Женщины ― герои Великой Отечественной войны. Семь известных летчиц-героинь, которые были участницами великой отечественной войны

Впервые звания Героя Советского Союза женщины были удостоены указом от 2 ноября 1938 г. Летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина».

Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на сильном морозе.


За Красноярском радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение – только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка – горючее на исходе, а в разрыве облаков – тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет пришлось сажать, смогли сесть на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией.

Немедленно началась спасательная операция, на поиски были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

К сожалению, две из них вскоре погибли в авиакатастрофах. Полина Осипенко – через год, а Марина Раскова в 1943 г., во время перелета на фронт во главе сформированного ею первого в мире женского авиационного полка. Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101-м авиаполком дальнего действия. 16 января 1986 г. единственной из женщин - Героев Советского Союза она была удостоена еще и звания Героя Социалистического Труда.

Герои Великой Отечественной Войны

Первой из женщин – Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск – 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них посмертно.

Единственная среди Героев иностранка – стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко - Анеля Кживонь погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя.

Среди Героев - Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Последний раз в СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) – бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы – Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк – самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.

Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой. На её счету 11 сбитых самолётов противника.


Зоя Анатольевна Космодемьянская, памятник возле московской школы № 201.

Женщины Герои Советского Союза и Кавалеры Ордена Славы

Александрова З.
Андерман Л.
Андрианова М.
Аронова Р.Е.
Баженова Л.
Байда. М.К.
Барамзина Т.Н.
Батракова (Демидова) М.С.
Белик В.Л.
Белкина Н.
Бисениек. А.А.
Богомолова М.
Бондаренко О.
Боровиченко М.
Бредихина Л.
Буданова К.
Васина С.
Волкова Н.Т.
Волкова-Музылева М.
Ганиева З.
Гашева Р.С.
Гельман П.В.
Гнаровская В.О.
Гнилицкая Н.Т.
Голубева О.
Гречишкина М.
Гризодубова В.С.
Громова У.М.
Джунковская Г.И.
Добросельская В.
Долина М.И.
Дьяченко Д.Г.
Ерофеева Н.
Жигуленко Е.А.
Зенькова Е.С.
Зубкова А.Л.
Зубкова Л.
Кабанова Е.
Каменских М.
Кащеева В.С.
Кживонь А.
Кисляк М.Т.
Ковалева А.
Ковшова Н.
Ковшова Н.В.
Колесова Е.Ф.
Константинова К.С.
Константинова Т.Ф.

Копылова Е.
Космодемьянская З.А.
Костырина Т.И.
Котлярова А.
Кравец Л.С.
Кравцова-Меклин Н.Ф.
Кульман Х.А.
Курлянкина Е.
Левченко И.Н.
Лисицына А.М.
Литвинова Л.Н.
Литишенко М.
Лобковская Н.
Ляпина А.
Магадзе И.
Мазаник Е.Г.
Макарова Т.П.
Малышева Н.
Мальгина В. Г.
Маметова М.Ш.
Маресева З.И.
Мариненко Т.С.
Масловская А.И.
Мелентьева М.В.
Мельникайте М.Ю.
Меньшакова Е.
Михеева А.
Мишанина-Апокина А.
Молдагулова А.
Молдогулова А.К.
Морозова А.А.
Морозова Е.
Назарова К.И.
Назарова Т.
Недилько М.
Никандрова А.А.
Никишина Т.
Николаева-Терешкова В.В.
Никулина Е.А.
Носаль Е.И.
Октябрьская М.В.
Онилова Н.А.
Орлова-Рогозина В. Г.
Осипенко П.Д.
Осипова М.Б.
Павличенко Л.


Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Парфенова З.И.
Пасько Е.Б.
Петрова А.В.
Петрова Г.К.
Петрова П.
Поливанова М.
Поливанова М.С.
Попова Н.В.
Портнова З.М.
Пушина Ф.А.
Раскова М.М.
Распопова Н.М.
Ратушная Л.С.
Руднева Е.М.
Рябова Е.В.
Сальникова Е.
Самсонова З.А.
Санфирова О.А.
Сафронова В.И.
Себрова И.Ф.
Смирнова М.В.
Солнцева Н.
Соловей Н.
Сорокина Л.
Соснина Н.И.
Сошникова А.
Стемпковская Е.К.
Сыртланова М.Г.
Сысолова Р.
Теплякова М.
Тимофеева Л.
Тимофеева-Егорова А.А.
Токарева В.
Троян Н.В.
Туснолобова-Марченко З.М.
Убийвовк Е.К.
Ульяненко Н.З.
Федутенко Н.Н.
Фомичева К.Я.
Хлопоткина З.
Хорева В.
Хоружая В.З.
Худякова А.Ф.
Цуканова М.
Чайкина Е.И.
Чечнева М.П.
Шапран Н.
Шебалина А.
Шевцова Л.Г.
Шкарлетова М.С.
Щербаченко М.З.
Яременко М.


Памятник Екатерине Зеленко.

"Ночные ведьмы". Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин у самолетов По-2. Эти девушки - одни из самых результативных летчиков советской военной авиации по боевым вылетам. Руфина училась на механико-математическом факультете Московского государственного университета, на войну ушла в 1941-м. К декабрю 1944 года совершила 823 боевых вылета, дважды была сбита вражескими зенитчиками. После войны окончила Военный институт иностранных языков, работала старшим преподавателем английского языка в Военной академии бронетанковых войск. Наталья Меклин до войны успела окончить 1-й курс Московского авиационного института. В октябре 1941 года по личному заявлению была зачислена в авиационный полк. В общей сложности на счету командира звена Натальи Меклин — 980 боевых вылетов. (Из отчета: "В напряженные дни боевой работы тов. Меклин производит по 9—10 боевых самолетовылетов"). После войны стала автором большого количества очерков и рассказов, а её сборник повестей «Вернись из полёта!» был удостоен медали имени Фадеева.


Екатерина Васильевна Рябова (14 июля 1921 года — 12 сентября 1974 года) — штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза. Родилась в Рязанской области, в крестьянской семье. Успела поступить на Механико-математический факультет МГУ, но вскоре ушла добровольцем на фронт, окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе. К январю 1945 года лётчица совершила 816 боевых вылетов, принимала участие в освобождении Кавказа, Тамани, Белоруссии, Польши. После войны вышла замуж за дважды Героя Советского Союза Григория Сивкова, с которым познакомилась на фронте, воспитала двоих детей. Умерла рано. Одна из последних записей в ее дневнике: "Врачи сказали, что постоянная головная боль у меня от сильного удара во время войны. Наверное, это тогда, когда я ударилась о приборную доску при неудачной посадке и потеряла сознание. В то время я ничего не поняла, через час уже продолжала летать. А если вспомнить, то так было не один раз. Грише ничего не говорю. Так не хочется никого расстраивать…». Истории Екатерины Рябовой и Григория Сивкова посвящена книга Татьяны Сумароковой «Пролети надо мной после боя».



46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (до 8 февраля 1943 года - 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк) — женский авиационный полк, сформированный в октябре 1941 года. Численность: 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет, бывшие студентки. Командир полка - Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Красноармейцы надменно его называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира. Фашисты за мастерство и бесстрашие называли летчиц "ночными ведьмами". Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но в 588-м только женщины занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии. За все время войны полк ни разу не уходил на переформирование. Наталья Меклин (Кравцова), София Бурзаева, Полина Гельман. 1943 год.

Советские летчицы, Крым, 1944 год. Летали девушки на учебных самолетах, которые создавались не для военных действий. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. "Не было прицелов, - вспоминали летчицы, - мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика". Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Людмила Михайловна Павличенко, снайпер 25-й Чапаевской стрелковой дивизии РККА. Герой Советского Союза, самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своём счету 309 подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров войск противника. Лейтенант Павличенко в 1942 году выступала с речью перед Международной студенческой ассамблеей в Вашингтоне, перед Конгрессом промышленных организаций (CIO) в Нью-Йорке, но многим запомнились её слова, произнесённые в Чикаго, когда она призывала США открыть второй фронт: "Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!"

