Каким образом учителя высмеивают г н журдена. Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве»

Сочинение на тему: Характеристика образа господина Журдена


Главный герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден - мастерски выведенный автором образ нувориша и выскочки. Его появление в произведении было обусловлено социальным положением тогдашнего французского общества: на фоне обеднения дворянства все больше обогащается буржуазия, все больше она стремится сравняться с аристократией. Вот и у зажиточного торговца Журдена есть только одно беспокойство - во всем стать похожим на дворянина и заслужить уважение в высшем обществе.

Следуя дворянским традициям, господин Журден нанимает для себя учителей и стремится получить знания по музыке, философии, научиться фехтовать и танцевать, как дворяне. А учителя только пользуются его несовершенством и, как могут, извлекают из него деньги. Каждый из учителей заявляет, что его наука важная, и именно ее надо изучать более глубоко. Но господину Журдену нужно от своих наставников гораздо меньше, ведь его знания о высшем свете только поверхностные. Поэтому в ответ на предложения научиться физике, этике и логике господин Журден просит учителя-философа научить его только «узнавать по календарю, когда бывает месяц, а когда нет».

Господин Журден наивно верил в всепобеждающую силу денег и считал, что для того, чтобы стать настоящим дворянином, достаточно нанять дорогого портного, а не жалеть денег на платье, и научиться «благородным манерам». На расходы Журдена толкает и тщеславие. Например, однажды услышав обращение к себе «ваша милость», господин Журден увеличивает чаевые для подмастерьев портного, а те, раскусив его слабость, в своих обращениях сводят его сначала в «сиятельство», а затем и в «светлость», за что получают все больше и больше денег.

То же самое тщеславие становится причиной отказа Журдена Клеонту - жениху своей дочери. В отличие от Клеонта, который считает, что счастливым и крепким брак может быть только с равным по состоянию, господин Журден считает совсем иначе. По просьбе руки Люсиль он отвечает: «Дочь моя будет маркизой, а рассердишь меня еще больше, так я ее герцогиней сделаю».

Следует отметить, что господин Журден был достаточно неплохим человеком. Свой капитал он заработал тяжелым трудом, и денег для тех, кого считал своими друзьями, не жалел. Но он был настолько наивным, что его простотой пользовались те, кто хотел нажиться за его счет. Если бы не его слепое стремление любой ценой стать дворянином, его жизнь сложилась бы совсем иначе.

По традиции комедии все заканчивается счастливо. Выходит замуж за любимого дочь господина Журдена и, кажется, все становится на свои места. Но автор так и оставляет открытым вопрос о том, удалось ли господину Журдену пробиться в высший свет. На этот вопрос должны ответить сами читатели, учитывая все обстоятельства и характер героя.

Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь мы знакомимся с характером господина Журдена. Он показан в окружении учителей, с помощью которых старается как можно лучше приготовиться к приему Доримены. Учителя, как и портной, «разыгрывают» господина Журдена: учат его премудрости, которая ничего не стоит.

Активные события разворачиваются с третьего акта. Маркиза и граф разыгрывают господина Журдена, назначая ему второстепенное место на банкете. Потом его разыгрывает находчивый Клеонт, что появляется перед Журденом в виде турецкого дворянина и ухищрениями добивается его согласия на свадьбу с Люсиль.

Пьеса построена по типичной Мольеровской схеме. Пока господин Журден ослеплен своей страстью к маркизе и всему дворянскому, граф Дорант сознательно и целеустремленно направляется к цели - вступить в брак. При этом он изобретательно использует самоослепление господина Журдена.

Тема произведения - свихнутость господина Журдена на благородстве; критика аристократии и изобличение рабского ползания буржуазии перед господствующим классом.

Жанр - комедия-балет, классицистическая комедия с элементами народного фарса, античной комедии и комедий эпохи Возрождения.

Господин Журден. Для того чтобы понять, что высмеивает Мольер в своей комедии, обратимся к образам произведения, а прежде всего, к образу господина Журдена.

Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. За своим происхождением Журден - буржуа, чьи родители были торговцами, но он стыдится своего происхождения и образа жизни.

