Африканский язык. Африканские языки и общая лингвистика

Африка, особенно южнее Сахары, говорит на великом множестве языков. Точной цифры назвать нельзя, поскольку не существует общепринятого метода различения языков и диалектов. Однако по любой разумной оценке, в Африке насчитывается более 800 различных языков.

Оценки численности говорящих для большинства африканских языков сильно расходятся, что связано с использованием различных способов подсчета, широкой распространенностью многих крупнейших языков в качестве языков межэтнического общения, а также с исключительно высокой динамикой демографических процессов (стремительный рост населения в некоторых странах, например, Нигерии, и интенсивная миграция в города), приводящей к стремительному устареванию статистических данных. Некоторые местные языки, например суахили в Восточной Африке и хауса в Западной Африке, широко применялись в качестве лингва франка, т.е. как языки-посредники при общении разноязычных групп, еще до внедрения европейских языков, сейчас к их числу добавились зулу, лингала и некоторые другие.

При всем разнообразии, африканские языки удается сгруппировать в четыре большие семьи, имеющие различное происхождение: афразийскую, нигеро-конголезскую (ранее известную как западно-суданская и включающую также языки банту), нило-сахарскую (суданскую) и семью щелкающих языков (ранее называвшуюся бушменской и включающую также готтентотские и два восточноафриканских языка).

Хотя тезис о происхождении этих четырех семей из одного источника доказательству не поддается, есть целый ряд языковых особенностей, общих для большого числа африканских языков и редких или отсутствующих за пределами Африки, что позволяет считать этот континент самостоятельным языковым ареалом. К таким особенностям относятся рассматриваемые ниже тоны, системы именной классификации и глагольная деривация. Вокализм в целом отличается простотой, умляут и другие звуковые модификации отсутствуют, за исключением весьма распространенной назализации.

Слоги обычно открытые, т.е. оканчиваются только на гласные (кроме большинства афразийских языков). Типичны начальные сочетания «носовой согласный + звонкий смычный», такие как mb- и nd-. Распространены в африканских языках и редко встречаются за пределами Африки щелкающие согласные, лабиовелярные согласные, для которых характерна двойная – губная и заднеязычная – смычка (kp и gb), и имплозивные смычные, сопровождающиеся не выталкиванием воздушной струи из ротовой полости, а ее втягиванием.

Тональные системы обычно включают два или три значимых регистра (высотных уровня), в отличие от таких языков, как китайский, где используются контурные тоны (восходящий, нисходящий и др.). По всей Африке распространены многие характерные семантические идиомы, например словосочетание с буквальным значением «рот дома» используется для обозначения двери, с буквальным значением «дети руки» – для обозначения пальцев, слово со значением «ребенок» используется в роли диминутива (показателя уменьшительности).

Сколько-нибудь существенные сведения об африканских языках, особенно распространенных в Южной Африке, стали доступны лишь в 19 в., когда европейцы проникли в глубь континента. Это привело к попыткам общей классификации африканских языков (Р.Лепсиус, Ф.Мюллер, Р.Каст). В первые два десятилетия 20 в., в основном благодаря усилиям К.Майнхофа и Д.Вестермана (первый – специалист по банту, второй – по языкам Судана), была выработана широко употребительная классификация, согласно которой все африканские языки подразделялись на пять семей: семитскую, хамитскую, суданскую, банту и бушменскую.

Примерно в этом порядке данные семьи распределялись по территории африканского континента в направлении с севера на юг. Первоначально считалось, что на языках первых двух семей говорят представители белой расы (европеоиды), следующих двух – черной расы (негроиды), а на языках последней семьи – представители бушменской расы. Основные недостатки этой классификации заключались в следующем. 1) Как показал сам Вестерман, языки банту объединяются с большой группой языков Западного Судана в единую семью, в целом не родственную языкам Восточного Судана. 2) Семитская группа не является самостоятельной, она родственна «хамитским» языкам.

Кроме того, как указывали М.Коэн и другие, «хамитские» языки – это вовсе не отдельная таксономическая единица в составе какой-то более крупной, а всего лишь традиционное обозначение всех несемитских групп. 3) Что касается различных предложений Майнхофа приписать целому ряду языков (например, фула, масаи, готтентотским) статус «хамитских», то почти все они теперь признаны неверными. Только язык хауса, который вместе со многими языками Чада образует чадскую группу, может рассматриваться как «хамитский» и, следовательно, принадлежит к афразийской семье (ранее называвшейся семито-хамитской или хамито-семитской). В данной статье представлена классификация африканских языков, возникшая в результате этих важнейших модификаций.

Привет, друзья! Находясь в Африке, невозможно не говорить про африканские языки. У меня в Зимбабве проживают два основных народа: шона (большинство) и ндбеле. На их примере хорошо говорить об особенностях языков. Я общаюсь с местными на английском, так как выучить африканские языки очень сложно. Хотя, шона в восторге, когда говоришь их слова, но называть это знанием языка я бы не стал.

Человеческий язык мог появиться на свет в субсахарских районах Африки вместе с возникновением Homo Sapiens. В настоящее время в этом регионе распространены языки банту, в том числе зулу, шона и различные "лингва франка", например, суахили, тогда как бушменские языки койсанской макросемьи, известные своими "щёлкающими" звуками, постепенно вымирают. Семитские языки Северной Африки обладают уникальным строем, который передается в них при помощи арабского письма.

ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ И ЯЗЫКИ



ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЯЗЫКОВЫМИ СЕМЬЯМИ


Последние исследования показали, что генетическая классификация народов мира практически полностью отражает взаимоотношения, которые существуют между языковыми семьями. И хотя многие аспекты такой классификации достаточно спорны, а население часто говорит на смешанных языках или же перешло на неродной язык, обе классификации сходны в одном, а именно: признают исходное отделение субсахарской зоны Африки от всего остального мира.

Последние исследования показали, что народы мира можно разделить по их генетическим истокам на две группы: к первой относятся жители Центральной и Южной Африки, ко второй - все остальные.

Более того, лингвистические исследования говорят о том, что языки, на которых говорят африканские народы, принадлежат к трем языковым семьям, и ни одна из них не имеет генетического родства ни с одной другой языковой семьей мира.

В то же время народы Северной Африки генетически связаны с европейскими и некоторыми азиатскими народами. Языки, на которых они говорят, также могут входить в единую макросемью, например нострическую (см. ниже).

Многие современные ученые полагают, что человечество возникло в Африке и что все живущие сейчас люди должны искать свои истоки среди автохтонного населения Африканского континента.

Языковые семьи прошлого и настоящего


Африканский континент делится на две части естественной границей, которую образуют пустыня Сахара и Эфиопские горы, и преодоление этого раздела всегда вызывало огромные трудности. Из северной части Африки до нас дошли памятники письменности тысячелетней давности; та же часть континента, которая лежит на юге от естественной границы, дает нам памятники письменности, возраст которых не превышает нескольких сотен лет, и лишь некоторые из них написаны на автохтонных языках этого региона, поскольку гораздо чаще записи сделаны иноземными торговцами и захватчиками. Поэтому изучение доисторического прошлого Африки должно опираться на археологические данные, устное народное творчество и гипотетические реконструкции древних языков, построенные лингвистами на основе живых языков.

Одно из исследований истории Африки показало, что группы африканских народов сформировались приблизительно 10000 лет назад (см. карту, приведенную ниже).

Контраст между этой картой и картой, изображающей современное распространение языковых семей по территории Африки (см. стр. 77), очевиден. Предполагается, что каждой языковой семье соответствует одна группа народов из тех, что указаны на карте: афразийская языковая семья связана с народами Северной Африки, нигеро-конголезская - с народами Западной Африки, койсканская - с бушменами и Нило-сахарская - с нилотами.

ЖИТЕЛИ АФРИКИ VIII В. ДО Н.Э.


И учения доисторического прошлого афри-анского континента привели к выделению яти групп населения, которым предположительно соответствуют четыре существующие на сегодняшний день языковые семьи: жителям Северной Африки соответствует афрозииская языковая семья, Западной Африки - нигеро-конголезские языки, нилотам - Нило-сахарские языки и бушменам - койсанские языки. Хотя на территории Африки до сих пор живут пигмеи, их родные языки вымерли, и сейчас эти народы говорят на языках банту, которые были принесены западными африканцами во время их продвижения на юг и восток материка.


ЩЕЛКАЮЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ


Храктерной чертой койсанских языков является наличие в них так называемых "щелкающих" звуков, число различных видов которых в отдельных языках достигает 80. Щелчки встречаются во многих языках, например, могут передавать восклицание или выражать неодобрение, но особенностью щелчков в койсанских языках является то, что здесь они используются в качестве обыкновенных звуков, которые выполняют такую же функцию, как и остальные согласные, а именно, служат составной частью слов.

О щелкающих звуках обычно говорят в связи с южно-африканскими языками банту, которые могли заимствовать их из койсанских языков, возможно, путем межплеменных браков. Кто-то из читателей мог слышать известную "щелкающую" песню южно-африканской певицы Мириам Мэкхэба, где щелчки, воспринимаемые как сопровождение к словам песни, на самом деле являлись неотъемлемой частью слов.

В языках зулу и ндебеле щелкающие звуки представлены тремя основными фонемами: зубной (как английское "tsk, tsk" ("цк-цк"), боковой латеральный (произносится одной половиной рта, в английском языке обычно используется, чтобы подозвать большое животное, например, лошадь) и палатальный (звук пробки, вылетающей из бутылки, образованный путем подъема языка к верхнему небу и сосательного движения). Эти звуки обозначаются на письме "с", "x" и "q". В приведенных ниже примерах щелкающие согласные обозначены заглавными буквами.

Более сложные щелкающие звуки образуются путем сочетания "с", "х" или "q" с одним из двух разных назальных согласных или же со звуками "k" или "g". Всего в результате выходит 15 различных щелкающих согласных.

В самих койсанских языках есть и другие основные щелкающие звуки - в частности, билабиальный согласный, или другими словами, обыкновенный поцелуй, - кроме того, в них больше возможных сочетаний с другими согласными звуками.

В 1959 году "щелкающая" песня Мириам Мэкхэба, исполненная на языке коса, имела большой успех в Соединенных Штатах. Мириам Мэкхэба, активный борец против апартеида, высланная из родной страны, в 1991 году возвратилась в ЮАР.

Вне всяких сомнений изменения, отраженные на карте со стр. 77, явились результатом экспансии западно-африканских народов на восток и юг. Пигмеи были окружены другими народами, и в настоящее время лишь несколько пигмейских народов можно выделить из общего населения этой зоны. Бушмены были вытеснены на юг Африки, где растворились среди европейских переселенцев или же были уничтожены во время столкновений между европейцами и пришедшими из Западной Африки коренными жителями континента.

