Линкоры погибшие в 1 мировую войну. Российский черноморский флот в годы первой мировой войны

Хотя точная дата вступления Италии в оставалась тайной, ее намерения не остались незамеченными австрийской стороной.

Еще 19 мая крейсеры «Адмирал Шпаун» и «Гельголанд» в сопровождении эсминцев начали патрулирование центральной части Адриатики.

А вечером 23 мая, за два часа до официального объявления войны, главные силы австрийского флота начали давно задуманную операцию по атаке итальянского побережья.

Поскольку старые броненосцы типа «Габсбург» обладали самой небольшой осадкой и могли приблизиться вплотную к побережью противника, адмирал Гаус перенес свой флаг с дредноута «Вирибус Унитис» на «Габсбург».

24 мая в четыре утра с дистанции 35 кабельтовых австрийские дредноуты вместе с броненосцем «Эрцгерцог Фердинанд Макс» начали борьбу с береговыми батареями, складами угля и кораблями в гавани Анконы.

Остальным броненосцам типов «Эрцгерцог» и «Габсбург» достались вспомогательные цели.

«Эрцгерцог Фердинанд Макс» главным калибром начал огонь по семафорной станции, а средним - по местному нефтехранилищу.

«Эрцгерцог Карт» обстрелял местную верфь и городские укрепления, «Эрцгерцог Фридрих» повел огонь по батарее «Энрико Чалдини» на входе в гавань и по казармам.

«Габсбург» обстрелял береговую батарею, монастырь Святого Стефана и вокзал, «Арпад» - казармы и верфь «Cantieri Ligurie Anconiati», «Бабенберг» обстрелял электростанцию.

Стрельба продолжалась сорок минут - до пяти утра, после чего австрийцы удалились. При этом шесть броненосцев типа «Эрцгерцог» и «Габсбург» выпустили свыше полутора сотен снарядов.

Набег застал итальянцев врасплох, они просто ничем не смогли ответить. В результате погибло 63 человека, но важнее было то, что прибрежная железная дорога оказалась серьезно повреждена, и движение на многих местах прекратилось.

Это серьезно повлияло на сроки развертывания итальянской армии…

Австрийский флот на рубеже XIX-XX вв.

Присоединение Италии к двойственному союзу Германии и Австрo-Венгрии в свое время стало важнейшей дипломатической победой австрийских политиков.

У страны пропала необходимость уделять внимание флоту, и стало возможным сосредоточиться на сухопутной армии.

Флот этого периода мог решать лишь сугубо оборонительные задачи по охране своего побережья.

Но, уже начиная с конца ХIХ в., по многочисленным разведывательным каналам стала поступать информация, что в случае новой войны Италия, скорее всего, сохранит нейтралитет или займет явную анти-австрийскую позицию.

Это обстоятельство заставило довольно резко поменять военно-морскую политику. Теперь австрийские моряки одновременно прорабатывали два плана боевых действий: против Италии и совместно с Италией против третьей страны.

В любом случае, флот нуждался в мореходных броненосцах, которые и требовалось срочно создать.

Фото 1. «Арпад» в море

Вскоре после строительства «Монархов» управление кораблестроения под руководством морского инженера Зигфрида Поппера приступило к проектированию следующей тройки кораблей этого класса.

В отличие от предыдущих типов, проектировавшихся с явной оглядкой на береговую оборону, эти броненосцы создавались в соответствии с новой программой, предусматривавшей строительство ни много ни мало двенадцати линейных кораблей (четыре дивизиона по три вымпела), весьма амбициозно названных «флотом открытого моря».

Помимо своей главной мощи, программа также включала заказ двенадцати крейсеров, столько же эсминцев, 24 больших и 48 малых миноносцев, а также двенадцати мониторов для Дуная.

Впрочем, даже после принятия программы, «армейцы» смогли добиться перераспределения финансовых потоков в свою пользу, что затрудняло выполнение программы.

В знак протеста адмирал Шпаун даже подал в отставку…

Хотя темпы перевооружения австрийского флота и оказались не столь быстрыми, как того хотелось 6ы морякам, в период с 1899 по 1904 ст. вся тройка первых «линкоров открытого моря» была все-таки построена.

Фото 2. «Бабенберг» вскоре после ввода в строй

Все три броненосца строились в Триесте заводом «Stabilimento Tecnico Triestino» (STT), и все три получили наименования в честь правивших австрийских или венгерских династий: Арпада - первого христианского монарха Венгрии, основателя династии, находившейся на престоле с 890 по 1301 гг.; Бабенберга -основателя Австрийской империи, чьи потомки правили с 976 по 1246 гг., и Габсбургов, находившихся в то время на троне Австро-Венгрии с 1745 г.

Как и на предыдущем типе, перед кораблестроителями стояла задача максимально снизить объем и водоизмещение нового корабля, чтобы сделать корабли максимально дешевыми.

В то же время опыт японо-китайской и испано-американской войн показал на доминирование в морских сражениях скорострельной артиллерии среднего калибра.

Даже не потопив противника, его можно было легко вывести из строя градом снарядов по надстройкам и незащищенным оконечностям.

По сравнению с «Монархами» на проектируемых единицах количество средней артиллерии удваивалось.

Поскольку конструкторы находились в жестких ограничениях в пределах выбранного водоизмещения расплачиваться пришлось главной артиллерией, число стволов которой снизилось до трех, как у «Кронпринца эрцгерцога Рудольфа».

Ложкой меда в этой бочке дегтя стало то, что 240-мм орудия, выбранные в качестве главного калибра, впервые в австрийском флоте стали скорострельные.

От типа к типу у австрийских броненосцев происходило увеличение водоизмещения.

Чисто внешне это отразилось в том, что на «Монархах» стояла всего одна труба, на «Габсбургах» их стало уже две, а на третьей серии («Эрцгерцог») -три.

Конструктивные особенности австрийских кораблей

Что касается конструкции корпуса, то кораблестроители пошли по пути наименьшего сопротивления.

Взяв за основу обводы «Монарха», они просто чуть укоротили носовой таран и добавили еще одну палубу, тем самым убив несколько зайцев: увеличив мореходность и дав пространство для размещения в два раза более сильной средней артиллерии.

В результате расчетное водоизмещение новых броненосцев составило 8 340 т («Арпад» оказался чуть более крупным - 8 360 т), а полное - 8 780 т.

Позднее в процессе перестройки водоизмещение «Габсбурга» и «Арпада» удалось снизить до 8 250 т.

Несмотря на явный рост размеров и водоизмещения, австрийские противники по Адриатике все равно их намного превосходили.

Водоизмещение итальянской «Реджины Маргериты» по проекту составило 13 215 т, в ходе эксплуатации вплотную приблизившись к 14 тысячам.

Размеры корпуса «Габсбургов» составляли: длина -113,1 м, ширина - 21,2 м, максимальная осадка - 7,2 м.

В средней части корпуса находилась высокая надстройка, в которой размещались казематы средней артиллерии.

Именно она предопределила один из самых существенных недостатков нового корабля.

Фото 3. «Габсбург»

В бою большая площадь бортов повышала вероятность поражения вражеским снарядом. Она же давала и вполне ощутимый минус в повседневной службе - устойчивость нового броненосца была ниже всякой критики.