Главной чертой характера господина Журдена является его мания, страсть ко всему дворянскому. Он стремится попасть в высшее общество, стать благородным дворянином. Безусловно, никому не запрещается самосовершенствоваться. Однако господин Журден избрал ошибочный путь и призрачную цель, которую никак нельзя назвать достойной. Он решил стать любовником маркизы Доримены и благодаря ей войти в аристократические круги. Вершина его стремлений - быть принятым самим королем.

Чтобы иметь вид дворянина, он старается делать все, как аристократы. Закинув дела, Журден нанимает себе учителей танцев, фехтования, музыки, философии, которые, смеясь за его спиной, учат за высокое жалованье всему, что общепринято у аристократов. С их помощью он старается усвоить навыки, манеры дворян, учится танцевать, фехтовать. Уроки танцев Журдену нужны для того, чтобы изысканно кланяться маркизе, фехтование хорошо тем, что... «и трус может убить своего неприятеля, а сам всегда останется целый». Музыке господин Журден учится лишь потому, что «вельможное панство тоже учится музыке». А вся «философия » сводится почти к одному: как лучше написать записочку одной великосветской даме.

Учителя знают настоящую цену господину Журдену. Так, из их реплик возникает человек-ничтожество, которое «ничегошеньки не понимает», но имеет деньги, хотя не имеет вкуса.

Журден совсем не знает специфики музыки, не разбирается в танцах. Об этом свидетельствуют его высказывание: «Вы покажете мне вашу легенькую шутку? Ну, тот... Или как там по-вашему? Ваш пролог или диалог с пениями и танцами?». Он не имеет вкуса, так как не может оценить прослушанное и увиденное: «Это и все? Порядок подобран... еще и выражения такие ловкенькие... И снова пастухи?».

Его невежество проявляется в течение беседы с философом. Ни с одной из наук Журден не знаком, его пугают непонятные слова и термины, он не видит разницы между стихами и прозой.

И лишь в орфографии он видит смысл. Мольер изображает комическую ситуацию с произношением звуков, используя язык как средство для создания комического.

Бессмысленное стремление наследования аристократов особенно высмеивается драматургом в сценах обучения Журдена дворянским «наукам и искусствам». Смех вызывает не сам процесс обучения - в том, что человек хочет получить образование, нет ничего, смешного,- а позорное ползание, лакейское унижение Журдена перед придворными званиями и титулами, смешное домогательство достичь аристократического положения в обществе. Господин Журден определяет содержание своего обучения так: «Я хочу ума набраться, чтобы не пасти задних в приличном обществе».

Определяющая черта образа Журдена - тщеславие (спесивость, гонор). Мечтая быть таким, как дворяне, Журден готов много заплатить за то, чтобы люди относились к нему как к благородно родженному. Ярко это показано в сцене с портным (действие II, явь 9). Комизм создается с помощью употребления титулов лакеем, чрезмерным «повышением» Журдена от «благородного господина» к «вашей светлости».

Но Журден еще не потерял полностью здравого смысла. Он совсем не глупый. Так, Журден увидел, что портной украл у него ткань (сцена с портным), он умеет считать деньги (сцена с Дорантом).

Журден - простой, прямодушный, доверчивый. Лучше всего слепая доверчивость господина Журдена и его простота проявились в сцене банкета (действие III, яви 18, І9; действие IV, явь 1). Человек, менее ослепленный своей губительной страстью и наблюдательный, уже давно бы заметил, что маркиза в этот день даже не слышала о нем, а его присутствие за столом считает случайным.

Доверчивый господин Журден тешит себя мыслью, что граф расхваливает его перед маркизой и передает ей от него подарки. А деньги он набирает взаймы потому, что беспредельно верит Доранту как дворянину.

Охваченный манией дворянства, Журден деспотически запрещает брак своей дочери Люсиль с ее любимым, Клеонтом, на том основании, что тот «не дворянин». Но он согласен выдать свою дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином. Только веселая выдумка Ковьеля, слуги Клеонта, о сыне турецкого султана, который приехал будто бы для того, чтобы попросить руки дочери Журдена, помогает обвенчаться Люсиль и Клеонту.

В конце комедии господин Журден «вылечивается» от своей мании и возвращается к жене. Эксперимент преобразования господина Журдена в во дворянствеа завершается неудачно, так как его мещанская природа берет верх, вдобавок, сомнительными являются и идеалы аристократии, к которой он хотел принадлежать. Здравый смысл побеждает.

