План конспект урока на тему "синонимы". Конспект урока на тему "синонимы"

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

Не сердитесь на нас.

Не обижайтесь.

Не дуйтесь.

Где вы были?-спрашивает учитель.

В школе, тут близко.

Совсем недалеко.

Рядом.

Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

Одинаковое или разное значение у этих слов?

Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

несерьезный ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …(антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно).

Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

(В.Крупин)

О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

Разделы: Преподавание русского языка

Цели урока:

    Образовательная : создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.

    Развивающая: создать условия для развития умения употребления синонимов в речи.

    Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Тип урока: урок-практикум

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома ).

Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов.

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Л.Кассиль)

Приду*майте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известныйнейтральный стилистический оттенок, популярный разговор, знаменитыйофиц, прославленный, славный разговорный, знатный торжественный, именитыйвозвышен-поэтич, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - гре ческий!

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры - очертания!

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

3. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

    Мы знакомы домами. 3) Родина - наш общий дом.

2)В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

    жизненный – житейский 2) высокомерие – надменность 3)высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) чахнуть, угасать, таять

б)одобрять, хвалить, хвастаться

в)хитрить, лукавить, лицемерить

г)устать, измучиться, изнемочь

6. Какая пара слов не является антонимами?

а) густой, редкий

б)радоваться, горевать

в)ускорение, замедление

г)цветок, дерево

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

    Я увидел явные очертания гор.

    Это была явная ложь.

    Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

    Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

    реальное направление в живописи

    реальная действительность

    проводить реальную политику

    добиться реальных успехов

4. Рефлексия.

Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

«Синонимы»

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

Пахомова Екатерина Владимировна

Люксюгун, 2017.

Тема: Синонимы.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Приветственное слово учителя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные .

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (п оиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание , выражение собственного мнения).

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания .

- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, х ижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

УУД :

Коммуникативные ( взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Е.А. Быстрова, Русский язык 5 класс).

Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

Закрепление знания

    Предлагает выполнить упр. 349 (по заданию):

Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара,; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

    Работа в группах

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте.

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному пишется и произносится, является одной и той же частью речи).

Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Что сильнее - метель или буран?

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает

Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Познавательные (поиск информации)

Регулятивные (анализ текстов)

    Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой ). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Рассматривают словари

Познавательные

    Знакомство с определением синонимического ряда

- Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

    Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

    Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы.

Познавательные:

(использование знако-символических средств)

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

Физминутка

Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой, влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Играют

Коммуникативные

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

    Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы ? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

    Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все... противника.

Вся природа ждала... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил... с родителями.

Он оплатил на почте... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый... на море.

В романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

    Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Задание выполняется на доске

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

10 .

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные ( контроль, коррекция, оценка)

11.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно - эстетическое оценивание)

12.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (а декватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

13.

Домашнее задание

Повторить правила §67, упр. 353

Записывают домашнее задание

Личностные

1. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых занятиях.

Как называются:

Все слова языка (лексика).Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология).Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Молодцы!

2. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики.

Отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Что же за зверек такой заяц? (СЛАЙД )

В мире насчитывается 32 вида зайцев, их ближайшими родственниками являются пищухи и кролики. Зайцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды.

У зайцев не бывает каких-либо жилищ – они не роют норы и не делают никаких других укрытий. Но эти животные имеют постоянные участки обитания, которые покидают только в бескормные годы при массовой миграции.

У нас наиболее известны два вида зайцев – беляк и русак. Свои названия они получили из-за разницы в окраске: беляк в зимнее время имеет чисто-белый окрас, только кончики ушей остаются черными.

3. Все вы прекрасно знаете, что заяц является героем многих художественных произведений и мультфильмов. Каждый писатель описывает зайца по-разному.

Сейчас д ля наблюдений вам предлагается отрывок из сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка – уральского писателя-

«Сказка про храброго зайца…».

Каждому из вас я раздаю текст, с которым вы будете работать. Полина прочитает этот текст вслух, а вы все внимательно его послушаете и ответите на вопросы.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

4. Назовите глаголы движения, характеризующие поведение зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? О чем они нам говорят? Об одном и том же?

(Собрались, сбежались, приплелись).

Конечно, значит, об одном и том же можно сказать по-разному.

5. Интересно ли вам будет узнать значение этих глаголов?

Как вы думаете, что значит каждое из этих слов?

Собрались – сошлись в одном месте,

Сбежались – быстро собрались,

Приплелись – пришли медленно.

6. Следовательно, перед нами слова одной и той же части речи – глаголы.

Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.

7. Как вы думаете, в каких стилях речи могут употребляться данные слова?

Собраться – стилистические нейтральное слово, т.е. может употребляться в научном, художественном и разговорном стилях.

А вот слова сбежались и приплелись относятся к разговорному стилю.

8. О словах, обозначающих одно и то же явление, предмет или действие мы и будем говорить сегодня на уроке.

9. Может быть, кто-то из вас знает, как они называются?

Такие слова называются синонимами.

10. Следовательно, тема нашего урока:…….

«Синонимы, их роль в речи».

11. Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку.

(Запись на доске и в тетрадях)

12. В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: (запись на обратной стороне доски).

Синонимы – это … (примеры)

Роль синонимов в речи…

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4