Родственные слова. Родственные слова в русском языке У родственных слов разные

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть». Продолжая разговор о том, что такое родственные слова, нельзя не отметить, что при их определении нужно учитывать ряд особенностей. Об этом и поговорим далее.

Как образуются родственные слова

Родственные слова образуются определенным набором приставок и суффиксов (постфиксов). Если же слова, имея один корень, отличаются только окончаниями (флексиями) считать их родственными нельзя. К примеру, «рек-а» и «рек-у» являются не родственными словами, а формами одного и того же слова.

В русском языке самыми распространенными методами словообразования, как известно, являются префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный. В первом случае слово образуется исключительно по средствам добавления префикса, во втором – суффикса. Что касается способа префиксально-суффиксального, используется симбиоз двух вышеупомянутых методов. Для создания родственных слов префиксальный способ не очень подходит. Действительно, слова «по-бегать», «у-бегать» и «бегать» особой смысловой разницы не имеют.

Какие слова не являются родственными

Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.

Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

§ 1 Что такое родственные слова?

Когда говорят о важном, часто употребляют слово корень. Например, о серьёзных ошибках говорят - это в корне неправильно, а если нужно выделить самое главное - зри в корень! У слов тоже есть самое главное - корень. Корень берёт на свои плечи самый главный смысл. Но на основе одного корня могут быть образованы разные слова. Такие слова с одним корнем называются однокоренными или родственными.

Но не всегда удаётся правильно выделить корень. Потому, как если хорошо прислушиваться к словам, иногда можно услышать, что в одном слове скрывается другое. Например, Винни-Пух сочинил про себя весёлый стишок:

Ведь он же не Слон,

Поэтому он

Не может всё время

Без дела слоняться!

В слове слоняться он услышал спрятанное слово слон. Но слова слон и слоняться не являются родственными, поскольку при одинаковом написании корня, не несут одинакового главного смысла.

Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.

Рассмотрим группу слов: снег, снеговик, Снегурочка, снеговой. У них есть общая часть - корень, в которой заключен общий смысл и совпадает написание, - СНЕГ. Это родственные слова.

Сравним пары слов: солдат и боец; храбрый и смелый, смотреть и глядеть. Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Да, слова в парах имеют сходное значение. А можно ли считать слова в парах - родственными? Нет, их считать родственными нельзя. Они имеют сходное значение, но у них нет общей части, которая обычно одинаково пишется. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.

§ 2 Признаки родственных слов

Рассмотрим еще один пример: изба, в избе, избушка. Можно ли считать эти слова родственными? Разберёмся, руководствуясь правилом. Имеют ли они общую часть, т.е. КОРЕНЬ? Да, у них есть общая часть - ИЗБ (написание совпадает во всех словах). Хранит ли она общий смысл? Да, она хранит общий смысл. Но, слова изба, в избе отличаются лишь окончаниями, у них одинаковые основы. Получается, что это разные формы одного и того же слова. А вот слова изба, избушка - родственные слова. Во-первых, они имеют один корень - ИЗБ. Во-вторых, этот корень хранит общий смысл - небольшое деревянное строение. И, в-третьих, у слов разные основы -ИЗБ- и ИЗБУШК-.

Итак, родственные слова - это слова, имеющие ОБЩУЮ основную часть, которая хранит их общий смысл. Эта общая часть называется КОРНЕМ.

Прочитайте стихотворение:

Вот какой у нас арбуз -

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки

Все в арбузном соке!

Найдём в нем родственные слова и выпишем их столбиком в начальной форме:

арбузный

У слов разные основы: арбуз и арбузн-.

У слов одинаковый корень - арбуз-, который хранит их общий смысл, а ещё в обоих словах он пишется одинаково.

Итак, родственные (однокоренные) слова - это слова с разными основами, но имеющие общую часть - корень. Корень хранит общий смысл и обычно одинаково пишется.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Использованные изображения:

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно - словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один - значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
  2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
  3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

У каждого человека есть родственники. С ними его объединяет общий набор генов и один предок. У слов тоже есть родственники. Объединяет их одинаковый корень и схожее лексическое значение. Оно передается от слова к слову, как гены у человека, и принимает те или иные оттенки в зависимости от набора приставок, суффиксов и т.д.

Сегодня мы поговорим о словах с корнем "общ" . Это достаточно большая группа, куда входят различные части речи. Но сначала определимся с основными понятиями.

Что такое корень

Он есть у растений, зубов, волос. Корень - это основание, на котором все держится. У человека тоже есть корни - это его родословная, национальная принадлежность, история места, где живет он и жили его предки. То, что повлияло на формирование личности, стало ее основой. Некая неуловимая ментальная связь, передающаяся от одного поколения семьи к другому.

В лингвистике корень - общая часть родственных слов. Чтобы выделить его, нужно отбросить все аффиксы и отыскать неделимую далее основу. Именно в ней заключено основное значение слова. Например, в цепочке береза - подберезовик - березовый корнем будет "берез" .