Для литературного процесса XVII века было характерно направление классицизма, в котором отображались черты античной литературы. Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» является своеобразным эталоном литературного направления этого периода.

Характеристика образа Журдена

Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» - Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.

Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.

Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.

Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.

Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.

Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него. Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.

Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.

В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.

Смысл повести

В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни.

Игра Журдена в дворянство это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы.

Господин Журден - мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования. Журден «з радостью бы позволил отстегать себя здесь при всех.., чтобы только знать все то, чему учат в школе».

Как же учителя господина

Журдена относятся к его желанию учиться? Учителя знают настоящую цену господину Журдену:

Учитель музыки. Он действительно ничего не понимает, зато хорошо платит, а это теперь главнее всего.

Понимание искусства у него в бумажнике, а похвала его - червонцы, и этот мещанин-неук, как видите, платит нам далеко лучше.

То есть, главное для учителей то, что Журден имеет деньги, его бумажник - легкая добыча для них.

А чего могут научить учителя, которые заботятся не о знании, а только о деньгах? Те науки, которым учат Журдена учителя, вряд ли ему понадобятся. Я бы не хотел учиться у таких учителей, как у господина Журдена.

Господин Журден – мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой “ничего не понимает”, но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования. Журден “з радостью бы позволил отстегать себя здесь при всех.., чтобы только знать все то, чему учат в школе”.
Как же учителя господина Журдена относятся к его желанию учиться? Учителя знают настоящую цену господину Журдену:
Учитель музыки. Он действительно ничего не понимает, зато хорошо платит, а это теперь главнее всего.
Понимание искусства у него в бумажнике, а похвала его – червонцы, и этот мещанин-неук, как видите, платит нам далеко лучше.
То есть, главное для учителей то, что Журден имеет деньги, его бумажник – легкая добыча для них.
А чего могут научить учителя, которые заботятся не о знании, а только о деньгах? Те науки, которым учат Журдена учителя, вряд ли ему понадобятся. Я бы не хотел учиться у таких учителей, как у господина Журдена.

Сочинение по литературе на тему: Учителя господина Журдена. Какими я их вижу

Другие сочинения:

  1. Книга Ж.-Б. Мольера “Мещанин во дворянстве” вышла в Москве в 1977 году в издательстве “Лениздат”. Читая книгу, некоторые места я перечитывала несколько раз, а в общем все было понятно. “Мещанин…” – комедия-балет. Я считаю, что главная мысль в ней – Read More ......
  2. Смех – острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками: лицемерием и пресмыкательством, напыщенностью, корыстолюбием, скупостью, подхалимством. Китайский философ Конфуций сказал: “Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло, смеяться над ней – это уничтожать его”. Более 300 лет Read More ......
  3. Перед нами комедия в трех действиях, написанная в прозе Ж. Б. Мольером. Название ее Мещанин во дворянстве. Центральный персонаж пьесы – Журден, удачливый и богатый торговец, заболевший неукротимым желанием вести тот образ жизни, который свойствен аристократам. Кроме него в комедии Read More ......
  4. Одним из основных направлений в комедиях Мольера является осмеяние разбогатевших буржуа и критика стремительно деградировавшей аристократии. Так, в своем произведении “Мещанин во дворянстве” он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть Read More ......
  5. Назовите основные черты классицизма в театре и приведите примеры из прочитанного. Эти черты являются следствием увлечения античным театром, в котором действовало соответствие закону трех единств: времени, места и действия, ориентация на античные образцы, стремление заинтересовать зрителя, использование тем культа ума, Read More ......
  6. Читая комедию Мольера, невольно думаешь, что великий драматург каким-то мистическим образом увидел и наше время – современных Журденов, когда люди необразованные, порой даже малограмотные стремятся получить и титул и власть. Журдены никогда не умрут, пока будут люди, считающие, что можно Read More ......
  7. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний Read More ......
  8. Если учитель соединяет в себе Любовь к делу и к ученику, он Совершенный учитель. Л. Толстой Быстро летят годы. Кажется, совсем недавно мы, первоклашки, с букетами цветов переступили порог своего 1 “А” – и уже 8-й класс. Хорошо запомнился еще Read More ......
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу