Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи". Самостоятельные служебные части речи план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему II

Это нужно помнить! Самостоятельные части речи Передают в тексте основную информацию. К ним можно задать вопрос Служебные части речи «служат» , то есть помогают связи слов в предложении.

Задание № 1 Определите, какой частью речи (самостоятельной или служебной) являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – самостоятельная часть речи 2 – служебная часть речи Каждый французский(А) солдат(Б) носит(В) в(Г) своём ранце(Д) маршальский(Е) жезл. (Наполеон Бонапарт) 1 – А, Б, В, Д, Е 2 -Г

Задание № 2 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - предлог 3 – глагол 6 - союз Платон(А) мне(Б) друг(В), но(Г) истина(Д) дороже. (Аристотель) 1 – А, В, Д 4–Б 6 -Г

Задание № 3 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - частица 3 – глагол 6 - союз Поэтом(А) можешь(Б) ты(В) не(Г) быть(Д), но(Е) гражданином(Ё) быть обязан. (Н. Некрасов) 1 – А, Ё 3 – Б, Д 4–В 5–Г 6 -Е

Задание № 4 Определите, какой частью речи являются отмеченные буквами слова в предложении. Укажите, к какой части речи относится каждое из отмеченных слов. 1 – имя существительное 4 - местоимение 2 – имя прилагательное 5 - предлог 3 – глагол 6 - союз Следовать(А) за(Б) мыслями(В) великого(Г) человека(Д) есть(Е) наука(Ё) самая 1 – В, Д, Ё занимательная(Ж). (А. Пушкин) 2 – Г, Ж 3 – А, Е 5 -Б

Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее зна­чение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические при­знаки делятся на постоянные и непостоянные.

Самостоятельные части речи называют пред­меты, признаки, действия, количество и являются в предложе­нии его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.


Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова

Имя существительное

Род существительных

В русском языке

к мужскому роду относятся сло­ва: банкнот, ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, кофе, погон, рельс, ро­яль, толь, эполет,толь, шампунь,

к женскому роду: бакенбарда, бан­дероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;

к среднему роду относятся слова ино­язычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню, за исключением: Сочи - м.р., так как город, салями - ж.р., так как колбаса, иваси - ж.р., так как сельдь.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

Слово «банкнот» (м.р.) имеет вариант «банкнота» (ж.р.)- «Словарь-справочник. Русское произношение и правописание» Л.А. Введенской, П.П. Червинского (Ростов-н/Д, Феникс, 1996) приводит вариант «бан­кноты». Орфографический словарь русского языка / РАН. Отв. ред. В.В. Лопатин (М., 2000) приводит ва­рианты «банкнот» и «банкнота».

Cлайд 1

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 183 имени Р. Алексеева

Cлайд 2

Задание 2: Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска. Ответ выберите из списка. а Небо нахмурилось, но пошёл дождь. и а Все ждали дождя, но его всё не было. и а Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

Cлайд 3

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1: прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы) изучает… Правильный ответ

Cлайд 4

Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения: Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Cлайд 5

Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). Таблица

Cлайд 6

Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый). Таблица

Cлайд 7

Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Cлайд 8

Предлог! Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании: Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Cлайд 9

Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро) или признак признака (очень быстро) и отвечают на вопросы: Как?(красиво, грустно, весело, хорошо); Когда?(вчера, сейчас, давно); Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,); Почему?(сгоряча, поневоле); Зачем?(назло). Таблица

Cлайд 10

Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить); Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать). Таблица

Cлайд 11

Причастие! Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию: летящий самолет; забытая книга. Таблица

Cлайд 12

Частица! Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки: Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Cлайд 13

Деепричастие! Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись); При каком условии?(не поссорившись, не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь); Таблица

Cлайд 14

Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах, как хорошо! Ой, больно! Таблица

Cлайд 15

Задание 6: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – самостоятельная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения). не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать. Правильный ответ

Cлайд 16

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк Задание 7: определите какой частью речи являются выделенные слова Правильный ответ

Cлайд 17

Cлайд 18

Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Cлайд 19

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол), явлений (гроза) , отношений (кит больше слона) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад Словарь лингвистических терминов!

Cлайд 20

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад Страничка истории 08.01.2016 6669 641 Гиря Татьяна Александровна

Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.

Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, карточки с заданиями

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Готовы наши глазки? - Да. Готовы! (Хлопают глазками 4 раза).

Готовы наши ушки? - Да. Готовы.

Готовы наши ручки? - Да. Готовы.