Поэтому несмотря на то, что на территории Африки до сих пор живут пигмеи, сведения о языке, на котором они говорили, до нас не дошли. Что же касается бушменов, то их осталось очень мало, и еще меньше среди них носителей бушменских языков.

СОВРЕМЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ ПО ТЕРРИТОРИИ АФРИКИ


На современной лингвистической карте Африки видно продвижение бенуэ-конголезских языков из Западной Африки на территорию, которую прежде занимали койсанские языки бушменов и ныне вымершие языки пигмеев. Нило-сахарские языки распространены в менее доступных районах Центральной Африки, часто в окружении афразийских или нигеро-конголезских языков, тогда как семья кордофанских языков, в состав которой входит около 30 языков, генетически связана с нигеро-конголезскими языками, распространенными в Судане.

Половина носителей нигеро-кордофанских языков говорит на языках банту, входящих в бенуэ-конголезскую группу, которые занимают большую часть Центральной и Южной Африки. Многие языки банту признаны национальными, однако лишь некоторые из них имеют относительно большое число носителей.


Ученики мусульманской школы в городе Зиндер на юге Нигера. Свыше 80% населения Нигера исповедуют ислам- религию, принесенную в эту зону арабскими торговцами, чьи караваны в пятнадцатом-шестнадцатом веках пересекали Сахару и доставляли несметные богатства в западно-африканские империи Мали и Сохгай. Арабский язык до сих пор широко распространен на территории Северной Африки.

Слово "банту" в переводе означает "люди", так называют группу языков, поскольку практически во всех языках, входящих в нее, встречается это или очень похожее слово. Нам посчастливилось обладать замечательным трудом по сравнительному исследованию языков банту, которому английский ученый Малколм Гасри отдал всю свою жизнь.

Отдельно в этой главе будет рассказано о трех языках: о языке фула (фулани) с севера Африки, шона из центральной части и зулу с юга материка.

Носители фулу встречаются на всей территории Западной Африки от побережья Атлантики до восточной границы Нигерии. Две основные группы носителей языка живут в восточной части Нигерии и в Камеруне.

Как видно из таблицы, из всех языков банту больше всего носителей у языка шона. В основном на нем говорят в центрально-африканской республике Зимбабве, а также в Мозамбике. У шона есть несколько основных диалектов; диалект, распространенный в столице Зимбабве городе Хараре называется зезуру.

Важнейшим языком южной части африканского материка является зулу, который тесно связан с языком коса, его ближайшим южным соседом. В девятнадцатом столетии часть народа зулу покинула родные места направилась на север, на территорию современного Зимбабве, и основала независимое государство. Правитель Лобенгула и столица Булавайо, которая в настоящее время является одним из крупнейших городов на юге Зимбабве, вошли в английскую историю в связи с "матабельскими войнами". Эти зулу называли себя "амандебеле", в англизированном виде это слово выглядело как "матабеле". В данной главе и народ, и диалект, на котором он говорит, называются "ндебеле". Ндебеле часто выделяют в самостоятельный язык, который является взаимно понятным с зулу, распространенным 700 милями южнее.

Ученики школы в Сомали. Несмотря на то, что все население страны составляют сомалийцы, тем не менее конкуренция между племенами привела к долгим годам кровопролитной гражданской войны. В течение этого периода вся инфраструктура страны была практически полностью разрушена, и только сейчас стали снова открываться школы.

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА В ЯЗЫКЕ НДЕБЕЛЕ


В ндебеле имена людей всегда начинаются с префикса и-: например, u-Mako, заимство ванное "Марк". Так как имена обычно называют одного человека, множественное числоo-Mako может означать "Марк и с ним люди". Ндебеле всегда дают своим детям имена, которые образуются от имен существительных, прилагательных или глаголов, передающих родительские чувства или отражающих обстоятельства, связанные с появлением ребенка на свет.

Имена девочек:

u-Jabulani Радовать

u-Linda Позаботься (о деревне до возвращения отца)

u-Sakhile Мы-построили-хороший-дом

u-Senzeni Что-мы-сделали

u-Sithembil Мы-полны-надежды

u-Sibahle Мы-красивы

u-Thandiwe Она-любима (имеется в виду Богом, потому что смогла пережить трудные времена)

u-Thokozile Мы-счастливы (иметь ребенка)

Имена мальчиков:

u-Themba Надежда

u-Zenzo Вещи (происшедшие, пока он находился в утробе)

Для девочек и мальчиков:

u-Zibusiso Счастливый дар (ниспосланный нам Богом)

В языке ндебеле есть префиксы, предназначенные для обозначения соседей или чужаков - это ит- (единственного числа) и ата- (множественного числа): um-Khalanga, "каланга", ama-Amelika, "американцы".

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В ЯЗЫКЕ НДБЕЛЕ


Приведенные названия различных животных в языке ндебеле показывают, что трудно обнаружить общие признаки у животных, названия которых содержат одинаковые префиксы:

Префиксы

gundwane

чалая лошадь

дикая кошка

антилопа канна

гиппопотам

антилопа гну

мангуста

tsikibololo

водяная антилопа

летучая мышь

maluhvane

землеройка

tshwayeli


Маленький мальчик в лесах Заира. Большая часть этнически пестрого населения Заира по своему происхождению является банту, это потомки скотоводов из народа банту, которые в эпоху с 500 г. до н. э. по 500 г. н. э пришли на территории Центральной и Восточной Африки с западного побережья Африки.