Поэтому в 1911-1912 гг. высоту надстроек снизили. Изначально броненосцы оснастили двумя боевыми мачтами, по моде того времени снабженные боевыми марсами и кран-балками.

Но и это «украшение» попало под сокращение во время упомянутой борьбы с верхними весами в 1911-1912 гг. Так что в мировую войну корабли вступили с легкими сигнальными мачтами.

Наибольшее недоумение моряков вызвал демонтаж привычной тиковой палубы и замена ее на более легкий, но неудобный в повседневной линолеум.

По проекту установленные на броненосцах две четырехцилиндровые машины тройного расширения мощностью 11 900 л. с. должны были создать скорость до 19 узлов. Но все корабли это значение превысили.

Даже самый худший «ходок» «Габсбург» на испытаниях показал 15 063 л. с. и 19,62 узлов, а машины «Бабенберга» вплотную приблизились к 16 000 л. с., дав 19,85 узлов.

Как и на «Монархах», для выработки пара конструкторы выбрали водотрубные котлы Бельвиля, которых установили по 16 штук.

Штатные угольные ямы могли принять до 811 т угля, а в перегруз была возможность разместить еще 388 т в пространстве между палубами.

В результате максимальная дальность хода на 12 узлах составляла до 3 600 миль.

Поскольку «Габсбурги» получили броню, изготовленную по технологии Круппа, по сравнению с Гарвеем «Монархов» ее стало возможно сделать более тонкой.

Это дало возможность продлить главный пояс в нос и корму. В результате на ватерлинии его толщина составляла от 180 до 220 мм, снижаясь к оконечностям до 80 мм.

Фото 4. «Габсбург», 1918 г.

Бронированная палуба в центральной части имела толщину 66 мм, уменьшаясь к корме до 40 мм.

Наиболее основательное бронирование получки орудийные башни -280 мм в лобовой части, снижаясь до 210 мм к задней.

Командирская рубка имела толщину брони 200 мм.

Казематы средней артиллерии бронировались 135 мм плитами, а пространство между казематами и поясом -100 мм.

Существенный прогресс австрийской промышленности был связан с артиллерией броненосцев.

Если первые два корабля, как и «Монархи», получили импортные 240-мм орудия, правда, модели L40 K/97 (длина ствола 40 калибров, орудие Круппа образца 1897 г.), то «Бабенберг» впервые в австрийском флоте получил отечественную скорострельную 240-мм пушку, произведенную фирмой «Шкода» К/01 (модель Круппа образца 1901 г.).

Носовые башни всех броненосцев были двухорудийные, кормовые - одноорудийные.

Но не следует думать, что австрийцы получили недовооруженные корабли, заведомо хуже своих противников по Адриатике.

Напротив, в бою с легкобронированными итальянцами, тяжелый австрийской снаряд массой 215 кг мог стать весьма серьезным аргументом.

Бронебойный снаряд этого калибра имел контактный взрыватель, который при сжатии его подвижной части резко увеличивал температуру внутри себя, что оказывалось достаточным для воспламенения пороховой навески.

Кроме чрезвычайной надежности, австрийский снаряд взрывался практически мгновенно, в отличие от зарубежных, с задержкой всего несколько микросекунд, то есть был более похож на зарубежные фугасные боеприпасы, с одним лишь отличием, что этого замедления вполне хватало для попадания в заброневое пространство итальянского броненосца.

Австрийские конструкторы явно смотрели в будущее.

45-килограммовый заряд с порохом марки К/97 обеспечивал дульную скорость до 765 м/с и максимальную дальность до 16 000 м при угле возвышения 15°. И орудийные установки могли обеспечить эти углы!

Поскольку подобная дальность считалась избыточной, таблицы стрельбы для австрийских комендоров были составлены лишь для углов до 12,85°.

Следующей немаловажной особенностью австрийских пушек стало то, что 240-мм системы стояли на большинстве австрийских броненосцев и крейсеров.

Модель С186 - на крейсерах: бронепалубных типа «Франц Иосиф» и броненосном «Марии Терезии», С/94 - на броненосцах типа «Монарх», С/97- на «Габсбурге», «Арпаде» и крейсере «Карл VI», наконец, К/01 - на «Бабемберге», последующих броненосцах типа «Эрцгерцог» и крейсере «Санкт Георг».

Несмотря на такую разнотипность, все боеприпасы были вполне взаимозаменяемые, и каждая новая модель снарядов создавалась такой, чтобы подойти для всех пушек.

Фото 5. «Эрцгерцог Карл»

В 1905 г. австрийский флот начал разработку нового бронебойного боеприпаса, в итоге, по мнению некоторых военно-морских историков, выйдя на ведущие позиции в мире.

Именно в этот период австрийский снаряд обзавелся баллистическим колпачком, увеличив массу и так тяжелого боеприпаса до 229 кг.

Несмотря на увеличение метательного заряда до 46,15 кг, дульная скорость снизилась до 705 м/с. Но главное «ноу-хау» заключалось в легировании стали для колпачка (прежде всего бронзой), что делало его весьма эффективным при пробивании только что появившихся плит с поверхностной закалкой.

Наконец, явно под впечатлением Цусимы и японских разрывных снарядов, в 1908 г. на вооружение поступил новый 215-кг снаряд с большим зарядом из тринитротолуола.

Дульная скорость при стрельбе этим снарядом составляла 765 м/с.

Но самая неприятная неожиданность ждала союзников во время мировой войны.

Если в предвоенное время снаряды этих типов указывались лишь на кораблях с орудиями марки К/01, то после начала боевых действий оказалось, что они столь же успешно могут применяться и более старыми 240-мм орудиями!

Так что австрийские старички могли весьма больно огрызнуться даже по итальянским дредноутам.

Вообще, в 1901 г. австрийцы начали собственное изготовление снарядов. Разумеется, что первоначально это была все та же модель Круппа С/80.

Это был тот случай, когда ученики смогли превзойти своим учителей!

Итальянцы, также заимствовавшие технологию производства боеприпасов (только в Англии), до конца второй мировой войны так и не смогли решить ряд весьма важных моментов.

Например, снаряды ложатся кучно только в том случае, когда они имеют одинаковую массу, но в технологии изготовления всегда присутствуют допуски на размеры, в связи с чем все снаряды даже в одной партии получатся разной массы.

И итальянские орудия всегда отличались необычно большим разбросом, тогда как австрийские - на уровне ведущих мировых производителей, в чем-то даже их опережая.

Средняя артиллерия броненосцев типа «Габсбург» состояла из двенадцати 150-мм орудий (модель L40 Krupp C/96), и ее пришлось разместить в два этажа, чтобы избежать скученности.

Для борьбы с миноносцами броненосцы получили по десять 66-мм (L45), шесть 47-мм (L44) и две 47-мм (1.33) пушки производства фирмы «Шкода».

Первоначально предполагалось закупить по двенадцать 37-мм пушек Виккерса, но уже в процессе достройки их вполне благоразумно заменили на практически ничем им не уступающие отечественные.

Дополняли вооружение два 8-мм пулемета, получившие во время войны неожиданную популярность для расстрела плавающих мин и борьбы с авиацией.

