют следующие направления валеологии:

  • медицинская валеология;
  • общая валеология;
  • педагогическая валеология;
  • профессиональная валеология;
  • социальная валеология;
  • семейная валеология;
  • возрастная валеология;
  • экологическая валеология.