Урок в одной из школ Сенегала, где число грамотных составляет лишь 38% всего населения. Каждая из многочисленных этнических групп Сенегала проживает в своей четко установленной географической зоне, хотя межплеменные браки уменьшают вероятность возникновения национальных конфликтов.

Подобным же образом мы можем опустить существительное в словосочетании прилагатель-ное+существительное и перевести согласователь английским местоимением "one" ("некто"): um-fazi om-khulu, "большая женщина" ("the big woman") или же просто om-khulu, "большая" ("the big one").

Согласователи часто выполняют двойную функцию: когда существительное присутствует, они ведут себя просто как показатели согласования, но если существительное опущено, они берут на себя функции местоимения.

Именные классы и согласователи вместе составляют знаменитую и весьма своеобразную классно-согласовательную систему, возможно, что именно стройность этой системы, а также повсеместность ее распространения и делают нигеро-конголезские языки уникальными в своем роде.

Языки классифицируют окружающий мир


Часто говорят, что языки отличаются тем, каким образом они классифицируют окружающий мир. Мы вкратце обсудим некоторые характерные особенности африканских языков, проявляющиеся в отношении к сексу, родственным связям и походке человека.

Большинство языков суб-сахарских районов Африки не маркирует половые различия в своих местоименных (подобных местоимениям) формах. Предложение, которое на языке шона выглядит как Unobika, может означать как "Он готовит", так и "Она готовит". Местоименной формой является первая буква - U - в этом предложении вы не встретите ничего похожего на английские местоимения "он" ("he") или "она" ("she"). Естественно, подобное можно встретить и во многих других языках мира. В частности, в переводе с мандаринского наречия китайского Та shi wode pengyou означает "он \ она - мой друг", где "Та" может означать как "он", так и "она".

Кроме того ты можешь иметь больше одного отца и одной матери, поскольку братья твоего отца также являются твоими "папами", а сестры твоей матери - твоими "мамами". Таких "отцов" и "матерей" можно отделить от родных при помощи добавочного эпитета "маленький" для обозначения младших братьев и сестер твоих родителей и "большой" для обозначения старших. Используемые термины приведены выше.

И на последнем примере можно проиллюстрировать читателю сложность африканского словаря. В языке шона существует более 200 слов для обозначения различных видов походки! По материалам сети интернет, респект всем, кто дочитал!

Сохранено

">

Почти 200-миллионное население современной Африки говорит на многих языках и наречиях. Некоторые из них стали теперь языками многочисленных народностей и формирующихся наций, но лингвистическая карта Африки все еще пестрит названиями множества языков. Буржуазные лингвисты в своих исследованиях замалчивают бурный и неодолимый процесс создания крупных языков, нередко стараясь, наоборот, подчеркнуть наличие огромного числа языков, племен, рисуя неверную картину безнадежной отсталости. В одном только Судане, утверждают они, существует от 700 до 800 языков. Лингвисты как бы соревнуются в количестве установленных ими отдельных языковых единиц. Так, например, видный языковед и специалист по африканским языкам, немец Мейнхоф в 1910 г. насчитывал 182 языка банту.

Несколько позднее, в 1919-1922 гг., англичанин Джонстон довел их число до 226. В 1948 г. бельгиец Ван-Бульк превзошел их обоих, утверждая, что в одном лишь Бельгийском Конго существует 518 различных языков банту, не считая диалектов.

Постоянные указания на огромное число языков преследуют двоякую цель. Во-первых, они должны создать впечатление этнического хаоса и беспорядка, существующего в колониальном мире, беспорядка, который сдерживается лишь установлением в колониях Pax Britannica или Paix Franqaise, как любят выражаться английские и французские колониальные деятели 1 . Во-вторых, они преследуют задачу затушевать, скрыть идущий в колониях процесс образования крупных народностей, процесс консолидации наций. Поэтому надо внимательно разобрать, что же скрывается за внешним многообразием и бесконечной пестротой языковой карты Африки.

Для рассуждений большинства зарубежных лингвистов характерен отрыв истории языка от истории развития общества. Но язык относится к числу общественных явлений, указывает И. В. Сталин. «Вне общества нет языка. Поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка» 1 .

На ранних ступенях развития общества существовали родовые языки, объединявшие всех членов рода. Возможно, что наиболее отсталые народы Африки, вроде пигмеев или бушменов, несколько веков назад жили отдельными родами, каждый из которых имел свой язык. В настоящее время родовых языков в Африке уже нет.

Пигмеи говорят на языках своих соседей, т. е. на языках банту или на суданских языках. Общественный строй бушменов, загнанных в пустыню Калахари, настолько видоизменился, что на основании их современного состояния невозможно сделать какие-либо выводы. Прежде самостоятельные роды и племена бушменов перемешались, и большая часть их утратила свои языки.

За исключением бушменов и пигмеев, все остальные группы населения давно уже жили племенным строем. Во многих областях Африки еще до появления европейцев существовали государства и начинался процесс образования народностей, при этом некогда самостоятельные племена дробились ирасходились, одни языки вытеснялидругие, анекоторыеиз них становились языками государственных объединений; местные диалекты перемалывались в единый язык. Однако нигде в Африке, за исключением северного ее побережья, процесс развития общества не дошел до образования нации, поэтому еще нигде не создались национальные языки; но многие народы Африки давно изжили первобытно-общинные отношения с их родо-племенным строем, и теперь в Африке существуют многомиллионные народы, объединенные общим языком. Все это надо иметь в виду, обращаясь к рассмотрению языковых проблем в Африке.