Готовы наши ножки?- Да. Готовы.

Мы все готовы!

Проверка д.з.

2. Актуализация знаний и умений.

А вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.


Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем … (части речи).


- Правильно. Тема нашего урока – части речи.

Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

3. Работа по теме

1) Слово учителя

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

«В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

Помогали словам в предложении принять нужную форму;

Связывали слова в предложении и части предложения;

Вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?»

Скажите, на какие группы делятся части речи?

Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Назовите, какие относятся к служебным?

Давайте, ребята, посмотрим таблицу.

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

2) Тренировочные упражнения

Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка.

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.


Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.


4. Закрепление учебного материала .

Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

1) Работа с учебником

Стр. 64 упр.131, упр. 134.

2) Загадки

- А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится? Обоснуйте свой ответ. Приведите 1-2 примера. (Подсказка на доске).

Загадки про части речи


Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное).

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...(Глагол).

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное).

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное).

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие).

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение).

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это? (Предло г).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это? (Союз).


- Молодцы! Вы справились с заданием.

3) Тест

1. Что обозначает имя существительное?

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка по ключу:


1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б


Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

5. Итог урока

Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

6. Д/З стр. 64 упр. 133.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока русского языка

5 класс (материал рассчитан на 2 урока).

Тема урока : Обобщение изученного в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи» (Слайд).

Цели урока :

Образовательная : обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по разделу «Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи»;

Воспитательная : способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию любви к природе;

Развивающая : способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать и языковой материал, проводить его синтез, и на этой основе делать соответствующие выводы.

Тип урока : урок систематизации и обобщения материала.

Оборудование :

Учебник: Русский язык. Практика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с кроссвордом.

Ход урока.

    Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.

Сообщение темы и цели урока. Оформление записей в тетради и на доске (дата, вид работы – классная работа).

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

    Сообщение темы урока. Формулировка цели занятия.

(Слайд)

Слово учителя: Ребята! За окном осень, непогода, то светит солнце, его сменяет дождь или снег. Природа готовится к зиме. А ведь еще недавно разноцветный наряд листы так радовал глаз. Предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес, или парк, или в сад! Что вы себе представите, туда мы и отправимся. Сегодня у нас с вами урок, на котором мы будем использовать материал так или иначе связанный с осенью, явлениями осенней природы.

(Слайд)

На экране стихотворение В. Степанова «Воробей». Это небольшое детское стихотворение. Прочитаем его выразительно.

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –

Стесняется.

В. Степанов

О чем это стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Назовите приметы осени, о которых упоминается в стихотворении?

Грустно, не правда ли? И погода за окном созвучна настроению, которое создается при помощи этого стихотворения.

Но как красиво сказал об осени поэт Александр Сергеевич Пушкин (учитель читает стихотворение).

(Слайд)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

(Слайд)

Итак, отправляемся на прогулку в осенний лес, но не просто так, а чтобы повторить и обобщить изученное в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи».

    Этап работы с основным материалом урока.

Повторение изученного.

Что изучается в разделе«Морфология»?

На какие две группы делятся все части речи?

(Слайд)

Перед вами уже знакомое стихотворение В. Степанова «Воробей». Назовите слова самостоятельных частей речи и служебных частей речи.

Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу.

(Слайд)

Таблица

Самостоятельные части речи

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает

Пример

Имя сущ.

Имя прил.

Глагол

Наречие

Местоим.

Проверим таблицу. Прочитайте примеры имен существительных (прилагательных, глаголов).

На какие вопросы отвечают слова каждой части речи, что они обозначают?

(Слайд)

Проверка:

Самостоятельные части речи

Часть речи

На какие вопросы отвечает

Что обозначает

Пример

Имя сущ.

Кто? Что?

Предмет

Осень, сад, птицы, окном, утра, метели, ногами, лёд, воробей

Имя прил.

Какой? Какая? Какие?

Признак предмета

Жёлтые

Глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется

Наречие

Где? Куда? Когда?

Признак признака

Местоим.

Кто? Что? Какой?

Лицо, предмет

Слов каких частей речи нет в таблице? Почему?

На какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает? Приведите примеры местоимений.

На какие вопросы отвечает наречие и что обозначает?

Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы):

вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем.

(Слайд)

Самопроверка написанного.

Задание: составьте с одним из наречий предложение и запишите его. Проверка записанного предложения.

В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова (задание выполняется учениками на доске и в тетради).

Как проверить безударную гласную в корне слова?