По моде того времени каждый броненосец был снабжен двумя 66-мм десантными орудиями на лафете.

Война сделала свои коррективы: все десантные орудия ввиду их довольно проблематичной ценности передали на берег, а взамен корабли получили по два более нужных зенитных орудия того же калибра.

Завершая обзор вооружения, следует упомянуть о так ни разу и не пригодившемся оружии: двух 450-мм торпедных аппаратах и 20 якорных минах заграждения.

Все системы корабля и вооружение обслуживал экипаж из 638 человек, в том числе и 32 офицера.

Боевые действия с участием австрийских кораблей

Поскольку в австрийском флоте самые сильные броненосцы традиционно зачислялись в Первый дивизион, после своего комплектования «Габсбурги» из него «Монархов», автоматически перешедших во Второй дивизион.

В 1904-1905 гг. все три единицы приняли участие в многочисленных маневрах в составе флота, в ходе которых экипаж лучше узнал возможности и недостатки своей материальной части.

Итогом этой подготовки стало большое плавание Первого дивизиона в сопровождении новейшего крейсера «Санкт Георг» и эсминца «Гусар» в восточное Средиземноморье, по окончании которого состоялись маневры в присутствии самого наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда.

В 1908 г. после аннексии Боснии и Герцеговины австрийские политики, прогнозировавшие мощный политический кризис, потребовали мобилизацию всего флота.

В связи с этим дальние походы кораблей в этом году были отложены, и все корабли остались в Адриатике.

Однако все прошло на редкость спокойно, и вскоре флот смог вернуться и своему привычному распорядку.

К 1911 г. австрийский флот пополнился значительным числом более новых кораблей, в связи с чем встал вопрос о дальнейшей участи броненосцев типа «Габсбург».

Фото 6. «Эрцгерцог Фридрих»

Для придания им большей боевой ценности «Габсбург» и «Арпад» в 1911-1912 гг. прошли серьезную перестройку, благодаря чему их по окончании снова ввели в ядро активно действующих кораблей флота, после чего перевали в резерв.

При этом «Арпад» в 1913-1914 гг. использовали в качестве плавучей казармы при унтер-офицеров.

С началом мировой войны все три корабля повторно встали в строй как Четвертый дивизион Второй эскадры.

Флагманом дивизиона контр-адмирала Карла Зейдензахера стал броненосец «Габсбург», которым командовал тогда еще капитан 1-го ранга Николаус (или по-венгерски Миклош) Хорти, в 1915 г. переведенный для командования крейсером «Новара» и сделавший довольно быструю карьеру, дослужившись за пару лет до главкома флота.

В отличие от Хорти, карьера броненосцев отнюдь не оказалась богатой яркими эпизодами.

Первоначально главком австрийского флота Антон Гаус сосредоточил броненосцы в Поле в ожидании войны с Италией.

Наконец, с вступлением Италии в войну, 23 мая 1915 г. он решил начать давно спланированную операцию против итальянского побережья, оказавшуюся единственной за всю войну, когда «Габсбурги» смогли открыть огонь по неприятелю.

Поскольку основная тяжесть войны легла на более современные и быстроходные единицы, старые броненосцы провали остаток войны в вооруженном резерве в Поле.

При этом «Арпад» снова вернулся к роли учебного для унтер-офицеров.

А после потопления броненосца «Вьен» для его замены в поддержке приморского фланга армии «Арпад» перевели в Триест вместе с оставшимся «Будапештом».

В руководстве вскоре сочли данный шаг нецелесообразным, и 21 декабря 1917 г. «Арпад» вернулся в Полу.

После восстания австрийских моряков в Каттаро в феврале 1918 г. руководство приняло решение о6 исключении всех старых кораблей из списков флота.

В результате «Габсбург» превратился в учебное судно. «Арпад» стал блокшивом-тюрьмой, заточив на своем борту участников восстания в Каттаро.

В отличие от них, «Бабемберг», разместивший у себя штаб-квартиру флотилии , все-таки принял участие в еще одной акции.

4 апреля 1918 г. его привлекли к участию в безрезультатной операции австрийских диверсионных сил, направленной на уничтожение торпедных катеров в Анконе.

Фото 7. «Эрцгерцог Фридрих»

Единственный из всех своих близнецов, «Бабенберг» получил вполне реальные боевые повреждения.

17 июля 1918 г. итальянский летчик сбросил несколько бомб по пришвартованным у борта «Бабенберга» , но попал по броненосцу.

Осенью 1918 г. все три броненосца попали под контроль союзников.

По условиям раздала австрийского флота все три близнеца попадали Великобритании, но она отказалась от такого весьма сомнительного приобретения, в итоге продав их в 1920 г. одной итальянской фирме.

До 1922 г. «Габсбург» и «Арпад» находились в Поле, после чего их увели на слом в Италию.

В отличие от них, «Бабенберг» было решено использовать для нужд местного военно-морского арсенала.

Переименованный в «Олива», корабль серьезно перестроили, превратив его в блокшив.

Старый корабль благополучно пережил еще одну мировую войну, став на сей раз югославским «Ульяник».

В итоге в 1964 г. его передали Техническому музею Загреба, а на слом он отправился лишь в 1980-х гг., после обследования, показавшего, что техническое состояние судна аварийное, неподдающееся ремонту и восстановлению.

Австрийская флотилия в период Первой мировой войны

Первые годы двадцатого столетия стали периодом интенсивного строительства броненосцев в ведущих морских державах.

Политика экономии на флоте уже принесла свои плоды.

Даже дилетант, сравнивая характеристики новейших броненосцев типа «Монарх» и «Габсбург» с аналогичными зарубежными кораблями, не мог не отметить откровенную слабость первых.

Особенно это ярко было видно на фоне итальянского флота. Если броненосцы типа «Сент Бон» крайне незначительно выигрывали у австрийцев, то при встрече их с новейшими итальянскими линкорами типа «Реджина Маргерита» у австрийцев уже не было никаких шансов: ни победить, ни убежать они просто не могли.

В итоге главный конструктор австрийского флота Поппер получил спроектировать корабль, способный противостоять итальянскому визави.

Понимая, что страна пока не может позволить себе такой же крупный корабль, ставка была сделана на чрезвычайно сильную среднюю артиллерию, состоявшую из двенадцати 190-мм орудий (против четырех 203-мм у «Реджины Маргериты»).

Подобный состав средней артиллерии не стал австрийской инновацией, скорее, это была мировая тенденция.

Если еще в конце ХIХ в. «стандартный» броненосец нес четыре 305-мм и десять-двенадцать 152-мм орудий, то появившиеся на рубеже веков британский «Кинг Эдвард VII» нес четыре 234-мм орудия, сохраняя при этом батарею из десяти 152-мм пушек.

Аналогичные корабли строили , Франция, Россия и Япония.

Фото 8. «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в море

А соседняя Италия пошла еще дальше: на новейших броненосцах типа «Реджина Елена» количество орудий главного калибра хотя и сократилось до двух, промежуточная батарея включала ни много ни мало двенадцать 203-мм орудий в шести двухорудийных башнях.

Поэтому на проектируемых австрийских броненосцах в качестве главного по-прежнему оставили 240-мм калибр, увеличив, как уже было сказано, промежуточный до 190-мм (четыре в башнях и восемь в казематах).

Финансирование этих броненосцев снова удалось пробить лишь после долгих дискуссий в обоих парламентах - австрийском в Вене и венгерско-хорватском в Будапеште.

Несмотря на протесты со стороны некоторых парламентариев, 120-миллионный бюджет на новые броненосцы все-таки утвердили.

Хотя год спустя, оказавшись перед проблемой радикального сокращения расходной части бюджета, оба парламента снова урезали флот, что, кстати, и стало причиной для снятия с должности адмирала Шпауна.

Три корабля типа «Эрцгерцог Карл» также строились в Триесте фирмой STT.

Их постройка происходила в период с 1902 по 1907 гг., и вступали в строй они уже безнадежно устаревшими, поскольку все мировые военно-морские лидеры уже включились в дредноутскую гонку вооружений.

В литературе эти корабли называют также как тип «Эрцгерцог» в связи с тем, что все они получили наименования в честь наиболее выдающихся эрцгерцогов династии Габсбургов.

Эрцгерцог Карл, брат императора Франца I, с 1801 г. занимал пост военно-морского министра, но в историю он вошел как фельдмаршал австрийской армии, победитель Наполеона при Асперне.

Его сын, эрцгерцог Фридрих, во время кампании против мятежного вице-короля Египта Мехмеда Али, командовал фрегатом «Гуэрьер».

Под общим командованием британского адмирала Стопфорда, он среди прочего участвовал во взятии ливанской крепости Сайда.

3а свои Фридрих получил чин вице-адмирала, но 6 октября 1847 г. он скоропостижно умер в Венеции. На этот момент вице-адмиралу было всего 26 лет!

Наконец, эрцгерцог Фердинанд Макс, брат императора Франца-Иосифа, также вице-адмирал и главнокомандующий австрийского флота, в 1864 году принял предложение занять мексиканский трон.

Но после поражения в последующей гражданской войне его казнили солдаты мексиканского президента Хуареса в Керетаро 15 мая 1867 г.

На момент строительства «Эрцгерцоги» с их 10 600 тоннами водоизмещения стали самыми крупными австрийскими броненосцами.

Возросшая мощность машин потребовала соответствующего увеличения количества котлов, из-за чего количество труб возросло до трех.

Длина подводного тарана еще более уменьшилась, чтобы улучшить мореходные качества и увеличить скорость.

По моде того времени мачты снабжались боевыми марсами с размещением на них скорострельных пушек.

В конце мировой войны эти площадки оказались как нельзя более кстати для размещения там новейших дальномеров.

В передней части располагались два якоря и еще один резервный, в корме находилось еще два якоря меньших размеров.

Пар, вырабатываемый в двенадцати водотрубных котлах системы Ярроу, подавался в две вертикальные четырехцилиндровых машины тройного расширения с проектной мощностью 18 000 л. с.

По проекту корабли должны были достичь скорости 19,5 узлов, но, как и на «Габсбурге», эта планка на ходовых испытаниях оказалась легко преодолимой.

«Эрцгерцог Карл» и «Эрцгерцог Фердинанд Макс», хоть и не добрали проектную мощность, развив лишь 17 962 л. с., тем не менее разогнались до скорости 20,36 узлов.

Лишь «Эрцгерцог Фридрих» превысил контрактные показатели, выдав 18 130 л. с. и скорость 20,57 узлов.

Броненосцы приводились в движение с помощью двух винтов и имели полубалансирный руль.

Штатные ямы могли принять до 550 т угля, доведя эту цифру до 1 315 т при приеме в перегруз. А «Фердинанд Макс» сверх того принимал еще и 35 т мазута, чтобы интенсифицировать горение в котлах.

Автономность кораблей на 10-узловой скорости составляла до 4 000 миль.

Главный 210-мм броневой пояс простирался от передней до задней башни, за которыми его толщина составляла всего 50 мм.

Над ним шел второй пояс 150-мм толщины и 170-мм казематы.

В носу и корме главный пояс заканчивался 200-мм поперечной переборкой.

Броневая палуба была от 40 до 55 мм и имела максимальную толщину над пороховыми погребами, машинными и котельными отделениями.

Башни главного калибра имели толщину 240-мм, командирские башенки - 220 мм, а башни среднего калибра -150 мм.

Хотя в военно-морских справочниках и указывалось, что вся броня броненосцев была крупповская, это не совсем верно.

Фактически, это было уже следующее поколение брони - цементированной и легированной никелем.

Для увеличения живучести «Эрцгерцоги» имели двойное дно в средней части корпуса, приблизительно на протяжении 73 м.

Кроме того, весь корпус подразделялся 14 водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.

Как и на «Бабенберге», главный калибр представлял собой 240-мм орудия производства фирмы «Шкода» образца 1901 г.

Но, в отличие от него, орудия располагались в двух двухорудийнык башнях.

Средний калибр также производился «Шкодой» и представлял собой 190-мм орудия с длиной ствола 42 калибра.

Фото 9. У главного калибра «Эрцгерцог Фердинанд Макс»

Четыре орудия, размещавшиеся в башнях, имели достаточно высокое расположение над водой, чтобы быть всепогодными, а вот восемь остальных, находившиеся в казематах, могли принять участие в бою лишь при спокойном состоянии моря.

Впервые в австрийском флоте все орудия имели электрические приводы.

Противоминная артиллерия также состояла из орудий «Шкоды»: двенадцати 66-мм с длиной ствола 45 калибров и шести 47-мм (четыре с длиной 44 калибра и два - 33), которые дополняли четыре 37-мм орудия Виккерса и два 8-мм пулемета Шварупозе.

Во время войны пришлось создавать на кораблях зенитное вооружение, и две 66-мм пушки заменили таким же числом 7-мм зениток образца 1909 г.

Прямо под передним барбетом располагались 450-мм торпедные аппараты по одному с каждого борта.

Экипаж броненосцев составлял от 700 до 740 человек, включая офицеров, в ходе войны численность возросла до 748 чел.

Броненосцы типа «Эрцгерцог» начали кампанию в 1908 г. с дальнего плавания, совершив круиз по Средиземноморью, посетив Мальту, Барселону, Гибралтар, Танжер и Корфу.

А на следующий год их привели в полную боевую готовность в связи с аннексией Боснии и Герцеговины.

Впервые в австрийской истории ее флот открытого моря составлял шесть однородных новейших броненосцев.

Практические плавания выявили ряд дефектов, которые можно было ликвидировать только в условиях верфи.

Поэтому в 1909 г., когда политическая напряженность спала, вся троица отправилась на доработку.

На них поставили новые дальномеры, персонально для 190-мм орудий, поскольку корректировать их стрельбу по дальномерам для главного калибра не всегда представлялось возможным.

Существенно перестроили и систему вентиляции. Тренировочное плавание осени 1909 г. показало эффективность проведенных работ.

На следующий год корабли вновь предприняли дальнее плавание, посетив ряд греческих и турецких портов.

В 1912 г из-за начавшейся Балканской войны «Эрцгерцоги» вновь были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

На сей раз ядро австрийского флота включало, кроме них, еще и пару новейших броненосцев типа «Радецкий».