В Нигерии с ее более чем 24-миллионным населением, по некоторым данным, насчитывается чуть ли не полтораста различных языков. Из этого вовсе не следует, что на каждом из них говорит примерно 150 или 200 тыс. человек. На самом деле языки этого 24-миллионного населения распределяются следующим образом: на языке хауса говорит около 8 млн., на языке йоруба - около 4 млн., на языке ибо - 4 млн. человек, т. е. почти четыре пятых всего населения говорит на трех языках; за ними следуют языки: фульбе, на котором говорит более 2 млн., и канури (в Борну) - 1200 тыс. Таким образом, на всех остальных языках Нигерии говорит менее 5 млн. человек.

Во Французской Западной Африке, в бассейне Верхнего Нигера и Сенегала большая часть (около 3 млн.) населения говорит на языке мандинго; следующие за ним, по значению: язык фульбе (немногим менее 2 млн. чел.) и язык моей (около 2 млн. чел.). Эти три языка - главнейшие во Французской Западной Африке, на них говорит 42% всего ее населения.

Так же обстоит дело и в других колониях. В Бельгийском Конго, например, с населением более 11 млн. чел., на языке луба говорит около 3,5 млн., на языке руанда - более 2 млн., на языке рунди - до 1,5 млн., на языке конго -до 1 млн. чел., т. е. на этих языках говорит примерно 75-80% всего населения страны. На территории Руанда-Урун- ди все население говорит фактически на одном языке, так как языки руанда и рунди - не более как диалекты одного языка. На языках умбунду и кимбунду (андонго) говорит около 60% всего населения Анголы.

ВАЖНЕЙШИЕ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ

Особое значение, по их распространенности, имеют следующие языки*

Арабский - наиболее распространенный язык населения всей северной части Африки. Численность говорящих на арабском языке определяется, по данным 1944 г., в 37 585 тыс. На арабском языке говорит население Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Танжерской области, Ифни, Испанской Сахары, значительной части Французской Западной Африки и Англо-Египетского Судана, преимущественно в северных их частях. Он распространен на севере Французской Экваториальной Африки и в некоторых местностях Эритреи и Эфиопии, в Северной Нигерии. Кроме того, на восточном берегу Африки, от Занзибара вплоть до Суэца, на арабском языке говорят некоторые слои городского населения. Арабский язык - основной язык населения о-ва Сокотра.

На втором месте, как по численности говорящих на нем, так и по своему значению, стоит язык хауса. Этот язык наиболее распространен среди населения Северной Нигерии и прилегающих к ней областей Французского Судана и Южной Нигерии. Кроме того, на языке хауса говорят в северной части Дагомеи, в Того, на Золотом Береге и отчасти на Береге Слоновой Кости, в Камеруне, во Французской Экваториальной Африке и в Англо-Египетском Судане. Группы хауса встречаются в Алжире, Ливии, Феццане и на берегах Нила. Таким образом, область распространения языка хауса охватывает почти все внутренние районы Судана. Трудно установить точную численность говорящих на хауса. По данным 1944 г., она достигает 9200 тыс. По другим сведениям, число говорящих на хауса составляет от 10 до 15 млн.

На третьем месте среди всех языков Африки стоит язык суахили (ки- суахили). Обычно считается, что общая численность говорящих на нем примерно так же велика, как и говорящих на хауса, и колеблется от 10 до 15 млн. По данным справочника о языках Африки, составленного в 1944 г. Макдугалдом, на суахили говорят 7860 тыс, человек. Языком суахили первоначально пользовалось прибрежное население Восточной Африки, он был распространен от г. Ламу на севере до португальских владений на юге Восточной Африки. В настоящее время он считается официальным языком четырех английских колоний Восточной Африки: Уганды, Танганьики, Кении и Ньясаленда. Он распространен также в Итальянском Сомали, в Руанда-Урунди, в северо-восточных частях Северной Родезии, в Мозамбике и Южной Родезии. Перед второй мировой войной язык этот распространялся и в восточной части Бельгийского Конго, к востоку от Стэнливиля, по течению р. Луалаба и в округе Элиза- бетвиля. На нем говорит также часть! прибрежного населения северо- западного Мадагаскара.

Амхарский язык (на котором говорит около 6 млн. чел.) распространен в северной и средней частях Эфиопии, в областях Амхара, Годжам, Шоа, где живет собственно амхарское население. Он принят по всей стране в качестве государственного языка Эфиопии, на котором ведется делопроизводство, печатаются правительственные постановления, газеты и т. п. Он известен также и в сопредельных с Эфиопией Эритрее, Британском и Итальянском Сомали, в Джибути.

Язык руанда (собственно язык уру-нья-руанда) распространен в бельгийской колонии Руанда-Урунди и в северо-западной части территории Танганьики. Общая численность говорящих на нем достигает 5 млн. Ки- рунди, на котором говорит более 1,5 млн. чел., считающийся отдельным языком, представляет собою не более как его диалект.

Для французского Западного Судана большое значение имеет язык мандинго. Он распадается на три главных диалекта: малинке, бамбара и диула. На диалектах мандинго говорит большинство окружающих племен, пользуясь им как вторым языком. Язык мандинго - язык французских колониальных войск. Общая численность говорящих на диалектах мандинго определяется примерно в 5 млн.