Роза Шанина - советский одиночный снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалер ордена Славы; одна из первых женщин-снайперов, удостоенных этой награды. Была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами. Побила в январе 1945 во время прикрытия тяжелораненного командира артиллерийского подразделения. В своём письме от 17 января Роза сообщала, что может скоро погибнуть, так как их батальон потерял 72 из 78 бойцов.

Роза Шанина.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1Б. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях. Родилась в Москве в 1921 году. С 14 лет занималась в аэроклубе, в 15 лет совершила свой первый самостоятельный полет. На фронте освоила истребитель Як-1. Уже во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. На капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным. Была несколько раз ранена, в мае 1943 года погиб ее муж, летчик, у которого она была ведомой. Не вернулась из вылета в августе 1943, когда шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица».

Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Екатерина Илларионовна Михайлова. Одна из немногих женщин, служивших в разведке морской пехоты. Родилась в Ленинграде в 1925 году, успела окончить 9 классов и школу медсестёр. На фронт попала, приписав к своему 15-летнему возрасту несколько лет. В боях под Гжатском получила тяжёлое ранение. После выздоровления служила на военно-санитарном судне, переправлявшем раненых из Сталинграда в Красноводск. После завершения Сталинградской битвы Михайлову по её просьбе зачислили санитарным инструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты. С этим батальоном, получившим впоследствии почётное наименование «Керченский Краснознамённый», Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Чёрного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией — по земле Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии. Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды была ранена. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями, в том числе медалью «За отвагу» и медалью «Флоренс Найтингейл». К званию Героя Советского Союза главный старшина Е.И. Михайлова представлялась в августе и декабре 1944 года, но награждение не состоялось. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, Дёминой (Михайловой) Екатерине Илларионовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11608). Живет в Москве.

Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Герой Советского Союза гвардии майор Евдокия Андреевна Никулина (1917—1993). До войны окончила авиационный техникум и авиационную школу, в Красной Армии с 1941 года. "Дина Никулина — профессиональный лётчик с отличной техникой пилотирования, - писали о ней подруги. - Характер у неё жизнерадостный, весёлый. Летала она бесстрашно. А на вечерах самодеятельности азартно отбивала чечётку, до тех пор, пока её не ранили в ногу. После этого мы узнали, что она отлично поёт…" Почётный гражданин города Ростова-на-Дону, где и жила после войны. Одна из улиц города носит ее имя.

Евдокия Борисовна Пасько - штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Родилась в Киргизии, тоже поступила на Механико-математический факультет МГУ. С четвёртого курса университета вместе с подругами-студентками ушла добровольцем в армию. По данным лётной книжки совершила 790 боевых вылетов и 10 вылетов на спецзадания. Общий налёт составил 1220 часов. Живет в Москве.

Марина Михайловна Раскова — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. Родилась в Москве в 1912 году, училась в Московской консератории, подрабатывала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В Красной Армии с 1938 года. Погибла в 1943 году.

Марина Михайловна Раскова.

Снайпер Евгения Макеева. Родилась в 1922 году в Краснодарском крае. В апреле 1943 года на Кубани была проведена мобилизация девушек-добровольцев в снайперские подразделения - так Евгения оказалась на фронте. После окончания снайперской школы в Краснодаре была направлена на передовую. В составе 570-го Севастопольского стрелкового полка участвовала в боях на "Голубой линии" за освобождение Керчи, Старого Крыма, Феодосии и штурме Сапун-горы под Севастополем. В боях за Крым кубанские девушки-снайперы уничтожили около 1000 фашистов. Свой вклад в это дело внесла и Евгения Макеева, на её боевом счету - 17 фашистов (Многие источники указывают на 68 убитых врагов. Однако, в последнем наградном листе, составленном уже после её смерти, указывается на 17 уничтоженных фашистов). 22 апреля 1944 года младший сержант Е. В. Макеева погибла при штурме Сапун-горы. Похоронена в городе Балаклава (Братское кладбище воинов 227-й стрелковой дивизии). В 1981 году именем Евгении Макеевой назван переулок, на котором прошли её детство и юность.