Все родственные слова восходят к одному этимону и могут быть объяснены через него. Например, березовый - имеющий что-то общее с березой; подберезовик - гриб, растущий под березой.

Значение корня "общ"

Он произошел от праславянского слова "обьтио" , что переводится как "то, что вокруг". С течением времени значение и звучание претерпели изменения. Сейчас однокоренные слова с корнем "общ" указывают на некое объединяющее свойство, качество, действие. Примеры:

  • обобщение - основанная на выявлении общих признаков предметов или явлений;
  • община - организация людей, для которой свойственны коллективное владение имуществом и уравнительное распределение благ;
  • общение - процесс установления контактов между отдельными личностями;
  • сообщник - единомышленник, который оказал помощь в осуществлении преступления;
  • приобщить - сделать сопричастным чему-то, включить в определенную группу.

Как видите, все эти слова отражают единство предметов, явлений или людей. Это следует учитывать при подборе родственных лексем.

Однокоренные слова с корнем "общ"

У многих из нас есть дети. И, конечно, родителям приходится помогать им с выполнением домашних заданий. Учителя требуют от младших школьников быстро подбирать примеры однокоренных слов, 2 класс - тот период, когда идет активное освоение этого навыка. Мамы и папы помогают своему ребенку освоить его, тренируясь дома.

Что потребуется для подбора родственных слов? Все очень просто: берем корень "общ" и подставляем к нему различные приставки, суффиксы, окончания. Например, общ-ий, общ-е-ств-о, не-общ-и-тельн-ый . Важно помнить, что однокоренные слова имеют разные лексические значения, хотя и схожие между собой. Но иногда добавление новых суффиксов, окончаний и постфиксов меняет только грамматический смысл: общий - общая - общее (род), приобщился - приобщается - приобщитс я (время), общество-общества-обществу-обществом (падеж). Это - формы одного и того же слова с одинаковым значением. Ими нельзя продолжить ряд родственных лексем.

Немного о частях речи

Среди однокоренных слов могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д. Нельзя ориентироваться на часть речи, подбирая родственные лексемы. На примере слов с корнем "общ" в этом легко убедиться. Среди них есть:

  • Существительные: общение, общежитие, сообщество, обществовед .
  • Прилагательные: общительный, общественный, сообщнический, общеобязательный.
  • Глаголы: общаться, обобщить, разобщить .
  • Наречия: сообща, обобщенно .
  • Деепричастия: общаясь, приобщая .

Способы словообразования

Невозможно не вспомнить о них, говоря о подборе однокоренных лексем. Понимание того, как образуются новые слова, спасает от ошибок и облегчает выполнение задания. Итак, в русском языке наиболее распространены следующие способы:

  1. Суффиксальный. С его помощью от корня "общ" образовано много слов: общение, общался, общество, община, общинник, общительный .
  2. Префиксальный. Слово образуется путем добавления приставки к производящей основе: общительный - необщительный .
  3. Префиксально-суффиксальный. Тут примеров достаточно: сообщник, сообщница, разобщение, обобщение, приобщиться .
  4. Сложение. Берутся две основы или основа и целое слово, из которых получается новое: всеобщий, малообщительный, общежитие, общепит, общегородской, обществознание, общеупотребительный и т.д. У таких слов два корня, через значения которых их можно объяснить.

Примеры: малообщительный - тот, кто мало общается; обществознание - знание об обществе; общежитие - место, где живут сообща; общепит - общественное питание.

Как избежать ошибок

Подбирая однокоренные слова, важно не полагаться только на их схожее звучание. В русском языке существует понятие омонимии. Корни могут произноситься и писаться одинаково, но иметь разное значение. Например, гора - горе . Однокоренных слов с корнем "общ" на первый взгляд это не касается. Ведь омонимов у них нет.

Но, тем не менее, школьники умудряются допускать ошибки, включая в ряд родственных слов такие как "общипать" , "общелкивать" . Избежать этого можно, соблюдая нехитрые правила:

  • Обращайте внимание на значение лексем. Мы уже говорили о том, что корень "общ" указывает на некий объединяющий признак. Общипать - значит оборвать что-то с чего-то (например, перья с тушки птицы). Общелкивать - сбивать при помощи щелчков. Как видим, уже по значению слов можно догадаться, что они лишние в родственном ряду.
  • Измените слово, убирая или добавляя приставки, суффиксы, окончания, чтобы найти корень. Общипать - щипать , общелкивать - щелкать . Проделав это, мы убедимся, что "об" в этом случае - приставка, а корнями будут "щип" и "щелк" .

Умение подбирать родственные лексемы пригодится вам при поиске проверочных слов. А корень "общ" напомнит, что человеку необходимо присутствие рядом близких людей, дружеское общение и ощущение душевного единения.