Классификация языков Африки

Прочно установленной классификации всех африканских языков еще нет. Объясняется этопрежде всего тем, что языки многих областей Африки мало изучены. Лучше остальных исследованы семито-хамитские языки, на которых говорит население всей Северной и Северо-Восточной Африки, и языки банту, распространенные во всей южной части Африки, южнее Судана - вплоть до Наталя. Языки народов верховьев Нила составляют особую группу нилотских языков. Что же касается языков Судана, то многие вопросы лингвистической классификации их еще не вполне ясны. Особые группы составляют языки гвинейского побережья, языки группы моей, языки мандинго и некоторые другие. Возможно, что дальнейшие исследования смогут установить родство всех этих групп между собой. Однако пока осторожнее их рассматривать отдельно, как самостоятельные группы.

Менее всего изучены языки Восточного Судана, и говорить об их классификации пока еще преждевременно.

В начале XX в. в африканистике господствовала теория трехчленного деления всех языков Африки на хамитские, суданские и банту. В основе ее лежала типологическая классификация языков: деление их на типы аморфный, агглютинативный и флективный. Древнейшим типом языков Африки считались языки Судана, односложные, имеющие музыкальные тона, аморфного типа, «не имеющие служебных частиц». Их сравнивали с китайским языком и объявляли примитивными. Суданские языки считались языками аборигенного населения Африки. Хамитские языки, не имеющие музыкальных тонов, но обладающие тоническим ударением и относящиеся к флективному типу, считались языками народов, пришедших в Африку из Азии. Немецкий африканист Мейнхоф полагал, что из смешения хамитских языков с суданскими возникли языки банту- агглютинативные по своему типу, имеющие грамматические классы имен существительных.

В основе его взглядов лежали расистские концепции о светлокожих высококультурных хамитах и не способных к развитию неграх. Негры банту, по этой теории,- продукт смешения с хамитами, считались стоящими выше своих суданских собратьев.

Научные данные полностью опровергли эту теорию. Мнимым оказалось единство суданских языков: в действительности разные их группы сильно отличаются одна от другой, очень сложны и многие родственны языкам банту.

Главнейшие группы языков Африки следующие:

1) семито-хамитская группа семей родственных языков;

2) языки Судана: группы гвинейская, манде, бантоидная (западпо- бантоидная, или атлантическая, центрально-бантоидная, или моси-груси, и восточно-бантоидная), канури, кордофанская, нилотская; кроме того, неклассифицированные языки Центрального Судана;

3) семья языков банту;

4) койсанская группа языков;

5) мальгашский язык.

Языки семито -хамитской группы

Языки семито-хамитской группы, взятые в целом, представляют собою некоторое единство. Среди них особую семью языков составляют семитские языки. Всем им свойственна так называемая трех-литеральность корня, или, что то же, трехсогласная основа глагола (ее иногда неточно называют трехбуквенной основой глагольного корня). Для всех семитских языков типична внутренняя флексия, т. е. изменение глагола по наклонениям, видам, временам, залогам и лицам производится путем изменения гласных внутри остающейся неизменной (или почти неизменной) глагольной основы. Все семитские языки имеют общий им всем основной словарный фонд. Эти черты, пожалуй, наиболее типичны и характеризуют все семитские языки.

В отличие от семитских языков другая часть языков этой группы, иногда называемая хамитской, не представляет собою единства. Нет никаких черт, характеризующих языки хамитской группы в целом, которые были бы присущи только ей и отличали ее от семитской.

Подобно тому как индоевропейские языки представляют собою группу семей родственных языков, в состав которой входят славянские, германские, романские и другие языки, так и семито-хамитские языки объединяет семитские, кушитские и берберские, древнеегипетский язык и группу языков хауса-котоко.

К числу хамитских языков иногда относят также готтентотские языки на том основании, что в них имеется грамматический род. Это неверно; как мы увидим далее, грамматический род встречается также и в центральной группе бушменских языков. Изучение грамматического строя и словарного фонда готтентотских и бушменских языков показало, что они родственны между собою и должны быть объединены в одну группу, которую обычно называют койсанской.

Все семито-хамитские языки в целом представляют собою большую группу флективных языков, имеющую известные особенности, характерные для всей этой группы.

На африканском материке к ней относятся:

1) семитские языки Эфиопии; 2) кушитская семья языков; 3) древнеегипетский и коптский языки; 4) берберская семья языков; 5) язык хауса и близкие к нему языки.

Афрази́йские языки́ (иногда также афро-азиатские; очень распространенным поныне является также название « семито-хамитские » или, реже, « хамито-семитские » языки, не используемое специалистами примерно с 1960-х годов) -макросемья (надсемья) языков, которая включает шесть семей языков, имеющих признаки общего происхождения (наличие родственных корневых и грамматических морфем) . Иногда включается в более общее образование - ностратическую макросемью языков (объединяющую индоевропейскую, картвельскую, уральскую, дравидийскую и алтайскую семьи). Однако в последнее время афразийская макросемья исключается из ностратической и рассматривается наряду с последней как отдельная и самостоятельная.