Старший фельдшер Румянцева Екатерина Ивановна. С 16 лет работала в госпитале.

Герой Советского Союза командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Нина Захаровна Ульяненко (1923 — 2005). Родилась в 1923 года в городе Воткинске Вятской губернии (ныне Удмуртской Республики) в семье рабочего, училась в Саратовском авиационном техникуме. Воевала в сталинградском небе, у берегов Волги, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши и Восточной Пруссии. Дошла с боями до Берлина. После войны работала в редакции газеты «Удмуртская правда» и была начальником учебной части республиканского аэроклуба ДОСААФ.

Снайпер-доброволец Надежда Колесникова. Уничтожила 19 (из др. источников 27) фашистов, награждена медалью "За отвагу". Волховский фронт, 1943 год. Родилась в 1921 году на станции Пологи (Чубаревский район Днепропетровской области, Украина). Окончила среднюю школу, работала секретарём-машинисткой на кирпичном заводе в Алма-Ата (Казахская ССР). С августа 1942 года - в действующей армии, в качестве снайпера. "Слушая по радио тревожные сообщения Совинформбюро, решили с подружкой добровольно поехать на фронт, - вспоминала Надежда Никитична после войны. - Нас направили на курсы связистов. Но нам хотелось сражаться непосредственно на передовой". Подруги прошли обучение, с другими девушками-снайперами воевали в составе 60-го полка 65-й стрелковой дивизии. Участвовали в форсировании реки Волхов, взятии Новгорода, снятия блокады с Ленинграда. После одного из выходов на "охоту" Надежда долго не могла вернуться в полк - по части даже было официально объявлено о ее гибели. На фронте Надежда вышла замуж за боевого команира-разведчика, демобилизовалась в 1944 году по беременности. После войны продолжила работу секретаря-машинистки, стала мамой пятерых дочерей.

Гвардии капитан, заместитель командирa эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Мария Долина у самолета Пе-2. Родилась в Омской области, окончила авиационную школу (для того, чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года). С июля 1941 года - в действующей армии. К концу войны совершила 72 успешных (зафиксированных фотосъёмкой) боевых вылета. После войны продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. Жила в городе Шяуляй, затем в Риге, с 1983 года жила в Киеве. Ушла из жизни 3 марта 2010 года похоронена на Байковом кладбище.

Мария Долина на пикирующем бомбардировщике Пе-2 сбросила на противника 45 тонн бомб. В шести воздушных боях сбила 3 истребителя противника (в группе). 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагом, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Санинструктор, старшина медицинской службы Валентина Соколова. Июль 1943 года, Орловская область.

Летчик-истребитель Антонина Лебедева. Родилась в 1916 году Тверской области, поступила на заочное отделение биологического факультета МГУ, стала курсантом Дзержинского аэроклуба Москвы. С первых дней Великой Отечественной войны настойчиво добивалась и добилась направления в действующую авиационную часть, воевала в составе звена девушек-лётчиц. Во время ожесточённых воздушных боев на Орловском направлении делала по 2-3 боевых вылета в день. 17 июля 1943 года в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами Антонина Лебедева была сбита, её судьба долгое время оставалась неизвестной. Только в 1982 году группа орловских следопытов участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова, 1938 год. Фото: Алексей Межуев /Фотохроника ТАСС

Валентина Степановна Гризодубова - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчица, участница Великой Отечественной войны и Герой Социалистического Труда. Дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова, Валентина уже в 2,5 года поднялась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.


ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА

Валентина с самого детства была увлечена небом и полетами. Студенткой Харьковского технологического института она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба, который будущая летчица успешно закончила за три месяца. Так как возможностей продолжать обучение летному делу в Харькове не было, Гризодубова, бросив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, после чего начала работать летчиком - инструктором в Тульской авиационной школе, затем - инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934 - 1935 годах Валентина в качестве летчика агитэскадрильи имени Максима Горького облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1937 году Гризодубова установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета, а через год возглавила экипаж самолета «Родина», который совершил беспосадочный перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, пролетев 6 450 км за 26 часов 29 минут, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.