По окончании войны все «Эрцгерцоги» отправились в резерв. В начале первой мировой войны из броненосцев типа «Эрцгерцог» сформировали Третий дивизион Второй эскадры.

Но первым и последним их боевым применением стал обстрел Анконы 24 мая 1915 г. А в основном броненосцы простояли на якоре в Поле.

В феврале 1918 г. дивизион «Эрцгерцогов» в полном составе послали в Катарскую бухту для помощи в подавлении восстания матросов.

Хотя по окончании они и вернулись в Полу, но вскоре их придали в качестве дивизиона поддержки отряда крейсеров, заменив в этой роли еще более старые броненосцы и броненосные крейсеры.

В июне 1918 г. дивизион в полном составе должен был предпринять атаку на Отрантский барраж, вместе с легкими силами флота и дредноутами, но после потопления дредноута «Сент Иштван» операцию свернули.

По окончании войны, как и другие корабли в Каттаро, «Эрцгерцоги» подняли хорватские флаг, пока бухту не заняли французы.

В соответствии с послевоенным разделом австрийского флота, «Эрцгерцог Фердинанд Макс» достался Великобритании, а остальные - Франции.

Как и с «Габсбургами», англичане отказались от такого весьма сомнительного приобретения и тоже продали его на слом в Италию.

Аналогичным образом поступили и французы со своим «Эрцгерцогом Фридрихом».

Что касается «Эрцгерцога Карла», то его предполагалось отбуксировать в Тулон. Но во время этого плавания караван сделал остановку в Бизерте, где старый броненосец стал на якоре в бухте Сиди Абдалах.

Здесь во время шторма в 1920 г. «Эрцгерцог Карл» затонул на мелководье. Подъем его признали нецелесообразным, и корабль был разобран на месте в 1921 г.

Черноморский флот не был затронут русско-японской войной. Он располагал 8 эскадренными броненосцами, 2 крейсерами и 4 минными крейсерами.

Воссоздание военно-морских сил оставалось для России одной из первоочередных проблем. К ее решению были привлечены видные отечественные кораблестроители А.Н. Крылов, Н.Н. Кутейников, И.Г. Бубнов и другие. На нужды флота объявлен среди населения добровольный сбор средств. Учрежден “Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования”. За пять лет Комитет собрал солидную сумму - 17 млн. руб. На эти средства решено было построить 20 эскадренных миноносцев типа “Генерал Кондратенко” и “Украина”. Они и положили начало новому флоту. В 1913 г. в развитии класса отечественных миноносцев произошло значительное событие. 4 сентября в Петербурге Путиловский завод сдал флоту головной эскадренный миноносец "Новик", принесший заслуженную славу военному кораблестроению России. В течение нескольких лет "Новик" был самым быстроходным кораблем в мире (37,5 уз.).

Проект "Новика" создавался в соответствии с техническими условиями, разработанными Морским техническим комитетом под руководством А.Н. Крылова, И.Г. Бубнова, и Г.Ф. Шлезингера.

За головным последовало строительство серийных кораблей с некоторыми элементами усовершенствования. Их строили три завода в Петербурге, а также заводы в Ревеле, Риге и Николаеве. К началу первой мировой войны на всех флотах России насчитывалось 75 эсминцев разных типов и достраивалось 11. Кроме того, флоты имели 45 миноносцев более ранней постройки. Всего за 1913-1917 гг. в состав Балтийского флота вступило 17, а Черноморского флота - 14 миноносцев типа "Новик".

Опыт войны с Японией показал важную роль крейсеров в эскадренных сражениях. Выявилась необходимость всемерного повышения их скорости и маневренности, а также усиления артиллерийского вооружения. В зарубежных флотах появился подкласс линейных крейсеров. В России к их строительству приступили только в 1913-1915 гг., когда были заложены крейсера “Измаил”, “Кинбурн”, “Бородино” и “Наварин”, но разразившаяся мировая война не позволила их достроить.

А сразу же после окончания русско-японской войны на отечественных и зарубежных верфях для русского флота строились крейсера, прототипом которых был “Баян”, хорошо зарекомендовавший себя в роли эскадренного крейсера и показавший высокую живучесть боевых и технических средств. Так, крейсера “Адмирал Макаров” был построен во Франции, новые “Баян” и “Паллада” - в Петербурге, крейсер “Рюрик”, строившийся в Англии, отличался от крейсера “Баян” главным калибром (вместо двух 203-мм пушек были установлены четыре 254-мм орудия).

В 1913 г. было заложено 6 легких крейсеров типа “Светлана” водоизмещением 6800-7800 т, вооруженных пятнадцатью 130-мм орудиями. Из них были достроены (в советский период) лишь три крейсера (“Светлана”, “Адмирал Нахимов” и “Адмирал Лазарев”).

К началу войны в составе русского флота насчитывалось 14 крейсеров различных типов.

Из поражения русского флота в Цусимском сражении, и, прежде всего из обстоятельств и причин гибели эскадренных броненосцев, первой сделала для себя вывод Англия. Уже в конце 1905 г. английские кораблестроители начали постройку оригинального броненосного корабля “Дредноут” водоизмещением около 13000 т, с паровыми турбинами, отнесенного к классу линейных кораблей. Артиллерию главного калибра на “Дредноуте” составляли десять 305-мм орудий, расположенных в двухорудийных башнях. В бортовом залпе линкора могли участвовать одновременно четыре башни, управляемые из одного центрального поста. Борт корабля бронировался полностью.

Русские кораблестроители построили линкоры-дредноуты по проекту И.Г. Бубнова и при участии А.Н. Крылова, которые по многим параметрам превзошли английский прототип. В 1909 г. на петербургских верфях были заложены линейные корабли “Севастополь”, “Гангут”, “Полтава” и “Петропавловск”.

Линейное расположение двенадцати 305-мм орудий, размещенных в трехорудийных башнях, позволяло вести огонь с любого борта одновременно всеми стволами. Если вес залпа одного из первых английских дредноутов “Венгарда” составлял 3003 кг, то на “Севастополе” он достигал 5650 кг. За одну минуту отечественный линкор выпускал до 11,5 т металла и взрывчатых веществ. Главный броневой пояс имел толщину 225 мм. Для Черного моря в Николаеве в 1915-1917 гг. были также построены линкоры-дредноуты “Императрица Мария”, “Император Александр III” и “Екатерина II”. Четвертый линкор “Император Николай 1”, заложенный в 1915 г., не был достроен.

Морское министерство России в связи с постройкой линкоров отмечало, что результат испытаний этих кораблей показал полную готовность наших заводов, впервые строивших суда столь значительного водоизмещения, а также весьма мощные механизмы турбинного типа.

Линейные корабли додредноутного типа “Андрей Первозванный”, “Император Павел 1”, заложенные в период русско-японской войны, вошли в состав Балтийского флота в 1912 г. В ходе их строительства в первоначальный проект был внесен ряд существенных изменений, учитывающих опыт минувшей русско-японской войны.