К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (воробей – воробышек, первую безударную гласную О). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик).

Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке?

Пользуясь данными таблицы «Самостоятельные части речи», охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры. Используйте план, представленный на слайде (ученики отвечают поочередно, характеризуя одну из частей речи):

(Слайд)

    Часть речи.

    Отвечает на вопросы …

    Обозначает …

    Например, …

А теперь отгадаем кроссворд.

Кроссворды перед вами на столах.

По горизонтали:

1.Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета. 3.… существительное, … прилагательное.4. Этонеопределенная … глагола.

По вертикали:

2.Проверочное слово к существительному «метели». 5. Слова какой части речи употребляются в значении «вместо имени». 6. Назовите часть речи, к которой относятся приведенные глаголы: заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется. 7.Найдите наречие: Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты.

(Слайд)

Ответы

По горизонтали:

По вертикали:

1. прилагательное

3. имя

4. форма

2. мёл

5. местоимение

6. глагол

7. уныло

    Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи.

Скажите, о какой части речи идет речь?

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

(Слайд)

Итак, имя существительное.

Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение).

Из стихотворения В. Степанова «Воробей» вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом. Первое слово выполнить всем классом, далее самостоятельно (пример оформления: осень – ж.р., 3 скл., им. п., ед. ч.).

Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам.

Отгадайте загадку:

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

(Слайд)

Обратимся к именам прилагательным.

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Осень в лесу», например, осенний, дождливый и т.д.

Выполните упр. 74 (п. 2) на стр. 28 (на доске и в тетради самостоятельно).

Проверка выполнения упражнения. Сделайте вывод о правописании безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Назовите начальную форму выписанных из упр. 74 прилагательных. Ответьте на вопрос: как изменяются имена прилагательные, от чего зависит их форма? Определить род, число, падеж выписанных прилагательных.

(Слайд)

На слайде вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных:

О зелён…м поле

В хвойн…й тени

В осенн…м лесу

Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются.

А теперь, ребята, следующая загадка:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол.)

(Слайд)

Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол.

Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает?

Как изменяются глаголы?

(Слайд)

Из стихотворения В. Степанова «Воробей» выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены.

(Слайд)

Неопределённая форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

запеть

Заглянула

улетели

Шуршит, крошится, ломается, стесняется

вздохнет

Ответьте на вопрос: Определите число и род выписанных глаголов в прошедшем времени?

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов.

Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

В какой форме употреблен глагол «ломается»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (ломаешься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.».

Задание дифференцированно:

    составить словарный диктант из 10 слов на орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.» или 2) выполнить упр. 94 на стр. 35. Выделите орфограмму.

Еще одна важная орфограмма, которую необходимо повторить на уроке – это «Безударная гласная в личном окончании глагола».

Отчего зависит выбор гласной в личном окончании глагола? Как орфограмма обозначается на письме (можно обратиться к обозначению орфограммы на стр. 37 учебника)?

(Слайд)

На слайде вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола»:

(роща) отряха…т

(дорога) промерза…т

(сосед) поспеша…т

(лай) буд…т.

Проверим правильность написанного по стихотворению А.С. Пушкина:

(Слайд)

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться?

Ребята, вам предлагается выполнить задание: из упр. 110 на стр. 39 выписать 5 глаголов на данную орфограмму, выделить орфограмму на письме.

Сделайте вывод о правописании глаголов.

На уроке мы повторили такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол и их правописание. Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию?

И снова загадка:

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

(Наречие.)

(Слайд)

Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие

На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают?

(Слайд)

Осень вызывает у нас разные эмоции и настроения. С наступлением осени мне становится грустно, а вам, ребята? Передайте свое настроение с помощью наречий. Запишите наречия в тетрадь. На какие вопросы отвечают записанные вами слова. Слова какой части речи вы записали?

Найдите наречия в небольшом отрывке из стихотворения А. Плещеева «Осенняя песенка».

(Слайд)

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Сделайте вывод о наречии как части речи – на какие вопросы отвечает и что обозначает наречие.

Вновь загадка:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

(Слайд)

Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение.

На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.

Ребята, найдите местоимения в стихотворении С. Маршака «Цветная осень» и выпишите их.

(Слайд)

Цветная осень

С. Маршак

Цветная осень – вечер года –

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир – как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.

Проверим написанное, исправим допущенные ошибки.

(Слайд)

Все ли местоимения вы выписали? Какие местоимения вы дописали?

Мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. А в разделе «Морфология» мы изучаем и служебные части речи.

(Слайд)

Что это за слова? Для чего они служат?

Ребята, найдите в стихотворении В. Степанова «Воробей» слова служебных частей речи и выпишите их в строчку, через запятую.

Слова каких частей речи вы выписали (предлоги, союзы)?

О какой части речи эта загадка:

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Слов какой служебной речи недостает в списке выписанные вами слов? (частицы: не, же).

Ребята, сделайте вывод: что представляют из себя слова служебных частей речи? Для чего они служат?

(Слайд)

Для того чтобы обобщить материал сегодняшнего урока и привести его в систему, предлагаю вам устно заполнить следующую таблицу.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Что передают в речи?

Основную информацию

Служат для связи слов

Отвечают ли на вопросы?

Отвечают, слова каждой части речи отвечают на свои вопросы

Не отвечают

Что обозначают?

Предметы, признаки, действия

Не обозначают предметов, признаков, действий

Являются ли членами предложений

Являются

Не являются

Ребята, сделайте вывод, что изучается в разделе науки о языке, который называется «Морфология»? На какие две группы делятся все части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным? А к служебным? В чем их отличие?

    Этап проверки усвоения знаний.

Для того чтобы вы могли проверить себя, насколько хорошо вы усвоили знания, полученные на уроке, проведем тестирование.

Тест

Это часть речи, которая обозначает предмет:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) наречие.

2. Часть речи, которая употребляется в значении «вместо имени»:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) местоимение.

3. Слова этой части речи изменяются по падежам и числам, имеют род и склонение:

а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол.

4. Часть речи, которая обозначает признак признака:

а) имя существительное, б) местоимение, в) наречие.

5. Холодно, пасмурно, грустно – это

а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) наречия.

6. Части речи, которые не имеют значения и служат для связи слов в предложении:

а) самостоятельные, б) служебные, в) вспомогательные.

7. Слова этой части речи изменяются по лицам и числам, относятся к одному из двух спряжений:

а) глагол, б) местоимение, в) наречие.

8. Слова этой части речи не отвечают на вопросы:

а) предлог, б) имя прилагательное, в) наречие.

9. Для того чтобы определить, какую гласную надо писать в личном безударном окончании глагола, следует:

а) задать вопрос, б) определить склонение, в) определить спряжение.

10. Глаголы в прошедшем времени изменяются:

а) по родам и числам, б) по лицам и числам, в) только по числам.

11. Наречие изменяется:

а) по падежам, б) не изменяется, в) по числам.

(Слайд)

Ответы на тест: 1а, 2в, 3а, 4в, 5в, 6б, 7а, 8а, 9в, 10а, 11б.

Ребята, проверьте правильность выполнения теста. Зачеркните неправильные ответы и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали. Поставьте себе отметку, используя ключ (слайд).

(Слайд)

10-11 – «5»

8-9 – «4»

7-6 – «3»

5 и менее – «2».

Поднимите руки, кто сегодня заработал отметку «5», «4», «3». Кто не справился с материалом урока и получил неудовлетворительную оценку?

    Подведение итогов урока.

Ребята, какую цель мы сегодня на уроке достигли?

Проведем блиц-опрос, что определить, какие знания вы сегодня с собой унесете с урока:

Что изучает морфология?

На какие группы делятся все части речи?

Что обозначают самостоятельные части речи?

Почему служебные части речи получили такое название?

Назовите самостоятельные части речи.

Перечислите служебные части речи.

Для чего необходимо изучать морфологию?

Оценивание работы учащихся на уроке: отметка складывается из отметок за письменные работы, выполненные на уроке (словарный диктант, кроссворд, тест), которые оценивались в результате самоконтроля, а также за работу на уроке.

    Домашнее задание.

Домашнее задание будет носить творческий характер: предлагается по выбору:

    Написать небольшую сказку о частях речи, морфологии, их приключения или путешествиях, а может быть о дружбе или помощи друг другу; главное – отразить в этой сказке отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, их значение, и содержание морфологии как раздела науки о языке;

    Составить тест по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов с выбором 3 ответов в каждом);

    Составить кроссворд по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов по горизонтали и вертикали);

    Составить словарный диктант по орфограммам, которые изучены в разделе «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 20 слов).

Все задания, кроме словарного диктанта, выполнить на отдельном листе, качественно и аккуратно, т.к. материалы будут использованы на следующем уроке припроверке домашнего задания и контроле знаний и умений.