Фото: Wikimedia Commons

С началом Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова была назначена командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолеты которого летали в тыл к партизанам. К маю 1943 года на самолете Ли-2 она лично совершила около 200 боевых вылетов, включая 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.
После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она трудилась почти 30 лет. Подразделение НИИ-17 (Институт Приборостроения), возглавляемое Гризодубовой, проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Летчица лично принимала участие в полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда за многолетний доблестный труд. Именем летчицы названы улицы во Владивостоке, Екатеринбурге, Жуковском, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Смоленске, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

ПОЛИНА ОСИПЕНКО

Известная советская летчица и герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь - Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24 - 25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты «вслепую». Похоронена в Москве у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

МАРИНА РАСКОВА

Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного, и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей во время перелета в сложных метеоусловиях на фронт после переформирования. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ

Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588 женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тысячи боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях в части служили только женщины. После войны летчица работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны.


Фото:airaces. ru

ИРИНА СЕБРОВА

Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году - Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году, уже достаточно опытный летчик, Себрова окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 года летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов - 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.


Фото:airaces. ru

ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком – инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин - летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом в 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.


Фото:airaces. ru

ЛИДИЯ ЛИТВЯК

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 - выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.


Фото:airaces. ru

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, еще 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.
В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».
1 августа 1943 года в возрасте неполных 22 лет Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


Первой из женщин – Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск – 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них посмертно.


Единственная среди Героев иностранка – стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко - Анеля Кживонь погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов.Погибла в огне. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя.

Среди Героев - Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) – бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы – Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк – самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.


Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой. На её счету 11 сбитых самолётов противника.



Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Сохранено

Первые женщины - Герои Советского Союза. 2 ноября 1938 г. Первым женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями. 24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км. Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м.

Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. На фото - Андре Дюпейрон.

Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом - в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова. Свой первый полет она совершила в 14 лет - на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения - в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже - в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союзу, но и всем у миру.

Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую.

После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила - в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу - родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет - на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта. Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когда она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья. В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. В 1937 году Полина Осипенко побила сразу три мировых рекорда по высотным полетам. 22 мая поднялась на самолете МП-1 («Морской пассажирский первый») на 8864 метра, улучшив рекорд для женщин-пилотов на самолетах с поршневыми двигателями сразу на три километра.25 мая того же года побила рекорд по максимальному набору высоты с грузом в 500 килограммов - поднялась на 7605 метров. В тот же день побила рекорд с грузом в тонну, поднявшись на 7009 метров.«Вам удалось выжать из машины все!» - заявил летчице представитель конструкторского бюро. В 1938 года совместно с сокурсницей по Качинскому училищу Верой Ломако и Мариной Расковой установила рекорд полета по замкнутому кругу на гидросамолете. Из Севастополя через Евпаторию и Очаков, и обратно в Севастополь летчицы добрались за девять с половиной часов, пролетев 1749 километров. 2 июля 1938 года женский экипаж во главе с Осипенко на МП-1 пролетел по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск, преодолев 2416 километров

В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава. В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами. Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу - причины случившегося так и не выяснили.

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации - у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец - девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно - это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэропланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям. Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Марина окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила - научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно.

Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета - пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.Место штурмана - Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку.

Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день. В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы». В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования - самолет потерпел крушение в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова. 25 февраля 1936 года в первый полет отправился АНТ-37бис, на котором два года спустя состоялся первый женский сверхдальний перелет. Вторая половина 1930-х в истории России и отечественной авиации была временем сверхдальних перелетов. Начало им положил уникальный полет по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд, совершенный экипажем под командованием Валерия Павловича Чкалова на АНТ-25. #НашиГерои