Оглушение в русском языке примеры. Фонетический закон оглушения согласных

Конспект занятия

Тема : «Оглушение звонких согласных».

Цель : научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

Оборудование : предметные картинки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

чашка ложка

Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш, а пишется в первом случаеш, во втором - ж.

Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

Ученики. Звук к . Он глухой.

Логопед. Значит, глухой звук к , встав рядом со звонким ж , повлиял на него.

Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш . Для сравнения берутся ещё два слова:

ветка лодка

Приводится аналогичное сравнение.

Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Например:

глаза - глазки согласный з звучит как с

борода - бородка согласный д звучит как т

ноготь - ногти согласный г звучит как к

юбочка-юбка согласный б звучит как п

книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

рукава - рукавчик согласный в звучит как ф

Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к - глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук - это тоже выясняется с помощью гласного: кошка - кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

ветка - лодка - рыбка - лапка -

лавка - шубка - селёдка - сказка -

тетрадка - полоска - матрёшка - обложка -



Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

Шка чашка, вышка

Шка клюшка, …

Шка катушка, …

Шка покрышка, …

Жка ножка, …

Жка стёжка, …

Жка стрижка, …

Жка сыроежка, …

… … дка лодка, …

... ... … дка грядка, …

... ... … … дка селёдка, …

... ... ... … … дка тетрадка, …

… … тка ветка, …

... … … тка плитка, …

… ... ... … тка пилотка, …

... ... ... … … тка таблетка, …

... ... ... ... … … тка табуретка, …

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

Красна яго-ка, да на вкус горька.

Бро-ь да гла- ря-ком живут.

На мы-ку и ко-ка зверь.

Что из, ящика, морко-ка,

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать, плуто-ка,

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

на ша-ки, перча-ки

Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

Я стою на но-ке толстой,

Я стою на но-ке гла-кой,

Под коричневою ша-кой

С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

Заглянуло к нам в око-ко

Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)



Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гла-ко,

А откусишь - сла-ко. (Яблоко.)

Огурцы на нашей гря-ке

Целый день играют в пря-ки.

Мы с ведёрками пришли

И огурчики нашли.

Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

з-б с- -г м-д с- -д

л-в д- -г р-з в- -г

с-д Г- -б г-д г- -з

Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

Кто любит тру-, того люди чтут.

На языке ме-, а под языком ле-.

В мае дож-ь, будет ро-ь.

Пей, ешь, а правду ре-ь.

Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

Како- корень, тако- и пло-.

Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

Летом сне-!

Просто смех.

Сне- по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух тополей.)

Без досок, без топоров

Через речку мост гото-. (Лед.)

Сидит де-, в шубу оде-.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Луг - лук, пруд - прут, плод - плот, груздь - грусть, мо­лод - молот, лёд - лёт.

Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну-слова с буквойш, в другую-с ж .

Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

Образец: плоский резкий

клюшка обложка

Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.

ирина шаева
Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

Консультация для родителей

«Профилактика нарушения письменной речи . Дефект оглушения звонких согласных звуков ».

г. Новокузнецк

МБДОУ «Детский сад №279»

Учитель –логопед : Шаева И. Н.

Причинами являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков , т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка , недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи , что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков . Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных , т. е. дефект звонкости . Оглушение звонких согласных звуков : согласные Б , В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок» , «щук» вместо замок, жук; «терево» , «куси» ,

«пулка» вместо дерево, гуси, булка)

Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков :

Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.

Сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков , как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма . Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение , звуковой анализ речи . Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!

«Живая азбука»

Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх : Ж - Ш, Б – П,В-Ф,Г-К, Д-Т, З-С. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игрока выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов,можно переходить к усложненному варианту : отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук .

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить.Например :

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия " Ножки топают по дорожке". Инструктор по физической культуре: ЧДОУ "Детский.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

    Братья Гримм Первое германское передвижение согласных (также первый сдвиг согласных, закон Гримма, в англоязычных источниках также закон Раска Гримма) фонетико морфологический процесс в развитии германских языков, заключавшийся в… … Википедия

    Передвижение согласных - Передвижение согласных в сравнительно историческом языкознании комплекс регулярных звуковых соответствий, отражающих, согласно традиционной точке зрения, развитие индоевропейских смычных в германских языках. Открыто Р. К. Раском (1818), как… …

    Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

    Самоназвание: Afrikaans Страны: ЮАР, Намиби … Википедия

    Африкаанс Самоназвание: Afrikaans Страны: ЮАР, Намибия, другие страны Южной Африки Официальный статус: ЮАР (официальный язык), Намибия (национальный язык) Регулирующая организация … Википедия

    Самоназвание: Башҡорт теле Страны … Википедия

    - (Khuzdul или Khuzdûl, в переводе «гномий») язык Гномов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье. Один из искусственных языков, созданных Толкином, наряду с квенья и чёрным наречием. Содержание 1 Кхуздул в истории Арды … Википедия

    Древнерусский язык - Древнерусский язык общий язык восточных славян (см. Славянские языки), сформировавшийся в Древнерусском государстве в 7 8 вв. и существовавший до 14 15 вв., когда распался на 3 отдельных восточнославянских языка (русский, украинский и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Современный польский алфавит состоит из 32 букв: A Ą B C Ć D E Ę F G H I J K L Ł M N … Википедия

    В чеченских личных именах отражены специфики особенности фонетической системы, морфологическое строение нахских языков, а также лексическая единица этого языка. Содержание 1 Источники личных имён 2 Отчества и фамилии … Википедия

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи - явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по "языковому", филологическому профилю, но и логопеды и их посетители. Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего. А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки - достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя "соседей" и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то - типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи - явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи - ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове "сшить", где звук "с" в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку "ш". К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести "д" в слове "подкоп". Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая - влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно - наборот.

Озвончение согласных

Озвончение согласных - достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах "просьба", "сбор" и "сделка" находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях "к дому" и "с дачи".
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить "дуб", "зуб", "огород". Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение - процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение - логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.

Краткое подведение итогов

Оглушение согласного звука - процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других - это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.


Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения.
Звуки каждой пары ([б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [в] - [ф], [з] -[с], [ж] - [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
1) Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню - «Бабушка пошла в баню»).
Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло - «У меня заболела голова и горло»).
2) Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда - «В волосах завязана бантом лента»), который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Рассматривая методы исправления указанных дефектов произношения, обратите внимание на последовательность работы.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].
Подготовительные упражнения:
поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый - сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.
Например, озвончение звука [з]:
шепотом - [а]; громко - [а];
шепотом - [э]; громко - [э];
шепотом - [и]; громко - [и];
шепотом - [с]; громко - [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] - [с], [о] - [ш], [у] - [в], [а] - [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом - а. а. а. а... громко - а. а. а. а... шепотом - о. о. о. о... громко - о. о. о. о... шепотом - э. э. э. э... громко - э. э. э. э... шепотом - т. т. т. т... громко - д. д. д. д...
Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф - в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот - получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх - вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа - ва, са - за, ша - жа, па - ба, та - да;
если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука - [г]:
звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

  • Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры . Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков , имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения и оглушения .


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры .
    Отрицательное влияние фонетико -фонематического недоразвития на усвоение детьми навыков чтения и письма.


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения . Привести примеры .
    Развитие внимания и памяти у детей с фонетико -фонематическим недоразвитием речи.


  • Дефекты озвончения и оглушения звуков . Фонематические и фонетические нарушения .
    Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что в произношении согласных звуков , имеющих звонку... подробнее ».


  • Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи.
    В фонетико -фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: - трудности в анализе нарушенных в произношении звуков ; - при...


  • В зависимости от характера дефекта произношения выделяют антропофонические нарушения (фонетические ) - искажения или отсутствие звуков и фонологические (фонематические ) - смешения звуков .


  • Раскрыть различия в понятиях «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонетические и фонематические недостатки речи».
    Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной...


  • Разговорная речь отличается ненормативностью на фонетическом уровне: ей присущи убыстрение темпа речи, веду.
    К таким интересным вопросам фонетики языка относятся озвончение и оглушение звуков .


  • 2. Соблюдение определённой последовательности в работе над звуками одной фонетической группы.
    нарушения . Вначале осваивается тот, который сохранён, а затем менее сохранённый парный звук .


  • В группу фонетико -фонематического недоразвития речи направляются дети, имеющие различные речевые нарушения .
    Дети с ринолалией имеют также особенности звукопроизношения, в зависимости от тяжести анатомо-физиологического дефекта органов...

Найдено похожих страниц:10