Применение минного оружия в русско-японской войне и его дальнейшее развитие требовало от флота принятия эффективных мер для обеспечения противоминной обороны. В первую очередь флот нуждался в кораблях, снабженных тральными устройствами. Такие корабли предусматривались малой судостроительной программой. Первые в мире тральщики специальной постройки “Минреп” и “Взрыв” были заложены на Ижорском заводе в 1909 г. В соответствии с тактико-техническими требованиями тральщики имели водоизмещение 150 т. Основным вооружением корабля были тралы Шульца (змейковый и катерный). Имелось также одно 57-мм орудие. Корабли вступили в строй в 1911 г. Перед первой мировой войной и в годы войны строились тральщики немного большего водоизмещения типа “Клюз” (190 т) и “Капсюль” (248 т).

В 1909-1910 гг. вступили в строй два корабля, специально предназначенные для постановки мин. Это - минные заградители “Амур” и “Енисей” водоизмещением 2926 т. Они могли принимать на борт 324 мины. Артиллерия включала пять 120-мм орудий и два 75-мм зенитных орудия.

Для Каспийской и речных флотилий строились канонерские лодки водоизмещением 600-400 т с артиллерией 120-152-мм калибра.

Набирало темпы и подводное кораблестроение. Первая боевая лодка “Дельфин”, спроектированная под руководством И.Г. Бубнова, вступила в строй в 1904 г. И.Г. Бубновым была спроектирована и подводная лодка “Акула”, которая строилась на Балтийском заводе (1910 г.). Подводная лодка имела на вооружении восемь торпедных аппаратов.

После “Акулы” в состав русского флота вошли подводные лодки типа “Кальмар” (по американскому проекту), “Минога” (водоизмещение 123/150 т) и “Морж” (водоизмещение 630/790 т).

Однако основное ядро подводного флота России составили подводные лодки типа “Барс” - также конструкции И.Г. Бубнова. Их строительство началось в 1913-1914 гг. в Петербурге и Ревеле. Надводное водоизмещение “Барса” составляло 650 т, подводное - 782 т. Два дизеля общей мощностью 3000 л.с. позволяли развивать подводному кораблю в надводном положении скорость 18 уз., его дальность плавания была в пределах 2250 миль. В подводном положении полная скорость доходила до 9,6 уз. Ее обеспечивала работа двух электродвигателей мощностью 900 л.с. Этой скоростью подводная лодка могла пройти под водой 25 миль. Рабочая глубина погружения ограничивалась 50 м, предельная -100 м. Вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов (по два в носу и корме) и двух пушек 57-мм и 37-мм калибров.

Особое место в отечественном подводном кораблестроении занимает первый в мире подводный минный заградитель “Краб” конструкции М.П. Налетова. Разработки по его созданию, начатые конструктором еще в Порт-Артуре, были прерваны русско-японской войной. Однако после войны работы были продолжены на Николаевских судостроительных верфях, и в августе 1912 г. корабль был спущен на воду, а в июне 1915 г. принят в состав Черноморского флота. На борт “Краба” принималось до 60 мин. В составе вооружения - два носовых торпедных аппарата и 76-мм орудие.

В июле 1915 г. “Краб” совершил свой первый боевой поход. Вблизи Босфора им было выставлено минное заграждение, на котором подорвался вражеский крейсер “Бреслау”.

По типу “Краба” для Балтийского флота были построены подводные заградители “Ерш” и “Форель”, а также заложены три заградителя меньшего водоизмещения. К началу первой мировой войны в русском флоте было 15 боевых подводных лодок.

Основными морскими театрами боевых действий для России в период первой мировой войны являлись Балтийское и Черное моря. С начала войны Балтийским флотом была оборудована центральная минно-артиллерийская позиция Нарген - Порккала-Удд с целью воспрепятствовать прорыву противника в Финский залив. Вход в Рижский залив прикрывался другой минно-артиллерийской позицией. С помощью минных постановок в южной части Балтийского моря нарушались морские коммуникации противника, наносился ущерб германскому флоту. Особенно важно было ограничить функционирование морского пути, по которому из Швеции в Германию подвозилось стратегическое сырье.

Минная угроза, созданная русскими на Балтике, оказалась настолько эффективной, что немцы, потеряв большое количество боевых кораблей и транспортных судов, в конце 1914 г. надолго отказались от ведения морских боевых действий. За время первой мировой войны Балтийским флотом было выставлено около 40 тыс. мин. Важной задачей флота являлось также содействие группировкам сухопутных войск на приморских флангах, которую он успешно решал.

В 1915 г. Черноморский флот уступал в боевой мощности турецкому флоту, усиленному германским линейным крейсером “Гебен” и крейсером “Бреслау”. Однако в дальнейшем, пополненный новыми линкорами, он сумел блокировать германо-турецкий флот в Босфоре и резко сократить морские перевозки противника. Действуя на приморских флангах. Черноморский флот оказывал существенную помощь армии артиллерийским огнем, поддерживал ее высадкой десантов, обеспечивал перевозки войск и техники. За годы войны его кораблями было выставлено более 13 тыс. мин.

В ходе первой мировой войны в крупных морских сражениях, подобных Ютландскому, русский флот не участвовал. В то же время имели место многочисленные боевые столкновения с противником отдельных соединений и кораблей Балтийского и Черноморского флотов (бои у мыса Сарыч и о-ва Готланд, Моонзундская операция и др.).

Созданная в сентябре 1916 г. флотилия Северного Ледовитого океана обеспечивала морские перевозки с союзниками, вела борьбу с подводными лодками противника и минной опасностью. После Октябрьских событий 1917 г. Россия вышла из войны.

3 марта 1918 г. был заключен мирный договор между Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией - с другой. Согласно договору, все российские корабли подлежали переводу в отечественные порты или разоружению на месте. Корабли и суда Балтийского флота, находившиеся в Финляндии, должны были оставаться там до начала навигации. Так возникла угроза потери морских сил на этом морском театре, основное ядро которых было сосредоточено в Гельсингфорсе.

Руководством Советской России было принято решение, несмотря на тяжелую ледовую обстановку в Финском заливе, перевести все корабли в Кронштадт.

В течение марта-апреля 1918 г. состоялся легендарный Ледовый поход кораблей Балтийского флота. Для России были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок. Кроме того, кораблями и судами были вывезены две бригады воздушного флота, различная военная техника.

В мае 1918 г. немецкое командование, угрожая сорвать Брестский мир, потребовало от России сдачи ее кораблей Черноморского флота. Чтобы не допустить этого, по приказу В.И. Ленина в июне 1918 г. в районах Новороссийска и Туапсе были затоплены, перешедшие сюда из Севастополя, линейный корабль “Свободная Россия” (бывший “Екатерина II”), 11 эсминцев и миноносцев, 6 транспортов.

С началом гражданской войны и иностранной интервенции революционно настроенная часть матросов, младших командиров, офицеров и адмиралов флота перешла на сторону новой власти, другая часть, прежде всего адмиралы и офицеры, перешла на сторону Белой армии. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал А.В. Колчак в ноябре 1918 г. самопровозгласил себя Верховным правителем России, возглавив контрреволюционную борьбу в Сибири. Большинство портов и баз отечественного флота оказалось в руках интервентов из стран Антанты и Японии. Военно-морские силы России практически перестали существовать. Для содействия сухопутным войскам командования противоборствующих в гражданской войне сторон создавали речные и озерные флотилии, которые вели активные боевые действия. В состав флотилий, как правило, входили переоборудованные из пароходов, вооруженные двумя-четырьмя 75-130-мм орудиями канонерские лодки, а также вооруженные буксиры, плавучие батареи, посыльные суда и катера. В отдельных случаях флотилии пополнялись кораблями, переводимыми с флотов по внутренним водным путям. Флотилии наносили удары по флангам и тылам противника, кораблям и судам, обороняли или уничтожали переправы, высаживали десанты, обеспечивали перевозки.