Классификация афразийских языков

В число афразийских языков входят как живые, так и мертвые языки. Первые в настоящее время распространены на обширном пространстве, занимая территорию Передней Азии (от Месопотамии до побережья Средиземного и Красного морей) и обширные территории Восточной и Северной Африки - вплоть до атлантического побережья. Отдельные группы представителей афразийских языков встречаются и вне основной территории их распространения.

Общее кол-во говорящих в наст время по разным подсчетам - между 270 млн. и 300 млн. чел.

В афразийскую макросемью входят след. языковые семьи (или ветви).

Берберо-ливийские языки

Живые языки этой семьи распространены в Сев. Африке к западу от Египта и Ливии до Мавритании, а также в оазисах Сахары, вплоть до Нигерии и Сенегала. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет более 14 млн. человек. В Марокко бербероговорящие составляют около 40 % от всего населения страны, в Алжире - около 25 %. В Египте, Ливии, Тунисе, Мавритании численность бербероязычного населения меньше. Гуанчские языки - это языки аборигенов Канарских островов, вымерших к XVIII веку. Все живые языки - бесписьменные. У берберских племен туарегов (Сахара) используется в обиходе свое письмо, именуемое тифинаг и восходящее к древнеливийскому письму. Ливийское письмо представлено краткими наскальными надписями, обнаруженными в Сахаре и Ливийской пустыне; самые ранние из них датируются II веком до н. э. Надписи частично дешифрованы; они делятся на три группы памятников: феззанско-триполитанские, западно-нумидийские и восточно-нумидийские. Языки этих надписей представляют группу мертвых языков берберо-ливийской семьи.

Древнеегипетский язык

Он со своим поздним потомком - коптским языком является языком мертвым. Был распространен на территории долины среднего и нижнего Нила (современный Египет). Первые письменные памятники древнеегипетского датируются концом IV - началом III тысячелетия до н. э. В качестве живого и разговорного просуществовал до V века н. э. Памятники коптского языка известны с III века н. э.; к XIV веку он выходит из употребления, сохраняясь как культовый язык коптской христианской церкви. В быту копты, которых по данным конца 1999 насчитывается около 6 млн. человек, пользуются арабским языком и считаются ныне этноконфессиональной группой египетских арабов.

Кушитские языки

из которых известны только живые, распространенные в Северо-Восточной Африке: на северо-востоке Судана, в Эфиопии, Джибути, Сомали, на севере Кении и на западе Танзании. По данным конца 1980-х годов, число говорящих составляет около 25,7 млн. человек.

Омотские языки

Живые бесписьменные языки, распространены на юго-западе Эфиопии. Число говорящих по данным конца 1980-х годов составляет около 1,6 млн. человек. Как самостоятельная ветвь афразийской макросемьи стали выделяться лишь в последнее время (Г.Флеминг, М.Бендер, И. М. Дьяконов). Часть ученых относит омотские языки к западно-кушитской группе, ранее остальных отделившейся от пракушитского.

Семитские языки

Наиболее многочисленная из афразийских языковых семей; представлена современными живыми языками (арабский, мальтийский, новоарамейские диалекты, иврит, эфиосемитские - амхарский, тигре, тиграй и др.), распространенными на территории Арабского Востока, в Израиле, Эфиопии и Северной Африке, островками - в других странах Азии и Африки. Количество говорящих по разным источникам колеблется, составляя примерно 200 млн. К семитским относятся также древние языки - аккадский, угаритский, эблаитский, финикийский, древнееврейский, древнеарамейские, эпиграфические южноаравийские, древнеэфиопский - геэз.

Чадские языки

живые; к этой семье относится более 150 современных языков и диалектных групп. Распространены в Центральном и Западном Судане, в районе озера Чад, Нигерии, Камеруна. Наиболее многочисленны говорящие на языке хауса, число которых составляет около 30-40 млн. человек; для большинства из них хауса является не родным языком, а языком межнационального общения.

Развитие афразийских языков

Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение - кл-цию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI-X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X-VIII тысячелетиям до н. э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI-X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Ген. классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

-рунди

Руанда , Бурунди 18 Шона Зимбабве , Замбия и Мозамбик 15 2 Луо (Судан , Эфиопия , Чад , ,
Кения , Уганда , Танзания 12-16 Малинке Западная Африка 5 9 Бамбара Западная Африка 3 10 Ибибио-эфик Нигерия 8-12 Лингала Демократическая республика Конго 2 10 Чви Гана 8 2 Чичева Замбия , Малави , Мозамбик , Зимбабве 10 Коса ЮАР 7 Конго Демократическая республика Конго , Республика Конго , Ангола 7 Тигринья Эритрея 7 Гбе Западная Африка 8 Чилуба Демократическая республика Конго 6 Волоф Сенегал 3 3 Кикуйю Кения 5 Море Западная Африка 5 Сото ЮАР 5 Лухья Кения 4 Тсвана Ботсвана , ЮАР , Зимбабве , Намибия 4 Канури Западная Африка 4 Умбунду Ангола 4 Северный сото ЮАР 4

В целом, к наиболее известным языкам относятся:

Классификация

Койсанские языки

Наиболее противоречивой является койсанская гипотеза, согласно которой в одну макросемью объединяются все не-банту языки юга Африки, проживают в государствах: Намибия (62,1 %), Ботсвана (19,6 %), Танзания (13,4 %), Ангола (2,6 %), ЮАР (1 %), Зимбабве. Их общим признаком является наличие особых щёлкающих согласных . По этому же признаку к койсанским языкам добавляются два изолированных языка с востока Африки: сандаве и хадза . Койсанские языки изучены очень слабо, причем около половины из примерно 30 языков уже вымерло , а большинство остальных находится на грани вымирания. Все это значительно затрудняет их исследование. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 306 тыс. человек народов, принадлежащих к этой языковой макросемье, что составляло 0,06 % от всего населения Африки готтентоты - 110 тыс. чел. (36 %), горные дамара - 80 (26 %), бушмены - 75 (24,5 %) и сандаве - 40 (13 %). Ранее по этнографическому принципу эти языки делились на бушменские и готтентотские . Ныне известные койсанские языки делятся на 2 семьи, родство между которыми вполне вероятно, и 3 изолированных языка, которые могут быть и не родственны остальным:

  • Семья кхой (центрально-койсанская; Намибия , Ботсвана , ЮАР) включает 2 ветви:
    • кхойкхой (готтентоты; с наиболее крупным койсанским языком нама - более 100 тыс. человек, а также языки кора, гриква, хайом) - всего более 250 тыс. человек и
    • чу-кхве (калахари; с языками кхое, наро, лъгана, гана, чу, ани, гви, нхауру, шуа и чва) - до 40 тыс. человек;
  • Семья жу-къви (периферийно-бушменская; Ботсвана, Ангола , Намибия, ЮАР) включает две ветви:
    • жу-чъоан (северно-койсанская) с группой жу (къхунг, 3-4 языка: каукау, малиго, васекела) и языком чъоан - до 30 тыс. носителей (на начало 2000-х годов), и
    • та-къви (южно-койсанская) с группами та (къхонг) и къви (язык нцъу и ещё около 8 вымерших языков ЮАР) - до 1 тыс. чел.
  • Три из потенциально койсанских языков являются изолированными:
    • хадза, или хадзапи - около 1 тыс. носителей (оба языка в Танзании)
    • вымерший квади (юго-западная Ангола).

Неклассифицированные языки Африки

Ещё 9 языков Африки считаются неклассифицированными : древний мероитский язык и живые:

  • мпре , джалаа , лаал и бангери , которые находятся в ареале нигеро-конголезской макросемьи и соответственно условно включались в ее состав;
  • шабо (микеир), относимый к нило-сахарской макросемье;
  • бирале (онгота), иногда относимый к афразийским языкам в качестве изолята (традиционно рассматривается в числе кушитских языков), и вейто , считаемый кушитским или восточносуданским языком.
  • оропом † - вымерший и практически неизученный язык Уганды и Кении ; есть схождения с кульякскими языками и хадза , однако скудость данных не позволяет сделать определённых выводов.

Для многих причиной является отсутствие надёжных данных. Все эти языки являются вымершими или находятся на грани исчезновения, поэтому надежд на появление новых данных, необходимых для уточнения их классификации, немного.

Пигмейские языки

Пигмеи , особая субрасовая и группа негроидных африканских народов, ещё до недавнего времени сохранявшая в быту пережитки мезолита , в настоящее время говорят на языках или диалектах языков соседних с ними народов, по отношению к которым они находятся на более низкой социальной ступени. Тем не менее, среди лингвистов существует гипотеза о существовании в доисторическую эпоху пигмейских языков, исчезнувших позднее в ходе ассимиляции, что может подтверждаться наличием в пигмейских диалектах субстратной лексики, связанной с охотой и собирательством (например, лесного мёда) и необъяснимой из исторической реконструкции данных языков.

Другие языки

Наконец, две семьи появились в Африке в историческое время.

Из индоевропейской семьи первым стал древнегреческий язык колоний в Египте и Ливии в 1 тыс. до н. э. Греческая община и поныне сохраняется в Египте. После присоединения Карфагена к Риму по магрибскому побережью распространился латинский язык , начавший развиваться в самостоятельный романский язык , который был вытеснен арабским к концу 1 тыс. н. э. В -XVII вв. в Северной Африке появился другой романский язык - сефардский , на котором говорили евреи , бежавшие из Испании и Португалии. С XVII же века начинается освоение Африки европейскими державами и распространение европейских языков - голландского , испанского , португальского , позднее - французского , немецкого и английского . Во многих местах на основе этих языков развились пиджины и креольские языки . Однако лишь на некоторых островах и на юге Африки (африкаанс) носители индоевропейских языков занимают ныне компактные территории. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 11,48 млн человек народов, принадлежащих к индоевропейской языковой макросемье, что составляло 2,22 % от всего населения Африки . Крупнейшими народами этой макросемьи являются африканеры , или буры - 2,83 млн чел. (25 %), метисы - 2,75 (24 %), англоафриканцы - 1,61 (14 %) и индопакистанцы - 1,17 (10 %). Большинство из представителей африканских индоевропейцев расселены в ЮАР (71 %), Зимбабве (1,4 %), Кении (1,2 %), Танзании (1,1 %), Намибии (0,7 %).

Носители одного из австронезийских языков , родственного калимантанским языкам , начали селиться на Мадагаскаре с конца 1 тыс. до н. э., и сейчас всё его население говорит на малагасийском языке . В середине 1980-х годов в Африке насчитывалось 9,48 млн человек народов, принадлежащих к австронезийской языковой макросемье, что составляло 1,8 % от всего населения Африки . Крупнейшими народами этой макросемьи являются малагасийцы - 9,31 млн чел. (98,2 %). Большинство из представителей африканских австронезийцев расселены на Мадагаскаре (98,6 %).