После разгрома Белой армии генерал-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму в 1920 г. основная масса кораблей и судов Черноморского флота (33 вымпела) под командованием вице-адмирала М.А Кедрова ушла во французскую военно-морскую базу Бизерту (Тунис).

Андреевские флаги на этих кораблях были спущены 24 октября 1924 г. после признания СССР правительством Франции. Русские моряки перешли на положение беженцев.

Десятилетие, предшествовавшее мировой войне, может быть отмечено в области развития морских сил тремя фактами: ростом германского военного флота, восстановлением русского флота после катастрофического разгрома его во время японской войны и развитием подводного флота.

Морская подготовка к войне в Германии велась в направлении постройки флота из крупных боевых судов (в несколько лет затрачено на это 7,5 млрд марок золотом), что вызывало сильное политическое возбуждение, в особенности в Англии.

Россия развивала свой флот исключительно с активно-оборонительными задачами в Балтийском и Черном морях.

На подводный флот наибольшее внимание было обращено в Англии и Франции; Германия центр тяжести морской борьбы перенесла на него уже во время ведения самой войны.

Сравнительная сила флотов воюющих держав

Сравнительная сила флотов воюющих держав приведена в таблице. Суда старой постройки, прослужившие 10 лет и более, в таблицу не включены.

К этим морским силам следует прибавить в пользу Тройственного союза турецкий флот, состоявший, впрочем, кроме нескольких старых броненосцев, купленных у германцев, из 3 крейсеров и 12 миноносцев, находившихся в хорошем состоянии .

Распределение морских сил обеих сторон перед началом войны

В общем балансе морских сил воюющих государств господствующее значение по своей мощности имели британский и германский флоты, боевая встреча которых ожидалась с особой тревогой во всем мире с первого дня войны. Их столкновение могло сразу же иметь очень серьезные последствия для одной из сторон. Накануне объявления войны был момент, когда по некоторым предположениям такая встреча входила в расчеты английского адмиралтейства. Уже начиная с 1905 г. британские морские силы, до той поры разбросанные на важнейших морских путях, стали стягиваться к берегам Англии в состав трех "домашних" флотов, т.е. предназначенных для обороны Британских островов. При мобилизации эти три флота соединялись в один "Большой" флот, который в июле 1914 г. насчитывал в общем 8 эскадр линейных кораблей и 11 крейсерских эскадр, — всего вместе с мелкими судами 460 вымпелов. 15 июля 1914 г. была объявлена этому флоту опытная мобилизация, завершившаяся маневрами и королевским смотром 20 июля на Спитгэдском рейде. В связи с австрийским ультиматумом демобилизация флота была приостановлена, и затем 28 июля флот получил приказ идти из Портланда в Скапа-Флоу (пролив) близ Оркнейских островов у северных берегов Шотландии.

В это же время германский Флот открытого моря выходил в крейсерство в норвежские воды, откуда был возвращен 27 — 28 июля к берегам Германии. Английский флот шел из Портланда на север Шотландии не по обычному пути — западнее острова, а вдоль восточного берега Англии. Оба флота прошли в Северном море в противоположных направлениях.

К началу войны английский Большой флот расположился в двух группах: на крайнем севере Шотландии и в Ла-Манше у Портланда.

В Средиземном море, по англо-французскому соглашению, обеспечение морского господства Антанты возлагалось на французский флот, который в составе лучших своих единиц был сосредоточен у Тулона. На обязанности его лежало обеспечение путей связи с Северной Африкой. У острова Мальта находилась английская крейсерская эскадра.

Английские крейсеры несли также службу охраны морских путей в Атлантическом океане, у берегов Австралии, и, кроме того, значительные крейсерские силы находились в западном районе Тихого океана.

В Ла-Манше, кроме второго английского флота, у Шербура была сосредоточена легкая эскадра французских крейсеров; она состояла из бронированных крейсеров, поддержанных флотилией минных судов и подводных лодок. Эта эскадра стерегла юго-западные подступы к Ла-Маншу. В Тихом океане у Индокитая находилось 3 легких французских крейсера.

Русский флот был разделен на три части.

Балтийский флот, безмерно уступавший в силах противнику, был принужден принять исключительно оборонительный образ действий, стараясь на рубеже Ревель — Поркаллауд задержать, по мере возможности, наступление неприятельского флота и десанта в глубь Финского залива. С целью усилить себя и выровнять шансы боя было намечено оборудование в этом районе укрепленной минной позиции, к моменту начала войны далеко не законченное (вернее, только что начатое). На флангах этой так называемой центральной позиции, на обоих берегах залива, на островах Макилота и Нарген, были установлены батареи дальнобойных орудий крупного калибра, а на протяжении всей позиции было поставлено в несколько линий минное заграждение.

Черноморский флот оставался на севастопольском рейде и бездействовал, не сумев даже заложить как следует минные заграждения у входа в Босфор. Однако нельзя не учесть всей трудности положения Черноморского флота не только в отношении недостаточности боевых сил, но и в смысле отсутствия иных операционных баз, кроме Севастополя. Базироваться же на Севастополь для наблюдения за Босфором было очень трудно, и операции по преграждению входа противнику в Черное море в этих условиях являлись совершенно необеспеченными.

Дальневосточная эскадра — из ее состава 2 легких крейсера ("Аскольд" и "Жемчуг") пытались крейсеровать у юго-восточных берегов Азии.

Германский Флот открытого моря состоял из 3 эскадр линейных кораблей, крейсерской эскадры и флотилии истребителей. После крейсерства у берегов Норвегии этот флот вернулся к своим берегам, причем 1 линейная и крейсерская эскадры стали у Вильгельмсгафена на рейде, под прикрытием батарей острова Гельголанда, а 2 другие линейные эскадры и флотилия истребителей — у Киля в Балтийском море. К этому времени Кильский канал был углублен для прохода дредноутов, и таким образом эскадры из Киля могли присоединиться при надобности к эскадрам Северного моря. Кроме означенного Флота открытого моря, вдоль побережья Германии находился оборонительный флот крупного состава, но из устаревших уже судов. В Черное море искусно проскочили мимо английских и французских крейсеров германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", причинившие позже достаточно неприятностей русскому Черноморскому флоту и побережью. В Тихом океане германские суда находились частью у своей базы — Циндао, близ Киао-чао, а легкая эскадра адмирала Шпее из 6 новых крейсеров крейсировала близ Каролинских островов.

Австро-венгерский флот был сосредоточен на рейдах Пола и Катарро в Адриатическом море и укрывался за береговыми батареями от крейсеров и минных судов Антанты.

Сравнивая морские силы обеих коалиций, можно отметить следующее:

1. Силы одной Англии превосходили силу всего флота Центральных держав.

2. Большинство морских сил было сосредоточено в европейских морях.

3. Английский и французский флоты имели полную возможность действовать совместно.

4. Германский флот мог получить свободу действий только после удачного боя в Северном море, который ему пришлось бы дать при самом невыгодном соотношении сил, т.е. фактически германский надводный флот оказался запертым в своих территориальных водах, имея возможность предпринимать наступательные операции только против русского Балтийского флота.

5. Морские силы Антанты были фактическими хозяевами всех водных пространств, за исключением Балтийского и Черного морей, где Центральные державы имели шансы на успех, — в Балтийском море при борьбе германского флота с русским и в Черном — при борьбе турецкого флота с русским.

 Таблица заимствована из книги Вильсона "Линейные корабли в бою"

11 августа 1914г. Турция пропустила через проливы в Константинополь германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", которые вскоре были куплены турками. Получение турецким флотом этого подкрепления из Германии меняло всю стратегическую обстановку на Черном море: наличие "Гебена" более чем удваивало силы турецкого флота. "Гебен" принадлежал к числу новейших линейных крейсеров, не имея себе соперников среди русского Черноморского флота. Благодаря своему большому ходу (27 узлов) он являлся практически неуязвимым для устарелых линейных кораблей (имевших ход 16 узлов); мощность его артиллерии превосходила таковую двух "Евстафиев" (линкор Черноморского флота). Лишь вступление в строй дредноутов восстанавливало положение, но новые корабли Черноморского флота могли вступить в строй лишь через год.

Боевые корабли мира

Издание альманаха “Корабли и сражения”

Санкт-Петербург 1997 г.

Боевые корабли мира

На 1-4 страницах обложки даны фотографии легких крейсеров: “Мюнхен” (1-я стр), “Бремен” 1906 г (2-я стр), ".Магдебург” (3-я стр) и “Гамбург" (4-я стр).

Научно – популярное издание

Тех. редактор С. Н. Редников

Лит. редактор Е. В. Владимирова

Корректор С. В. Субботина

Развитие немецких легких крейсеров Периода первой мировой войной

В конце XIX века Германия бросила вызов Англии, которая на протяжении двухсот лет была сильнейшей морской державой. Для противодействия британскому флоту требовался мощный линейный флот. Но линейный флот без разведки слеп, а потому и возникла потребность в быстроходных крейсерах- разведчиках. К тому же Германия уже успела обзавестись отдаленными колониями, и для несения службы в них тоже были необходимы крейсера. Но подходящих кораблей у Германии для этих целей не было. Были либо гигантские бронепалубные крейсера типа "Герта", либо слабовооруженные и плохо защищенные авизо.

Так перед создателями германского флота возникла новая сложная задача. В отличие от Британии, где параллельно развивались две разновидности крейсеров

– крейсера для обслуживания эскадры

– "Скауты" и крейсера для службы в колониях, в Германии решили пойти по пути создания универсального крейсера. Тому были две причины. Во-первых, экономически оказалось выгодным сосредоточить усилия на развитии крейсеров одного типа, а во-вторых, немецкие офицеры и конструкторы были хорошо знакомы с недостатками крейсеров-разведчиков.

Легкий крейсер “Кенигсберг"

Родоначальником "Скаутов" считался русский крейсер "Новик", который строился в Германии. Немецкие специалисты считали этот корабль в боевом отношении слабым, что не компенсировалось даже высокой скоростью. Первой серией германских универсальных крейсеров стали крейсера типа "Газелле". За ними последовало еще несколько постоянно совершенствующихся серий. Очень скоро на крейсерах появились водотрубные котлы и турбины. Усовершенствование турбин, уменьшение расхода пара и топлива дало возможность добиться большой дальности плавания и большой скорости, возросшей за период 1908-1912 гг. с 25 до 28 узлов.

Другое важнейшее техническое усовершенствование, которое ввели на этих кораблях – переход на жидкое топливо. Первоначально нефть использовалась в качестве дополнительного топлива для котлов, работающих на угле, а также для действия вспомогательных котлов. Благодаря использованию жидкого топлива удалось достичь громадной экономии в весе и, как следствие, увеличения внутренних помещений.

Постепенно улучшалось и бронирование кораблей. На крейсерах типа "Магдебург" впервые появился бортовой пояс. Правда, в этом отношении германские крейсера уступали британским, но при этом обладали лучшей горизонтальной защитой.

К началу первой мировой войны у немецких крейсеров было единственное слабое место – калибр артиллерии, который составлял 105 мм, тогда как британские крейсера были вооружены 152-мм орудиями. Немецкие адмиралы рассчитывали, что меньший калибр может компенсироваться лучшей боевой подготовкой личного состава, за счет чего удастся добиться большего числа попаданий и большей скорострельности. Опыт войны показал, что эти расчеты не оправдались.

Например, "Эмден" в бою у Кокосовых островов первым добился попаданий, но многократное превосходство крейсера "Сидней" в артиллерии сделало свое дело (бортовой залп "Сиднея"- 295 кг, а "Эмдена" – 72 кг). Англичане сохранили преимущество в артиллерии и на более новых крейсерах. Так, вес залпа "Бристоля", построенного в 1910 г., составлял 161 кг, а "Карлсруэ" постройки 1912 г. всего 95 кг.

После первых боев в Германии сразу же разработали программу перевооружения крейсеров на 150-мм орудия. Во время войны часть устаревших германских крейсеров выводилась из состава флота, и к 1917 г. адмирал Р. Шеер с удовлетворением отметил: "Обе разведывательные группы легких крейсеров состояли теперь из приблизительно равноценных быстроходных и современных кораблей." Но было уже поздно. Хорошо вооруженные легкие крейсера не успели совершить ничего примечательного.

После войны известный немецкий специалист профессор Эверс так оценил опыт использования германских легких крейсеров в боевых действиях: "Устарелые корабли этого типа, бронированные только в подводной части, оказались мало защищенными даже от попаданий снарядов средней и малой артиллерии. Во многих случаях надводная часть корабля оказывалась совершенно разрушенной от взрыва снарядов, ударов осколков. Пожары частично выводили из строя орудия, делая невозможным их обслуживание. Зачастую огонь уничтожал снаряды, лежащие приготовленными для стрельбы вблизи орудий. Подводная же часть кораблей, наоборот, благодаря броне была хорошо защищена от снарядов.

Так, легкий крейсер "Лейпциг" во время пятичасового боя у Фолклендских островов получил, кроме бесчисленных попаданий из 102-мм орудий, не менее 40 попаданий из 152-мм орудий броненосных крейсеров "Корнуэлл" и "Кент". Снаряды вызвали тяжелые разрушения и пожары в надводной части корабля, но, вероятно, только однажды пробили броневую палубу. В то время как сильно бронированные (100 мм) боевые рубки оказались вполне надежными, броневые щиты орудий не могли защитить прислугу от тяжелых потерь, большей частью из-за действия осколков. Более новые крейсера, у которых ватерлиния и надводная часть были покрыты броней в 50-75 мм, показали большую выносливость, выдержав сильный огонь из орудий среднего калибра на близкой дистанции, как это было во время ночной фазы Ютландского боя.